Научная статья на тему 'Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях'

Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СЕМЬЯ / FAMILY / ШКОЛА / SCHOOL / ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ / UPBRINGING OF SPIRITUALITY / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханова Р.А., Алиханова А.Р.

В статье обоснованы педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях. Выявлено, что воспитание духовности младших школьников во взаимодействии семьи и школы будет эффективным, если: будет осуществляться информационно-просветительская работа учителя с родителями; целенаправленное воздействие учителя на духовное обогащение семейной среды через воспитанников; активизация сотрудничества, партнерства в триаде «учитель родители ученик»; активное использование этнопедагогических ценностей. Акцентировано внимание на целесообразности использования этнопедагогических ценностей при организации «педагогической школы» для родителей, родительского лектория, уроков духовности, создание ситуаций, привлечения детей к духовным видам деятельности, побуждение к духовному поступку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиханова Р.А., Алиханова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON ETHNO-PEDAGOGICAL VALUES

The article substantiates the pedagogical conditions of interaction between the family and the school in the spiritual and moral education of younger schoolchildren on ethno-pedagogical values. It was revealed that the education of the spirituality of junior schoolchildren in the interaction of the family and the school will be effective, if the teacher's information and educational work with parents is carried out, if there is purposeful influence of the teacher on the spiritual enrichment of the family environment through pupils, if activation of cooperation, partnership in the triad “teacher parents pupil” is carried out. It is also important, when the active use of ethno-pedagogical values is realized. The attention of the researchers is focused on the advisability of using ethno-pedagogical values in organizing a “pedagogical school” for parents, parents' lectures, spiritual lessons, creating situations, involving children in spiritual activities, and encouraging spiritual actions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях»

заключается в том, что он в его процессе овладевает опытом осуществления целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности. В ходе педагогической практики бакалавр решает профессиональные педагогические задачи в определенной области профессиональной деятельности (социальная сфера, образование).

Содержание учебно-исследовательской и педагогической практик, разработанное на основе компетентностного подхода, предполагает, что единицей проектирования и развертывания содержания является профессиональная педагогическая задача и производные от нее задания.

Содержание практической деятельности бакалавра включает создание инвариантной системы заданий, которая направлена на формирование готовности студента к самостоятельной реализации и проектирование образовательного процесса в основной школе, а также вариативной части, направленной на ожидания и интересы самого студента, задачи, решаемые современной школой в ходе реализации проектов инновационной деятельности и др. В вариативной части могут быть представлены задания, которые ориентированы на участие в управленческой деятельности, составление УМК, организации диагностических исследований, организацию досуговой деятельности, построение воспитательной системы и пр. Список заданий, которые входят в вариативную часть практики, не ограничен.

Результаты выполнения заданий, входящие в вариативную часть содержания практики, могут войти в «портфель достижений» студента, который по своей сути определит содержательное базовое составление резюме будущего специалиста.

В вариативной части содержания педагогической и учебно-исследовательской практики для определения тематики индивидуальных заданий учитываются такие факторы, как: возмож-

Библиографический список

ности определенной базы практики; образовательный маршрут студента.

«Учебно-методический комплект», который обеспечивает реализацию программ практики в основной образовательной программе подготовки бакалавра реализуется на базе единых технологий, обеспечивающих структурированный процесс обучения студентов «из опыта». Сами технологии при этом выступают элементом содержания данных программ, не только средством реализации программ практической подготовки.

Структура «учебно-методического комплекта» (УМК) включает следующие компоненты: программы практик различных видов; задачник для студента; дневник практики; технологическая карта практики; контрольно-измерительные материалы.

УМК нацелен на создание среды обучения, которая посредством изменения позиции студента в образовательном процессе, использования совокупности образовательных технологий (информационных, рефлексивного обучения, обучения в сотрудничестве и др.), эффективных технологий оценивания, а также изменения характера взаимодействия педагога и студента, способствующему достижению студентами профессиональной компетентности.

Система рейтинговой оценки качества практической подготовки студентов позволяет обеспечение эффективного оценивания всех самостоятельных видов практической деятельности студентов в сфере их профессиональной деятельности, уровня их сложности и качество выполнения. Данная система является одним из главенствующих стимулов для получения практического опыта и базой для получения работы по своей специальности после окончания обучения в ВУЗе.

1. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе. Инфюр-мациoнные технoлoгии в прoфессиoнальнoм oбразoвании: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Хайбулаева М.Х., Раджабалиева Г.П. Махачкала, 2015: 157 - 161.

2. Алипханова Ф.Н. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях компетентностного подхода. Научные исследoвания и oбразoвание. 2016; 4 (24): 52 - 56.

3. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Психoлoгo-педагoгические технoлoгии в прoцессе фoрмирoвания спoсoбнoсти к педагoгическo-му самюменеджменту у студентoв педагoгическoгo вуза: монография. Москва, 2016.

References

1. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Prablema razvitiya poznavatel'noj aktivnosti v nauchno-pedagogicheskoj literature. Informacionnye tehnologii v professional'nom obrazovanii: sbomik material II Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj te^erancM. Pod obschej redakciej Hajbulaeva M.H., Radzhabalieva G.P. Mahachkala, 2015: 157 - 161.

2. Aliphanova F.N. Prnfess^nal'naya podgotovka bakalavrav v ustoviyah kompetentnostnogo podhoda. Nauchnye issledovaniya iobrazovanie. 2016; 4 (24): 52 - 56.

3. Aliphanova F.N., Gamzaeva M.V. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii v processe formirovaniya sposobnosti k pedagogicheskomu samomenedzhmentu u studentovpedagogicheskogo vuza: monografiya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 15.05.18

УДК 371

Alikhanova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: asya9219@mail.ru

Alikhanova A.R., postgraduate, Department of pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: asya9219@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON ETHNO-PEDAGOGICAL VALUES. The article substantiates the pedagogical ^dit^s оГ interacts between the family and the sch^l in the spiritual and тога! educat^n оГ younger sch^l^^en оп ethno-pedagogical values. It was revealed that the educatbn оГ the spirituality оГ jun^r sch^l^^en in the interacts оГ the family and the sch^l will be effective, if the teacher's informatbn and educat^nal work with parents is carried о^, if there is purposeful influence оГ the teacher оп the spiritual enrichment оГ the family environment through pupils, if activate оГ cooperation, partnership in the triad "teacher - parents - pupil" is carried о^. It is a^ important, when the active use оГ ethno-pedagogical values is realized. The aMenton оГ the researchers is focused оп the advisability оГ using ethno-pedagogical values in organizing a "pedagogical school" for parents, parents' lectures, spiritual lessons, creating situates, ^оМпд children in spiritual activities, and en^uraging spiritual actons.

Key words: pedagogical conditions, interaction, family, school, upbringing of spirituality, junior schoolchildren.

Р.А. Алиханова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: asya9219@mail.ru

А.Р. Алиханова, аспирант 4 года обучения, каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: asya9219@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ

В статье обоснованы педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях. Выявлено, что воспитание духовности младших школьников во взаимодействии семьи и школы будет эффективным, если: будет осуществляться информационно-просветительская работа учителя с родителями; целенаправленное воздействие учителя на духовное обогащение семейной среды через воспитанников; активизация сотрудничества, партнерства в триаде «учитель - родители - ученик»; активное использование этнопедагогических ценностей. Акцентировано внимание на целесообразности использования этнопедагогических ценностей при организации «педагогической школы» для родителей, родительского лектория, уроков духовности, создание ситуаций, привлечения детей к духовным видам деятельности, побуждение к духовному поступку.

Ключевые слова: педагогические условия, взаимодействие, семья, школа, воспитание духовности, младшие школьники.

