6. Ancyferova L.I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh usloviyah: pereosmyslivanie, preobrazovanie zhiznennyh situacij i psihologicheskaya zaschita. Psihologicheskijzhurnal. 1994; T. 15; № 1: 3 - 18.
7. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayuschego povedeniya vrazlichnye periody zhizni: monografiya. Kostroma: Izdatel'stvo KGUim. N.A. Nekrasova, 2011.
8. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij proekt, 2005.
9. Yakunina Yu.E. Sub'ektivnye kriterii 'effektivnosti professional'noj deyatel'nosti v professiyah tipa «chelovek-chelovek». Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.
10. Morosanova V.I. Oprosnik«Stil'samoregulyaciipovedeniya (SSPM)». Moskva: Kogito-Centr, 2004.
11. Zobkov A.V., Turchin A.S. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel'nosti. Vladimir - Ivanovo, 2013.
12. Vodop'yanova N., Starchenkova E. Sindrom vygoraniya: diagnostika iprofilaktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.01.19
УДК 372.881.1
Lysichenkova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical Education (Saint-Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
USE OF ART-PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article discusses the use of art-pedagogical activities as one of their means of implementing a communicative-activity approach in foreign language lessons. The purpose of the article is to analyze the possibilities offered by the use of art-pedagogical activities for the development of students' skills in various types of speech activity in a foreign language class. This problem is poorly studied and requires further research. The article reveals the essence of the communicative-activity approach, different interpretations of the concept of art-pedagogy, tasks that allow to solve the use of this pedagogical direction, features of the art-pedagogical approach. The author pays great attention to the using art-pedagogical activities in foreign language lessons, proposes an algorithm for the work of students with art pedagogical activities. In conclusion, the possibilities of art-pedagogical activities for the development of students' ability to communicate in a foreign language are revealed.
Key words: art-pedagogy, art-pedagogical activities, communicative-activity approach, types of speech activity.
С.А. Лысиченкова, канд. пед. наук, доц., Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается использование арт-педагогических практик как одного их средств реализации коммуникативно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка. Целью статьи является анализ возможностей, которые открывает использование арт-педагогических практик для развития умений и навыков учащихся в разных видах речевой деятельности на уроках иностранного языка. Данная проблема мало изучена и требует дальнейшего исследования. Статья раскрывает суть коммуникативно-деятельностного подхода, разные интерпретации понятия арт-педагогики, задачи, которые позволяет решать использование данного педагогического направления, особенности арт-педагогического подхода. Большое внимание автор уделяет особенностям использования арт-педагогических практик на уроках иностранного языка, предлагает алгоритм работы учащихся с арт-педагогическими практиками. В заключении раскрываются возможности арт-педагогических практик для развития способности учащихся к речевому общению на иностранном языке.
Ключевые слова: арт-педагогика, арт-педагогические практики, коммуникативно-деятельностный подход, виды речевой деятельности.
С учётом основных изменений в современном образовательном процессе в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения основной задачей современного образования является развитие личности ребёнка. Один из основных подходов, лежащих в основе организации современного учебного процесса - деятельностный. По А.Н. Леонтьеву, человеческая жизнь - это система, сменяющих друг друга де-ятельностей [1].
А.А. Леонтьев [2] сформулировал основные положения деятельностного подхода:
1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути её достижения, помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
2. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности, иными словами, установки на творчество.
3. Чтобы обеспечить самостоятельную, творческую деятельность каждого ученика, чтобы научить его умственным действиям, надо идти «снаружи», от внешних, практических действий, «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим.
В методике преподавания иностранных языков деятельностный подход получил свою интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного (лич-ностно-деятельностного) подхода, практическая реализация которого получила развитие в рамках коммуникативного и интенсивных методов. Суть такого подхода означает, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи. Коммуникативно-деятельностный подход означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов. Конечной целью обучения в рамках названного подхода является
формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности учащихся к речевому общению [3].
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка может успешно осуществляться с помощью методов и технологий арт-педагогики. В публикациях отечественных авторов, ориентирующихся на понятие «арт-педагогика» (В.П Анисимов, О.С. Булатова, М.В. Гузева, М.Л. Князева, Е.А. Медведева, Е.В. Таранова, Н.Ю. Шумакова и др.), сущность артпедагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется авторами по-разному. В настоящее время в психолого-педагогической теории не сложилось единого мнения о сущности арт-педагогики. Так, авторами первого по данной тематике учебника (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская) в общем виде она понимается как синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих: разработку теории и практики педагогического коррекционно направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития; формирование основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность [4].
