1
••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 1. 2018
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-39-44
Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев в национально-смешанной семье
(на примере дагестанской семьи)
© 2018 Асильдерова М. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: asilderovam@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить, проанализировать особенности семейных традиций и обычаев народов Дагестана, их педагогический потенциал, воспитательные возможности в национально-смешанной дагестанской семье. Методы. Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, наблюдение, сравнение. Результат. Автором проанализированы и выявлены особенности семейного воспитания в национально-смешанной семье, определено влияние традиций и обычаев на процесс воспитания в дагестанской семье. Вывод. В национально-смешанной семье воспитание основано на уважительном отношении к языку, культуре, традициям народов, представителями которых являются члены семьи. Менталитет этноса, его духовный склад, а также семейные традиции и обычаи, которые являются плодом исторического развития народов, играют незаменимую роль в воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: национально-смешанная семья, семейные традиции, обычаи, дагестанская семья, воспитание.
Формат цитирования: Асильдерова М. М. Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев в национально-смешанной семье (на примере дагестанской семьи) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 3944. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-39-44
Educational Opportunities of the Family Traditions and Customs in National Mixed Family
© 2018 Madina M. Asilderova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: asilderovam@mail.ru
ABSTRACT. The aim of this article is to study and analyse the peculiarities of family traditions and customs, it's pedagogical potential, educational opportunities in national mixed family. Methods. Analysis of the psychological and pedagogical, scientific methodical literature, supervision, comparison. Result. The author of the article analyses and determines the peculiarities of family education in national mixed family, defines the influence of the traditions and customs on the education process in dagestanian family. Conclusion. The education in national mixed family is based on the mutual respect of the family members, respect for the language, culture, traditions and customs of their nationalities. Ethnos mentality, its spiritual character, family traditions and customs, which are the fruit of the historical evolution play unexpendable role in the younger generation's education.
Keywords: national mixed family, family traditions, customs, dagestanian family, education.
For citation: Asilderova M. M. Educational Opportunities of the Family Traditions and Customs in National Mixed Family. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 39-44. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-39-44 (In Russian)
Введение
Образующими элементами
педагогической культуры народов являются народные традиции (Ш. А. Мирзоев, А. Ш. Гашимов, Б. А. Кадыров, И. Ш. Шоров, З. М. Магомедова и др.). В настоящее время исследованы педагогические традиции различных народов в том числе и народов Дагестана (Р. М. Магомедов, З. М. Магомедова, Т. Саидов, З. Я. Якубов и др.).
Традиции и обычаи того или иного этноса играют огромную роль в развитии семьи, становлении ее как полноценной ячейки общества. Посредством семейных традиций и обычаев передаются последующим поколениям опыт организации быта и народная культура воспитания.
Национальные традиции и обычаи являются эффективным средством включения подрастающего поколения в различные виды деятельности в процессе семейного воспитания, затрагивают при этом все стороны воспитания: этическую,
эстетическую, духовно-нравственную,
психологическую, социальную,
хозяйственную.
Как отмечал К. Д. Ушинский «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»; «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [6].
Народ, в котором нет традиций не способен успешно развивать свою культуру и воспринимать высшие общечеловеческие ценности. Традиции и обычаи, выступающие как социально-психологические механизмы воспитания обращены к духовному миру человека, который развивается по мере социализации.
Цель исследования - изучить, проанализировать особенности семейных традиций и обычаев народов Дагестана, их педагогический потенциал, воспитательные возможности в дагестанской национально-смешанной семье.
Методы - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, наблюдение, сравнение.
Результаты и обсуждение
Обычаи и традиции - сложное многогранное явление, отражающее экономические, исторические, социальные условия жизни народа, которые выявляют связи и взаимоотношения людей в обществе, их отношение к окружающей социальной среде. Народные обычаи и традиции также выступают в качестве регуляторов поведения людей и являются важными средствами, которые формируют и закрепляют чувства, настроение, мысли и навыки поведения людей. Тем самым, они передаются из поколения в поколение и являются отражением общественной и материальной жизни, изменяются и развиваются вместе с обществом, регулируют нормы поведения в семье, определяют отношения в обществе [5].
