ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9
УДК 159.922.4(470)(045)
С.А. Мышкина
ЦЕННОСТИ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭТНОТИПИЧЕСКИХ СТИЛЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Рассматривается проблема происхождения этнотипических стилевых характеристик в этнокультурном пространстве. Представлены результаты эмпирических исследований на примере удмуртского и русского этносов, свидетельствующие о том, что ценности являются культурными факторами стилевых характеристик познавательной активности.
Ключевые слова: культурные образцы познания, этническая индивидуальность, познавательная активность, этнотипические стилевые характеристики познавательной активности, культурные факторы стилевых характеристик познавательной активности.
Этническая доминанта существует во всех областях жизни и быта и в каждую отдельную эпоху воспринимается в данном этносе как единственно возможный способ общежития. В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознатель-ные, надындивидуальные явления. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность не осознается и не контролируется [1]. Активность на личностном уровне проявляется в соответствии с усвоенными нормами и правилами поведения в обществе, в соответствии со сформировавшимися ценностными ориентациями [3. С. 3-12]. Ценности, доминирующие в обществе, являются главными элементами культуры, а ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения. Через анализ ценностей возможно изучение усвоенных в культуре образцов поведения и познания.
С позиций двойственности качественной определенности человека и его мира [2] людям присущи формы активности (поведения, деятельности), обусловленные как внешними, так и внутренними источниками. Индивидуальность реализует себя через различные формы активности, имеющие внутренние источники детерминации и внешние из окружающего мира. Существование различных форм активности с учетом их детерминации дает основание рассматривать различные стили (стилевые характеристики) человека, возникающие в пространстве его взаимоотношения с окружающим миром и имеющие тем самым двойственную природу.
Этническая индивидуальность есть целостная характеристика индивидуальных свойств человека, организованная в интегральное целое, с одной стороны, посредством внешней детерминации со стороны этнического мира, с другой - посредством внутренней детерминации, в результате которых образуется специфический характер взаимосвязей между индивидуальными свойствами различных уровней, включающих в себя подсистему этнопсихо-
логических свойств на высших уровнях ее структуры, которые характеризуют индивида в аспекте его этнических отношений и взаимодействий.
Согласно теории В.Ю.Хотинец этническая индивидуальность как поли-системное образование имеет этнокультурную (этнотипическую) и этноинди-видуальную формы, объектный и субъектный способ существования. Приобщаясь к этническому миру и идентифицируясь с ним, индивидуальность приобретает этническое содержание, наполняется этничностью, становясь ЭТНО-индивидуальностью. В функциональном плане ЭТНО-индивидуальность отражает усвоение индивидуальностью этнических значений мира посредством внешних источников детерминации, обретая объектный способ существования в этническом мире. В структурном плане ЭТНО-индивидуальность есть единство этнотипических свойств, внешне детерминированной активности (этноти-пичных поведения и деятельности) и субъективируемых ею этнических значений. Этнические значения мира есть объектный способ существования ЭТНО-индивидуальности [6-9].
Продуктивные формы активности и соответствующие им психические процессы составляют тип активности (отличный от адаптивных видов активности), базисом которого является поисковая познавательная активность субъекта. Мотивационную основу продуктивных познавательных процессов составляют познавательные потребности, «предметом» удовлетворения которых является новизна объекта, неизвестное в проблемной ситуации. Познавательная активность предстает как ориентировочно-исследовательская активность, как потребность во впечатлениях, как творческая активность [5. С. 5-17]. Процесс «удовлетворения» познавательной потребности осуществляется как поисковая познавательная активность, направленная на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоение. Активность завершается актами решения проблемы, представленными субъективно в актах «понимания».
Цель данного эмпирического исследования заключалась в исследовании культурных факторов этнотипических стилевых характеристик познавательной активности представителей русского и удмуртского этносов.
Гипотеза исследования: ценности являются культурными факторами этнотипических стилевых характеристик познавательной активности.
