Психолого-педагогические науки ••• 1
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science
Оригинальная статья / Original Article
УДК 37:39
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-68-73
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических семейных ценностях чеченцев
© 2018 Караханова Г. А. 1 2, Алиханова Р. А. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрыть технологии взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях семьи. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения, беседа, опрос, анкетирование и эксперимент. Результат. Необходимым условием формирования духовно-нравственной составляющей младших школьников является взаимодействие семьи, школы и среды. Вывод. В данной статье подчеркивается, что педагогический аспект единства действий систем семьи, школы и социальной среды учащихся приведет к созданию целостного регионально-этнического пространства на этнопедагогических ценностях. Основными технологиями создания такой среды являются беседы, диспуты, недели и месячники народного творчества, конкурсы, представляющие собой многосторонний процесс, осуществляющийся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, в единстве семьи, школы и социальной среды.
Ключевые слова: этнопедагогика семьи, семейные ценности, технологии воспитания, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники.
Формат цитирования: Караханова Г. А., Алиханова Р. А. Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических семейных ценностях чеченцев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 68-73. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-68-73
Cooperation of the Family and School in the Spiritual and Moral Education of Elementary Schoolchildren on the Ethnopedagogical Family Values of Chechens
© 2018 Galina A. Karakhanova 1 2, Rovzat A. Alikhanova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
2 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. To reveal the technologies of cooperation the family and school in the spiritual and moral education of elementary schoolchildren on the ethno-pedagogical values of the family. Methods. Analysis of
theoretical and pedagogical literature, method of observation, conversation, questioning and experimentation. Result. Cooperation of the family, school and environment is the necessary condition for the formation of the spiritual and moral component of schoolchildren. Conclusion. The authors of this article emphasize that the pedagogical aspect of the unity of action between family, school systems and the social environment of pupils will lead to the creation of a holistic regional-ethnic space on ethnopedagogical values. The main technologies for creating such environment are the conversation debates, week and months of folk, art, competitions, the multi-faceted process carried out at the lessons, in extracurricular activities, in socially useful activities, in the unity of the school, family and social environment.
Keywords: ethnopedagogy of the family, family values, technologies of education, spiritual and moral education, elementary schoolchildren.
For citation: Karakhanova G. A., Alikhanova R. A. Cooperation of the Family and School in the Spiritual and Moral Education of Elementary Schoolchildren on the Ethnopedagogical Family Values of Chechens. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 68-73. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-68-73 (In Russian)
Введение
В духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях большую роль играет сотрудничество семьи, школы, социума. Трансформационные изменения,
коснувшиеся не только нашей страны, но и охватившие все мировое пространство, разного рода реформы, проводимые в нашей стране в последнее время, привели к резкому изменению внешних условий, в рамках которого существует школа.
Общеобразовательная школа не всегда способна адекватно реагировать на эти изменения. Успех учебно-воспитательной работы с детьми зависит от взаимодействия с внешней средой. А этой среды, каких-либо социальных институтов, которые должны были бы способствовать созданию благоприятных условий для развития, оздоровления и самоутверждения личности ребенка, на сегодня в населенных пунктах, где мы проводили исследование, особенно в сельских, мало. Поэтому, если раньше говорилось: «сотрудничество школы, семьи и общественности», то сегодня из-за отсутствия различных внешкольных учреждений, остается «сотрудничество школы и семьи» и в роли социальной среды остается почти что только семья.
Цель статьи - раскрыть технологии взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях семьи.
Методы - анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения, беседа, опрос, анкетирование и эксперимент.
Результаты и обсуждение
В совместную деятельность школы и семьи входят: функциональные обязанности учителей-воспитателей и родителей; воспитание детей родителями в семье, педагогическое просвещение родителей усилиями школы, содержание, формы и методы их совместной работы.
Определяя теоретические основы управления процессом формирования национального самосознания учащихся, мы установили, что эффект этой деятельности во многом зависит от степени освоенности социума в границах определенного региона. Только в этом случае можно рассчитывать на возможности создания регионально-этнического пространства, погружающего детей в мир культурных ценностей.
Главным элементом регионального социума является семья, совместно со школьными педагогами. Со всей определенностью можно утверждать, что школа может достигнуть намеченной цели в воспитании в условиях единства действий семьи и школы. Педагогический аспект единства их действий предполагает создание воспитывающей обстановки в школе, семье и общественных местах, единство требований к школьникам, что, в сущности, и приведет к созданию целостного регионально-этнического пространства.
Семья и школа несут основную ответственность за то, чтобы с раннего детства у детей воспитывался интерес к общественной жизни и способность участвовать в ней, вырабатывалась потребность бороться за правду и справедливость.
