Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание подростков средствами народной педагогики'

Этнокультурное воспитание подростков средствами народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / РИТУАЛЫ / ПОДРОСТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Замира Шахабутдиновна

Цель изучение проблемы этнокультурного воспитания подростков средствами народной педагогики. Методы. Представлена методика этнокультурного воспитания подростков средствами народной педагогики. Рассмотрены способы организации процесса воспитания подростков с использованием народных традиций, обычаев, ритуалов. Результаты. Выявлены педагогические условия, в которых подростки становятся заинтересованными участниками воспитательного процесса, насыщенного народной мудростью, эмоциональной и символической наполненностью. Вывод. Этнокультурное воспитание можно рассматривать как организованную социализацию подрастающего поколения, направленную на формирование этнического самосознания, поведения и этнокультурной идентичности подростков посредством народных традиций, сложившихся социальных норм, этнокультуры и традиционного уклада жизни народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание подростков средствами народной педагогики»

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Этнокультурное воспитание подростков средствами народной педагогики

© 2017 Магомедова З. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: zamira-m69@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - изучение проблемы этнокультурного воспитания подростков средствами народной педагогики. Методы. Представлена методика этнокультурного воспитания подростков средствами народной педагогики. Рассмотрены способы организации процесса воспитания подростков с использованием народных традиций, обычаев, ритуалов. Результаты. Выявлены педагогические условия, в которых подростки становятся заинтересованными участниками воспитательного процесса, насыщенного народной мудростью, эмоциональной и символической наполненностью. Вывод. Этнокультурное воспитание можно рассматривать как организованную социализацию подрастающего поколения, направленную на формирование этнического самосознания, поведения и этнокультурной идентичности подростков посредством народных традиций, сложившихся социальных норм, этнокультуры и традиционного уклада жизни народа.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, этническое самосознание, народная педагогика, традиции, обычаи, ритуалы, подростки, педагогические условия.

Формат цитирования: Магомедова З. Ш. Этнокультурное воспитание подростков средствами народной педагогики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 83-87.

Teenagers' Ethnocultural Education by Means of Folk Pedagogy

© 2017 Zamira Sh. Magomedova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: zamira-m69@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the research is to study the problem of teenagers' ethnocultural education through the means of folk pedagogy. Methods. The technique of ethnocultural education of teenagers by means of folk pedagogy is presented. The ways of organizing the process of teenagers' education with the use of folk traditions, customs, rituals are examined. Results. Pedagogical conditions are revealed in which teenagers become interested participants in the educational process, saturated with folk wisdom, emotional and symbolic fullness. Conclusion. Ethnocultural education can be regarded as an organized socialization of the younger generation aimed at the formation of ethnic self-awareness, behavior and ethnocultural identity of teenagers through the folk traditions, established social norms, ethnic culture and the traditional people's way of life.

Keywords: ethnocultural education, ethnic self-awareness, folk pedagogy, traditions, customs, rituals, teenagers, pedagogical conditions.

For citation: Magomedova Z. Sh. Teenagers' Ethnocultural Education by Means of Folk Pedagogy. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. T. 11. No. 4. Pp. 83-87. (In Russian)

Введение характеризующихся неопределенностью

В современных условиях глобализации, духовно-нравственных ценностных ориен-

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017

таций молодежи, особого внимания заслуживает этнокультурное воспитание подростков.

Социализация человека происходит спонтанно, под влиянием окружающей среды человек привыкает к установленным в этой среде духовно-нравственным требованиям и порядкам, иногда даже противоречащим его желаниям и представлениям о мире и человеческих отношениях. Осознанному согласованию собственных представлений и социальных требований к поведению и межличностным отношениям молодежи способствует этнокультурное воспитание.

Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий влияния народных традиций, обычаев, обрядов на формирование этнического самосознания, поведения подростков. Сохранение и развитие этнической культуры и традиционного образа жизни разных народов зависит от способов приобщения молодежи к такой народной мудрости.

В известных исследованиях по этнокультурному воспитанию предлагается для этого приобщать молодежь к народным традициям, обычаям, обрядам, культурным ценностям, духовно-нравственным нормам, принятым в традиционном образе жизни этноса.

