дизайнерского объекта. Поэтому актуальным становится процесс формирования у студентов-дизайнеров проектного мышления, а также факторов, которые влияют на их содержание, причин, вызывающих их различия и совпадения, а также вариантов достижения согласованности и выделения основных характеристик проектируемого объекта [3].
Понятие «проектно-образное мышление», столь часто употребляемое в теоретических исследованиях по дизайну, недостаточно раскрыто на уровне познавательных процессов личности. Его специфика заключается в особом преобразовании информации, где проблема, представленная словесно-логически, наглядно воплощается в целостный концептуально-пластический образ. Как отмечают исследователи данной проблемы [3 и др.], для поиска путей формирования профессионального мышления дизайнера определение его как проектно-образного, как одной из форм образного мышления является наиболее целесообразным.
По мнению И. Каримовой [3], проектно-образное мышление - это познавательная деятельность, направленная на преобразование проектной проблемы посредством последовательного и целенаправленного оперирования образами.
Специфика проектно-образного мышления дизайнера заключается в том, что в процессе проектирования принимает участие его наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. В основе проектно-образно-го мышления лежит творческое (креативное), мышление, как направляющее на создание нового, ранее не создававшего-
При этом формирование проектно-образного мышления рассматривается как деятельность студента в процессе создания субъективно нового продукта, проектного образа, в который обучаемый вложил свои знания, умения и навыки, приобретенные посредством практической деятельности в качественно новой ситуации.
Исследователь А.Д. Григорьев рассматривает содержание понятия «проектное мышление студентов-дизайнеров» (это понятие по смыслу очень близко к понятию проектно-образное мышление студентов-дизайнеров) представлено следующими компонентами:
- проектный замысел,
- выработка оптимальных решений проектных творческих задач,
- выбор материалов и средств отображения и визуализации,
Библиографический список
- планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации [4].
Авторы выделяют следующий комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие проектно-образ-ного мышления у студентов-дизайнеров:
- применение учебно-профессиональных проблемных заданий, направленных на отработку различных видов проектного мышления;
- обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности студентов,
- создание проектно-художественной творческой среды на основе диалогического взаимодействия субъектов учебного процесса [4].
- декоративность, как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели, служащей для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм [5].
Как отмечает М.А. Карнаев [5], с кем мы полностью солидарны, специфика подготовки будущих художников-дизайнеров заключается не только в обучении профессиональному мастерству, но и в подготовке их к самостоятельной творческой работе.
Одним из главных условий эффективной подготовки будущих дизайнеров, является разработка перспективных методик обучения живописи, с учетом специфики дизайн-образования.
Перед педагогом-дизайнером стоит проблема формирования познавательной сферы студента, воспитание личности, восприимчивой к проблемам материальной культуры и понимающей социальную значимость тех преобразований, которые несет дизайнерской творчество. Поэтому педагогу в этом процессе необходимо найти пути и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности творческой, эстетически чуткой, мыслящей неординарно, и способной к активной преобразовательной деятельности, обладающей развитым профессиональным мышлением.
Таким образом, анализ практики проектного творчества показывает, что занятия декоративной живописью являются способом постижения проектного образа и репрезентации проектного замысла. Подготовка будущего художника-дизайнера основывается на организации занятий, способствующих формированию проектного мышления, где важную роль играет определение содержания учебных заданий, выявление эффективных методов и приёмов, определение необходимых для этого процесса условий.
1. Королева Л. Ю. Творческое развитие в истории дизайн-образования. Педагогика искусства. 2015; 1.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. Москва, 1987.
3. Каримова И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики. Хабаровск, 2005.
4. Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2007.
5. Карнаев М.А. Подготовка студентов-дизайнеров к проектной деятельности на начальных этапах обучения живописи. Мир науки, культуры, образования. 2011; 4-1: 156 - 158.
References
1. Koroleva L. Yu. Tvorcheskoe razvitie v istorii dizajn-obrazovaniya. Pedagogika iskusstva. 2015; 1.
2. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty: o probleme 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva, 1987.
3. Karimova I.S. Formirovanie proektno-obraznogo myshleniya studentov-dizajnerov sredstvami grafiki. Habarovsk, 2005.
4. Grigor'ev A.D. Formirovanie proektnogo myshleniya studentov-dizajnerov vprocesse professional'nojpodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2007.