Обычаи и традиции народов Дагестана уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении всего периода своего развития дагестанская народная педагогика претерпевала изменения под влиянием различных факторов:
исторических, социально-экономических и политических, географических. Богатый педагогический опыт многонационального народа находит отражение в семейных традициях и обычаях, различных формах, приемах и методах воспитания. Семейные традиции и обычаи народов Дагестана содержат значительный образовательный и воспитательный потенциал, в котором закладываются теоретические основы творческого мышления детей, формируется эстетический вкус, развивается духовный мир, углубляются границы познания.
«Дети в Дагестане являются источником любви и радости. Родители хотят лишь, чтобы каждый из детей имел чистое сердце, открытое лицо, неиспорченные мысли. Первой воспитательницей детей является мать. Рука матери для детей лекарство», -говорили горцы [4].
Продолжая наследие старших, последующие поколения привносят свои
новые идеи, открытия. В современных условиях многонационального Дагестана воспитание в семье имеет свои особенности, которые обусловлены социальным статусом семьи в системе общины и рода. Одной из главных особенностей социального положения дагестанской семьи является то, что она - органическая часть рода. Особое значение в семье придается воспитанию подрастающего поколения на традициях своего народа, на духовно-нравственных заповедях семейного воспитания. Большую роль в воспитании в дагестанских семьях играет регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни - семье и общественных местах, в труде и быту.
В горской семье воспитание основывалось на единстве интересов родителей и детей. Каждая семья стремится приучить детей к соблюдению обычаев, дисциплины, нравов, традиций как семейных, так и тухума, села и народа.
Семья выступает как одна из важных сфер личного становления и личностного выражения человека. Навыки жизни и осознание своей социальной роли в обществе, человек получает, еще в раннем возрасте. В семье у ребенка происходит первичная социализация, вхождение его в мир [1]. У детей в семье создаются и передаются определенные бытовые и трудовые навыки, усваиваются детьми народные традиции, обычаи и обряды, формируются основы их взглядов, мировоззрения. В национально-смешанной семье этот процесс происходит под взаимовлиянием разных конфессий, культур, этнических особенностей членов семьи.
Национально-смешанная семья, это такой вид семьи, в которой взаимодействуют две или более наций, это сплетение культур, обычаев, традиций. В Дагестане очень часто браки заключаются между представителями разных наций. Дети, воспитывающиеся в национально-смешанной семье, формируют в себе такие качества, как: толерантность, уважительное отношение к другим культурам, религиям, нациям. У детей из таких семей отсутствуют такие негативные качества, как: шовинизм, национализм. В таких семьях дети часто впитывают все лучшее из обеих культур. Владеют двумя языками. При выборе спутника жизни у детей
из национально-смешанных семей национальность не имеет большого значения.
Каждый из супругов в национально-смешанной семье может предпочесть среди национальных ценностей ценности своего народа. Взаимоотношения, созданные внутри семьи должны быть основаны на уважении к традициям, языку и вкусу друг друга.
Объективная национальная структура национально-смешанной семьи позволяет обеспечить наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народностей и наций, которое формирует терпимость и уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам, строит семейные взаимоотношения, формирует личность детей и взрослых членов семьи.
Национально-смешанные семьи есть результат закономерного процесса интернационализации в различных сферах развития общества. Различные обычаи и обряды, традиции, которые вышли за рамки национальных границ стали достоянием иных народов, приобретая тем самым гуманистический характер.
Укрепление основ национально-смешанной семьи во многом зависит от воспитательной работы, в которой так же следует учитывать традиции и обычаи народов, представленных в семье. При этом весьма часто формируется некий симбиоз обрядов и обычаев, которые становятся традиционными для этой семьи и передаются из поколения в поколение, при этом развиваясь и укрепляясь, как устоявшаяся семейная традиция. Знакомство с культурными ценностями двух или более народов способствует формированию у детей из национально-смешанной семьи уважительного отношения к человеку другой национальности, к его человеческому достоинству. Достижения народной культуры (песни, танцы, музыка, традиции) становятся достоянием всех членов семьи. Общность интересов, взглядов на культуру, на жизнь перерастают в добрые и дружеские отношения между членами семьи при взаимной ответственности и
требовательности.
Главное в национально-смешанной семье - сохранить и передать детям самое доброе, хорошее, благородное, чувство
ответственности, порядочности, любви к труду и людям, уважение к людям другой национальности и вероисповедания.
