УДК 373.018.26
Ражина Ирина Николаевна
Razhina Irina Nikolayevna
аспирант кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания
Пятигорского государственного университета, старший преподаватель кафедры общегуманитарных, естественно-научных дисциплин и физического воспитания Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
PhD student, Intercultural Communication, Linguistic Didactics, Pedagogical Technologies of Training and Education Department, Pyatigorsk State University Senior Lecturer, General Humanities, Natural Sciences and Physical Education Department, North Caucasus branch of Moscow Institute of Humanities and Economics
EDUCATIONAL CONDITIONS OF SCHOOL AND FAMILY INTERACTION IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Аннотация:
В статье раскрываются нормативно-правовые и концептуальные аспекты педагогических условий взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников. На основании анализа нормативных документов и публикаций российских исследователей выделены дифференциальные признаки и уровни педагогических условий, предложено авторское определение понятия «педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании». Рассмотрены факторы, обусловившие актуализацию проблемы совместной деятельности педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании младших школьников, структурированы уровни педагогических условий этого взаимодействия. Раскрыты ведущие направления реализации педагогических условий по взаимодействию педагогов и родителей в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников на государственном, региональном, институциональном и личностном уровнях.
Ключевые слова:
педагогические условия, духовно-нравственное воспитание, взаимодействие школы и семьи, младшие школьники, нормативные документы об образовании, концепции российских исследователей, дифференциальные признаки педагогических условий, государственный, региональный, институциональный, личностный уровни педагогических условий.
Summary:
The article describes the legal and conceptual aspects of the educational conditions of school and family interaction in the spiritual and moral upbringing of junior schoolchildren. Based on the analysis of normative documents and publications of Russian researchers the author considers distinctive features and levels of educational conditions and suggests an original concept of "educational conditions of school and family interaction in the spiritual and moral education". The article deals with the factors determining the necessity of collaboration of teachers and parents in the spiritual and moral education of junior schoolchildren. The levels of educational conditions of this cooperation are structured. The author discusses the key areas of implementation of educational conditions to establish interaction between teachers and parents in spiritual and moral education of junior schoolchildren at the national, regional, institutional and individual levels.
Keywords:
educational conditions, spiritual and moral education, interaction between schools and families, junior schoolchildren, normative documents on education, concepts of Russian researchers, distinctive features of educational conditions, national, regional, institutional, personal levels of educational conditions.
Теоретическое обоснование педагогических условий обучения и воспитания детей и молодежи является важной задачей современной педагогической науки. Так, в Паспорте специальности научных работников по общей педагогике, истории педагогики и образования (13.00.01) в рамках областей исследования выделены педагогические условия развития личности в процессе обучения, воспитания, образования [1]. Особое внимание в теории и практике российского образования XXI в. уделяется научному осмыслению и теоретическому обоснованию педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей (С.И. Абрамов, Д.А. Бежевец, А.Я. Данилюк, И.В. Метлик, О.М. Потаповская, В.Е. Пугач и др.). Решение этой задачи обусловливает необходимость уточнения понятий «условия» и «педагогические условия», а также определения типов и уровней педагогических условий, которые должны обеспечить успешную реализацию процессов обучения и воспитания.
В словарно-справочных изданиях «условие» трактуется как: обстоятельство, от которого что-либо зависит; правила, установленные в какой-нибудь области деятельности; обстановка, в
которой что-нибудь происходит [2, с. 588]. В философском знании условия понимаются как совокупность обстоятельств, процессов, отношений, которые необходимы для существования и изменения определенного объекта [3, с. 462]. В психологии данное понятие характеризуется прежде всего как совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих психологическое развитие человека, которые ускоряют или замедляют этот процесс, оказывают влияние на его динамику и конечные результаты [4, ч. 2, с. 270-271]. В педагогических словарях условие чаще всего рассматривается как совокупность природных, социальных, внешних и внутренних влияний на развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [5, с. 36], а также как внешние и внутренние обстоятельства, которые благоприятствуют или препятствуют действию факторов развития объекта, явления или процесса [6, с. 30].
Исследователи выделяют общие и специфические условия, содействующие или препятствующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, этнические, географические факторы, определяющие общие и особенные черты педагогической системы на государственном уровне; специфические характеризуют особенности культурного и социального окружения обучающихся, образовательной организации, воспитательные возможности окружающей среды, материально-технические ресурсы школы, качество учебно-воспитательного процесса, морально-психологическую атмосферу в школьном коллективе, уровень педагогической культуры педагогов и др. [7, с. 9].
