Научная статья на тему 'Вклад первых русских учителей в развитие народного образования Тувы'

Вклад первых русских учителей в развитие народного образования Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
874
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ УЧИТЕЛЯ / ТУВИНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / УЧЕНЫЙ А.А. ПАЛЬМБАХ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ТУВИНЦЕВ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна, Оюн Марианна Монгун-Ооловна

В статье раскрыта роль первых русских педагогов во времена революционных преобразований в Туве в начале 1920-х гг., что необходимо знать и учитывать в межэтническом общении и современной историко-педагогической подготовке специалистов. Показана культурно-просветительная роль Русской самоуправляющей трудовой колонии, преследовавшей цель оказания культурно-образовательной и иной помощи советским гражданам, а также укреплявшей интернациональные связи с местным населением. Показан вклад выдающегося ученого-тюрколога А.А. Пальмбаха в создание и развитие тувинской национальной письменности и литературного языка тувинцев, что позволило властям осуществлять задачи культурно-просветительной революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад первых русских учителей в развитие народного образования Тувы»

история педагогической науки и практики

УДК 37.04; 37.02

Султанбаева Клавдия Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, ski57@ya.ru, Абакан

Оюн Марианна Монгун-ооловна

Преподаватель Кызылского педагогического колледжа Тывинского государственного университета, ommochur@mail.ru, Кызыл

ВКЛАД ПЕРВЫХ РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИя ТУВЫ

Аннотация. В статье раскрыта роль первых русских педагогов во времена революционных преобразований в Туве в начале 1920-х гг., что необходимо знать и учитывать в межэтническом общении и современной историко-педагогической подготовке специалистов. Показана культурно-просветительная роль Русской самоуправляющей трудовой колонии, преследовавшей цель оказания культурно-образовательной и иной помощи советским гражданам, а также укреплявшей интернациональные связи с местным населением. Показан вклад выдающегося ученого-тюрколога А.А. Пальмбаха в создание и развитие тувинской национальной письменности и литературного языка тувинцев, что позволило властям осуществлять задачи культурно-просветительной революции.

Ключевые слова: русские учителя, тувинское педагогическое образование, культурно-просветительная работа, интернационализация, историко-педагогическое знание, ученый А.А. Пальмбах, национальная письменность тувинцев, межэтническое общение.

Sultanbaeva Klavdia Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chairfor Preschool and Special Education at the Khakass State University after N.F. Katanov, ski57@ya.ru, Abakan.

Oyun Marianna Mongunolovna

Teacher of the Kyzyl Pedagogical College at the Tuva State University, ommochur@mail.ru, Kyzyl

THE CONTRIBUTION OF THE FIRST RUSSIAN TEACHERS' TO THE TUVA PUBLIC EDUCATION'S DEVELOPMENT

Abstract. The paper presents the role of the first Russian teachers under Revolution conditions in Tuva at the beginning of the 1920-s. Nowadays it's necessary to remember about it for international communication and training specialists in History of Pedagogic. The role of the Russian Self-Governing Work Colony which aimed at assisting the Soviet people in Tuva and aborigines in cultural education was shown. Well known scientist, Turkologist A.A. Palmbach's valuable contribution to the foundation and development of the Tuva national alphabet and language is revealed.

Keywords: Russian teachers, Tuva pedagogical education, cultural and educational activity, internationally, knowledge in History of Pedagogic, scientist A.A. Palmbach, the Tuva national alphabet, international community.

Модернизация российской системы общего, дополнительного и профессионального образования неизбежно приведет к новому ее состоянию и новому качеству, что историками педагогики рассматривается как закономерный процесс, свойственный

для цивилизационного развития. В поисках инноваций современники применяют метод ретроспективного анализа прошлого, обращаются к историческим поворотным событиям, послужившим причиной или предпосылкой необратимых изменений. Как

справедливо отмечено И. А. Колесниковой, «соотнесение инноваций с традициями -один из базовых механизмов сохранения преемственности в развитии любой теории и практики» [5, с. 31]. Для региональных исследований такой постулат имеет важнейшее значение: знание локальной истории образования и педагогики - это критерий профессиональной компетентности педагога, ориентированного на профессиональную деятельность в своем регионе. Успешность педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и высшей школе в особенности обеспечивается глубокими знаниями в психолого-педагогических отраслях, включая историю образования и педагогики.

