Научная статья на тему 'Функциональная характеристика системы «Семья - школа»'

Функциональная характеристика системы «Семья - школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМА / SYSTEM / ШКОЛА / SCHOOL / СЕМЬЯ / FAMILY / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Т.К.

Обновление системы образования становится необходимым условием в деле достижения нового качества образования и органически связано с активизацией взаимодействия образовательных учреждений с другими социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Специфические свойства структурных компонентов системы (школы и семьи) находят свое выражение в их функциях. Основные функции системы «семья школа» связаны с образованием, развитием, воспитанием, рекреацией, социализацией личности ребенка в условиях образовательной среды и в рамках повседневного быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL FEATURES OF THE FAMILY AND SCHOOL SYSTEM

Renewing educational system is becoming an essential condition for achieving a new quality of education and is organically linked to activating the interaction of educational establishments with other social institutes, first of all with family. Specific features of the family and school systems structural components are reflected in their functions. The main functions of the family and school system have to do with education, development, training, recreation, socialization of children in their studies and daily life.

Текст научной работы на тему «Функциональная характеристика системы «Семья - школа»»

ф

7. Молдобаев К.К. Этносоциальная память, идентичность и глобализация. - Бишкек, 2005.

8. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. - 2002. - № 1.

9. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Аль-

тернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

11. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 2003.

12. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 2000.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ «СЕМЬЯ - ШКОЛА»

FUNCTIONAL FEATURES OF THE FAMILY AND SCHOOL SYSTEM

Т.К. Ким

Kim T.K.

Обновление системы образования становится необходимым условием в деле достижения нового качества образования и органически связано с активизацией взаимодействия образовательных учреждений с другими социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Специфические свойства структурных компонентов системы (школы и семьи) находят свое выражение в их функциях. Основные функции системы «семья - школа» связаны с образованием, развитием, воспитанием, рекреацией, социализацией личности ребенка в условиях образовательной среды и в рамках повседневного быта.

Ключевые слова: образование, система, школа, семья, функции.

Renewing educational system is becoming an essential condition for achieving a new quality of education and is organically linked to activating the interaction of educational establishments with other social institutes, first of all with family. Specific features of the family and school system's structural components are reflected in their functions. The main functions of the family and school system have to do with education, development, training, recreation, socialization of children in their studies and daily life.

Keywords:

functions.

education, system, school, family,

Общеизвестно, что одной из наиболее важных составляющих любой образовательной системы является или должна являться ступень семейного воспитания, на которой наиболее ощутимы образовательно-воспитательный эффект и сдвиги в развитии, закладываются основы для интеллектуального, физического, духовно-нравственного и профессионального совершенствования человека на последующих этапах его жизнедеятельности.

Процесс воспитания ребенка в условиях семьи поставлен в зависимость от знаний и умений родителей, которые, как показывает практика, не всегда готовы эффективно выполнять данную функцию. В перечне наиболее важных причин, определяющих сложившуюся ситуацию, - снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения, разрушение традиционных устоев семьи и восприятия родительства и детства, деформация внутрисемейных супружеских и детско-родительских отношений, низкая педагогическая культура родителей [1-4].

В этой связи углубленный анализ роли современной системы образования в вопросах просвещения семьи и их взаимодействия имеет важное теоретико-методологическое и прикладное значение. Не вызывает сомнения,

что все звенья системы образования и воспитания подрастающего поколения должны находиться во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, ее единству, интеграции воспитательных усилий.

Резкое ухудшение показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения вызывает обеспокоенность. Речь идет не только о неблагоприятной демографической ситуации, но и о качестве населения, воспроизводстве его во всем богатстве физических и социальных свойств. Отмеченное обстоятельство обусловливает необходимость радикальной перестройки физического воспитания как неотъемлемого компонента системы образования. Состояние здоровья детей и подростков, определяющее будущее состояние здоровья населения страны, представляет собой важнейший показатель достижений общества в социально-экономическом, научном и культурном аспектах. Механизмы физической культуры настолько важны, что их можно характеризовать как законы социального самосохранения, - без знания и учета их любое планирование будущего обречено на неудачи. Поэтому повышение эффективности физического воспитания подрастающего по-

#

коления остается важнейшей задачей современного общества и должно осуществляться во всех звеньях образовательно-воспитательной системы. Сегодня семья и образовательные учреждения во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает возможности этих социальных институтов.

Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к обозначенным проблемам, является разработка и принятие основополагающих документов, регламентирующих деятельность органов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта [5-12].

В работе «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи с целью организации физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи» автором обоснована необходимость взаимодействия школы и семьи как ключевого условия эффективной реализации специфических задач физического воспитания подрастающего поколения в рамках государственных обязательных форм занятий физическими упражнениями и спортом, а также в условиях семейного быта; представлены основные положения концепции физического воспитания в системе «семья - школа» [13; 14].

Общеизвестно, что систему характеризуют те присущие ей черты, которые выражают основы ее целостной упорядоченности и находят свое отражение в функциях. Рассмотрим эти функции, но прежде чем приступить к их характеристике, обратим внимание на некоторые исходные понятия, на которые автор ссылается в данной статье - система «семья - школа» и «педагогическое взаимодействие».

Система «семья - школа» представляет собой органическую часть общей системы образования и воспитания подрастающего поколения, удовлетворяющую и развивающую определенные потребности различных континген-тов, прежде всего детей и подростков, в физическом, психическом и духовно-нравственном совершенствовании на основе специально разработанного программно-методического комплекса, включающую органы управления, образовательные учреждения и семью в качестве субъектов активного взаимодействия [13].

Под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия [15].

Описание функциональной характеристики системы начнем с формулировки основной концептуальной идеи, отвечающей на вопрос: зачем необходима данная система? Хотя мы уже касались этого в аргументации актуальности проводимой работы [14], еще раз подчеркнем, что разработка системы «семья - школа» дает возможность комплексно увидеть состояние образования и воспитания подрастающего поколения, обосновать необходимые организационно-педагогические, социальные и иные условия для разработки стратегии развития этой системы, скоординиро-

вать усилия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса для реализации целевых установок системы образования и семейной политики в РФ.

В отличие от технических и биологических систем социальные системы, - а к таковым относится и система «семья - школа», - включают в себя человека в качестве одного из важных элементов, определяющих особенности их функционирования [16]. Поэтому социальные системы всегда выступают как процессы взаимодействия элементов системы между собой и с окружающей социальной и природной средой. Окружающая среда в данном случае выступает как источник информации и ресурсов, как сфера деятельности систем, «потребитель» результатов функционирования.

В качестве концептуальной основы и методологической предпосылки формирования системы «семья - школа» и взаимодействия ее компонентов логически выступает структурно-функциональный подход, являющийся адекватным средством при рассмотрении сущности многих процессов, протекающих в социальных системах, и позволяющий рассмотреть объект исследования через призму его отношений с другими объектами и окружающей средой. Это особенно важно, так как такие отношения становятся условием существования самого объекта и оказываются его сущностной характеристикой.

В рамках данной статьи автор абстрагируется от субъектно-структурной стороны системы «семья - школа» (формальный аспект функционального подхода) и останавливается на исследовании тех функций и функциональных отношений, которые присущи системе (содержательный аспект функционального подхода). То есть функциональный аспект системы понимается как проявление ее активного начала, форма жизнедеятельности данной системы, ее компонентов и характеризуется динамичностью.

Под функциональными особенностями системы «семья - школа» в данном случае понимается объективно присущие ей (системе) свойства воздействовать на субъектов взаимодействия в рамках системы и в определенных отношениях удовлетворять их воспитательно-образовательные интересы и запросы в комплексе с другими общекультурными потребностями личности и общества.

Еще раз подчеркнем, что функционирование системы эффективно в тех случаях, когда происходит гармоничное и органичное взаимодействие всех элементов, несмотря на то, что каждый из них играет самостоятельную роль в достижении стоящих перед системой целей. Это справедливо, однако, лишь в случае, если не упускать из внимания доминирующей роли социальных факторов и закономерностей возникновения, функционирования и развития системы. Поэтому элементы системы представляют собой не просто обособленные, а структурообразующие ее части, расположенные в определенной иерархической зависимости [17].