Проведенный сопоставительный анализ определений из различных областей гуманитарного знания дает основания считать, что понятие «условие» является общенаучным и многоаспектным. Сущность педагогического контекста условий характеризуется следующими дифференциальными признаками:
1. Условия - это совокупность объектов, факторов, процессов, средств, нацеленных на создание или изменение ситуации развития, обучения и воспитания личности на основе внешних и внутренних обстоятельств.
2. Внешние обстоятельства представляют собой социально-педагогические условия, внутренние обстоятельства включают организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.
3. Педагогические условия как совокупность взаимосвязанных объектов, факторов, процессов, средств существуют и взаимодействуют в рамках педагогической системы, могут создавать благоприятные предпосылки или препятствовать решению задач воспитания и обучения.
4. Педагогам и руководителям образовательных организаций важно тщательно подбирать и апробировать оптимальные (т. е. наиболее соответствующие) организационно-педагогические и психолого-педагогические условия обучения и воспитания личности растущего человека на целевом, методическом, содержательном и технологическом уровнях, а также принимать активное участие в определении и реализации социально-педагогических условий, связанных с концептуальным и нормативным обеспечением содержания образования и образовательного процесса.
В рамках проблемы исследования под педагогическими условиями взаимодействия школы и родителей в духовно-нравственном воспитании учащихся понимаем совокупность объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, предпосылок, процессов, средств, которые способствуют или препятствуют организации взаимных действий педагогов и родителей в приобщении растущего человека к духовным и нравственным ценностям и нормам поведения.
Поиск и научное осмысление педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников дают возможность выявить внешние и внутренние факторы, затрудняющие решение поставленных задач. В числе таких факторов ученые выделяют: отсутствие преемственности между сложившимися в российском обществе нравственными нормами и новыми ценностями, сформировавшимися в период демонтажа советской идеологии; падение общего уровня культуры и нравственности у населения, снижение функций семьи в воспитании детей; повышение доли молодых людей, приверженных антисоциальным привычкам: наркомании, токсикомании, алкоголизму; рост преступности среди молодежи; угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма. Кроме того, отрицательно влияют на формирование нравственного облика растущего человека в современной России ухудшение качества жизни большинства населения страны, снижение общего уровня образования и культуры, отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения в культуре, литературе, средствах массовой информации и сети Интернет, снижение уровня квалификации педагогов и качества нравственного воспитания в образовательных организациях [8, с. 4-5; 9, с. 71-73; 10, с. 3].
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к усвоению духовно-нравственных ценностей, стремятся соответствовать социально одобряемым нормам поведения и брать в этом отношении пример со своих родителей. Поэтому государство и научно-педагогическое сообщество уделяют особое внимание поиску и созданию оптимальных условий реализации
идей духовно-нравственного воспитания в начальной школе. В государственных нормативных документах об образовании: в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [11, с. 112], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010) [12], Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 г.) [13], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015) [14] духовно-нравственное воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегическое направление государственной политики в сфере образования. В названных документах предлагаются стратегии и способы вовлечения родителей в решение задач духовно-нравственного воспитания детей.
В работах современных отечественных исследователей большое значение придается выявлению и обоснованию условий духовно-нравственного воспитания детей на уровне образовательной организации [15; 16; 17, с. 10; 18]. Например, известный специалист по вопросам дошкольного образования О.М. Потаповская в качестве педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации выделяет: создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; культурологическое обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка; реализацию комплекса воспитательно-образовательных программ социокультурной направленности; реализацию идей духовно-нравственного воспитания в содержании всех разделов образовательных программ дошкольного образования, а также повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей; педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка, научно-методическое сопровождение деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания [19, с. 34].
Е.Г. Замолоцких типологизирует педагогические условия эффективности совместной работы семьи и школы во всех направлениях деятельности по двум уровням [20]. Первый уровень определяется в концепции исследователя как надшкольный и включает деятельность федеральных, или общенациональных, региональных и муниципальных организаций, которые реализуют совокупность организационно-педагогических условий эффективности совместной работы, семьи и школы. На втором уровне педагогические условия обеспечивают эффективность взаимодействия школы и семьи в отдельной образовательной организации в ходе образовательного процесса и включают совместную деятельность педагогов и родителей по повышению качества образования, вовлечение родителей в работу по созданию развивающей образовательной среды и определенного типа организационной культуры; совершенствование культуры межличностного общения педагогов и родителей и использование их взаимоотношений как примера для детей. По аналогичным направлениям конструируется совместная деятельность школы и семьи в диссертационных исследованиях Т.В. Коваленко [21], Е.В. Коротаевой [22], И.В. Крупиной [23], М.Н. Недвецкой [24].