Научный интерес к проблеме взаимодействия семьи и школы как залога полноценного личностно-духовного становления школьников стремительно растет в современных условиях развития современного общества, в условиях потери искренности в человеческих взаимоотношениях. Об актуальности и важности очерченного выше аспекта свидетельствует Конвенция ООН о правах ребенка, где отмечается, что для полного и гармоничного развития личности ребенку нужно, чтобы он рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В нормативных документах РФ отмечается, что семья является естественной средой для физического, духовного, интеллектуального, культурного, социального развития ребенка и несет ответственность за создание надлежащих условий для этого, поскольку именно здесь закладываются основы для становления мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций, нравственных идеалов, эстетического вкуса, предпочтений, социального поведения ребенка. Анализ научных исследований [1 - 3 и др.] подтверждает активный интерес ученых к проблемам взаимодействия родителей и педагогов в решении вопросов воспитания духовной культуры подрастающего поколения, актуализацию использования этнопедагогических ценностей в духовно-нравственном воспитании младшего школьника, развитии его духовной культуры в процессе взаимодействия семьи и школы, гармонизации условий духовно-нравственного воспитания школьников. Однако формирование духовности младших школьников на этнопедагогиче-ских ценностях во взаимодействии семьи и школы как авторитетных, влиятельных и значимых для ребенка младшего школьного возраста институтов общества остается мало исследованным в отечественной педагогике. Зато большое внимание уделяется воспитанию духовности у подростков и старшеклассников, хотя в этот период развития ребенка у нее уже сформированы ведущие ценностные ориентации, жизненные убеждения и принципы и влиять на их формирование или коренное изменение гораздо труднее, чем создать благоприятные условия для их воспитания еще в младшем школьном возрасте, заложить основы духовности, открыть суть истинных ценностей, направить развитие в русло духовного совершенствования и саморазвития.

Выявление состояния воспитанности духовности младших школьников и мониторинг взаимодействия родителей и учителей обусловливают необходимость оптимизации указанного процесса путем использования этнопедагогических ценностей. В русле исследования, прежде всего, отметим, что мы исходим из того, что процесс воспитания духовности реализуется путем освоения учащимися знаний, которые аккумулируют в себе ценности народа. С этих позиций приоритетным направлением воспитания духовности младших школьников является приобщение их к эт-нопедагогическим ценностям как к осознанным смыслам жизни, в результате чего у детей вырабатывается ценностное отношение к миру, ближайшему окружению и самому себе. При этом выбор (рефлексия) определенной ценности является мотивом деятельности. Таким образом, этнопедагогические ценности оказываются в центре формирования эмоциональных состояний и воплощаются в духовных видах деятельности, сознательному стремлении к совершенству (самосовершенствованию), в приобретении и реализации духовного опыта. При таком подходе вполне правомерно выстраивается такая логика процесса воспитания духовности: знание - ценность (мотивы, потребности) -рефлексия - духовно-направленная деятельность - качество (духовность), что дает возможность выделить и обосновать педагогические условия эффективного взаимодействия семьи

и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Условия создают ту среду, пространство, где возникают, существуют и развиваются явления, процессы. Отсюда педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Целесообразно отметить, что прежде чем воспитывать детей, следует воспитать их родителей, в чём приоритетная роль должна принадлежать учителю, школе, в частности, начальной школе, как «культурно-социальной среде для каждого школьника, где формируется и отрабатывается социальный опыт» [1], где усваивается система ценностей, норм, стереотипов общества, формируется система внутренних регуляторов, где ребенок не просто адаптируется к жизни, а является его создателем, самореализуется, изменяя себя. Поэтому, вполне закономерно возникают следующие задачи:

- накопление педагогических знаний, необходимых родителям для духовного воспитания детей;

- самовоспитание (саморазвитие) учителей и родителей как субъектов воспитательного процесса;

- конструктивный диалог, тесное сотрудничество, взаимодействие семьи и школы для одухотворения семейных отношений, чтобы услышать непроизнесенные ребенком, понять мотивы его поступков, почувствовать истинные желания и потребности его внутреннего мира, способствовать становлению духовного опыта ребенка [2].

Сквозь призму вышесказанного можно определить такие педагогические условия, при которых взаимодействие семьи и школы будет эффективным в духовно-нравственном воспитании младших школьников:

1) информационно-просветительская работа учителя с родителями с использованием этнопедагогических ценностей;

2) целенаправленное воздействие учителя на духовное обогащение семейной среды через воспитанников;

3) активизация сотрудничества, партнерства в триаде «учитель - родители - ученик».

Заметим, эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов обеспечивается взаимообусловленностью и интегративностью использования этнопедаго-гических ценностей [3].

