Научная статья на тему 'Ценности и ценностные ориентации чеченцев'

Ценности и ценностные ориентации чеченцев Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
537
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / VALUES / ТИПЫ КУЛЬТУР / TYPES OF CULTURES / ГРУППА / GROUP / HIDDEN VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лечиева Малка Исраиловна, Саидов Асланбек Арбиевич

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностей и ценностных ориентаций чеченцев, проживающих в Чеченской республике и чеченцев, эмигрировавших за границу. Полученные в исследовании результаты позволяют говорить, что в числе приоритетных для чеченцев ценностей наиболее широко представлены ценности социального характера (защита семьи, верность, честность, настоящая дружба). Наименее предпочитаемыми для чеченских респондентов ценностями являются ценности групп иерархии (власть, влияние, авторитетность), гедонизма (потакание себе, удовольствие), радикализма (отвага поиск приключений с риском для жизни). Чеченцы, отдавая предпочтение ценностям культуры современного общества (равноправие, профессиональная деятельность), также придают значимость ценностям традиционной общности (социальная зависимость). Между представителями чеченцев, проживающих в Чеченской республике, и чеченцев-эмигрантов по среднегрупповым показателям обнаружены статически достоверные различия практически по всем оцениваемым группам ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF CHECHEN

The article presents the results of the empirical study of values and value orientations of the Chechens living in the Chechen Republic and Chechens who emigrated abroad. These study results suggest that among the most widely presented values are the values of social action (protection of the family, faithfulness, honesty, true friendship). The least preferred values are the values of the hierarchy groups (power, influence, authority), hedonism (self indulgence, enjoyment), radicalism (courage quest of adventure at the risk of life). Those Chechens who give preference to the cultural values of modern society (equality, professional activity), also attach particular importance to the values of traditional community (social dependency). Statistically detected significant differences in almost all the evaluated groups of values between Chechens living in the Chechen Republic and Chechen immigrants has been found.

Текст научной работы на тему «Ценности и ценностные ориентации чеченцев»

психологические науки

Лечиева Малка Исраиловна, Саидов Асланбек Арбиевич ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ...

УДК 159.922.4

ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЧЕНЦЕВ

© 2017

Лечиева Малка Исраиловна, заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук Саидов Асланбек Арбиевич, старший преподаватель кафедры психологии Чеченский государственный педагогический университет (364031, Россия, Грозный, ул. Киевская, 33, email: aslsaidov@gmail.com)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностей и ценностных ориен-таций чеченцев, проживающих в Чеченской республике и чеченцев, эмигрировавших за границу. Полученные в исследовании результаты позволяют говорить, что в числе приоритетных для чеченцев ценностей наиболее широко представлены ценности социального характера (защита семьи, верность, честность, настоящая дружба). Наименее предпочитаемыми для чеченских респондентов ценностями являются ценности групп иерархии (власть, влияние, авторитетность), гедонизма (потакание себе, удовольствие), радикализма (отвага - поиск приключений с риском для жизни). Чеченцы, отдавая предпочтение ценностям культуры современного общества (равноправие, профессиональная деятельность), также придают значимость ценностям традиционной общности (социальная зависимость). Между представителями чеченцев, проживающих в Чеченской республике, и чеченцев-эмигрантов по среднегруп-повым показателям обнаружены статически достоверные различия практически по всем оцениваемым группам ценностей.

Ключевые слова: этнос, этнопсихология, культура, ценности, ценностные ориентации, типы культур, группа.

VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF CHECHEN

© 2017

Lechieva Malka Israilovna, head of the Department of psychology, PhD in Psychology Saidov Aslanbek Arbievich, senior lecturer

Chechen State Pedagogical University (364031, Russia, Grozny, Kievskaya street, 33, email: aslsaidov@gmail.com)

Abstract. The article presents the results of the empirical study of values and value orientations of the Chechens living in the Chechen Republic and Chechens who emigrated abroad. These study results suggest that among the most widely presented values are the values of social action (protection of the family, faithfulness, honesty, true friendship). The least preferred values are the values of the hierarchy groups (power, influence, authority), hedonism (self indulgence, enjoyment), radicalism (courage - quest of adventure at the risk of life). Those Chechens who give preference to the cultural values of modern society (equality, professional activity), also attach particular importance to the values of traditional community (social dependency). Statistically detected significant differences in almost all the evaluated groups of values between Chechens living in the Chechen Republic and Chechen immigrants has been found.

Keywords: ethnos, culture, values, hidden values, types of cultures, group.

Взгляд на человека с точки зрения его социально-психологических характеристик, личностной сформи-рованности, зрелости, предполагает, прежде всего, изучение его устойчивых мотивационных образований, в число которых входят также ценности. Ценности можно рассматривать как смыслообразующие основания бытия человека, как регуляторы его поведения и жизнедеятельности. «В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе... Ценности образуют сложную иерархическую структуру, верхние этажи которой занимают ценности, объясняющие смысл существования, определяющие перспективу жизни человека» [4, 235]. Динамика и вектор направленности культурных и личностных трансформаций, как результата изменений в культурно-историческом и социально-психологическом контекстах жизни человека, могут быть предсказаны при обращении к анализу ценностей и ценностных ориентаций.

Нами было организовано эмпирическое исследование системы ценностей чеченцев, проживающих на своей исторической родине и чеченцев, эмигрировавших за границу. Всего в исследовании приняли участие 600 человек. Из них 500 человек - это жители Чеченской республики и 100 человек - чеченцы, проживающие за границей. Число женщин в общей выборке составляет 60%, а мужчин - 40%. Возрастные границы респондентов от 18 до 60 лет.

Задачи исследования были следующие:

- изучить структуру ценностей чеченцев;

- выявит различие и сходство ценностных систем чеченцев, проживающих на своей исторической родине (далее: местные чеченцы) и чеченцев, проживающих за границей (чеченцев-эмигрантов).

В исследовании использованы методика ранжирования системы ценностей С. Шварца и У. Билски в модификации Л.Г. Почебут и тест культурно-ценностных ориентаций Л.Г. Почебут.

В таблице 1 представлены наиболее предпочитаемые выборкой в целом ценности (методика С. Шварца и У. Билски).

Таблица 1 - Распределение наиболее предпочитаемых ценностей по выборке в целом

Ранг Ценности Группа ценностей Среднее Стандартное

1 мы любим) Традиции 6,007 1,289

2 Уважение родителей, старших Традиции 5,885 1,343

3 Мир на земле (отсутствие войн и конфликтов) Традиции 5,768 1,542

4 Здоровье (отсутствие физических и душевных недугов) Традиции 5,734 1,574

5 Благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям) Духовность 5,700 1,532

6 Уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов) Традиции 5,634 1,525

7 Верность (преданность своим близким и друзьям) Алыруизм 5,156 1,546

S Чистоплотность (аккуратность, Маетерство 5,130 1,452

9 Честность (подлинность, искренность) Альтруизм 5,085 1,477

10 Настоящая дружб а (близость, дружеская поддержка) Атмруизм 4,985 1,715

И С амоуважение Гувер енно сть в ценности своей личности, достоинство) Мастерство 4,946 1,651

12 целей) Самостоятельность 4,931 1,534

13 Ответственность (надежность, верность в делен слове) Самостоятельность 4,908 1,581

14 Национальная безопасно сть (защищенность моей страны от врагов) Традиции 4,830 1,917

15 Вежливость (хорошие манеры) Конформизм 4,828 1,656

Как видно из таблицы, в числе первых по значимости ценностей чеченцы называют традиционные ценности защиты семьи и уважения родителей, старших. В этом же ряду ценность здоровье.