Редуцированное содержание историко-педагогического знания в учебных планах профессиональной педагогической подготовки последнего государственного стандарта не позволяет создать целостную научную картину в сознании студентов, сужает их теоретическое мышление, ограничивая в рефлексивном самопознании. В связи с этим важно раскрывать и показывать страницы исторического пути развития народного образования в регионе, в особенности такого уникального, как Тува. В поисках инновационных идей в образовании необходимо опираться на преемственно значимые этно-национальные традиции, сохранять историческую память о передовом педагогическом опыте и педагогах, чей неоценимый вклад в национальную культуру и образование следует помнить в целях гражданско-патри-отического воспитания, духовно-нравственного развития молодежи.

В истории тувинского педагогического образования до сих пор много «белых пятен», несмотря на имеющиеся диссертационные исследования исторического характера (В. К. Монгуш, А. К. Пильчин, Р. Ш. Харунов, М. М. Харунова и др.). Среди последних исследований особое место занимает диссертация В. К. Монгуш, где раскрыты особенности становления системы образования Тувы в советский период (начало ХХв. до1921г.), влияние «русского фактора» на дальнейшее прогрессивное развитие автономной республики и системы народного образования, в которую первые русские педагоги внесли неоценимый вклад как

просветители, представители иной культуры [7]. Ею раскрыто влияние русского языка на формирование новой культуры тувинцев, создание первых интеллигентов из коренных жителей, «школы рассматривались как наиболее эффективные проводники советского влияния на зарубежные страны Востока» [Там же.].

В решении вопросов межэтнического взаимодействия в регионе важно использовать неоценимый опыт советского периода, когда слабо развитая в культурно-экономическом и социальном отношении Тувинская Народная Республика (1921) получала всемерную помощь от Советской России, несмотря на собственные острые противоречия, требовавшие скорейшего разрешения. На это указано первым исследователем системы народного образования Тувы Н. А. Сердобовым в книге, изданной в 1953 г. Подвергая критике существовавшую дореволюционную тувинскую ламско-монастырскую систему образования, основанную на феодально-теократических принципах обучения детей тувинцев, он показал влияние Советского государства на модернизационные процессы всей жизни тувинских трудящихся под руководством Тувинской народно-революционной партии. Эти процессы проходили в ожесточенной борьбе за власть как внутри партии, так и среди всех слоев населения. Это действительно были революционные преобразования, требовавшие самоопределения Тувы как самостоятельного государства [2; 6; 9].

Одним из ведущих исторических факторов, обеспечивших становление народного образования в Туве, Н. А. Сердобов выделил создание тувинской национальной письменности. По просьбе делегатов VIII съезда ТНРП (октябрь 1929г.) к ЦК КПСС о помощи в создании национальной письменности был разработан проект «научными работниками Коммунистического университета трудящихся востока (КУТВ) и Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИАНКП). В создании письменности активное участие принял заместитель директора КУТВ Л. Покровский и лингвист-тюрколог А. Пальмбах. 29 июня 1930 г. был издан декрет правительства ТНР, которым новотюркский латинизированный алфавит

был узаконен в качестве государственной письменности. Сотрудниками НИАНКП был разработан и прислан в качестве подарка трудящимся Тувы первый тувинский букварь» [9, с. 20]. Как отмечал Н. А. Сердо-бов, дальнейшая помощь Советского Союза в материальном и научно-методическом обеспечении внедрения тувинской письменности в систему образования вызвала большой энтузиазм народных масс и политический подъем [Там же]. Не менее значимой была помощь педагогическими кадрами, прежде всего русскоязычными. Исторически взаимоотношения тувинцев с русскими уходят в XIX век, начавшись с торговли русских купцов и «урянхайских» баев. Географически занимая выгодные позиции по маршруту «великого шелкового пути» из Китая в Европу, верхушка тувинских племен всегда стремилась поддерживать выгодные торгово-экономические отношения с родственными тюркскими племенами и с русскими, активно осваивающими юг Сибири с ХУШ века [6].

