Научная статья на тему 'Этнопедагогические традиции в повышении педагогического потенциала семьи'

Этнопедагогические традиции в повышении педагогического потенциала семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / FAMILY / EDUCATION / TRADITION / PARENTS / CHILDREN / PEDAGOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаковская-Дьяконова Александра Захаровна

В данной статье рассмотрены теоретические особенности этнопедагогических традиций, также предложены методические рекомендации, которые могут послужить значительному повышению уровня педагогического потенциала родителей, что является залогом успеха благополучной семейной жизни. Этнопедагогические традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Сегодня педагогический потенциал семьи в основном формируется стихийно: под влиянием средств массовой информации, редко в результате самообразования или посредством консультации специалиста в этой области. В народной педагогике большая роль отводилась практическому использованию воспитательного потенциала фольклора: эпоса, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Детей необходимо знакомить с народными сказками, легендами, эпосами. Как воспитательные средства они содержат нравственные, духовные идеалы, поведенческие нормы. Якуты, эвены и другие народности Севера воспитывают в ребенке трудолюбие, находчивость и меткость. Очень рано дети получают навыки, связанные с трудовой жизнью семьи, занимаются рыболовством и охотой. В статье предложена методика определения педагогического потенциала семьи со следующими диагностируемыми уровнями: высокий (в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена. Знают народные традиции, обычаи своего народа, своей семьи), средний (в семье стараются удовлетворить социально-психологические потребности ребенка, но не всегда успешно, не знают национальных и семейных традиций, в критической ситуации не обращаются за помощью в соответствующие организации), низкий (в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена, у родителей низкий уровень общей культуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS IN RAISING PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FAMILY

The article dwells on theoretical aspects of ethnopedagogical traditions and offers recommendations for devising methods which could raise the level of pedagogical potential of parents, which is a prerequisite of happy family life. Ethnopedagogical traditions possess a considerable pedagogical potential and may serve as an effective means of moral-spiritual education. Today, the pedagogical potential of a family is formed without control: under the influence of mass media, and seldom in the result of self-education or through consultations with specialists in this field. Popular pedagogy was to a large degree based on practical usage of educational potential of folklore: epos, fairy tales, riddles, proverbs and sayings. It is necessary to acquaint children with national fairy tales, legend and epos. As educational tools they contain moral and spiritual ideals and behavioral norms. The Yakuts, Evens and other peoples of the North bring up industry, quick wit and marksmanship in their children. Very early in their life children receive skills of everyday labor in the family or go fishing or hunting. The article offers a method of defining pedagogical potential of a family with the following diagnostic levels: high potential (The family fully satisfies the socio-psychological needs of every member. They know national traditions and customs of their people and their family.); medium level (The family tries to satisfy the socio-psychological needs of the child but does not always do it successfully. They do not know national traditions and customs of their people and their family. In critical situations they do not turn to corresponding organizations for help); low level (The family practically fails to satisfy the socio-psychological needs of its members and the parents’ level of general culture is very low.).

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические традиции в повышении педагогического потенциала семьи»

УДК 37.018.1:37.035.6 ББК Ч490+Ч465

ГСНТИ 14.39.01

Код ВАК 13.00.01

Кулаковская-Дьяконова Александра Захаровна,

аспирантка ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»; специалист Республиканского центра дополнительного образования; 677000, г. Якутск, ул. Дзержинского, 37; e-mail: aleksandra-

kulakovskaya @mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семья; воспитание; традиция; родители; дети; педагогический потенциал.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассмотрены теоретические особенности этнопедагогических традиций, также предложены методические рекомендации, которые могут послужить значительному повышению уровня педагогического потенциала родителей, что является залогом успеха благополучной семейной жизни. Этнопедагогические традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Сегодня педагогический потенциал семьи в основном формируется стихийно: под влиянием средств массовой информации, редко - в результате самообразования или посредством консультации специалиста в этой области. В народной педагогике большая роль отводилась практическому использованию воспитательного потенциала фольклора: эпоса, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Детей необходимо знакомить с народными сказками, легендами, эпосами. Как воспитательные средства они содержат нравственные, духовные идеалы, поведенческие нормы. Якуты, эвены и другие народности Севера воспитывают в ребенке трудолюбие, находчивость и меткость. Очень рано дети получают навыки, связанные с трудовой жизнью семьи, занимаются рыболовством и охотой. В статье предложена методика определения педагогического потенциала семьи со следующими диагностируемыми уровнями: высокий (в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена. Знают народные традиции, обычаи своего народа, своей семьи), средний (в семье стараются удовлетворить социально-психологические потребности ребенка, но не всегда успешно, не знают национальных и семейных традиций, в критической ситуации не обращаются за помощью в соответствующие организации), низкий (в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена, у родителей низкий уровень общей культуры).

