Научная статья на тему 'Воспитание настоящего мужчины на примере нравственного идеала совершенного человека тувинского народа'

Воспитание настоящего мужчины на примере нравственного идеала совершенного человека тувинского народа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА / IDEAL OF A PERFECT HUMAN / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORAL IDEAL / ORKHON-YENISEY SCRIPT / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ЭТНОС / ETHNICITY / ЯЗЫК / LANGUAGE / ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ / SAYINGS AND PROVERBS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ГЕРОИЧЕСКИЕ БЫЛИНЫ / HEROIC EPICS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / НАЗИДАНИЯ / EDIFICATION / ПОЖЕЛАНИЯ / WISHES / БЛАГОСЛОВЕНИЯ / BLESSINGS / ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА / MORAL EDUCATION PROGRAM OF A REAL MAN / ОРХОН-ЕНИСЕЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаалы А.С.

В статье рассматривается значимость воспитания настоящего мужчины на примере нравственного идеала совершенного человека тувинского народа. Идеи воспитания настоящего мужчины показаны через народные представления о совершенстве человека, запечатленные в духовной культуре этноса. Приведен опыт изучения народных представлений о совершенстве личности на уроках по народоведению «Эр чол» («Мужской путь»), реализуемых в школах Республики Тыва. Сделан вывод, о том, что неотъемлемой частью в воспитании настоящего мужчины «Эрниң эрези» являются нравственные качества тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF A REAL MAN WITH REFERENCE TO AN EXAMPLE OF THE MORAL IDEAL OF A PERFECT PERSON OF THE TUVA PEOPLE

The article discusses the importance of nurturing the present male example moral ideal of a perfect person of the Tuva people. The idea of raising up a real man is shown through the people's perceptions on how the perfection of the man is captured in the spiritual culture of the ethnic group. The research shares experience of studying the Tuva people's attitude towards the perfection of an individual at lessons on the local ethnos studies “Er Chol” (The man's way) taught at schools of the Republic of Tuva. It is concluded that an integral part in the upbringing of a real man (Ernin erezi) is moral qualities of the Tuva people.

Текст научной работы на тему «Воспитание настоящего мужчины на примере нравственного идеала совершенного человека тувинского народа»

2. Rubinshtejn S.L. Principy iputirazvitiya psihologii. Moskva: Izdatel'stvo Akad. nauk SSSR, 1959.

3. Leont'ev A.N. O formirovanii sposobnostej. Semenyuk L.M. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1996: 46 - 56.

4. Arcishevskaya E.V. Individual'no-tipologicheskie osobennosti podrostkov s hudozhestvenno-izobrazitel'nymi i yazykovymi sposobnostyami. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2008.

5. Gippenrejter Yu.B. Vvedenie v obschuyu psihologiyu. Kurs lekcij. Moskva: izd-vo Mosk. un-ta, 1988.

6. Shadrikov V.D. Sposobnostiiintellektcheloveka. Moskva: Izdatel'stvo Sovremennogo gumanitarnogo universiteta, 2004.

7. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Semenyuk L.M. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1996: 42 - 46.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 37.371.3

Shaaly A.S., senior lecturer, Department of Pedagogics, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), Е-mail: alyashaaly@yandex.ru

EDUCATION OF A REAL MAN WITH REFERENCE TO AN EXAMPLE OF THE MORAL IDEAL OF A PERFECT PERSON OF THE TUVA PEOPLE. The article discusses the importance of nurturing the present male example moral ideal of a perfect person of the Tuva people. The idea of raising up a real man is shown through the people's perceptions on how the perfection of the man is captured in the spiritual culture of the ethnic group. The research shares experience of studying the Tuva people's attitude towards the perfection of an individual at lessons on the local ethnos studies "Er Chol" (The man's way) taught at schools of the Republic of Tuva. It is concluded that an integral part in the upbringing of a real man (Ernin erezi) is moral qualities of the Tuva people.

Key word: ideal of a perfect human, moral ideal, Orkhon-Yenisey script, spiritual culture, ethnicity, language, sayings and proverbs, traditions, heroic epics, customs, edification, wishes, blessings, moral education program of a real man.

А.С. Шаалы, доц. каф. педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: alyashaaly@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ

НА ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ТУВИНСКОГО НАРОДА

В статье рассматривается значимость воспитания настоящего мужчины на примере нравственного идеала совершенного человека тувинского народа. Идеи воспитания настоящего мужчины показаны через народные представления о совершенстве человека, запечатленные в духовной культуре этноса. Приведен опыт изучения народных представлений о совершенстве личности на уроках по народоведению «Эр чол» («Мужской путь»), реализуемых в школах Республики Тыва. Сделан вывод, о том, что неотъемлемой частью в воспитании настоящего мужчины «Эрниц эрези» являются нравственные качества тувинского народа.

