УДК 37.018.2: 398
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И.В. Шевчук
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема воспитания младших школьников на основе национального воспитательного идеала. Устное народное творчество - благодатный источник воспитания младших школьников. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. В работе охарактеризованы подходы в определении понятий «устное народное творчество», «фольклор»; представлены классификации жанров детского фольклора.
Ключевые слова: устное народное творчество, фольклор, воспитание, младшие школьники.
THE ROLE OF FOLKLORE IN THE EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS
I. Shevchuk
Abstract. This article discusses the problem of educating younger students on the basis of the national educational ideal. Folklore is a fertile source of education in primary school. Through folklore, the child is not only master of the native language, but attached to the culture of its people, gets the first idea of it. In the work there are approaches in the definition of "folklore", "folklore", there is a classification of the genres of children's folklore as well.
Keywords: folklore, folklore, education, junior students.
Успешное протекание процесса национально-культурного возрождения во многом определяет будущее российского государства. Однако осознание национального достоинства народа в цивилизованном государстве непременно должно быть сопряжено с соблюдением принципов социальной справедливости и уважения к каждой конкретной личности. Поэтому тенденции развития духовной культуры на современном этапе определяются тремя направлениями: формирование общих черт духовного единства; учет особенностей духовной культуры соответствующих историко-этнографических регионов; сохранение специфических черт культуры отдельных народов.
Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования предполагает воспитание учащихся начальной школы на основе национального воспитательного идеала. Высшей целью образования является «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8, с.2].
Данная проблема находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где
говорится о необходимости освоения важных социальных ценностей, таких как «любовь к России, к своему народу, к своему краю; гражданское общество; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества» [11].
Особое значение в воспитании у детей младшего школьного возраста интереса к культуре, истории русского народа принадлежит устному народному творчеству. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Проблема воспитания младших школьников посредством устного народного творчества в разное время находила отражение в работах А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.В. Василенка, Г.С. Виноградова, В.Е. Гусева, П.В. Киреевского, М.Р. Львова, В.А. Сухомлинского и др.
Устное народное творчество в научной литературе именуется фольклором, устной народностью, народным творчеством [10, с.3]. В толковом словаре русского языка фольклор трактуется как «устное народное творчество; совокупность обычаев, обрядов, песен и др. явлений быта народов» [9, с.791].
В Большом справочнике школьника понятие «фольклор» отождествляется с устным народным
творчеством и описывается как «совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал» [2, с.151].
По определению В.Е. Гусева, фольклор - это народное искусство, где художественное отражение действительности осуществляется в формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их жизнью и бытом [6, с.6].
Таким образом, фольклор - это устное народное творчество, воплотившее идеалы и стремления народа, его поэтическую фантазию.
Особую важность приобретает устное народное творчество для воспитания подрастающего поколения. Воспитание начинается с усвоения детьми духовного наследия своего народа - языка, устного народного творчества, т.е. с формирования у них народоведческих представлений. Произведения устного народного творчества выступают как фактор социального развития личности школьника. Следовательно, эмоциональное отношение к устному народному творчеству можно рассматривать как первоначальный процесс овладения опытом предшествующих поколений и становление способности к осознанию культурных ценностей своего народа.
В рамках школьного обучения знакомство детей с устным народным творчеством разных этносов, населяющих Россию, является насущной задачей. Фольклорные произведения интересны детям: они близки им по языку, по духу, знакомы с дошкольного возраста. Но с поступлением в школу меняется роль ребенка по отношению к произведениям устного народного творчества: перед поступлением в школу ребенок занимает позицию слушателя фольклорных произведений, а в школе он занимает активную роль носителя и исполнителя. При этом для работы с младшими школьниками необходимо грамотно выбирать фольклорные произведения. В.П. Аникин выделил такие произведения в специальную группу, называя ее «детский фольклор». Детский фольклор включает в себя «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшего со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [1]. Г.С. Виноградов пишет о детском фольклоре как о «особом явлении обособленного детского быта и обособленной детской жизни» [4, с.66]. Следовательно, детский фольклор содержит в себе произведения устного народного творчества,
отвечающие потребностям детей и отражающие важные этапы детской жизни.
В зависимости от видов фольклора В.Е. Гусев выделяет следующие жанры:
1) материнская поэзия - колыбельные песни, прибаутки, пестушки;
2) календарный фольклор - заклички и приговорки;
3) игровой фольклор - считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры;
4) дидактический фольклор - загадки, пословицы, поговорки [6, с.27].
Иного принципа классификации
придерживается В.А. Василенко. В его классификации основополагающим принципом является функциональный. Поскольку в младшем школьном возрасте игра является одним из основных способов деятельности, то классификация В.А. Василенко построена на степени включения игровых элементов в произведения детского фольклора:
1) колыбельные песни или байки;
2) произведения, связанные с игровыми действиями;
3) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий [3, с. 50].
Поскольку, младший школьный возраст является сенситивным для развития познавательных способностей, расширения кругозора, воспитания духовно-нравственных чувств, формирования национального самосознания, необходимо использовать больше полифункциональных жанров, которые включают и деятельностную и вербальную составляющие.