Kulakovskaya-Dyakonova Aleksandra Zakharovna,

Post-graduate Student, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov; Specialist of the Republican Center of

Additional Education, Republic of Sakha Yakutia, Yakutsk, Russia.

ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS IN RAISING PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FAMILY

KEYWORDS: family; education; tradition; parents; children; pedagogical potential.

ABSTRACT. The article dwells on theoretical aspects of ethnopedagogical traditions and offers recommendations for devising methods which could raise the level of pedagogical potential of parents, which is a prerequisite of happy family life. Ethnopedagogical traditions possess a considerable pedagogical potential and may serve as an effective means of moral-spiritual education. Today, the pedagogical potential of a family is formed without control: under the influence of mass media, and seldom - in the result of self-education or through consultations with specialists in this field. Popular pedagogy was to a large degree based on practical usage of educational potential of folklore: epos, fairy tales, riddles, proverbs and sayings. It is necessary to acquaint children with national fairy tales, legend and epos. As educational tools they contain moral and spiritual ideals and behavioral norms. The Yakuts, Evens and other peoples of the North bring up industry, quick wit and marksmanship in their children. Very early in their life children receive skills of everyday labor in the family or go fishing or hunting. The article offers a method of defining pedagogical potential of a family with the following diagnostic levels: high potential (The family fully satisfies the socio-psychological needs of every member. They know national traditions and customs of their people and their family.); medium level (The family tries to satisfy the socio-psychological needs of the child but does not always do it successfully. They do not know national traditions and customs of their people and their family. In critical situations they do not turn to corresponding organizations for help); low level (The family practically fails to satisfy the socio-psychological needs of its members and the parents' level of general culture is very low.).

Э

тнопедагогика основывается на лучших традициях, обрядах и обычаях. Это школа воспитания ребенка на традициях рода человеческого, это педагогика родителей - матерей и отцов, более старшего поколения - бабушек и дедушек.

Основоположник изучения народной педагогики Г. Н. Волков подчеркивает роль родителей, бабушек и дедушек в воспита-

нии личности. Они всегда твердили своим детям и внукам о трудолюбии, честности и гуманности [10].

В народной педагогике большая роль отводилась практическому использованию воспитательного потенциала фольклора: эпоса, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Устное народное творчество рождалось в недрах семьи и прививало любовь к тра-

© Кулаковская-Дьяконова А. З., 2016

диционным занятиям, уважение к старшему поколению, к родным краям, учило детей освоению необходимых правил отношений в обществе. Поговорки удачно и метко охватывали все стороны предмета, давали его характеристику, а пословицы относились к явлению человеческого общежития и представляли собой законченное суждение [9].

Итак, особое место в воспитании детей занимают национальные традиции, мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение. Детей необходимо знакомить с народными сказками, легендами, эпосами. Как воспитательные средства они содержат нравственные, духовные идеалы, поведенческие нормы.

Например, в жизненном укладе сельской местности сохранились традиционные нормы жизнедеятельности сельчан: открытость общения, приветливость, отсутствие немалой дистанции между жителями деревень и сел, однотипный ритм сельской жизни [4]. Безусловно, чувствуется разница в жизни больших и малых сел. Зажиточное село ощущает внутреннее превосходство над неразвивающимися селами. Растет связь с центрами крупной промышленности и городами. Ребенок, который вырастает в поселках, быстро приобщается к городской культуре, демонстрирует социально-психологические черты характера городских детей. А ребенок, который вырос в неперспективных поселках, бывает замкнутым, необщительным. Единственным культурным центром является школа, а сельский педагог является проводником культуры [8].

Якуты, эвены и другие народности Севера воспитывают в ребенке трудолюбие, находчивость и меткость. Очень рано дети получают навыки, связанные с трудовой жизнью семьи. Участвуют с матерью и отцом в ловле оленей, знают, как их запрягать в нарты, как управлять оленями и собаками во время езды. Любимое занятие летом -это рыбалка и охота. Если ребенок с детства обучен и знает традиции своего народа, семьи, то он будет духовно-нравственно развит, воспитан [7].