Методы и методики исследования
В исследовании приняли участие 176 студентов Удмуртского государственного университета. Из них 83 студента русской национальности и 93 студента удмуртской национальности.
Познавательная активность исследовалась с помощью методики
Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой) «Изучение уровня познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как наличного состояния и как свойства личности» [10]. Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент.
Для изучения ценностей использовался опросник измерения базовых культурных ценностей С. Шварца в адаптации Н.М. Лебедевой [4. С. 73-78; 11. С. 550-562]. Опросник включает 57 ценностей (30 культурных ценностей как жизненных принципов и 27 культурных ценностей как способов поведения). Респонденты ранжируют ценности по степени важности как руководящие принципы в их жизни. Шкала ранжирована от -1 (отвергаемая ценность) до +7 (наиболее важная ценность). Обработка результатов производилась путем вычисления среднего арифметического ранга для каждой ценности во всех группах испытуемых. Опросник проверен на надежность и валидность (S.H. Schwartz, 2001).
Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 10.0 для персонального компьютера.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале исследования сравнили познавательную активность у студентов русской и удмуртской национальности, которая исследовалась с помощью методики Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой) «Изучение уровня познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как наличного состояния и как свойства личности». С помощью t-критерия с учетом нормальности распределения были выявлены значимые различия у испытуемых различных этногрупп (табл. 1).
Таблица 1
Достоверность различий показателей познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний у русских и удмуртов
Показатели Средние значения t-крите- рий Стью- дента Р (уровень достовер.)
Рус- ские Удмурты
Тревожность обычно 22,33 21,93 0,351
Познавательная активность
обычно 29,63 26,90 2,009 0,05
Негативные эмоциональные
переживания обычно 23,93 26,26 -2,199 0,05
Тревожность на занятиях 21,10 21,00 0.102
Познавательная активность на
занятиях 25,53 25,39 0,148
Негативные эмоциональные
переживания на занятиях 15,13 15,53 -0,469
У русских, по сравнению с удмуртами, завышенная познавательная активность (Р<0,05), при этом установлены заниженные показатели отрица-
тельных эмоциональных переживаний (Р<0,05). Познавательная активность и отрицательные эмоциональные переживания являются в данном случае свойствами личности. Это позволяет нам говорить о более высоком уровне общей познавательной активности русских по сравнению с удмуртами и более низком уровне переживания ими негативных эмоций и наоборот.
В дальнейшем в исследовании применялся опросник измерения базовых культурных ценностей С. Шварца. В процессе первоначального анализа нами были выделены наиболее предпочитаемые и наиболее отвергаемые ценности в русской и удмуртской группах. Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп, показал, что в обеих группах можно выделить блок повторяющихся ценностей - смысл жизни, защита семьи, настоящая дружба, здоровье. Наряду с ними выделяются ценности, которые более предпочитаемы одной из групп и не встречаются в списке приоритетных другой. Русские предпочитают такие ценности, как независимость, достижение успеха, выбор собственных целей, свобода. Данные ценности в концепции С. Шварца и У. Билски относятся к мотивационному типу «саморегуляция», мотивационной целью которого является - независимость мыслей и действий (выбор, творчество, исследование), диктуемых потребностью индивида быть автономным и независимым. У удмуртов более предпочитаемыми оказываются такие ценности, как мир на земле, уважение родителей, старших, национальная безопасность, чистоплотность. Данные ценности относятся к мотивационным блокам: конформность, безопасность - и предполагают защиту порядка, гармонию отношений. В блок ценностей, наименее предпочитаемых обеими этническими группами (русскими и удмуртами), вошли ценности: власть, отвага, влияние, благочестие, единство с природой. Наиболее отвергаемыми ценностями у русских являются: вежливость, взаимоуслужливость, уважение традиций, самодисциплина, умеренность, скромность, довольство своим местом в жизни. Данные ценности относятся к мотивационным блокам: безопасность, конформность, традиция, которые выражают интересы группы. Удмурты отвергают ценности: авторитетность, потакание себе. Эти ценности входят в мотивационные блоки, выражающие интересы индивида (власть, гедонизм).
