УДК 371.13 (045), 37.01:001.8 (045) В.Ю. Хотинец, А.А. Калиненко
ЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ И ЦЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В АСПЕКТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКИ
Рассматривается один из аспектов осуществления психолого-педагогического сопровождения осужденных в условиях лишения свободы, обеспечения превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и успешности ресоциализации освободившихся в пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждениях. Анализируются результаты эмпирических исследований ценностно-мотивационных факторов жизненных предназначений и намерений осужденных в связи с их этнокультурной принадлежностью.
Ключевые слова: социальная депривация в условиях пенитенциарных учреждений, психолого-педагогическое сопровождение осужденных, ценности на культурном и индивидуальном уровнях, жизненные предназначения и намерения.
Актуальность исследования в социальном аспекте обусловлена значимостью деятельности пенитенциарных и постпенитенциарных учреждений по социальной и педагогической реабилитации осужденных, а также необходимостью обеспечения превентивных мер по предупреждению неуклонно растущей рецидивной преступности. В научном аспекте актуальность связана с необходимостью применения психологических методов и педагогических технологий в системе исправительных учреждений, важностью придания гуманистической направленности деятельности пенитенциарной и реабилитационной систем, повышения нравственного, культурного и образовательного уровней осужденных [2; 9].
Нахождение осужденных в условиях длительной социальной депривации приводит к дезорганизации их ценностно-смысловой сферы [4], что при выходе из пенитенциарных учреждений может способствовать повторному совершению преступлений, приводящих к обострению социальной напряженности [7; 8]. Одним из способов совладания с трудностями, вызванными повышенным психологическим напряжением, конфликтностью и тревожностью в местах лишения свободы в условиях длительной социальной депривации, становится построение осужденными жизненной стратегии, основу которой составляют жизненные предназначения и намерения.
Жизненные предназначения есть общая жизненная направленность человека, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю поведения и деятельности, типу отношений к себе, людям, окружающей действительности, а значит намерения по отношению к миру. В процессе социализации формируется целостная система предназначений человека и вытекающих из них жизненных ориентаций, задач и намерений [6]. Последние заявляют о себе, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В них усилена когнитивная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию решения, а также устремление человека в будущее, его замысел. Намерениям соответствуют потенциальные мотивы, которые со временем либо актуализируются, либо снимаются [3].
Ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов [1], которые в свою очередь детерминируют жизненные предназначения человека. В отечественной и зарубежной кросскультурной психологии признается, что ценности, доминирующие в обществе как главный элемент культуры, и ценностные приоритеты реализуются в намерениях, основных целях поведения [5; 10-13]. Исследования ценностей проходят на двух различных уровнях анализа: индивидуальном и культурном. На уровне индивида ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни. Отношения между различными ценностями на индивидуальном уровне отражают психологическую динамику конфликта и согласия, переживаемую людьми в процессе ежедневной актуализации своих ценностей. Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия, возникающую в результате стремления членов социальных групп к своим целям [5. С. 70-75].
Психологого-педагогическая поддержка осужденных, основанная на знании особенностей функционирования их ценностно-мотивационной сферы, превенция и прогнозирование их поведения, поступков и жизнедеятельности в целом при выходе из пенитенциарных учреждений после истечения срока наказания дадут представление о специфике их ресоциализации, адаптации и самоопределения в социуме.
Цель: исследование ценностно-мотивационных факторов жизненных предназначений осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Задачи:
1. Выявить предпочитаемые ценности на культурном уровне осужденных удмуртской и русской этногрупп.
2. Выявить ценности на индивидуальном уровне (мотивационные типы) осужденных удмуртской и русской этногрупп.
3. Выявить ценностно-мотивационные факторы, оказывающие воздействие на жизненные предназначения осужденных в зависимости от их этнокультурой принадлежности, находящихся в условиях длительной социальной депривации.
