Научная статья на тему 'Опыт исследования этнокультурных традиций в современной тувинской семье'

Опыт исследования этнокультурных традиций в современной тувинской семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ТУВИНСКИЙ ЭТНОС / ETHNIC CULTURE / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY UPBRINGING / РОДНОЙ ЯЗЫК / NATIVE LANGUAGE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / ETHNO PEDAGOGICAL TRADITIONS / TUVAN PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

В статье представлена часть материалов эмпирического исследования этнопедагогических традиций в семейном воспитании тувинского этноса по г. Кызылу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF ETHNOCULTURAL RESEARCH IN A MODERN TUVAN FAMILY

The article presents an abstract from the research work on the ethno pedagogical traditions of modern Tuvan people in Kyzyl.

Текст научной работы на тему «Опыт исследования этнокультурных традиций в современной тувинской семье»

Sultanbaeva Claudia - Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Khakassia State University Institute of Pedagogical Education named after NF Katanov, E-mail: ski57@ya.ru

УДК.37.018.1 (571.51/.52)

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ

Султанбаева К.И.

Хакасский государственный университет, г. Абакан

THE EXPERIENCE OF ETHNOCULTURAL RESEARCH IN A MODERN TUVAN FAMILY

Sultanbaeva K.I.

Khakass State University, Abakan

В статье представлена часть материалов эмпирического исследования этнопедагогических традиций в семейном воспитании тувинского этноса по г. Кызылу.

Ключевые слова: этническая культура, этнопедагогические традиции, семейное воспитание, тувинский этнос, родной язык, национальные традиции.

The article presents an abstract from the research work on the ethno pedagogical traditions of modern Tuvan people in Kyzyl.

Key words: ethnic culture, ethno pedagogical traditions, family upbringing, Tuvan people, native language, national traditions.

В современных условиях модернизации всей социокультурной жизни общества интерес к народно-семейным традициям российских этносов проявляют не только этнологи, историки и культурологи, но и педагоги образовательных учреждений, занятые в непосредственной образовательной деятельности с детьми и родителями. Родительская общественность регионов также озабочена возрождением национально-культурных традиций, выполняющих многоплановые функции передачи культурных ценностей новым поколениям, и сохранением родного языка в глобализирующемся мире. Вышесказанным обусловлен выбор темы эмпирического исследования на территории Хакасии и Тувы.

Цель исследования была сформулирована, исходя из практической потребности специалистов в получении сведений о функционировании этнопедагогических традиций в семейном воспитании у современных хакасов и тувинцев, проживающих в условиях поликультурной и полиэтнической среды г. Абакана, г. Кызыла и сельских населенных пунктов республик Тувы и Хакасии, с использованием эмпирических методов. Соответственно поставлены задачи исследования, среди которых:

• проанализировать и оценить полученные результаты, определить степень сохранения оптимальных народно-педагогических традиций в существующей практике семейного воспитания у хакасов и тувинцев;

• оценить практические возможности использования этнопедагогических традиций семейного воспитания народов Саяно-Алтая в изменяющихся социокультурных условиях для сохранения и гармоничного развития этнических культур.

Концепция исследования строилась на основе идей об интеграции этнических групп в полиэтнической и поликультурной среде, о развитии новых ценностных ориентаций в этнической семье, наряду с приверженностью к собственным корням, духовной культуре и принятия многообразия окружающего мира. В Саяно-Алтайском регионе Сибири как части России коренные этносы (в частности, хакасы и тувинцы) стремятся сохранить народно-национальные традиции как источник духовно-нравственной культуры и одновременно вписаться в общероссийскую реальность и мировые глобализационные процессы. Принципиальными положениями в нашей работе явились учет требований ФГОС общего образования, идей Концепции национальной образовательной политики РФ (2006), Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина РФ (2009), Концепции поликультурного образования в Российской Федерации (2010) и др. В комплексном исследовании этнокультурных традиций хакасской и тувинской семьи участвовали научные сотрудники Института развития национальной школы Минобрнауки Республики Тыва А.С. Шаалы, канд.пед.наук, доцент и Г.Д. Сундуй, канд.пед.наук, доцент. Пользуясь случаем, выражаю сердечную благодарность коллегам за существенную помощь в проведении сложного комплексного исследования по Республике Тыва. В настоящей работе покажем основные результаты проведенной работы применительно к Республике Тыва.

Всего в анкетировании приняли участие 212 респондентов тувинской национальности в возрасте от 20 до 65 лет, представители разных районов и городов Кызыл, Туран. Мужчин - 32 человека, женщин - 180. Они являлись представителями 212 семей (100%), из которых 39 (18%) воспитывают детей в неполной семье (не указан один из родителей). Структура семей разная: имеются дети от 1 до 5, включительно приемных (всего 11 семей), и старшие члены семьи. В 30 ответах указано, что в воспитании детей помогают другие члены семьи: бабушки, дедушка (1 выбор), тети и дяди. Больше всего выборов по этому вопросу зафиксировано у респондентов г. Кызыл (17), вероятно, в связи с имеющейся очередью в дошкольные учреждения.

