Научная статья на тему 'Формирование педагогических кадров в тувинской народной республике (1921-1944 гг. )'

Формирование педагогических кадров в тувинской народной республике (1921-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / ТНР / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОНАСТЫРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / TUVA / TNR / HISTORY OF PEDAGOGY / PEDAGOGICAL SHOTS / INLIGHTENING / MONASTERIAL EDUCATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комбу Айлан Сергеевна, Монгуш Ольга Даш-ооловна

Рассматривается история формирования педагогических кадров в Тувинской народной республике с 1921 по 1944 гг., роль советских учреждений в развитии образования в Туве, формы подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE TUVAN PEOPLE’S REPUBLIC (1921-1944)

The history of forming of pedagogical shots is examined in the Tuvan People’s Republic from 1921 to 1944, as well as the role of soviet establishments in the development of education in Tuva, and the forms of training education personnel.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогических кадров в тувинской народной республике (1921-1944 гг. )»

Тувинский государственный университет_

УДК 37(09)(47)+37(09)(47=571.52)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1921-1944 ГГ.)

Комбу А.С., Монгуш О.Д.

КПИ Тувинского государственного университета, Кызыл

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC (1921-1944)

Kombu A., Mongush O.

Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl

Рассматривается история формирования педагогических кадров в Тувинской народной республике с 1921 по 1944 гг., роль советских учреждений в развитии образования в Туве, формы подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: Тува, ТНР, история педагогики, педагогические кадры, просвещение, монастырское образование, учитель.

The history of forming of pedagogical shots is examined in the Tuvan People's Republic from 1921 to 1944, as well as the role of soviet establishments in the development of education in Tuva, and the forms of training education personnel.

Keywords: Tuva, TNR, history of pedagogy, pedagogical shots, inlightening, monasterial education, teacher.

Для решения современных проблем общего и профессионально-педагогического образования необходимо всестороннее изучение и творческое использование исторического опыта. История этого периода была идеологизирована и поэтому требуется ее переосмысление. В разное время многие ученые Тувы изучали историю становления образования республики (Ю.Л. Аранчин, Н. Сердобов, Л.П. Салчак, К.Б. Салчак, В.Ч. Монгуш, А.К. Саая, Р.Ш. Харунов).

Тувинская народная республика была создана в 1921 г., а в 1944 году вошла в состав СССР на правах автономной области. Перед Тувинской народной республикой стояли важнейшие задачи. Начинать нужно было с государственной политики в области образования, необходимо было заложить ее основы, определить цели и задачи, разработать систему мер по открытию начальной школы, а затем дальнейшего образования народа. Не было ни материальной базы, ни кадров, ни учебников. Но было огромное желание ликвидировать безграмотность, открыть для тувинского народа путь к просвещению [1, с. 5].

Перед молодой республикой стояла неотложная задача - создать на основе опыта Советского союза единую систему начального и среднего образования в целях воспитания новых кадров. На пути выполнения этой задачи стояли

большие, но вполне преодолимые трудности: в стране не было учителей, учебников на родном языке, школьных зданий, учебного оборудования [2, с. 16].

В 20-е гг. ХХ века государственное образование в Тувинской народной республике серьезно уступало монастырскому. Грамотными были лишь люди, получившие религиозное образование, вышедшие из буддийских монастырей, где изучались тибетский язык, философия, алхимия, а также начала поэтики, ботаники, фармакологии, анатомии, медицины. Важную роль в качестве образовательного центра играли хурээ (монастыри), в которых готовили духовную элиту традиционного общества. В них давали все необходимые знания для осуществления ламами функций духовного наставника, учителя, лекаря. Обучение имело свою специфическую организацию с обязательным посещением учениками занятий, с учетом успехов учащихся, с присуждением ученых степеней. Оно было сложным и многоступенчатым. Доступом к этому образованию пользовалась только мужская часть населения. В крупных хурээ обучали буддийской танкописи (иконографии), стихосложению, каллиграфии, архитектуре и скульптуре.

В тувинских монастырях в обязательном порядке изучали тибетские и монгольские языки, на которые с санскрита переведены сутры. Наиболее талантливые хуураки (послушники) отправлялись на дальнейшую учебу в Монголию, Тибет и Индию [3, с. 24-25].

В своей монографии «Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике» Р.Ш. Харунов отмечает, что «буддистские школы были единственным местом, где тувинские мальчики независимо от их социального происхождения могли получить образование, причем детей из беднейших слоев в них было больше, чем из зажиточных семей» [3, с. 26].