Для верного анализа функций, присущих системе «семья - школа» необходимо иметь в виду их зависимость от особенностей и школы, и семьи как социальных институтов, специфики социальных сфер и структур, определяющих направленность их деятельности.

В настоящее время традиционные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, социализирующая, экономическая, хозяйственно-бытовая и др.) внутренне трансформированы как по линии сложности, глубине проникновения в семейно-поколенческий контекст, так и по уровню влияния на реализацию субъектно-личностных характеристик членов семьи, их жизненной стратегии. Усилилось также противоречие между процессом автоно-мизации семьи в выполнении функций и усилением зависимости от внешних социально-экономических условий. Выявлено расширение функционального спектра жизнедеятельности семьи. Наряду с традиционными функциями особую роль приобретают измерительная, регулятивная, интегративная, дифференцирующая, селективная функции, помогающие организовывать жизнедеятельность семьи в условиях изменчивости, многоукладности и нестабильности социума. В современной семье изменяется иерархия значимости этих функций, связанных не с репродукцией (как это традиционно считалось), а с обще-

нием, взаимопомощью представителей всех поколений в семье, коммуникативным взаимопониманием супругов, родителей и детей, а также с обеспечением дохода, преемственности и селективности.

Изучение особенностей функционирования системы «семья - школа» и определение роли педагогического взаимодействия педагогов и родителей предполагает конкретизацию знаний о ее основных функциях.

Выделение таких категорий, как функции системы «семья - школа» (взаимодействия школы и семьи), и их глубокое осмысление - непременное условие определения ее реальных и потенциальных возможностей воздействия на детей и родителей.

Выделение конкретных функций системы «семья -школа», а также их классификация возможны при соблюдении ряда условий:

1. Существенность выделяемых признаков. Основными признаками выделения тех или иных функций системы «семья - школа» могут быть только такие ее свой-

Школа Семья

и г» 4

Функции

Общие (общевоспитательные)

±

- функции содействия воспитанию нравственных и интеллектуальных свойств и качеств, необходимые в учебной и иных видах деятельности;

- функция содействия освоению жизненно необходимых умений, навыков и связанных с ними знаний

Специфические

Организационно-управленческий блок:

- интегрирующая

- организационная

- координирующая

Образовательно-информационный блок:

- образовательная

- просветительская

- исследовательская

- прогностическая

Воспитательно-развивающий блок:

- воспитательная

- социализирующая

- развивающая

- регулирующая

- защитная

- компенсирующая

- корректирующая

Рис. Функции системы «семья - школа»

Таблица

Функциональные особенности системы «семья - школа»

$

Блоки ф-ций Функции Функциональные особенности системы «семья - школа»

и 01 ^ X 01 ^ СО та с Интегрирующая Содействует объединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий со стороны педагогов и со стороны родителей; совместные усилия приводят к кумуляции эффекта воздействия, который не просто является суммой эффектов воздействий со стороны образовательных учреждений и семьи, а выражается производным от этого воздействия, приводящим воспитательные возможности образовательного учреждения и семьи к новому качественному уровню

О X X о ^ та Организационная Формирует необходимые знания и умения организовать разнообразные формы сотрудничества образовательного учреждения и семьи в рамках учебной и внеу-чебной деятельности

X та О Координирующая Проявляется в способности привлечь внимание к проблемам семьи, воспитания и образования детей и родителей разных специалистов (психологов, социальных педагогов, врачей и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы

« И И о н а Образовательная Способствует формированию у педагогов необходимых компетенций для работы с семьей; готовности родителей к роли учителей своих детей; формирует у родителей необходимые знания, умения и навыки организации домашнего образовательного процесса и обеспечивает непрерывность и единство школьного и семейного воспитания

а а о я н о м >4 ч Просветительская Обеспечивает субъектов образовательно-воспитательной деятельности новейшей научной информацией по актуальным проблемам развития личности ребенка, физического и интеллектуального воспитания и др.; способствует постоянному обмену информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени

ф н св п О со св а Исследовательская Формирует умения диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал, навыки работы с конкретной проблемой, стимулирует у родителей поиск различных подходов к воспитанию ребенка

ю О Прогностическая Формирует способность понять траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития

Воспитательная Способствует повышению воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей; формирует необходимые личностно-психические и нравственные качества субъектов процесса взаимодействия (детей, педагогов, родителей)

Социализирующая Обеспечивает непрерывность, устойчивость воздействия в плоскости взаимоотношений школы и семьи, основанных на взаимной ответственности; обеспечивает возможность возрастания социального опыта составляющих ее субъектов на основе передачи-наследования и взаимного обучения

« н ЕТ 2 св П Н п со св Развивающая Стимулирует развитие положительных изменений в личности ребенка, педагога и родителей, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых; обеспечивает развитие ученического, педагогического и родительского коллективов в отдельности и во взаимодействии; формирует необходимые двигательные умения и навыки и связанные с ними знания, развивает физические качества и сопряженные с ними двигательные способности

а О М >4 Ч ф Н св Н Регулирующая Упорядочивает педагогический процесс и его влияние на формирование личности отдельного ребенка, ученического, педагогического и родительского коллективов; регулирует процессы взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания и развития ребенка

Н И о о т Защитная Способствует повышению уровня социальной защищенности учащихся, педагогов, родителей; нивелирует влияние негативных факторов окружающей социальной среды на личность ребенка и процесс его развития

Компенсирующая При необходимости создает условия в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей

Корректирующая Способствует коррекции нарушенных или негармоничных семейных супружеских и детско-родительских отношений, отношений между педагогами и детьми, педагогами и родителями, в целом между школой и семьей, а также всей системы с социумом

#

$

ства, которые выражают ее существенную роль в процессе воспитания и социализации детей; взаимодействия образовательного учреждения и семьи, подготовки специалистов, готовых к осуществлению этого взаимодействия на практике, и готовности родителей повышать свою педагогическую культуру.

2. Разграничение общих и специфических функций. Подразумевает, что общие, в данном случае - общевоспитательные функции системы «семья - школа», преимущественно основываются на их взаимосвязи с целостным воспитанием личности. Специфическими функциями системы «семья - школа» правомерно считаются те, в которых выражаются конкретные особенности ее воздействия на субъектов взаимодействия и компоненты системы.

3. Включенность функций системы «семья - школа» и взаимодействия педагогов и родителей в целостную систему воспитания и образования подрастающего поколения.

Принимая во внимание отмеченные ориентиры, перейдем к систематизационной характеристике функций системы «семья - школа», при этом учтем, что предлагаемая систематика имеет ориентировочный характер и не претендует на окончательные решения, поскольку исследования в данном направлении продолжаются и в дальнейшем, автор надеется, будут пополняться и уточняться.

Таким образом, с некоторой условностью выделим следующие группы функций системы «семья - школа» (см. рис. и табл.): общевоспитательные и специфические, которые объединены, в свою очередь, в три блока: организационно-управленческий, образовательно-информационный и воспитательно-развивающий.

Общие (общевоспитательные) функции системы «семья - школа» усиливают процесс воспитания и социализации детей и подростков в условиях образовательного учреждения и рамках семейного быта. Считается, что основной общей целью воспитания подрастающего поколения является обеспечение возможно более разностороннего, гармоничного развития личности как в условиях коллективной творческой деятельности, так и индивидуализированной. Воплощение такой воспитательной цели в системе «семья - школа» может способствовать, прежде всего, нравственному, интеллектуальному, трудовому воспитанию детей и подростков.

Функция содействия развитию жизненно необходимых умений и навыков и связанных с ними знаний проявляется в первую очередь в ее воздействии:

- на формирование у педагогов знаний об особенностях современной семьи, методах семейного воспитания, средствах и формах взаимодействия с родителями и просвещения их; становлении и упрочении у них установки на активную творческую педагогическую деятельность;

- на формирование у родителей знаний о психофизиологических особенностях детей и подростков, средствах, методах и формах семейного воспитания; мотивации на активное взаимодействие со школой с целью повышения педагогической культуры и др.

У детей общие функции играют немаловажную роль в формировании, упрочении и проявлении нравственных

основ, мотивации, личностных установок и этических норм учебной и внеучебной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфические функции системы «семья - школа» отражают особенности функционирования данной системы в реализации задач, стоящих перед ней, и в выработке стратегии воспитания и образования подрастающего поколения.

