Научная статья на тему 'Организация школьного образования в Тувинской народной республике (1921-1944 гг. )'

Организация школьного образования в Тувинской народной республике (1921-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL EDUCATION / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / LITERACY / КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / CULTURAL CONSTRUCTION / ПИСЬМЕННОСТЬ / WRITING / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сат Алина Кара-Ооловна

В статье рассматривается становление школьного образования в Тувинской Народной Республике, организация школ: начального образования, кочевой летней, интернатов и партийной. На период становления молодой республики в Туве отсутствовала единая школьная система, и поэтому уровень грамотности среди населения был крайне низок. Лишь 2% населения владело монгольской и тибетской грамотой. Начало школьного строительства в Туве берет свое начало с 1923 г., и предполагало курсы на 50 человек. В становлении и развитии школ, подготовке национальных кадров большую помощь оказал Советский Союз. В 1930 году в Тувинскую Народную Республику прибыла научно-исследовательская ассоциация национально-колониальных проблем Советского Союза с целью проведения научного обследования различных сторон современной хозяйственной, политической и культурной жизни республики. В задачах комиссии по линии культуры было внедрение латинизированной письменности, организация курсов по подготовке учителей из числа титульной нации, обследование школьного дела, составление плана развития народного образования, разработка учебных планов, программ, организация и помощь методике преподавания и др. Кроме национальных, в ТНР до 1942 года существовали и русские школы, находившиеся в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР. Для подготовки национальных учительских кадров правительство ТНР направляло молодых людей в учебные заведения Советского Союза: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Иркутска, Абакана и др. Тем самым создавались реальные условия для ускоренной подготовки специалистов из населения национальных регионов. В 1944 году Тувинская Народная Республика добровольно вступила в состав СССР на правах автономной области. Однако в области народного образования оставались еще не решенными многие задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCHOOL EDUCATION IN THE TUVAN PEOPLE’S REPUBLIC (1921-1944)

The article discusses the development of school education in the Tuvan People’s Republic, the organization of a range of schools: primary, nomadic summer, boarding schools and Communist party schools. During the period of formation of the young Republic of Tuva there was no unified school system and therefore the level of literacy among the population was extremely low. Only 2% of the population could read a Mongolian and a Tibetan script. Tuva began to construct schools only in 1923, and opened coursesfor 50 people. It was the Soviet Unionthat assisted to form and developschools, and offered to train national staff. In 1930 a research association of national and colonial problems of the Soviet Unionarrived to the Tuvan People’s Republic for the purpose of conducting scientific surveys of various aspects of economic, political and cultural life of the Republic. The Commission on culture had the goal to introduce aLatin writing system, to organize training courses for teachers of Tuvan nation, to survey schools, to preparethe development plan of public education, curricula, programs, organization and using teaching methods, etc. Until 1942 in the Tuvan People’s Republic there were Russian schools administered by the people’s Commissariat of education of the RSFSR. For the training of national staff the government of the Republicsent youngpeople to educational institutions of the Soviet Union in cities like Moscow, Leningrad, Novosibirsk, Irkutsk, Abakan, etc. thereby creating the conditions for accelerated training of specialists from the national population of the regions. In 1944 the Tuvan People’s Republic voluntarily joined the Soviet Union as an Autonomous region. However, in the field of public education there are still many problems.

Текст научной работы на тему «Организация школьного образования в Тувинской народной республике (1921-1944 гг. )»

УДК 37(09) (571.52)+371.2(571.52)+379.2(571.52) ББК 63

А. К. Сат

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1921-1944 ГГ.)

