Научная статья на тему 'Исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие успешной семейной социализации'

Исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие успешной семейной социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / FAMILY SOCIALIZATION / ДЕТИ / CHILDREN / ШКОЛА / SCHOOL / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г.

В статье отражено исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие, успешной семейной социализации. Семья и семейные проблемы являются наиболее закрытой и потому особенно трудной средой для исследования. Сделан вывод о том, что общим требованием успешной социализации детей любого типа семей является систематическое, эмоционально-окрашенное общение в семье, доверительные отношения между членами семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN THE PROCESS OF INTERACTION OF FAMILY, SCHOOL AND PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CONDITION OF SUCCESSFUL FAMILY SOCIALIZATION

The article studies the socialization of children in the process of interaction between family, school and preschool educational institutions as a condition for successful family socialization. Family and family problems are the most hidden sphere of problems and therefore particularly difficult environment for research. It is concluded that the general requirement for the successful socialization of children of any type of family is systematic, emotionally-colored communication in the family, trusting relations between family members. The authors note that common requirement successful socialization of children of any type of a family is systematic, emotionally-tinged communication within the family, the relationship of trust between family members.

Текст научной работы на тему «Исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие успешной семейной социализации»

очень важно, это то, что они формируют отношения, мнения и навыки поведения.

Роль педагога при применении интерактивных форм быстро меняется, перестает быть основной, в этом случае он всего лишь регулирует процесс и занимается его общей структуризацией, дает консультации, готовит заранее необходимые задания и ставит вопросы, темы для обсуждения, контролирует время, а также последовательность выполнения намеченного плана. Было установлено психологами, что наблюдается в рамках учебного общения увеличение точности восприятия, повышается результативность деятельности памяти, более эффективно развиваются такие эмоциональные и интеллектуальные особенности личности, как: устойчивость внимания, а также умение распределять его; умение оценивать деятельность партнера, понимать его цели, мотивы; наблюдательность при восприятии. Тем самым интерактивные формы проведения занятий позволяют: поощрять активное участие студентов в учебном процессе; пробуждать у студентов интерес; способствовать интенсивному освоению изучаемого материала; обращаться к чувствам каждого студента; осуществлять взаимную связь (ответная реакция аудитории); способствовать изменению поведения; оказывать многоплановое воздействие на студентов; формировать жизненные навыки и др. В процессе преподавания интерактивные методы позволяют развить интерес к изучению дисциплины, развить организаторские и коммуникативные способности у студентов, научиться действовать в малых (и больших) группах. Также инновационные методики, позволяют с помощью ролевых и деловых игр закрепить полученные теоретические знания на практике, способствуют интенсивному процессу обучения.

Дисциплины гуманитарного и экономического циклов выделяются потенциальным способом получения множества решений, многообразием мнений, которые имеют параллельный научных характер, вариативностью. И как следствие, преподавание данных дисциплин имеет свои особенности для развития творческого мышления студентов.

Иным фактором потребности развития интерактивных методов преподавания выступает использование в ходе преподавания новых информационных технологий, посредством которых интерактивные методы более осуществляемы. И наконец, определим в роли фактора свойства дисциплины «Бухгалтерский учет» в рамках современных потребностей в квалифицированных специалистах, что способствует развитию интерактивных форм обучения.

Актуальность преподавания бухгалтерского учета с применением интерактивных методов обучения обусловлена тем что, внедрение интерактивных методов и форм обучения является одним из ведущих составляющих совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В ходе обучения должны активно применяться интенсивные интерактивные формы преподавания, которые заключают в себя учебные ситуации, деловые и ролевые игры, групповое решение практических примеров и задач, психологические тесты и упражнения. Деловые игры ориентированы на снятие психологических барьеров, развитие

Библиографический список

коммуникативных умений, данной цели также отвечают и практические упражнения в Т-группах. В ходе игры студенты учатся действовать в рамках коллектива, принимать обобщающее решение, слушать и быть услышанными окружающими.