От того, как воспитываются дети в семьях зависит национальный характер любого народа. Дети в национально-смешанных семьях могут усваивать опыт старших поколений, приобщаться к народной мудрости, традициям через поговорки, песни, сказки, притчи, семейные придания. В Дагестане у представителей разных национальностей много общих традиций и обычаев, общие основы воспитаний детей в семье. Основные качества, которые с ранних лет прививают детям в дагестанских семьях -трудолюбие, уважение к старшим, гостеприимство.
К примеру, обычай куначества и гостеприимства - один из древних обычаев, который является неотъемлемым атрибутом культуры любой народности Дагестана. Обычай гостеприимства показывает стремление человека устанавливать со всеми гуманные, добрые отношения, оказывать поддержку и помощь тому, кто в ней нуждается. В дагестанских семьях правилам гостеприимства приучают детей с малых лет. Девочек с раннего возраста учат накрывать на стол, готовить, правильно подносить пищу. Все это им необходимо знать и в семейной жизни. Мальчиков учат поддерживать разговор, вести себя по-мужски и достойно.
Считаю, что особого внимания в воспитании детей в семье, а тем более в национально-смешанной заслуживают
обычаи и традиции, которые отражают уважительное отношение к женщине и ее место в семейном быту. В независимости от пола, в Дагестане всегда требовалось уважительное отношение к личности, к женщине - матери, дочери, сестре, жене, соседке. В устном народном творчестве Дагестана женщину описывают с любовью и уважением, она изображена очень красивым созданием, наделена лучшими
человеческими чертами. В сказаниях о боях с завоевателями горянки Дагестана показаны, как участвовавшие вместе с мужчинами в битвах за независимость, выступавшие даже иногда в роли предводителей. Мужчины относились к женщинам с уважением, это выражалось в их многочисленных обрядах и
обычаях. Например, мужчины не могли затевать ссору, ругаться, в присутствии женщин и детей, женщину всегда защищали, если кто-нибудь попытался ее обидеть. Оскорбление чести и достоинства женщины, распространение на нее кровной мести считалось постыдным делом, женщина могла даже прекратить кровную месть. Известен такой обычай дагестанского народа: «мужчина, спасаясь от кровника, мог вбежать в любой дом, любой двор, даже в дом самого кровника. Он мог коснуться груди старшей женщины этого дома и оказывался под защитой этой женщины как сын. Таким образом, становясь братом своему кровнику, кровавая месть прекращалась, потому что кровавая месть не распространялась на братьев. Так, женщина-мать предотвращала кровную месть, то есть могла сделать то, что не под силу ни одному мужчине. Если женщина проходит мимо стоящих на годекане мужчин, они прекращают громко разговаривать. Принято вставать при появлении пожилой женщины, так было в былые времена и в наши дни. Такое же отношение было к женщине среди трудового народа, который навсегда сохранил и передал из поколения в поколение свои возвышенные чувства к женщине-труженице, дошедшие до нас в произведениях устного народного творчества, а также в многочисленных традициях и обычаях дагестанского народа
[4].
Устное народное творчество оказывает огромное воспитательное воздействие на детей из национально-смешанных семей, так как герои из таких сказаний и преданий являются представителями совершенно разных национальностей. У детей формируются чувства толерантности, уважения к другим национальностям, возникает интерес к культуре, языку другого народа.
«Если хочешь, чтобы твои дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков» -гласит народная мудрая пословица. «Если хочешь детей сделать счастливыми - научи их работать и уважать старость» - говорится в другой. Разве можно представить современную семью только в рамках формулы: родители + дети? Разумеется, нет. Большинство семей располагает такой могучей духовной, воспитательной силой,
как бабушки и дедушки. Нередко это люди среднего возраста, полные сил и энергии, достигшие вершины своего социального положения и материального благополучия. Многие из них порой сами помогают своим детям воспитывать их детей, помогают словом и делом. Забота о бабушках и дедушках не только показатель нравственной культуры людей, но и могучее средство формирования характера их детей. Такая забота нужна не столько бабушкам и дедушкам, сколько им самим, молодым родителям, чтобы в старости не пожинать горькие плоды равнодушия, черствости собственных детей. Авторитет стариков в семье зависит от многих факторов и обстоятельств. Одним из них является разумное, положительное отношение родителей ребенка к своим родителям. Внимание к ним, признание их заслуг в обществе и семье, забота о них создают благотворную атмосферу для воспитания молодого поколения. Всем детям по своей природе необходима ласка и забота. И чаще всего бабушки и дедушки одаривают их этим. Когда уже ребенок становится взрослым, он обязан также одаривать родных лаской и теплотой, которую он получил в детстве от взрослых. В национально-смешанной семье эти факторы приобретают особую значимость, воспитывают в детях отзывчивость, гуманность, доброту.
