Научная статья на тему 'Возрождение семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания школьников'

Возрождение семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / СЕМЬЯ / FAMILY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарыг-Лама С.О.

В данной работе рассматриваются возможности возрождения семейных традиций как основы духовно-нравственного воспитания школьников. Целью работы является повышение духовно-нравственных качеств школьников путём возрождения семейных традиций. Проблемы, на преодоление которых направлено педагогическое исследование: пассивность родителей в образовательном процессе, потеря семейных традиций, утрата воспитательной функции семьи. Также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Описываются праздники, обычаи, игры тувинского народа, способствующие всестороннему, гармоничному развитию личности. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL OF FAMILY TRADITIONS - THE BASIS OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The paper considers the ways of reviving family traditions as the basis for spiritual and moral education of schoolchildren. The aim of the work is to increase the spiritual and moral qualities of schoolchildren, by reviving family traditions. Problems to overcome are mentioned to be as the following: the passivity of parents in the educational process, the loss of family traditions, the loss of the educational function of the family. The author also studies the formation of moral education of children through folk traditions. The work describes holidays, customs, games of the Tuva people, contributing to the comprehensive, harmonious development of an individual. They reveal the contents of upbringing and education of children, moral rules and ideals, the understanding of good and evil, the norms of communication and human relations.

Текст научной работы на тему «Возрождение семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания школьников»

Задача 2. Постройте общий перпендикуляр двух расходя-щихсяпрямых.

Решение. Рассмотрим сначала случай, когда прямая р изображается вертикальным лучом, а прямая q - полуокружностью (рис. 3).

Решение. Прямую р изобразим вертикальным лучом, прямую q - полуокружностью (рис. 4). Из произвольной точки А прямой q опустим перпендикуляр АВ на пря-

мую p. Расстояние

вычисляется по формуле

\АВ\, =

1 íjcl 71

In--|. Так как ß = то

tgß\

Из точки О проведём касательную к полуокружности q, Полуокружность с центром О, проходящая через точку А, изображает общий перпендикуляр прямых р и q.

Если прямые р и q изображаются полуокружностями, задачу можно свести к предыдущему случаю. Инверсия с центром в одном из концов полуокружности р и произвольным радиусом переводит полуокружности р и q соответственно в вертикальные луч р' и полуокружность q'. Изобразим общий перпендикуляр прямых р' и q' и той же инверсией переведем его в общий перпендикуляр прямых р и q.

Задача 4. Докажите, что расстояние от переменной точки одной из двух параллельных прямых до другой прямой стремится к нулю, когда точка перемещается в сторону параллельности, и неограниченно возрастает при перемещении точки в противо-положномнаправлении.

(др=1. Поэтому |АЯ|Л = \\пЬда\.

При перемещении точки А вдоль прямой q угол а принимает все значения из

промежутка (0;тг), а значит, расстояние И® к принимает все положительные значения.

Таким образом, предложенная подача материала по геометрии Лобачевского для магистрантов - учителей математики дает возможность рассмотреть особенности данного раздела с практической точки зрения, создать методическую систему обучения неевклидовой геометрии для подготовки учителя математики, которая включает, в частности: выявление потенциала обучения неевклидовой геометрии при подготовке учителя математики, оптимизацию обучения неевклидовой геометрии, реализацию выявленного потенциала обучения неевклидовой геометрии с целью формирования мировоззрения и профессионально-педагогической направленности подготовки магистранта будущего учителя математики, приложение изучаемых геометрических понятий на школьный курс математики и одновременный подъем элементов этих понятий, содержащихся в школьном курсе, на уровень вузовского обучения [5].

Библиографический список

1. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к ГИА курсу «Геометрия». Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016.

2. Прояева И.В. Задача о делении окружности на равные части на плоскости Лобачевского. Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2014: 118 - 119.

3. Прояева И.В. О практическом применении задач на построение. Образование: традиции и инновации Материалы IXмеждународной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015: 416 - 417.

4. Лобачевский Н.И. Избранные труды по геометрии. Москва; Ленинград, 1956.

5. Прояева И.В. Об организации компетентностно-ориентированного подхода самостоятельной работы бакалавров по математическим дисциплинам на технических специальностях ВО. Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки: авторская монография. Уфа: ООО АЭТЕРНА, 2017: 101 - 106.

References

1. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po podgotovke k GIA kursu «Geometriya». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.