Информационно-просветительская работа учителя с родителями - аккумулирует теоретико-практическую подготовку родителей к воспитанию духовности младших школьников через организацию:

- «педагогической школы» для родителей, главной целью которой является формирование у родителей потребности в создании собственной авторской семейной педагогики, проекта «счастливого семейного бытия», где царят любовь, взаимоуважение, духовность, предусматривающая максимальную мобилизацию их внутренних ресурсов;

- родительского лектория (лекция - развернутое, системное изложение в доступной форме определенной проблемы), приоритетными принципами обеспечения успешности которого являются: целеустремленность - каждое выступление (лекция, беседа, сообщение и т.д.) должно иметь цель, соответствовать уровню воспитанности и запросам родителей, способствовать их продвижению в освоении семейной духовной этнопедагогики; систематичность (спланированность) содержательность, должно быть содержательным, что обусловливает необходимость тщательного обдумывания «композиции» выступления; мастерство, которое проявляется в том, чтобы сказанное было услышано, а

это, в свою очередь, требует овладения специальными приемами изложения, способами активизации внимания слушателей (умение определить цель, выделить главное, подать содержание выступления, используя доступный теоретический и практический материал и т. п.); творчество - захватить родителей определенной проблемой, привлечь членов семьи к заинтересованной беседы об этнопедагогических ценностях, предложить общие рекомендации по выработке тактики взаимодействия, в частности через такие рубрики лектория, как «Этнопедагогика для родителей», «Полезная информация», «Включаемся в дискуссию», «Советы родителям », «Духовные ориентиры в фольклоре» и др.;

- дискуссий, психологических тренингов, индивидуального консультирования, выполнения практических заданий, проведение родительских собраний (сборы-консультации, собрания-беседы), что пробуждает рефлексивную активность родителей, превращает семью из стихийного в управляемый фактор влияния на духовно-нравственное воспитание детей, в частности младшего школьного возраста [4].

Целенаправленное воздействие учителя на духовное обогащение семейной среды на этнопедагогических ценностях требует построения такого воспитательного пространства, основанного на обогащении всех компонентов духовности школьника (побудительно-аксиологический, когнитивный, процессуально-поведенческий) в самостоятельной духовной деятельности, углублении интереса родителей к духовному миру детей, к обстоятельствам и ситуациям духовного содержания, их открытости по приобретению нового духовно-нравственного опыта.

Для корректного толкования исходных позиций вышеупомянутого условия считаем необходимым, прежде всего, внести некоторые уточнения относительно разграничения понятий «среда» и «пространство». Существует мнение, что соотношение категорий «среда» и «пространство» аналогично корреляции «части» и «целого», поскольку «пространство» является многомерным феноменом, а «среда» - лишь один из его измерений.

Понятие «среда» в справочной литературе трактуется как совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма (окружающая среда), группы людей, связанных общностью профессии, интересов (художественная среда) [5]. Понятие «среда» отражает зависимость и взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека, его взаимодействие с окружающими. В этом контексте правомерно понимать под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества. [6].

Понятие «пространство» в справочной литературе определяется как категория, характеризующая сосуществование объектов, их взаимодействие, протяженность и структурность материальных систем; в частности, социальное пространство - это поле социальной деятельности, которое содержит совокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении [7].

В русле исследования школа рассматривается нами как многокомпонентная духовная среда, которая строится на основе гуманистических ценностей, позволяет детям самоопределиться в различных видах деятельности и во взаимодействии с различными сообществами (родителями, учителями, сверстниками и т.д.); учителям - создать условия для духовного наполнения «смыслового поля сознания» младших школьников путем вовлечения их в различные виды совместной деятельности; родителям - активно участвовать (как партнёрам) в создании определённой среды. При этом главным является создание творческой, духовной атмосферы в кругу семьи, доброжелательных, толерантных отношений между детьми и их родителями, удовлетворение потребности детей в защите, любви, уважении, понимании, поддержке, общении, сохранении и укреплении здоровья; отношение к ребенку как к ценности, индивидуальности, самостоятельного субъекта воспитания. Нами определены следующие средства целенаправленного воздействия учителя на духовное обогащение семей своих воспитанников:

- уроки духовности, направленные на обогащение учащихся знаниями об этнопедагогических ценностях, приобщение к общечеловеческим идеалам, формирование собственного духовного идеала, представлений младших школьников о духовно богатой личности, духовных ценностях чеченского народа, положительной «Я»-концепции, устойчивых ценностных эмоцио-

нальных отношений к себе, окружающим, миру в целом, способности к рефлексии, адекватной самооценки, воспитанию духовно-нравственных качеств (доброты, честности, достоинства, милосердия), мотивации самосовершенствования, коррекции нежелательных черт характера и поведения, приобретение собственного духовного опыта в духовно-направленных видах деятельности;

