Психолого-педагогические науки
• ••
31
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 371
УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ЭТИКЕТА В НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2013 Ахмедова М.Я.
Дагестанский государственный педагогический университет
В ситуации заметного падения духовно-нравственного уровня российского общества и населения одного из регионов Российской Федерации - Дагестана, дефицит культуры гуманного межличностного и межэтнического общения ощущается наиболее остро. Педагогически продуманное организованное приобщение детей к живой культуре общения народа содержит в себе значительный потенциал нравственного воспитания. В этой связи, возникает необходимость глубокого и всестороннего исследования педагогического потенциала народного этикета и отведение ему надлежащего места в учебно-воспитательном процессе.
In the situation of the noticeable degradation of the spiritual moral level of the Russian society and the population of Dagestan, one of the regions of the Russian Federation the lack of the culture of the humane interpersonal and intercultural communication is felt more keenly. Pedagogically organized deliberate the children’s familiarizing to the live communication culture of the people has a great potential for the moral education. In this regard, there is need for a thorough and comprehensive study of the pedagogical potential of traditional etiquette and determining its proper place in the educational process.
Ключевые слова: этикет, этнопедагогика, народный этикет, этноэтикет,
нравственное воспитание, семейное воспитание, младший школьник.
Keywords: etiquette, pedagogy, people's etiquette, ethno-etiquette, moral education, family education, junior schoolchild.
Моральные ценности народа складывались веками. Их соответствие целям формирования идеального человека также проверялось народом в своей жизни - в труде, в отношениях людей, при защите родины, при подготовке молодого поколения к
главным функциям, обязанностям, ролям в семейной и общественной жизни. При этом исходили не только из своей изолированной жизненной практики, но также активно перенимался лучший опыт народов, с которыми были налажены
32
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
экономические, культурные соседские контакты.
Близость педагогических идей, факторов и методов в народной педагогике дагестанских,
северокавказских и других народов региона, очевидно, кроме всего прочего объясняется и культурными связями, существующими между ними с древнейших времен.
В наше время востребованность школой этнокультуры для формирования личности с ценными моральными качествами стала фактом жизни.
В ситуации заметного падения духовно - нравственного уровня российского общества и населения одного из регионов Российской Федерации - Дагестана, дефицит культуры гуманного межличностного и межэтнического общения ощущается наиболее остро. Это и понятно: этикетная культура, будучи важным фактором нравственного воспитания людей, в то же время выступает также и показателем степени духовно - нравственной зрелости человека.
Роль человеческого общения как фактора прогресса общества и человечества в целом изначально является великой, ничем не заменимой. А в переживаемое российским обществом время, когда перед ним стоит такая сложнейшая и без сомнения великая по своим целям задача, как построение
подлинно демократического,
гражданского общества, значение
этикетной культуры в комплексе
факторов нравственного воспитания многократно возрастает.
Многонациональному и
поликультурному государству и его гражданскому обществу гуманная
культура общения, основанная на национальных, общероссийских,
общечеловеческих ценностях, нужна наравне с общегосударственным языком общения, сопровождая использование его великих возможностей, добиваясь взаимопонимания, взаимодоверия,
взаимоуважения коммуникантов.
Прежде всего, когда речь идет о традиционном народном воспитании, очевидно, следует исходить из того, что
оно исторически складывалось, формировалось под непрерывным воздействием многих факторов жизни этноса: природно-географической среды, в которой он живет, созидательного труда, его условий, видов и форм; освободительной борьбы, перманентно ведшейся с иноземными нашествиями и многими другими обстоятельствами бытия народа.
Жизнь, быт коренным образом изменились, горские этносы прочно приобщились к социально-
экономическим условиям, духовно -этическим ценностям российского общества, где собственно русская культура, а через нее - общечеловеческая культура - стали ведущими факторами культурного развития народов Дагестана. Однако этнокультурные ценности народов, исторически сформировавшиеся у них, служащие факторами традиционного горского воспитания, продолжают выполнять свои функции по той причине, что, во-первых: они глубоко выражают духовные потребности, особенности менталитета,
мировосприятия, национального
характера; во-вторых, они едины с общечеловеческими духовно-культурными ценностями по своим гуманистическим идеям, целям творения личности человека, для которого смысл жизни составляют семья, мир, свобода, дружественные взаимоотношения между народами, созидательный труд, воспитание благородного потомства.