Предпочитаемыми чеченцами ценностями являются также ценности защиты общечеловеческой и национальной общностей (мир на Земле, национальная безопасность). В пятой позиции находится благочестие как ценность группы духовной деятельности. В число значимых ценностей включены ценности групп альтруизма (верность, честность, настоящая дружба), мастерства (самоуважение, чистоплотность) и самостоятельности (смысл жизни, ответственность). Важной для чеченцев ценно-

Lechieva Malka Israilovna, Saidov Aslanbek Arbievich VALUES AND VALUE ORIENTATIONS ...

psychological science

стью является вежливость (хорошие манеры).

Согласно позиции Л.Г. Почебут, в культурах современной цивилизации существует ядро ценностей, являющихся приоритетными для данных культур. Эти ценности представлены двумя группами. К первой из них, по мнению автора, относятся ценности индивидуального характера (здоровье, свобода, независимость), приверженность которым позволяет человеку приобрести свою индивидуальность. Вторая группа включает ценности социального характера, «регулирующие взаимоотношения с другими людьми (настоящая дружба, верность, честность») и позволяющие человеку развиваться как личности в контексте социального взаимодействия [4, 238]. С этой точки зрения, в числе приоритетных для чеченской выборки ценностей наиболее широко представлены ценности социального характера (защита семьи, верность, честность, настоящая дружба). Исходя из чего, можно сказать, что чеченцы придают большое значение социальному контексту как фактору личностного развития. Из ценностей индивидуального характера в числе первых представлена ценность здоровье. Значимость последней также обусловлена реальными проблемами со здоровьем, значительно обострившимися у чеченцев за последние десятилетия и как последствия боевых действий в Чеченской Республике в числе прочих причин.

Наименее предпочитаемыми для чеченских респондентов являются ценности групп иерархии (власть, влияние, авторитетность), гедонизма (потакание себе, удовольствие), радикализма (отвага - поиск приключений с риском для жизни) и природной гармонии (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение ценностей, наименее предпочитаемых чеченцами

Ранг Ценность Группа ценностей Среднее значение Стандартное отклонение

1 Власть {контроль над другими, д оминир ование. господство) Иерархия 1,476 2,367

2 Потакание себе (делать то, что приятно) Гедонизм 2,354 2,408

3 Отвага (поиск приключении, стремление к риску) Радикализм 2,450 2,310

4 других людей) Иер архия 2,526 2,125

5 Единство с природой(<фастворение»в природе, соединение с ней) Духовная деятельность (природная гармония) 2,699 2,048

6 Авторитетно сть (право вести за собой, руководить. отдаватьраспоряжения) Иер архия 2,939 2,282

7 Удовольствие (удовлетворение желаний) Гедонизм 3,133 2,057

ности и достижению. Последние позиции занимают в соответствующей последовательности ценности групп аскетизма (довольство своим местом в жизни, смирение с жизненными обстоятельствами), радикализма (отвага, поиск приключений с риском для жизни), гедонизма (потакание себе, делать то, что приятно) и доминирования (власть- контроль над другими; влияние - воздействие на других людей; авторитетность).

Таблица 3 - Распределение групп ценностей по выборке в целом

Ранг группы ценностей Среднее Стандартное

значение отклонение

1 Традиционализм 5,143 0,833

2 Мастерство 4,734 1,134

3 Альтруизм 4,712 0,988

4 Самостоятельность 4,556 1,072

5 Достижения 4,346 1,252

6 Духовная гармония 4,339 1,284

7 Конформизм 4,264 1,164

8 Самодостаточность 4,101 1,010

9 Природнаягармония 4,021 1,148

10 Аскетизм 3,669 1,342

11 Радикализм 3,199 1,300

12 Гедонизм 3,102 1,630

13 Доминирование 2,313 1,521

Как известно, ценности социальная автономность, равноправие и профессиональная деятельность относят к прогрессивной системе ценностей, составляющих ядро культуры современного общества. Ядро культуры традиционной общности представляют ценности социальная зависимость, иерархия и духовная деятельность, являющиеся в комплексе ретроградной системой [4,238]. В исследованной выборке в двух сравниваемых блоках (группах) ценностей доминируют ценности культуры современного общества (равноправие, профессиональная деятельность) и в одной паре блок ценностей традиционной общности (социальная зависимость) (табл. 4).

