- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 316.6
М.Д. Леонтьева, А.П. Макарова
Система ценностей современной женщины
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Ценности и ценностные ориентации являются своеобразным социальным регулятором поведения, определяют ее направленность, содержание и формы выражения. Они тесно связаны с потребностями и интересами индивида, с эмоционально-волевыми механизмами его психики. Общепризнанно, что именно женщины являются хранительницами ценностей. Между тем в современном обществе сложилась ситуация ценностно-нормативного разнообразия, в которой происходит размывание традиционных нравственных ориентиров. Мы предполагаем, что исследование ценностных приоритетов у женщин традиционного общества дает возможность выявить ценностный фундамент всего этноса саха. В статье рассматриваются материалы эмпирического исследования жизненных ценностей женщин саха, проведенного в Республике Саха (Якутия) в 2013 году по методике Ш. Шварца. Выполнен сравнительный анализ структур ценностей по возрасту. Рассмотрено содержание мотивационных блоков и их распределение по биполярным осям: «открытость к изменениям» - «консерватизм» «самовозвышение» -«самотрансцендентность».
Ключевые слова: ценности, ценностные приоритеты, мотивационные типы ценностей, социальный конструкт, «открытость к изменениям» - «консерватизм» «самовозвышение» - «самотрансцендентность».
M.D. Leontieva, A.P. Makarova
The Value System of a Modern Woman
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Annotation. Values and value orientations are a kind of social regulator of behavior, determine its direction, content and forms of expression. They are closely related to the needs and interests of the individual, to the emotionally-volitional mechanisms of his psyche. It is generally recognized that it is women who are the guardians of values. Meanwhile, in today's society, a situation of value-normative diversity has developed, in
ЛЕОНТЬЕВА Мария Дмитриевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: maribu_7@mail.ru
LEONTIEVA Mariia Dmitrievna - PhD in psycology, Assistant professor Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
МАКАРОВА Аграфена Петровна - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и социальных наук, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: agmaks@yandex.ru
MAKAROVA Agrafena Petrovna - PhD in psychology, head of Department of Psychology and Social Sciences Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
which the traditional moral guidelines are blurring. We assume that the study of pri- mary priorities in women of traditional society makes it possible to reveal the value basis of the entire ethos of Sakha. The article examines materials of an empirical study of the life values of Sakha women, held in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2013 by the method of Sh. Schwartz. The value priorities of modern Sakha women are analyzed. A comparative analysis of value structures by age is performed. The content of the motivation blocks and their distribution along the bipolar axes are considered: "openness to change" - "conservatism" "self-elevation" - "self-transcendence".
Keywords: values, value priorities, motivational types of values, social construct,: "openness to change" -"conservatism" "self-elevation" - "self-transcendence".
Введение
Категория «ценности» и «ценностные ориентации» с психологической точки зрения являются социальным регулятором поведения личности, определяющим ее направленность, содержание и формы выражения [1, 2]. В России в результате социально-экономических изменений сложилась ситуация ценностно-нормативного разнообразия, изменение структуры ценностей в традиционных обществах [3-5].
Исторические, социально-культурные, природно-географические факторы Якутии привели к тому, что в целом по Республике Саха (Якутия) сохраняются элементы традиционной культуры, в числе наиболее устойчивых компонентов, существующих и сегодня, можно отметить ведение традиционных форм хозяйства (скотоводства, коневодства, сенокошения), традиционный характер семейно-брачных отношений [6]. Общепризнанно, что женщины являются хранительницами традиционных ценностей, функцию преемственности ценностей выполняют именно они [7]. Между тем, данные социально-психологических исследований показывают, что у женщин саха по сравнению с мужчинами более выражены изменения в ценностном сознании [8]. Исходя из данных предпосылок, мы предполагаем, что исследование ценностных приоритетов у женщин традиционного общества дает возможность выявить ценностный фундамент всего этноса саха.
Целью работы является выявление ценностных приоритетов у женщин саха.
Объектом исследования выступили женщины, представительницы этноса саха, разделенные на возрастные группы (школьники, студенты, молодые женщины и женщины зрелого возраста) и группы по месту жительства (городские и сельские). Всего в исследовании приняли участие 427 женщин, проживающие в городе Якутске, Мегино-Кангаласском, Сунтарском и Усть-Алданском улусах. Городские респонденты - 265 человек, сельские - 162 человека; 15-17 лет - 80 человек, 18-23 лет - 75 человек, 24-35 лет - 110 человек , 36-50 - 162 человека.
В работе была использована методика Ш. Шварца по изучению ценностей [9]. Статистическая обработка полученных результатов проводилась при помощи углового преобразования Фишера [10].
Результаты исследования
В процессе анализа нами были выделены предпочитаемые и наиболее отвергаемые ценности в выделенных возрастных группах респондентов. В таблице 1 представлены средние значения наиболее предпочитаемых ценностей.
По результатам исследования во всех возрастных группах можно выделить базовые ценности женщин саха: безопасность в семье, смысл жизни, истинная дружба, здоровье, уважение старших и т.д., которые передаются из поколения в поколение.