2. Proyaeva I.V. Zadacha o delenii okruzhnosti na ravnye chasti na ploskosti Lobachevskogo. Rossiya i Evropa: svyaz' kul'tury i'ekonomiki.. Materialy VIII mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Praga, Cheshskaya respublika, 2014: 118 - 119.

3. Proyaeva I.V. O prakticheskom primenenii zadach na postroenie. Obrazovanie: tradicii i innovacii Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Praga, Cheshskaya respublika, 2015: 416 - 417.

4. Lobachevskij N.I. Izbrannye trudy po geometrii. Moskva; Leningrad, 1956.

5. Proyaeva I.V. Ob organizacii kompetentnostno-orientirovannogo podhoda samostoyatel'noj raboty bakalavrov po matematicheskim disciplinam na tehnicheskih special'nostyah VO. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sfere inzhenernoj podgotovki: avtorskaya monografiya. Ufa: OOO A'ETERNA, 2017: 101 - 106.

Статья поступила в редакцию 17.05.18

УДК 373

Saryg-Lama S.O., postgraduate, Pedagogy Department, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: salbak80@mail.ru

REVIVAL OF FAMILY TRADITIONS - THE BASIS OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The paper considers the ways of reviving family traditions as the basis for spiritual and moral education of schoolchildren. The aim of the work is to increase the spiritual and moral qualities of schoolchildren, by reviving family traditions. Problems to overcome are mentioned

to be as the following: the passivity of parents in the educational process, the loss of family traditions, the loss of the educational function of the family. The author also studies the formation of moral education of children through folk traditions. The work describes holidays, customs, games of the Tuva people, contributing to the comprehensive, harmonious development of an individual. They reveal the contents of upbringing and education of children, moral rules and ideals, the understanding of good and evil, the norms of communication and human relations.

Key words: moral education, traditions, family, educational process, upbringing.

С.О. Сарыг-Лама, аспирант каф. педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл,

Е-mail: salbak80@mail.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ -

ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В данной работе рассматриваются возможности возрождения семейных традиций как основы духовно-нравственного воспитания школьников. Целью работы является повышение духовно-нравственных качеств школьников путём возрождения семейных традиций. Проблемы, на преодоление которых направлено педагогическое исследование: пассивность родителей в образовательном процессе, потеря семейных традиций, утрата воспитательной функции семьи. Также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Описываются праздники, обычаи, игры тувинского народа, способствующие всестороннему, гармоничному развитию личности. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Ключевые слова: нравственное воспитание, традиции, семья, образовательный процесс, воспитание.

Семья - основной институт социализации ребёнка. Сила и стойкость семейных воздействий связаны с тем, что они постоянны и длительны, ребёнок подражает действиям близких людей, учиться действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, окружающему миру. Являясь главными и первыми воспитателями своих детей, родители несут ответственность за их воспитание и развитие. От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир ребёнка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям [1].

Развить в ребёнке уверенность в себе, сформировать социально значимые взгляды, привить социальные навыки можно только в тесном сотрудничестве с семьей, учащегося, помогая родителям школьника возрождать семейные традиции воспитания.

Как же сделать родителей активными участниками образовательного процесса? Как возродить положительные традиции семейного воспитания? Семья как первый институт социализации личности ребёнка сильна своими традициями [2].

Слово «традиция» (от латинского traditio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки и правила поведения [1].

Однако в современных семьях зачастую происходит потеря положительных семейных традиций воспитания детей. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им, в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основной духовно-нравственного воспитания детей [2].

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-быто-вых обычаях, обрядах и ритуалах.

Проблема приобщения детей к тувинской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалось учеными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического трудового, семейного воспитания.

Тувинские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия тувинского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры [3].

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармо-

ничный, музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранна, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию.

Ценность народных традиций огромна. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, можно взять под сомнение само существование народа.

Каждый народный праздник сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения.

В Туве, как и в других в странах Центральной и Восточной Азии, новогодние праздники, занимают самое важное место в календарной традиции. Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей на то, чтобы обеспечить себе счастливый, благополучный год.

Целью исследования является повышение духовно-нравственных качеств школьников, путём возрождения семейных традиций.

Задачи исследования:

- изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;

- обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями;

- разработка вместе с родителями модели их совместной деятельности с детьми;

- формирование годового плана традиционных дел в классе, позволяющих оптимально привлечь учеников и их родителей к участию в жизни школы.