Семей с 1 ребенком - 66 (31%), с 2 детьми - 76 (36%), с 3 детьми 26 (12,3%), 4-5 и более детей (многодетные) - 13 (6%), остальные 31(14,6%) семей указали, что у них дети взрослые. В целях изучения семейного опыта и традиций воспитания ответы данной категории семей также принимали во

внимание, в целом, зафиксировано преобладание 1-2-детных семей, т.е. нуклеарный тип современной семьи.

В данной работе ограничимся материалами по г. Кызылу об оценке семейных традиций горожанами. В г. Кызыл опрашивали работающее население в возрасте от 20 до 65 лет, из них мужчин -13 (15%), женщин - 75 (85%), всего 88 представителей тувинских семей. Межнациональных браков не указано, по социальному составу - это в основном представители государственных (муниципальных) учреждений и работающие в качестве руководителей (6 чел. или 6,8% от общего числа анкетируемых) или специалистов в бюджетных организациях республиканского или городского уровня (40 или 45,5%). 9 (10%) человек работают на частном предприятии, рабочих - 13 (15%), люди творческой профессии - 6 человек (артисты) (6,8%). 4 человека (4,5%) - домохозяйки.

На вопрос о семейных традициях получены положительные ответы у 34 (38,6%) респондентов, они показаны таблице 1.

Таблица 1

_Данные о семейных традициях у тувинцев г. Кызыл_

Название традиции Количество выборов

празднование Шагаа 12

национальные праздники (без указания названия) 8

отдых и дни рождения 8

дагылга (освящение) 10

освящение родников 2

участие в спартакиаде 1

Отсутствие традиций отмечено у 15 человек (17%), а 29 (33%) -затруднились. Можно сказать о тенденции потери семейных традиций среди горожан Тувы. Традиционная семья характеризуется наличием крепких межпоколенных связей, для выяснения чего был задан вопрос о взаимодействии с бабушками и дедушками в воспитании детей (внуков). С мнением о том, что бабушки (дедушки) балуют и «портят» внуков, согласились 42 (48%) отвечавших, не согласились - 33 (37,5%), засомневались - 12 (13,6%). Не согласились те респонденты, кому содействуют в воспитании детей их собственные родители.

Более точные ответы о функционировании семейных традиций были получены при помощи вопросов №№ 22-25. Ответы сведены в таблицу 2.

Таблица 2

Данные о функционировании семейных традиций в г. Кызыл

Национальные праздники, отмечаемые в семье Кол-во выбора Народные воспитательные традиции семьи Кол-во выбора Желательные традиции воспитания в современности Кол-во выбора

Шагаа 82 Приучение к домашнему труду 76 Шагаа 23

Наадым 15 Уважение старших 69 Уважение к старшим и почитание младших 36

Хылбык 3 Гостевой этикет 38 Гостевой этикет 33

Дагылга 2 Совместные праздники 28 Традиционный уклад 23

или гуляния жизни

Уруг дой 2 Родовая встреча на освящении источников 2 Знание истории рода 25

День республики 2 Буддийские праздники 2 Трудолюбие 23

8 марта 2 Начало стрижки овец 2 Чагыыр 3

Оваа дагылга 2 Ходить в гости к старшим 2 Национальная кухня 23

Суг бажы 2 Хылбык 5 Скотоводство 2

Хуреш 1 День рождения членов семьи 5 Семейный совет 2

Стрельба из лука 1 Участие в конных скачках и хуреше 3 Шитье национальной одежды 8

9 мая 1 Дожек дой 2

Как видно из таблицы, предпочтения городских родителей в отношении сохранения национальных воспитательных традиций в семье разнообразны: приоритетными остаются праздники Шагаа (Новый год), Наадым (празднование дня животновода), дагылга (освящение разного рода объектов природы, сопровождающееся специальными обрядами с участием шаманов). Кроме того, воспитание детей немыслимо без уважения к старшим и почитания младших, гостевого этикета, приучения к домашнему труду. Среди семейных традиций прочное место занимают и в городских условиях обряды «хылбык» (первая стрижка родовых волос ребенка по достижении им 3-х летнего возраста), дагылга (освящение родовых мест: источников, гор, леса и т.д.). По одному выбору пришлось на такие праздники, как 23 февраля, Рождество и 8 марта. По нашим наблюдениям, среди тувинцев обряд гостеприимства имеет особое значение не только для гостя, но и самого хозяина дома, который занимает благосклонную позу, выражающую уважение и почтение к гостю.