Т.М. Каргополова, совместив деятельностную и вербальную функции, предлагает следующую классификацию произведений устного народного творчества:
1) поэзия пестования - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки;
2) бытовой фольклор - детские народные песни, заклички и приговорки, детская обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки, детские сказки, страшилки;
3) потешный фольклор - словесные игры, молчанки и голосянки, поддевки, сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши;
4) игровой фольклор - ролевые игры без поэтически организованного теста, ролевые игры с игровыми припевами, ролевые игры с игровыми приговорами, игры-импровизации, жеребьевые сговорки, считалки [7, с.68].
Основными особенностями детского фольклора являются: яркие поэтические образы, простота напева, использование различных способов художественного проявления и др.
Благодаря этим особенностям фольклор интересен детям, он прост и понятен и вызывает внутреннее сопереживание в процессе прослушивания или исполнения.
Одним из основных свойств фольклора является его бесписьменность. Фольклор называют устным или изустным творчеством, так как он живет, развивается и передается только в живом исполнении «из уст в уста».
Произведения устного народного творчества - плод коллективного творчества. Отсутствие автора и преимущественно устность бытования фольклорных произведений определяет еще одну особенность, а именно: вариативность произведений устного народного творчества. Следовательно, в культурном и образовательном пространстве существует несколько вариантов одного произведения, которые могут иметь как незначительные различия, так и весьма существенные [6].
Вариативность тесно связана со следующим признаком фольклора, который называют традиционностью. Указанный признак, как правило, выражается в традиционном использовании произведений устного народного творчества во время фольклорных праздников, традиционном исполнении с традиционными действиями, обрядами, традиционна образная речь в фольклорных источниках - «девица красная», «ветры буйные», «люди добрые» и др.
Для детей младшего школьного возраста наиболее подходящими являются такие фольклорные жанры, как сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, народные игры. Эти жанры, благодаря простому сюжету, определенному набору композиционных и стилистических средств, краткости и афористичности, являются простым и доступным для восприятия ребенка средством познания простых истин, средством приобщения к нравственным общечеловеческим ценностям.
Сказки являются хорошим педагогическим средством и любимым младшими школьниками жанром устного народного творчества. Это своего рода энциклопедия, где собраны сведения из географии, ботаники, истории и другая
информация о быте народа. Сказка стимулирует воображение и фантазию ребенка, развивает способность к творчеству в любой сфере деятельности.
Пословицы и поговорки создаются всем народом, поэтому выражают его коллективное мнение. В них заключается народная оценка жизни, наблюдение народного ума. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные ситуации, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, с древнейших времен выступающее как педагогическое средство.
Загадки знакомят с радостью мышления, направляют внимание на предметы, явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов.
Песни поддерживают у обучающихся интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей.
Народные игры влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка, укрепляют здоровье. Игры не только физически развивают детей, но и способствуют обогащению знаниями об окружающей действительности, формируют нравственные качества, воспитывают чувства и вкусы, представления и понятия.
Исходя из вышесказанного, видим, что фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Таким образом, произведения устного народного творчества представляют собой большие возможности не только для работы над развитием познавательного интереса, но и над формированием личности младшего школьника. Включая в воспитательный процесс начальной школы произведения устного народного творчества, можно дать младшему школьнику сведения о различных народах, привить такие значимые качества личности как патриотизм и уважение к культуре своего народа, так и к культуре других народов.
Литература:
1. Аникин В.П. Русский фольклор: учеб. Пособие / В.П. Аникин. - М.: Флинта, 2000. - 167 с.
2. Большой справочник школьника; под ред. М.М. Литвиновой, Т.Д. Дажиной. - М.: Дрофа, 2010. - 1103 с.
3. Василенко В.А. Детский фольклор / В.А. Василенко. - М.: Высшая школа, 1978. - 150 с.
4. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Г.С. Виноградов. - Л.: Наука, 1978. - С. 66-67.
5. Григорян А.В. Кросскультурный подход в современном иноязычном образовании / А.В. Григорян // Вестник УРАО. Сер. «Актуальные проблемы образования и культуры». - 2010. - № 2. - С. 80-83.
6. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. - Л.: Наука, 2003. - 318 с.
7. Каргополова Т.М. Развитие музыкальных способностей у учащихся младшего школьного
возраста в процессе изучения фольклора: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.М Каргополова. - М., 2014. - 196 с.
8. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум; под ред. Т.И. Зиновьевой. - М.: Юрайт, 2016. - 468 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2006. - 855 с.
10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 4. - С. 8-11.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - 47 с.
Сведения об авторе:
Шевчук Ирина Васильевна (г. Армянск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент Института педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», e-mail: shevchuk_kgu@mail.ru
Data about the author:
I. Shevchuk (Armyansk, Russia), сandidate of pedagogic sciences, associate professor Institute of pedagogical education and management (branch) Federal State Autonomous Educational Institution «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», e-mail: shevchuk_kgu@mail.ru