Научная статья на тему 'Первые образовательные заведения Тувы в период ТНР'

Первые образовательные заведения Тувы в период ТНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1498
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / CULTURAL REVOLUTION / ТУВИНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / TUVAN WRITING / ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ / FIRST SCHOOLS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / NATIONAL SCHOOL / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / TUVA PEOPLE''S REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маады Сайзана Салчаковна

В статье рассматривается вопрос, связанный с историей зарождения и становления первых образовательных заведений в Туве в период Тувинской Народной Республики (1921 1944 гг.). Автор вкратце описывает историю изучения данного вопроса. И на основе использованной литературы поэтапно описывает, как и где появились первые школы в Туве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TUVA IN THE PERIOD OF TNR

The article deals with the history of origin and formation of the first educational institutions in Tuva in the period of the Tuva People's Republic (1921 1944). The author briefly describes the history of the study of this issue. And based on the literature used, stages by stage, describes how and where the first schools appeared in Tuva.

Текст научной работы на тему «Первые образовательные заведения Тувы в период ТНР»

4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 51.02.03 bibliotekovedenie [Elektronnyj resurs]. Rezhim

dostupa: http://obbib.narod.ru/user-files/13-fgos_spo_3_.pdf (Data obrascheniya:

08.01.2017).

Иргит Елена Ломбуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Подик Ирина Витальевна - преподаватель Кызылского колледжа искусств, г. Кызыл.

Irguit Elena - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of

pedagogy of the Tuvan State University, Kyzyl

Podic Irina - the teacher of Kyzyl College of arts, Kyzyl.

УДК 37.371.

ПЕРВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТУВЫ В ПЕРИОД ТНР

Маады С.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

FIRST EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TUVA IN THE PERIOD OF TNR

Maady S.S.

Tuva State University, Kyzyl

В статье рассматривается вопрос, связанный с историей зарождения и становления первых образовательных заведений в Туве в период Тувинской Народной Республики (1921 - 1944 гг.). Автор вкратце описывает историю изучения данного вопроса. И на основе использованной литературы поэтапно описывает, как и где появились первые школы в Туве.

Ключевые слова: культурная революция, тувинская письменность, первые школы, национальная школа, Тувинская народная республика.

The article deals with the history of origin and formation of the first educational institutions in Tuva in the period of the Tuva People's Republic (1921 - 1944). The author briefly describes the history of the study of this issue. And based on the literature used, stages by stage, describes how and where the first schools appeared in Tuva.

Key words: cultural revolution, tuvan writing, first schools, national school, Tuva People's Republic.

История зарождения первых образовательных заведений Тувы в период Тувинской Народной Республики (ТНР) является одной из актуальных и малоизученных тем в истории педагогики. Актуальность темы определяется тем, что всестороннее хронологическое исследование процесса становления первых образовательных заведений в Туве в период ТНР позволит выявить основные

тенденции развития и становления школ, особенности учебных программ и учебников данного периода.

К сожалению, данная исследуемая тема не нашла своего отражения в работах русских и зарубежных исследователей нач. ХХ в., и работы первых этнографов, историков, побывавших в Туве, в основном посвящены вопросам, связанными с традиционной духовной и материальной культурой, а также бытом тувинского народа.

С начала 20-х годов ХХ-ого столетия, с периода создания Тувинской народной республики (1921) до середины 40-х годов, изучение истории образования Тувы шло в рамках культурного строительства ТНР. В 1920 - 1940 гг. не было объективных условий для всестороннего изучения проблемы, так как шел процесс становления самого образования [1].

Первостепенным событием в культурной жизни Тувы явилось введение национальной письменности на основе латинской графики (1930 г.), положившей начало становлению светской школы [7]. Это событие осталось без особого внимания, так как на данном этапе существовали трудности в научной сфере, предопределенные слабостью теоретической подготовки исследователей, к тому же, политическая обстановка того времени определила содержание и направление исследований: в ходе культурной революции духовное образование олицетворяло классово чуждые силы свергнутого строя. Поэтому только в конце 90-х годов появились работы, связанные с изучением монастырских школ - это О.М. Хомушку (Религия в истории культуры тувинцев, 1998) и М.В. Монгуш (Ламаизм в Туве, 1992). Они в научный багаж ввели недоступные ранее источники и материалы, позволившие преодолеть сформировавшиеся стереотипы в понимании духовного образования в буддийских монастырях Тувы начала ХХ в. [2, 3, 8].

Почти единственной работой, посвященной нашей теме, является труд Николая Сердобова «Народное образования в Туве» (1953). Автор, помимо организационных проблем (статистические данные по количеству и качеству роста школьной сети, хронологическое описание становления образования в Туве и т.д.), рассмотрел содержательную сторону обучения: разработка учебных программ и учебников на тувинском языке, важность социально-экономических дисциплин в становлении личности школьника и т.д. [2, 6].