Методы исследования: теоретические; организационный метод - сравнительный; эмпирические методы: психодиагностические: 1) опросник изучения ценностей С. Шварца, адаптированный Н.М. Лебедевой [5. С. 461-465], позволяющий изучать ценности на культурном и индивидуальном (мотивационные типы) уровнях; 2) методика «жизненные предназначения» О.И. Моткова [6] используется в целях выявления жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности. Национальность осужденных определялась по самоотчетам и подтверждалась в индивидуальной беседе с каждым. Методы обработки данных: качественный; количественный: методы математической статистики (методы описательной статистики, метод выявления различий Манна-Уитни, дисперсионный (однофакторный одномерный ANOVA) анализ. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.
Выборка: в исследовании (срок проведения 2010-2011 гг.) приняли участие 117 испытуемых (из них 87 русской и 30 удмуртской национальности) в возрасте 20-37 лет, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (осужденных за различные уголовно-правовые преступления) на территории одного из субъектов РФ.
Результаты исследования и их обсуждение
Решая первую задачу, нами были выявлены предпочитаемые ценности на культурном уровне осужденных в зависимости от их этнической принадлежности (см. табл. 1).
Анализ ценностей показывает, что в обеих группах можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей: защита семьи, здоровье, уважение родителей и старших, смысл жизни, самоуважение, верность, чистоплотность, интеллект, ответственность, мир на земле, вежливость. Данные ценности вошли в блоки Шварца: консерватизм, равноправие, гармония, интеллектуальная автономия. По мнению Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко эти ценности относятся к культурно-специфическим ценностям российской культуры, транслируемым от поколения к поколению. На взгляд авторов, по своему содержанию они группируются в блоки ценностей стабильность жизни, самореализация, равенство, духовность [5. С. 241-281].
Наряду с этим выделяются ценности, которые более предпочитаемы в одной из групп и не встречаются в списке приоритетных в другой. Так, в удмуртской группе среди предпочитаемых обнаружена одна отличная ценность - сохранение публичного образа (5,2), которая представлена в блоке консерватизм. Тогда как в русской этногруппе к отличительным ценностям относятся: настоящая дружба (5,6), национальная безопасность (5,4), уединение (5,3), честолюбие (5,2), независимость (5,2), честность (5,1), наслаждение жизнью (5,1), вошедшие в блоки Шварца: равноправие, консерватизм, автономия (интеллектуальная и эмоциональная), мастерство).
По мнению С. Шварца, измерения культурных ценностей отражают альтернативные решения членами социальных групп основных проблем [13]. Культурные варианты решения каждой из этих проблем располагаются вдоль биполярных осей. Биполярные отношения и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Тем самым, структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия.
В группе осужденных удмуртской национальности возникают противоречия между ценностями консерватизма (защита семьи, уважение родителей и старших, вежливость, сохранение публичного образа), выражающими желание принадлежать к группе, видеть смысл жизни в социальных связях и ценностями автономия интеллектуальная (интеллект), обеспечивающими следование собственным интеллектуальным путем. С позиций культурно-специфического подхода Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [5] явно заметен дисбаланс ценностей стабильности жизни и самореализации.
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2012. Вып. 2
Таблица 1
Предпочитаемые ценности на культурном уровне в удмуртской и русской группах осужденных
Удмуртская группа осужденных Русская группа осужденных
Ценности Ср. знач. 5 Ценности Ср. знач. 5
Защита семьи 6,0 1,74 Защита семьи 6,4 1,16
Здоровье 5,8 1,39 Здоровье 6,1 1,35
Уважение родителей 5,6 1,84 Уважение родителей 5,9 1,43
и старших и старших
Самоуважение 5,5 1,58 Смысл жизни 5,8 1,32
Смысл жизни 5,4 1,50 Верность 5,7 1,35
Чистоплотность 5,4 1,58 Самоуважение 5,7 1,27
Верность 5,3 1,24 Настоящая дружба 5,6 1,32
Ответственность 5,2 1,47 Чистоплотность 5,5 1,44
Интеллект 5,2 1,23 Интеллект 5,5 1,40
Мир на земле 5,2 1,50 Ответственность 5,4 1,49
Сохранение публичного образа 5,2 1,66 Национальная безопасность 5,4 1,90
Вежливость 5,2 1,52 Уединение 5,3 1,79
Вежливость 5,3 1,50
Честолюбие 5,2 1,48
Мир на земле 5,2 2,08
Независимость 5,2 1,44
Честность 5,1 1,56
Наслаждение жизнью 5,1 1,94
Примечание. Жирным шрис этом выделены ценности, встречающиеся в обеих группах.