Проблемы, на преодоление которых направлено педагогическое исследование: пассивность родителей в образовательном процессе, потеря семейных традиций, утрата воспитательной функции семьи.

По результатам исследования планируется достижение следующих результатов:

- психолого-педагогическая поддержка семей учащихся по вопросам воспитания детей;

- возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;

- развитие у детей и их родителей установки на ведение здорового образа жизни;

- активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.

Организация и методы исследования: в исследовании приняли участие ученики и родители 1 «Д» класса МБОУ СОШ № 12 имени Воинов-интернационалистов г. Кызыла. Для изучения развития познавательных и оздоровительных традиций в семьях учащихся было проведено анкетирование.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследования был проведен анализ сложившихся семейных традиций. Представим некоторые результаты анкетирования:

1) самая частая традиция в семьях учащихся:

- отмечать праздники - этот ответ дали 86%

- праздновать дни рождения - 78%

- кулинарные традиции - 56%

2) среди познавательных традиций наиболее распространенные:

- поездки в кинотеатры, театры - 43 %

- чтение журналов, газет и их обсуждение - 18%

- традиционным является отдых на природе 37 %, тогда как утреннюю зарядку делают лишь в 18% семей, спортом занимаются взрослые и дети в 25% семей, посещают бассейн - 16%, катаются на лыжах и коньках- 12%, увлекаются рыбной ловлей - 9%.

- традиции режима дня есть в 6% семей;

- среди увлечений семей лидирует выращивание цветов -34% , далее - музыка - 25%, вышивание - 6%.

Анализ результатов анкетирования выявил низкий уровень развития познавательных и оздоровительных традиций в семьях учащихся.

Для решения проблем, был разработан план реализации исследования. Реализация исследования в соответствии с разработанным планом осуществлялось по трем направлениям:

- развитие познавательных семейных традиций - блок «Познавательные традиции».

- утверждение в семьях установки на ведение здорового образа жизни - блок «Оздоровительные традиции».

- совершенствование праздничных традиций в семье -

блок «Праздничные традиции».

Организация работы по первому блоку плана «познавательные традиции» включила в себя три составляющие: развитие традиции семейного чтения; повышение познавательной активности учащихся и их родителей через их совместное участие в проектной деятельности; организация систематического руководства родителями учебной работой детей в домашних условиях [2].

Кроме того, в рамках данного блока запланировано проведение родительских собраний с элементами тренинга на тему «Семейное воспитание». Целью родительских собраний стало отслеживание развития традиции совместного чтения детей и их родителей. На данном этапе были рекомендации по отбору литературных произведений для ознакомления с ними детей, по развитию у младших школьников интереса к чтению.

Также данный блок плана работы предусматривал проведение конкурса «Самая читающая семья». В 1 классе такой конкурс проводился по сказкам, которые дети читали на ночь с мамой.

По развитию познавательных семейных традиций стало проведение родительских собраний с обсуждением вопросов организации учебной работы младших школьников дома, составление индивидуальных планов обучения и воспитания учащихся.

Блок «Оздоровительные традиции» предусматривал организацию работы по двум направлениям:

- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; развитие у учащихся навыков здорового образа жизни, здорового питания, безопасной жизнедеятельности [2]. Был проведён конкурс под названием «Самая спортивная семья», кроме того был проведен конкурс по правилам дорожного движения, в ходе которых школьники вместе с родителями исследовали значение дорожных знаков, установленных в опасных пешеходов местах улиц, демонстрировали свое знание правил дорожного движения.

Целью работы в рамках блока «Праздничные традиции»

стало повышение культуры проведения семейных праздников. Анкетирование выявило широкую распространенность в семьях

Библиографический список

учащихся традиций совместного празднования дней рождений и Нового года, однако многие праздники, обладающие большим воспитательным потенциалом (День матери, Международный день пожилого человека, Международный день терпимости и другие), как правило, остаются незамеченными. Поэтому, проведение таких мероприятий благоприятно для возрастающего поколения. Например, День Защитников Отечества - вызывает в душе ребёнка чувства уважения к Российской Армии; 8 марта - этот праздник содержит большой познавательный материал о труде женщин, о труде матери. Приготовление подарков для мам, бабушек в детях воспитывается стремление трудиться с любовью; День Победы - проявляется глубокое чувство уважения к памяти погибшим за Родину; Семейные прогулки - расширяет кругозор, воспитывает культуры поведения в общественных местах [5].