Методы исследования для обучения

Анализ этнопедагогических исследований позволяет выделить разные позиции по отношению к характеру этнокультурного воспитания. Одни считают необходимым приобщать детей к нравственному потенциалу народных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов и норм поведения, поскольку они прошли жизненную проверку и помогали многим народам веками жить в согласии и взаимопонимании. В таком случае получится так, мы современную молодежь будем возвращать в исторические времена, что будет помехой для адаптации детей в современных условиях развития общества.

Другие считают, что необходимо ориентировать воспитание детей на перспективу жизни, не оглядываясь назад. Тогда воспитание и молодежь могут лишиться своей природной ментальности, играющей существенную роль в развитии и совершенствовании личности.

В третьей позиции нравственные нормы считают преградой свободе и творческому развитию личности, считают, что они

устарели и сегодня не имеют практического применения в социальных отношениях. Это может быть связано с некоторыми устаревшими традициями, обрядами и ритуалами, а не может касаться непреходящих культурных ценностей и ритуалов перехода из одного жизненного этапа человека в другой.

Есть мнение о том, что образование и знания, не облагораживающие душу ребенка, бесполезны и могут быть даже вредны человеку и предлагают повышать воспитательное влияние образования на детей. Есть еще одна позиция, в которой считают, что народные традиции тоже меняются, обновляются, и в новой форме не подчиняются абсолютным критериям, требующим оценки ее ценностей в собственных рамках и границах, что противоречит статусу самоценности и самодостаточности культуры каждого, даже малочисленного народа.

В любом из приведенных случаев социокультурной жизни целесообразное решение школьники могут найти при осознанной сравнительной оценке своих и иных культурных ценностей, что должно стать предметом организованного этнокультурного воспитания в рамках общего образования, построенного на общечеловеческих ценностях культуры.

Результаты и обсуждение

Проведенный анализ и обобщение результатов диагностики отношений школьников, родителей и педагогов к этнокультурному воспитанию позволил определить необходимые и достаточные направления, которые стали основой программы этнокультурного воспитания. Сравнительный анализ содержания этнической культуры и результатов диагностики отношений школьников к роли народных традиций в их повседневной жизни позволил определить, основными и достаточными для организации этнокультурного воспитания, следующие основные направления: семейные традиции в этнокультуре, семейные ритуалы, ритуалы в социальных событиях и ритуалы субкультуры подростков.

Наблюдения и анализ социокультурной повседневной жизни людей показывают, что народные традиции выступают анти-депресантом, средством стабилизации и упорядочивания взаимоотношений в обществе, нормализуют ценностные отношения людей к культурным нормам. В этом аспекте жизненный опыт каждого народа

накопил самые разнообразные обрядовые оформления социальных событий и объяснения природных объектов и явлений. Необходимо при этом отметить, что они настолько стали привычными, что взрослые перестают обращать внимание на их специфическую функцию. Они продолжают их проводить как все, как принято в народе, в жизни села, в семейных отношениях. Для жизни взрослых людей это является естественным делом. А дети, подростки в силу своей любопытности пытаются понять происхождение той или иной традиции, назначение ритуальных атрибутов, символов и процедур, а зачем нужно именно так их проводить, а не иначе.

К такому социальному виду относятся правила приличия, как ритуал социального поведения. Они отличаются меньшей строгостью поведенческой схемы, но глубоко задевают сознание человека по своему содержанию. Действенность их влияния намного возрастает в сообществах, в которых превалируют нормы традиционного образа жизни, поскольку их незнание, нарушение или иное поведение резко осуждается общественным мнением. Параллельно с ними к социальным ритуалам можно отнести правила этикета. Но они функционируют как описания, рекомендации и привязаны к желательному поведению человека в конкретных жизненных отношениях. Соответственно социальные ритуалы могут стать одним из важных направлений этнокультурного воспитания подростков.

Социальные ритуалы и обряды связаны с традиционным образом жизни разных народов, и у каждого народа, даже отдельного села и тухума имеются свои уникальные элементы. Традиционными для народов Дагестана можно считать следующие ритуальные события социальной жизни: ритуалы приветствия, ритуалы знакомства, свадебные ритуалы, похоронные обряды и ритуалы, ритуалы гостеприимства, ритуалы культуры питания, народные праздники, игровые ритуалы, ритуалы поклонения культовым объектам [3].

