Научная статья на тему 'Зарождение системы педагогического образования Тывы: историко-педагогический взгляд'

Зарождение системы педагогического образования Тывы: историко-педагогический взгляд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / ТУВИНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / THE TUVA PEOPLE REPUBLIC / CULTURE-EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SYSTEM / NATIONAL SCHOOL / PUBLIC EDUCATION AND CULTURE / THE TUVA ALPHABET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оюн Марианна Монгун-ооловна

На основе использования исторических архивных документов в работе показаны истоки зарождения педагогической системы в Туве во взаимосвязи с социально-культурными процессами СССР в начале 20го столетия, роль первых просветителей и педагогов в ее развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Origination of the Tuva Pedagogical System: a historiographical view

The article discusses the sources of the Tuva pedagogical system’s foundation in connection with the socio-cultural process in the USSR at the beginning of the 1920-s based on the historiography works. The role of the first educational activities is shown.

Текст научной работы на тему «Зарождение системы педагогического образования Тывы: историко-педагогический взгляд»

УДК 37.01; 37.04 ББК 74.24

Оюн Марианна Монгун-ооловна

преподаватель

Т/* rp

Кызылский педагогическим колледж Тывинского государственного университета г. Кызыл Oyun Marianna Mongun-oolovna Lecturer

Kyzil Pedagogical College of fhe Tuva State University

Kyzil [email protected] Зарождение системы педагогического образования Тывы: историкопедагогический взгляд The Origination of the Tuva Pedagogical System: a historiographical view На основе использования исторических архивных документов в работе

rp

показаны истоки зарождения педагогическом системы в Туве во взаимосвязи с социально-культурными процессами СССР в начале 20- го столетия, роль первых просветителей и педагогов в ее развитии.

The article discusses the sources of the Tuva pedagogical system’s foundation in connection with the socio-cultural process in the USSR at the beginning of the 1920-s based on the historiography works. The role of the first educational activities is shown.

Ключевые слова: Тувинская народная республика, культурно-просветительная работа, педагогическая система, национальная школа, народное образование и просвещение, тувинская письменность.

Key words: The Tuva People Republic, culture-educational activity, pedagogical system, national school, public education and culture, the Tuva alphabet.

Современные модернизационные процессы в отечественной системе образования потребовали пересмотра традиционных взглядов на историю образования и развития педагогической мысли. Одним из ведущих принципов национальной образовательной политики России заявлен принцип построения гуманитарного знания на основе бикультурности, билингвизма и поликультурности с использованием диалога культур [2], что соответствует традиционно сложившейся образовательной практике в пределах Саяно-алтайского региона, объединяющего Республики Тыва Хакасия, Алтай и юг Красноярского края. В силу исторических причин Саяно-алтайский регион как территориальная общность обладает схожими культурно-историческими традициями, национальные автономии связаны тесными политико-экономическими отношениями и одновре-

менно уникальными этническими характеристиками. В научно-исторических, археологических и этнографических трудах советских и постсоветских ученых (Ю.Л. Аранчын, С.И. Вайнштейн, Ч.М. Доржу, В.И. Дулов, С.В. Киселев, Л.Р. Кызласов, Л.П. Потапов, Н.А. Сердобов, Я.И. Сунчугашев, В.Я. Бутанаев и др.) показаны уникальные национально-этнические культуры тюркских народов Саяно-алтая, доказаны их многовековая историческая общность и взаимосвязи, подарившие миру и стране ярких лидеров: востоковеда-лингвиста, ученого Н.Ф. Катанова (хакаса), общественного и государственного деятеля и писателя С.К. Тока (тувинца), самобытного художника, просветителя Г.И. Чорос-Гуркина (алтайца) и многих других.

Как справедливо указано В.Г. Роговым, С.В. Куликовой и другими современными специалистами, требуется адекватное современности внеоценоч-ное понимание (свободное от предвзятости и идеологически независимое) «любых исторических эпох в развитии практики и теории воспитания и обучения» [1, с. 25]. В целях формирования компетентного профессионального педагога с высшим образованием сегодня предлагается в отношении историкопедагогических сведений исходить из принципов целостности и концептуализации, объективности и конкретизации. В контексте сказанного историкопедагогические региональные исследования сегодня нуждаются в освобождении от однозначных оценочно-критических подходов, характерных для советского периода и их переосмысления на принципах целостного и концептуального освещения.