В отдельных публикациях историко-пе-дагогического характера можно обнаружить сведения о первых русских учителях и руководителях, внесших огромный вклад в становление педагогического образования современной Тувы. В частности, книга «Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди» под редакцией Л. П. Салчак, К. Б. Салчак [8], достаточно полно раскрывает особенности, характер исторического пути тувинского народного образования и педагогов, стоявших во главе и продолжающих трудиться на благо народного образования. Использованные авторами биографический и хронологический методы в описании педагогических фактов и ситуаций способствуют воссозданию атмосферы прошлых лет, позволяя читателю погрузиться и понять особенности исторического времени. В частности утверждается, что первая русская школа в Кызыле (стар. -Белоцарск) возникла в 1916 г. для обучения детей русских переселенцев, учительствовал А. М. Богатков, который обучал детей, по всей вероятности, основам грамоты, письма и чтения с обязательным изучением Закона божьего, на что указано в воспоминаниях бывших учеников. Школа просуществовала недолго, однако успела приобщить детей к азам грамоты.

В процессе революционных преобразований в 1921г. в Туве для русского населения была создана Русская самоуправляющая трудовая колония (РСТК), находившаяся в подчинении Народного комиссариата иностранных дел Советской России (НКИД). Одним из ведущих направлений деятельности этой организации была политическая и культурно-просветительная работа среди советских граждан, проживающих в Туве, и укрепление интернациональных связей между местным населением и русскими. О том, какими директивами руководствовались члены РСТК, узнаем из нижеприведенного документа.

Архивный документ «Инструкция Полномочной Комиссии ЦИК СССР консулу СССР в Урянхае, Райбюро РКП и Президиуму РСТК» от 15 августа 1924 г. с грифом «Совершенно секретно», опубликованный недавно, состоит из 5 разделов с указанием полномочий РСТК и деятельности консула СССР [4, с. 37-39]. Нас интересует вопрос организации взаимодействия с русским населением в общем и в частности, политика русско-тувинских отношений через культурно-просветительную работу в условиях революционного времени. Во втором разделе сказано: «В области взаимоотношений с Танну-Тува следует принять к исполнению нижеследующее:

Стремиться к большему культурному и политическому сближению с тувинским народом и Танну-Тувинским правительством, широко пропагандировать среди русского населения необходимость этого сближения, изживать всякие колонизаторские настроения и оказывать тувинскому народу ...активную поддержку в его культурных и политических начинаниях.

Для выполнения этой задачи необходимо:

а) Развивать и укреплять созданную по указанию полномочной Комиссии школу русской грамоты и политграмоты для тувинцев. К ближайшему году школа должна дать активный кадр государственных и политических работников.

б) Ускорить открытие намеченной полномочной Комиссией школы тувинского языка для русской молодежи - с задачей выработки кадров работников для тувинского народа.

в) Всячески способствовать повсеместному проявлению тувинской молодежи в рус-

ские организации Комсомола...

е) В области политико-просветительной работы среди тувинского народа нужно усвоить, что эта работа не должна носить характера подчеркнуто-коммунистического. Как в партийной, так и в государственной работе следует избегать всего того, что в быт тувинского народа вносило бы слишком резкую ломку, оскорбляя его религиозные и национальные чувства.

з) Всякие колонизаторские тенденции среди русского населения должны быть пресекаемы самым решительным образом; экономическое притеснение тувинцев русскими, в какой бы то ни было форме - недопустимо. Следует твердо помнить, что СССР представляет не только русский народ, но и все [...], что вся его политика проникнута интернационализмом, почему никаких привилегий русское население в Урянхае иметь не должно» [Там же, С. 37-38].

