Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях'

Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5466
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / MODERN FAMILY / FAMILY AND SCHOOL INTERACTION / STATE POLICY OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF EDUCATION / MECHANISMS OF INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эрлих Олег Валерьевич

В статье предпринят анализ проблем, возникающих в процессе взаимодействия семьи и школы, оказывающих существенное влияние на развитие и социализацию детей. Определены механизмы партнерства и взаимодействия институтов образования и современной семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN NEW SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

The article analyzes the problems that arise in the process of interaction of the family and school and have a significant impact on children’s development and socialization. The mechanisms of partnership and interaction of educational institutions and modern families are revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях»

О. В. Эрлих

(Санкт-Петербург)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN NEW SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

В статье предпринят анализ проблем, возникающих в процессе взаимодействия семьи и школы, оказывающих существенное влияние на развитие и социализацию детей. Определены механизмы партнерства и взаимодействия институтов образования и современной семьи Ключевые слова: современная семья, взаимодействие семьи и школы, государственная политика правового регулирования отношений в сфере образования, механизмы взаимодействия семьи и школы

The article analyzes the problems that arise in the process of interaction of the family and school and have a significant impact on children's development and socialization. The mechanisms of partnership and interaction of educational institutions and modern families are revealed.

Key words: modern family, family and school interaction, state policy of legal regulation of relations in the sphere of education, mechanisms of interaction of family and school

В настоящее время изменилась социально-педагогическая ситуация, в которой происходит взаимодействие институтов семьи и школы. Специфика новой социально-педагогической ситуации, оказывающей существенное влияние на характер взаимодействия таких ключевых институтов социализации ребенка, как семья и школа, во многом определяется следующими обстоятельствами:

- существенно изменились и зачастую ухудшились все ключевые характеристики развития личности ребенка - когнитивные, эмоциональные, волевые, что привело к появлению трудностей в процессе педагогической деятельности по воспитанию, развитию, социализации ребенка;

- дополнительным риском в развитии современного ребенка выступает стихийный характер его социализации в глобальном информационном пространстве, прежде всего в интернете. Как показывают наши исследования, в настоящее время семья (большая часть родителей) пока не способна оказывать существенное педагогическое влияние на ребенка, защищая его от современных со-

циальных рисков, транслирующихся через интернет;

- снизилась эффективность воспитательного влияния семьи как первичного института социализации ребенка на формирование ключевых социальных характеристик его личности, что во многом обусловлено кризисным, переходным характером развития самого института семьи;

- повысилась требовательность родителей, семьи как к учебной деятельности ребенка, так и к деятельности школы, что приводит к высокому уровню конфликтов родителей с детьми и школьными педагогами.

В свою очередь, неготовность значительной части школьных педагогов выйти из границ «предметной парадигмы» педагогического мышления, непонимание ими причин объективных трудностей современного ребенка в учебной деятельности приводит также к воспроизводству конфликтов учителя и ребенка в школе.

Данная проблема могла бы в определенной степени решаться за счет компенсации современных рисков развития ребенка, заложенных в семье, в процессе педагогиче-

ской деятельности в школе, что и предусмотрено содержанием современных нормативных и правовых документов, регулирующих образовательную деятельность. Однако необходимость осуществления такой работы сегодня также вызывает фактическое сопротивление у значительной части педагогов в сочетании с их недостаточной методической оснащенностью в данных областях деятельности.

Глубина и системный характер данных проблем объективно повышают необходимость консолидации усилий семьи и школы по педагогической поддержке ребенка, и это также закреплено сегодня в содержании нормативных и правовых документов. Однако фактически деятельность семьи и школы сегодня зачастую носит характер противостояния. Так, проведенное нами с использованием проективных методов пилотное исследование показало, что в настоящее время в сознании педагогов преобладает скорее отрицательное отношение к родителям. Об этом свидетельствует, например, количественное преобладание отрицательных характеристик при ответе на вопросы «С каким существительным у вас ассоциируется слово «родитель?» и «С каким прилагательным у вас ассоциируется слово «родитель?» Следует отметить, что подобные аналогичные результаты были получены нами при исследовании общественного мнения педагогов как общеобразовательных школ, так и школ, дающих повышенный уровень образования (гимназии, лицеи).

В свою очередь, воспитательный потенциал современного института семьи значительно ослабел. Место семейного воспитания, как «...осознанных усилий по взращиванию ребёнка, предпринимаемых старшими членами семьи, выступающих как составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием).» [1, с. 255-257] все чаще стали занимать трансформационные (переходные) модели семейного воспитания, отражающие переходный характер развития современной семьи, несущие в себе неустойчивость и мозаичность ценностных

установок родителей, влияющих на формирование мировоззрения детей в семье.

Авторитетные исследователи полагают, что в качестве механизма формирования семейных ценностей и отношений в современной России в настоящее время вместо прежних разрушенных каналов семейной социализации выступают так называемые «индивидуальные ограничения семейных отношений». Сами эти модели весьма вариативны: внебрачное материнство, сожительствующие семьи, добровольно бездетные семьи, гостевые, пробные, неполные и т.д. [2, с. 36-37]. Результатом такого семейного воспитания сегодня зачастую выступают внутренне противоречивые, рассогласованные ценностные установки у ребенка, не способные обеспечивать социальную направленность его поведения.