Задача «Баланс». Практический пример составления бухгалтерского баланса по первому варианту упрощенной формы учета.

«Психологический тренинг». Тренинг позволяет развитие коммуникативных навыков студентов и ориентирован на организацию благоприятной атмосферы в учебных группах.

Деловая игра «Лабиринт». Данная игра нацелена на контроль знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет». Лишь хорошие знания по этой дисциплине помогут студентам найти выход из лабиринта.

Деловая игра «Документооборот». Цель данной игры - активное погружение студентов групп в содержание специального модуля бухгалтерского учета, развитие профессиональных навыков у них.

Задание по дисциплине «Бухгалтерский учет». Предлагается студентам решить задачу, которая направлена на закрепление терминов: себестоимость, цена и прибыль.

Деловая игра «АФХД». Цель данной деловой игры - обобщить знания, которые получены по завершению изучения дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», а также полученные ранее знания и умения при изучении курса бухгалтерского учета. В течение ограниченного количества времени студентам необходимо ознакомиться с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках указанного предприятия и решить поставленные задачи.

Итоговой целью современного обучения студентов экономическим дисциплинам выступает формирование у них трудовой и социальной активности в рамках перехода к рыночным цивилизованным отношениям, экономического мышления. Одним из ориентиров ее осуществления является процесс ориентированного обучающего и воспитательного воздействия на личность студента. Данным требованиям полностью отвечает активное обучение. Формировать знаний, умений и навыков путем включения студентов в активную учебно-познавательную деятельность обеспечивают интерактивные методы обучения. С применением данных методов процесс обучения экономическим дисциплинам в частности, да и вообще дает студентам лучшие результаты: обеспечивает включенность студентов; базируется на опыте; реализует обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу и др.

Термин «интерактивные методы обучения» распространяется на довольно обширную группу способов и приемов проведения теоретических и в особенности практических занятий. Применение интерактивных методов обучения студентов экономическим дисциплинам способствуют формированию у студентов потребности занимать активную жизненную позицию; привлечению интереса, как к дисциплинам экономического цикла, так же и к актуальным экономическим процессам; адаптацию к сложным рыночным ситуациям.

1. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Сценарий комплекса дидактических игр и технология их применения в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 29 - 33.

References

1. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Scenarij kompleksa didakticheskih igr i tehnologiya ih primeneniya v podgotovke buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya iprava. 2016; 15: 29 - 33.

Статья поступила в редакцию 01.08.18

УДК 371

Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Yavbatyrova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

INVESTIGATION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN THE PROCESS OF INTERACTION OF FAMILY, SCHOOL AND PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CONDITION OF SUCCESSFUL FAMILY SOCIALIZATION. The article studies the socialization of children in the process of interaction between family, school and preschool educational institutions as a condition for successful family socialization. Family and family problems are the most hidden sphere of problems and therefore particularly difficult environment for research. It is concluded that the general requirement for the successful socialization of children of any type

of family is systematic, emotionally-colored communication in the family, trusting relations between family members. The authors note that common requirement successful socialization of children of any type of a family is systematic, emotionally-tinged communication within the family, the relationship of trust between family members.

Key words: family, family socialization, children, school, preschool educational institution.

М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье отражено исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие, успешной семейной социализации. Семья и семейные проблемы являются наиболее закрытой и потому особенно трудной средой для исследования. Сделан вывод о том, что общим требованием успешной социализации детей любого типа семей является систематическое, эмоционально-окрашенное общение в семье, доверительные отношения между членами семьи.

Ключевые слова: семья, семейная социализация, дети, школа, дошкольное образовательное учреждение.

Помощниками и соратниками семьи в деле воспитания личности является детское образовательное учреждение, школа, общественные организации, учреждения дополнительного образования. Но коль скоро мы говорим о первичной социализации, имея в виду семейную социализацию, то следует иметь в виду, что типичная нуклеарная семья не может обеспечить ребёнку всей полноты содержательного общения. Этот недостаток под силу восполнить дошкольному образовательному учреждению.

