Научная статья на тему 'Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста'

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / POPULAR PEDAGOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / JUNIOR SCHOOLCHILD / СЕМЬЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монгуш В. Ш., Монгуш Ш. С., Ооржак А. Б., Монгуш Л. К.

В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. В работе также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Также в работе раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора в деле воспитания и формирования личности детей младшего школьного возраста. В ходе работы было выявлено научно-познавательное и воспитательное значение устного народного творчества. Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста находят свое отражение в создании необходимых условий и факторов, воздействующих на ребёнка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

The article reveals the pedagogical conditions necessary for a diverse and complex spiritual and moral education. The work also considers the formation of the moral education of children through popular traditions. Also in the work reveals the problem of national education, namely the role of folklore in the education and formation of the personality of children of primary school age. In the course of the work, the scientific, educational and educational value of oral folk art was revealed. Thus, the pedagogical conditions of the spiritual and moral education of children of primary school age are reflected in the creation of the necessary conditions and factors affecting the child in order to instill in him the qualities necessary for developing a value relationship, primarily towards his native land and his nature.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»

УДК 373

Mongush V.Sh., teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University, Е-mail: [email protected] Mongush Sh.S, teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University, Е-mail: [email protected] Oorzhak A.B., teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University Е-mail: [email protected] Mongush L.K., teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University, Е-mail: [email protected]

TEACHING CONDITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE. The article reveals the pedagogical conditions necessary for a diverse and complex spiritual and moral education. The work also considers the formation of the moral education of children through popular traditions. Also in the work reveals the problem of national education, namely the role of folklore in the education and formation of the personality of children of primary school age. In the course of the work, the scientific, educational and educational value of oral folk art was revealed. Thus, the pedagogical conditions of the spiritual and moral education of children of primary school age are reflected in the creation of the necessary conditions and factors affecting the child in order to instill in him the qualities necessary for developing a value relationship, primarily towards his native land and his nature.

Key words: family, spiritual and moral education, popular pedagogy, pedagogical conditions, junior schoolchild.

В.Ш. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, Е-mail: [email protected] Ш.С. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, Е-mail: [email protected] А.Б. Ооржак, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, Е-mail: [email protected] Л.К. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. В работе также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Также в работе раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора в деле воспитания и формирования личности детей младшего школьного возраста. В ходе работы было выявлено научно-познавательное и воспитательное значение устного народного творчества. Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста находят свое отражение в создании необходимых условий и факторов, воздействующих на ребёнка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе.

Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, народная педагогика, педагогические условия, младший школьник.

В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» (2010 г) содержится программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В данном документе утверждается, что целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1].

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», современный национальный воспитательный идеал определяется: - в соответствии с национальным приоритетом; - исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; - согласно Конституции Российской Федерации; - согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) [2].

Педагогические условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации) [3, с. 83].

Согласно Н.М. Борытко, под педагогическими условиями понимаются внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса [4, с. 114].

Исследователи отмечают, что ребёнку именно в начальной школе необходимо прививать такие чувства, как любовь к малой родине. Испытывая глубокие личные переживания от осознания эмоциональной связи со своим родным домом, он, в процессе взросления, сможет развить в себе чувство патриотизма к своей стране. Главная задача педагога - помочь ребёнку развить ценностное отношение ко всему родному.

Важнейшим условием развития чувства привязанности к малой родине является знакомство с культурой своего региона. Посещение музеев, выставок, театров, исторических достопримечательностей формирует у ребёнка привязан-

ность к ним. При этом наглядность имеет большое значение в связи с возрастными особенностями младших школьников, создавая условия для более прочного закрепления учебного и воспитательного материала.

Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [5, с. 120].

Народные педагогики разных наций и этносов имеют много общего. И в то же время они, выступая жизнесмыслами, сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-гео-графических, исторических и религиозных факторов, определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса. То общее, что объединяет, сближает народные педагогики различных наций и этносов, - инвариативные компоненты. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания (общинно-коллективный характер обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых и т. д.) [6].

На национальный характер и культуру тувинского народа оказали влияние природно-климатические условия проживания. Человек должен находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой. Человек чувствовал себя органической частью природы, обладая высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, человек почитал и обожествлял природу. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Следовательно, доминирующими ценностями у тувинцев являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общности - единения людей.

Семья играет главную роль в сознании ребёнка. Родители передают детям нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и они ответственны за воспитание детей перед обществом.

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нрав-

ственных чувств начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги - наши друзья»).