Знакомство с опубликованными и малоизвестными историческими документами (архивные материалы, дореволюционные издания и др.) в области зарождения и становления педагогического образования Тувы дают противоречивые представления об этом, поэтому обращение к данной теме представляется актуальным. Несмотря на изученность отдельных аспектов становления и развития национального образования Тувы в советский период (Л.Д. Аракчаа,

Н.А. Сердобов, К.Б. Салчак, Ооржак Х.Д-Н. и др.), отметим недостаточно пол-

ное отражение проблемы педагогического образования Тувы в истории педагогики Саяно-алтайского региона как части российской системы образования.

Соответственно целью нашей работы является показать и раскрыть зарождение педагогического образования Тувы в начале XX столетия на основе анализа доступных архивных материалов, диссертационных работ, отдельных трудов российских и тувинских ученых. Специфическая история становления автономной Тувинской Республики, зародившейся в 1921г. под протекторатом и при помощи Советской России, напрямую связана со строительством национальной системы образования. Исследователи истории становления народного образования в Туве, педагоги-просветители (Ю.Л. Аранчын, Р.Р. Бегзи, А.М. Богатков, В.А. Копеел, В.Ч. Монгуш, К.Б. Салчак, Н.А. Сердобов, Н.В. Селина, Г.М. Селиверстова, С.К. Тока, А.А. Пальмбах, А.С. Шалы и др.) внесли неоценимый вклад в изучение становления и развития современной системы тувинского образования. Отмечено, что в каждую историческую эпоху на первый план выдвигалась задача подготовки компетентных педагогических кадров, способных обучить и воспитать новые поколения к эффективному производительному труду на благо своей родины. В первом монографическом труде Н.А. Сердобова сказано о том, что «Тува к началу XX века оставалась страной отсталого, кочевого животноводства» [4, с.9]. Среди важнейших факторов формирования системы народного образования им названы революционная борьба против религиозно-ламского воспитания в монастырях, создание собственной тувинской письменности, доступной трудящимся, демократизация начального обучения, просвещение бедных аратов, составлявших основную часть тувинского народа, их приобщение к светской культуре и просвещению при помощи Советского Союза. В более поздних трудах историков (В.А.Дубровский, М.Б. Кенин-Лопсан, В.Ч. Монгуш и др.) отмечена внешнеполитическая ситуация в Сибири и Дальнем Востоке в начале 20 века, сыгравшая определенную роль в самоопределении Тувы как суверенного государственного субъекта.

Чрезвычайно полезным оказался первый опыт строительства национальной школы Советской властью в соседних сибирских регионах (на Алтае, Хака-

сии, Шории), перенявшим немногим раньше, чем тувинский кочевой народ, оседлый образ жизни и новое социальное, культурно-экономическое устройство быта. Уже имеющийся опыт социокультурного строительства в отсталых национальных окраинах позволил Советской власти в 1930-х годах с опорой на Тувинскую народно-революционную партию вырастить новые местные кадры и ликвидировать сплошную неграмотность населения, преодолевая массу трудностей.

В архивном документе «Грамотность населения, поднятие культурного и политического уровня масс и развитие национальной культуры (революционной по содержанию)» [6] указано, что школы для тувинцев начали строиться с 1926 года, хотя в дореволюционной стране имелись религиозно-ламские монастырские училища, основанные на буддизме и готовящие служителей культа. Обучение в них велось на монгольском языке. В нем же показано, что «до 1925 года единицы посылались учиться в Монголию (почти исключительно дети феодалов, лам и т.п.)». Грамотность населения в дореволюционный период составляла, по архивным сведениям, всего 2%. [там же].

В новых школах преимущественно первой ступени число учащихся неуклонно растет: в 1925-1926 учебном году было 60 учеников, а в следующем году - 75, к началу 1930 г. их стало 438 [6, с.116]. По переписи населения 1926 года тувинцев насчитывалось 58117 человек. Очевидно, что для такого населения количество учащихся незначительно. Особенностями школьного строительства являлись наличие пришкольных интернатов по причине кочевого уклада жизни основной массы трудящихся, преобладание народных методов воспитания, огромный энтузиазм и тяга к просвещению на фоне общей бедности с целью преодоления большой культурно-просветительной отсталости народа.