Н.А. Сердобов пишет, что «в каждом монастыре помимо взрослых лам находились ламские ученики в возрасте от 8 до 20 лет. Метод занятий был индивидуальный. Помимо учебы хуураки принимали участие в богослужениях, проводимых обычно три раза в день» [2, с. 10].

На рубеже веков духовное образование становится важнейшей составляющей традиционной духовной культуры, благодаря которой происходит определенный рост образовательной части населения, о чем свидетельствует появление монголоязычных летописей, авторами которых являлись представители феодально-чиновничьих кругов. Среди привилегированной части населения появляется потребность в регулярном чтении, в печатной периодике на монгольском языке. С течением времени в буддийских монастырях стала проводиться подготовка духовной элиты традиционного тувинского общества. В условиях отсутствия светских школ, письменности и литературы на родном языке в стране имелось 22 монастыря, деятельность которых как общеобразовательных центров невозможно переоценить. Многие выпускники монастырских школ сыграли заметную роль в истории Тувы первой трети ХХ века.

Традиционная культура тувинцев на протяжении веков являлась серьезнейшей базой для развития образования, начальной формой которой стали

Тувинский государственный университет

монастырские школы. Однако, не смотря на исторически прогрессивный в целом процесс развития духовного образования, подавляющее большинство населения продолжало оставаться неграмотным.

В советской историографии монастырское образование рассматривалась негативно. Например, в монографии Н.А. Сердобова «Народное образование в Туве» автор пишет: «ламские монастыри являлись насосом, выкачивающим из народа различные ценности путем прямых поборов и многочисленных видов «пожертвования». Обучение носило ярко выраженный словесный, схоластический характер. Зубрежка и палочная дисциплина - вот наиболее существенные черты обучения в тувинских монастырях». Далее автор отмечает, что обеты, даваемые учениками ламской школы были фикцией, что ламы пьянствовали, вели распутный образ жизни, ламы чаще всего применяли физическое наказание в воспитании хуураков [4, с. 13].

На II организационном съезде Тувинской народной революционной партии (ТНРП) в июле 1923 г. были поставлены следующие задачи по культурному развитию Тувы: введение всеобщего обучения грамоте и поднятие культурного уровня народа; введение обязательной медицинской помощи за счет государства беднейшему населению страны. Светское образование пришлось начинать почти с нуля, когда в стране не было своей письменности, не было материальной базы и педагогических кадров, не хватало финансовых средств [3, с. 27].

В октябре 1923 года Центральный комитет ТНРП принял постановление об обучении русской и монгольской грамоте молодёжи, которая впоследствии должна была работать в кожуунах республики.

С 1926 года стали появляться начальные школы. Через два года в республике официально было открыто 4 школы, в которых обучались 68 учащихся. Обучение велось на монгольском языке.

В развитии образования в Тувинской Народной Республике особую роль сыграла русская самоуправляющая трудовая колония. Особенностью становления образования в Туве в 20-е годы ХХ века являлось функционирование на ее территории русских школ, основанных еще в начале века переселенцами. Образование в русской самоуправляющей трудовой колонии (РСТК) имело организационно оформленную структуру школьного обучения Советской России. Через РСТК шло распространение революционных идей в Туве, которое началось еще в период гражданской войны. 13 августа 1925 августа Коллегией Наркомпроса РСФСР был утвержден подробно разработанный план по сотрудничеству в области культуры со странами Востока [5, с. 10], определивший характер и содержание работы в этом направлении. Так, в 1925-1926 гг. проведено финансирование русских школ в Танну-Тувинской республике на 25000 руб., направлены комплекты педагогической литературы, плакаты и первая партия учебников [5, с. 10]. Велись переговоры о командировке инструкторов школьной работы в виду отсутствия квалифицированных педагогических кадров в РСТК.

Также необходимо остановиться на роли Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) в развитии образования Тувы. 5 апреля 1925 г. при СНК СССР создано Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС) в целях содействия установлению и развитию культурных связей между учреждениями, общественными и культурными организациями СССР и зарубежными странами. С 1927 г. ВОКС стала привлекаться СНК СССР и для решения вопросов организации народного образования в ТНР. Работниками ВОКСа было принято решение содействовать мероприятиям культурного строительства, начатым в ТНР, «путем посылки соответствующих материалов, командирования культурных работников и всестороннего инструктирования» [6, с. 26].

