Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372
Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности
© 2017 Алиханова Р. А. 1 Караханова Г. А. 1 2
1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть роль экологического образования в формировании нравственной культуры личности. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе экологического образования происходит формирование нравственных ценностей, лежащих в основе нравственной культуры человека. Авторы предлагают на основе системности и целостности в построении процесса экологического образования включение личностно-ориентированных технологий в педагогический процесс, что позволит сформировать ценности и ответственное отношение к миру у обучающихся как важную составляющую нравственной культуры личности. Вывод. Экологическое образование способствует формированию нравственных ценностей обучающихся, повышению ответственности обучающегося за свое поведение и результаты деятельности. Использование этнопедагогического потенциала повышает уровень их экологической и нравственной культуры в целом.
Ключевые слова: экология, экологический кризис, экологическое образование, экологическая культура, экологическое мировоззрение, окружающая среда, личностно-ориентированные технологии.
Формат цитирования: Алиханова Р. А., Караханова Г. А. Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 41-45.
Ecological Education in the Formation of Person's Moral Culture
© 2017 Rovzat A. Alikhanova 1 Galina A. Karakhanova 1 2
1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru
2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the role of ecological education in formation of person's moral culture. Methods. Analysis, generalization, supervision, questionnaire, pedagogical experiment. Result. In the process of ecological education, the formation of moral culture takes place, which based on human moral culture. Based on systematization and integrity in the development of ecological education process, the authors of the article offer the inclusion the learner-centered technologies in pedagogical process that makes possible to form the students' values and responsible attitude to the world as important part of the person's moral culture. Conclusion. Ecological education contributes the formation of the students' moral values, encouragement of the students' responsible the behavior and results of activity. Use of ethno-educational potential raises the level of ecological and moral culture at large.
Keywords: ecology, ecological crisis, ecological education, ecological culture, ecological worldview, environment, learner-centered technologies.
For citation: Alikhanova R. A., Karakhanova G. A. Ecological Education in the Formation of Person's Moral Culture. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3.Pp. 41-45. (In Russian)
2
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017
••• ОЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 3. 2017
Введение
На современном этапе представляется актуальной проблема взаимоотношений человека и природы в условиях усиления антропогенной нагрузки на среду обитания человека, опасности экологических катастроф, приобретающих глобальный характер.
Решение данной проблемы не столько в том, чтобы восстановить, сохранить природу как среду обитания, а в том, чтобы человек овладел культурой поддержания
гармонических отношений и равновесия с окружающей средой.
Экологический кризис - это кризис духовный. Формирование нового человека, способного преодолеть это противостояние, найти гармонию с природой - одна из важнейших задач на современном этапе.
В условиях глобализационных изменений вопрос этот из сферы проблемы отдельного государства вышел на мировой уровень. О необходимости его решения всеми государствами говорят следующие документы: Концепция образования в области окружающей среды, принятая на межправительственной конференции
Организации объединенных наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (Тбилиси, 1977 г.); основные положения Концепции устойчивого развития, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая обосновывает необходимость длительного совместного коэволюционного развития общества и природы (Рио-де-Жанейро, 1992 г); Концепция экологического образования (Москва, Российская академия
образования [РАО], 1994 г.); Заявление саммита лидеров ведущих индустриально развитых стран (Санкт-Петербург, 2006 г.).
Во всех этих документах экологическое образование признано приоритетным в системе общего образования, как необходимое условие преодоления негативных последствий техногенного воздействия и фактора формирования
экологической культуры отдельной личности и общества в целом.
Целью исследования являлось рассмотреть роль экологического образования в формировании нравственной культуры личности.
Методы. Анализ, обобщение,
наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Результаты и обсуждение
Мировые проблемы экологического характера как в кривом зеркале отразились в ситуации, сложившейся в Чеченской республике после многолетних военных действий. Масштабы экологической катастрофы здесь не поддаются никакой оценке. Жители республики еще не успели осознать ее до конца, но губительное влияние уже ощущают на себе. Вопрос стоит уже в плане сохранения генофонда нации, способной развиваться и жить в современных условиях. Последствия известных событий отразились не только на флоре и фауне Чечни, но и на здоровье тысячи людей. Пожары на нефтескважинах и нефтезаводах загрязнили продуктами горения и тяжелыми металлами до 50 % площади равнинной части Чечни.
В результате боевых действий было разрушено до 80 % фабрик, заводов, причинен огромный ущерб народному хозяйству Республики Чечни. Это явилось главной составляющей техногенной катастрофы.
