УДК 373.1:93/94 (571.52)
Maady S.S., postgraduate (3d year of studies), Department of Pedagogy, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
SUMMER SCHOOLS OF THE PERIOD OF THE TUVA PEOPLE'S REPUBLIC. The article discusses issues related to the history of formation and development of the elementary Tuva school in the Tuva People's Republic (TPR) in the 30s of the twentieth century, using the example of a summer school (tea school). The author tried to uncover the role that summer schools played in eradicating illiteracy and the illiteracy of the population, in particular over-age children. On the basis of archival materials, the reveals how many summer schools are organized in the TNR during their existence, what tasks they faced, on the basis of what programs they taught students, how they planned reading and writing, and why they were subsequently eliminated. The author concludes that the summer schools played a significant role in educating the Tuvinian people, as well as in shaping their national identity.
Key words: formation and development, public education, Tuva People's Republic, elementary school, summer school, elimination of illiteracy, overgrown children, exemplary program, indigenous language.
С.С. Маады, аспирант 3-ого года обучения, каф. педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ ПЕРИОДА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с историей становления и развития начальной тувинской школы в Тувинской народной республике (ТНР) в 30-е годы ХХ столетия, на примере летней школы (чайлаг школазы). Автор попытался раскрыть, какую роль сыграли летние школы при ликвидации неграмотности и малограмотности населения, в частности детей-переростков. И на основе архивных материалов выявил, сколько летних школ было организовано в ТНР в период их существования, какие задачи стояли перед ними, на основе каких программ обучали учащихся, как планировали обучение чтению и письму и почему впоследствии они были ликвидированы. Автор делает вывод о том, что летние школы сыграли значительную роль в просвещении тувинского народа, а также в формировании их национального самосознания.
Ключевые слова: становление и развитие, народное образование, Тувинская народная республика, начальная школа, летняя школа, ликвидация неграмотности, дети-переростки, примерная программа, коренной язык.
Начало XX вв. является одним из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории развития народного образования в Тувинской народной республике.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью необходимых материалов и фактов по проблеме становления и развития педагогической науки в Туве. Значимость исследования заключается в том, что проводимые реформы в 30-х гг XX в. оказали существенное влияние на социальное развитие молодой республики, в том числе на состояние народного образования и развитие педагогической мысли. В этот период был накоплен значительный не только теоретический, но и практический опыт в образовательном и воспитательном процессе, рождались новые типы школ, реализовались новаторские и педагогические идеи, решались проблемы общедоступности начального образования, которое имело большое значение для ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения, а также развития начальной школы.
История становления и развития народного образования в Туве, а также учительства как социальной группы населения Тувы всесторонне анализированы в трудах Н.А. Сердобова [1] К.Б. Салчак и Л.П. Салчак [2], В.Ч. Монгуш [3] и др. авторов [4; 5]. Но, тем не менее, проблемы, связанные с особенностями развития народного начального образования периода ТНР в начале XX вв., а именно деятельность первых школ (церковно-приходская, приходящего ученичества, летняя, сумонная, кожуунная, школы-интернаты, начальная школа, начальная советская школа), их значение и роль, отличие от школ дру-
Таблица 1
Летние школы (чайлаг школалары) в ТНР (1935 год)
№ Кожуун (район) Сумоны Количество учащихся
1. Тес-Хемский Шуурмак 32
Шынаа 24
Эрзин 15
2. Баруун-Хемчикский Ак 22
Суг-Бажы 42
Буура 26
3. Дзун-Хемчикский Хондергей 34
Бора-Хол 32
Хандагайты 25
4. Улуг-Хемский Устуц-Ишкин 20
Эжим 28
Чааты 28
5. Каа-Хемский Копту 25
6. Тоджинский Толбул 20
7. Тандинский Кок-Булун 32
Итого 15 летних школ 405 учащихся
гих ведомств, еще не получили должного освещения. Это и определило задачу и тему данной статьи.
