УДК 373.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2013Кадиева М.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Одной из актуальнейших проблем современной педагогической науки остается проблема социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсутствует технология педагогической поддержки процесса социализации, эта работа осуществляются порой на интуитивном уровне, что, как правило, ведет к негативным и необратимым последствиям. Такая ситуация вызвана множеством факторов: изменением социальной ситуации развития детей, проводимой реформой образования, наличием в обществе социально-педагогических проблем. Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать успешности процесса социализации младших школьников.
One of the most urgent problems of modern science is the problem of primary schoolchildren's socialization. Today educational institutions are in the absence of the pedagogical support technology of the socialization process. Sometimes this work is carried out at the intuitive level. As a rule, it has negative and irreversible consequences. It is caused by a variety of factors, such as: changes in the social situation of the children's development, the ongoing education reform, the presence of the social and educational problems in the society. The article deals with the family and school pedagogical interaction, as a condition that will promote the success of the primary schoolchildren's socialization process.
Ключевые слова: социализация, младший школьник, семья, школа, общество, педагогические условия, адаптация.
Keywords: socialization, primary schoolchild, family, school, society, society, pedagogical conditions, adaptation.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, появление новых взглядов на становление и развитие личности, смена интересов государства, социального заказа требуют пересмотра характера отношений, формирования умений жить вместе, готовности к конструктивному решению конфликтных ситуаций. В этой связи актуальной становятся проблемы социализации младших школьников, выявления социально-психологических и личностных особенностей детей, способствующих успешной адаптации к среде, становлению социально зрелой личности на различных этапах возрастного развития.
Педагогика и психология располагают рядом исследований, посвященных изучению проблем социализации личности на различных возрастных этапах (К. А. Абульханова-Славская, B. С Мухина, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие) [8, 12].
В современной науке акцентируется внимание на возможностях различных образовательных технологий, в частности, педагогического
взаимодействия, понимаемого как организация процесса, обеспечивающего раскрытие личностного потенциала, преодоление социально-психологических трудностей и т. д.
Проблема социализации также рассматривается с позиций выявления сущности социального развития, включения индивида в систему отношений, наделения его
общественными свойствами, изучения историко-этнографичес-кой социализации детей.
Механизмы социального
взаимодействия, определения содержания процесса социализации раскрываются в работах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина и др. [1,
3]
Вопросы возрастной специфики социализации исследуются в работах таких психологов, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. Ф. Рыбалко, Л. Р. Обухова, Д. Б. Эльконин и др. [6, 9, 11, 13].
Вопросам повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно-образовательный процесс посвящены исследования А. В. Мудрика, Д. И. Фельдштейна, А. А. Реана, Р. Бернса, У. Бронфенбреннера и др. [5, 7, 10, 12].
Известно, что младший школьный возраст является сензитивным для возникновения, становления таких новообразований, как формирование «Образа Я», «Я-концепции», картины мира, возникновение «универсальной ценности», появление рефлексивного мышления, «открытие Я».
Для детей этого возраста характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни; становление социальной зрелости; овладение социальным опытом; возникновение общественных мотивов и другие. Момент поступления ребенка в школу является такой ситуацией, в которой общество предъявляет определенные требования к социальной зрелости младшего школьника.
В этой связи возраст 7-8 лет рассматривается в психолого-педагогической науке как важнейший возрастной этап становления личности, как этап формирования предпосылок для дальнейшего саморазвития,
самореализации, которые будут способствовать социальному и
личностному развитию детей данной возрастной категории.
Анализ практики социализации личности указывает на недостаточную разработанность механизма
педагогического взаимодействия
младших школьников в вопросах их социального развития, подтверждением чему выступают противоречия между:
• рассмотрением социализации не как внешнего соответствия требованиям и взаимодействием для развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих успешное функционирование субъекта в обществе;
• возросшей значимостью социальных и личностных предпосылок развитиямладшего школьника и отсутствием системы педагогического взаимодействия;
• системой воспитания в школе и требованиями к социализации личности.
Приведенные противоречия
актуализируют проблему
педагогического взаимодействия семьи и школы для успешной социализации младших школьников.
Вследствие этого возникает необходимость изучения проблемы социализации не только как процессуальной характеристики, но и с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре исследования оказываются социально-психологические и
личностные особенности субъекта социализации, обеспечивающие ему полноценное развитие в обществе.
Социализация личности младшего школьника требует не только осмысления ее значения, определения сущности, создания условий для проявления индивидуальности личности в поведении и деятельности, но и в осознании учащимися своей социальной и личной значимости и т. д.
Следовательно, социализация
понимается как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей с общественными условиями,
социальными нормами и правилами поведения. При этом
социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-
эффективных в непрерывно
изменяющихся обстоятельствах
личностных и социальных качеств, установок, способов взаимодействия.
На основе проведенного нами сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы в качестве наиболее сущностных признаков социализации младших школьников выделены:
• исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс становления личности, включая формирование самосознания и активной жизненной позиции;
• процесс и результат усвоения индивидом социально-культурного опыта (навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и т. д.), способствующие включению в систему общественных отношений младших школьников;
• передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности посредством воспитательной среды;
• не просто усвоение младшими школьниками социальных норм и
Следовательно, на первый план выступает необходимость организации эффективного сотрудничества школы и семьи в вопросах социализации школьников.
Неразработанность механизмов
педагогической поддержки процесса социализации младших школьников, где преобладают интуитивный характер, ведущий к негативным и необратимым последствиям; отсутствие условий для успешной социализации; учёт
социального заказа общества, позиций
культурных ценностей общества, но собственное развитие, саморазвитие и самореализация в обществе.
