УДК 37.013.78
ББК 74.200.25
Эскерханова Луиза Тагировна
кандидат экономических наук, доцент
кафедра «Управление персоналом» Чеченский государственный университет г. Грозный Eskerhanova Louise Tagirovna PhD in Economics, Associate Professor Department of "Human Resource Management" Chechen State University
Grozny Ngo.sovremennic@mail.ru
Роль традиций и обычаев в подготовке к семейной жизни у чеченцев
*
в укреплении института семьи
The role of customs and traditions in preparation for family life Chechens to strengthen the institution of the family
В статье рассматриваются особенности традиций и обычаев чеченского народа в подготовке молодёжи к браку и семейной жизни с изучением основных факторов духовно-нравственного воспитания, способствующих процессу эволюции традиционных семейных ценностей в ходе развития общества. Приведены данные социологических исследований в области изучаемой проблемы и вопросов необходимости сохранения традиционных семейных ценностей в условиях современности.
The article discusses features of the traditions and customs of the Chechen people in the preparation of young people for marriage and family life to the study of the main factors of spiritual and moral education, contributing to the process of evolution of traditional family values in the development of society. The data of sociological research in the field of study problems and issues need to preserve traditional family values in the present circumstances.
Ключевые слова: традиции и обычаи чеченского народа, традиционная семья, национальная культура, чеченская семейная педагогика.
Key words: traditions and customs of the Chechen people, the traditional family, national culture, the Chechen family pedagogy.
У каждого народа, своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том, же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам.
К.Д.Ушинский
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда содействия гражданскому обществу и правам человека «Женщины Дона», проект «Счастье нужно уметь построить»
В современных условиях развития общества проблема формирования традиционной семьи и брака характеризуется как актуальная для специалистов разных направлений и профилей: педагогика, психология, философия, социология. Исследования, проводимые в последние годы, в этом направлении рассматривают эту проблему, как систему традиционных семейных взаимоотношений и выявляют необходимость подготовки молодых людей к семейной жизни, для укрепления традиционного института современной семьи.
Каждый народ имеет свою сложившуюся духовную культуру развития, в которой общечеловеческие нормы этики и морали тесно переплетаются с межнациональными особенностями и менталитетом. На протяжении веков специфика жизни чеченского народа, формировалась, порождая традиции и обычаи, являющиеся частью его исторически сложившейся и сформировавшейся национальной культуры, и заслуживающие содействии в поддержке в современных условиях развития общества [1,с.279].
Традиции и обычаи чеченского народа играют немалую роль в традиционном формировании воспитательных аспектов молодого поколения. Каждое новое поколение сменяет предыдущее, дополняя и наследуя его достижения, а также приумножая их, развивает культуру и традиции своего народа. В основе традиций и обычаев чеченского народа лежит нравственная народная мудрость и эстетическая интуиция, вырабатывающая национальный идеал современного молодого человека.
Современная традиционная семья является социальной ячейкой общества, развивающейся в интересах удовлетворения личных и общественных потребностей человечества и по праву может называться школой любви, взаимоуважения и поддержки, где мы усваиваем основные уроки человечности и элементарные нормы человеческого общежития: порядочность, совестливость, честность, доброту, вежливость, гостеприимство, богобоязненность, уважительность, милосердие и др., являющиеся общечеловеческими ценностями.
Актуальность избранной темы исследования определяется традиционной
особенностью чеченского народа - уважение к старшему поколению и на этой основе создание традиционных семей, органическое переплетение религии с национальными традициями и его устойчивое, регулирующее положение в традиционной чеченской семье.
Отсюда вытекает необходимость обобщения и использования: во-первых, веками накопленного чеченским народом положительного опыта создания традиционной семьи;
во-вторых, решительно отмежеваться от всего отрицательного, что влияет на традиционную семейную жизнь, являясь помехой в нравственном воспитании и подготовки молодежи к семейной жизни и в создании традиционной современной семьи [2, с.143].
Исследования, проводимые среди молодежи, показывают, что основными признаками кризиса семейных взаимоотношений на современном этапе развития общества является обесценивание традиционных нравственно-моральных устоев, связанных со снижением престижа семьи и распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, результатом чего становится снижение уровня духовно-нравственного воспитания молодых людей.
Подготовка и обучение молодёжи основам традиционной семейной жизни включает серьезные вопросы традиционного воспитания: уважение к старшему поколению, взаимопонимание и взаимоуважение, богобоязненность, ответственность за семью, и т.д.
Какие бы нравственные традиционные нормы мы не исследовали, становится ясным, что усваиваются они с раннего возраста в семье на примере старшего поколения, так как семья является индикатором состояния и развития общества, и отражает многие параметры современных социально-экономических процессов. Именно поэтому изучение семьи и семейных взаимоотношений является актуальной проблемой для традиционных, индустриальных, и постиндустриальных сообществ.
К основным задачам, определяемым для воспитания молодого поколения,
входят обучение чеченской молодежи в рамках национальных традиций и обычаев, и подготовка их к семейной жизни, с прививанием ценностей престижа традиционной семьи [5,с.209].
Традиции и обычаи, большинство из которых возникли на основе потребностей общества, представляют собой основу, составляющую семейного счастья, взаимопонимания и благополучия и передаются из поколения в поколение. На протяжении веков они были обязательным атрибутом традиционной большой семьи, отражающими духовно-нравственные особенности поведения всех членов семьи и прививающими подрастающему поколению важность семьи и семейных взаимоотношений.
Традиционная народная педагогика является основой формирования духовно-нравственного сознания и повышения личностного опыта в целостной системе воспитания молодого поколения [4, с.168].