Также можно выделить ценности, которые предпочитаемы в определенном возрасте, например, для студенток важны и такие ценности, как социальный порядок (стабильность общества) и свобода. Для женщин зрелого возраста это - честность.
Таблица 1
Предпочитаемые ценности по возрастным группам
Школьники Студенты Молодые женщины Женщины зрелого воз-
раста
Ценность С.з.* Ценность С.з.*. Ценность С.з.* Ценность С.з.*
Безопасность 6,4 Безопасность 6,31 Безопасность 6,31 Ответственность 6,52
в семье в семье в семье
Смысл жизни 6,26 Смысл в жизни 6,03 Здоровье 5,8 Уважение старших 6,7
Истинная дружба 6,18 Истинная дружба 5,87 Смысл жизни 5,73 Безопасность в семье 6,7
Здоровье 5,87 Уважение старших 5,87 Целеустремленность 5,53 Честность 6,45
Уважение стар- 5,83 Внутренняя 5,77 Уважение 5,47 Здоровье 6,34
ших гармония старших
Целеустремлен- 5,69 Здоровье 5,67 Внутренняя 5,42 Успешность 6,19
ность гармония
Успешность 5,69 Свобода 5,62 Ответственность 5,35 Целеустремленность 6,18
Верность 5,67 Социальный порядок 5,5 Истинная дружба 5,31 Самостоятельность 5,89
Самостоятель- 5,64 Ответствен- 5,42 Самостоятель- 5,26 Верность 5,86
ность ность ность
Целеустремлен- 5,6 Самоуважение 5,40 Успешность 5,20 Истинная дружба 5,79
ность
*-среднее значение
К отвергаемым ценностям школьниц относятся: социальная сила (доминантность), скромность, благочестивость, изменчивая жизнь, духовная жизнь (акцент не на материальных ценностях). Для студентов - это изменчивая жизнь, социальная сила, скромность, послушность и сдержанность. Наименее предпочитаемыми ценностями для молодых женщин являются: благочестивость, изменчивая жизнь, социальная сила, духовная жизнь и влиятельность. Женщины зрелого возраста в меньшей степени руководствуются в своей жизни такими ценностями, как социальная сила, чувство принадлежности (ощущение того, что другие заботятся обо мне), свобода мыслей, духовная жизнь и креативность (табл. 2).
Таблица 2
Наименее предпочитаемые ценности по возрастным группам
Школьники Студенты Молодые женщины Женщины зрелого воз-
раста
Ценность С.з.* Ценность С.з.* Ценность С.з.* Ценность С.з.*
Социальная сила 2,83 Изменчивая жизнь 2,59 Благочестивость 1,81 Социальная сила 1,83
Скромность 2,93 Социальная сила 2,94 Изменчивая жизнь 2,23 Чувство принадлежности 3,02
Благочестивость 2,96 Скромность 3,13 Социальная сила 2,5 Благочестиво сть 3,33
Изменчивая 3,05 Послушность 3,37 Духовная жизнь 3,1 Духовная жизнь 3,37
жизнь
Духовная жизнь 3,66 Сдержанность 3,55 Влиятельность 3,36 Креативность 3,52
*-среднее значение
Таким образом, женщины меньше всего предпочитают ценности доминирования, считают, что в жизни необходимы материальные ценности и не любят изменчивую жизнь, которая наполнена новизной. Настораживает тот факт, что женщины всех поколений считают, что духовные ценности наименее важны, чем материальные. Благочестие связано с религиозной верой и убеждениями, возможно поэтому данную ценность респонденты противопоставили традиционным верованиям саха.
Ш. Шварц выделяет в своей работе десять мотивационных блоков ценностей: власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами); достижение (личный успех в соответствии с социальными стандартами); гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие); стимуляция (волнение и новизна); самостоятельность (самостоятельность мысли и действия); универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы); доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей); традиция (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи); конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям); безопасность (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя) [10].
В таблице 3 представлены средние значения по мотивационным блокам ценностей. В выборке школьниц преобладающими типами ценностей являются: стимуляция, власть и в то же время конформность. Меньше всего выражены ценности, входящие в блок гедонизм и универсализм. У студенток большинство ценностей входят в блок ценностей достижения, самостоятельности и безопасности. Для молодых женщин важны ценности, входящие в блок ценностей достижения, доброты и безопасности. Женщины зрелого предпочитают ценности безопасности, доброты и конформизма. Отвергаемыми ценностями для студентов, молодых женщин и женщин зрелого возраста являются ценности, входящие в блок традиция и стимуляция.