Сегодня мы констатируем тот факт, что педагогическая культура родителей, хотя в целом и выросла, не лишена негативных черт. Достаточно распространена пока еще тенденция перекладывания воспитательных функций на школу и освобождение себя от этих обязанностей. Чтобы вывести семью из этого кризисного состояния, в котором она находится, надо вновь «повернуться лицом» к традициям народной педагогики, которые складывались веками и хранят разнообразную палитру методов и приемов воспитания духовности, нравственности, трудолюбия, то есть востребовать к жизни этнопедагогический потенциал чеченской семьи, семейные ценности.
Каковы же этнопедагогические ценности чеченской семьи?
Прежде всего, это создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. В семье должно царить обоюдное уважение и дружба: «Барт болчехь -беркатду, бартбоцчах1-бохамбу (Где есть согласие - там благодать, где нет согласия -зло)», «Шен доьзалле хьажина дахарду (Какова семья, такова и жизнь)». Прежде всего, родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи, и не должно быть так, когда «два врага под одной крышей не уживаются».
Такой воспитательный подход не только создает атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основании которого они получают естественное право давать детям советы, наставления, приказания, у чеченцев есть пословица, очень точно передающая это утверждение: «Чур дуьна - ара, а не арар чу (Если дома нет уважения, не будет его и за стенами дома)».
От родителей, в первую очередь, зависит то, как ребенок с детских лет будет общаться с людьми, понимать и ценить человеческие качества, отношения. Уже ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. Родителям не обойтись без излечения физического, психического развития подрастающего поколения, закономерностей формирования личности, мировоззрения, характера и т. д. В
этом познании ребенка семья и школа идут рука об руку. Единство педагогического процесса школы и семьи осуществляется благодаря их взаимодействию.
Данную проблему мы рассматриваем в русле концепции системного подхода к воспитанию на основе применения диалектического единства общего, особенного и единичного. Одно из основных положений в концепции заключается в том, что семья, школа и среда - это относительно самостоятельные воспитательные системы, имеющие каждая свою специфику; вместе с тем, они выступают в качестве звеньев общей системы воспитания.
Придавая большое значение семейному воспитанию, прогрессивным идеям народа, нами была поставлена задача: выявить технологии духовно-нравственного
воспитания младших школьников с использованием этнопедагогических
ценностей чеченской семьи в совместной деятельности семьи и школы в современных условиях.
С этой целью была проделана следующая работа:
1) изучение школьной документации (планов) воспитательной работы классных руководителей, планов методических объединений учителей-предметников, передовой педагогический опыт;
2) опрос, анкетирование классных руководителей и учителей-предметников;
3) изучение опыта работы школ.
В ходе исследования было
проанализировано 180 воспитательных мероприятий, организованных в городских и сельских школах учителями и студентами-практикантами, рассмотрено 84 плана учебно-воспитательной работы. Установлено, что использование народной педагогики в воспитательном процессе носит эпизодический характер. Так, в проанализированных планах учебно-воспитательной работы лишь в 33-х были упомянуты некоторые народные традиции, обычаи. Причем, такие важнейшие, с точки зрения психологического воздействия на развивающуюся личность, народные традиции, как гостеприимство,
взаимопомощь - «белхи», внимательное и уважительное отношение к старшим, уважение к хлебу, бережное отношение к природе почти не упоминаются в воспитательных планах, не используются в практике школ.
В семейной этнопедагогике четко выделяются традиция формирования у детей знания своей родословной. Начинается это в семье с ранних лет. Вся народная этика сводится главным образом к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности, связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.
Одной из характерных черт народов Кавказа, в том числе, и чеченского народа, является культ матери, культ родителей, культ старшего. Одним из замечательных обычаев чеченцев является уважение к старшим. И, в первую очередь, уважительное отношение и забота о родителях.
Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное развитие и духовное формирование ребенка. И мы заинтересованы в том, чтобы семья и школа слились воедино при воспитании учащихся, используя этнопедагогические ценности семейного воспитания чеченцев.
Особенность семьи в отличие от школы заключается в том, что она является единственной и неповторимой формой реализации человека, главным источником духовности человека. Свое бытие она реализует через определенные виды отношений.
Семье приходится выполнять
конструктивную функцию, определяя обычаи, традиции, методы воспитательного воздействия на детей; коммуникативную функцию, вырабатывая нормы оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми, близкими родственниками, соседями и т. д.; организаторскую функцию, устанавливая режим отдыха, трудовых и учебных занятий детей.
Умение родителей в своем общении с детьми с раннего возраста применять опыт
народной мудрости имеет большое значение. В этом велика роль семейных традиций, которые являются основой формирования семейных ценностей у ребенка. В семье ребенок приобретает знание нравственных норм поведения.