Ключевые слова: идеал совершенного человека, нравственный идеал, Орхон-Енисейская письменность, духовная культура, этнос, язык, поговорки и пословицы, традиции, героические былины, обычаи, назидания, пожелания, благословения, программа нравственного воспитания настоящего человека.

Сила и величие многовековых народных традиций воспитания в том, что невозможно представить их без нравственного идеала совершенного человека.

Необходимость использования духовно-нравственных воззрений тувинского народа о совершенстве личности в воспитании настоящего мужчины приобретает особую актуальность в связи повышением социальной значимости мужского воспитания, направленного на формирование ответственности за судьбу своей семьи, рода, народа, Отечества - гражданина России.

Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась классиками отечественной педагогической науки - К.Н. Вентцелем, П.Ф. Каптеревым, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским, Г.Н. Волковым [1 - 5].

В частности, П. Ф. Каптерев считал невозможность существования общечеловеческого, всенародного педагогического идеала так же, как нет общечеловеческого языка, религии и у каждого народа своя история развития, свое национальное искусство, хотя, несомненно, существуют одни и те же основы и задачи воспитания, имея в виду, что в основе каждого национального воспитательного идеала лежат общечеловеческие ценности.

В контексте данного подхода мы считаем, что представление народов о совершенстве личности закреплены именно в духовной культуре, понимаемой нами как деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие человека и общества, а также представляет результаты этой деятельности. Обращение к духовной культуре возникает из потребности осмысления и использования ее ценностей в воспитании настоящего мужчины.

Так как духовная культура пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, он усваивает ее через язык, воспитание, общение и деятельность. Нравственные представления о нравственном совершенстве личности осмысливаются и осваиваются традицией и воспитанием на протяжении всей жизни человека.

О проявлении нравственного идеала настоящего мужчины тюркских народов свидетельствуют памятники духовной культуры народов - Орхоно-Енисейские рунические письмена (VII в), в которых создан объединенный образ совершенного правителя кочевых народов, благородного объединителя родов и племён, бесстрашного героя с добрым сердцем и добрым именем, сформировавшегося в сознании народов как идеал совершенного мужчины и как этнопедагогическое завещание предков. Об этом свидетельствует Большая надпись памятника Кюль-тегину: Они были мудрыми каганами, Они были мужественными каганами, И их приказные, надо думать, тоже были мудры, Надо думать, были мужественны [6, с. 42]. Приведённый пример ещё раз убеждает нас в том, что в живом слове народа слышится многовековое назидание. Пословицы и поговорки, как «педагогические миниатюры», играют назидательную функцию, хранят в себе проверенные тысячелетиями идеи воспитания. Так, например, в пословицах отец и конь всегда рядом, неразрывны: «ада чокта эш чок дег, аъды чокта бут чок дег» - без отца, как без друга, без коня, как без ног [7, С. 161].

Такие сравнения, как хартыгадан капшагай (ловкий, быстрый, как ястреб); эзир дег эрес (храбрый, удалой, как орёл); адыг дег меге (сильный как медведь) дают нам возможность получить характеристику личности народного идеала - удалого, храброго, сильного мужчины.

Особо ярко нравственный идеал совершенного мужчины воплощен в семейных праздниках. Как отмечает М.Б.Кенин-Лопсан, новорожденному мальчику благословение было особым. Бабка, которая принимала ребенка, окунала его в теплый чай без молока с артышом - можжевельником, пеленала и укладывала в колыбель. Благословение мальчику произносит самый старший по возрасту мужчина - дядя со стороны матери:

Пусть будет у него коновязь из самого крепкого дерева, Пусть будет у него самая хорошая лошадь, Пусть он будет крепким,

Пусть он растет сильнейшим борцом,

Пусть у него будет много родни,

пусть у него будет много скота,

Пусть у него будет много друзей,

Пусть он будет добрым молодцем с доброй душой,

Пусть он, завидев старших, всегда уступает им дорогу,

Пусть он, завидев малышей, всегда ласкает их от сердца.

Это благословение говорит о том, что наши предки радовались рождению мальчика, от всей души желали ему крепкого здоровья, молились у его колыбели, чтобы он был честным, умным, достойным человеком, был добрым отцом своих детей, верным мужем жены [8, с. 114].