За последние годы изданы монографии, и защищены кандидатские диссертации с привлечением значительных документальных источников из архива РТ и российских и сибирских архивов, например, В.Ч. Монгуш «История образования в ТНР (1921 - 1944 гг.)» и т.д.[2]

История зарождения образовательных заведений в Туве начинается с появления первых русских школ в Туве [1, 2, 4, 5].

Первая русская школа в Туве открылась 9 ноября 1908 года в г. Туране, сейчас это районный центр Пий-Хемского кожууна.

Это старейшая школа республики, официально она называлась Туранским сельским одноклассным училищем Министерства народного просвещения. Строили ее на пожертвования жителей-переселенцев из России, основавших в 1885 году на

территории урянхайской провинции Китайской империи первый русский поселок Туран. Заготовкой и доставкой леса занимались мужчины, которые за год сумели построить школу на 40 учеников. А решение о строительстве школы было принято на сельском сходе. И 9 ноября 1908 года за парты сели 46 учеников разных возрастов, первым учителем был Лев Иванович Ефименко.

В программу обучения первой русской школы ТНР входили Закон Божий, церковнославянская грамота, русский язык, арифметика и церковное пение.

В этой старинной деревянной избе, расположенной напротив двухэтажной школы, и сегодня идут занятия. Школа отметит свое 110-летие в 2018 году [11].

Становление и развитие первых школ происходило в сложной обстановке: самой острой проблемой было материальное обеспечение - не хватало помещений и оборудования, не было квалифицированных специалистов не только в области школьного дела, но и строительства.

Массовое открытие школ началось только с установлением протектората России над Урянхайским краем в 1914 году.

Спустя 8 лет, 1 сентября 1916 года в Кызыле по улице Щетинкина-Кравченко открылась 1-ая школа. В ней был один первый класс, с 47-ю учениками, учителем был А.М. Богатков. Сегодня это начальная школа МБОУ СОШ № 1 г. Кызыла, которую в свое время закончил наш замечательный земляк, Герой России, министр обороны России - С.К. Шойгу.

Тувинская Народная Республика в 1927 году стала обучать грамоте детей бедных аратов, проявляющих интерес и способности к учению. Первая национальная школа г. Кызыла имела одноэтажное деревянное здание, которое

находилось по улице Ленина.

Тувинских учителей не было, поэтому грамоте их обучал лама Дуптен-Хелин, а учителем русского языка был алтаец Савашкин. Все принадлежности для

письменности заказывали в советском посольстве.

Для местного

населения начали создавать кружки по ликвидации неграмотности.

Первые кружки появились в Кызыле и кожуунных центрах Тувы, общее количество таких кружков по республике в 1930 г. достигло 80. К концу 1930 года, по историческим сведениям [1], в них подготовили около 200 культармейцев.

С целью сосредоточения внимания тувинской общественности борьбе с культурной отсталостью, с неграмотностью и малограмотностью в эти же годы начали создаваться Общества «Долой неграмотность» (ОДН).

В декабре 1930 г. утвердили устав общества и поручили ОДН открыть на местах свои ячейки, которым предстояло заниматься организацией обучения взрослых в кружках и посредством индивидуального обучения. Общество «Долой неграмотность» прекратило свою деятельность после создания Министерством культуры штатных ликпунктов.

В период с 1934 по 1939 годы в ТНР существовали кочевые школы, получившие название летних школ (чайлаг школалары). Они возникли по инициативе населения и были узаконены в 1935 году на I сессии Малого Хурала ТНР. Причинами возникновения летних школ служили незначительный охват детей обучением в школах-интернатах и большое стремление сельской молодежи к знаниям.

Летние школы, как один из видов кочевых, сыграли значительную роль в просвещении тувинского народа, а также в формировании их национального самосознания. Такие школы были характерны не только для тувинцев, но и для других кочевых народов мира, например, у башкир и арабов - кочевые школы, у киргизов - пастбищные школы, у народов Африки - лесные школы, у народов Севера и Дальнего Востока - кочующие школы-передвижки [9, с. 20].

Летние школы в ТНР помещались в юртах (кызыл вг «красные юрты») или в палатках на чайлагах (летние стоянки кочевников) аратов.

Учебный год начинался 1 июня, заканчивался 15 августа и включал 300 учебных часов (по 30 часов в неделю). Обучение было двухгодичным.

В первый год преподавались родной язык, арифметика, естествознание и физкультура. И основной целью была - ликвидация неграмотности. На втором году вводилось изучение географии, и главной целью была ликвидация малограмотности среди детей, не охваченных массовыми школами-интернатами.