В Туве, как и в других в странах Центральной и Восточной Азии, новогодние праздники, занимают самое важное место в календарной традиции. Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей на то, чтобы обеспечить себе счастливый, благополучный год.

Шагаа - это новый год или начало года. Это любимый праздник тувинского народа. Традиционный тувинский Новый год не имеет строго фиксированной временной точки, начало его может смещаться с конца января до конца февраля. День наступления Нового года устанавливали ламы. Ту дату вычислял только хура-гачы, т. е. лама астролог [3].

К встрече Нового года готовятся заблаговременно. За несколько дней до наступления Шагаа территория аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Ковры, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.

Встречают Новый год не в полночь, а с восходом солнца, в первый новогодний день. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые не ложатся спать, за исключением детей до тринадцати лет. Все слушают сказителя. По поверью считалось, что спящий в ту ночь причисляется к мёртвым.

В первый день Шагаа хозяин должен разжечь огонь в очаге. Хозяйка юрты варит чай с молоком, наливает его в берестяную посуду и с молитвой окропляет в первую очередь в огонь и совершает жертвоприношение чаем солнцу, небу, земле. Затем проходит взаимные визиты, посещении родственников и обмен подарками. Во время праздника принято устраивать разные состязания на ловкость и находчивость, на смекалку. В праздник Шагаа угощать гостей считалось почетной обязанностью и добрым знаком гостеприимства хозяев [3].

Ни один тувинский праздник не обходится без борьбы «Ху-реш». Борьба «Хуреш» - выявление сильнейших, состязание ловкости, силы, выносливости, гибкости, всех физических качеств борца. Одной из отличительных особенностей национальной борьбы «Хуреш» является особый ритуал борца «девиг» -танец орла. При его выполнении борец импровизирует полет орла - символа небесной силы, огня и бессмертия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тувинские народные традиции, с одной стороны, дают ребёнку нужные хозяйственные навыки и знания, учат овладению технологиями и способами реальной трудовой деятельности, с другой - формирует духовно-нравственные ценности, приучают самостоятельно преодолевать возникающие трудности, вести здоровый образ жизни и выработать характер.

Таким образом, хочется надеяться, что в ходе реализации данного исследования все его участники: дети, родители, педагоги - приобретут определённые знания. Проведённая работа будет способствовать укреплению детско-родительских отношений, возрождению традиций семейного воспитания, а следовательно - духовно-нравственных качеств, любви к своей семье.

1. Бородина Е.Н., Сарыглар Т.С. Нравственное воспитание детей через тувинские народные праздники и развлечения. Башкы, 2010; 4.

2. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования культуры безопасности у учащихся. Управление начальной школой. 2014; 1: 40.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006.

4. Болдырева Н.Г., Зверева Л.А., Рябинина С.И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Молодой учёный. 2015; 22: 753 - 755.

5. Ляхова О.М. Возрождение семейных традиций как основа социального партнерства педагогов и родителей учащихся. Управление начальной школой. 2014; 1: 51 - 56.

References

1. Borodina E.N., Saryglar T.S. Nravstvennoe vospitanie detej cherez tuvinskie narodnye prazdniki i razvlecheniya. Bashky, 2010; 4.

2. Timofeeva L.L., Koroleva N.I. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v processe formirovaniya kul'tury bezopasnosti u uchaschihsya. Upravlenie nachal'nojshkoloj. 2014; 1: 40.

3. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya kul'tura tuvincev. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006.

4. Boldyreva N.G., Zvereva L.A., Ryabinina S.I. Semejnye tradicii kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitaniya doshkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2015; 22: 753 - 755.

5. Lyahova O.M. Vozrozhdenie semejnyh tradicij kak osnova social'nogo partnerstva pedagogov i roditelej uchaschihsya. Upravlenie nachal'noj shkoloj. 2014; 1: 51 - 56.

Статья поступила в редакцию 16.05.18

УДК 001.92:378.1-057.875:78.071.2

Seryogin N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Folk Instruments and Orchestral Conducting,

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: SereginNV@yandex.ru

THE SCIENTIFIC BASIS OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION. The article presents the research bases for the development of student science, the results of the analysis of the creative function of the performer and teacher, the role of the scientific work of the musician-performer. Innovative technologies based on a polydisciplinary basis have been identified, having a personality-value orientation of designing a new type of developing musical and educational environments that require improved means, methods of teaching and teaching aids of the new generation. The psychodactical system of musical activity deepens the development of specific areas of the psyche in the educational process and fixes them with the sensory sphere. New interactions in the system of relations "musician-teacher - musician-student - educational information - music-performing activity" are claimed.