Совершенно ясная и четкая позиция тогдашнего Советского государства по интернационализации народов полностью соответствовала революционной идеологии сближения народов, хотя ТНР являлась суверенным государством под протекторатом СССР в области внешней политики. Во избежание конфликтов с тувинским народом строго рекомендовалось не допускать увеличения РСТК, в земельном вопросе проявлять умеренность и придавать большое значение непосредственным объездам (контактам) местной советской и партийной работы. Иначе говоря, РСТК в своей внутренней деятельности должна была подчиняться постановлениям и директивам СССР.

Сложная революционная обстановка в начале 1920-х гг. в Туве требовала высокой социально-политической активности педагогов. Им поручалось заниматься разъяснительной работой среди безграмотных местных жителей, обучать основам грамоты не только детей, но и взрослых, пропагандировать всеобщее обучение и противостоять местным ламам и баям, уверявших своих сородичей в ненужности грамоты («Охотиться и пасти скот можно и без грамоты») [9]. В 1932 г. РСТК была преобразована в Комитеты советских граждан и существовала как общественный орган самоуправления до преобразования в Хуралы трудящихся (1942 г.). Через свою газету «Вперед» Ко-

митеты проводили большую культурно-просветительную работу среди русского и тувинского населения, пропагандировали передовой педагогический опыт коллег, в специальной рубрике «Странички школьника» рассказывали о школьной жизни, публиковали лучшие детские сочинения, педагоги обменивались живым опытом, методическими находками. Ведущими педагогическими коллективами стали школы г. Кызыла, Турана, поселков Успенка, Уюк, Сосновка, Тарлык. Особовыде-лялись эффективной работой среди учителей А. П. Лаврентьева, Е. И. Федорова. Впоследствии они как всенародно признанные педагоги были награждены высокими государственными наградами. Среди первых командированных русских учителей, приехавших в Туву для ликвидации большого дефицита педагогических кадров и оказания помощи местным учителям, были А. Ф. Боб-кова, В. В. Криштафович, В. К. Красиков, И. А. Лаврентьева, В. С. Миран, П. В. Стра-тилова, Д. Н. Таптыков, И. А. Уланова, С. И. Шешуков и др. [8]. Каждый из этих педагогов трудился с полной самоотдачей, воодушевляемый значимостью своего труда, порой преодолевая самые отсталые взгляды, косность, показывая личным примером готовность бороться за новые идеи, стремление сделать жизнь лучше, даря детям и их родителям радость встречи с новым знанием. Энтузиазм и вера в светлое будущее мотивировали на педагогический подвиг. Из воспоминаний бывших учеников известно, что учителя русской школы в большинстве были универсальными специалистами: они не только преподавали предметы, но вместе с учениками ставили спектакли, сочиняли, пели и музицировали, ходили в трудные походы, помогали сельчанам в коллективных трудовых субботниках и др.[8].

По-настоящему их вклад ценен тем, что личности этих педагогов воодушевляли учеников на педагогический труд: среди их учеников - будущие советские ученые, кандидаты наук, навсегда связавшие свои судьбы с наукой и образованием: Е. И. Коптева, Г. Ф. Коновалова, В. В. Осипова, В. Л. Лада-нова, Н. И. Петеримова и др.

В истории Тувинской республики неизгладимо яркий след оставил выдающийся ученый-тюрколог, профессор А. А. Паль-

мбах (1897-1963) известный в народе как «Пальмбах Башкы», благодарную память о нем хранят и нынешние поколения: именно он стал тем человеком, кто исследовал в составе специальной Комиссии местный язык и создавал тувинскую письменность, стал первым преподавателем этого языка. Он - один из авторов научной «Грамматики тувинского языка», «Основ тувинской филологии», редактор русско-тувинского и тувинско-русского словарей, переводчик тувинских произведений на русский язык и русских - на тувинский, писатель, педагог. «Его деятельность была началом развития науки в области тувинской филологии и педагогики, народного образования и культуры Тувы» [8, с. 9]. Его вклад в развитие национальной культуры и образования тувинцев сопоставим с революцией сознания, когда практически сплошная неграмотная народная масса благодаря усилиям ученого-педагога получила в руки «ключ» к научному знанию, литературе, поэзии, мировым культурным достижениям. С его помощью начинает развиваться научная филология в созданном Тывинском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, создается научно-педагогический коллектив из числа самих тувинцев. Идеи интернационального сближения народов советского государства осуществлялись последовательно и бережно в отношении отсталых и безграмотных аратов, трудящихся Тувы.