В статье рассматривается становление школьного образования в Тувинской Народной Республике, организация школ: начального образования, кочевой летней, интернатов и партийной. На период становления молодой республики в Туве отсутствовала единая школьная система, и поэтому уровень грамотности среди населения был крайне низок. Лишь 2% населения владело монгольской и тибетской грамотой. Начало школьного строительства в Туве берет свое начало с 1923 г., и предполагало курсы на 50 человек. В становлении и развитии школ, подготовке национальных кадров большую помощь оказал Советский Союз. В 1930 году в Тувинскую Народную Республику прибыла научно-исследовательская ассоциация национально-колониальных проблем Советского Союза с целью проведения научного обследования различных сторон современной хозяйственной, политической и культурной жизни республики. В задачах комиссии по линии культуры было внедрение латинизированной письменности, организация курсов по подготовке учителей из числа титульной нации, обследование школьного дела, составление плана развития народного образования, разработка учебных планов, программ, организация и помощь методике преподавания и др. Кроме национальных, в ТНР до 1942 года существовали и русские школы, находившиеся в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР. Для подготовки национальных учительских кадров правительство ТНР направляло молодых людей в учебные заведения Советского Союза: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Иркутска, Абакана и др. Тем самым создавались реальные условия для ускоренной подготовки специалистов из населения национальных регионов. В 1944 году Тувинская Народная Республика добровольно вступила в состав СССР на правах автономной области. Однако в области народного образования оставались еще не решенными многие задачи.

А.К. Sat

ORGANIZATION OF SCHOOL EDUCATION IN THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC (1921-1944)

The article discusses the development of school education in the Tuvan People's Republic, the organization ofa range ofschools: primary, nomadic summer, boarding schools and Communist party schools. During the period of formation of the young Republic of Tuva there was no unified school system and therefore the level of literacy among the population was extremely low. Only 2% of the population could read a Mongolian and a Tibetan script. Tuva began to construct schools only in 1923, and opened coursesfor 50 people. It was the Soviet Unionthat assisted to form and developschools, and offered to train national staff. In 1930 a research association of national and colonial problems of the Soviet Unionarrived to the Tuvan People's Republic for the purpose of conducting scientific surveys of various aspects of economic, political and cultural life of the Republic. The Commission on culture had the goal to introduce aLatin writing system, to organize training courses for teachers of Tuvan nation, to survey schools, to preparethe development plan of public education, curricula, programs, organization and using teaching methods, etc. Until 1942 in the Tuvan People's Republic there were Russian schools administered by the people's Commissariat of education of the RSFSR. For the training of national staff the government of the Republicsent youngpeople to educational institutions of the Soviet Union in cities like Moscow, Leningrad, Novosibirsk, Irkutsk, Abakan, etc. thereby creating the conditions for accelerated training of specialists from the national population of the regions. In 1944 the Tuvan People's Republic voluntarily joined the Soviet Union as an Autonomous region. However, in the field ofpublic education there are still many problems.

Ключевые слова: школьное образование, Тувинская Народная республика, ликвидация неграмотности, культурное строительство, письменность, подготовка кадров.

Keywords: school education, Tuvan People's Republic, literacy, cultural construction, writing, training.

После победы в народной революции 14 августа 1921 года на Всетувинском Учредительном Хурале представителей всех хошунов Тувы была провозглашена независимая Тувинская Народная Республика. Становление школьного образования в ТНР прошло достаточно сложный путь, так как наследия от предыдущего периода не было.

К началу ХХ века в Туве отсутствовала единая государственная система начального, среднего и высшего образования. Фактически не было специальных учебных зданий, обучение грамоте на родном языке не велось. В Туве использовали монгольскую и тибетскую грамоту [8, л. 2], которой владели лишь духовные лица, чиновники и баи, составляла 2%. Делопроизводство велось на старомонгольском языке. Обучение велось в основном в тувинских монастырях, т.е. дети получали начальное церковное образование [3, с. 13-14]. В начале ХХ века в регионе насчитывалось около 30 монастырей, где служили более 5000 духовных лиц. В 1928 году был созван всетувинский ламский съезд, на котором обсуждали вопросы укрепления религии и охват молодежи в духовных школах, которые содержались за счет государства.