С целью выявления характера сотрудничества, взаимодействия семьи и ДОУ, мы провели экспериментальное исследование. Для исследования нами были выбраны детский сад «Ласточка» с. Атлан-Аул Буйнакского района, средняя школа № 9 г. Махачкалы и Центр социальной помощи семьи и детям г. Махачкалы.

В Атлан-Аульском детском саду «Ласточка» в настоящее время функционируют три возрастные группы, которые укомплектованы кадрами: заведующий, медицинский работник, 4 воспитателя, учитель музыки. Мы ознакомились с целями, задачами и формами работы данного образовательного учреждения. Регулярно, каждые два месяца, проводятся педагогические советы, общие родительские собрания, на которых знакомят новых родителей с режимом работы детского сада, обсуждаются проблемы воспитания и развития детей [3].

Беседа с родителями выявила некоторые стороны работы детского сада «Ласточка». Родители отметили, что получают информацию о целях и задачах воспитания и развития детей в детском саду, часах работы, праздниках дошкольного учреждения, о режиме работы, о целях и задачах в области обучения ребёнка. Родители отметили еще, что воспитатели вместе с ними обсуждают различные вопросы, касающиеся пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении: дисциплины; питания; гигиенических процедур.

Мы выявили, что дети этого сада представляют собой семьи, самые различные по типу, форме, численности детей в них, а также по степени финансовой обеспеченности. При этом мы установили, что по типу темперамента, особенностям поведения дети представляют собой не однородную группу, а самые разнообразные характериологические типы. Мы так же определили, что в развитии и поведении ребёнка имеет немаловажное значение занятость или профессиональная состоятельность родителей. Анализ данных позволяет нам сделать ряд выводов: из 56 детей детского сада «Ласточка» 51 ребёнок живет в полной семье; 7 детей живут в неполной семье, что, естественно, часто отражается на развитии и поведении ребёнка. Такие дети обычно малообщительны, замкнуты, не уверенны в себе, никогда не занимают место «лидера» в группе при игре.

Мы считаем, что на характер поведения ребёнка нередко оказывает влияние несколько факторов: количество детей в семье; положение ребёнка в семье (старший, средний, младший); занятие родителей; в обследованных группах 31 семья, в которых оба или один родитель является безработным; мы считаем, что 20 семей можно отнести к «группе риска» (из них многодетных семей - 9, родители-инвалиды - 2, сироты - 2, полусироты -

2, оба родителя безработные - 5); к сожалению, льготы получают не все нуждающиеся в них семьи.

Трудности экономического характера не позволяют детским дошкольным учреждениям существенно снижать долю родительских взносов за ребёнка. Чтобы получше узнать положение детей в семье, об их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи, мы провели исследование по методике «Рисунок семьи». Это проективная методика оценки внутрисемейных отношений. Для исследования использовали чистый лист бумаги, 6 цветных карандашей, ластик. Ребёнку дается инструкция: «нарисуй свою семью». Время неограниченное.

Первой рисунок выполнила девочка Разият 5 лет старшей группы детского сада. Девочка из многодетной семьи: членов семьи - 6 человек. По словам воспитателей, семья материально обеспеченная отец-бизнесмен, мать не работает. Из 4 детей двое посещают детский сад.

Социальный паспорт семьи Разият:

Отец - Гусейнов Ильмиамин Магомедович 1958 г.р. - бизнесмен

Мать - Гусейнова Сайда Арсланалиевна 1965 г.р. - не работает

Сын (1) - Магомед учащийся 5 класса

Сын (2) - Магомед-Расул учащийся 4 класса

Дочь (1) - Разият, 5 лет, ходит в детский сад (старшая группа)

Дочь (2) - Наида, 2 года, посещает ясельную группу детского сада «Ласточка».