Всемирной Организацией
Здравоохранения (ВОЗ) доказано, что здоровье человека зависит от химического взаимодействия между человеком и окружающей средой. По справедливому утверждению Э. Исаева: «Здоровье человека - это состояние физического, психологического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или дряхлости» [1, с. 7].
Сегодня на государственном уровне сделано очень много по восстановлению инфраструктуры Республики Чечни, ее флоры и фауны.
В условиях современности основная задача, на решение которой должны быть направлены
усилия семьи и общества - воспитание экологически образованной личности, способной принять и сохранить для последующих поколений природу родного края.
Сегодня нарушена связь между человеком и природой. Стремление к удовлетворению своих всевозрастающих, неумеренных, ничем не оправданных потребностей, привело человечество к пропасти, из которой вырваться будет практически невозможно, если не направить усилия на воспитание нового человека с высоким нравственным отношением ко всему живому на земле.
В связи с мировым экологическим кризисом в этнической литературе появился термин «экологическая мораль». Истоком этической культуры по отношению к природе было всегда то, что человек находился в гармонии с ней, старался постичь ее, учился у нее пониманию ее явлений, законов, созвучий и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности [1, с. 66].
Сущность формирования экологической культуры в системе общей культуры личности составляет целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует интеграции всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание важно уделять деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию у них нравственно-эстетического отношения к природе; включение в содержание дисциплин образовательного процесса материалов, связанных с природой родного края, народной культурой, историческим достоянием народа.
Экологическое образование в основе своей направлено на формирование экологической культуры: ответственного отношения к окружающей среде, к памятникам истории и культуры.
Ответственное отношение к окружающей среде - сложная характеристика личности, она складывается из следующих составляющих:
1) в готовности к ответственному поведению, деятельности по защите окружающей среды в соответствии с моральным долгом и нормами правогуманистического общества;
2) в способности осуществлять экологически грамотные действия в отношениях с природой;
3) занимать активную жизненную позицию;
4) выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде, бороться со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Здесь важно приобщение учащихся к этнопедагогической культуре своего народа, так как в исторической памяти чеченского народа еще свежи предания старших о связи человека и природы. Из века в век чеченский народ жил в согласии с природой, окружающей средой. С ранних лет семья вырабатывала у ребенка бережливость к личной и общественной собственности, заботливое отношение к природе, особенно к животному и растительному миру.
Например, чеченцы никогда не использовали фруктовые деревья для топки печей, сожжение которых считалось большим грехом. За рубку грушевого дерева еще совсем недавно объявлялось виновнику всеобщее проклятие, возводились карлаги наряду с такими антиобщественными, как убийство гостя, проступками. Большое неудовольствие вызывает у чеченцев отстрел голубей.
По традиционной культуре чеченцев все сущее на земле имело свое предназначение, которое, если сейчас, сиюминутно не может быть использовано человеком, то в будущем может быть использовано на благо человека. Тому примером может служить следующая притча, которая служила воспитанию подрастающего поколения в духе уважения
ко всему, на первый взгляд, незначительному явлению, порожденному природой.
«Однажды, - говорится в ней, - зрелых лет мужчина, полный сил и здоровья, увидел на тропе червяка, упавшего в пыль и беспомощно барахтавшегося там. Мужчина, наклонившись над ним, понаблюдал над ним, и, посмеявшись в душе над его беспомощностью и бесполезностью, раздавив его, продолжил свой путь.
Прошло время. Он заболел и семь лет не поднимался с постели. Мужчина возносил молитвы к богу о ниспослании ему смерти, но ему суждено было выздороветь. Потом он попросил докторов показать ему то, что вернуло ему здоровье. Им оказался тот самый червячок, над ничтожеством которого он в свое время посмеялся».
Конечно, нельзя забывать, что наряду с действительно рациональным в
рассматриваемой системе мировоззрений чеченцев много было и иррационального, наносного, но, в общем-то, система работала длительный период времени, до недавней поры, подлинно природоохранному делу, нравственным критерием для оценки личности. Достаточно отметить, что в этом деле не было мелочей: не оставляй вбитым в землю колышек - у матери будет болеть голова; не убивай лягушку - околеет корова; не лови бабочку - лишишь сестру радости сердца и т. п. Эти, на современный просвещенный взгляд мелочи, перерастали в действительно рациональные поступки: чеченцы задолго до европейцев перешли к медосбору, не уничтожая пчел; овец доили, обязательно поддерживая вымя одной рукой; ударить безгласное животное считалось недостойным человека, а отсюда вытекал и педагогический принцип - воспитывать ребенка в согласии с природой ребенка и с природой его окружающей.