Высшее образование для лиц коренной национальности в большинстве случаев было недоступно. Школьное строительство берет свое начало с 1923 г., в этом году предполагались курсы на 50 человек, но всего фактически было собрано около 20 человек. В 1924-1925 учебном году в Туве работало 6 учителей-тувинцев, в 1929-1930 учебном году - 10. Местная знать в 1924-1925 году обучала в вузах европейской части страны около 30 человек, 1929-1930 г. - 141 человек [6, л.3]. Отсюда интеллигенция, особенно национальная, была крайне малочисленна.

Впервые вопрос об открытии школ поднимался на общем собрании представителей Центрального Комитета Тувинской Народно-революционной партии (ЦК ТНРП) в 1924 году. Предлагалось открыть школу для 400 учеников, в том числе организовать в правительстве республики для 100 детей с 4 педагогами, а в каждом кожууне открыть школу с контингентом в 50 учащихся с 2 учителями [4, л. 18].

Таблица 1

Контингент и количество школ в 1924-1930 гг.

Годы Количество школ Количество учащихся

1924-1925 3 60

1926-1927 3 75

1928-1929 3 160

1929-1930 7 370

Из таблицы 1 видно, что в период с 1924 по 1929 г. количество школ не увеличилось, несмотря на растущий контингент. И только в 1929-1930 учебном году было построено еще 4 школы с контингентом в 370 учеников. Причем на культурное строительство ассигнования в 1924 году составляли 20 400 акша, в 1927 году - 4,4%, а в 1928 году - 4,8% госбюджета страны.

В 1929 году были организованы школы начального образования. В 1929-1930 учебном году по всей республике их было всего семь с 370 учениками, а в 1930-1931 учебном году с 431 учеником. Причем каждый обучающийся обходился государству в

160 рублей в год. Школы находились в кожуунных центрах, и многие из них не имели своих зданий. По социальному составу в школах первой ступени в 1929 г. были дети зажиточных слоев населения. Так, из таблицы 2 мы видим, что в 1930-1931 учебном году (в 6 школах) обучались дети, в семьях которых имелось определенное количество скота. И можно сделать вывод, что в основном обучались дети из достаточно зажиточных семей.

Таблица 2

Количество учащихся, имеющих в семье крупный рогатый скот (КРС)

Нет 1-3 4-5 6-10 10-15 16-20 20-30

скота КРС КРС КРС КРС КРС КРС

35 чел. 75 чел. 76 чел. 126 чел. 39 чел. 14 чел. 6 чел.

В 1922 году вместо Центрального Совета был создан Совет Министров ТНР и созданы 4 министерства: иностранных дел, внутренних дел, юстиции и военных дел, а в конце 1922 г. и пятое - министерство финансов. Позднее министерство военных дел было расформировано, его функции переданы министерству внутренних дел.

Создание министерств обеспечивало лучшую организацию деятельности правительства и местных органов власти. До 1930 г. на министерство внутренних дел были возложены функции охраны общественной и государственной безопасности страны, охраны государственных границ республики, а также руководство делами народного просвещения и здравоохранения [1, с. 95]. В дальнейшем вопросы школьного и культурного строительства поднимались на VIII съезде ТНРП, проходившем с 20 октября по 10 ноября 1929 г. В декабре 1929 г. было образовано Министерство по культурным делам, куда входили Тувздрав, отдел народного образования и Госкино [6]. Первым министром культуры был С. К. Тока.

Помимо школ первой ступени, в Туве были открыты партийная школа из 100 человек, кооперативные курсы (20 чел.) и ликвидаторские курсы из 15 человек. В 1929-1930 учебном году партийную школу закончили 8 человек, в 1930-1931 учебном году планировалось выпустить 17 человек. Кооперативные и ликвидаторские курсы ежегодно заканчивали по 15-20 человек [5, л. 20].