Как известно, полноценное развитие ребенка у каждого народа и его социализация в семье зависят от детско-родительских отношений, воспитательной возможности семьи. Дети, воспитывающиеся в атмосфере гармонии, любви и взаимопонимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем со здоровьем, при общении с ровесниками, трудностей при обучении в образовательных учреждениях [1].

Теоретическая основа нашего исследования сложилась из общей теории о педагогике и психологии семейного воспитания

(М. М. Прокопьева, Г. Н. Волков, Ю. П. Азаров, В. Н. Гуров, Е. В. Киселева и др.), путях совершенствования педагогического потенциала родителей (И. В. Гребенников, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).

Этнопедагогические аспекты семейного воспитания детей рассмотрены в трудах Г. Н. Волкова, Э. И. Сокольниковой, З. Б. Цал-лаговой и других, якутских исследователей Л. А. Афанасьева, Е. А. Барахсановой, У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, А. В. Мордовской, И. С. Портнягина, К. Д. Уткина и др. [5].

Под педагогическим потенциалом семьи стоит понимать особенность, которая определяет воспитательные предпосылки и может в большей или меньшей степени обеспечить полноценно успешное воспитание и развитие ребенка [3].

Решение такой актуальной в социуме проблемы, как повышение педагогического потенциала семьи, может быть найдено в процессе систематически целесообразного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Оценивая воспитательные возможности семьи разных народов, рекомендуем использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебным процессом детей, наблюдение за воспитательной деятельностью родителей, анкетирование и тестирование родителей и их детей по вопросам знания национальных традиций своего народа, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их детьми, рисование детьми своей семьи, занятия по методикам «Закончи предложения» (о семье), «Знаешь ли ты традиции своей семьи».

В конце проведенной работы определяются нижеперечисленные уровни педагогического потенциала семьи.

Высокий уровень. В семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена. Знают народные традиции, обычаи своего народа, своей семьи. В семейных отношениях доминируют понимание, поддержка, демократический стиль общения и поведения, преобладает уютная и уважительная атмосфера, активный и полезный отдых. У родителей достаточно высокий уровень педагогического потенциала, владеют педагогическими знаниями, умеют правильно применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к социальным институтам, в том числе к образовательным учреждениям.

Средний уровень. В семье стараются удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не уверен, что он любим своими родителями всегда и в случае сложных

жизненных ситуаций получит поддержку и понимание. В семье, кроме общенационального праздника и общепринятых обычаев, традиций не знают. Внутри семьи отношения характеризуются взаимопониманием между матерью и отцом, а что касается ребенка, часто применяется авторитарный стиль общения. Мать и отец имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда воплощают свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации данная семья старается разрешить свои проблемы без участия посторонних лиц.

Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена, из состава семьи никто не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на поддержку и понимание. Не знают и не придерживаются национальных традиций. Отсутствует уважительная и уютная атмосфера, в семье всегда есть конфликт, раздражительность в отношениях. У родителей низкий уровень общей культуры и отсутствует педагогический потенциал.

Исходя из вышеизложенного, уровень педагогического потенциала семьи является критерием успешного воспитания подрастающего поколения.

Для этого предлагаем использовать новые активные формы работы с родителями, такие как круглые столы, викторины, дискуссионные площадки, игра «Поле чудес», клубы по интересам, родительские собрания в нетрадиционной форме. Такие формы работы заинтересуют каждого родителя, подтолкнут с удовольствием участвовать в общей деятельности, если будут использованы различные инновационные технологии и этнопедагогические элементы для решения наиболее актуальной проблемы. На родительских собраниях предлагаем показать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, поставить инсценировку с конкретными примерами из жизни детей.

Итак, уровни педагогического потенциала обусловливают основные направления работы с семьями с использованием эт-нопедагогических традиций.

Семьи с высоким потенциалом в основном входят в состав родительского комитета. Главной задачей педагога является привлечь их к активному участию в проводимых воспитательных мероприятиях учреждения, к организации консультативной помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать опыт педагогического воспитания детей, накопленный в семьях с высоким потенциалом и имеющими достаточные знания в области народных традиций.

В семьях со средним воспитательным потенциалом основным направлением является воспитание навыков адекватной организации семейного досуга, просвещение в сфере этнопедагогических традиций, установление единых требований и норм к обучающимся.