Для того чтобы посмотреть, какие факторы лежат в основе предпочтения тех или иных ценностей, мы провели факторный анализ полученных данных по двум группам отдельно (методом главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу уагушах в программе 8Р88). В двух группах респондентов (русских и удмуртов) выделилось по четыре основных фактора, описывающих соответственно 38,52% и 31,74% дисперсии. Опишем выделенные факторы параллельно для демонстрации групповых сходств и отличий (табл. 2, 3).
Таблица 2
Факторное отображение ценностей в группе респондентов русской национальности
Ценности Факторы
1 2 3 4
Равенство 0,490
Внутренняя гармония
Власть -0,464 0,570
Удовольствие -0,563
Свобода 0,584
Духовная жизнь 0,404 -0,543
Чувство принадлежности
Социальный порядок 0,712
Интересная жизнь 0,653
Смысл жизни
Вежливость 0,471
Благосостояние -0,557 0,542
Национальная безопасность 0,748
Самоуважение 0,506
Взаимоуслужливость 0,573
Творчество
Мир на земле 0,741
Уважение традиций 0,555
Зрелая любовь
Самодисциплина 0,501
Уединение
Защита семьи 0,587
Социальное признание 0,564
Единство с природой 0,469
Разнообразие жизни 0,669
Мудрость 0,462
Авторитетность 0,734
Настоящая дружба
Мир прекрасного 0,585
Социальная справедливость 0,699
Независимость 0,621
Умеренность 0,411
Верность 0,424
Честолюбие 0,456
Широта взглядов 0,629
Скромность 0,417
Отвага 0,523
Защита окружающей среды 0,546
Влияние 0,565
Уважение родителей, старших 0,457
Окончание табл. 2
Выбор собственных целей
Здоровье 0,449
Умелость 0,4S9
Довольство своим местом в жизни
Честность 0,550
Сохранение своего публичного образа 0,535
Обязательность 0,514
Интеллект
Полезность 0,515
Наслаждение жизнью -0,579
Благочестие 0,452
Ответственность 0,490
Любознательность 0,456 0,41S
Умение прощать
Достижение успеха 0,461
Чистоплотность 0,425
Потакание себе -0,546
Доля суммарной дисперсии, % 15,216 10,407 6,913 5,982
Таблица 3
Факторное отображение ценностей в группе респондентов удмуртской национальности
Ценности Факторы
і 2 3 4
Равенство 0,441
Внутренняя гармония
Власть -0,409
Удовольствие 0,406
Свобода
Духовная жизнь 0,467
Чувство принадлежности 0,574
Социальный порядок
Интересная жизнь 0,66S
Смысл жизни 0,452
Вежливость 0,432
Благосостояние 0,500
Национальная безопасность 0,4S5
Самоуважение
Взаимоуслужливость 0,452
Творчество 0,54S
Мир на земле -0,437
Уважение традиций 0,471
Окончание табл. 3
Зрелая любовь 0,513
Самодисциплина 0,520
Уединение 0,530
Защита семьи 0,512
Социальное признание
Единство с природой 0,677
Разнообразие жизни 0,574
Мудрость
Авторитетность
Настоящая дружба 0,453
Мир прекрасного 0,743
Социальная справедливость -0,406
Независимость 0,512
Умеренность 0,527 0,450
Верность 0,619
Честолюбие 0,495
Широта взглядов
Скромность
Отвага 0,630
Защита окружающей среды 0,605
Влияние
Уважение родителей, старших
Выбор собственных целей
Здоровье
Умелость
Довольство своим местом в жизни 0,491
Честность 0,401
Сохранение своего публичного образа 0,510
Обязательность
Интеллект
Полезность
Наслаждение жизнью 0,485
Благочестие 0,475
Ответственность 0,651
Любознательность 0,545
Умение прощать 0,484
Достижение успеха
Чистоплотность 0,636
Потакание себе 0,541