В 1930 году в Тувинскую Народную Республику прибыла научно-исследовательская ассоциация национально-колониальных проблем (НИАНКП) с целью проведения научного обследования различных сторон современной хозяйственной, политической и культурной жизни республики. В задачи комиссии по линии культуры было внедрение латинизированной письменности, разработанной академиком Поппе на основе тюркского алфавита и переработанной Комиссией по прикладной лингвистике ассоциации. Кроме этого, были организованы курсы Коммунистическим университетом трудящихся Востока (КУТВ) по подготовке учителей из 12 тувинцев. Также в задачи экспедиции входили «обследование школьного дела, составление плана развития народного образования, разработка учебных планов, программ, организация и помощь методике преподавания, содействие организации тувинского издательства, вечернего Коммунистического университета для членов ВКП(б) и кадров Народно-революционной партии и др.» [10, л. 1]. Работа была рассчитана на три месяца в столице, в г. Красном (два месяца), в Хемчикском районе (2 недели) и в русских заимках (2 недели). Планировалось провести курсы по переподготовке школьных работников и служащих госаппарата (с 16 июня по 15 августа), обследование состояния школьной и внешкольной работы, составление пятилетнего плана развития народного образования, проведение совещаний в органах народного образования и конференции школьных работников по вопро-

сам школьного дела, организация школы второй ступени, культработы среди женщин, драматического кружка в столице, проведение совещаний с просвещенцами по вопросам антирелигиозной пропаганды, организация издательского дела и перевод газет на новый алфавит, организация Ученого комитета и т.д.[10, л.10].

28 июня 1930 г. правительство ТНР приняло декрет о введении новой государственной письменности на основе новотюркского латинизированного алфавита. В декрете были намечены меры организации обучения письменности, сроки перевода делопроизводства, периодической печати и книгоиздательства на новую письменность.

Государственную комиссию по распространению письменности возглавил второй секретарь ЦК ТНРП и министр культуры ТНР С. К. Тока, во всех хошунах и сумонах были созданы курсы ликвидации неграмотности и пункты по обучению грамоте (ликпункты) [2, с. 6].

В этот период идет активная работа по ликвидации неграмотности среди населения в кожуунах республики. В каждом сумоне организовывают по 4 кружка по изучению письменности. За четыре месяца ликпункты подготовили 2400 аратов. Всего на реализацию новой письменности было ассигновано 3000 рублей. Проследить, насколько повысился уровень грамотности, можно по подписке на газету «Правда» («Шын»), со 100 увеличилось до 1239 человек в шести кожуунах. Кроме этого, за месяц в Туве было распространено до 8000 букварей.

Через полгода после принятия национальной письменности грамотных среди населения уже насчитывалось примерно 3000 человек (6-7%) [10, л.1].

Советская Россия активно поддерживала начинания молодой республики. В частности, в конце 1936 года Народный комиссариат просвещения РСФСР к 15-летию Тувинской Народной республики отправил в подарок учебные оборудование и пособия, а Народный комиссариат здравоохранения - медицинское оборудование.

За период 1930-1940 гг. на добровольные средства населения было построено 235 школьных зданий.

Помимо начальных школ-интернатов, в ТНР с 1934 по 1939 гг. работала кочевая летняя школа, где обучались дети аратов из самых отдаленных районов республики. К 1939 году число летних кочевых школ достигло 42, они располагались в палатках и передвигались вместе с кочующими аратами. Учебный год начинался в мае и заканчивался в августе. Изучали дети родной язык, арифметику, естествознание, рисование, пение, гимнастику [11, с. 66-67].

Таблица 3

Контингент и количество летних кочевых школ в 1924-1930 гг.

Годы Количество школ Количество учащихся

1934 15 405

1936 31 980

1938 37 1605

1939 42 1640

Из таблицы 3 видно, что с 1934 по 1939 гг. количество учащихся в кочевых летних школах увеличилось в 4 раза, а количество учащихся почти в 3 раза.

