УДК 316.7
Хадисова Петимат Вахаевна
аспирантка кафедры истории философии Чеченского государственного университета [email protected]
Petimat V. Khadisova
graduate student of department of history of philosophy Chechen state university [email protected]
Анализ трансформации
ценностей семьи в традиционной культуре чеченцев
Analysis of transformation
of tsen-nostey of
the family in traditional
culture of chechens
Аннотация. Данная статья посвящена анализу состояния современной чеченской семьи, культурных и этнических традиций. Они обусловлены рядом трансформационных процессов, произошедших во всех брачно -семейных сферах, оказывающих влияние на содержание семейных ценностей в традиционной культуре чеченцев. Автор приходит к выводу о том, что социальные трансформации, произошедшие под влиянием глобализации и интеграции чеченской культуры в современное мировое сообщество, привели к размыванию традиционных для чеченского народа семейных ценностей и этики ее внутрисемейных отношений и, как следствие, к ослаблению института семьи.
Ключевые слова: семья, социокультурная трансформация, семейные ценности, традиции.
Annotation. This article is devoted to the analysis of a condition of a modern Chechen family, cultural and ethnic traditions is caused by a number of the transformational processes which happened in all matrimonial spheres having impact on the maintenance of family values in traditional culture of Chechens. The author comes to a conclusion that, the social transformations which happened under the influence of globalization and integration of the Chechen culture into the modern world community led to washing out of family values and ethics of its intra family relations, traditional for the Chechen people, and as a result to weakening of institute of a family.
Keywords: family, transformation, household value, traditions.
Интерес к изучению современной чеченской семьи, ее этнических традиций продиктован рядом трансформационных процессов, произошедших во всех брачно-семейных сферах, оказывающих влияние на содержание семейных ценностей в традиционной культуре чеченцев.
Он также обусловлен глубиной и драматизмом ,
конца ХХ-начала XXI веков. Трансформация
.,
проходившая весьма быстрыми темпами и до,
характера восприятия семейных отношений и их , -
ходимость научного исследования семьи, включая и ее современную эволюцию, следовательно, и актуальность избранной темы.
На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов Кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии. Её наличие у чеченцев в конце XIX- начале XX вв. отмечалось многими рево-,
20-30-х годов прошлого века. Во второй половине XIX века в большой семье у чеченцев женатые сыновья обыкновенно оставались жить при отце, строя себе отдельный дом, но владея землей с
отцом. Следует отметить, что функцией передачи межпоколенческой этнической информации, играющей важную роль в процессе воспроизводства этноса и сохранении традиционных ценностей,
наибольшим потенциалом обладала именно ,
родители; этот тип семьи отличался строгой приверженностью к традиционному образу хдазни, соблюдением норм обычного права. Главой семьи у чеченцев был отец «ц1ийна да» - хозяин дома. Единство семьи могло сохраняться и после смерти отца, и в этом случае ее главой становился стар. -тетом и уважением, что и отец. Но в то же время, и это достойно внимания, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как в хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев [1, с. 27]. Как отмечает Х.В. Туркаев: «Внртренняя жизнь чеченской большой семьи отмечалась строгой организацией. Каждому члену в ней отводились свое место и обязанности, своя роль в трудовой деятельности коллектива. Как и у других горцев Кавказа, в чеченских семьях
сыновья были обязаны полностью подчиняться ,
приказание и безропотно выполнять его» [2, с. 243].
Женской частью руководила жена - «ц1ийна » - .
организации жизни и труда женщин большой семьи. В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него. «Ц1ийна нана» имела большую власть над младшими женщинами дома. Невестки должны были оказывать полное уважение к ней, особенно это относилось к млад. -шить господствовавшие в семье традиции те, кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин [1, с. 37]. По этому поводу
З.И. Хасбулатова пишет: «В прошлом женщина у
,
мужу, обладала все же большей независимостью, чем у других горцев. У кавказских горцев,
, ,
вмешиваться в разговор и т.д. В чеченских же
семьях отношения между супругами были более .
, -
лись» [2, с. 242].
Чеченцы, воспитанные в духе строгой морали,
всегда отличались сдержанным отношением к .
отмечал, что, несмотря на полное подчинение женщин, нельзя сказать, что по народным воззрениям женщина лишена всякой вежливости со стороны мужчин или находится в полной зави-
[3]. ,
женщина должна была вставать, когда входил мужчина, уступать ему место, дорогу, что объясняется ее уважением в его лице защитника, до, [2, . 242]. -
ние, наказание, убийство не могло происходить
, , -
ток, она могла остановить любое кровомщение. В традиционной семье чеченцев с раннего возраста девочек и мальчиков приучали уважать старших и друг друга, быть вежливыми и отзывчивыми. В семейной педагогике чеченцев существенная роль отводилась правилам и нормам поведения, общению с родственниками и соседями. У чеченцев считалось, что ребенок правильно воспитан в семье, в том случае, если он всегда стремился выполнить просьбы старших, соседей и родственников. И, конечно, примером для детей и
подростков служили взаимоотношения взрослых
( ), -
шим, к своим родителям, детям и т.д.