Таблица 4 - Показатели средних значений укрупненных групп (блоков) ценностей

№ сравниваемых Группы (блоки) ценностей Средне езначение Стандартное

ценностей отклонение

1 Социальная зависимость 4,047 0,8

Социальная автономность 3,969 1,0

2 Иерархия 2,313* 1=5

Равноправие 4,672* 1=0

3 Духовная деятельно сть 4,180* 1=0

Профе сснональная деятельность 4,540* 1=0

Отвержение ценностей групп иерархии было вполне прогнозируемо, так как у чеченцев исконно отторгались формы общественного устройства, которые строились на основе нарушения равенства между людьми. «Во время своей независимости чеченцы, в противоположность черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны. Мы все «уздени» (т.е. свободные, равные), говорят теперь чеченцы [7,786]. Принцип «равенства» как равного права, на уважение в том числе, пронизывал всю систему взаимоотношений в чеченском обществе, включая взаимоотношения взрослых и детей, мужчин и женщин, старых и молодых. «Чеченцы в отношении к своим никогда не приказывают, а говорят: «Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, пойду, узнаю, если Бог даст. Ругательных слов на здешнем языке почти не существует... Родители никогда не бьют и почти не бранят своих детей, считая их даром Божьим и предоставляя развитие характера и способностей их самой природе. Отец всегда в общении с детьми ровен, суров и молчалив» [1].

Распределение групп ценностей по выборке в целом представлено в таблице 3.

Как видим, первый ранг занимают ценности группы традиционализма, т.е. ценности культуры традиционной общности. Последующие четыре ключевые позиции принадлежать группам ценностей культуры современного общества - мастерству, альтруизму, самостоятель-

*- значения сопоставляемых групп ценностей, между которыми обнаружены статистически достоверные различия по ^критерию Стьюдента (18) при Р<0,001

Полученные данные позволяют говорить о сочетании в системе ценностей чеченцев ценностей как современного, так и традиционного общества. Причем, доминируют в данной системе ценности современного общества.

Анализ ценностей респондентов (местные чеченцы и чеченцы-эмигранты) в отдельности по каждой выборке показал следующее (табл.5).

При ранжировании ценностей местными чеченцами первые позиции отводятся ценностям группы традиционализма (защита семьи, уважение родителей, старших, мир на Земле, здоровье, уважение традиций). Далее следуют ценности групп духовной гармонии (благочестие), альтруизма (верность, честность, настоящая дружба), мастерства (чистоплотность, самоуважение), самостоятельности (ответственность, смысл жизни), самодостаточности (интеллект). Завершает данный список ценность вежливость.

Чеченцы-эмигранты, как и местные чеченцы, отдают предпочтение в той или иной последовательности ценностям группы традиционализма (уважение традиций, уважение родителей, старших, защита семьи, здоровье, мир на Земле). В третьей позиции обозначена ценность группы духовной гармонии - благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям). Также в число значимых включены ценности группы альтруизма - настоящая дружба (близость, дружеская поддержка), честность (подлинность, искренность), верность (преданность своим близким и друзьям), зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная близость). Кроме

психологические науки

Лечиева Малка Исраиловна, Саидов Асланбек Арбиевич ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ...

того, чеченцы-эмигранты придают большое значение ценностям групп самодостаточности (свобода - свобода мыслей и поступков; независимость - уверенность в своих силах, самодостаточность), достижения (достижение успеха - стремление к достижению целей) и самостоятельности (смысл жизни - наличие жизненных целей).

Таблица 5 - Распределение ценностей, наиболее предпочитаемых в рассматриваемых выборках.