Доля суммарной дисперсии, % 12,596 7,759 6,259 5,125
В первый фактор с долей объяснимой дисперсии 15,22% у русских студентов вошли такие переменные,как национальная безопасность (0,748), мир на земле (0,741), социальный порядок (0,712), социальная справедливость (0,699), защита семьи (0,587), взаимоуслужливость (0,573), уважение традиций (0,555), защита окружающей среды (0,546), полезность (0,515), равенство (0,490), вежливость (0,471), единство с природой (0,469), уважение родителей, старших (0,459), благочестие (0,452), здоровье (0,449), умеренность (0,411), власть (-0,464). Данный фактор представлен ценностями таких мотивационных блоков, выделенных С.Шварцем, как безопасность, универсализм, традиции, конформность, благожелательность. Первый фактор у студентов русской национальности был назван нами социальный порядок. В этот фактор вошли ценности, принадлежащие к наименее предпочитаемым, несмотря на это, именно они сформировали главный фактор, лежащий в основе ценностно-мотивационных предпочтений. В первый фактор с долей объяснимой дисперсии 12,60% у студентов-удмуртов вошли такие переменные, как ответственность (0,651), верность (0,619), обязательность (0,610), умеренность (0,527), самодисциплина (0,520), защита семьи (0,512), честолюбие (0,495), настоящая дружба (0,453), взаимоуслужливость (0,452), равенство (0,441), честность (0,401). В данный фактор вошли ценности из таких мотивационных блоков, выделенных С. Шварцем, как благожелательность, конформность, традиции, безопасность, универсализм. Первый фактор во второй группе был назван обязательность. В этот фактор вошли наиболее предпочитаемые ценности, именно они сформировали главный фактор, лежащий в основе ценностно-мотивационных предпочтений.
Во второй фактор с долей объяснимой дисперсии 10,41% у русских студентов вошли переменные (по классификации С. Шварца): широта взглядов (0,629), мир прекрасного (0,585), наслаждение жизнью (-0,579), удовольствие (-0,563), благосостояние (-0,557), честность (0,550), потакание себе (-
0,546), обязательность (0,514), самодисциплина (0,501), ответственность (0,490), скромность (0,471), мудрость (0,462), любознательность (0,456), верность (0,424), духовная жизнь (0,404). Данный фактор представлен ценностями таких мотивационных блоков, выделенных С.Шварцем, как универсализм, конформность, благожелательность, традиции, гедонизм, власть, саморегуляция. Ценности власти и гедонизма вошли в фактор с отрицательной валентностью. Этот фактор был назван широта взглядов. У студентов-удмуртов во второй фактор с долей объяснимой дисперсии 7,76% вошли переменные: чистоплотность (0,636), чувство принадлежности (0,574), потакание себе (0,541), уединение (0,530), зрелая любовь (0,513), сохранение публичного образа (0,510), благосостояние (0,500), довольство своим местом в жизни (0,491), национальная безопасность (0,585), наслаждение жизнью (0,482), умеренность (0,450), вежливость (0,432). Данный фактор представлен ценностями таких мотивационных блоков, выделенных С. Шварцем, как безопасность, гедонизм, традиции, благожелательность, власть, конформность, его мы назвали чувство принадлежности.