В работе с семьями с низким потенциалом основные задачи состоят в установлении контактов семьи и образовательного учреждения, частом использовании элементов, средств народных традиций, посещении музея, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по решению конфликтных ситуаций, в изменении детско-родительских отношений.

Таким образом, предложенные нами методические рекомендации могут послужить значительному повышению уровня педагогического потенциала родителей, что является залогом успеха в выстраивании благополучной семейной жизни. У каждого народа есть своя система воспитания детей, обусловленная социально-экономической сферой жизни.

Также педагогам рекомендуем разработать модель возрождения социально-педагогической самоорганизации национальных семей на основе идей и опыта эт-нопедагогики, социоэтнокультурных традиций с опорой на трудовые, культурно -досуговые, природоохранные ценности, нацеленную на повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни, возрождение своеобразной традиционной «философии» дома и быта, ответственности семьи за воспроизводство физически и духовно-нравственного здорового поколения [6; 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубцева Л. А. Консолидация усилий семьи и образовательных учреждений по воспитанию детей. Якутск, 2003.

2. Кулаковская А. З., Прокопьева М. М. Семейные традиции в повышении педагогической культуры молодой семьи / / Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Интерактив плюс, 2015.

3. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : прогр. родит. всеобуча / под ред. О. И. Волжиной. СПб., 2005.

4. Прокопьева М. М. Проблемы самоорганизации семьи в обществе: история и современность / / Педагогический альманах : науч.-метод. изд. Якутск : СГПА, 2005. № 2. С. 9-14.

5. Прокопьева М. М. Семья как самоорганизующаяся система воспитания // Наука и образование. Якутск, 1998. № 3. С. 95-98.

6. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи : моногр. М. : МПСИ, 2007.

7. Прокопьева М. М. Социально-педагогическая самоорганизация якутской семьи // Педагогика. 2007. № 6.

8. Прокопьева М. М. Этнопедагогические традиции воспитания детей саха / / Вестн. УРАО. М., 2007.

9. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XXI века : моногр. / под общей ред. д-ра ист. наук Ю. В. Борисова. М. : Центр образовательной литературы, 2003.

10. Этнос. Образование. Личность : материалы 9 Междунар. конф. образования народов циркумполярного Севера. Якутск : МО ИПКРО, 2003.

REFERENCES

1. Golubtseva L. A. Konsolidatsiya usiliy sem'i i obrazovatel'nykh uchrezhdeniy po vospitaniyu detey. Yakutsk, 2003.

2. Kulakovskaya A. Z., Prokop'eva M. M. Semeynye traditsii v povyshenii pedagogicheskoy kul'tury molodoy sem'i / / Pedagogika i psikhologiya sem'i: sovremennye vyzovy, traditsii i innovatsii : sb. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. Cheboksary : Interaktiv plyus, 2015.

3. Pedagogicheskoe soprovozhdenie semeynogo vospitaniya : progr. rodit. vseobucha / pod red. O. I. Volzhinoy. SPb., 2005.

4. Prokop'eva M. M. Problemy samoorganizatsii sem'i v obshchestve: istoriya i sovremennost' // Pedagogicheskiy al'manakh : nauch.-metod. izd. Yakutsk : SGPA, 2005. № 2. S. 9-14.

5. Prokop'eva M. M. Sem'ya kak samoorganizuyushchayasya sistema vospitaniya // Nauka i obrazovanie. Yakutsk, 1998. № 3. S. 95-98.

6. Prokop'eva M. M. Sistema sotsial'no-pedagogicheskoy samoorganizatsii sem'i : monogr. M. : MPSI, 2007.

7. Prokop'eva M. M. Sotsial'no-pedagogicheskaya samoorganizatsiya yakutskoy sem'i // Pedagogika. 2007. № 6.

8. Prokop'eva M. M. Etnopedagogicheskie traditsii vospitaniya detey sakha // Vestn. URAO. M., 2007.

9. Sillaste G. G. Sel'skaya shkola i selo Rossii v nachale XXI veka : monogr. / pod obshchey red. d-ra ist. nauk Yu. V. Borisova. M. : Tsentr obrazovatel'noy literatury, 2003.

10. Etnos. Obrazovanie. Lichnost' : materialy 9 Mezhdunar. konf. obrazovaniya narodov tsirkumpolyarnogo Severa. Yakutsk : MO IPKRO, 2003.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Д. Неустроев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.