«Мораль, социально - этические нормы поведения складываются, воспитываются прежде всего семейными национальными традициями,
национально-психологическим укладом жизни», [4. С. 31] - пишет профессор З. Т. Гасанов, видный специалист по этнокультурной проблематике.
Трансформация этнокультурных
ценностей, являющихся педагогическими средствами народа, главным образом, касается их формы, не затрагивая их гуманных целей, идей, смысла, которые обладают непреходящей педагогической ценностью. Поэтому при рассмотрении условий использования этнокультурных ценностей в целом и этикетной культуры
Психолого-педагогические науки •••
народов в частности, в качестве средств обогащения и гуманизации содержания, усиления действенности нравственного воспитания учащихся современной национальной школы, очевидно, следует исходить из их актуального морально -этического потенциала.
Таким образом, первым условием эффективности и результативности использования традиционной этикетной культуры в совершенствовании нравственного воспитания младших школьников является глубокое и всестороннее изучение учителями этнопедагогической теории и практики бытования традиционного этикета в живом общении, речи народа в семье и обществе.
Данное условие предполагает наряду с изучением этнопедагогических трудов, исследований, систематическое ведение наблюдений за ситуациями общения, поведения представителей различных слоев народа с позиций соответствия их общения, поступков нормам, требованиям традиционного народного этикета.
В торжественных или горестных ситуациях в многонациональной среде Дагестана наблюдаются случаи, когда общероссийский (он же собственно русский) этикет свободно и гармонично сочетается с традиционным народным этикетом. Так, например, пришедшие на свадьбу гости, приглашенные
поздравляют хозяев торжества и молодоженов, употребляя смешанные русско - дагестанские этикетные формулы:
- Поздравляем с бракосочетанием, желаем долговечной и счастливой супружеской жизни. Дай Аллах, чтобы дожили вы до свадеб ваших правнуков. Да будет ваша жизнь в радость вашим родителям, светла, как солнце и луна, сладка, как мед и масло. Да родится у вас семь сыновей - джигитов и одна дочь -красавица, светлости и красоте которой позавидовали бы луна и солнце! И т. д.
Предназначение, сущность, смысл, идейная направленность этнокультурных ценностей с течением времени не подвергаются существенным
изменениям. Их цель и предназначение -гуманизация содержания жизни,
33
упорядочение, регулирование общения, поведения людей во всех сферах и ситуациях жизни.
Есть множество законов и закономерностей в науке, открытых еще в глубокой древности, но которыми ученый мир руководствуется в наше время для углубления и расширения знаний о мире, обществе, космосе и др. Точно также существуют традиции, т.е. моральные нормы человеческого общества, которые имеют непреходящую ценность и значимость для обустройства жизни, взаимоотношений людей в обществе и семье на началах гуманизма, являющегося основой, фундаментом нравственности. Данное обстоятельство предполагает уважительное отношение к этнокультуре, глубокое изучение ее нравственно-этического потенциала в целях использования его в формировании морально-этической культуры учащихся.
Опытно-экспериментальная работа, подтверждая выдвинутую нами гипотезу, позволяет определить необходимые условия, способствующие эффективному использованию этнокультурного
компонента - традиционного народного этикета - для повышения действенности нравственного воспитания младших школьников, формирования у них качеств гражданина - гуманиста.
Комплекс выявленных нами педагогических условий при их использовании в логических связях и последовательности обеспечивает
стабильное позитивное воздействие на личность младшего школьника, позволяет гуманизировать содержание воспитательного процесса.
