УДК 378
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: timop2012@mail.ru
Ibragimova Z.N., senior teacher, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
FAMILY AND SCHOOL AS FACTORS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE. The article deals with the problem of socialization of children of primary school age. The main factors in the socialization of children and the development of their social experience are the authors, who determine the family and school. The authors came to the conclusion that in connection with the changes occurring in primary education, in the conditions of the humanization of education and upbringing, it is necessary to develop interaction between the family and the school at all levels of the social and educational situation. The authors conclude that the technology of interaction between families and schools aimed primarily at the formation of the social experience of junior high school students. In the conditions of modern socio-educational situation, school and family interaction contributes to teachers' professional self-determination, personal development and enhance parental competence, formation of family culture in children and adults, the development of the personality of the child based on the spiritual and moral and social values.
Key words: socialization, socialization factors, family, school, family and school interaction, social experience of junior schoolchildren.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,
Е-mail: timop2012@mail.ru
З.Н. Ибрагимова, ст. преп., каф. методики начального образования, Чеченский государственный педагогический
университет, г. Грозный, Е-mail: timop2012@mail.ru
СЕМЬЯ И ШКОЛА КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема социализации детей младшего школьного возраста. Основными факторами социализации детей и становления их социального опыта авторы определяют семью и школу. Авторы пришли к выводу, что в связи с изменениями, происходящими в начальном образовании, в условиях гуманизации обучения и воспитания возникла необходимость развития взаимодействия семьи и школы на всех уровнях социально-образовательной ситуации. Авторы делают вывод о том, что технология взаимодействия семьи и школы направлена в первую очередь на формирование социального опыта младших школьников. В условиях современной социально-образовательной ситуации, взаимодействие семьи и школы способствует профессиональному самоопределению педагогов, личностному развитию и повышению родительской компетентности, формированию семейной культуры у детей и взрослых, развитию личности ребёнка на основе духовно-нравственных и социальных ценностей.
Ключевые слова: социализация, факторы социализации, семья, школа, взаимодействие семьи и школы, социальный опыт младших школьников.
Основой социализации ребёнка является его социальный опыт. Исследователи считают это понятие многомерным, так, социологи (И.С. Кон и др.) определяют его как ведущую социологическую характеристику личности в конкретной социальной структуре, психологи (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский и др.) считают его системой социальных отношений, складывающихся в сфере межличностного общения. Педагогический подход к характеристике социального опыта состоит в том, чтобы обосновать существенные признаки его проявления в деятельности, поведении, суждениях детей и определить педагогические условия процесса становления социального опыта.
Исследователи (Г.М. Андреева, М.А. Галагузова, Ю.Н. Гала-гузова, И.С. Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов) в своих трудах подчёркивают актуальность проблемы социального развития ребёнка и насущность педагогического управления им. Выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский и др. придавали большое значение проблемам социализации ребёнка.
В отечественной педагогике проблема социализации личности всегда была актуальной, так исследователи (Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков и др.) отмечают, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. В исследованиях современных авторов рассмотрены различные аспекты формирования социального опыта младших школьников.
Как отмечает Н.Ф. Голованова: «Социализацию ребёнка младшего школьного возраста следует рассматривать как процесс усвоения, упорядочения и воспроизводства им в своей деятельности и поведении той системы ценностей, в которую он включен. Поэтому одной из главных задач начальной школы является направленность процесса образования на систему нацио-
нальных и общечеловеческих ценностей, выработка у детей собственной иерархии ценностей, своего стиля жизни» [1]. В книге «Общая педагогика» она отмечает, во-первых, социальный опыт ребёнка - это результат специально организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых; во-вторых, социальный опыт присущ ребёнку изначально как некая «априорная» сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (особенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Нетрудно заметить поляризацию этих двух подходов: первый абсолютизирует образовательный процесс как источник социального опыта ребёнка, второй - спонтанные предпосылки социального поведения.
В нормативных документах, регулирующих сферу образования, в частности в стандартах нового поколения нОо, встречаются такие понятия, как «ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «ответственность перед семьей». С учетом того, что процесс социализации ребёнка начинается в семье, в ряду базовых национальных ценностей на первые позиции выходит ценность семьи и семейной жизни, которые определены в современных условиях основой развития взаимодействия семьи и школы как социальных институтов, педагогических систем и субъектов жизнедеятельности.
Следует отметить, что семья и школа по-прежнему являются основными факторами, влияющими на социализацию и воспитание ребёнка, хотя и сталкиваются с некоторыми трудностями в реализации взаимодействия. Взаимодействие семьи и школы невозможно без учёта изменений, происходящих в обществе. В своих трудах М.Н. Недвецкая отмечает, что «в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации
образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося» [2].