Чеченцы, проживающие в Чеченской республике Чеченцы-эмигранты

Ранг Ценность Группа ценностей Среднее значение Ранг Ценность Группа ценностей Среднее значение

1 Защита Тр а дицио на лизы 6,034 1 традиций Тр адиционализм 6,282

2 Уважение родителей, старших Тр а дицио на лизы 5,504 2 Уважение родителей, старших Тр адиционализм 6,219

3 Земле Тр а дицио на лизы 5,753 3 Благочестие Дух,™ гармония 6,032

4 Здоровье Тр адицио нализы 5,700 4 Защита семьи Тр адиционализм 5,891

5 Благочестие Дух™« гармония 5,619 5 Здоровье Тр адиционализм 5,875

б Уважение традиций Тр а дицио нализы 5,478 6 Мир на 3 емле Тр адиционализм 5,829

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Верность Атьтрунзм 5,235 7 Настоящая дружба Атьтруизм 5,313

S Чистоплотн Мастерство 5,123 S Честность Атьтруизм 5,266

9 Честность Альтруизм 5,042 9 Чистоплотно Мастерство 5,157

10 Самоуваже Мастерство 5,023 10 Свобода Самодостаточное 5,000

11 Ответствен Самостоятельно 5,008 11 Верность Атьтруизм 4,829

12 Смысл Самостоятельно 4,997 12 Зрелая Атьтруизм 4,813

13 Интеллект С амод о ста то чно сть 4,910 13 Достижение успеха Дооижеши 4,735

14 Настоящая дружба Атьтруизм 4,903 14 Независимое! ь Самодостаточное ть 4,735

15 Вежливость Конформизм 4,895 15 Смысл жизни Самостоятельное 4,567

Распределение ценностей, наименее предпочитаемых представителями рассматриваемых выборок, отражено в табл. 6.

Таблица 6 - Распределение ценностей, наименее предпочитаемых представителями рассматриваемых выборок

Чеченцы, проживающие в Чеченской республике Чеченцы-эмигранты

Ранг Ценность Группа ценностей Среднее Ранг Ценность ценностей Среднее

1 Власть Доминирование 1,224 1 Потакание Гедонизм 1Д04

2 Отвага Радикализм 2,287 2 Любознател Радикализм 1,485

3 Потакание Гедонизм 2,637 3 Влияние Доминирован 1,844

4 Влияние Доминирование 2,693 4 Творчество Самодостато 1,875

5 Единство с природой Природная гармония 2,894 5 Единство с природой Природная гармония 1,891

б Авторитетное ть Доминирование 3,050 6 Авторитета ость Доминирован ие 2,485

7 Удовольствие Гедонизм 3,250 7 Власть Доминирован 2,516

Местные чеченцы в сравнении с чеченцами-эмигрантами больше отдают предпочтения ценности творчества (изобретательность, уникальность, неповторимость), интеллекта. Чеченцы-эмигранты значимо выше, чем местные чеченцы, ценят уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов), уважение родителей, старших (почтение) и зрелую любовь (глубокая эмоциональная и духовная близость). Местные чеченцы больше, чем чеченцы-эмигранты, отвергают ценность власти, отваги, в то время как последние более выражено отвергают ценность влияния, потакания себе.

Кроме ранговых различий оцениваемых групп ценностей, в сравниваемых выборках по среднегрупповым показателям были обнаружены статистически достоверные различия по ^критерию Стьюдента (при р<0,05) между группами ценностей конформизма, природной гармонии, гедонизма, радикализма, самостоятельности и достижения. Это позволяет говорить о том, что местные чеченцы отдают больше предпочтения группам ценностей самостоятельности, достижения, конформизма и природной гармонии в сравнении с чеченцами-эмигрантами. В свою очередь, чеченцы-эмигранты более, чем местные чеченцы, предпочитают группы ценностей радикализма и гедонизма, хотя в целом отодвигают их на последние позиции в ранжируемом списке ценностей.