С момента создания суверенного государства Танну-Тува Народной Республики (далее, ТНР) в 1921 году вопрос о народном просвещении заявлен в числе первых, однако, специалистов, знающих тувинский язык и готовых помочь в этом деле, не было. В частности, из протокола сессии Малого Хурала

ТНР от 1927г. известно, что выступавшие депутаты высказывали следующее: «Обучению масс какому-нибудь виду специализации очень мешает то положение, что у нас нет национального письма, на базе которого можно обучать людей, а обучение через какое-нибудь иностранное письмо и язык имеет трудности, которые требуют еще и знания того языка, что является дополнительной ненужной нагрузкой. Поэтому есть необходимость создания письменности на базе ойротского письма...» [7, с.77]. Революционное преобразование в Туве без собственной письменности, как верно отмечено, не мыслилось.

Создание тувинской письменности позволило организовать народные школы. «В создании письменности активное участие приняли заместитель директора КУТВ (Коммунистический университет трудящихся востока) Л. Покровский и лингвист-тюрколог А. Пальмбах» [4, с.20]. Н.А. Сердобов подчеркнул ведущую роль Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИАНКП) в исследовании тувинского языка и создании литературного его варианта, организации типографии, без которой распространение грамоты и светской культуры были бы невозможны. В составе комплексной экспедиции 1930 года были ведущие советские специалисты по Центральной Азии, прежде всего, члены ВКП (б), под руководством начальника Л. Д. Покровского, заместителя ректора КУТВ. Среди членов комиссии был А.А. Пальмбах, впоследствии навсегда связавший свою научнопросветительскую деятельность с историей Тувы. Среди 4-х обширных исследовательских задач, поставленных перед экспедицией ЦК Аратской Революционной Партией (АРП), была задача набора 50 студентов на двухгодичные курсы хошунных работников. Персональный учет специалистов позволил относительно равномерно распределять и включать их в создание разных отраслей хозяйства и просветительную работу.

По культурной линии экспедиции поручалось выполнить огромный объем работы на 3 месяца: «внедрение письменности по алфавиту академика Поппе; распространение букваря, составленного Комиссией по прикладной лингвистике Ассоциации; проведение курсов по подготовке учителей грамоты с

помощью 12 тувинцев, подготовленных КУТВ; обследование школьного дела и составление плана развития народного образования; содействие организации тувинского издательства, комитета по краеведению, вечернего Коммунистического университета для членов ВКП (б) и основных кадров НРП, оказание медицинской помощи и обследование быта тувинцев» [5, с.86]. В план дальнейшей работы второй группы экспедиции входило также изучение Монголии. Документы свидетельствуют о том, что в Москве была проведена колоссальная подготовительная работа экспедиции, включавшая четкое распределение полномочий каждого участника, особенную нагрузку несли А.А. Пальмбах, тов. Арутюнов, отвечавшие за культурную работу. В духе революционного времени вся работа была четко расписана по направлениям, срокам и ответственным лицам [5, c.91-92.].

Одним из важных направлений являлась подготовка культурных кадров для школьной и внешкольной работы. Предстояло создать систему подготовки кадров для образования, политико-просветительной работы, культуры и экономики на новых для тувинцев принципах. Главным ориентиром был признан некапиталистический путь развития тувинского государства, вырабатываемый в жесткой борьбе разных сил: от сторонников традиционных феодальнотеократических взглядов до революционно-бунтарских. Чтобы решить поставленную задачу, следовало опираться на сознательных и грамотных лидеров бедного аратства разных хошунов. В условиях полного отсутствия светских школ, библиотек с книгами, методическими пособиями и своих специалистов требовалась помощь со стороны соседних регионов и Советского государства.