В период с 1934 по 1939 годы в ТНР наряду со стационарными школами, существовали кочевые школы, получившие название летних школ (чайлаг школалары). Эти школы открывались на летних стоянках кочевников-аратов чайлаглар, куда перекочевывали араты в летнее время. Организация этих школ вызвана была необходимостью приблизить школы к аратам, и исключительно в короткий срок, до переезда на осеннее пастбище кузег, обучить детей чтению и письму. Как подтверждают архивные материалы, главной целью летних школ было ликвидация неграмотности среди детей-переростков 12 - 17 лет, так как в эти школы в основном принимали их [3; 6; 7]. Летние школы возникли по инициативе населения и были узаконены в 1935 году на I сессии Малого Хурала ТНР Основными причинами возникновения летних школ были незначительный охват детей в начальные школы-интернаты и большое стремление сельской молодёжи к знаниям [1; 6; 7].
По данным Центрального архива Республики Тыва, к 1935 году в семи районах ТНР было организовано 15 летних школ, см. таблицу 1.
Эти данные подписаны министром культуры ТНР Лопсан-Самбуу [6, с. 1].
Данные школы помещались в юртах (кызыл ег «красные юрты») или в палатках. Занятия проводились по сокращенной программе начальной школы. В 1935 году, как видно из таблицы, в 15 летних школах обучались 405 учеников [6].
Учебный год начинался с 1 июня, заканчивался 15 августа и включал 300 учебных часов (по 30 часов в неделю), по другим информациям летняя школа функционировала с мая по август [7, с. 77].
Обучение было двухгодичное. В первый год преподавались родной (тувинский) язык, арифметика, естествознание и физкультура, во втором году обучения вводилось изучение географии. Если в первый год учителя старались ликвидировать неграмотность среди подростков, то во второй год главной целью было ликвидация малограмотности среди детей подростков, не охваченных массовыми начальными школами-интернатами.
С 1936 года в качестве учителей в летних школах работали ученики 2, 3 и 4 курсов педагогического отделения Учебного комбината им. В.И. Ленина г. Кызыла, который был организован по указу ЦК ТНРП в 1936 году [6].
С первого года организации летних школ были разработаны примерные программы по ликвидации неграмотности. В качестве примера рассмотрим программу предмета <^жуглел» (Букваря), в то время данный предмет называли «Ун-дезин дыл» (букв. коренной язык), разработанную для 1933 - 1934 учебного года, взята из материалов Государственного архива Республики Тыва [6, с. 9 - 13].
Программа рассчитана на 3 месяца, общим количеством 80 часов, урок проводился в течение 30 минут.
Основные цели программы:
1) Добиться того, чтобы ученик (уст. сурукчу) мог неспешно и правильно читать текст.
2) Научить ученика письму: он должен уметь передать на письме простую мысль.
3) Познакомить ученика с основными правилами правописания.
4) Добиться того, чтобы ученик мог пересказать содержание прочитанного текста и высказать свою мысль.
Приводим примерный календарно-тематический план первого месяца обучения «Букварю» (Ундезин дыл), см. таблицу 2 [6].
Таблица 2
Календарно-тематический план предмета «YHÖeeuH дыл» в первый месяц
№ Качество урока Используемый материал Количество часов
1. Первый урок. Польза письма аратам. Знакомство с основными правилами письма. Научить держать карандаш, как расположить бумагу и т.д. 1 час 20 мин. 10 мин.
2. Правописание букв а, о, т, Ь в в книге (дептер) и на доске. Списывание из книги, чтение 1 2 Новая буква Тувы (3 бумаги); Книга новой буквы 2 часа
3. Правописание букв а, о, т, Ь 1 2 Новая буква Тувы (4 бумаги); Книга новой буквы (2 бумаги) 2 часа
4. Правописание букв а, & е, р, t, '¡, 1 . списывание из книги, с доски и чтение 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
5. Правописание и чтение букв R г, 11, J j, в в 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
6. Правописание и чтение букв N п, У у, и и 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
7. Правописание и чтение букв Э 8, § §, С с, К к 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
8. Правописание и чтение букв О ц, X х 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
9. Правописание и чтение букв Z2, Z2, й & 6 д 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
10. Правописание и чтение букв V V, F f 1 2 5 и 6 бумаг. 3 бумаги 2 часа
Основные требования к знаниям и умениям ученика, проучившего в течение 3-х месяцев в летней школе:
В первый месяц:
1. Должен научиться писать все буквы.