В благопожеланиях трехлетнему мальчику в семейный праздник подстригания родовых волос, который проводится и по сегодняшний день, старшие выражают мечту видеть его в будущем настоящим мужчиной «Эрниц эрези», богатым, славным, благородным, долголетним. Мы видим здесь воплощение идеи совершенства человеческой личности в народной педагогике тувинцев: «Пусть будет непобедимым в спорах, не знает поражения перед теми, кто имеет лопатки (имеется в виду в национальной борьбе <^реш», пусть побеждает). Пусть будет много детей, пусть будет тьма скота. Пусть будет мудрым и умным. Пусть будет славным, пусть будет благородным, Пусть будет скромным и счастливым!».

Нравственные смыслы данного благопожелания свидетельствуют о преемственности поколений, которая обеспечивается воспитанием и выступает как фактор социального развития личности и духовного процветания народа. В сознательном стремлении родителей, рода к тому, чтобы дети жили лучше, постоянно присутствует забота о преемственности поколений.

Жизнь народа, его нравственные нормы нашли свое отражение в сказках и героических сказаниях. В героическом сказании «Алдай-Буучу» можно проследить жизнь героя-богатыря от рождения до возмужания. Отец, радующийся рождению сына, благословляет его: «Будь, мой сын, добрым молодцем, сильным и крепким мужчиной» [9, с. 147]. Все жизненные обряды, связанные с имянаречением, снаряжением его воинскими доспехами и богатырской одеждой, отправлением за невестой и завоевание ее - все проникнуто мыслью народа о совершенном человеке -благонравном, верном, мужественном воине-освободителе, хозяине своего слова и дела. Имя ему дает - девятьсот девяносто девятилетняя старая женщина, воинские доспехи - отец, напутствует на дорогу мать, спасает от гибели жена. Здесь прослежена древнейшая межпоколенная связь, почтительное отношение к женщине, уважение к вскормившей и взрастившей матери, ее жизнеутверждающая сила и верность и самоотверженность жены.

Заметим, что многие сказания называются по имени родоначальника, а главными героями являются его внук или сын. Так, Меге Шагаан-Тоолай, именем которого названо сказание, умирает в самом начале повествования, скоро и сын его, Меге Ба-ян-Далай, падает, сраженный врагами и центральным персонажем сказания является Кара-Когел - внук Меге Шагаан-Тоолая.

С учетом вышесказанного, в героических сказаниях идеал настоящего мужчины тувинского народа «Эрниц эрези» имеет скот выше головы, имущество, выше плеч, мудрее из всех мудрых, сильнее всех сильных, непобедим ни в споре с красноречивыми, ни в стрельбе из лука, нет у него ни предела для роста, ни души для смерти, он среди народа горд, для хозяина дорог -значит, трудолюбив, мудр, силен, красноречив, меток, бессмертен, добр.

На основе имеющихся источников по тувиноведению, рунической письменности (Орхоно-Енисейские памятники) в честь Кюльтегина и материалов устного народного творчества, полевых материалов, мы сделали попытку представить нравственный идеал совершенного человека в этических заповедях -нравственных правилах тувинского народа.

Осознавая, что необходимо представить систему народных представлений мужского воспитания, сделать его ясным и убедительным, чтобы можно было использовать в нравственном воспитании настоящего мужчины «Эрниц эрези», мы представили в виде программы, состоящей из правил, отраженных в древнейших наставлениях и поучениях,запретах и предписаниях.

1. Дорожи честью и добрым именем своим: «Арныц бода-вайн, адыц бода» - «Не думай о лице, думай об имени (о чести своей)».

2. Дорожи именем своего рода и родителей своих: «Терелин билбеске - TYрээр, теегYЗYH билбеске - теерээр» - «Не будешь

знать род свой - в беду попадешь, историю - в заблуждение попадешь»; «Ие сезYH ижип болбас, ада сезYH ажырып болбас» -«Наказ отца запоминай, слово матери уважай».

3. Уважай старших. Не вступай в разговор первым. Предлагай свою помощь и участие в их делах. В старости будь опорой. Слушайся советов и не спорь со взрослым: «Улугну XYHДYле, уругну азыра» - «Старшего уважай, младшего воспитай».

4. Будь добр, вежлив и щедр: «Кижи экизи XYH, кижи багы чылан» - «Добрый да щедрый солнцем сияет, злой человек змеей подползает»; «Эвилец кижиге чон ынак» - «Народ доброго любит»; «Эрги кидисте дамды чок, эвилец чацда чазыг чок» -«Старая кошма дождь не пропустит, (человек) с добрым нравом ошибки не допустит».

5. Будь верным своему слову, достигай намеченной цели: «Сеглээн сес, керткен ыяш» - «Сказанное слово - что зарубка на дереве».