У коренных жителей верховий Енисея - тувинцев, испокон веков существовали традиционные средства народной педагогики, используемые для формирования положительных навыков у подрастающего поколения. При этом в воспитательных целях использовались разные жанры устного народного творчества, а также поучительные примеры из житейского опыта, накопленные предками издревле. И они были взаимосвязаны с экологическим воспитанием детей, помогавшим адаптироваться к взаимоотношениям с окружающей живой и неживой природой. В формирующемся их сознании со временем закреплялись народные традиции, направленные на гармоничное отношение с природой, почитание всего, что окружает человека. Тувинцы испокон веков свято верили, что, причинив ущерб природе, прежде всего, человек причиняет ущерб самому себе. Никогда не рубили деревья без особой необходимости, никогда не добывали мяса и рыбу больше, чем надо. Подобные традиции и обычаи складывались у них веками и прививались с раннего детства по примеру старших [7].

Положительные качества личности можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. В младшем школьном возрасте знакомство детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, до-

Библиографический список

брому, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина.

Тувинский народ проявлял большую любовь и привязанность к детям. Народ считает, что «дети - великое богатство, а скот - мнимое богатство». Бытует мнение, что в многодетной семье жизнь становится полноценнее, каждый привыкает к самостоятельному труду, дисциплине, взаимопомощи, понимает чувство ответственности, долга, быстро приобретает необходимые навыки и умения. Большой заботой каждой семьи было сохранение здоровья ребёнка. «птица гнездо бережет, человек - детей», гласит тувинская пословица. Сделать это в суровых климатических условиях, в обстановке кочевого быта, когда семья в течение круглого года жила в войлочной юрте, было, конечно, трудно. И в этом непростом деле воспитания детей большую художественно-эстетическую роль сыграла фольклор народа.

Тувинский фольклор богат пословицами и поговорками, которые имеют целью привить детям высокие нравственные качества. Одни из них, внушая детям любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе. Например, «от работы убежишь - в нужду попадешь, от знаний убежишь - в беду попадешь», «дай приют старому, вытри слезу малому», «в паводок нет рыбы, в пословице - лжи», «мать моя - земля родная, мачеха - земля чужая», «растение любит весну, народ любит правду» [8].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Available at:

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at:

3. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998.

4. Вятлев Д.Н. К вопросу о реализации педагогических условий формирования патриотизма у юношей в объединениях спортивной направленности. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.2014; Т. 20; 1: 171 - 174.

5. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва: Издательство УРАО, 2002.

6. Иванова А.В., Иванова А.П. Роль этнокультурных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012; № 2: 104 - 107.

7. Доржу М.Д. Экологическое воспитание в традиционной народной педагогике тувинцев. Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017; 4 (35): 20 - 25.

8. Мунзук Т.Т. Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 239 - 241.

References

1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at:

2. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at:

3. Pedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.

4. Vyatlev D.N. K voprosu o realizacii pedagogicheskih uslovij formirovaniya patriotizma u yunoshej v ob'edineniyah sportivnoj napravlennosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova.2014; T. 20; 1: 171 - 174.

5. Ushinskij K.D. Problemy pedagogiki. Moskva: Izdatel'stvo URAO, 2002.

6. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Rol' 'etnokul'turnyh cennostej v duhovno-nravstvennom vospitanii detej. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2012; № 2: 104 - 107.

7. Dorzhu M.D. 'Ekologicheskoe vospitanie v tradicionnoj narodnoj pedagogike tuvincev. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; 4 (35): 20 - 25.

8. Munzuk T.T. Hudozhestvenno-'esteticheskaya rol' fol'klora v narodnom vospitanii tuvincev. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 239 - 241.

Статья поступила в редакцию 29.01.19

УДК-155.2: 656.61

Muravev G.V., cand. of sciences (Pedagogy), researcher State Maritime University, Admiral Ushakov, Novorossiysk, Е-mail: [email protected]

COMPLEX SUPPORT OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CADETS OF THE MARITIME. In modern conditions, the requirements for the training of specialists in maritime transport have increased significantly. The most important factor in solving this problem is recognized as the improvement of vocational training focused on the formation of a high level of professional orientation among cadets of marine higher educational institutions implemented in subsequent professional activities.

The article on the basis of the conducted scientific study outlines the main provisions of the comprehensive support of the formation of the professional orientation of cadets of the marine university, including the development of essential provisions, the construction of a specific model and the definition of a set of pedagogical conditions.

Key words: professional orientation, comprehensive support, educational process, student, model, pedagogical conditions, formation.

Г.В. Муравьев, канд. пед. наук, научный работник Государственный морской университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: [email protected]

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ МОРСКОГО ВУЗА

В современных условиях существенно возросли требования к профессиональной подготовке специалистов морского транспорта. Важнейшим фактором в решении данной проблемы признается совершенствование профессиональной подготовки, целенаправленной на формирование у курсантов морских вузов высокого уровня профессиональной направленности, реализуемой в последующей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.