3. Macefuk E.A. Model' processa formirovaniya u starsheklassnikov otnosheniya k otvetstvennosti kak social'no znachimoj cennosti. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 1 (35): 85 - 88.
4. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu HHI veka. Novye cennosti obrazovaniya. 1996; Vypusk 6: 10 - 37.
5. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/8dd76fa744c4a215c388 d6a7b97017be1e8fe80d/
6. Konvenciya o pravah rebenka. Available at: https://27.mvd.rf/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/KONVENCIJA_ O_PRAVAH_REBENKA
7. Konstituciya RossijskojFederacii. Available at: http://constrf.ru/
8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6 432/#ixzz5RjS0s0D
9. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty.
10. Professional'nyj standartpedagoga. Available at: http://www.edustandart.ru/wpcontent/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_pedagoga
11. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 373
Mongush V.Sh., teacher, Kyzyl Pedagogical College, Tuva State University (Kyzyl, Khakassia), E-mail: [email protected]
Mongush Sh.S., teacher, Kyzyl Pedagogical College, Tuva State University (Kyzyl, Khakassia), E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE. In this work, the bases of spiritual and moral education of younger schoolchildren are considered. People's pedagogues of different nations and ethnic groups preserved in their development national-regional specifics, reflecting the features of natural-geographical, historical and religious factors that determine the whole system of values and behavior of people of this ethnos. The work considers the formation of moral education of children through folk traditions. The research reveals a problem of popular education, namely the role of folklore in the upbringing and formation of the personality of children of primary school age. In the course of the work, the scientific and cognitive and educational significance of oral folk art was revealed.
Key words: family, spiritual and moral education, popular pedagogy, pedagogical conditions, junior schoolchild.
В.Ш. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
Ш.С. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной работе рассматриваются основы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Народные педагогики разных наций и этносов сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-географических, исторических и религиозных факторов, определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса. В работе также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Также в работе раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора в деле воспитания и формирования личности детей младшего школьного возраста. В ходе работы было выявлено научно-познавательное и воспитательное значение устного народного творчества.
Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, народная педагогика, педагогические условия, младший школьник.
Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [1].
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности к различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители - люди, составляющие ближайшее социальное окружение
ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [2, с. 120].
Как отмечают Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед» [3, с. 4].
Народные педагогики разных наций и этносов имеют много общего. И в то же время они, выступая жизнесмыслами, сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-географиче-ских, исторических и религиозных факторов, определяющих всю
систему ценностей и поведение людей данного этноса. То общее, что объединяет, сближает народные педагогики различных наций и этносов, - инвариативные компоненты. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музы-кальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания (общинно-коллективный характер обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых и т. д.) [4].
На национальный характер и культуру тувинского народа оказали влияние природно-климатические условия проживания. Человек должен находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой. Человек чувствовал себя органической частью природы, обладая высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, человек почитал и обожествлял природу. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Следовательно, доминирующими ценностями у тувинцев являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общности - единения людей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными народными праздниками и проведение некоторых из них;
- тематические выставки детского творчества;
- участие в акциях, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Семья играет главную роль в сознании ребёнка. Родители передают детям нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и они ответственны за воспитание детей перед обществом.
Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги -наши друзья»).
У коренных жителей верховий Енисея - тувинцев, испокон веков существовали традиционные средства народной педагогики, используемые для формирования положительных навыков у подрастающего поколения. При этом в воспитательных целях использовались разные жанры устного народного творчества, а также поучительные примеры из житейского опыта, накопленные предками издревле. И они были взаимосвязаны с экологическим воспитанием детей, помогавшим адаптироваться к взаимоотношениям с окружающей живой и неживой природой. В формиру-
Библиографический список
ющемся их сознании со временем закреплялись народные традиции, направленные на гармоничное отношение с природой, почитание всего, что окружает человека. Тувинцы испокон веков свято верили, что, причинив ущерб природе, прежде всего, человек причиняет ущерб самому себе. Никогда не рубили деревья без особой необходимости, никогда не добывали мяса и рыбу больше, чем надо. Подобные традиции и обычаи складывались у них веками и прививались с раннего детства по примеру старших [5].
Положительные качества личности можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. В младшем школьном возрасте знакомство детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина.
Тувинский народ проявлял большую любовь и привязанность к детям. Народ считает, что «дети - великое богатство, а скот - мнимое богатство». Бытует мнение, что в многодетной семье жизнь становится полноценнее, каждый привыкает к самостоятельному труду, дисциплине, взаимопомощи, понимает чувство ответственности, долга, быстро приобретает необходимые навыки и умения. Большой заботой каждой семьи было сохранение здоровья ребенка. «птица гнездо бережет, человек -детей», гласит тувинская пословица. Сделать это в суровых климатических условиях, в обстановке кочевого быта, когда семья в течение круглого года жила в войлочной юрте, было, конечно, трудно. И в этом непростом деле воспитания детей большую художественно-эстетическую роль сыграла фольклор народа.
Тувинский фольклор богат пословицами и поговорками, которые имеют целью привить детям высокие нравственные качества. Внушая детям любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе. Например, «от работы убежишь - в нужду попадешь, от знаний убежишь -в беду попадешь», «дай приют старому, вытри слезу малому», «в паводок нет рыбы, в пословице - лжи», «мать моя - земля родная, мачеха - земля чужая», «растение любит весну, народ любит правду». Другие пословицы призывают детей к мужеству, удали, смелости и героизму: «лучше смерть принять, нежели честь потерять», «пугливому коню все чудится, трусливому - все мерещится». Пословицы и поговорки способствуют воспитанию чувства дружбы, товарищества, сознания общественного долга: «слово дал - хозяином будь», «с другом в ладу, согласье живи, последний кусок пополам раздели», «в дружбе - сила, с другом - веселье» [6].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина. На этом пути педагоги призваны помочь растущему человеку, пристально вглядываясь в окружающую действительность, замечать жизненные ситуации, связанные с подлинным проявлением нравственности и духовности, и формировать на этой основе свойства духовно развитой личности.
1. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: Традиции и современность. Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
2. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва: УРАО, 2002.
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Москва: Школьная Пресса, 2003.
4. Иванова А.В., Иванова А.П. Роль этнокультурных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012; № 2: 104 - 107.
5. Доржу М.Д. Экологическое воспитание в традиционной народной педагогике тувинцев. Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017; № 4 (35): 20 - 25.
6. Мунзук Т.Т. Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 239 - 241.
References
1. Daved'yanova N.S. O ponimanii duhovnosti v sovremennom obschestve. Pravoslavnaya pedagogika: Tradiciiisovremennost'. Sbornik lekcij i dokladov VGPU, 2000.
2. Ushinskij K.D. Problemypedagogiki. Moskva: URAO, 2002.