2. Должен уметь писать фразы и лозунги из книги и с доски.
3. Должен уметь читать тексты из книг «Ужук» («Буква»), «Тываныц чаа ужуу» («Новая буква Тувы»), «Чаа орук» («Новая путь»).
4. Должен уметь отвечать на вопросы, связанные с содержанием прочитанного текста.
5. Должен уметь ставить в предложении точку и вопросительный знак.
Во второй месяц:
1. Хорошо читать тексты из книг «Ужук» («Буква») и «Бичии тургузукчу-лар» («Маленькие строители»).
2. Должен сам отвечать на вопросы, связанные с содержанием прочитанных текстов.
3. Пересказывать содержание прочитанного текста.
4. Освоить орфографические правила: правописание согласных (ур ажык эвес), правописание глухих согласных q, х, с.
5. Должен уметь ставить в предложении запятую.
В третий месяц:
1. Правильно читать книги и брошюры.
2. Уметь задавать вопрос к прочитанному тексту и отвечать на него.
3. Составить простое заявление.
4. Писать диктант.
5. Использовать дефис в словах с биле, -ла,-ле.
6. Знать основные правила правописания интернациональных слов [6, с. 11 - 13].
Библиографический список
Как видим из примерного календарно-тематического плана и требований к знаниям и умениям учащихся летних школ, после трёхмесячного обучения ученик должен:
- хорошо читать текст из книг и брошюр;
- задавать и отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- пересказывать содержание прочитанного текста;
- правильно ставить на письме основные знаки препинания;
- освоить основные правила правописание глухих и звонких согласных, а также интернациональных слов;
- составить простое заявление.
Если в 1935 году действовали 15 летних школ, то в 1939 году их уже было 42 школы, и в них обучались 1640 учащихся. Однако к началу 1940-х годов летние школы были реорганизованы в начальные школы-интернаты [2, 3, 9; 7, с. 77]. И это было связано с тем, что летние школы чайлаг школалары в какой-то степени стали на пути развития нормальных школ и образования в Туве вообще. Многие араты, заинтересованные в труде своих детей в частном хозяйстве, считали вполне достаточным умение детей немного читать, писать и считать, поэтому не стали отдавать детей в начальные школы-интернаты для продолжения обучения [6, с. 8; 7, с. 77].
Летние школы, как один из видов кочевых школ, сыграли значительную роль в просвещении тувинского народа, а также в формировании их национального самосознания. Такие школы были характерны не только для тувинцев, но и для других кочевых народов мира, например, у башкир и арабов -кочевые школы, у киргизов - пастбищные школы, у народов Африки - лесные школы, у народов Севера и Дальнего Востока - кочующие школы-передвижки [8, с. 20].
1. Сердобов Н.А. Народное образования в Туве. Краткий исторический очерк. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1953.
2. Салчак Л.П., Салчак К.Б. Педагогическое образование в Туве: научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003.
3. Монгуш В.Ч. История образования в ТНР. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Москва, 2006.
4. Ооржак Х.Д-Н., Кара-оол Л.С. Становление и развитие высшего педагогического образования в Туве. Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2012; Выпуск 4: 100 - 106.
5. История Тувы. Под общей редакцией В.А. Ламина. В 3 т. Т. II. Новосибирск: Наука, 2007.
6. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1.
7. Урянхай. Тыва дептер. Т. 6. Танну-Тувинская Народная республика. Составитель С.К. Шойгу. Москва: Слово, 2007.
8. Шафикова З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и её влияние на развитие воспитания в национальной школе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1994.
References
1. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovaniya v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 1953.
2. Salchak L.P., Salchak K.B. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi. Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 2003.
3. Mongush V.Ch. Istoriya obrazovaniya v TNR. Avtoreferat dissertacii... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Oorzhak H.D-N., Kara-ool L.S. Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Tuve. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; Vypusk 4: 100 - 106.