Верховодова Р.А. и Галустов РА. трактуют арт-педагогику как направление в педагогической науке, представляющее собой синтез искусства, труда и психолого-педагогического знания, основанного на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося [5]. Арт-педагогику также можно рассматривать как практикоориентированное педагогическое направление, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы использования средств искусства и художественной деятельности для решения таких задач образования, как:
• формирование мотивации к обучению и развитию с учётом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса;
• обнаружение ценностно-смыслового аспекта учебного знания и информации и обеспечения его понимания и переживания участниками обучения;
• проектирование и создания ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу, культуру переживаний и ценностные ориентации участников образовательного процесса;
• создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие участников;
• развитие общекультурной, коммуникативной и личностной компетенций участников обучения [6; 7].
Для нас наиболее актуальным является определение термина «арт-педа-гогика» как современного практикоориентированного педагогического направления, привлекающего искусство для решения образовательных задач обучения, воспитания, развития [8].
Арт-педагогический подход предполагает широкий спектр методов и технологий развития личности ребёнка и его способности к творческому самовыражению средствами искусства. К особенностям арт-педагогического подхода можно отнести:
1) развитие образного восприятия, познание мира через образы;
2) создание художественно-творческого продукта как отклика на идею, несущую в себе смыслы; как образное воплощение опыта, лично значимого для ребёнка;
3) поиск, разработку, апробацию и внедрение методик, органично интегрирующих средства искусства, образовательные технологии и технологии личностного развития (коммуникативные, мотивационные, направленные на развитие эмоциональной сферы, способности к саморегуляции) [6].
Апробация использования арт-педагогических технологий на уроках иностранного языка осуществляется в 7-9 классах ГБОУ СОШ № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района Санкт-Петербурга. Использование арт-педагогических практик на уроках иностранного языка имеет свои особенности. Вся речевая деятельность ведется на иностранном языке. Чтобы деятельность учащихся была успешной, необходим начальный этап, на котором осуществляется повторение лексики по теме работы. Это можно сделать в форме беседы с учащимися, во время которой участники вспоминают основные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), которые могут понадобиться им в ходе работы. Вероятно, этот этап может в какой-то степени ограничить творческую фантазию учащихся, но он необходим на начальной и средней ступенях обучения. На старшей ступени обучения чаще всего уже нет необходимости в таком этапе.
Арт-педагогические практики могут использоваться на уроках иностранного языка для развития различных умений и навыков во всех видах речевой деятельности. На подготовительном этапе происходит повторение лексики, которая затем закрепляется и используется на практике в монологической речи учащихся (в описание своей творческой работы). Здесь также отрабатываются стратегии работы с вопросами (диалогическая речь). Когда учащийся слушает рассказ одноклассника о своей творческой работе, он имеет возможность что-то спросить, переспросить, уточнить, дополнить. Развиваются также навыки аудирования, т.к. учащемуся нужно внимательно слушать товарища, чтобы понять, что означает его работа. Перед рассказом о своей работе школьники предварительно смотрят все работы. Учитель предлагает детям по каждой работе сказать, что они видят на данном рисунке, сделать предположения о том, что одноклассник хотел выразить данным рисунком. Затем учащиеся проверяют свои предположения, слушая рассказ автора рисунка. Можно попросить учащихся сделать свои предположения по содержанию рисунков в письменном виде. В ходе подготовки к рассказу о своей работе учащиеся могут пользоваться словарем. У них появляется стимул для того, чтобы узнать новые слова, которые необходимы им, чтобы ясно донести свои мысли до одноклассников. При таком построении учебной деятельности материал, используемый на уроке, становится личностно-значимым для учащихся, поэтому использование арт-педагогических практик способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Также повышению мотивации способствует то, что дети активно работают самостоятельно, проявляют свою фантазию, инициативу, выражают свои мысли, свое видение ситуации, соз-
Библиографический список
дают свой образ по заданной ситуации. После представления авторами своих работ происходит их обсуждение, одноклассники проверяют свои предположения, насколько правильно они поняли, что хотели авторы выразить своими работами.