Сформулированные отечественными исследователями положения о совместной деятельности педагогов и родителей могут послужить основой для определения и обоснования педагогических условий взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников, поскольку, как свидетельствует проведенный анализ научной педагогической литературы, педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников системно не исследованы российскими учеными.
Основываясь на положениях, сформулированных в государственных нормативных документах об образовании, и идеях, обоснованных в концепциях отечественных исследователей, мы структурировали условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников по четырем уровням: государственный, или общенациональный, региональный, институциональный и личностный. Кратко охарактеризуем каждый из названных уровней.
На государственном уровне важно разрабатывать финансовые и организационные механизмы для реализации положений о консолидации усилий семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития России; уточнять стратегии и способы взаимодействия школы и родителей в социализации и воспитании растущего человека, используя результаты научных исследований, проводимых в сфере воспитания; усилить в обществе атмосферу заинтересованности различных социальных, культурных, религиозных групп в повышении нравственного уровня населения с привлечением печатных периодических изданий, радио, телевидения, сети Интернет.
На региональном уровне следует продолжить уточнение стратегий реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как ориентира для образовательных организаций, усилив в них меры по повышению социального и материального статуса родительства, учету культурных и религиозных особенностей региона, объединению культурного и воспитательного потенциала общественных и религиозных организаций, учреждений социально-культурной деятельности, образовательных организаций, семьи, региональных СМИ в повышении качества семейного воспитания детей на основе традиционных и современных семейных духовно-нравственных ценностей в ходе реализации принципов диалога культур и единства в многообразии, разработки и применения технологий взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
На институциональном уровне определяются или уточняются педагогические условия по объединению усилий школы и семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей конкретной образовательной организации, ближайшего социокультурного окружения детей, семейных традиций и ценностей. В число таких условий мы включили следующие: повышение уровня квалификации педагогов в сфере семейного и духовно-нравственного воспитания; просвещение и консультирование родителей по правовым и психолого-педагогическим аспектам семейного воспитания с ориентацией на задачи духовно-нравственного воспитания детей; популяризацию лучшего опыта духовно-нравственного воспитания детей в семьях; обновление содержания начального образования с учетом запросов родителей; разработку и реализацию технологий взаимодействия школы и семьи в приобщении школьников к духовно-нравственным ценностям, рассматривая семью в том числе как субъекта образования, обладающего определенной этнокультурной и конфессиональной идентичностью (И.В. Метлик), а также вовлечение родителей в создание в образовательной организации поликультурной среды. Кроме того, педагогам важно использовать технологию мониторинга образовательных потребностей родителей с учетом их культурных, этнических, религиозных особенностей.
На личностном уровне педагогические условия взаимодействия педагогов и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников должны быть направлены прежде всего на совершенствование культуры межличностного общения субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе родителей, в рамках гуманистической парадигмы образования. Основываясь на информации о культурных, этнических, религиозных особенностях семьи, педагог должен стремиться использовать эти особенности в духовно-нравственном воспитании ребенка как ресурс для его самообразования и самовоспитания с опорой на семейные культурные практики. В соответствии с ценностями гуманистической парадигмы образования взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено на укрепление и повышение авторитета семьи, создание атмосферы взаимного уважения. Важными педагогическими условиями на личностном уровне являются доверие к воспитательным возможностям родителей, оказание им помощи в решении задач, связанных с формированием духовно-нравственной культуры как детей, так и семьи в целом; оптимистический настрой в решении воспитательных проблем, опора на положительные качества ребенка и позитивные стороны семейного воспитания; соблюдение педагогического такта по отношению к родителям. Необходимой предпосылкой успешного взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников является нацеленность педагога на овладение инновационными педагогическими технологиями в сфере семейного воспитания.
Ссылки:
1. Паспорт специальности 13.00.01 [Электронный ресурс]. URL: http://yaaspirant.ru/pasport/pasport-specialnosti-13-00-01 (дата обращения: 25.08.2016).