5. Karnaev M.A. Podgotovka studentov-dizajnerov k proektnoj deyatel'nosti na nachal'nyh 'etapah obucheniya zhivopisi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 4-1: 156 - 158.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 37.018.26
Dzhafarova J.T., postgraduate, Department of General Theoretical Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: zamira-69@mail.ru
STUDY OF PROBLEMS OF FAMILY EDUCATION IN MODERN PEDAGOGICAL RESEARCH. Family education, as a basis and most important stage of all activities of the older generation on the formation of identity in modern conditions requires strengthening of attention of the society as a whole, and pedagogy, as people's experience of education, on the one hand needs to be enriched by science, but on the other hand, the education science and educational practice are able to creatively process the experience of folk pedagogy to address important educational tasks of our time. This article presents some views of scientists on the issue of family education.
Key words: family, family education, folk pedagogy, society, state, demography.
Д.Т. Джафарова, аспирантка каф. общей теоретической педагогики, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: zamira-69@mail.ru
ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Семейное воспитание, будучи основой и важнейшим этапом всей деятельности старшего поколения по формированию личности, в современных условиях требует усиления к себе внимания как общества в целом, так и педагогической науки, т. к. народный опыт воспитания, с одной стороны нуждается в обогащении наукой, а с другой стороны, сама педагогическая наука и воспитательно-образовательная практика способны творчески переработать опыт народной педагогики с целью решения важных воспитательных задач современности. В данной статье представлены взгляды учёных на проблему семейного воспитания.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, народная педагогика, общество, государство, демография.
Семья - величайшая духовная ценность как отдельного человека, так всего общества в целом. Моральное и материальное состояние семьи глубоко и всесторонне отражается на социально-экономическом и духовном потенциале общества, т. к. семья - это первичная ячейка, клетка социального организма - общества.
Семья воспроизводит этнос не только физически, но и духовно, сохраняя в новых поколениях духовный облик, национальный характер и менталитет народа. Эту важнейшую свою функцию семья выполняет посредством духовно-нравственных богатств народа - традиций, обычаев, норм поведения, этикетной культуры, фольклора, религии и т. п.
Семья - это не только совокупность совместно проживающих кровных родственников двух-трёх поколений, но и уникальный трудовой и воспитательный коллектив, искренне заинтересованных во всесторонней подготовке своих питомцев к жизни людей.
Среди множества взаимосвязанных функций семьи особое значение для общества имеет функция воспитания, социализации растущих там детей, внуков - подрастающего поколения.
Перед человеческим обществом со времени его появления стоят две главные, жизненно важные для нормального функционирования общества задачи: непрерывное выполнение производственной (трудовой) деятельности и воспитания подрастающих поколений. Обе эти задачи общество главным образом решает с помощью семьи, являющейся важнейшим воспитательным институтом его.
В важнейших государственных документах Российской Федерации - в Законе «Об образовании в Российской Федерации» Национальной доктрине образования в Российской Федерации и др. - подчёркивается необходимость сохранения, защиты и развития региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
В аналогичных Закону «Об образовании в РФ» законодательных актах и постановлениях субъектов Федерации, в том числе и Республики Дагестан, указывается на важную роль этнокультурных ценностей в выполнении воспитательно-образовательных задач национальной школой.
Бережное и уважительное отношение к духовно-педагогической культуре народа основывается на том взгляде, в соответствии с которым она рассматривается как неразрывная часть общечеловеческой культуры.
Многовековой опыт семейного воспитания народов мира внес весьма значимый и ценный вклад в общечеловеческую педагогическую культуру. Выводы из социально-трудового, духовно-нравственного опыта народа лежат в основе педагогических взглядов на цели, содержание, методы и средства воспитания народной педагогики.
Народную педагогику в педагогической литературе нередко называют семейной педагогикой, что подчеркивает выдающуюся роль и место семьи и семейной педагогики в формировании подрастающих поколений.
Выдающиеся педагоги всех времен и народов, видные деятели духовной культуры разных стран высоко отзывались в своих трудах о роли семьи и семейного воспитания в развитии и становлении личности, в усвоении ею фундаментальных моральных, трудовых качеств, воздействие которых на личность сохраняется в течение всей жизни.
Благотворное влияние семейного воспитания на формирование подрастающего поколения подчеркивают и обосновывают в своих трудах классики мировой педагогики К.А. Гельвеций, Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.
Великий славянский педагог Я.А. Коменский в своих фундаментальных педагогических трудах убедительно раскрыл роль и значение материнской школы в формировании личности ребенка от рождения до достижения им шестилетнего возраста, что полностью подтверждается исследованиями современной психолого-педагогической науки.
Выдающийся русский педагог-гуманист К.Д. Ушинский считал, что без семейного, т. е. народного воспитания, школьное воспитание не полно; что родной язык - это бесценное средство, с помощью которого ребенок входит «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [1].