Был проведен опрос учащихся об их отношении к использованию арт-пе-дагогических практик на уроках французского языка. Вот несколько примеров ответов учащихся:
«Мне очень нравится такая работа, и я хочу её продолжить».
«Это помогает мне расслабиться и лучше усвоить материал».
«Эти занятия очень-очень нужны, потому что они помогают преодолевать языковой барьер и усваивать материал. Давайте делать это чаще».
«Такие занятия нужны, чтобы расслабиться и получить хорошие знания, но нужно делать это редко, чтобы прелесть этого занятия сохранилась».
Арт-педагогическая практика «Дружба».
Алгоритм выполнения:
• Подготовительный этап: работа с лексикой по теме работы.
С какими прилагательными у вас ассоциируется слово «дружба»? (верная, долгая, сердечная, искренняя и т. д.) С какими глаголами? (подружиться, встречаться, помогать, делиться, рассчитывать на и т. д.).
• Краткая беседа. Примерные вопросы: Можно ли прожить без друзей? Может ли робот быть настоящим другом? Почему?
• Настройка на дальнейшую работу.
Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Тепло, дует легкий приятный ветерок. Вам очень хочется искупаться. Вы входите в воду и плывете. Неожиданно накатывает большая волна, подхватывает вас и несет от берега. Вас подбрасывает на гребне волны, и вы видите лодку, из которой двое друзей протягивают вам руки, подхватывают вас и втягивают в лодку. Лодка скользит к берегу. Держась за руки, вы с друзьями выходите на берег и счастливые бежите домой.
• Выполнение работы (работа выполняется цветными карандашами).
После настройки учащиеся выполняют творческую работу, в которой им
предлагается отразить качества, которыми обладает настоящий друг
• Обсуждение работ учащихся. Предположения учащихся по рисункам одноклассников, какие качества дружбы иллюстрируют работы. Представление авторами рисунков своих работ. Проверка предположений учащихся о содержании работ.
• Рефлексия.
Отметки за работы не ставятся, но обязательна словесная оценка работы учащихся. В каждой работе нужно найти что-то хорошее, какую-то «изюминку», за что можно похвалить ученика, даже если работа неудачная. Если ученики не нашли плюсы в каких-то работах, учитель старается сделать это сам.
Итак, использование арт-педагогических практик на уроках иностранного языка дает возможность:
• осознанно повторять и закреплять лексику по теме,
• повторять и закреплять речевые образцы по теме,
• осуществлять все виды речевой деятельности на материале, личностно значимом для каждого учащегося,
• развивать умение выражать свои мысли с использованием самостоятельно созданной зрительной опоры,
• развивать умения слушать собеседника, переспрашивать, уточнять информацию,
• создавать ситуации для свободного общения,
• развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
1. Леонтьев A.K Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.
2. Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? Начальная школа: плюс-минус. 2001; 1:3 - б.
3. Щукин A.K Обучение иностранным языкам: теория и практика. Москва: Филоматис: Омега-Л, 2010.
4. Медведева E.A., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская TA. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Academia, 2001.
5. Верховодова PA., Галустов PA. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе. Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-art-pedagogiki-kak-sistema-integrativnogo-primeneniya-elementov-iskusstva-v-obrazovatelnom-protsesse
6. Сергеева Н.Ю. Содержание понятия «артпедагогика». Вестник докторантов, аспирантов, студентов. Чувашский государственный педагогический университет. 2008; 1 (11). Т. 2: 23 - 27.
7. Хащанская М.К. Aрт-пeдагогика как инновационное педагогическое направление Современные образовательные технологии освоения культурного наследия. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2011: б3 - б5.
8. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. Тюменский государственный университет. 2004.
References
1. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.
2. Leont'ev A.A. Chto takoe deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii? Nachal'naya shkola: plyus-minus. 2001; 1:3 - б.
3. Schukin A.N. Obuchenie inostrannymyazykam: teoriya ipraktika. Moskva: Filomatis: Omega-L, 2010.
4. Medvedeva E.A., Levchenko I.Yu., Komissarova L.N., Dobrovol'skaya T.A. Artpedagogika i artterapiya v special'nom obrazovanii: uchebnik dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Academia, 2001.