Таким образом, мы находимся сегодня в новой и непростой социально-педагогической ситуации. С одной стороны, государство и общество предпринимают попытки по повышению педагогической ответственности родителей за воспитание ребенка в семье. Отражением этих усилий выступает нормативное закрепление приоритетной ответственности за воспитание ребенка в семье за семьей и родителями в современном российском законодательстве, изложенное в статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В ней же отмечается, что Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [3, Ст. 44 п.1]. Следствием этого в общественно-педагогическом дискурсе явилось и активно обсуждается сравнительно новое понятие «ответственное родительство». С другой стороны, государство и общество осознают то, что сегодня объективно, ввиду слабости современного института семьи родителям и семье необходима педагогическая поддержка в воспитании детей. Отражением этих

процессов в нормативном поле выступает законодательное закрепление необходимости деятельности, направленной на помощь семье и родителям в воспитании ребенка, в компенсации рисков его развития, за системой образования.

В содержании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [там же, Ст.44 п.2].

Наряду с этим государство сегодня признает объективную необходимость оказания помощи современной семье и для того, чтобы она могла выступить партнером школы в процессе обучения и воспитания ребенка. В законе декларированы, по сути, принципы солидарной ответственности семьи и школы за воспитание ребенка в процессе образовательной деятельности: и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, и педагогические работники, и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, рассматриваются как равноправные участники, партнеры в образовательных отношениях [там же. Ст. 2.].

Демократический характер управления образованием, в том числе обеспечение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, выступает как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [3. Ст. 3]. Определена возможность привлечения родителей к управлению образовательной организацией. Для этого и в целях учета мнения обучающихся и родителей по их инициативе и инициативе педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обу-

чающихся или иные органы [3. Ст.26 п.6].

Однако реально механизм такого партнерства в воспитании ребенка в современной школе зачастую создается формально, что приводит к поиску «консенсуса» между родителями и педагогами, администрацией школы в форме стихийного конфликтного взаимодействия. По мнению и педагогов, и представителей системы управления образованием, уровень конфликтов между педагогами и родителями в последние годы остается стабильно высоким, что выражается в значительном объеме жалоб родителей в управленческие инстанции на те или иные несправедливые с их точки зрения действия педагогов и администрации школ. Анализ этих конфликтов отражает спектр современных противоречий в сфере семейного воспитания - его направленность на социализацию ребенка в семье, что предполагает приоритет родителей в воспитании ребенка, и одновременно стихийность семейного воспитания, определенную независимость семейного воспитания от прямого регулирования со стороны общества, что порождает риски в воспитании ребенка, исправлять которые необходимо будет уже другим социальным институтам и прежде всего школе.

Таким образом, в настоящее время на основе имеющихся в современном законодательстве разработанных нормативных и правовых оснований необходимо моделирование механизмов партнерства и взаимодействия институтов образования и современной семьи. Создание на практике таких механизмов позволит осуществлять психолого-педагогическую поддержку процессов воспитания, социализации и развития современного ребенка в семье и школе и одновременно оказывать помощь институту семьи в реализации своих педагогических функций.

Структурно модель такого механизма партнерства может состоять из четырех основных компонентов:

1. Информирование семьи и родителей об актуальных для них юридических, психолого-педагогических новациях, позволяющих им более компетентно реализовывать свои базовые функции по отношению к ребенку (например, об условиях прохождения

обучающимися государственной итоговой аттестации, о возможностях в случае необходимости получения ребенком психолого-медико-социальной помощи, порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому ) [3. Ст. 41] и др.

2. Просвещение родителей по широкому кругу правовых и психолого-педагогических вопросов. В соответствии с содержанием современного законодательства потенциальная предметная область просвещения родителей достаточно широка. Это психолого-педагогическое консультирование не только обучающихся, но и «их родителей (законных представителей)», «осуществление связи с семьей.» для «выявления причин социальной дезадаптации детей и оказания помощи детям» [там же. Ст.42], «обучение» родителей несовершеннолетних обучающихся возможностям использования своего права «обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся» как альтернатива стихийным конфликтам меж-

ду родителями и педагогическим коллективом» [там же. Ст.43 п.12.] и др.

3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность. Формы такой работы, широко представленные в федеральных государственных стандартах различного уровня, весьма вариативны. Это участие родителей в организации и проведении совместных с детьми мероприятий - конкурсов, экскурсий, слетов, квестов. Создание элементов родительского самоуправления - родительских ассоциаций, советов отцов и пр. Вовлечение родителей в школьные мероприятия различного уровня выступает формой социальной коммуникации, повышающей уровень доверия между родительским и педагогическим сообществом, что снижает риски возникновения стихийных конфликтов.

4. На основе получения родителями опыта участия в вышеназванных формах партнерства и взаимодействия возможно их реальное (а не формальное, как зачастую это происходит сегодня) участие в системе государственно-общественного управления за счет осознанного вхождения в органы государственно-общественного управления: в попечительский, управляющие советы и пр. В этом случае семья, родители смогут выступать в качестве реальных, а не номинальных субъектов партнерства во взаимодействии со школой в интересах ребенка.

Литература

1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 255-257.

2. Верещагина А. В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: автореф. дис. ... д-ра социолог. наук: 22.00.04. - Ростов-на-Дону, 2009.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Электронный ресурс.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.