В январе 1928 г. в полпредстве СССР в ТНР состоялось первое совещание по вопросам культурной работы в Танну-Тува, на котором по приглашению Т. Шилина присутствовали представители полпредства, члены правительства ТНР и представители РСТК. ВОКС отмечал при этом: «необходимо поддержать РСТК -это орган нашего культурного влияния на ТНР». В соответствии с пониманием данной задачи был разработан и проведен в жизнь целый комплекс мероприятий: снабжение учебниками и пособиями советских школ, командирование культурных работников и школьных инструкторов, организация экскурсий тувинских учащихся в СССР и т.п.

В ноябре 1928 г. из Москвы в республику отправлено 2015 экземпляров учебников, уже через год (1929 г.) школы РСТК переведены на бесплатное снабжение учебниками, организованы и проведены экскурсии в Москву выпускников девятилетней школы, предоставлены бесплатные места для учителей в Институте повышения квалификации педагогов (ИПКП) в 1929-1930 учебном году [7, с. 14]. Данный список можно продолжать, но для нас важно то, что школы русского населения на территории ТНР получали всемерную поддержку органов центральной власти, благодаря чему эти школы впоследствии оказали неоценимую помощь в становлении системы народного образования в ТНР.

На первых порах из-за недостатка учителей органы РСТК приглашали учителей из Енисейской губернии. Так, в 1923 г. оттуда прибыло 22 учителя -комсомольца [1, с. 85]. В 1926-1927 годах в школах РСТК - 41 учитель (из них с высшим и специальным педагогическим образованием было только 2 человека, со средним - 2, с незаконченным средним - 33 и с низшим - 4 человека) [8, с. 3]. Основными причинами нежелания учителей работать в школах РСТК являлись трудные условия жизни (неустроенность быта), большая нагрузка, низкая заработная плата, выплата ее «натурой» (что предполагало различные осложнения при обмене на необходимые продукты и предметы) и пр.

По окончании 1927-1928 учебного года из школ уволилось вследствие ухудшения материального положения 13 учителей или четвертая часть всех педагогов [9, с. 101]. Состояние качественного состава педагогических кадров школ РСТК по таким показателям, как уровень образования и стаж практической

Тувинский государственный университет

работы, можно оценить в целом как удовлетворительное, обусловленное перечисленными выше причинами.

В первые же годы после образования тувинской национальной государственности остро встал вопрос о создании тувинской национальной письменности как необходимом и первом условии развертывания культурного строительства и, в конечном счете, — политического и экономического развития страны. Функцию письменного языка выполнял старописьменный монгольский язык, на котором велось делопроизводство, издавалась в весьма ограниченном количестве литература и документация (главным образом, решения центральных партийных и государственных органов), с 1925 г. выпускались газета «Унэн» («Правда») и журналы «Хувьсгалтард» («Революционный арат»), «Хувьсгалтзалуучууд» («Революционная молодежь») [9, с. 96].

Над проектами тувинской письменности на основе новотюркского алфавита, как вспоминал А.А. Пальмбах в своем выступлении на научной конференции, посвященной 30-летию тувинской письменности (1960), работа велась параллельно в Москве и Ленинграде. Она выполнялась такими известными учеными-лингвистами, специалистами по восточным языкам, уже имевшими опыт работы над национальными письменностями, как Е.Д. Поливанов (Москва) и Н.Н. Поппе (Ленинград).

28 июня 1930 г. был издан декрет о введении тувинской национальной письменности. С введением национальной письменности для социально-экономического и духовного развития республики потребовалась подготовка учителей. В основном подготовка учителей осуществлялась на 1-6-9 месячных курсах. Также подготовка педагогических кадров велась в Кызылском педагогическом техникуме при политическом представительстве СССР в Туве, а с 1939 г. на педагогическом отделении Кызылского учебного комбината. Для начинающих учителей каждое лето проводились занятия по методике русского языка, математике, географии, школьной гигиене и педагогике. По решению Совета министров ТНР для учителей была развернута сеть заочного обучения. В 1940 г. в Кызыле открылся методический кабинет, в 1941 г. - консультационный пункт заочного отделения Абаканского учительского института. В этом же году тувинская национальная письменность была переведена на русский алфавит, в связи с этим была проведена большая работа по разработке первых учебников и методической литературы на основе нового алфавита. Учителя всех школ проводили большую просветительскую работу, возникало сотрудничество русских и тувинских педагогов и учащихся. Стали создаваться и смешанные школы с русскими и тувинскими школьниками. Все сумонные и хошунные школы были с интернатами. Их строительство диктовалось необходимостью: иначе дети чабанов, охотников - основные занятия взрослого населения - не смогли бы получить образование, остались неграмотными [1]. Таким образом, была разработана первая система народного образования в Туве.