Как известно, подростки проводят значительное время в школе, где весь порядок определен нормативными документами, правилами, предписаниями, инструкциями, алгоритмами, позволяющими рационально организовать деятельность школьников. По структуре и характеру эти требования и обязательность их исполнения

адекватны ритуальным действиям или их можно назвать школьными ритуалами. Но чтобы они действительно стали ритуальными, придется их дополнять эмоциональными, символическими и экспрессивными элементами, присущими ритуалам традиционного образа повседневной жизни народа. Создание в школе таких условий организации деятельности детей должно стать одной из главных задач школы.

Целенаправленная разработка, планирование и организация мероприятий ритуального характера в воспитательной работе с классами позволит приблизить школьную жизнь учащихся к этнокультурной среде вне школы.

Проведенные нами наблюдения в различных городских и сельских школах позволили выявить инициативы организаторов детской жизни в разных формах риту-ализации, упорядочивания отношений и поведения подростков. Особенно это относится к массовым общешкольным мероприятиям. К таковым можно отнести: фестивали, спартакиады, хит-парады, театрализованные зрелища, конкурсы, смотры знаний и опыта, календарные праздники, дни школы, класса, которые тщательно проектируются с четким распределением и исполнением ролей, многократными репетициями, настраиванием учащихся на понимание ответственности каждого за успех предстоящего общего для всех дела.

Каждое из них проводится под каким-то девизом, художественным и музыкальным оформлением, использованием специальной атрибутики и символики, которые создают атмосферу эмоционального и психического напряжения и ответственности за результат.

Параллельно с воспитательной работой можно использовать и ритуальный характер организации познавательной деятельности в учебном процессе. Необходимо отметить, что познавательная репродуктивная учебная деятельность во многих учебных предметах организуется по точно и логически выстроенным процедурам, правилам, алгоритмам, которые по своему характеру также аналогичны ритуальным процедурам. Только в учебном процессе они представлены не очень привлекательно, как в ритуальной деятельности.

К этому направлению можно отнести и ритуалы подростковой субкультуры в виде правил сплочения малых групп, обмен

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017

письмами, информацией, ритуал закрепления дружбы, ведение собственного дневника и др. Поиск путей усиления их влияния на уровень организованности деятельности и отношений учащихся, аналогично нормам повседневной жизни народа, будет одним из направлений этнокультурного воспитания.

Особое место в этнокультурном воспитании школьников занимают семейные традиции, обычаи, ритуалы. В современных условиях к отмеченным аспектам семейных ритуалов добавляется информация из интернета о культурных традициях и ритуалах иных культурных сообществ.

В рамках нашего исследования одной из основных задач является воспитание подростков на основе уникальных семейных ритуалов, принятых в этнической культуре и традиционном образе жизни своего народа.

Особое значение для приобщения подростков к традиционным нормам этнической культуры имеют сказки и пословицы, на характеристике которых остановимся подробно. Итак, пословицу назвал «обиняком, с приложением к делу, понятым и принятым всеми» известный собиратель русских фольклорных пословиц В. И. Даль. Он считал, что пословица структурно состоит из обиняка, картины, суждения о социальной жизни и из приложения, толкования, поучения, более совершенного состояния, в котором должен оказаться человек, понявший и принявший ее. Пословицей, по его мнению, может стать только такая выдумка, которая заденет народную жизнь, ум и найдет себе применение [2, с. 15]. Тесную связь пословиц с обрядами традиционной жизни народа он пытается передать тем, что они (пословицы) являются «сводом народной премудрости, стоном и вздохом, радостью и весельем, горем и утешением, житейской правдой, никем не судимым судебником». То, что он пословицу называет «никем не судимым судебником», можно понимать как отождествление пословиц с ритуалами.

Другой не менее значимой частью вербального фольклора, интегрирующей в себе ритуальные элементы этнической культуры, является сказка. Как известно, сказка является «народно-поэтическим произведением о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил» [4, с. 720]. Сказочные образы утверждают здо-

ровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение» [1]. Если принимать ритуал «установленным порядком обрядовых действий», то сказка как вымышленное действие или действия сказителя по своей сути и структуре можно считать ритуальными. Такое мнение подтверждается результатами исследований известного русского фольклориста В. Я. Проппа, в своем исследовании он глубоко проник в структурную логику волшебной сказки и выделил в ней следующие упорядоченные структурные элементы:

- описание ситуации, пространства развертывания сказочных событий;

- установленные в данном пространстве запреты поведения;

- нарушение персонажами этих запретов и возникновение беды;

- путь героя по устранению беды и его волшебные атрибуты:

- испытания и подвиги героя;

- победы героя и ликвидация беды;

- вознаграждение героя и наступление благополучия общества [5].