Взаимоотношения в семье хорошие, живут в мире и согласии. Родители открытые, дружелюбные люди. Девочка, которая рисовала свою семью, по счету из детей третья. Интерпретируя рисунок, можно отметить следующие негативные стороны: структура семьи нарушена; части тела не дорисованы; использовано мало мелких деталей. Положительные стороны: старательность и аккуратность выполнения; эмоционально близкий член семьи увеличен в размере и нарисован вначале листка, в данном случае, изображена самая младшая из детей; мать, отца и себя Ра-зият нарисовала одним цветом, что свидетельствует о едином своеобразном «мире».

То, что девочка нарисовала себя маленькой, говорит о том, что Разият, по-видимому, ущемлена в чем-то, может быть в общении с братьями и сестрой, хотя себя она поместила между ними.

Себя она нарисовала в последнюю очередь, после отца, и, если бы осталось место на листке, она бы нарисовала бы себя рядом с отцом. К отцу у Разият особое отношение, он выполнен более аккуратно, чем остальные члены семьи. И сама себя она нарисовала более похожей на отца. Хотя семья и многодетная, в государственных льготах не нуждается: имеет свой собственный дом и приусадебный участок, а также подсобное хозяйство.

Социальный паспорт семьи Исы и Инсабат:

Отец - Джангишиев Залгиши Исаевич 1961 г.р. - строитель;

Мать - Джангишиева Нурият 1960 г.р. - кассир;

Сын - Иса, 5 лет, ходит в детский сад - подвижный, уравновешенный, плотного телосложения, понимает задания после

нескольких повторов, не разговорчивый, в сентябре пойдет в школу.

Дочь - Инсабат, 4 года - подвижная, хорошо развитая девочка, уравновешенная, общительная, задание понимает сразу же.

Анализ рисунков Джангишиевых.

Рисунок выполнен с использованием одного цвета карандаша - жёлтого. Дети отца нарисовали в первую очередь. Видимо, отношения между супругами хорошие, мать располагается рядом с отцом. Каждый из детей нарисовал себя рядом с отцом. Девочка себя нарисовала второй. Хотя Инсабат 4 года, но мелкая моторика рук плохо развита. Она не дорисовала многих частей тела (рук, ушей, волос, глаз).

Для уточнения им были заданы 5 проективных вопросов:

С кем бы ты пошел в кино? Ответ: с папой, папой.

Вы должны уходить в гости, кто останется с сестрой дома? Мама, папа.

У тебя, что-то не получается, кого ты позовешь? Ответ: сестру, маму.

У вас два билета в кино, на одного человека не хватает, кто останется дома? Ответ: сестра, брат.

С кем бы ты жил на необитаемом острове? Ответ: с папой, с мамой.

(Первые ответы - Исы, вторые - Инсабат).

В беседах с воспитателями детского сада было высказано мнение, что больше всего затруднений вызывают дети из конфликтных семей. Когда родители не создают в семье атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, добродушия и взаимной ласки, дети в большей мере замкнутые, подавленные, падкие на ласку, но недоверчивые.

Мы обследовали семью Магомедовых. Это семья проблемная, так как супруги находятся на данный момент в разводе около 6 месяцев. Совместно прожили 4,5 года. Имеют двоих детей: старший сын ходит в детский сад, ему 4 года, младшему сыну 1,2 месяца. Отец работает учителем и тренером в спортивной школе, мать - в детском саду.

В настоящее время один сын находится у матери (младший), другой у отца (старший), живут с бабушкой и дедушкой, хотя имеют собственный новый, большой дом и приусадебный участок.

Старший сын, который находится у отца, время от времени бывает и у матери. По возвращении от матери мальчик становится агрессивным по отношению к отцу, бабушке и дедушке. Обижается на малейшее замечание, грубит. Но это проходит через несколько часов. Мальчик становится послушным, выполняет все сказанное взрослыми, становится очень привязанным к отцу. Младшего сына отец видел всего два раза за 6 месяцев. Мать видится со старшим сыном чаще, так как забирает его из детского сада.