Высоко оценивал народную педагогику, в том числе и народную педагогику Дагестана, гениальный писатель-гуманист и талантливый педагог Л.Н. Толстой, который изучал высоконравственные воспитательные идеи фольклора дагестанских народов по «Сборникам сведений о кавказских горцах», выходивших в Тифлисе во второй половине XIX века.
Проблемам семейного воспитания много места и внимания уделено в педагогических трудах выдающихся советских педагогов А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, ими разработаны целостные системы формирования личности в семье [2].
По мнению А.С. Макаренко, важнейшим фактором успешного воспитания детей в семье в первую очередь является пример родителей, их ответственное отношение к выполнению своего родительского долга и поддержанию престижа родителей в обществе.
Положения педагогического учения А.С. Макаренко о воспитании у детей чувства долга и ответственности за свое поведение и поступки, о важности самовоспитания в формировании личности имеют своим источником народную педагогику.
Н.К. Крупская в своих статьях, педагогических работах настойчиво ратовала за тесное содружество семьи и школы в воспитании будущих граждан страны, подчеркивала, что школа должна способствовать семье в формировании полноценного педагогического потенциала.
В.А. Сухомлинский - глубочайший знаток народной (семейной) педагогики, гениально развивший её прогрессивные идеи, цели, опыт не только в теории, но и на практике работы Пав-лышской школы, которой он руководил до последних дней своей жизни. Он в своих многочисленных творческих трудах, статьях, выступлениях, лекциях для педагогов и родителей выступал за усиление, повышение роли семейного воспитания в обществе, так как его воздействие на личность сохраняется в течение всей её жизни [2].
По Сухомлинскому, воспитательный потенциал хорошей семьи, где сохраняются и почитают народные традиции в воспитании, несравнимо выше, благотворнее, действеннее, чем воздействие всех других воспитательных институтов общества, вместе взятых.
Особенности и актуальный опыт семейного воспитания многих народов России, в том числе и дагестанцев, как одной из ведущих форм народной педагогики нашли глубокое раскрытие в фундаментальных исследованиях по этнопедагогике видного российского ученого, доктора педагогических наук, основоположника советской этнопедагогической науки академика Г.Н. Волкова.
Его теоретические труды по всем проблемам и аспектам народной педагогики, выдвинутая и глубоко обоснованная им концепция этнопедагогизации национальной школы исходят из основополагающей идеи о единстве семейного (народного) и об-
щественного (школьного) воспитания с опорой на духовно-педагогическое наследие народа.
Учёный убедительно утверждает, что в народной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие духовные ценности.
«Общечеловеческие духовные ценности создаются общими усилиями всех народов. Любая и каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры» [3, с. 212].
Ш.А. Амонашвили в подготовке школьников к труду, семейной и общественной жизни подчеркивает важность усвоения ими народных представлений о семье как духовном богатстве человека, об идеалах супружества, родительства и необходимости опоры школьной воспитательной работы на педагогические традиции и опыт семьи.
В работах Е.В. Бондаревской («Формирование нравственного сознания старших школьников» и др.) глубоко разработаны проблемы нравственной подготовки молодежи к супружеству, браку, созданию семьи и воспитанию будущих детей, что является актуальнейшей проблемой социализации личности.
Роль социальной среды, комплекса условий семьи (в том числе традиционного семейного уклада, духовных ценностей семьи), значение сохранения и упрочения преемственности поколений в формировании личности раскрывается в работах советских социологов, философов, этнологов Г.Л. Смирнова, И.С. Кона, А.Г. Харчева, В.И. Переведенцева, И.В. Бестужева-Лады и др.
Проблема влияния на формирование личности совместной воспитательной работы семьи, школы и общественности рассматривается в трудах педагогов и психологов Д.И. Перфильевской, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева, В.Л. Титаренко и др.
Ценными источниками, глубоко раскрывающими сущность народной педагогики и ее актуальность для современного се-мейно-школьного воспитательного процесса, являются монографические исследования ученых-этнопедагогов Я.И. Ханбикова, А.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, А.Р Хинтибидзе, А.Э. Измайлова и др.
Различные аспекты народной педагогики, в том числе и семейного воспитания русского, украинского, белорусского, абхазского народов освещены в монографических трудах, научных статьях Т.С. Буториной, М.И. Стельмаховича, А.П. Орловой, Н.Т. Лакашия и др. В них подчеркивается актуальная мысль о том, что «перестройка воспитания детей в семье должна происходить за счет применения веками сложившейся семейной этно-педагогики» [4, с. 74].
В работах названных выше этнопедагогов народная педагогика в основном интерпретируется как педагогика семейная.