Первым и очень важным условием успешного использования
этнокультурного компонента, конкретно-тради-ционного народного этикета, в нравственном воспитании младших школьников, как убедительно показала проведенная нами опытно-
эксперименталь-ная работа, является формирование у учащихся стабильного интереса и осознанной потребности в знании и соблюдении норм общения и поведения в семье и обществе, которые основаны на тесно интегрированных ценностях национальной,
34
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
общероссийской и общечеловеческой культур. Интеграция же ценностей этих культур вполне достижима вследствие единства их гуманистических идей, высокого предназначения этики общения и поведения в формировании морально зрелой личности в этих культурах. Осознание каждым учащимся значения, ценности этнокультуры для народа в целом и для себя лично - залог успеха в деле гуманизации нравственного воспитания средствами народной
педагогики. Раскрывая
общечеловеческую основу
этнопедагогики, Г. Н. Волков пишет: «Никакая созидательная модернизация школьного дела не мыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека» [3. С. 109].
Таким образом, необходимым условием усовершенствования и
усиления воздействия нравственного воспитания младших школьников
средствами этнокультуры мы
гипотетически предполагали внедрение в содержание учебно-воспитательного
процесса традиционного народного этикета, соблюдая его тесную связь с гуманными традициями народа.
Практическая часть нашего исследования полностью подтвердила это предложение. Народная педагогика,
каждый фактор, каждое воспитательное средство ее являются источником,
питающим школьный воспитательно-образова-тельный процесс,
обеспечивающим жизненность
деятельности по формированию нравственно здоровой, зрелой личности.
Обеспечение изучения этнокультуры в национальной школе надлежащего внимания и места, поддержание ее престижа организационно -
педагогическими мерами - важное условие, от реализации которого зависит успех дела воспитания учащихся.
Соблюдение данного условия -обязательное изучение в национальной школе в тесных естественных связях родного языка, этнокультуры - и делает школу национальной, обеспечивает выполнение ею своих этносоциальных, этнокультурных функций.
Однако в системе образования Республики Дагестан
неудовлетворительно обеспечивается выполнение этого требования. Положение национально-регионального компонента образования здесь не стабильно, подвергается изменениям, затрудняющим овладение учащимися родным языком, родной духовной культурой, что приводит к игнорированию Закона Российской Федерации «Об образовании» и аналогичного Закона Республики Дагестан. Сокращение количества учебного времени, руководящими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, отпущенного на изучение предметов национально-регионального компонента, а в ряде случаев и упразднение предметов, крайне негативно отражается на престиже этих учебных дисциплин и главное - на овладении учащимися родным языком и этнокультурой, утрата которых равносильна духовной деградации народа.
Вместо установленного в объеме 25% учебного времени на изучение предметов национально - регионального компонента учебный план дагестанской школы предусматривает всего 10-12%, что объективно приводит к формализму, поверхностному изучению родного языка и культурологических предметов «Культура и традиции народов Дагестана», «Подготовка юношей и девушек к жизни».
Этнокультуру, этнопедагогику Г. Н. Волков справедливо называет педагогикой национального спасения. При нарушении этого важного условия, т.е. полноценного выполнения школой своих этносоциальных и этнокультурных функций весьма затрудняется
выполнение и другого, по сути дела, ведущего условия - формирования у учащихся интереса к этнокультуре и духовно-культурной потребности в овладении и руководстве традиционными моральными ценностями [3].
Сложившиеся обстоятельства, когда дагестанская национальная школа испытывает острейший дефицит времени на изучение культурологических
Психолого-педагогические науки •••
дисциплин, требуют значительного увеличения удельного веса внеклассных и внешкольных воспитательно-образовательных мероприятий по этим предметам.
В деятельности школьных историкоэтнографических и других музеев, а также в краеведческой работе, должно быть значительно усилено
этнокультурное направление, изучение традиций, обычаев и тесно связанной с ними традиционной культуры общения народа.
Как показывает наш опыт, внешкольная работа по углублению и обогащению знаний учащихся начальных классов о народной культуре общения имеет в сельской местности немало возможностей, представляемых
социально - культурной средой. Сельский семейно-общественный быт, в котором раскрываются взаимоотношения людей, которые сопровождаются речевым этикетом, поведенческими проявлениями, богат этикетными ситуациями - приемом гостей, свадьбами, народными праздниками и др.