В группе осужденных русской национальности присутствует явная напряженность между блоком ценностей консерватизм (защита семьи, уважение родителей и старших, национальная безопасность, вежливость), которые выражают стремление принадлежать к группе, видеть смысл жизни в социальных связях, разделение общего образа жизни, и блоком ценностей автономия интеллектуальная (интеллект, уединение) и эмоциональная (наслаждение жизнью), вызывающих стремление быть независимыми от группы, свободными в интеллектуальном плане и устремление к переживанию позитивных эмоций. Наряду с этим в данной группе осужденных наблюдается напряженность в блоках мастерства (честолюбие, независимость) и гармонии (мир на земле). Мастерство есть стремление подчинить себе и изменять природный и социальный мир, контролировать и использовать его в личных или групповых интересах. В свою очередь гармония - принимать мир таким, каков он есть, пытаясь скорее сохранить, чем изменить или использовать его. И в этом случае прослеживается разбалансированность блоков ценностей равенства, самореализации и духовности.
В ходе решения второй задачи мы сгруппировали отдельные ценности в блоки мотиваций согласно теоретической модели С. Шварца и В. Билски [13] и подсчитали средние значения по типам мотиваций для отдельных выборок (см. табл. 2).
Наиболее значимыми типами мотивации в структуре индивидуальных ценностей осужденных являются: саморегуляция (4,6), безопасность (4,5), благожелательность (4,4) в удмуртской группе; безопасность (4,8), саморегуляция (4,6), благожелательность (4,4), достижение (4,3) в русской. Как видно, в обеих группах присутствуют мотивационные типы: саморегуляция. Мотивационная цель: свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивидов быть автономными и независимыми; безопасность. Мотивационная цель: стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе - потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности; благожелательность. Мотивационная цель: поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях достижения благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации. В русской группе их ряд расширяется за счет включения моти-
вационного типа; достижение. Мотивационная цель: достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого - получение социального одобрения.
Таблица 2
Ценности на индивидуальном уровне (мотивационные типы) в удмуртской
и русской группах осужденных
Осужденные удмуртской группы Осужденные русской группы
Тип мотивации Ср. знач. Тип мотивации Ср. знач.
Саморегуляция 4,6 Безопасность 4,8
Безопасность 4,5 Саморегуляция 4,6
Благожелательность 4,4 Благожелательность 4,4
Конформность 4,1 Достижение 4,3
Универсализм 4,1 Конформность 4,2
Гедонизм 4,0 Гедонизм 4,2
Достижение 4,0 Универсализм 4,2
Традиции 3,8 Стимуляция 4,2
Стимуляция 3,7 Традиции 3,9
Власть 3,4 Власть 3,7
Примечание. Жирным шрифтом выделены наиболее значимые мотивационные типы в обеих группах
Если сравнить данные, полученные в результате исследования с помощью опросников измерения ценностей на индивидуальном и культурном уровнях осужденных удмуртской и русской групп, можно увидеть, что в удмуртской группе предпочтение отдается ценностям: саморегуляция, безопасность, благожелательность на индивидуальном уровне, консерватизм, равноправие, гармония, автономия интеллектуальная на групповом. В группе осужденных русской национальности на индивидуальном уровне: безопасность, саморегуляция, благожелательность, достижение, а на групповом: консерватизм, равноправие, гармония, автономия (эмоциональная и интеллектуальная), мастерство.