Большое теоретическое и практическое значение для нашего исследования имеют труды известных дагестанских педагогов С.М. Омарова, Б.М. Багандова, З.Т. Гасанова, Э.Г. Гарунова, И.И. Асланова и др., в работах которых получили научное освещение актуальные проблемы и направления изучения семейной педагогики дагестанских народов.
Ценность их исследований заключается в том, что они раскрывают пути, методы использования положительного опыта традиционного семейного воспитания горцев в сочетании с законами и закономерностями педагогической науки.
Этнографии семьи, духовно-нравственным ценностям, иерархии семейных взаимоотношений и другим особенностям
Библиографический список
уклада дагестанской семьи посвящены труды дагестанских историков, социологов, философов С.Ш. Гаджиевой, А.К. Алиева, С.С. Агашириновой, М.М. Ихилова, РМ. Магомедова, А.Г. Агаева и др. [5].
Раскрытию сущности, содержания нравственного, трудового, патриотического воспитания в этнической воспитательной системе дагестанских народов посвящены диссертационные исследования Р.М. Пашаевой, З.М. Магомедовой, А.М. Магомедова, З.Л. Якубова, Б.Ш. Алиевой и др. [5].
Исследование Ш.А. Мирзоева «Народная педагогика Дагестана» посвящено разработке теоретических вопросов народной педагогики Дагестана, а также использованию опыта ее в современной дагестанской (а также северокавказской) семье и национальной школе [6].
Исследование актуальных этнопедагогических и этнокультурных проблем и разработка на их основе учебников, методических пособий для учителей национальной школы - основное направление в деятельности Т.Г.Саидова
С именами ученых-этнопедагогов Ш.А. Мирзоева и Т.Г. Саи-дова связано введение в дагестанской национальной школе, начиная с 1992-93 учебного года, этнокультурных предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни»; они являются как авторами концепции данных инновационных дисциплин, так и всей учебно-методической литературы по ним - программ, учебников и учебно-методических пособий для учителя.
Семейная педагогика горских народов как важнейшая часть народной педагогики Дагестана и как результат многовековых творческих поисков 15 родственных этносов на пути создания своей национальной (этнической) системы воспитания и в современной горской семье и джамаате (сельском обществе) функционирует, выполняя задачи всестороннего воспитания подрастающих поколения. Естественно, что она подвергалась соответствующей трансформации и обогащению за счёт достижений научной педагогики.
Семейное воспитание, будучи основой и важнейшим этапом всей деятельности старшего поколения по формированию личности, в современных условиях требует усиления к себе внимания как общества в целом, так и педагогической науки, т. к. народный опыт воспитания, с одной стороны нуждается в обогащении наукой, а с другой стороны, сама педагогическая наука и воспитательно-образовательная практика способны творчески переработать опыт народной педагогики с целью решения важных воспитательных задач современности.
На наш взгляд, объективно существует серьезное социально-педагогическое противоречие, заключающееся в том, что семья и школа нуждаются в использовании народного опыта воспитания в сочетании с достижениями педагогической науки, однако вследствие его не изученности или недостаточной для современных требований изученности, они, эти главные институты воспитания, не имеют возможности его использования.
Семейная педагогика горцев как самостоятельная научная проблема до настоящего времени, к сожалению, не была объектом изучения педагогической (этнопедагогической) науки, несмотря на её богатый и актуальный для современного семей-но-общественного воспитания педагогический потенциал, что и объясняет актуальность выполненного нами исследования.
1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Москва, 1976; Т. I: 16 - 47.
2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателю. Минск, 1978.
3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Москва: Педагогика; Т. I: 342 - 476.
4. Лакашия Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на традициях народной педагогики (на материале Абхазской АССР). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1988.
5. Магомедова З.Ш., Мунгиева Н.З. Использование опыта народной педагогики в практике современного образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 2 (31): 39 - 42.
6. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.
References
1. Ushinskij K.D. O pol'ze pedagogicheskoj literatury. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2-h t. Moskva, 1976; T. I: 16 - 47.
2. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat'nastoyaschego cheloveka: Sovety vospitatelyu. Minsk, 1978.
3. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Moskva: Pedagogika; T. I: 342 - 476.
4. Lakashiya N.T. Vospitanie gumannosti u podrostkov na tradiciyah narodnoj pedagogiki (na materiale Abhazskoj ASSR). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1988.
5. Magomedova Z.Sh., Mungieva N.Z. Ispol'zovanie opyta narodnoj pedagogiki v praktike sovremennogo obrazovaniya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 2 (31): 39 - 42.
6. Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1984.
Статья поступила в редакцию 06.08.16