Библиографический список

Из беседы с мужем, я поняла, что его вины, как таковой нет он, человек уравновешенный, спокойный, трудолюбивый, любит детей, скромный человек, который не употребляет спиртного. Он не был требователен к жене, не придирался, никогда не критиковал её.

В случае продолжения этой конфликтной ситуации самые большие проблемы могут быть у детей. Тоже касается и матери, она своим поступком лишила своего сына материнской любви и заботы. Чтобы оправдать неизбежность развода, женщина нередко утрирует, подчёркивает в своем сознании отрицательные черты бывшего супруга. Таким образом, ей удается снять с себя свою долю вины за неудачу в семейной жизни. И здесь происходит «очернение» образа отца - так женщина приспосабливается к тяжелой ситуации развода. Однако остановиться здесь трудно, - и мать начинает навязывать отрицательное представление об отце ребёнку. Естественно, такая мать крайне отрицательно относится к встречам с «плохим» отцом, - а иногда и прямо запрещает эти встречи. А что дальше? Допустим, старания матери увенчались успехом: сын, разочаровавшись в отце, полностью переключает на мать все запасы своей любви и привязанности. И возникает ситуация - если негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику станет ещё труднее вырасти мужчиной, и у него формируется «женский» тип психологических качеств. Правильно разрешая конфликты, родители учат своих сыновей и дочерей культуре семейных отношений, готовят их к будущей семейной жизни, воспитывают уступчивость, терпеливость, умение понимать другого и владеть собой в общении со сверстниками на улице, в классе, школе. И, главное, - вырабатывают у детей доброе отношение к родителям, закрепляя чувство уважения к ним. Если не удается добиться единства действий в воспитании, арбитром должны выступать педагоги ДОУ и школы. Именно учителя, а в большей степени, социальные педагоги школ помогут определить верную линию семьи на социализацию детей.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что семья и семейные проблемы являются наиболее закрытой и потому особенно трудной средой для исследования. Наибольшую трудность для изучения представляют внутрисемейные взаимоотношения: супруг - супруга; родители - дети; мать - дети; отец - дети; сестра - брат; бабушка, дедушка - дети и т. д. Лишь доверие к исследователю может привести к успеху в раскрытии некоторых сторон семейной жизни. Принимая во внимание особенности, социальные, психологические и др., многодетных, неполных, национально-смешанных, проблемных и других категорий, все же констатируем, что общим требованием успешной социализации детей любого типа семей является систематическое, эмоционально-окрашенное общение в семье, доверительные отношения между членами семьи.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 2016.

2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. Москва, 2007.

3. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Москва, 2012.

References

1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 2016.

2. Kovalev S.V. Psihologiya semejnyh otnoshenij. Moskva, 2007.

3. Gadzhieva S.Sh. Sem'ya isemejnyjbytnarodovDagestana. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 01.08.18

УДК 378.2

Atluhanova L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: bremovna77@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH SKILLS IN CONDITIONS OF INTEGRATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES INTO PHYSICS LESSONS. In the article the problem of how to form research skills of students in conditions of integration of information technologies at physics lessons is considered. The opinions of the different scientists are presented, such as V.A. Betev, G.M. Golin, M.D. Dummer, I.S. Karasova, V.V. Multanovsky, V.G. Razumovsky, N.A. Rodina, A.V. Usova, A.Yu. Fadeyev. The author reveals a structure of the research activity of a natural scientist, which includes psychic activity and natural science activity. The author's attempt is made to realize the interrelation of physics and informatics at the level of didactic synthesis, where the goal is to form the structure of educational research activity and research skills of students using an integrative personal approach.

Key words: contents of natural science disciplines, research skills, integration, information technology, propaedeutics course.

Л.Б. Атлуханова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала,

Е-mail: bremovna77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.