Несомненно, летние школы сыграли определенную роль в обучении детей из наиболее отдаленных районов, однако многие родители считали, что знаний, полученных их детьми в этих школах, достаточно. Поэтому в 1939 году летние кочевые школы были реорганизованы в начальные школы-интернаты.

С этого же года Совет Министров ТНР и ЦК ТНРП вынес Постановление, по которому продолжительность учебного года была установлена в 9 месяцев. Также в

1939-1940 учебном году были разработаны новые учебные программы для начальных и неполных средних школ ТНР, составленные на основе учебных планов и программ Наркомпроса РСФСР для «не русских школ» [8, л. 4].

До 6 ноября 1942 года в ТНР существовали и русские школы, находившиеся в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР. Руководство ими велось Инспектурой по Народному образованию при Миссии СССР в ТНР [8, л.7]. Всего в 1939 году насчитывалось 40 русских школ с контингентом 3456 учащихся, в

1940-1941 учебном году - 38 школ с 3436 учащимися, а в 1941-1942 учебном году -38 школ, с контингентом - 3016 учеников. Материально-техническое оснащение русских школ выгодно отличалось от остальных школ республики. Они регулярно получали учебники, наглядные и учебные пособия для кабинетов, методическую и художественную литературу для учителей и школьных библиотек. Руководящие материалы Инспектура по Народному образованию получала из Наркомпроса РСФСР. Важные, принципиальные вопросы по работе русских школ разрешались инспектором-уполномоченным Наркомпроса РСФСР в ТНР и представителем СССР в ТНР. В этих школах работали учителя, направленные из СССР, и местные учителя. В 19391940 учебном году из 138 учителей 52 прибыли из СССР, в 1940-1941гг. - из 150 прибывших составляло 59, а в 1941-1942 учебном году - из 137 лишь 48 были командированы в Туву. Большинство учителей не имели законченного среднего образования. Например, из 86 местных учителей 16 имели среднее педагогическое образование, 8 - общее среднее, 5 - имели 9 классов средней школы, 22 - 8 классов средней школы и 35 - 7 классов средней школы. Для решения кадрового вопроса было организовано заочное обучение для учителей с 7-8 летним образованием при Минусинском педагогическом училище в г. Кызыл. В 1941 г. обучили на этих курсах последних слушателей. Кроме этого, с июля 1941 года в Кызыле были организованы заочные курсы для учителей при Абаканском учительском институте.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт были призваны и учителя. Инспектурой Народного образования со второго полугодия 1941-1942 учебного года были подготовлены десятиклассницы для замены учителей, ушедших на фронт. Они изучали педагогику и методику русского языка, арифметику, историю, естествознание, географию и проходили педагогическую практику в начальных классах.

Практически с ликвидацией неграмотности среди населения руководство республики принимает решения в деле подготовки национальных учительских кадров. Следует отметить, что в 1933-1934 гг. большая часть учителей имела образование в 1-2 класса начальной школы и месячную подготовку на педагогических курсах. С 1934 года, кроме начальной школы, учителя также проходили 6-9-месячные педагогические курсы. Позже в школах работают учителя, окончившие 5-6 классов (ок. 70%).

Правительство ТНР понимало необходимость квалифицированных кадров для дальнейшего развития и становления молодой республики. Так, подготовка специалистов осуществлялась в учебных заведениях центральных городов Советского Союза - Москвы, Ленинграда, а также городов Сибири - Новосибирска, Иркутска, Абакана и др. Прием в вузы проводился на льготных условиях: бронировались места в учебных заведениях, практиковалось внеконкурсное зачисление национальной молодежи, организовывались подготовительные отделения, курсы, проводились консультации, оказывалась материальная помощь. Тем самым создавались реальные условия для ускоренной подготовки специалистов из населения национальных регионов.