Для тувинских учителей были организованы подготовительные курсы для поступления в институт, на которых обучалось 33 чел. В 1944 г. на трех факультетах (литературном, историческом и физико-математическом) Абаканского института заочно обучалось 10 тувинцев. В этом же году педагогический институт окончили Х.С. Ооржак (математик), А.Т. Суктерек (филолог), С.Ч. Урояков (историк) - первые тувинцы с высшим педагогическим образованием. Если в 1930-1931 учебном году было всего лишь 13 учителей-тувинцев, к тому же имеющих начальное образование, то в 1940-1941 учебном году насчитывалось уже 145 учителей, из них 86 человек со средним педагогическим образованием и 5 человек с высшим образованием [3, с. 97]. К 1943-1944 учебному году количество тувинских учителей возросло до 320 чел. Однако, как отмечается в диссертации Р.Ш. Харунова, «массовая школа при недостатке средств порождала, с одной стороны, переполненные классы, с другой стороны «массового учителя», собственный интеллектуально-профессиональный багаж которого был невысок» [3, с. 97].

Для оказания помощи ТНР в развитии народного образования были командированы квалифицированные педагоги: Д.Н. Таптыков, А.Ф. Бобкова, В.В. Криштафович, И.А. Уланова, С.И. Шешуков, П.В. Стратилова, И.А. Лаврентьева, В.С. Миран, В.К. Красиков и др. [11].

Одними из первых учителей были: М.Д. Биче-оол, С.С. Бакук, С.Т. Даваа, Х.Н. Даржаа, К. Тува-Хуу, А.М. Белек-Баир, Л.Б. Чадамба. В докладе по министерству Народного просвещения была отмечена работа следующих учителей: преподавателя математики О. Долгар (Барун-Хемчикской школы); заведующей Шекперской школы Чондан и др. Преподаватели были самой многочисленной группой интеллигенции Тувы. Данное обстоятельство вызвано потребностями развития республики. Для поднятия культуры и производительных сил было необходимо создать сеть учреждений народного образования и, соответственно, многочисленный слой учителей [3, с. 98].

В Центральном государственном архиве Республики Тыва сохранились статистические данные о количестве учителей в ТНР, которые приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Число учителей: школ I ступени и II ступени

Года Число учителей Число учителей Из числа тувинских

нетувинцев тувинцев учителей окончили 6-ти и 9-ти месячные педагогические курсы

1928 - 1929 - 4 -

1929 - 1930 3 8 -

1930 - 1931 5 8 4

1931 - 1932 1 15 4

1932 - 1933 - 27 4

1933 - 1934 2 х/ 34 28

Примечание: 1) 2-е учителей отмеченных знаком х/ в 1933-1934 г. работали по совместительству из русской школы на 1/3 - % учительской недельной нормы (учитель по биологии и химии).

Тувинский государственный университет

2) до 1933-1934 г большинство учителей имело крайне малую как общеобразовательную, так и педагогическую подготовку. 70,5% заменены более подготовленными учителями, имеющими общеобразовательную подготовку в общеобразовательной начальной школе или Тувпартшколе и педагогическую - 6-ти и 9-ти месячные курсы.

Таблица 2

Состав учителей тувпартшколы

Годы Число учителей нетувинцев Число учителей тувинцев

1932-1933 4 3

1933-1934 2 5

Примечание: 1) В числе не тувинцев - преподавателей в 1933 и 1934 г.г. один учитель русского языка, другой заведующий учебной частью.

2) Состав тувинских преподавателей усилен в 1933 г. путем замены некоторых учителей старого состава новыми учителями. Из числа тувинских учителей имеется один, окончивший Совпартшколу в Ойротии, другой - аспирант КУТВ, третий, окончивший КУТВ.

Подытоживая приведенные факты, отметим, что формирование педагогических кадров в Тувинской народной республике в 1921-1944 годы было вызвано потребностями развития республики. Для поднятия культуры и производительных сил необходимо было создать широкую сеть учреждений народного образования и, соответственно, многочисленный слой учителей. Педагогические кадры формировались из командированных квалифицированных педагогов, приезжих русских учителей и, конечно же, первых тувинских учителей.

Библиографический список

1. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История Люди. Посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 256 с.

2. Сердобов, Н.А. Народное образование в Туве / Н.А. Сердобов. Кызыл, 1953. 278 с.