Как видим в табл. 7, чеченцы обеих групп отдают предпочтение группам ценностей, приписываемым к ценностям современного общества, а именно - равноправию и профессиональной деятельности. Иерархически оставшиеся группы ценностей для местных чеченцев выстраиваются в следующей последовательности: духовная деятельность (3 позиция), социальная автономность (4 позиция), социальная зависимость (5 позиция) и иерархия (6 позиция).

Таблица 7 - Показатели средних значений укрупненных групп (блоков) ценностей респондентов (чеченцы, проживающие в Чеченской Республике и чеченцы-эмигранты)

№ сравниваемых ipyrai ценностей Группы (блоки) ценностей Чеченцы, проживающие в ЧР (местные чеченцы) Чеченцы-эмигранты

Среднее ранг Среднее ранг

1 Равноправие* 4,728* 1 4.43 7* 1

Иерархия* 2,320* 6 2,282* б

2 деятельность* 4,607* 2 4,263* 2

Духовная деятельность* 4,269* 3 3,813* 4

3 Социальная 4,177* 4 3,107* 5

Социальная зависимость 4,006 5 4,219 3

В числе отвергаемых местными чеченцами ценностей находятся ценности групп доминирования (власть

- контроль над другими, доминирование, господство; влияние - воздействия на события, других людей; авторитетность - право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения). Местные чеченцы, кроме того, отвергают ценности групп радикализма (отвагу), гедонизма (потакание себе, удовольствие). Ценность единство с природой также является наименее предпочитаемой.

Отвергаемыми чеченцами-эмигрантами являются ценности группы гедонизма (потакание себе - делать то, что приятно), радикализма (любознательность - интерес ко всему, исследовательская жилка), доминирования (влияние - воздействие на события, других людей; авторитетность - право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения; власть - контроль над другими, доминирование, господство) и самодостаточности (творчество

- изобретательность, уникальность, неповторимость).

Применение для сравнения показателей ценностей в обеих группах 1-критерия Стьюдента позволило обнаружить значимые различия (при р<0,001) в оценке ценности творчества, уважения традиций, единства с природой, власти, потакания себе, а также (при р<0.01) - зрелой любви, влияния и отваги. Наконец, статистически достоверные различия (при р<0,05) отмечаются в показателях ценностей уважение родителей и интеллект.

*- показатели укрупненных групп (блоков) ценностей, в оценке которых в рассматриваемых выборках обнаружены статистически достоверные различия по 1-критерию Стьюдента (18) (при р<0,05).

Если проанализировать полученные результаты по полям осей социальная автономность - социальная зависимость; равноправие - иерархия; профессиональная деятельность - духовная деятельность, то во всех трех парах групп ценностей, характеризирующих современное и традиционное общества, у чеченцев, проживающих в Чеченской республике, доминируют группы ценностей современного общества, а именно «равноправие», «профессиональная деятельность» и «социальная автономность». Наиболее предпочитаемыми оказались ценности групп «равноправие» и «профессиональная деятельность». Отвергают местные чеченцы ценности групп «социальная зависимость» и «иерархия».

Чеченцы-эмигранты отдают предпочтение, как было сказано выше, равноправию, профессиональной деятельности и социальной зависимости, и отвергают ценности группы социальной автономности и иерархии. Как видим, у чеченцев-эмигрантов в двух из трех пар групп ценностей преобладают ценности современного общества: «равноправие» и «профессиональная деятельность», и в одной паре - группа ценностей традиционного общества - «социальная зависимость».

Lechieva Malka Israilovna, Saidov Aslanbek Arbievich VALUES AND VALUE ORIENTATIONS ...

psychological science

Исследование культурно-ценностных ориентаций респондентов с помощью методики Л.Г. Почебут показало, что современных чеченцев в целом характеризуют культурно-ценностные ориентации, присущие всем трем типам культур, т.е. традиционной (2,3), современной (1,8) и динамично-развивающейся культурам (0,9) (табл.8).