- этические беседы - диалогическое взаимодействие, которое предполагает реализацию информативной (передача и прием информации), регулятивно-коммуникативной (воздействие на поведение), аффективно-коммуникативной (выражение и передача эмоций, переживаний) функций общения, в процессе которой у детей младшего школьного возраста формируются представления о честности, правдивости, скромности, дисциплинированности, коллективизме, сознательное отношение к выполнению правил поведения, что побуждает учащихся к положительным духовно-нравственным поступкам;

- создание ситуаций привлечения детей к духовным видам деятельности, побуждение к духовному поступку, формирование духовных качеств детей, пробуждение духовных эмоции и чувств (эстетические переживания, радость от постижения народных ценностей и идеалов и т. д.) с последующей их рефлексией, упражнения, ролевые игры (игровые формы взаимодействия) с присущей им свободой, состязательностью, которые актуализируют самореализацию личности и дают ей возможность определенной игрой реализовать свой потенциал.

Реализация третьего педагогического условия - активизация сотрудничества, партнерства в триаде «учитель - родители - ученик» - направлена на выстраивание семьей и школой конструктивного диалога в отношениях с ребёнком.

Д.А. Бежевец подчеркивает, что мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, которые вместе ищут истину. Совершенно очевидно, что диалог дает возможность человеку обрести способность углубляться в себя, осознавать собственные переживания, открывать мир чувств [8].

К эффективным формам обучения инновационным подходам сотрудничества, партнерства в духовно-нравственном воспитании младших школьников относим семейно-школьную программу взаимодействия «Мы вместе, мы партнеры», доминантой которой является индивидуальный подход к каждому ребенку, основанный на принципах педагогики содружества и личностно-ориентированного взаимодействия, педагогического содействия становлению духовного опыта ребенка, его одухотворении такой деятельностью, которая волнует, удивляет, вдохновляет, восхищает, глубоко проникает в душу, побуждает к активной деятельности. В то же время данная программа будет предусматривать сотрудничество, партнерство учителей и родителей, их взаимную ответственность, доверие друг к другу, сопереживание через использование различных интерактивных методов, которые помогают организовать и развернуть субъект-субъектное взаимодействие (ролевая игра; групповая дискуссия, работа в малых группах; творческие задания; мозговая атака; поучительные истории, яркие метафоры, сказочные рассказы; психогимнастические, игровые, тренировочные упражнения и т. д.).

Эффективное взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопе-дагогических ценностях нужно создавать терпеливо, находя адекватные пути, средства отладки заинтересованного, активного сотрудничества, строя отношения с родителями (и их детьми) на основе уважения, равенства, доброжелательности, партнерства. Подтверждено, что младший школьный возраст - это возраст, в котором закладываются первоосновы нравственного осознания собственных действий, поведения, который в определенной степени характеризуется следующими положительными чертами, как чуткость, непосредственность, доверие, интерес. Младший школьник способен выражать заботу не только на уровне эмоций, но и поступками. Для учащихся данного возраста лидируют такие качества и представления, как вежливость, доброжелательность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, гостеприимство, внимание к другим, уважение к старшим, то есть определяющие черты и критерии национального характера. На сегодняшний день приоритетным для младших школьников является воспитание, прежде всего на лучших традициях семьи, своего рода, менталитета республики.

Библиографический список

1. Иванова Л.Б. Нравственность - основа воспитания детей. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016; 3-1 (48): 25 - 31.

2. Ражина И.Н., Супрунова Л.Л. Концептуально-правовые основания взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016; 9: 31 - 38.

3. Татаринцева Е.А., Андриенко Н.К. Педагогическое обеспечение подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-нравственной сферы младших школьников. Глобальный научный потенциал. 2017; 9 (78): 100 - 102.

4. Абдуразакова Д.М., Ибрагимова З.Н. Семья и школа как факторы социализации детей младшего школьного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 83 - 84.

5. Беличенко И.П. Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. Available at: infouroc

6. Ковалив А.Ю. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во взаимодействии семьи и школы. Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2013; 19: 47 - 50.

7. Ражина И.Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Общество: социология, психология, педагогика. 2016: 64 - 74.