3. Харунов, Р.Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (19211944 гг.). / Р.Ш. Харунов Абакан: Издательство ООО «Журналист», 2009. 144 с.

4. Конгар, Н.С. Министерству образования Республики Тыва — 60 лет / Н.С. Конгар // Башкы. 2001. №2. С. 23.

5. ЦАДПОО. ф. 1. оп. 1. д. 1527. л. 27.

6. Моллеров, Н.М. Истоки братства. Русская самоуправляющаяся трудовая колония в Тувинской Народной Республике / Н.М. Моллеров. Кызыл: 1989. 144 с.

7. Монгуш, М.Ч. История буддизма в Туве (2-я пол.6-к. 20в.). Новосибирск: Наука, 2001. 136

с.

8. Сабирзянов, Г.С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944 — 1967). / Г.С. Сабирзянов. Кызыл: 1967. 46 с.

9. Татаринцев, Б.И. К истории создания тувинской письменности. Н. Н. Поппе/ Б.И. Татаринцев // Башкы. № 2. 2000. С. 71-77.

10. Бичелдей, К.А. 80 лет тувинской письменности: становление, развитие, перспективы / К.А. Бичелдей // Научные исследования Тувы. - 2010. - №4. - С. 15-18.

11. Монгуш, В.Ч. История образования в Тувинской Народной Республике: 1921-1944 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук : защищена

12. Сат, А.К. Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы: 1921-2004 гг.: дис. канд. ист. наук: защищена

13. ЦГА РТ Ф. 79, оп. 1. «Отдел народного образования Тувинской Автономной области», 1934 г., л. 6.

14. ЦГА РТ ЦАДПОО. Ф.1, оп.1, д.2976, л. 24. Bibliograficheskij spisok

1. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: Nauchnaya mysl. Istoriya Lyudi. Posvyaschaetsya 50-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya v Tuve. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatelstvo, 2003. 256 s.

2. Serdobov, N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve / N.A. Serdobov. Kyzyl, 1953. 278 s.

3. Kharunov, R.Sh. Formirovanie intelligentsii v tuvinskoj narodnoj respublike (1921-1944 gg.). / R.Sh. Kharunov Abakan: Izdatelstvo OOO "Zhurnalist", 2009. 144 s.

4. Kongar, N.S. Ministerstvu obrazovaniya respubliki Tyva - 60 let / N.S. Kongar // Bashky. 2001.

2. s. 23.

5. TSADPOO. f. 1. op. 1. d. 1527. l. 27.

6. Mollerov, N.M. Istoki bratstva. Russkaya samoupravlyayuschayasya trudovaya koloniya v tuvinskoj narodnoj respublike / N.M. Mollerov. Kyzyl: 1989. 144 s.

7. Mongush, M.Ch. Istoriya buddizma v Tuve (2-ya pol.6-k. 20v.). Novosibirsk: Nauka, 2001. 136

s.

8. Sabirzyanov, G.S. Partijnoe rukovodstvo narodnym obrazovaniem v Sovetskoj Tuve (1944 -1967). / G.S. Sabirzyanov. Kyzyl: 1967. 46 s.

9. Tatarintsev, B.I. K istorii sozdaniya tuvinskoj pismennosti. N. N. Poppe/ B.I. Tatarintsev // Bashky. 2. 2000. s. 71-77.

10. Bicheldej, K.A. 80 let tuvinskoj pismennosti: stanovlenie, razvitie, perspektivy / K.A. Bicheldej // Nauchnye issledovaniya Tuvy. - 2010. - № 4. - s. 15-18.

11. Mongush, V.Ch. Istoriya obrazovaniya v Tuvinskoj Narodnoj Respublike: 1921-1944 gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk : zaschischena

12. Sat, A.K. Formirovanie i razvitie kadrovogo potentsiala Tuvy: 1921-2004 gg.: dis. kand. ist. nauk: zaschischena

13. TSGA RT F. 79, op. 1. "Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj Avtonomnoj oblasti", 1934

g., l. 6.

14. TSGA RT TSADPOO. F.1, op.1, d.2976, l. 24.

Комбу Айлан Сергеевна - старший преподаватель кафедры педагогики КПИ Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected]

Kombu Aylan - senior lecturer in the department of pedagogyat KPI TuvSU, E-mail: [email protected]

Монгуш Ольга Даш-ооловна - студентка 5 курса специальности «Педагогика и психология» КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Mongush Olga - 5th year student with a focus on «pedagogy and psychology»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.