Для достижения цели экологического образования необходимо решение в единстве следующих задач:
- образовательных, формирующих систему знаний об экологических проблемах современности и о путях их разрешения;
- воспитательных, формирующих мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности здорового образа жизни;
- развивающих, способных развить системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, активизации деятельности по охране окружающей среды.
По мнению И. А. Каирова, развивающая функция экологического образования включает следующие компоненты:
- интеллектуальный (способность к анализу экологических ситуаций);
- эмоциональный (отношение к природе как универсальной ценности);
- нравственный (воля и настойчивость, ответственность) [3, с. 35].
Система нравственных ценностных ориентаций включает систему норм, содержательную основу которых составляет содержание экологического воспитания.
Система ценностей основывается на понимании уникальности и ценности природы, а человек - это часть ее. При этом природа для человека имеет многостороннюю ценность.
Различные виды деятельности учащихся способствуют усвоению содержания экологического воспитания. Являясь приверженцами концепции целостного подхода к взаимоотношениям человека и природы, мы, прежде всего, должны пытаться выработать ценностный подход к решению любой экологической проблемы. Такой подход смещает сознание человека от антропоцентризма к экоцентризму. Сиюминутная целесообразность решения конкретной задачи изменяется на соблюдение законов экологической, природной целесообразности.
Экологическое образование требует решения следующих вопросов: как перестроить образовательный процесс так, чтобы экологическое содержание пронизывало все предметные циклы и интегрировало их? Какие аспекты содержания образования позволяют отойти от «внутрипредметного» обучения к «надпредметному»? Какие педагогические технологии позволяют создать и развить у школьников этические нормы отношения к природной среде и человеку? и т. д.
На наш взгляд, целесообразно построение непрерывного процесса экологического образования с использованием систем
личностно-ориентированных технологий: проективных методик, диалоговых методик, экологических практикумов с
использованием моделирующих игр. Такое построение учебного процесса позволит сформировать не только эколого-ориентированное мировоззрение, но и различные личностные свойства и качества личности.
Экологическое образование - процесс непрерывный: семья - дошкольное образовательное учреждение - школа - вуз. Существует много форм и методов воспитания экологической культуры в
1. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи. Дисс. ... канд. пед. наук. Грозный, 2004. 200 с.
2. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры. М. : 1989. 202 с.
3. Исаев Э. А. Заурбеков Ю.-Х. Воспитание этики экологической культуры у вайнахов. Ро -
Etnopedagogicheskiy potentsial
chechenskoy semi [Ethnopedagogical potential of the Chechen family]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Grozny, 2004. 200 p. (In Russian)
2. Girusov E. V. Prirodnye osnovy ekologicheskoy kul'tury [Natural basis of ecological culture]. Moscow, 1989. 202 p. (In Russian)
3. Vospitanie etiki ekologicheskoy kul'tury u vaynakhov [Education of ethics of ecological culture of the Vainakh]. Rostov-on-Done, NCSC HS
Publ., 2008. 268 p. (In Russian)
4. Kairova I. A. Nravstvennoe razvitie mladshikh shkol'nikov v protsesse vospitaniya [The moral development of junior schoolchildren in the process of education]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1979. 156 p. (In Russian)
5. Otnoshenie shkol'nikov k prirode [The attitude of students to nature] / Ed. by I. D. Zverev, I. T. Suravegina. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 192 p. (In Russian)
зависимости от уровня и функций образовательного учреждения.
Вся эта работа не потребует каких-либо крупных дополнительных затрат в пределах отведенных учебных часов на экологическое воспитание и образование. Но работа эта должна быть системной, целенаправленной, охватывающей все звенья учебного процесса.
Чем бы человек не занимался в жизни, ему важно обладать культурой, как совокупностью мирового человеческого опыта и экологической культурой, в частности.
стов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2008. 268 с.
4. Каиров И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М. : Просвещение, 1979. 156 с.
5. Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. М. : Педагогика, 1988. 192 с.
References
1. Alikhanova R. A.
Литература
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Алиханова Ровзат Арбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, Чеченский государственный педагогический
университет (ЧГПУ), Грозный, Россия; email: gak0110@mail.ru
Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет; профессор, кафедра педагогики, ЧГПУ; e-mail: gak0110@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Rovzat A. Alikhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (ChSPU), Grozny, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru
Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University; professor, the chair of Pedagogy, ChSPU; email: gak0110@mail.ru
Принята в печать 10.07.2017 г.
Received 10.07.2017.