В летней школе учились в основном дети-переростки 12 - 17 лет.

В 1939 году действовали 42 летние школы, которые были реорганизованы в этом же году в школы-интернаты [1, 2].

Школы-интернаты - кочевой образ жизни тувинских аратов диктовал необходимость создания школ-интернатов, где дети могли учиться и жить в течение всего учебного года.

С 1930 г. школы-интернаты стали открываться в кожуунах и сумонах.

Сумонная школа-интернат предполагала двухгодичный курс обучения и должна была готовить учеников для поступления в третий класс кожуунной школы. На самом деле в большинстве сумонных школ до 1939 г. имелись только первые классы. Так в 1938/39 г. вторые классы имелись только в 7 сумонных школах, а в 1939/40 г. - в 29 из 49 школ.

Кожунная школа-интернат была четырехклассной и содержалась за счет государства. Выпускники кожуунных школ-интернатов после окончания школ устраивались на работу или поступали в Кызылский учебный комбинат. И первый выпуск кожунных школ-интернатов состоялся в 1931/32 учебном году [1, 5, 6].

Школы приходящего ученичества. В 1932/33 учебном году на приисках и госхозах открылось 6 школ приходящего ученичества, но данный тип школы так и не

стал распространенным. В этих школах занимались дети работников приисков и госхозов, а также сами взрослые, чтобы научиться чтению и письму.

Комбинат им. В.И. Ленина. В 1936 году по указу ЦК ТНРП был организован комбинат им. В.И. Ленина, где готовили будущих артистов, медсестер, учителей. В нем параллельно существовала начальная школа, которую затем преобразовали в 7-летнюю школу.

Школы семилетки. В 1940/41 учебном году в Тувинской народной республике открылись первые школы-семилетки в четырех густонаселенных местах -это г. Кызыл, Шагонар, Чадан и пос. Кызыл-Мажалык.

В 1940 году Советский Союз построил (настоящее здание) 3-х этажную школу в подарок тувинским детям. Это и есть нынешнее здание школы № 2 г. Кызыла. В апреле 1944 года по Указу Совета Министров ТНР школа преобразована в среднюю и передана была в соответствующее министерство.

В 1944 году на базе Кызылского учебного комбината им. В.И. Ленина создана первая общеобразовательная средняя школа для обучения тувинских детей -тувинская средняя школа № 2 г. Кызыла.

Первыми учителями школы были выпускники профессионального комбината и педагогического техникума, а первым директором комбината и школы был Алексей Хурен-оолович Алдын-Херел.

В 1947 году среднюю школу закончили 19 первых выпускников. Среди них были М.Б. Кенин-Лопсан, К.Х. Оргу, Д.С. Доржу, Л.Б. Ондар, М.М. Седип-оол, Г.И. Дарыма, З.Б. Чадамба, Б.Б. Чюдюк и Андрей Чычан-оол - золотой медалист, Юрий Аранчын, Алексей Делгер-оол, Шулуу Сат, Александр Тогуй-оол - серебряные медалисты.

12 первых выпускников школы продолжили учебу в Ленинградском государственном университете. И успехи этих выпускников стали гордостью не только школы, но и всей Тувы: Ш.Ч. Сат - доктор филологических наук, профессор, Ю.Л. Аранчын - кандидат исторических наук, директор ТНИИЯЛИ, К.Х. Оргу - первый кандидат филологических наук в истории науки Тувы, З.Б. Чадамба - кандидат филологических наук, один из исследователей древнетюркской письменности Тувы, главный научный сотрудник ТИГПИ, М.Б. Кенин-Лопсан - доктор исторических наук, обладатель звания «Живое сокровище Мира», народный писатель Республики Тыва и т.д.

Школа и выпускники гордятся и своими учителями, среди которых есть первые составители учебников тувинского языка и тувинской литературы, русского языка, ведущие учителя-методисты, ученые: А.М. Белек-Баир, А.К. Конгарова, Р.Р. Бегзи, Г.И. Алдын-оол-Петрова, С.Ш. Дупежик, С.Ш. Толунчап, А.А. Алдын-оол,

В.И. Ткаченко, В.А. Казанова, А.Е, Кузнецова, С.М. Содунам, А.Я. Иванова, Г.Е. Пак, Л.Б. Ондар, Ф.Т. Манзанова, Х-Б. Ооржак, Н.Е. Мистрюкова, М.Ш. Канзан, А.Б. Монгуш, С.С. Куулар, Т.С. Шивит-оол, К.М. Чадамба, З.Р. Бахаева, Н.М. Сувакпут, Ч.Ч. Кужугет, Л.Б. Ооржак, Н.В. Глызина, К.Н. Михайлова, Э.Д. Саая, Т.Т. Биче-оол,

H.К. Ондар, Т.Г. Ондар и многие другие [11].