Таблица 8 - Средние значения показателей типов культур в выборках.

Тип культуры Средние значения Стандартное отклонение

Местные чеченцы Чеченцы- Местные чеченцы Чеченцы-

Традиционная культура (ТК)* 2,199* 2,603* 1,184 1,271

Современная культура (СК)' 1,871* 1,559* 1,094 0,937

Динамнчно-р азвивающаяся культура (ДРК) 0,925 0,868 0,882 0,991

* - средние значения показателей типов культур, между которыми обнаружены статистически достоверные различия по ^критерию Стьюдента (18) при р<0,05

Сравнительный анализ средних значений показателей типов культур в рассматриваемых выборках выявил, что наиболее выраженный тип культуры и последовательность представленности всех трех типов у чеченцев, проживающих в Чеченской республике, и чеченцев-эмигрантов совпадает. Однако, в данных выборках между средними значениями показателей традиционной и современной культур выявлены статистически значимые различия. Исходя из этого, можно говорить, что у чеченцев-эмигрантов в сравнении с местными чеченцами направленность на традиционную культуру выражена сильнее, а ориентация местных чеченцев на ценности современной культуры выражена сильнее, чем у чеченцев-эмигрантов. Это обстоятельство можно объяснить тем, что, оказавшись вне собственной этнокультурной среды, эмигрировавшие чеченцы, боясь потерять свою этническую идентичность, пытаются сохранить ее, акцентируя в себе сознательно этнокультурную ориентацию.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования, позволяет отметить определенную динамику в развитии ценностных ориентаций чеченцев, усиление в ней направленности на ценности современного общества. Отдавая в целом предпочтение ценности социальной т.е. ориентируясь на межличностные отношения, чеченцы, тем не менее, высоко ценят свободу и доверительность в этих отношениях, иначе - равноправие, определяемую как ценность современного общества. За последние годы акцент с духовной деятельности у чеченцев сместился в сферу полюса профессиональной деятельности, т.е. ценностей, необходимых для активного взаимодействия с миром, его преобразования. Чеченцы, как и прежде, продолжают отторгать ценности, нарушающие паритет в социальных отношениях, т.е. власть, влияние. Высоко оцениваются альтруистические ценности - настоящая дружба, верность, честность. По-прежнему важно благочестие как хранение веры, следование религиозным убеждениям. Для чеченцев важно самоуважение, они признают значимость ответственности как ценности и, наконец, считают необходимым наличие жизненных целей, придающих жизни определенный смысл.

Отмечаются как сходство, близость, так и различия в ценностных предпочтениях чеченцев, проживающих в Чеченской республике и чеченцев, эмигрировавших за границу. Стремление сохранить свою этнокультурную идентичность, ностальгия способствуют большей устремленности эмигрировавших чеченцев к традиционным ценностям чеченского общества (уважение традиций; уважение родителей, старших) в сравнении с местными чеченцами, несмотря на то, что и у последних перечисленные ценности в числе наиболее предпочитаемых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.38-А - СПб., 1903. - С.786.

2. Клингер И.А. «Заметки о виденном, слышанном и узнанном во время плена у чеченцев с 24 июля 1847 по 1 января 1850». / Клингер И.А. // Газета «Кавказ», 1856.

3. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.

4. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой.

- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 377с.

5. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века//Психологический журнал. Т.21. - 2000.

- № 3. - С.73-87.

6. Мейжис И.А., Почебут Л.Г. Социальная психология общественного развития. Учебное пособие. - К.: Миллениум. - 2007. - Часть II. - 404 с.

7. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Унта, 2007. - 281 с.

8. Почебут Л.Г. Социальная общности. Психология толпы, социума, этноса. - СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 284с.

9. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера Психологии»).

10. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото -СПб.: Питер, 2003 - 718 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.

Статья поступила в редакцию 28.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.