Как отмечает З.И. Хасбулатова: «В конце XIX-
начале XX века в чеченских семьях разводы про,
быть только бездетность женщины. Следует отметать, что почти всегда мужчины были инициаторами разводов» [1, с. 40]. Хотя очень редко, но иногда
в чеченских семьях встречались и разводы по ини-
, , ,
.
Хотя сложилось мнение, что вершителем судеб детей были родители и особенно отец, тем не менее, нельзя считать, что браки у чеченцев заключались только по воле родителей. В отличие от
других народов Северного Кавказа, у чеченцев
мать принимала активное участие в решении судь-
;
правил и норм девушки могли общаться с юношами и таким образом выбирать себе спутника >шзни. Эти встречи могли поисходить при различных видах взаимопомощи «белхи», свадьбах - «ловзар», вечеринках - «синкъерам», у источника - «хи йистехь» [1, с. 42].
Спустя столетие чеченская семья трансформировалась, изменились такие семейные ценности, как общность хозяйственных интересов, значимость родства, особая роль отца в семье, се- , -
пределение семейных обязанностей [6]. Модернизация чеченского общества сопровождалась также определенными изменениями в положе-. , чеченская женщина пользовалась большой свободой, ей отводилась роль «хранительницы се», -
.
в обществе длительное время являлось главным препятствием для принятия ее как активного субъекта общественной жизни. Тем не менее, уже к концу советского периода истории внутри подавляющего большинства чеченских семей сложилось фактическое равноправие супругов при формальном сохранении за мужчиной статуса главы семьи. Такое положение сохраняется и в настоящее время, при том, что роль женщины как главной хранительницы семейных ценностей осталась за ней, она шире, чем раньше, допущена к участию в общественной жизни и обще.
В значительной степени изменился характер и содержание ролевых функций мужчины и женщины в
семье и обществе. Сегодня приходится констати-
,
семьи в социокультурной реальности XXI в. новая семья позволила наметить новые ориентиры в . , -нальное расширение ее экономической роли. Так, женщина, кроме семейной ориентации, получила возможность иметь внесемейные ценностные ори.
работы и получение образования, право выходить
,
устраивать судьбу по своему желанию. Конечно, все это в немалой степени отразилось на ее отношении к обществу, семье, мужу и детям [5, с. 7].
Социальные трансформации затронули и институт
,
для чеченского общества семейных ценностей и
[4]. ,
профессиональное и должностное продвижение, сокращение объема домашней работы, рост образования и культуры, разнообразный досуг стали занимать большее место в общей иерархии ценностей родителей и подрастающего поколения,
успешно конкурируя с чисто семейными ценност-.
время произошел переход от семей, занимающихся сельскохозяйственным трудом, в которых обязанности супругов были четко разделены, к семьям, где характер труда вариабелен и профессии,
« »,
женщин; от четкого разделения ролей между су,
домом и детьми, к семье, в которой женщина, помимо домашних обязанностей, реализовывает себя и в профессиональном плане. Патриархальные отношения с непререкаемым главенством мужа уступили место отношениям между супругами, строящимся на демократических началах [5, с. 9]. То есть, новая социокультурная среда семьи играет огромную роль в формировании представления о семейных ценностях, типично мужских и , -
; -
мих ориентаций и ожиданий, связанных с браком, представлений о нем.
Изучение семьи с точки зрения социокультурного подхода способствует созданию целостной и динамичной картины воззрений на семью и се. -тировать, что под воздействием трансформационных процессов чеченская семья испытывает
на себе особенности «двойственной природы»
,
ее существования в социокультурной реальности. Социальные трансформации, произошедшие под влиянием глобализации и интеграции
чеченской культуры в современное мировое со,
для чеченского народа семейных ценностей и этики ее внутрисемейных отношений и, как следствие, к ослаблению института семьи.
Литература:
1. Межиева К.Х. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе (кон^ - нач. XXI вв.) М., 2007. 237 с.
2. . . -но-семейных отношений в СССР // Молодожены. М., 1995. С. 154.
3. : -блемы. /Отв. Ред. X. В. Туркаев/. М. : Наука, 2006.
4. . . -цев: обычаи и традиции (XIX - начало XX вв.). М., 2007.
5. . . , чеченцев и ингушей. М., 2007.
Literature:
1. Mezhiyeva K.Kh. Traditional culture and eth-nocultural processes in the Chechen society (kon. XX - the head of XXI centuries). M., 2007. 237 p.
2. Matskovsky M.S. Tendencies of development of the matrimonial relations in the USSR // Newlyweds. M., 1995. P. 154.
3. Culture of Chechnya: history and modern problems. /Otv. Edition. H.V. Turkayev/. M. : Science, 2006.
4. Khasbulatova Z.I. Education of children at Chechens: customs and traditions (XIX - the beginning of the XX centuries). M., 2007.
5. Khasbulatova Z.I. Ceremonies, customs and beliefs of Chechens and Ingushs. M., 2007.