В ходе экспериментального исследования проводилось анкетирование родителей, выяснялась роль семьи в использовании народных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения.
Анкетирование родителей было организовано дважды: в начале формирующего эксперимента (2015 г.) и в конце (2017 г.). В начале эксперимента из 148 опрошенных родителей лишь 54 (36 %) знали хорошо традиции и обычаи чеченского народа. Это из тех семей, где родители проживают вместе со старшими членами семьи - бабушками и дедушками, 85 человек (57 %) - частично знали из рассказа своих родителей, 9 человек (7 %) - из передач телевидения, радио, газет, журналов.
Полученные данные позволили констатировать, что у родителей преобладают поверхностные знания о средствах чеченской педагогики.
В ходе формирующего эксперимента нами был разработан специальный информационный материал, на основе которого и были организованы лабораторные занятия родительского всеобуча. На занятиях-семинарах родители достаточно глубоко знакомились с основными средствами, методами и приемами чеченской народной педагогики. Мы старались показать родителям тот огромный воспитательный потенциал, который заключен в жанрах устного народного творчества, народных играх, праздниках и обрядах. На них разучивались колыбельные песни, народные сказки, скороговорки, игры.
Вооружение родителей умениями использовать идеи и опыт в своем повседневном общении с детьми имеет огромное значение для детей, семьи и школы. Эффективность работы родительского всеобуча повышается при учете местных особенностей (уровень знаний, умений, навыков, народных обычаев, ритуалов и т. д.), воспитательных возможностей семьи, привлечение общественности (старшего поколения).
Тема конференции - «Народные традиции - это прошлое или настоящее?». В ходе дискуссий выяснилось следующее: из 136 родителей абсолютное большинство - 128 человек (94,1 %) поддерживают правление чеченских народных традиций как средства воспитания детей, считая, что они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Лишь 8 (5,9 %) родителей не поддержали этого мнения.
Изучение проблем семейного воспитания в констатирующем эксперименте
подтвердило необходимость сохранения и всяческой поддержки традиционных средств и традиционных ценностей семьи духовно-нравственного воспитания, анализ их среди родителей. В результате большого внимания при организации эксперимента по повышению этнопедагогической культуры родителей, систематической работы с ними в экспериментальных школах прочно утвердились традиционные формы деятельности, позволившие достичь успехов в этом направлении: встречи школьников с представителями старшего поколения, круглые столы, спортивные соревнования, диспуты по книгам, праздники семьи, недели семьи.
Эффективными формами связи школы с родителями являются родительские собрания, конференции, круглые столы. В ходе
1. Абдулвахабова Б. Л.-А. Детская среда вайнахов XVII нач. XX вв. Грозный, 1987. 35 с.
2. Арсалиев Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. М., 1996. 131 с.
1. AbdulvaAhabova B. L.-A. Detskaya sreda vaynakhov XVII nach. XX vv. [Children's environment of Vainakh XVII beg. XX]. Grozny, 1987. 35 p.
2. Arsaliev Sh. M.-Kh. Natsional'naya kul'tura vaynakhov i podgotovka uchitelya nachal'noy shkoly [The national culture of the Vainakhs and the preparation of an elementary school teacher]. Moscow, 1996. 131 p.
3. Alikhanova R. A. Etnopedagogicheskiy potentsial chechenskoy semi [Ethno-pedagogical potential of the Chechen family]. Diss. ...Ph. D. of Pedagogy. Grozny, 2004. 200 p.
экспериментальной работы были проведены собрания родителей на темы: «Традиции народной педагогики в семейном воспитании», «Народная педагогика - основа воспитания», «Духовные и нравственные ценности чеченской семьи». Интересно проходили педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание в семье».
В этих совместных мероприятиях происходил активный обмен мнениями, бурные дискуссии по исследуемой теме, что свидетельствовало о большом интересе родителей к обсуждаемому материалу. В данном случае практика убедительно показывала, что наиболее полноценное воспитание - это школьно-семейное воспитание.
Вывод
Результаты опытно-педагогической работы, включавшей такие формы и методы, как диспуты, беседы, недели и месячники народного творчества, конкурсы показали, что воспитание младших школьников на этнопедагогических ценностях семейной педагогики представляет собой
многосторонний процесс,
осуществляющийся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, в единстве семьи, школы и среды.
3. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи. Дисс. ... канд. пед. наук. Грозный, 2004. 200 с.
References
Литература
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет; профессор, кафедра педагогики, Чеченский государственный педагогический
университет (ЧГПУ); e-mail:
Алиханова Ровзат Арбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, ЧГПУ, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University; professor, the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (ChSPU); e-mail: [email protected]
Rovzat A. Alikhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, ChSPU, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 24.01.2018 г.
Received 24.01.2018.