Можно заметить некоторые противоречия ценностей в обеих этногруппах осужденных, а именно ценность саморегуляция (ценности изменения и свободы) занимает предпочтительные позиции на индивидуальном уровне, тогда как самореализация (автономия (независимость и самостоятельность) и мастерство (самоутверждение)) завершают ряд на культурном уровне; ценность традиции (поддержание культуры) - наименее весомая на индивидуальном уровне, консерватизм (ценности сохранения и стабильности мира) - наиболее предпочитаемая на культурном.
Таким образом, выбор осужденными ценностей на индивидуальном уровне, служащих автономии и независимости, усилению Я-идентичности, можно объяснить тем, что в пенитенциарных учреждениях именно личностная идентичность становится ведущей и определяющей [5. С. 38-45] в условиях длительной социальной депривации пенитенциарных учреждений. Тем самым, на индивидуальном уровне сложная социальная среда (и усиливающийся аспект выживаемости) способствует активизации индивидуальных потребностей быть самосильным и независимым от других. Идеалом и образцом культуры и социума для них является стабильность, определенность, всеобщее моральное равенство, обусловливающие предпочтение ценностей консерватизма и равноправия на групповом, культурном уровне.
Решение третьей задачи мы осуществили с помощью процедуры дисперсионного анализа (од-нофакторный одномерный ANOVA). Показатель осуществление жизненных предназначений (потенциал реализации предназначений) был заявлен как зависимая переменная, ценностные факторы как независимые переменные.
Обнаружено влияние на осуществление жизненных предназначений осужденных удмуртской этногруппы ценностных факторов на культурном уровне: основные принципы жизни <самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам), мудрость (зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни), настоящая дружба (близость, дружеская поддержка)> и способы поведения <довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами), достижение успеха (стремление к достижению целей)>; на индивидуальном уровне как направленность действий:
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2012. Вып. 2
конформность (ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим, нарушающих социальную гармонию. Полученные данные свидетельствуют о том, что при повышении значимости перечисленных ценностных факторов показатели осуществления жизненных предназначений у испытуемых в этой группе повышаются. При этом установлено их понижение за счет эффекта ценностного фактора влияние (воздействие на события, других людей) как способа поведения на культурном уровне. Это еще раз подтверждает значимость для респондентов этой группы ценности конформность (антоним «влияния»).
В русской группе осужденных установлено влияние на осуществление жизненных предназначений ценностных факторов как способов поведения на культурном уровне: выбор собственных целей (самостоятельность в выборе) и благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям). Это означает, что при повышении значимости выявленных ценностных факторов в данной группе показатели осуществления жизненных предназначений у испытуемых повышаются.
Результаты качественного анализа полученных данных позволили нам предположить, что выявленные воздействующие факторы. Скорее всего являются ценностями, лежащими в основе религиозно-мифологических представлений удмуртского народа (Воршуд и культ предков (консерватизм (конформность)), единение с природой (гармония), представления об идеальном мире (гармония, консерватизм (мудрость)), безропотное принятие неудач (консерватизм (самодисциплина)), равноправие (довольство своим местом в жизни, настоящая дружба), вечность жизни (гармония)) [10], и православных ценностей русских (благочестие как хранение веры, следование религиозным убеждениям).
Несомненно, что достижение успеха (стремление к достижению целей) в удмуртской группе и выбор собственных целей (самостоятельность в выборе) в русской группе, входящие в блок ценностей Самореализация (по Лебедевой), обеспечат осужденным реализацию жизненной направленности в будущей жизни (при выходе из пенитенциарных учреждений).
Таким образом, выявлены предпочитаемые ценности на культурном уровне осужденных: повторяющиеся, неизменные ценности, такие как защита семьи, здоровье, уважение родителей и старших, смысл жизни, самоуважение, верность, чистоплотность, интеллект, ответственность, мир на земле, вежливость (консерватизм, равноправие, гармония, интеллектуальная автономия). При этом к отличительным ценностям в удмуртской группе относятся: сохранение публичного образа (консерватизм), а в русской: настоящая дружба, национальная безопасность, уединение, честолюбие, независимость, честность, наслаждение жизнью (равноправие, консерватизм, эмоциональная автономия, мастерство). В ходе анализа ценностей обнаружены противоречия между ними в обеих этногруппах, по нашему мнению, обусловленные рассогласованием культурных (заявленных культурой) и социальных (востребованных в социальной среде) ценностей индивидов в сложных условиях длительной социальной депривации пенитенциарных учреждений.