Таким образом, В. Я. Пропп установил однотипность волшебных сказок. Если сравнить перечисленные структурные элементы сказки с обрядами ритуала, то можно увидеть и тождественность, только в ритуалах их необходимо выполнять, а в сказке мы прослеживаем их в тексте и действиях героев сказки. Кроме установленного порядка этих действий в сказках тоже используются символические атрибуты, их волшебное таинство и строгое соблюдение рекомендаций героями по использованию предложенных волшебных средств. Кроме волшебных сказок в этнокультурном воспитании используются сказки о животных и сказки о бытовой жизни горцев. В сказках о животных животные наделяются человеческой речью и свойствами характера человека, создают особую атмосферу эмоционального настроя, психологической напряженности, и в переносном смысле объясняют сущность многих жизненно важных явлений и их причинно-следственные связи. Героями бытовых сказок, как правило, являются искатели счастья и социальной справедливости. Они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа, с которыми должны идентифицировать себя современные подростки.

Заключение

Особенностью направления этнокультурного воспитания является то, что основной задачей педагогов становится получение возможности выйти с подростками на откровенность, поделиться опытом регулирования взаимоотношений в социальных группах и попробовать достичь согласованного решения, не прибегая к критике, категоричным требованиям и запретам. Все приведенные выше основания подростковой субкультуры показывают, что они имеют право на свою автономную жизнь с собственными регуляторами поведения в ней.

1. Алиева Ф. А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана. Монография. Махачкала: Изд-во ИЯЛИ, 2008. 359 с.

2. Даль В. И. Пословицы, поговорки и присловья русского народа. М. : Эксмо, 2008. 896 с.

3. Магомедова З. Ш., Нюдюрмагомедова Л. А. Традиционные ритуалы как средство этнокультурного воспитания подростков / Актуальные проблемы современной семьи: теория и практика // Материалы Всероссийской научно-

1. Alieva F. A. Vzaimosvyazi zhanrov ustnoy pro-zy v folklore narodov Dagestana. Monografiya [Interrelations of the genres of oral prose in the folklore of the peoples of Dagestan. Monograph]. Makhachkala, ILLH Publ., 2008. 359 p. (In Russian)

2. Dal V. I. Poslovitsy, pogovorki i prislov'ya russkogo naroda [Proverbs, sayings and folksays of the Russian people]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 896 p. (In Russian)

3. Magomedova Z. Sh., Nyudyurmagomedova L. A. Traditional rituals as a means of ethnocultural education of teenagers. Actual problems of the modern family: theory and practice. Materialy Vse-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Замира Шахабутдиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет; почетный работник общего образования Российской Федерации, Отличник образования Республики Дагестан, Махачкала, Россия, e-mail: zamira-m69@mail.ru

Содержание этнокультурного воспитания, раскрытое в данной статье, при практической реализации в пространстве этнической культуры разных народов должно учитывать и уникальность этнической культуры и традиционного уклада жизни этих народов. Такая специфика может быть учтена в программе этнокультурного воспитания, ее технологиях и методиках ее реализации, что позволит строить процесс этнокультурного воспитания подростков и успешно использовать средства народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

практической конференции (с международным участием). Грозный, 26 марта, 2016. С. 151159.

4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. [Электронный ресурс] / Режим доступа: 1пИр://шшш.кооЬ.г

и/ргорр/1ви<огпмуо!8|-|_8ка1к1 [дата обращения: 11.09.2017 г.]

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Materials of All-Russian scientific-practical conference (with international participation)]. Grozny, 26 of March, 2016. Pp. 151-159. (In Russian)

4. Propp V. Ya. Historical roots of a fairy tale. [Electronic resource]. Mode of access: http: //www.koob.r u / propp / ist_korni_volsh_skazki [accessed: 11.09.2017] (In Russian)

5. Ozhegov S. I, Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Zamira Sh. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University; Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Excellent in Education of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia, email: zamira-m69@mail.ru

Литература

References

Принята в печать 11.07.2017 г.

Received 11.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.