Начиная с 1925 года, подготовку грамотных специалистов начинали в СССР, в частности, в КУТВ - будущих партийно-государственных деятелей. В соответствии с задачами культурной группы НИАНКП все главные практические работы были возложены на А.А. Пальмбаха, включительно «Подготовка кадров народных учителей при хошунных курсах КУТВ.» [5, с.91]. В этом же документе указано, что «Новой письменности обучается в настоящее время 19

студентов КУТВа и 50 слушателей хошунных курсов, из них: 12 проходит дополнительный курс по подготовке народных учителей» [там же]. С введением тувинской письменности аратская власть организует светское образование по типу Советского Союза.

До 1929 года подготовку кадров осуществляли и в Монголии, ежегодно отправляя почти по десять человек. «С 1928 г. число посылаемых учиться в СССР резко повышается» [6, с. 115]. Так, показана динамика подготовки специалистов в период с 1925г. до 1930 г. Если в 1925г. всего числилось 10 человек в СССР, то к 1930 г. это число достигло 199, и ни одного - в Монголии. «Крайняя нужда в подготовленных работниках в различных областях государственно-хозяйственной и общественной деятельности диктует необходимость просить СССР об увеличении ежегодного приема в свои учебные заведения до 265 человек» [там же]. Этот исторический период можно рассматривать как предпосылку зарождения системы подготовки кадров для нужд образования.

Н.А. Сердобов, анализируя в своей работе состояние народного образования в ТНР в 1930-х годах, выделил существование таких типов школ: школы-интернаты, школы приходящего ученичества и летние школы. К 1929 г. было открыто и работало 3 школы первой ступени, а к 1930 г. имелось 7 школ. «Программы для школ первой ступени разработаны с помощью экспедиции тов. Покровского» [6, с.116]. Число людей, занятых в политпросветучреждениях Тувы в 1928-1929 годах, было - 7, достигло 22 человек в 1930-1931 годах. Политикопросветительные учреждения, призванные осуществлять формирование нового классового сознания аратов и нацеленные на социалистический путь общественного развития, были представлены юртами-передвижками, пунктами ликвидаторов неграмотности (ликпункты), красными уголками или клубами (почти единственным). В общей сложности к 1931г. их насчитывалось свыше 40 единиц. Вместе с тем, нехватка оборудования, пособий в них крайне затрудняла работу. Помощь (включая, денежную) испрашивалась у правительства СССР, практически все просьбы удовлетворялись, хотя бы частично [6].

Огромную роль сыграла научная экспедиция НИАНКП в организации Учкома (Ученого комитета), в чьи полномочия входило руководство созданием тувинских брошюр, музеем, библиотекой (изначальна существовавшей в Русской колонии Тувы), Комиссией Госписьменности со всеми ее обширными обязанностями и видами деятельности, о чем сказано в архивных документах ЦГА РТ [5; 6].

Неоценимую помощь в организации системы педагогического образования и подготовки национального учительства, создании и развитии тувинской письменности оказал А.А. Пальмбах (Пальмбах-Башкы) (1897-1963). Оценивая его научно-творческий вклад в развитие культуры, науки, национального обра-

ГП S~f

зования Тувы, исследователи отмечают его переводческий талант, литературный и педагогический дар, высокие нравственные личностные качества.

На организацию системы педагогического образования Тувы благоприятное влияние оказала первая русская школа г. Кызыла, открытая в 1916 году с одним классом, где было 47 учеников. Учителем состоял А.М. Богатков, обучение осуществлялось в относительно приспособленном помещении переселенческого управления [3, с. 10]. После революции с началом строительства школ нехватка педагогов потребовала их «импорта» из разных городов СССР, так в 1928 г. прибыла большая группа квалифицированных учителей, многие из которых навсегда связали судьбу с Тувой. В 1934 г. в Кызыле был открыт первый педтехникум при посольстве СССР, целенаправленно готовящий учителей для русских школ. Роль первого поколения советских педагогов в развитии общественно-просветительной деятельности, научной и культурной жизни Тувы неоценима: благодаря огромному энтузиазму, силе энергии и крепкой дружбе представителей разных народов отсталая практически во всех социокультурных аспектах республика стала равной среди 15 республик СССР. Кроме того, территориальная близость к восточным странам Тувы послужила своеобразным «мостом» понимания и сотрудничества с Китаем, Монголией, Кореей, расширив геополитическое распространение идей социализма.