Таблица 3
Мотивационные блоки ценностей
Школьницы Студентки Молодые женщины Женщины зрелого возраста
Конформность 5,13 4,54 4,23 4,52
Традиции 5,11 3,45 3,11 3,49
Доброта 4,86 4,69 4,65 4,65
Универсализм 4,41 4,24 3,78 4,48
Самостоятельность 4,83 4,81 4,46 4,26
Стимуляция 5,51 3,80 3,02 2,86
Гедонизм 2,92 4,62 3,88 3,60
Достижения 4,98 4,91 4,77 4,32
Власть 5,27 3,87 3,59 4,09
Безопасность 5,06 4,78 4,62 5,19
Выделенные типы ценностей также измеряются биполярными осями: 1) «открытость к изменениям» (ценности самостоятельности и стимуляции) - «консерватизм» (безопасность, конформность и традиции) и 2) «самовозвышение» (власть, достижение, гедонизм) - «самотрансцендентность» (универсализм и доброта).
Анализ ценностей показал, что наибольшие изменения ценности претерпевают в студенческом периоде, где ценности смещены в сторону оси «открытость к изменениям» и «самовозвышение», что возможно обусловлено приобретением нового социального статуса «студент», повышением ответственности, самостоятельности, отделением от родительской семьи. Особенно ярко эта тенденция проявляется у студенток из сельской местности. У остальных
поколений женщин (школьниц, молодых женщин и женщин зрелого возраста) ценности расположены на стороне оси «консерватизм» и «самотрансцедентность».
Рис. Биполярные оси ценностей (ср. значения)
Заключение
Таким образом, результаты исследования показали:
- наблюдается снижение ценностей традиции, тем не менее у более молодого поколения женщин, школьниц, ценности блока «традиция» занимают одно из ведущих мотивов ценностного сознания;
- увеличение ценности мотива «достижение», что наиболее заметно у молодого поколения женщин саха;
- преобладание мотива «безопасность» характерно для всех поколений женщин;
- с возрастом наблюдается снижение мотива «стимуляция», отражающая эмоциональную насыщенность, новизну жизни;
- обнаружено, что мотив «гедонизм» меньше всего выражен в выборке школьниц, но в студенческом периоде наблюдается рост данного мотива;
- преобладающими мотивами ценностей для современных женщин саха являются: «доброта», «достижение» и «безопасность», наименее значимыми являются ценности, входящие в блок «традиция», «симуляция» и «гедонизм»;
- наибольшие различия в системах ценностей выявлены между школьницами и студентками (фу =4,459, при р<0,01) и между студентками и женщинами молодого возраста (фу =5,263, при р<0,01). Именно в студенческом возрасте происходят изменения в ценностном сознании, выбор между ценностями консерватизма и ценностями открытости к изменениям, ценностями трансцендентности и ценностями гедонизма. С возрастом различия между ценностями снижаются.
Литература
1. Саморегуляция и прогнозирование социального по ведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 1999.
3. Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал. - 2009. - №6. - С. 5-18.
4. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - №3. - С. 73-87.
5. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология: журнал Высшей школы экономики. - 2008. -№2. - Т. 5. - С. 68-88.
6. Яковлева К.М., Алексеева А.Н. Традиционная культура якутов в условиях изменяющегося общества (на примере якутов С. Баяга Таттинского района РС (Я)) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №11. - С. 203-205.
7. Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов // Социальная психология и общество. - 2016. - Т. 7. -№ 4. - С. 56-67.
8. Bugaeva M., Makarova A., Nafanailova M. Value priorities of modern north women (based on the example of sakha ethnos representatives) // Karadeniz (Black Sea-Черное море). - 2013. - Vol. 19. - P. 15-21.
9. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. - СПб.: Речь, 2004.
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007.
References
1. Samoreguljacija i prognozirovanie social'nogo po vedenija lichnosti / Pod red. V.A. Jadova. - L., 1979.
2. Leont'ev D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. - M., 1999.
3. Gricenko V.V., Smotrova T.N. Cennostnye orientacii lichnosti i sklonnost' k narusheniju social'nyh norm // Psihologicheskij zhurnal. - 2009. - №6. - S. 5-18.
4. Lebedeva N.M. Bazovye cennosti russkih na rubezhe XXI veka // Psihologicheskij zhurnal. - 2000. -T. 21. - №3. - S. 73-87.
5. Lebedeva N.M. Cennosti kul'tury, jekonomicheskie ustanovki i otnoshenie k innovacijam v Rossii // Psihologija: zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. - 2008. -№2. - T. 5. - S. 68-88.
6. Jakovleva K.M., Alekseeva A.N. Tradicionnaja kul'tura jakutov v uslovijah izmenjajushhegosja obshhestva (na primere jakutov S. Bajaga Tattinskogo rajona RS (Ja)) // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2012. - №11. - S. 203-205.
7. Nozikova N.V. Dominirujushhie cennosti semejnoj celenapravlennosti v zavisimosti ot nekotoryh social'no-demograficheskih faktorov // Social'naja psihologija i obshhestvo. - 2016. - T. 7. - № 4. - S. 56-67.
8. Bugaeva M., Makarova A., Nafanailova M. Value priorities of modern north women (based on the example of sakha ethnos representatives) // Karadeniz (Black Sea-Chernoe more). - 2013. - Vol. 19. - P. 15-21.
9. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti. - SPb.: Rech', 2004.
10. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii. - SPb.: Rech', 2007.
^iMSr^Sr