6. Соблюдай нормы приличия, следи за своим поведением: «^зер буга мыйыс дегээр, каржы кижи чудуруун дегээр» - «Бодливый бык рога выставляет, невежа кулаками размахивает».

7. Работай, а слава сама тебя найдет: «Кежээниц мурнун-да - XYHДY, чалгааныц мурнунда - кочу» - «Трудолюбивому -почет, ленивому - насмешки».

8. Никогда не хвастайся: «Артык тенек аъдын мактаар, болбас тенек бодун мактаар» - «Хвастун хвалит коня, глупец хвалит себя»; «Бодуцну богдага демейлеве, эжицни эникке бодава» -«Себя не мни святым, друга не считай щенком».

9. Не будь вспыльчив и груб: «Каржы кижиниц таныжы эвээш, каралыг кижиниц сагыжы амыравас» - «У грубого знакомых мало, у мнительного покоя нет»; «Хорадааш хову кежер эвес, ажынгаш арт ажар эвес» - «Вспыльчивый степь не пройдет, сердитый перевал не осилит».

Настоящий мужчина - «Эрниц эрези» - добытчик, кормилец и хозяин - «0г ээзи». Его авторитет непререкаем. Пословица «Аът елYP - баглаажы артар, ада елYP - оглу артар» - лошадь умрет - коновязь остается, отец умрет - сын остается - обязывала сына жить и быть достойным своего отца. Позорящий отца своего не достоин называться его сыном: «^нмээн тал-биле терYвээн кулун уктаар» - «у невыросшего тальника и неуроди-шегося жеребенка искать родословную» [7, с. 216]. Старики и сегодня не спрашивают у молодого человека имя, а спрашивают имя отца и деда, по которому судят о роде, из которого вышел человек. Чтобы оправдать имя своего отца и рода молодой человек должен быть не только смелым, но и великодушным, добрым, но твердым в принятии мужского решения.

Тувинцы, как и многие другие народы, возлагали на молодого человека высокую миссию - быть народным заступником, нести ответственность за судьбу своего рода, народа.

Чтобы подготовить юношу к защите родины, быть вежливым, честным, уважающим себя и других; создать условия для осознания им роли создателя домашнего очага, кормильца семьи, опоры и поддержки родных и близких; приобщить к традиционным видам хозяйствования в проводятся уроки народоведения для мальчиков «Эр чол» («Мужской путь»). Разработан учебник, насыщенный произведениями устного народного творчества и литературы тувинцев, народов Саяно-Алтайского нагорья, где прославляются толерантность, храбрость, честь и достоинство мужчин, знакомит учащихся с жизнью и творчеством известных мужчин Тувы (Чанчы-Хоо, Ш.Ч. Сат, И.У. Самбуу, С.К. Шойгу и др.). Именно через их пример формируется национальное достоинство, мужественность, которые служат фундаментом нравственного совершенствования личности. Это ответственность перед народом за доброе имя рода, отца, быть достойным сыном своего народа.

В ходе изучения курса «Мужской путь» ученик 7 класса должен понять, кто такой «Эрниц эрези» - настоящий мужчина, какой путь он должен пройти, размышляет над тем, что родиться на светлой земле мужчиной - большой дар и большая ответственность.

Источниками для дискуссии служат следующие назидания предков:

«Мужчина берет от отца два жизнеутверждающего дара: жизнь и душу. Не забудь о мужской чести «Береги имя, данное отцом» - «Адац адаан адын сыкпа»;

для мужчины главное: «Нужна наука большая, душа - маленькая (добрая)» - «Эртемниц улуу херек, сеткилдиц бичези херек». Он думает о своих наследниках по отцу, «бережет честь с молоду»;

мужчина - добрый, добросердечный, не допускает жестокость, употребление алкоголя, не теряет мужского достоинства, гибкий и трудолюбивый «Нерасторопный мальчик не сможет даже прокормить себя»;

«Не знающий, как жить - ошибется, не принимающий советов - заблудится». Никогда не завидуй тем, кто сильнее тебя, развивай все больше разные способы борьбы, физические данные, будь собранным. «Завистник - многословен, завоеватель - непредсказуем», береги свою жизнь, не вдавайся в унынье, жизнь - самое дорогое, что есть у тебя, не завидуй, зависть - это человеческий порок. Для мужчины главное не его внешние данные и его сила, главное - его человечность. «Не хвастайся, что силен», «Сила орла - в его крыльях, сила мужчины - в его знании». «У бойкого мальчика глаза горящие». Заветная цель для борца: быть опорой родной земли, родителей и рода; везде и во все времена бережет женщину-мать, бабушку, сестру, своих близких; не допускает унижения девичьей чистоты, предельно внимателен к ним.