В настоящее время принято решение об открытии на базе 2-ой школы г. Кызыла государственной гимназии.

Таков краткий обзор истории зарождения и становления первых образовательных заведений Тувы в период ТНР, степень изученности данного вопроса остается еще не вполне удовлетворительной и требует дополнительного изучения с привлечением значительных архивных материалов.

Библиографический список

I. История Тувы; в 3 т. - Т. II / Под общей ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.

2. Монгуш В.Ч. История образования в ТНР. Автореферат кандидатской диссертации. М, 2006. 24 с.

3. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1992. С. 50 - 58.

4. Ооржак Х.Д-Н., Кара-оол Л.С. Становление и развитие высшего педагогического образования в Туве // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. Кызыл: РИО ТувГУ, 2012. Вып. 4. С. 100 - 106 .

5. Педагогическое образование в Туве: научная мысль. История. Люди. Авторы-составители Л.П. Салчак, К.Б. Салчак. - Кызыл: Тув. КН. Изд-во, 2003. - 256 с.

6. Сердобов Н.А. Народное образования в Туве. Краткий исторический очерк. -Кызыл, 1953. - 136 с.

7. Татаринцев Б.И. К истории изучения тувинского языка (20-30-е годы) // Вопросы тувинского языкознания. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1993. - С.19-31.

8. Хомушку О.М. Религия в истории культуры тувинцев. - М.: Наука, 1998. - С. 127.

9. Шафикова З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины Х1Хвека и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе. АКД. - М., 1994. - 22 с.

10. Старейшая школа Тувы отмечает 100-летний юбилей [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.tuvaonline.ru (Дата обращения: 12.10.2017г.)

11. История школы: МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// http://kvzYl-2.edu17.ru/istoriYa-shkolv-2/ (Дата обращения: 15.10.2017 г.) Bibliograficheskij spisok

1. Istoriya Tuvy; v 3 t. - T. II / Pоd obschej red.V.A. Lamina. - Novosibirsk: Nauka, 2007. -430 s.

2. Mongush V.Ch. Istoriya obrazovaniya v TNR. Avtoreferat kandidatskoj dissertatsii.m, 2006. 24 s.

3. Mongush M.V. Lamaizmv Tuve. - Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 1992. S. 50 - 58.

4. OorzhakKh.D-N., Kara-oolL.S. Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Tuve // Vestnik tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Kyzyl: RIO TuvGU, 2012. vyp. 4. S. 100 - 106 .

5. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: nauchnaya mysl. Istoriya. Lyudi. Avtory-sostaviteli L.P. Salchak, K.B. Salchak. - Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 2003. - 256 s.

6. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovaniya v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. - Kyzyl, 1953. - 136 s.

7. Tatarintsev B.I. K istorii izucheniya tuvinskogo yazyka (20-30-e gody) // Voprosy tuvinskogo yazykoznaniya. - Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 1993. - S.19-31.

8. Khomushku O.M. Religiya v istorii kultury tuvintsev. - M.: Nauka, 1998. - S. 127.

9. ShafikovaZ.Kh. Bashkirskaya pedagogicheskaya mysl vtoroj poloviny XIX veka i ee vliyanie na razvitie vospitaniya v natsionalnoj shkole. AKD. - M., 1994. - 22 s.

10. Starejshaya shkola Tuvy otmechaet 100-letnij yubilej [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: www.tuvaonline.ru (Data obrascheniya: 12.10.2017g.)

11. Istoriya shkoly: MBOU SOSh № 2 g. Kyzyla [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// http://kyzyl-2.edu17.ru/istoriya-shkoly-2/ (Data obrascheniya: 15.10.2017g.)

Маады Сайзана Салчаковна - аспирант 2-ого года обучения кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Maeda Saizana - post-graduate student of the 2nd year of teaching at the Department of Pedagogy of Tuva State University, Kyzyl

УДК 372

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

Нямаа Цогзолмаа МГУО Педагогический институт, Монголия

STUDYING CAPABILITY TO SUPPORT CHILDREN'S DEVELOPMENT BY PROMOTING

TRAINING ACTIVITIES

TSOGZOLMAA NYAMAA Mongolian State University of Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением Программы по поддержке обучения (ДПО), которая решает вопросы развития обучающихся и преподавателей дошкольных общеобразовательных организаций, Монгольского Государственного университета образования и педагогического института при МГУО.

Ключевые слова: закономерность научения, наука преподавания, деятельность по поддержке обучения, развитие, социализация,

This article examines issues related to the implementation of the Program for the Support of Education (DPO), which addresses the development of students and teachers of pre-school educational institutions, the Mongolian State University of Education and the Pedagogical Institute at the Moscow State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.