Педагогически продуманно
организованное приобщение детей к живой культуре общения народа содержит в себе значительный потенциал нравственного воспитания. Реализация данного условия, т.е. усвоение и актуализация учащимися ценностей народной этикетной культуры
происходит при повышенном интересе и живом общении их с различными людьми.
Роль школы в деятельности этнокультурной среды заключается в организации и ориентации объединенных усилий семьи и микросоциума на реализацию целей этнокультурного воспитания, а также в обобщении и использовании этого ценного опыта на уроке и во внеклассной работе.
Обязательным условием прочного усвоения учащимися ценностей традиционной культуры общения и активного использования их в своей речи, во взаимоотношениях со старшими, ровесниками, младшими по возрасту является систематическое и искреннее их звучание в речи педагогов, обращенной к
35
ученикам, коллегам по работе и другим людям. Пример педагога для младших школьников очень престижен,
следование ему происходит легко, что объясняется характерной данному возрасту подражательностью,
некритическим подходом к образцам поведения взрослого, уважаемого человека.
Таким образом, важным условием нравственного развития младших школьников через прочное усвоение народной культуры общения является педагогическое общение, в котором гармонично проявляется народный традиционный этикет.
Итоги экспериментальной работы привели нас к выводу о том, что совершенствование и гуманизация содержания нравственного воспитания младших школьников средствами традиционной этикетной культуры народов Дагестана требуют реализации комплекса следующих организационно -педагогических условий, главными из которых являются:
- соответствие содержания, методов, средств, видов и форм воспитательной работы, проводимой с учащимися начальных классов, их возрастным возможностям усвоения материала и интересам к изучаемым проблемам;
- создание и стабильное
функционирование целенаправленной воспитательной системы по
формированию у учащихся культуры традиционного общения и поведения в семье и обществе;
- обогащение содержания уроков
материалами познавательно -
воспитательного характера,
содержащими этнокультурные ценности;
- глубокое знание и систематическое соблюдение в общении учителями и родителями норм народного этикета;
- тесная связь между урочной,
внеклассной и внешкольной
воспитательной деятельностью по усвоению и актуализации учащимися этикетной культуры и моральных традиций народа;
- активное и систематическое включение учащихся в деятельность и
36
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
отношения, способствующие их нравственно-этическому саморазвитию;
- организация нравственно-этического самовоспитания учащихся,
основанного на этикетной культуре народа, интегрированной с
общероссийскими и общечеловеческими культурными ценностями;
- создание и функционирование
этнокультурной среды, состоящей из семьи, микросоциума (сельского
джамаата) и школы, и обеспечение согласованности сил, участвующих в ней;
- увеличение удельного веса
интегративных форм народного
воспитания (народные и религиозные праздники, семейные торжества, коллективные акции трудовой
взаимопомощи, безвозмездный труд на сельское общество), в которых народный речевой этикет является фактором единения, духовного сближения людей;
- проведение творческих работ, ролевых игр, викторин, вечеров сказки, конкурсов по речевой культуре, способствующих углублению знаний, умений учащихся по этикетной культуре;
- моральное поощрение (похвала, благодарность в адрес детей на классном собрании с приглашением родителей, награждение их книгами -сборниками сказок и др.) учащихся за усвоение и использование в речи этикетных выражений, приветствий и благопожеланий.
Названные условия, несмотря на большие временные затраты некоторых из них, учителями были
удовлетворительно реализованы.
Все организационные,
содержательные, методические условия, с которыми связано проведение
эксперимента, были ориентированы на то, чтобы учащиеся были включены в нравственно - этическую деятельность и чтобы личность каждого из них выступала субъектом самовоспитания и саморазвития под благотворным воздействием этнокультурных ценностей. Данное требование вытекает из педагогической системы выдающегося ученого-педагога В. А. Сухомлинского, трудов академика Г. Н. Волкова и исследований дагестанских ученых Ш. А.
Мирзоева, Т. Г. Саидова, А. М. Магомедова и др. [3, 5, 6].
Критериями успешной реализации выдвинутых в гипотезе положений и достижения целей исследования мы считаем реальные результаты,
полученные в итоге опытноэкспериментальной работы.