Изучение разных источников позволяет сделать заключение о том, что тувинская народная система образования на начальном этапе своего становления в 1920-ые годы имела специфику, обусловленную большим отставанием в социально-экономической и культурно-образовательной сферах [1; 2; 3.] Одновременно преобладали слабо развитые товарно-денежные отношения и феодально-патриархальный традиционный уклад жизни, отличный от просвещенной части страны. Специфику составляла также морально-духовная, языковая близость коренного населения к монгольскому типу культуры, где объединяющим фактором являлась ламаистская религия, внедряемая в сознание народных масс посредством монастырских школ и частного обучения. Для коренной революционной перестройки народного сознания потребовались органи-

зационно-методическая помощь, духовная и материальная энергия просвещенных соседних и российских народностей. Незнание местного языка, тувинских обычаев и традиций для приехавших учителей представляло на первых этапах определенные бытовые и психологические трудности. Сложившееся в интернационалистском духе сотрудничество с СССР, с русским народом позволило впоследствии органично войти Туве в его состав в качестве автономной республики (1944).

О роли первых русских педагогов в распространении культуры и просвещения среди тувинских аратов написано немало очерков, статей представителями тувинской научной интеллигенции в советский период, однако, пока еще нет единого целостного труда, где бы нашла полное отражение историческая роль взаимодействия тувинского народа с советскими народностями в тот исторический период. Особую актуальность приобретают сегодня исследовательские проекты, направленные на объективное освещение историко-педагогической отрасли знания в условиях роста межэтнической напряженности среди молодежи. Формирование исторической памяти народа - одна из задач современного образования и культуры.

Для современных поколений Саяно-ал-тайского региона состояние поликультурности и полиэтничности представляется естественным точно так же, как и использование информационно-коммуникационных средств и технологий без «привязки» к историческому прошлому. Вместе с тем, постоянная педагогическая работа в сфере укрепления нормальных межэтнических связей, базирующаяся на знании позитивных исторических традиций, способствует развитию социальной и межкультурной толерантности. Оторванность от историко-педагогиче-ского контекста в педагогическом процессе сужает осмысление современности и снижает границы стратегического мышления педагога. Динамичное развитие системы национального образования обеспечивает трансляцию научных знаний и эмпирического опыта из поколения в поколения, поэтому обращение к историко-педагогиче-ским знаниям представляется необходимым условием повышения профессиональной компетентности будущих педагогов, практикующих учителей и воспитателей в едином

российском полиэтничном и поликультурном пространстве.

Библиографический список

1. Анайбан З. В. Формирование тувинской интеллигенции (историографический обзор) // Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы. - Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1977. - 180 с.

2. Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму / Совместно с СО АН СССР. Ин-т истории филологии и философии. -Новосибирск: Наука, 1982. - 336 с.

3. История Тувы: - Новосибирск: Наука, 2007. - 430с.

4. История Тувинской Народной Республики в архивных документах. 1921-1944гг. - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. -312 с.

5. Колесникова И. А. Историко-педагогиче-ская компетентность современных исследовате-

лей образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - М: Институт теории и истории педагогики. - 2013. - № 1(10) - С. 30-40.

6. Март-оол В. Д. «Урянхайский вопрос» и протекторат //Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Выпуск XIX.- Кызыл. - 2002. - С. 4-11.

7. Монгуш В. Ч. История народного образования в Тувинской Народной Республике : автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2006. - 19с.

8. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. - Кызыл: Тувинское книжное издательство. - 2003. - 256с.

9. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. - 134с.

10. Харунов Р. Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской народной Республике (1921-1944гг.) - Абакан: Издательство ООО «Журналист», 2009. - 144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.