8. Бежевец Д.А. Взаимосвязь школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников. Современные научные исследования и инновации. 2014; 4.

References

1. Ivanova L.B. Nravstvennost' - osnova vospitaniya detej. Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psihologii. 2016; 3-1 (48): 25 - 31.

2. Razhina I.N., Suprunova L.L. Konceptual'no-pravovye osnovaniya vzaimodejstviya shkoly i sem'i v duhovno-nravstvennom vospitanii mladshih shkol'nikov. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2016; 9: 31 - 38.

3. Tatarinceva E.A., Andrienko N.K. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki buduschih pedagogov k vzaimodejstviyu s roditelyami v razvitii duhovno-nravstvennoj sfery mladshih shkol'nikov. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2017; 9 (78): 100 - 102.

4. Abdurazakova D.M., Ibragimova Z.N. Sem'ya i shkola kak faktory socializacii detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 83 - 84.

5. Belichenko I.P. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v duhovno-nravstvennom vospitanii mladshego shkol'nika. Available at: infouroc

6. Kovaliv A.Yu. Osobennosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov vo vzaimodejstvii sem'i i shkoly. Vestnik Vostochno-Sibirskoj gosudarstvennoj akademii obrazovaniya. 2013; 19: 47 - 50.

7. Razhina I.N. Pedagogicheskie usloviya vzaimodejstviya shkoly i sem'i v duhovno-nravstvennom vospitanii mladshih shkol'nikov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016: 64 - 74.

8. Bezhevec D.A. Vzaimosvyaz' shkoly i sem'i v duhovno-nravstvennom obrazovanii shkol'nikov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2014; 4.

Статья поступила в редакцию 15.05.18

УДК 37.047

Belousova A.K., methodologist, Center of Professional Education, Khakass Institute for the Development of Education

and Advanced Studies (Abakan, Russia), E-mail: mac_03@mail.ru

INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A CONDITION OF FORMATION OF THE ADEQUATE STATUSES OF PROFESSIONAL IDENTITY AT SCHOOL STUDENTS. The article reveals a problem of formation of labor self-determination of adolescents, who experience a crisis in formation of their personal identity, in particular, their professional identity. The purpose of the article is to determine the impact of the organizational and pedagogical conditions of the basic, general and additional professional education that are being implemented in the context of network interaction, on the formation of adequate statuses for professional identity. The article presents a number of questions, within the framework of the problem under consideration, in the solution of which the schoolchildren need pedagogical assistance. Organizational and pedagogical conditions for orienting schoolchildren to choose a profession are defined. A model of interaction between educational organizations is presented.

Key words: professional identity, integration, professional self-determination, professional orientation, additional education.

А.К. Белоусова, методист «Центра профессионального образования», ГАОУ РХ ДПО «Хакасского института

развития образования и повышения квалификации», г. Абакан, Е-mail: mac_03@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНЫХ СТАТУСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается проблема формирования трудового самоопределения подростков переживающих кризис становления личностной идентичности, в частности профессиональной идентичности. Цель статьи - определить влияние организационно-педагогических условий реализуемых, в контексте сетевого взаимодействия основного общего, дополнительного и профессионального образования на формирование адекватных статусов профессиональной идентичности. В статье представлен ряд вопросов, в рамках рассматриваемой проблемы, в решении которых школьникам необходима педагогическая помощь. Определены организационно-педагогические условия ориентирования школьников на выбор профессии. Представлена модель взаимодействия образовательных организаций. Сделаны выводы о том что, взаимодействие основного, дополнительного и профессионального образования положительно влияет на формирование у школьников адекватной профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, сетевое взаимодействие, профессиональное самоопределение, профессиональное ориентирование, дополнительное образование, профессиональное образование, практи-ко-ориентированное сопровождение профессионального самоопределения школьников.

В процессе онтогенетического развития человека, немало важное место занимает подростковый возраст, это связанно с тем, что в старше школьном возрасте, перед молодыми людьми встают следующие задачи: преодоление зависимости от старшего поколения (родителей), через достижение своеобразной автономии; формирование личностной идентичности,

самоопределении подразумевающем формирование «Образа - Я».

Идентичность является сложным структурным образованием, состоящим из большого количества идентификаций: ген-дерная идентичность, национальная, профессиональная и т. д. Некоторые виды идентичности даруются молодому человеку из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.