В целях ускоренной подготовки кадров из ранее отсталых народов в стране была создана система специфических учебных заведений. В их числе - Коммунистический университет трудящихся Востока им. И. Сталина (КУТВ), институт народов Севера, национальные отделения во многих институтах. Открытый в 1921 г. в Москве КУТВ был центром подготовки национальных кадров, его выпускники направлялись на руководящую партийную и советскую работу. В 1925 г. в КУТВ было направлено из Тувы 10 человек. В 1929 г. КУТВ закончили 2 человека, 1931 г. - 2, 1932 г. - 6, 1933 г. - 17 [7, л.1]. Были случаи, когда студентов КУТВа отзывали на родину в связи с нехваткой руководящих и партийных кадров. Позже они продолжали свою учебу.

Так, в 1933 году Министерство культуры планировало направить на обучение в Хакасский Зоотехникум 14 чел., на годичные педкурсы при Ойротском педагогическом техникуме - 20 чел. Горное управление направило 3 чел. на Счетоводные курсы в Новосибирск, в Горный ВТУЗ - 1 чел., в финансовый институт - 4 чел., Комбинат кооперативного образования в Новосибирске - 40 чел. По линии сельского хозяйства планировалось направить 7 чел., для министерства юстиции - 1 чел., для Министерства народного хозяйства - 2 чел., для Совтранса - 2 чел. [7, л. 2].

На Х Великом Хурале трудящихся ТНР (июнь 1941 г.) было решено разделить Министерство культуры на Министерство народного просвещения и Министерство здравоохранения [8, л. 5]. Теперь в ведении Министерства народного просвещения находились все школы, политпросвет учреждения, госмузей, издательство, научная работа. При Министерстве были созданы школьный, политпросвет, научный, издательский отделы.

Важным шагом в усвоении грамотности явилось решение XII съезда Тувинской Народно-Революционной партии о переводе тувинской письменности с латинизированного на русский алфавит и включении в программу школ изучение русского языка.

В октябре 1944 года по единодушному волеизъявлению тувинского народа Тува вступила в состав Советского Союза на правах автономной области. За короткий период Советской власти в Туве тувинский народ совершил огромное продвижение по пути политического, экономического и культурного прогресса.

Первые большие шаги в деле преодоления огромной культурной отсталости, унаследованной от феодального прошлого, были сделаны при помощи Советского государства в годы Тувинской Народной Республики. Однако до вхождения Тувы в состав СССР в области народного образования оставались еще не решенными многие задачи, и в первую очередь задача всеобщего обязательного обучения детей. В 1943-1944 учебном году более 40% детей-тувинцев в возрасте 8-12 лет не было охвачено обучением. Недоставало школ, интернатов, педагогических кадров. Грамотность населения составляла 65%. Эти данные говорят о том, какие неотложные и большие задачи стояли перед молодой советской областью в деле осуществления всеобщего обучения, развертывания школьного строительства и ликвидации неграмотности.

Список литературы

1. История Тувы: В 2 т. - Т. II. - Москва: Наука, 1964.

2. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль, история, люди. Тувинское книжное издательство. Кызыл, 2003. 256 с.

3. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. (Краткий исторический очерк). Кызыл, 1953. 136 с.

4. Центр архивных документов партий и общественных организаций (ЦАДПОО). Ф.1.Оп.1.Д.107. Л.18.

5. ЦАДПОО Ф.1.Оп.1.Д.904. Л.20.

6. ЦАДПОО Ф.1.Оп.1.Д.906. Лл.3-20.

7. ЦАДПОО Ф.1.Оп.1.Д. 1612. Лл. 1-2.

8. ЦАДПОО Ф.1.Оп.1.Д.2976. Лл.1-22.

9. Центральный государственный архив (ЦГА РТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 54. Лл. 23-27.

10. ЦГА РТ. Ф. 102. Оп.1. Д.97. Лл. 1-11.

11. 25 годовщина Тувинской национально-освободительной революции. - Кызыл: Тувинское областное издательство, 1946. 101 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.