Приведенные назидания предков являются программой для формирования настоящего мужчины.

Библиографический список

Настоящий мужчина «Эрниц эрези» обязательно должен участвовать уже с детства в троеборье: «ча адары» - стрельба из лука, «аът чарыжы» - конная скачка, «XYреш» - тувинская борьба. Участие в состязаниях укрепляет доблестное имя тажы (юноши) - будущего мужчины.

В Республике Тыва реализуется проект «^реш (национальная борьба) в детские сады», цель которого раннее приобщение детей к национальному виду спорта, имеющем потенциальное влияние на формирование не только физических качеств личности ребенка, но и проникновение в особенности национальной борьбы как духовного составляющего народной культуры тувинского народа. Следует отметить, что в День защиты детей ежегодно проводятся состязания по национальной борьбе «^реш», где ежегодно принимают участие более тысячи детей от 5 до 14 лет. Это показатель того, как родители стремятся к тому, чтобы их дети учились преодолевать трудности, могли поверить себе, в свои силы, стать борцами.

Таким образом, считаем, что рассмотренные нами представления тувинского народа о нравственном идеале совершенного человека имеют непреложное значение в воспитании настоящего мужчины «Эрниц эрези».

1. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. Москва, 1896.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1982

4. Сухомлинский. Нравственный идеал молодого поколения. Москва: Изд. АПН РСФСР - 1963.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собрание сочинений. Москва, Ленинград, 1948; Т. 2: 69 - 167.

6. Древние письмена. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина».

7. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл, 2001.

8. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл, 2006.

9. Гребнев Л.В. О народности тувинского героического эпоса. Ученые записки. 1957; № V: 159 - 177. References

1. Ventcel' K.N. Osnovnye zadachinravstvennogo vospitaniya. Moskva, 1896.

2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: Uchebnoe posobie dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

3. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1982

4. Suhomlinskij. Nravstvennyj ideal molodogo pokoleniya. Moskva: Izd. APN RSFSR. - 1963.

5. Ushinskij K.D. O narodnosti v obschestvennom vospitanii. Sobranie sochinenij. Moskva, Leningrad, 1948; T. 2: 69 - 167.

6. Drevnie pis'mena. Abakan: OOO «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina».

7. Kurbatskij G.N. Tuvincy vsvoem folklore. Kyzyl, 2001.

8. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya kul'tura tuvincev. Kyzyl, 2006.

9. Grebnev L.V. O narodnosti tuvinskogo geroicheskogo 'eposa. Uchenye zapiski. 1957; № V: 159 - 177.

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

УДК 37

Pavlova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Gzhelsk,

Russia), E-mail: sve862@yndex.ru

QUESTIONS OF MODERN PEDAGOGY. The work is dedicated to issues of modern pedagogy, the study of the state of modern education, which is an indicator of the quality of life of the society, the level of general recognition of public education in the world labor market. As part of the era of globalization, the desire for European integration is becoming an increasingly important issue of improving the quality of the Post-Soviet education system in European education, competitive level. The author concludes that studying the problem of reforming the Russian school, Russian education is based on the principles of consistency and standardization. By introducing a number of significant educational reforms, the Russian Federation does not remain aloof from these reforms.

Key words: modern education, era of globalization, European integration, educational reforms.

С.А. Павлова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики, Гжельский государственный университет,

г. Гжельск, E-mail: sve862@yandex.ru

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Данная работа посвящена вопросам современной педагогики, исследованию состояния современного образования, которое является показателем качества жизни общества, уровнем общего признания того или иного государственного образования на мировом рынке труда. В рамках эпохи глобализации, стремление к евроинтеграции становится все более актуальным вопрос о повышении качества постсоветской системы образования в европейское образование, конкурентоспособного уровня. Автор делает вывод о том, что изучая проблему реформирования российской школы, российское образование базируется на принципах системности и стандартизации. Внедряя ряд существенных образовательных реформ, Российская Федерация не остается в стороне от этих преобразований.

Ключевые слова: современное образование, эпоха глобализации, евроинтеграция, образовательные реформы.

Анализ последних исследований и публикаций показал, что развитие современного профессионального многоуровневого образования в Российской Федерации исследовали российские и

зарубежные ученые, а именно: М. Костикова, В. Кузнецова, Л. Ка-зарин, П. Одинцов, В. Ямпольский и другие. В трудах В. Береки, Г. Бордовских, В. Козлова, В. Сенашенко большое внимание уде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.