В национально-смешанной семье, в которой соблюдают и чтят обычаи и традиции своих народов воспитательные функции реализуются более полно, в такой семье складываются наиболее приемлемые условия для развития у детей духовно-нравственных качеств, положительных черт характера, для выработки адекватных форм поведения.
Условия интенсивного и разностороннего общения с представителями разных культур, традиций в национально-смешанной семье способствуют формированию полноценной, всесторонне развитой, коммуникативной личности ребенка.
1. Асильдерова М. М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Монография. М. : Изд-во ДГПУ, 2008. С. 55-64.
Взаимоотношения всех членов семьи складываются на основе общности интересов, вкусов, потребностей. Такие отношения зависят от индивидуальных и возрастных особенностей, от характера, темперамента членов семьи. В здоровой среде, а тем более в детской национальная принадлежность не играет какой-нибудь существенной роли.
Уважение традиций и обычаев других национальностей способствуют тому, что заключение национально-смешанных браков не является исключительным явлением, обществом принимается доброжелательно и спокойно. Внутри же такой семьи эти традиции преломляются в духе интернационализма, а сами национально-смешанные семьи выступают важным фактором, стимулирующим процесс сближения наций. Формирование такого типа семьи приводит к созданию личных межнациональных связей, свидетельствует о сближении уровня развития национальных культур.
Воспитание детей в национально-смешанных семьях основано на уважении супругами языка, культуры, добрых традиций и обычаев народов, представителями которых они являются. Это уважение прививается детям. Дети из таких семей склонны дружить со сверстниками любой национальности, владеют в большинстве двумя и более языками. При этом, они хорошо владеют русским языком.
В национально-смешанной семье воспитание имеет свои особенности. Структура такой семьи представляет собой интернационализацию взглядов на жизнь, культуру человека без влияния националистических взглядов на людей и их жизнь. Но такие семьи могут чаще других сталкиваться с проблемами
межнационального общения и от супругов в такой семье требуется тонкий подход к воспитанию своих детей в духе уважительного отношения друг к другу и в общем к человечеству.
2. Асильдерова М. М. Социальная педагогика. Учебное пособие. Москва: Изд-во МИГУП, 2016. 116 с.
Заключение Литература
3. Асильдерова М. М., Цахаева А. А., Явбатырова Б. Г. Адаптация как поликультурная способность личности. Монография. Махачкала: АЛЕФ, 2015. 182 с.
4. Магомедова З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. 56 с.
1. Asilderova M. M. Pedagogicheskie usloviya sotsializatsii detey v sovremennoy dagestanskoy sem'e. Monografiya [Pedagogical conditions of socialization in modern dagestanian family. Monograph]. Moscow, DSPU Publ. Pp. 55-64.
2. Asilderova M. M. Sotsial'naya pedagogika. Uchebnoe posobie [Social pedagogy. Textbook]. Moscow, MISM Publ., 2016. 116 p.
3. Asilderova M. M., Tsakhaeva A. A., Yavbatyrova B. G. Adaptatsiya kak polikul'turnaya sposobnost' lichnosti. Monografiya [Multicultural adaptation as the ability of the individual. Monograph]. Makhachkala, ALEF Publ., 2015. 182 p.
4. Magomedova Z. M. Progressivnye traditsii narodov Dagestana [The progressive traditions of the peoples of Dagestan]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1980. 56 p.
б. Mirzoev Sh. A. Kul'tura i traditsii narodov Dagestana [Culture and traditions of Dagestan people]. Makhachkala, 2005. 192 p.
6. Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works]. Vol. 2. Moscow, 1948. 487 p.
5. Mиpзoeв Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Mаxачкала, 2005. 192 с.
6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. Т. 2. M., 1948. 487 с.
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Асильдерова Мадина Магомедовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы (СПиСР), факультет социальной педагогики и психологии (ФСПиП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:
asilderovam@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Madina M. Asilderova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Social Pedagogy and Social Work (SPSW), the faculty of Social Pedagogy and Psychology (FSPP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: asilderovam@mail.ru
Принята в печать 16.01.2018 г.
Received 16.01.2018.