В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребёнка.
Раскрывая роль семьи для воспитания ребёнка в свете духовно-нравственных традиций, И.А. Ильин подчеркивает, что семья является «Первичным лоном человеческой культуры. Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. В семье открываются для ребёнка источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребёнка» [3].
В современной социальной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни. Следует отметить, что школа как социальный институт, с одной стороны, традиционно пытается действовать от имени общества, объединять значимые общественные ценности. С другой стороны, исследования в сфере современного школьного образования показывают, что в контексте гуманистического подхода все большее значение приобретает школа как социальная общность педагогов и учащихся.
Таким образом, на основании анализа исследований и опираясь на личный опыт авторов в работе с родителями детей младшего школьного возраста, можно утверждать, что в связи с изменениями, происходящими в начальном образовании, происходит процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с необходимостью развития взаимодействия семьи и школы на всех уровнях социально-образовательной ситуации.
Как отмечает О.А. Щекина, «Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям» [4].
Взаимодействие с семьями учащихся младших классов является одним из важных направлений деятельности школы, педагогов и других институтов воспитания и обучения. Значимость взаимодействия семьи и школы связана с тем, что: возросли запросы родителей к качеству образования детей; важно развивать
Библиографический список
коммуникативные навыки, информационную культуру детей и взрослых; необходимо педагогически обеспечить семейное воспитание, учитывая тот факт, что семья является первым, важным институтом социализации ребёнка; необходимо создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Для того чтобы система педагогического взаимодействия стала гибкой, адаптированной к основным воспитательным задачам школы, потребностям конкретных учащихся, необходимо понимание позиций всех участников педагогического процесса. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это тот этап, на котором обеспечивается целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление и развитие его социального опыта и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Для развития эффективного взаимодействия семьи и школы в начальной школе особое внимание уделяется: созданию ситуации успеха для каждого ребёнка, формированию у родителей младших школьников прочных базовых знаний о своеобразии младшего школьного возраста; созданию условий для интенсивного общего просвещения родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7-10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности; созданию условий для того, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса; выявлению и распространению положительного опыта семейных взаимоотношений; актуализации семейных ценностей (дети значимы для семьи - любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребёнку на помощь, оказать личную поддержку); содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде «учитель - ученик - родитель» во внеурочной деятельности; воспитанию в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.
Таким образом, технология взаимодействия семьи и школы направлена в первую очередь на формирование социального опыта младших школьников. В условиях современной социально-образовательной ситуации, взаимодействие семьи и школы способствует профессиональному самоопределению педагогов, личностному развитию и повышению родительской компетентности, формированию семейной культуры у детей и взрослых, развитию личности ребёнка на основе духовно-нравственных и социальных ценностей.
1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Available at: tp://nashaucheba.ru/v53802/
2. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: учебно-методическое пособие. Москва, 2006.
3. Ильин И.А. О семье и воспитании. Available at: http://www.bogoslov.eom/files/disk3/web.knigi./Pravoslavnaja.filosofija/ Iljin.o.semje.i.vospitaniji.htm
4. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие. Под общей редакцией О.А. Щекиной. Санкт-Петербург, 2013.
5. Исакиева З.С. Воспитание толерантности молодёжи на примере искусственного родства у чеченцев. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2013; 11: 147 - 152.
6. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.
References
1. Golovanova N.F. Obschaya pedagogika. Available at: tp://nashaucheba.ru/v53802/
2. Nedveckaya M.N. Osnovypedagogicheskogo vzaimodejstviya shkoly isem'i: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2006.
3. Il'in I.A. O sem'e i vospitanii. Available at: http://www.bogoslov.eom/files/disk3/web.knigi./Pravoslavnaja.filosofija/Iljin.o.semje.i.vospitaniji.htm
4. Sem'ya i shkola: problemy i puti vzaimodejstviya v usloviyah realizacii novyh standartov: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej O.A. Schekinoj. Sankt-Peterburg, 2013.
5. Isakieva Z.S. Vospitanie tolerantnosti molodezhi na primere iskusstvennogo rodstva u chechencev. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya ChechenskojRespubliki. 2013; 11: 147 - 152.
6. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 378
Idrisova G.V., Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: j120712@yandex.ru
THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS MAJORING AT EDUCATIONAL DIRECTION 11.03.02 "INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AND SYSTEMS CONNECTION". The questions of the use of
social services of web 2.0 and social networks in the educational process for students studying Infocommunication Technologies and Communication Networks are under the focus of the research. The technology of the work is described in an informatively-educational network 4portfolio.ru, and also in service of mind42.com for creation of intellect-maps that showed efficiency of forming of cognitive