Одним из показателей культуры традиционной семьи является ссылка на примеры своих предков, что часто играет мотивирующую функцию в нравственной ориентации детей. В ответах респондентов об использовании положительных примеров предков указано, что 65 (74%) человек этим пользуются, 12 (13,6%) дали отрицательный ответ. Из предпочитаемых семейных традиций воспитания современной молодежи хотели бы оставить такие, как уважение к старшим - 36 (41%) выбора, гостевой этикет - 33 (37,5%) и трудолюбие наравне с традиционным укладом жизни по 23 (26%) выбора. В ответах не определились 40 (45%) человек, что составляет почти половину респондентов г. Кызыл.

Из развивающихся народных промыслов респонденты указали на следующие: резьба по камню (11%), обработка древесины (12%), изготовление национальной одежды и национальных блюд, изготовление национальных

музыкальных инструментов, переработка молочных продуктов (незначительное число выбора), вязание.

На вопрос о ведущей роли национальных традиций в воспитании детей, одобрительно ответили 51 (58%) человек, не согласны - 10 (11,4%), затруднились с ответом - 26 (29,5%).

Изучали также состояние главного фактора в семейном воспитании -родной язык общения дома. Родным языком пользуется 42 (48%) респондента в общении с детьми, на родном и русском в равной степени - 42 (48%) столько же человек, преимущественно на русском языке общаются дома 3 (3,4%) респондента, 1 - нет ответа. Можно сказать, что наметилась тенденция развития двуязычия у тувинцев - горожан. Такая тенденция является новым феноменом для республики. Среди факторов, влияющих на языковую картину этноса, мы выделяем СМИ (телевидение, радио, интернет). В связи с чем был также задан вопрос о ведущей роли СМИ в семейном укладе жизни. Ответы распределились следующим образом: согласились с утверждением о ведущем влиянии СМИ на семейные традиции - 77 (87,5%), не согласились - 3 (3,4%), не знают - 8 (9%).

Анкетируемые хотели бы сохранить такие воспитательные традиции народа: «все нравственные», уважение к старшим, празднование Шагаа, общение на родном языке, приучение детей к труду, знание устного народного творчества, знание своей родословной, бережное отношение к природе, запрет на все вредные привычки, среди которых особо выделен запрет на употребление алкоголя до зрелого возраста.

Таким образом, сведем основные выводы по исследованию семейных традиций по г. Кызылу:

В тувинской городской семье бытуют исконные традиции уважения к старшим и почитание младших (дожек дой, «хылбык»), общение на родном языке, празднование традиционного Нового года (Шагаа), Наадым (праздника чабанов), освящение сакральных мест (дагылга), посещение старших членов семьи и рода, родовые встречи, семейные торжества, совместный отдых на природе с приготовлением национальных блюд, этикет гостеприимства.

Новые тенденции в связи с глобализационными процессами в мире и стране: развитие национально-русского двуязычия, ускоренная интеграция в поликультурные процессы благодаря СМИ и интернет-технологиям, ориентация родителей на то, чтобы дать детям хорошее образование, ориентация молодежи на нуклеарный тип семьи (роль старшего поколения в воспитании детей положительно оценили менее половины респондентов), включение в семейное воспитание разнообразных методов, в отличие от стандартных традиционных.

У значительной части народа сохраняется желание следовать исконным традициям как способу предотвращать развитие вредных привычек: употребление алкоголя, отсутствие трудолюбия и т.д. Практически никто из

респондентов не связывает этнопедагогические традиции с религиозными (буддистскими или шаманскими).

Проблемы воспитания детей в семье респонденты не указывают как критические, минимальный выбор приходится на агрессивные методы воспитания детей. Главными воспитателями признаны оба родителя: мать и отец. В целом, сохранение статуса родного языка и этнопедагогических традиций в современной тувинской семье остаются относительно устойчивыми, наряду с развитием билингвизма.

Библиография

Рукопись отчета К.И. Султанбаевой о НИР ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» от 25.12.2015г. № госрегистрации 115101310023.- Абакан, 2015.

The Manuscript of the Report on Scientific Work by Sultanbaeva K.I. at the Khakass State University, Abakan. 25.12. 2015.

Султанбаева Клавдия Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, E-mail: ski57@ya.ru

Sultanbaeva Claudia - Candidate of Pedagocics (PhD), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Institute of Pedagogical Education, Khakass State University named after NF Katanov, E-mail: ski57@ya.ru

УДК 364(075.8)

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фрокол А.С., Хевек А.Б. Тувинский государственный университет, г. Кызыл Республиканский центр народного творчества и досуга, г. Кызыл

REHABILITATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISABILITIES BY MEANS OF MASS CULTURAL ACTIVITIES

FrokolA.S., KhevekA.B. Tuvan state University, Kyzyl The Republican center of folk art and leisure, Kyzyl

В статье рассматриваются результаты изучения организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами культурно-массовой деятельности в школе №4 г. Кызыла Республики Тыва. Проанализированы программы музыкальных занятий и занятий по изобразительному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.