Третий фактор у студентов русской национальности с долей объяснимой дисперсии 6,91% представлен следующими переменными: авторитет-
ность (0,734), власть (0,570), влияние (0,565), социальное признание (0,564), духовная жизнь (-0,543), благосостояние (0,542), сохранение публичного образа (0,535), умелость (0,489), достижение успеха (0,461), честолюбие (0,456). Третий фактор представлен ценностями из таких мотивационных блоков, как власть, достижение и благожелательность (с отрицательной валентностью). В третий фактор у студентов удмуртской национальности с долей объяснимой дисперсии 6,26% вошли переменные: мир прекрасного (0,743), единство с природой (0,677), защита окружающей среды (0,605), творчество (0,548), любознательность (0,545), умение прощать (0,484), благочестие (0,475), уважение традиций (0,471), духовная жизнь (0,467), власть (-0,409). Фактор составили ценности из мотивационных блоков: универсализм, саморегуляция, благожелательность, традиция, власть (с отрицательной валентностью). Третий фактор был назван в первой группе - авторитетность, во второй группе -единство с природой.
В четвертый фактор с долей объяснимой дисперсии 5,98% у русских вошли переменные: разнообразие жизни (0,669), интересная жизнь (0,653), независимость (0,621), свобода (0,584), отвага (0,523), самоуважение (0,506), любознательность (0,418). Четвертый фактор представлен мотивационными блоками (по классификации С. Шварца): саморегуляция, стимулирование. В четвертый фактор с долей объяснимой дисперсии 5,13% у удмуртов вошли переменные: интересная жизнь (0,668), отвага (0,630), разнообразие жизни (0,574), независимость (0,512), смысл жизни (0,452), мир на земле (-0,437), социальная справедливость (-0,406), удовольствие (0,406). Данный фактор представлен мотивационными блоками: стимуляция, саморегуляция, благожелательность, универсализм (отрицательная валентность), гедонизм. Этот фактор в обеих группах был назван разнообразие жизни.
Можно видеть, что у студентов русской национальности присутствует следующая очередность факторов: социальный порядок, широта взглядов, авторитетность, разнообразие жизни, то есть для них наиболее важным является стабильность в обществе, которая позволит им проявлять интерес ко всему, исследовать окружающий мир, воздействовать на события, что, в свою очередь, приводит к изменению, разнообразию жизни. У удмуртов - это факторы ответственность, чувство принадлежности, единство с природой, разнообразие жизни, то есть для них наиболее важным является осознание своего долга, ответственности, что позволит им поддерживать обычаи, существующие в культуре, соединение с природой. Таким образом, нами было выявлено, что русские ориентированы на активную жизненную позицию, а удмурты - на групповую принадлежность.
Итак, ценности осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде и в то же время детерминируют процесс познания человеком социального мира [4]. На основе проведенного исследования мы можем утверждать, что существуют этнотипические стилевые характеристики познавательной активности представителей различных этногрупп, модели которых заложены в культурных образцах этнической общности. Этнотипи-ческие стилевые характеристики у представителей русского этноса характе-
ризуются автономностью, независимостью, уверенностью в себе, самостоятельностью, при проявлении познавательной активности они склонны ориентироваться на собственное мнение. Представители удмуртского этноса отличаются ответственностью, обязательностью, скромностью, умеренностью; при проявлении познавательной активности они ориентируются на мнение коллектива, на сохранение публичного образа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл. 1993.
3. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1985.
4. Лебедева Н.М. Базовые ценности на рубеже XXI века // Психол. журн. 2000. Т.21., №3.
5. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. 1982. № 4.
6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб.: Алетея, 2000.
7. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопр. психологии. 2001. №5.
8. Хотинец В.Ю. Теоретико-методологические основания исследования этнической индивидуальности человека // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. 2003.
9. Хотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения // Психол. журн. 2005. Т. 26, №2.
10. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 2001.
11. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Uniwersal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53, №3.
Поступила в редакцию 11.05.07
S.A. Myshkina
Values as cultural factors of ethnotypical style characteristics of cognitive activity
The problem of the origin of ethnotypical style characteristics in ethnocultural space is discussed. The results of empirical researches are submitted by the example of Udmurt and Russian ethnoses, testifying that values are external sources of cognitive activity style characteristics determination.
Мышкина Светлана Александровна
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск ул. Университетская, 1 (корп. 6)