Установлены ценности на индивидуальном уровне (мотивационные типы) осужденных удмуртской и русской этногрупп. Наиболее значимыми типами мотивации в структуре ценностей осужденных удмуртской группы стали ценности саморегуляция, безопасность, благожелательность, в русской группе - безопасность, саморегуляция, благожелательность, достижение. Обнаружены противоречия (конфликты) в обеих этногруппах осужденных между ценностями индивидуального и культурного уровней, так полярные валентности на разных уровнях получили ценности: саморегуляция (ценности изменения и свободы) на индивидуальном уровне и самореализация (автономия (независимость и самостоятельность) и мастерство (самоутверждение)) на культурном уровне; традиции (поддержание культуры) на индивидуальном уровне и консерватизм (ценности сохранения и стабильности мира) на культурном уровне.
Обнаружены эффекты (влияние) ценностей на культурном и индивидуальном уровнях на показатель потенциального осуществления жизненных предназначений осужденных разных этногрупп. В результате соотнесения воздействующих факторов - культурных ценностей с ценностями язычества, лежащими в основе религиозно-мифологических представлений удмуртского народа (Воршуд и культ предков, единение с природой, представления об идеальном мире, безропотное принятие неудач, вечность жизни), и православными ценностями русских, явно усматривается их согласованность и комплементарность друг другу. Разумеется, ценности целеполагания (самореализации) бесспорно являются побудителями жизни. Тем самым, установлено, что только те ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных, находящихся в длительных усло-
виях социальной депривации, которые заключают в себе рефлексию собственных форм и предпосылок и включают компоненты верований и религиозных убеждений своего народа, обеспечат успешность ресоциализации и жизнедеятельности в будущем.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучаются ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений и намерений осужденных в условиях длительной социальной депривации. Практическая значимость работы состоит в использовании полученных результатов в деятельности психологов и специалистов, выполняющих функции воспитательной работы (педагогов) в пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждениях и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение осужденных в условиях лишения свободы, обеспечение превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и успешности ресо-циализации освободившихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахнина В.В. Технологии диагностики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2 (29). С. 74-78.
2. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003.
4. Корнеева Г.К. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных в условиях лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004.
5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
6. Мотков О.И. Методика «Жизненное предназначение» // Школ. психолог. 1998. №36. С. 8-9.
7. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2007.
8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2008.
9. Тищенко Е.Я. Система социально-педагогической реабилитации осужденных (Теория и практика): дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2001.
10. Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов// Социологические исследования. 2011. №2. С. 99-107.
11. Хотинец В.Ю., Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психол. журн. 2009. Т. 30, №6. С. 17-29.
12. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
13. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues, 1994. Vol. 50. P. 19-45.
Поступила в редакцию 07.03.12
V. Yu. Khotinets, А.А. Kalinenko
Life goals and values of convicts in penitentiary psychological pedagogics
The article deals with one of the aspects of psychological and pedagogical provisions for convicts, and the preventive measures against recidivism and for re-socialization of those released from penitentiary and post-penitentiary rehabilitation institutions. The empiric research results that show convicts' values and motivations in life are presented in connection to their ethnic and cultural affiliations.
Keywords: social deprivation in penitentiary institutions, psychological and pedagogical provisions for convicts, cultural and individual values, life goals and ambitions.
Хотинец Вера Юрьевна,
доктор психологических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Калиненко Андрей Анатольевич, аспирант E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
Khotinets V.Yu., doctor of psychology, professor E-mail: [email protected]
Kalinenko A.A., postgraduate student E-mail: [email protected]
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6