Key words: musician's creativity, pedagogical process, research work.

Н.В. Серёгин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования,

Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: SereginNV@yandex.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены научно-исследовательские основания развития студенческой науки, освещены результаты анализа творческой функции исполнителя и педагога, роль научной работы музыканта-исполнителя. Выявлены инновационные технологии, построенные на полидисциплинарной основе, имеющие личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих музыкально-образовательных сред, требующие усовершенствованных средств, методов обучения и учебных пособий нового поколения. Психодидактическая система музыкальной деятельности углубляет развитие конкретных областей психики в образовательном процессе и закрепляет их чувственной сферой. Востребуются новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель - музыкант-ученик - учебная информация - музыкально-исполнительская деятельность».

Ключевые слова: творчество музыканта, педагогический процесс, научно-исследовательская работа.

Для профессионального музыкального образования неотъемлемым является педагогическое и научное наполнение. Творчество музыканта, с одной стороны, выражается в своеобразных особенностях звукового воплощения музыкальных произведений, а с другой - зависит от положительных воздействий педагогического процесса на его творческую функцию [1]. Содержание этих воздействий требует специальных исследований фундаментального и прикладного характера.

Анализируя курсовые, дипломные работы, диссертационные исследования, мы пришли к выводу, что исполнительские проблемы в них по большинству параметров выходят на необходимость глубоких научных изысканий в области педагогики и психологии [2]. Такая ситуация имеет жизненное основание, поскольку первым своим пробуждением природная творческая функция может быть обязана рациональному педагогическому руководству.

Отрицательные воздействия на творчество исполнителя со стороны педагога всегда связаны с недостатками знаний, и, как следствие, неумелым руководством, ошибками в стратегии и тактике развития музыканта. Именно эти недостатки, а по сути своей - факты отрицательной педагогической подготовки и формируют чаще всего ту или иную степень заторможенности музыканта, задержку в его развитии и культуре природной творческой функции.

Основной базой и первой предпосылкой развития исполнительского творчества является рациональная техническая школа, усваиваемая под руководством педагога. Всесторонняя культура художественного ритма в совокупности с определённой метрической установкой конкретного музыкального произведения составляет перспективу развития исполнительского искусства [3]. Соответственно, в этом направлении находится непосредственная и постоянная забота хорошего педагогического руководства. Усвоение основ художественной фразировки и

оформления архитектоники целого музыкального произведения, приёмов такого оформления, наконец, уяснение характера и содержания исполняемой музыки являются дальнейшими категориями воздействия педагога на творческую функцию исполнителя.

Всю эту систему взаимодействий и взаимовлияний необходимо исследовать. В противном случае обучающийся с преподавателем идёт по пути проб и ошибок. Отрицательное воздействие плохого руководства на исполнительское творчество ученика заключается, прежде всего, в невнимании или, что гораздо хуже, в непонимании причин и сущности элементарных просчётов ученика. Сюда мы относим технические недочеты, метроритмические и фразировочные недостатки. Каждый из этих отрицательных факторов служит тормозом, затрудняющим развитие творческой функции учащегося. Вместе или в отдельности эти недостатки, годами допускаясь в исполнение, могут подавить любую творческую одарённость.

Для того чтобы творчество музыканта проявлялось свободно и во всей своей полноте, необходимо, чтобы исполнитель обладал всеми требуемыми для этого данными. Научная работа помогает конкретизировать и систематизировать необходимые знания и качества музыканта. Владение техникой исполнения, теоретическими познаниями и развитым художественным чувством приобретаются в период обучения и путем дальнейшей самостоятельной исследовательской работы. Они составляют основу индивидуального исполнительского творчества.

Все эти компоненты взаимосвязаны. Само по себе техническое оснащение, сколь бы совершенно и разносторонне оно не было, не может гарантировать исполнителю полного совершенства. Весьма важен факт того, что техника исполнителя, чтобы быть действительно средством к художественному исполнению, должна сама по себе быть художественной. Для этого ей недостаточно быть только механической. Важен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.