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2007. 640 с.
3. Философский словарь / авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов н/Д., 2010. 562 с.
4. Немов Р.С. Психология : слов.-справ. : в 2 ч. Ч. 2. М., 2003. 352 с.
5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. 512 с.
6. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М., 2008. 352 с.
7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. 23 с.
9. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / под ред. д-ра пед. наук И.В. Метлика. М., 2012. 264 с.
10. Бежевец Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков : дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 261 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. 160 с.
12. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Указ. соч.
13. О внесении изменений в ФГОС НОО [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки от 31 дек. 2015 г. № 1576. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/prikaz-minobmauki-rossii-ot-31-dekabrya-2015-g-n-1576-o-vnesenii-izmenenij-v-fgos-noo.html (дата обращения: 28.04.2016).
14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 30.08.2016).
15. Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода : дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 174 с.
16. Китикарь О.В. Педагогические условия формирования нравственных понятий в начальной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 6. С. 45-52.
17. Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015. 24 с.
18. Щекина О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1.
19. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 27-50.
20. Замолоцких Е.Г. Семья и школа - социальные партнеры (исторический аспект) [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/zamolockih_1-2012.pdf (дата обращения: 20.09.2016).
21. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016. 27 с.
22. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 342 с.
23. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 314 с.
24. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 41 с.
References:
Adamova, AG 2008, Spiritually-moral education of younger schoolboys in extracurricular activities on the basis of a systematic approach, PhD thesis, Moscow, 174 p., (in Russian).
Bezhevets, DA 2015, An integrated approach to the spiritual and moral education of younger schoolboys and teenagers, PhD thesis, Moscow, 261 p., (in Russian).
Danyluk, AJ, Kondakov, AM & Tishkov, VA 2010, The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia, Moscow, 23 p., (in Russian).
Ippolitova, N & Sterhova, A 2012, 'Analysis of the concept "pedagogical conditions": essence, classification', General and Professional Education, no. 1, pp. 8-14, (in Russian).
Kitikar, OV 2016, 'Pedagogical conditions of formation of moral concepts in elementary school', Izvestiya Yuzhnogo feder-al'nogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki, no. 6, pp. 45-52, (in Russian).
Kovalenko, TV 2016, Modeling the interaction of family and school in the modern primary education, PhD thesis abstract, Omsk, 27 p., (in Russian).
Korotaeva, EV 2000, Pedagogy interaction in modern educational process, D.Phil. thesis, Ekaterinburg, 342 p., (in Russian). Krupina, IV 2001, The educational family environment and the school as a means of education and training, D.Phil. thesis, Moscow, 314 p., (in Russian).
Metlik, IV, Galitskaya, IA & Sitnikov, AV 2012, Spiritual and moral education: Theory, methodology and practice of the Russian school, Moscow, 264 p., (in Russian).
Nedvetskaya, MN 2009, Quality management of pedagogical interaction of school and family, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 41 p., (in Russian).
Nemov, RS 2003, Psychology: in 2 parts, part 2, Moscow, 352 p., (in Russian). Ozhegov, SI 2007, Russian Dictionary: about 53 000 words, 24th ed., Moscow, 640 p., (in Russian). Podoprigora, SY & Podoprigora, AS (comp.) 2010, Philosophical Dictionary, Rostov-on-Don, 562 p., (in Russian). Polonsky, V 2004, Dictionary of education and pedagogy, Moscow, 512 p., (in Russian).
Potapovskaya, OM 2013, 'Simulation of spiritual and moral education of children in preschool educational institution on the basis of values dominant national socio-cultural tradition', Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psikhologiya, vol. 1 (28), pp. 27-50, (in Russian).
Potapovskaya, OM 2015, Spiritual and moral education of children in pre-school educational institution on the basis of the national socio-cultural traditions, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 24 p., (in Russian).
Shchekina, OA 2015, 'Family and School: harmonization of values education', Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv, no. 1, (in Russian).
Zagvyazinskiy, IN & Zakirova, AF (eds) 2008, Teaching Dictionary: manual for students of higher institutions, Moscow, 352 p., (in Russian).
Zamolotskikh, EG 2012, Family and school - social partners (historical aspect), viewed 20 September 2016, <http://mggu-sh.ru/sites/default/files/zamolockih_1-2012.pdf>, (in Russian).