Образовательные учреждения
способны оказывать педагогическую поддержку в социализации младших школьников, если соответствующим образом организованы и
структурированы методические,
управленческие, кадровые и другие ресурсы, функционирует социальная и культурная среда, обеспечивающая связь с традициями народного воспитания, школьник принимает посильное участие в делах взрослых, общается с природой, приобретает умения и навыки взаимодействия в социуме. При этом социальное воздействие приобретает систематизированный характер, если обеспечивается становление социальной позиции младшего школьника, принятие и внутреннее осознание им роли ученика, мотивация к выполнению социально-значимой учебной деятельности, включение в систему межличностных отношений и т. д.
на
родителей и т. д., актуализирует проблему исследования.
В соответствии с целью и задачами, поставленными и решенными в экспериментальном исследовании, нами выявлен уровень социализированности, содержательными показателями которого выступали: адекватная, соответствующая возрастным требованиям и
индивидуальным возможностям, позиция субъекта в деятельности и общении; развитость самосознания, где значимыми характеристиками выступали: образ «Я», выраженный в адекватной самооценке и
емеиная
жольная
^педагогическая ►психологическая ^социальная ►медицинская ^юридическая
Рис. Виды педагогического взаимодействия
предпосылках субъектности; социальный статус, проявляемый в приятии сверстниками; успешность деятельности, связанная с уровнем мотивации.
Показателями сформированности социальной позиции младших
школьников нами в сфере учебной деятельности рассматривается уровень мотивации, в общении - позиция ученика в системе взаимоотношений в группе сверстников; в самосознании -самооценка и предпосылки субъектности младших школьников.
На основе сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы, помимо организации педагогической поддержки в качестве необходимых условий социализации младших школьников, нами определены:
• целенаправленное социальное воздействие в деятельности и общении;
• единство подражания, имитации и идентификации, способствующие воспроизводству воспринимаемого поведения;
• половая идентификация, через усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для определенного пола;
• социальная оценка поведения, где подкрепляющим и формирующим фактором выступает реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения;
• конформность, некритическое восприятие и следование стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии, что выступает условием оптимальной социализации.
С учетом приведенных факторов целенаправленная работа по
социализации личности младшего школьника должна включать
педагогическое взаимодействие,
проявляемое в: функционировании соответствующих систем, технологий и методов обучения и воспитания; наличие среды и инфраструктуры
образовательного учреждения;
расширение и обогащение внеурочной и внешкольной деятельности; во введении программ дополнительного образования,
позволяющих получить умения и навыки деятельности и общения в социуме; создание благоприятного
психологического климата для участников педагогического процесса и т. д.
По нашему мнению, наиболее значимыми в педагогическом
взаимодействии субъектов выступают этапы:
• диагностический, ориентированный на фиксацию факта, смысла проблемы, определение условий диагностики, обговаривание проблемы с младшим школьником;
• поисковый, предполагающий организацию совместно с учащимися поиска причин возникновения проблемной ситуации;
• договорный, ориентированный на проектирование действий педагога и ребенка по решению проблемы;
• деятельностный, включающий действия самого школьника при поддержке и одобрении педагогом, а также действия педагога по координации специалистов в школе и вне ее;
• рефлексивный, включающий совместное с учащимся обсуждение успехов и неудач, констатация факта разрешимости проблемы или поиск новых путей решения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Педагогическое взаимодействие школы и семьи по социализации личности младшего школьника представляет собой взаимосвязанные действия, направленные на социализацию в педагогической деятельности общеобразовательной школы; повышение научно-методической грамотности родителей по социализации младших школьников; установление партнерских и субъект-субъектных отношений в коллективе, что обеспечит активизацию участников образовательного процесса.
2. Педагогическое взаимодействие семьи и школы по вопросам социализации младшего школьника (непосредственное взаимодействие педагога и учащихся) направлено на поддержку социальной позиции школьника по этапам: ориентировочно-
диагностический, реконструктивно-
рефлексивный, конструктивно-
развивающий, обобщающий,
рефлексивно-аналитический.
3. Организация педагогической поддержки социализации младшего школьника в сфере учебной деятельности привела к уменьшению количества учащихся с низким уровнем мотивации и увеличению их представленности на высоком и среднем уровням. Положительная динамика позволяет констатировать наличие направленности на учебную и познавательную активность у большинства испытуемых, повышение общего уровня обучаемости и развития у респондентов экспериментальной группы.
4. Экспериментальное апробирование педагогических условий в
социализации личности младшего школьника подтвердило эффективность и результативность предлагаемой системы, поскольку наблюдается достаточное проявление показателей
сформированности социальной позиции в экспериментальном классе. При этом прослеживается корреляционная связь показателей становления социальной позиции школьника, ядром которой является мотивация учебной
деятельности.
5. Поддерживающая технология направлена не только на оказание оперативной помощи и поддержки, но и на формирование всего положительного, что существует в младшем школьнике через индивидуальную, групповую, коллективную поддержку и
взаимодействие.
Примечания
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М. : Педагогика, 1980. Т. 1. 232 с. Т. 2. 288 с. 2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М. : Институт практической психологии, 1996. 384 с. 3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1996. 376 с. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. СПб. : Лениздат, 1992. 400 с. 5. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / пер. с англ. М. : Прогресс, 1986. 420 с. 6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. 170 с. 7. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М. : Прогресс, 1976. 165 с. 8. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Мат-лы Всероссийской конференции. М., 1996. 75 с. 9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. 10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2001. 320 с. 11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М. : Рос. пед. агентство, 1996. 374 с. 12. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. 160 с. 13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
Статья поступила в редакцию 27.02.2013 г.