Следующий этап развития системы педагогического образования Тувы в дальнейшем тесно связан с подготовкой учителей в созданном 1945 году педагогическим училищем в Кызыле. Огромный вклад профессиональнопедагогической деятельности училища в развитие региона рассмотрен в специальных трудах [3].

Подводя итоги и руководствуясь поставленной целью, отметим, что своеобразие общественно-политического исторического развития Тувы, ее геополитический статус в начале XX столетия обусловили характер и тенденции развития системы начального образования и вместе с ней педагогического образования. В истории образования и педагогической мысли Республики Тувы неизгладимый след оставили выдающиеся русские учителя, воспитатели первой национальной интеллигенции советского периода, чьи усилия в дальнейшем способствовали самостоятельному прогрессивному развитию современного тувинского народа, успешно вписавшегося в поликультурное российское пространство.

Библиографический список

1. Безрогов В.Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гигантах или для гигантов // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: ИТИП РАО, 2013. - № 1 (10). - С. 14-28.

2. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Вестник образования России. - М.: МОиН РФ. - 2006, - № 18. Сентябрь. - С. 21-33.

3. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. / Авторы-составители: Л.П. Салчак, К.Б. Салчак. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. -256 с.

4. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Краткий исторический очерк. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. - 130с.

5. ЦГА РТ. Ф.102. Оп.1. Д.97.ЛЛ.1-11. «Лето 1930 года. Докладная записка об организации НИАНКП в Тувинскую Народную Республику с целью проведения научного обследования различных сторон современной и хозяйственной, политической и культурной жизни республики» // История Тувинской Народной Республики в архивных документах. 1921-1944гг. -Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. С. 86-93.

6. ЦГА РТ. Ф.92.Оп.1. Д.54. ЛЛ. 23-27. «1931 год. Грамотность населения, поднятие культурного и политического уровня масс и развитие национальной культуры (революционной по содержанию» // История Тувинской Народной Республики в архивных документах. 1921-1944гг. - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. С. 111-118.

7. ЦГА РТ. Ф.144.Оп.1. Д.9. ЛЛ. 8-20. «1927 год. Из выступлений депутатов на сессии Малого Хурала трудящихся ТНР» // История Тувинской Народной Республики в архивных документах. 1921-1944гг. - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. С. 76-78.

Bibliography

1.Hornless VG History of Education in search of an audience: armchair by giants or giants / / Otchetestvennaya and foreign pedagogy. - M: ITIP RW, 2013. - № 1 (10). P. 14-28

2. The concept of the national education policy of the Russian Federation / / Russian Journal of Education. - M.: MES of Russia. - 2006, - № 18. September. - P.21-33 3Teacher education in Tuva: Scientific Thought. Istoriya.Lyudi. / Authors-: L.P.Salchak, K.B.Salchak. - Kyzyl: Tuva Publishing House, 2003.256 p.

4. Serdoba NA Education in Tuva. A brief historical ocherk. Kyzyl: Tuva Book Pub-lishers,1953.-130 p.

5. Central State Archive of the Republic of Tuva F.102.D.97. LL1-11. "Summer 1930." Memorandum on the organization NIAEP in Tuva People’s Republic to conduct scientific surveys and the various aspects of contemporary economic, political and cultural life of the republic "/ / History of the People’s Republic of Tuva in the archival documents of 1921-1944 years. - Novosibirsk: Siberian Book Publishers, 2011.P .86-93

6. Central State Archive of the Republic of Tuva.92.Op.1.D.54.LL.23-27. "1931. Literacy rate, and raise the cultural level of the masses and the political development of the national culture (Revolutionary on obsession)" / / The history of the Tuva People’s Republic of archival documents. 1921-1944 years. - Novosibirsk: Siberian Book Publishers, 2011. P. 11-118

7. Central State Archive of the Republic of Tyva.F.144.Op.1. D.9.LL.8-20. "1927 from the speeches of deputies at the session of the Small Khural workers THP" / / The history of the Tuva People’s Republic of archival documents. 1921-1944 years. -Novosibirsk: Siberian Book Publishers, 2011.P.76-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.