Анализ состояния использования традиционного народного этикета в воспитании младших школьников в семье и национальной школе показал, что:
- семья, являясь главной
хранительницей этнокультурного
наследия, тем не менее, не использует ее воспитательных средств эффективно, целенаправленно; неорганизованный и несистематический характер обращения родителей к средствам народной педагогики объясняется слабой вооруженностью родителей знаниями по этнопедагогике и методике
этнокультурного воспитания;
- содержание этнокультурного образования в начальных классах дагестанской национальной школы, которое начинается лишь на четвертом году обучения, из - за недостатка учебного времени в необходимой мере не охватывает всю проблематику, факторы, средства нравственного воспитания в народной педагогике и в том числе традиционный народный этикет;
- преемственные связи между
семейным и школьным воспитанием в аспекте использования народного
педагогического опыта осуществляются крайне неудовлетворительно;
- педагоги ненадлежаще
осуществляют свою функцию по руководству семейным воспитанием, оказанием родителям научнотеоретической, методической,
практической помощи;
- руководители большинства школ в городской и сельской местности на низком организационно - педагогическом уровне выполняют требования по внедрению в учебный процесс инновационных культурологических дисциплин, рассматривают их как факультативы, хотя они имеют статус обязательных в дагестанской школе учебных предметов.
Психолого-педагогические науки •••
Постановка опытноэкспериментальной работы в
соответствии с ведущими положениями выдвинутой гипотезы и внесение в нее требуемых логикой исследования коррективов в содержании, методах и средствах привели нас к следующим выводам:
- успешность организации, проведения
и достижения целей эксперимента зависит от действенности союза педагогов и родителей, их умений, усилий, компетентности реализовать формирование младших школьников, как тесно связанный, единый семейношкольный воспитательный процесс, а не как существующие порознь,
изолированно друг от друга семейное и школьное воспитание;
- в самом начале констатирующего
эксперимента учащимся необходимо разъяснить роль и значение этнокультурных ценностей в
современной жизни, формировать у них потребности в их усвоении и соблюдении в своей жизнедеятельности.
37
- убедительно, на примерах поведения, взаимоотношений людей в окружающей учащихся жизни и на основе анализа, поступков, речи положительных литературных героев необходимо добиваться ясного понимания учащимися того, что традиционный народный этикет является проявлением гуманизма народных традиций.
Включение учащихся в реальную деятельность и общение в рамках культурно-воспитательной этнокультурной среды (семья, школа, микросоциум - сельский джамаат) является необходимым условием усвоения учащимися ценностей духовной культуры народа и их актуализации.
Анализ итогов опытно-экспериментальной работы подтвердил нашу гипотезу в части, предположение, что интеграция этнокультурного компонента, т. е. народного этикета в образовательновоспитательный процесс национальной школы, основанный на научнопедагогической теории, в высокой степени повысит эффективность нравственного-воспитания младших школьников.
Примечания
1. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация: стабильность и целостность II Возрождения. 1995. № 2. С. 8. 2. Абдуразакова Д.М. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления // Сибирский педагогический журнал. 2011. №8. С. 202-210. 3. Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. М. : Магистр, 2001, № 1. 4. Гасанов З. Т. Развитие национального образования в поликультурном и многонациональном обществе // Педагогика. 1000 № 2. С. 31. 5. Гасанова Д. И. Семья и школа в нравственном воспитании подростков. Махачкала, 2012. 128 с. 6. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: словесные средства воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 168 с. 7. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 198 с. 8. Якубов З.Я. Педагогическая мудрость народа // Педагогика. 1995. № 2. С. 85-91.