5. Verhovodova R.A., Galustov R.A. Zarubezhnyj opyt art-pedagogiki kak sistema integrativnogo primeneniya 'elementov iskusstva v obrazovatel'nom processe. Nauchnaya biblioteka otkrytogo dostupa «Kiberleninka». Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-art-pedagogiki-kak-sistema-integrativnogo-primeneniya-elementov-iskusstva-v-obrazovatelnom-protsesse
6. Sergeeva N.Yu. Soderzhanie ponyatiya «artpedagogika». Vestnikdoktorantov, aspirantov, studentov. Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2008; 1 (11). T. 2: 23 - 27.
7. Haschanskaya M.K. Art-pedagogika kak innovacionnoe pedagogicheskoe napravlenie Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii osvoeniya kul'turnogo naslediya. Sbornik materialov III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg. 2011: б3 - б5.
8. Bulatova O.S. Art-pedagogicheskijpodhod v obrazovanii. Tyumenskij gosudarstvennyj universitet. 2004.
Статья поступила в редакцию 25.01.19
УДК 373
Mongush V.Sh, teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University, E-mail: [email protected] Mongush Sh.S, teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University, E-mail: [email protected] Oorzhak A.B., teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University E-mail: [email protected] Mongush L.K., teacher of the Kyzyl Pedagogical College of the Tuva State University, E-mail: [email protected]
TEACHING CONDITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE. The article reveals the pedagogical conditions necessary for a diverse and complex spiritual and moral education. The work also considers the formation of the moral education of children through popular traditions. Also in the work reveals the problem of national education, namely the role of folklore in the education and formation of the personality of children of primary school age. In the course of the work, the scientific, educational and educational value of oral folk art was revealed. Thus, the pedagogical conditions of the spiritual and moral education of children of primary school age are reflected in the creation of the necessary conditions and factors affecting the child in order to instill in him the qualities necessary for developing a value relationship, primarily towards his native land and his nature.
Key words: family, spiritual and moral education, popular pedagogy, pedagogical conditions, junior schoolchild.
В.Ш. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected] Ш.С. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected] А.Б. Ооржак, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected] Л.К. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. В работе также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Также в работе раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора в деле воспитания и формирования личности детей младшего школьного возраста. В ходе работы было выявлено научно-познавательное и воспитательное значение устного народного творчества. Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста находят свое отражение в создании необходимых условий и факторов, воздействующих на ребёнка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе.
Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, народная педагогика, педагогические условия, младший школьник.
В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» (2010 г) содержится программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В данном документе утверждается, что целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1].
В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», современный национальный воспитательный идеал определяется: - в соответствии с национальным приоритетом; - исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; - согласно Конституции Российской Федерации; - согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) [2].
Педагогические условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации) [3, с. 83].
Согласно Н.М. Борытко, под педагогическими условиями понимаются внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса [4, с. 114].
Исследователи отмечают, что ребёнку именно в начальной школе необходимо прививать такие чувства, как любовь к малой родине. Испытывая глубокие личные переживания от осознания эмоциональной связи со своим родным домом, он, в процессе взросления, сможет развить в себе чувство патриотизма к своей стране. Главная задача педагога - помочь ребёнку развить ценностное отношение ко всему родному.
Важнейшим условием развития чувства привязанности к малой родине является знакомство с культурой своего региона. Посещение музеев, выставок, театров, исторических достопримечательностей формирует у ребёнка привязан-
ность к ним. При этом наглядность имеет большое значение в связи с возрастными особенностями младших школьников, создавая условия для более прочного закрепления учебного и воспитательного материала.
Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [5, с. 120].
Народные педагогики разных наций и этносов имеют много общего. И в то же время они, выступая жизнесмыслами, сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-гео-графических, исторических и религиозных факторов, определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса. То общее, что объединяет, сближает народные педагогики различных наций и этносов, - инвариативные компоненты. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания (общинно-коллективный характер обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых и т. д.) [6].
На национальный характер и культуру тувинского народа оказали влияние природно-климатические условия проживания. Человек должен находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой. Человек чувствовал себя органической частью природы, обладая высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, человек почитал и обожествлял природу. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Следовательно, доминирующими ценностями у тувинцев являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общности - единения людей.
Семья играет главную роль в сознании ребёнка. Родители передают детям нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и они ответственны за воспитание детей перед обществом.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нрав-