Вышеперечисленные функции системы «семья - школа» в сочетании с другими факторами социальной среды вносят немаловажный вклад в обеспечение воспитания, развития и образования подрастающего поколения, повышение компетентности педагогов в вопросах просвещения семьи и взаимодействия с родителями, способствуют повышению педагогической культуры родителей и, таким образом, влияют на воспитательный потенциал семьи в целом.

Реализация на практике данных функций возможна при условии учета социального статуса семьи, семейных традиций, уклада жизни, культурного и образовательного ценза, а также, что особенно важно, готовности образовательных учреждений к реализации взаимодействия с семьей, умения педагогов варьировать приемы взаимодействия.

Как мы видим, все компоненты системы «семья - школа» тесно взаимосвязаны, и сбои хотя бы в одном из них немедленно, прямо или косвенно, будут сказываться на эффективности функционирования всех других подсистем и системы в целом. Поэтому поиск и обоснование механизмов оптимального функционирования системы «семья - школа» представляется актуальной проблемой, требующей дальнейшей разработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы школьного образования / Под ред. В.П. Панасюка. - СПб.: Дельта, 1996.

2. Бальсевич ВК. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3.

3. Кряж В.Н. Гуманизация физического воспитания. - Минск: НИО, 2001.

4. Armstrong N. New Directions in Physical Education. - Human Kinetics Publ. - Vol. 1. -1990.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р).

6. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р).

7. Национальная доктрина образования Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751.

ф

8. О положении семей в Российской Федерации. -М.: НИИ семьи, 1998.

9. Российская Федерация. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Закон РФ. - М.: Терра спорт, 2000.

10. Российская Федерация. Об образовании: Закон РФ. - 14-е изд. - М.: Ось-89, 2008.

11. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

12. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации. - М.: Терра спорт, 2006.

13. Ким Т.К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи: Моногр. - М.: НУ ОАОУ, 2008.

14. Ким Т.К. Концептуальные основы физического воспитания в системе «семья - школа»: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Физическое воспитание и спорт как факторы физического и духовного оздоровления нации (науч.-практ. школа проф. В.Н. Кряжа)», 9-10 апреля 2009. -Минск: БГУФК, 2009.

15. НедвецкаяМ.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. - М.: Академия, 2006.

16. Марков Ю.Г. Функциональный подход и его методологическое значение в теории и практике у правления большими системами: Дис. ... д-ра филос. наук. - Новосибирск, 1984.

17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, Спорт-АкадемПресс, 2008.

18. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие. - М.: МГСУ, 2000.

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ: ПРИРОДА, СТРУКТУРА, ПРИЧИНЫ

NATURE, STRUCTURE AND ROOTS OF SCHOOL DISADAPTATION ^

Н.Н. Савина Savina N.N.

В статье рассматривается актуальная проблема социализации школьников через механизм социальной адаптации, нарушение которой приводит к формированию школьной дезадаптации. Проведенное лонгитюдное исследование позволило определить структуру школьной дезадаптации, причины ее возникновения, стадии развития дезадаптированной личности ребенка, типологизировать «группы риска» детей в отношении школьной дезадаптации.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, школьная дезадаптация.

This paper examines secondary school students' socialization carried out by means of social adaptation mechanism. Failures in social adaptation result in developing school disadaptation. The results of the undertaken longitudinal study allow to define the structure of school disadaptation, its roots, disadaptation development stages, as well as to classify school disadaptation «risk groups».

Keywords: socialization, social adaptation, school disadaptation.

Понятие школьной адаптации сопряжено с понятием социальной адаптации, которая представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. Важный аспект социальной адаптации - это принятие индивидом социальной роли, в частности, в школе - роли ученика. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социали-

зации личности. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации, поэтому школе отводится первостепенное место в этом процессе.

Социальная адаптация актуализируется в тот момент, когда социальная среда начинает приходить в противоречие с возможностями, способностями, целями, потребностями, взглядами и убеждениями личности. При разрешении личностью данного противоречия индивидуальный опыт становится фактом социализации или обнару-

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.