Notes
1. Abdulatipov R.G. Caucasian civilization: stability and integrity of the II Renaissance. 1995. № 2. P. 8. 2. Abdurazakova D.M. Socio-cultural conditions of the development of the tolerant consciousness of today's students: problems and priority directions // Siberian Pedagogical Journal. 2011. № 8. P. 202-210. 3. Volkov G.N. Ethnopedagogy as a pedagogy of the national school and family. M : Magis-tr, 2001, № 1. 4. Gasanov Z.T. Development of the ethnic education in a multicultural and multiethnic society // Pedagogy. 1000 № 2. P. 31. 5. Gasanova D. I. The family and the school in the moral education of teenagers. Makhachkala, 2012. 128 p. 6. Mirzoev Sh.A. The ethnic pedagogy of Dagestan: verbal means of education. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1984. 168 p.7. Mirzoev Sh. A. The ethnic pedagogiy of Dagestan: the content, forms and methods of education. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1992. 198 p. 8. Yakubov Z.Ya. The people's pedagogical wisdom // Pedagogy. 1995. №2. P. 85-91.
Primechanija
1. Abdulatipov R. G. Kavkazskaja civilizacija: stabil'nost' i celostnost' II Vozrozhdenija. 1995. № 2. S. 8. 2. Abdurazakova D.M. Sociokul'turnye uslovija razvitija tolerantnogo soznanija sovremennoj
38
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
uchashhejsja molodezhi: problemy i prioritetnye napravlenija // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. №8. S. 202-210. 3. Volkov G. N. Jetnopedagogika kak pedagogika nacional'noj shkoly i sem'i. M. : Magistr, 2001, № 1. 4. Gasanov Z. T. Razvitie nacional'nogo obrazovanija v polikul'turnom i mnogonacional'nom obshhestve // Pedagogika. 1000 № 2. S. 31. 5. Gasanova D. I. Sem'ja i
shkola v nravstvennom vospitanii podrostkov. Mahachkala, 2012. 128 s. 6. Mirzoev Sh. A. Narod-naja pedagogika Dagestana: slovesnye sredstva vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1984. 168 s. 7. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika Dagestana: soderzhanie, formy i metody vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1992. 198 s. 8. Jakubov Z.Ja. Pedagogicheskaja mudrost' naroda // Pedagogika. 1995. № 2. S. 85-91.
Статья поступила в редакцию 10.11.2013 г.
УДК 37 (470.67)
ВКЛАД РУССКИХ ПЕДАГОГОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ДАГЕСТАНСКИХ ДЕТЕЙ
© 2013 Байрамбеков М.М., Литвинова И.В.
Дагестанский НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанский государственный педагогический университет
Рассмотрена проблема художественного образования дагестанских детей в системе дошкольного, общего и дополнительного образования на примере педагогической деятельности некоторых представителей русской интеллигенции, работавших в Дагестане, в конце ХХ и начале ХХI вв.
The authors of the article consider the problem of the artistic education of Dagestan children in the system of preschool, general and additional education by the example of the pedagogical activity of some representatives of the Russian intelligentsia, worked in Dagestan, at the end of the 20th - beginning of the 201st ^.
Ключевые слова: русская интеллигенция, личность, педагог, искусство,
художественное образование, деятельность, эстетическое воспитание.
Keywords: Russian intelligentsia, person, teacher, art, art education, activities, aesthetic education.
В 2013 году Республика Дагестан отмечает 200-летие вхождения горного края в состав России. В связи с этим историческим событием в судьбе народов Дагестана, хотелось бы отметить положительную роль русской
интеллигенции в становлении и развитии многонациональной республики.
Как известно, в исторических трудах, педагогических сочинениях и статьях дагестанских ученых, педагогов и журналистов можно найти различные сведения и информацию о роли русской интеллигенции в становлении и развитии дагестанского общества в социально-
экономическом и культурно-
образовательном направлениях. Это такие имена, как: Абилов А.А.,
Адильханов А.Г., Абдулгамидова Н.А., Айдунбеков М. Абдуллаева Э.Б.. Байрамбеков М.М., Бесараб В.В., Гейбатова-Шолохова З.А., Дагирова Д.А., Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г.. Магидов Х.Г, Магомедов А.Дж., Маллаев Д.М., Мирзоев Ш.А., Раджабов И.М., Тучалаев С.Т., Петенина Т.П., Султанова Г.А., Ханжов Ю.Г., Хасбулатов Ш.Д., Шабаева А.К., Якубов М.А. и многие другие.