Современная молодежь определяет будущее общества. Именно поэтому, с целью выявления отношения чеченской молодежи к браку, к традициям и обычаям подготовки к семейной жизни было опрошено 70 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, обучающихся в Чеченском государственном университете. Все опрошенные уже имеют опыт семейной жизни, так как вступили в брак в возрасте 18-27 лет. Большинство молодых семей заключают сначала брак по исламским традициям, затем регистрируют его уже официально.
Абсолютное большинство молодых людей определили основные места знакомства с будущим супругом (супругой) таким образом - учебные заведения (30%), работа (15%) и знакомства через родственников (45%).
Проблема лидерства в семье не оспаривается, так как 77% молодых людей считают главой семьи мужчину и 23% определили, что решения в семье принимаются на основе совместного обсуждения. Таким образом, для современных семей характерна традиционная установка семейных взаимоотношений, когда главой семьи является мужчина.
Большинство молодых людей определили для себя традиционные празд-
никами, где есть возможность познакомиться с будущим супругом (супругой): свадьбы (45%), «белхи» (25%). 64% молодых людей доверяет родителям в вопросах выбора брачного партнера, так как доверяют опыту и знаниям старших.
В чеченских семьях, молодая сноха должна с уважением и почитанием относиться к родственникам мужа, принимая уклад и правила жизни в семье мужа (100%). И так же молодой зять должен с уважением и почитанием относиться к родственникам жены и на начальном этапе избегая общения с ними (100%).
Ключевыми факторами традиционной семейной педагогики 35% опрошенных считают воспитание личным примером родителей, 38% опрошенных считают воспитание на примере уважаемых людей и 27% опрошенных воспитание трудом.
К основным функциям традиционной чеченской семьи 85% молодых людей отнесли сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций семьи.
К традиционным ценностям, имеющим большое значение для своих семей, молодые люди отнесли: гостеприимство (15%), уважение к старшим (29%), богобоязненность (56%).
С учетом наличия стереотипа, что в молодой семье серьезную роль играет материальный фактор, 52% опрошенных считают, что материальным обеспечением семьи должен заниматься мужчина и 48% считают, что и мужчина и женщина в семье должны зарабатывать совместно.
Далее исследуемым было предложено ответить на вопрос об ответственности за воспитание детей и абсолютное большинство (87%) возложило эту ответственность на женщину, что, по сути, является ошибочным мнением, так как ответственность за воспитание детей лежит на обоих супругах.
Непоколебимым законом и правилом для чеченской семьи является уважительное отношение и забота о родителях и старшем поколении (100% опрошенных).
На современном этапе развития общества в Чеченской Республике, необходимо возрождать культуру реализации вековых национальных традиций и обычаев чеченцев, способных уберечь от перетолковывания их и злоупотреблений, определяя стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания молодежи.
Проблема традиционного воспитания молодежи и подрастающего поколения и подготовка его к семейной жизни является актуальной в современных условиях развития общества. В феврале 2013 года руководством Чеченской Республики была принята к реализации «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» созданная на основании следующих принципов: государственность; духовность; национальность.
Важным ориентиром в стратегии духовно-нравственного развития прогрессивного чеченского общества является основная аксиома концепции о необходимости воспитания молодого поколения на примере вековых национальных семейных традиций и обычаев.
В Единой концепции необходимо отметить основные разделы, способствующие процессу возрождения и развития традиционных семейных ценностей чеченского народа:
- популяризация и распространение традиционных семейных ценностей;
- популяризация традиционных национальных духовных ценностей;
- популяризация культурного наследия народов Чеченской Республики в рамках нравственно-эстетического воспитания молодежи [3, с.28].
Таким образом, увеличение роли национальных традиций и обычаев в подготовке к семейной жизни у чеченцев в укреплении института семьи, заключается в сохранении и передаче навыков, опыта и культурных ценностей, изучение этнической и национальной специфики и региональных особенностей семейного традиционного воспитания, дополняемого общественным влиянием и социальным воздействием общества.
Библиографический список
1. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогические произведения вайнахов - как один из источников формирования личности //Труды ГГНИ им. Академика Миллионщикова, 2002, Вып. №2 с 278-296.
2. Дендиева Р.У. Особенности семейного воспитания чеченского народа //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
3. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики от 13 февраля 2013г. г. Грозный. - 28с.
4. Саракаева А.Х. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Грозный,. 2013г. - 168с.
5. Хасбулатова З.И. К вопросу о роли семьи и общества в воспитании детей в традиционном чеченском обществе в XIX - начале ХХ в. // Теория и практика общественного развития (2014, №3)
Bibliography
1 Arsaliyev brm-X. Ethnopedagogical Vainakh works - as a source of identity formation // Works MSTI them. Academician Millionshtchikov, 2002, Vol. №2 with 278-296.
2 Dendieva R.W. Features of family education of the Chechen people // News Dagestan State Pedagogical University. Ser .: Psycho-pedagogical science. - 2011. - № 3. - S. 47-50.
3 Uniform concept of spiritual and moral upbringing and development of the younger generation of the Chechen Republic of 13 February 2013. Grozny. - 28c.
4 Sarakaeva A.H. Traditions and customs of the Chechens as ethnopedagogical principles of education of the younger generation // Scientific Library dissertations and disserCat. Terrible,. 2013. - 168s.
5 Khasbulatova Z.I. The role of family and community in the education of children in a traditional Chechen society in the nineteenth - early twentieth century. // Theory and Practice of Social Development (2014, №3).