Научная статья на тему 'Этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания школьников'

Этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СРЕДА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / МУСУЛЬМАНСКАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алибекова Заира Нажмудиновна

В статье рассматриваются понятия «ценность» как объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов и целей, «среда», «этнокультурная среда» как фактор аксиологического воспитания, которая включает в себя организованное пространство, основанное на культурном наследии, сфере передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры; мусульманская система ценностей, национально-культурные ценности как религиозно-общественное учение о смысле бытия и предназначении в нем человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алибекова Заира Нажмудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания школьников»

44

Известия ДГПУ, №3, 2014

УДК37.035.6

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

THE ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SCHOOLCHILDREN’S AXIOLOGICAL EDUCATION

© 2014 Алибекова З. Н. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Alibekova Z. N. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются понятия «ценность» как объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов и целей, «среда», «этнокультурная среда» как фактор аксиологического воспитания, которая включает в себя организованное пространство, основанное на культурном наследии, сфере передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры; мусульманская система ценностей, национально-культурные ценности как религиозно-общественное учение о смысле бытия и предназначении в нем человека.

Abstract. The article deals with the concepts of "value" as an object reflected, comprehended and valued by a subject in the light of his ideals and goals, "environment", "ethno-cultural environment as a factor of the axiological education, which includes the organized space, based on the cultural heritage, the sphere of sharing and fixing the social experience, culture and ethnic culture; Muslim value system, national-cultural values as the religious and social teaching about the life-sense and human’s destiny.

Rezjume. V stat'e rassmatrivajutsja ponjatija «cennost'» kak ob#ekt, otrazhennyj, osmyslennyj i oce-nennyj sub#ektom v svete ego idealov i celej, «sreda», «jetnokul'turnaja sreda» kak faktor aksiologi-cheskogo vospitanija, kotoraja vkljuchaet v sebja organizovannoe prostranstvo, osnovannoe na kul'tur-nom nasledii, sfere peredachi i zakreplenija social'nogo opyta, kul'tury i jetnokul'tury; musul'manskaja sistema cennostej, nacional'no-kurturnye cennosti kak religiozno-obshhestvennoe uchenie o smysle bytija i prednaznachenii v nem cheloveka.

Ключевые слова: ценность, среда, этнокультурная среда, национально-культурные ценности, мусульманская система ценностей

Keywords: value, environment, ethnocultural environment, national- cultural values, Muslim value system.

Kljuchevye slova: cennost', sreda, jetnokul'turnaja sreda, nacional'no-kurturnye cennosti, mu-sul'manskaja sistema cennostej.

Ценность - это то, что люди ценят, что для них важно, значимо и что они разделяют. Ценности являются исходной точкой функционирования любого общества. Принимаясь личностью в качестве личностного смысла, внутренней установки, они формируют культуру человека, вызывают определённый способ взаимодействия с окружающей средой и людьми [2. С. 4]. По утверждению А. А. Ручки, только в отечественной литературе существует более ста определений понятия «ценность» [11].

Ценность рассматривается как одно из ключевых понятий современной общественной мысли, которая используется для обозначения каких-либо объектов и явлений, олицетворяющих в себе общественные идеалы.

Проблема изучения исторического опыта семейного воспитания как социальноисторического феномена находилась в сфере научных интересов многих ученых прошлого и

настоящего времени. Каждый народ имеет собственную систему воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета.

В отечественной педагогике термин «среда» появился в 1920-е годы. В тот период достаточно часто употреблялись понятия «педагогическая среда» «общественная среда» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В научных работах того периода доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок и его качества и даже не его поведение, а условия, в которых он существует. При этом к внешним условиям были отнесены окружение, межличностные отношения, деятельность [3; 8].

В современной педагогической науке исследованию среды как фактора образования и развития личности посвящены работы Т. В. Менг, В. И. Слободчикова, В. А. Ясвина и др. [8; 12; 15].

Психолого-педагогические науки •••

Атрибутом «среды» является этническая культура. Исследование этнокультурной среды предполагает раскрытие социального и природного в генетически тождественной общности - этноса. В результате социальный аспект предстает как набор определенных общественных форм: род, племя, народность, нация, наднациональная общность.

Каждый этнос обладает бытием, которое находит воплощение в конкретном пространственно-временном выражении, именуемом этнокультурной средой. «Топологическими» маркерами такой среды являются признаки этноса, которые непосредственно восходят к его природной сути (отличия в физическом типе, единство территории расселения, общие особенности культуры, ценности, самосознание, самоназвание).

Итак, этнокультурная среда - это организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; явление социально-историческое, в нем находит отражение генетическая память этноса.

Этнокультурная среда является фактором аксиологического воспитания. Суть этого процесса представлена на рисунке.

Рис. Этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания школьников

Внешний овал рисунка представляет собой макросреду, включающую различные компоненты общественной и культурной жизни этноса, транслирующие нормы, правила бытования его членов. К таким компонентам относятся правовая система, средства массовой информации, религия, учреждения культуры -все то, что регламентирует социокультурную жизнь представителей той или иной национальности. Макросреда транслирует принятые в обществе нормы, ценности, доктринальные установки, этнические обычаи и традиции, регулируемые правовой системой, средствами массовой информации, народной педагогикой.

Внутренний овал являет собой микросреду объекта воспитания, которая складывается из его окружения: семьи, соседей, родственников, школы, учреждений дополнительного образования и др.

Центральной точкой на рисунке изображен объект воспитания, в нашем исследовании -старшеклассник.

Динамика воспитывающего воздействия представляет собой поступательное движение к центру. При этом микросреда транслирует ценности, фигурирующие в макросреде и выполняет связующую роль между внешним миром и объектом воспитания.

45

Общество многонационального российского государства имеет самобытную и уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой находит свое отражение самобытная отечественная культура. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему “транслирует” общество, и, прежде всего, первичная ячейка общества - семья.

Республика Дагестан - это самобытный регион, где как ни в каком другом месте осуществляется этнопедагогический и этноконфессио-нальный диалог культур, где на приемлемо возможном уровне достигнута межэтническая гармония.

Этническая семейная педагогика является отражением образа жизни, природного, социального, производственного окружения людей, живущих в конкретном регионе. Она порождает специфические для данного окружения методы воспитания, приемы и способы воздействия на растущие поколения. Поскольку этническая специфика связана с принадлежностью к определенному народу, нации, педагогические приемы и способы ориентированы на национальное своеобразие психических качеств и свойств людей [1. С. 126]. В полиэтническом Дагестане, где мирно сосуществуют более тридцати национальностей, этнические идеи взаимно дополняют друг друга. Ни один дагестанский народ не живет обособленно, их культуры взаимопроникаемы и взаимообогащаемы.

Этническая культура Дагестана находит свое отражение в различных формах этнической культуры: традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, кодексах чести, совести, которые выполняют функцию носителей общепринятых ценностей. На протяжении столетий народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические и другие ценности [7. С. 24].

Национально-культурные ценности направлены на формирование таких духовнонравственных качеств личности, как благородство, справедливость, доброта, ответственность, отзывчивость, уважение к старшим и младшим, долг и честь. В наши дни необходимо принимать к сведению традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в этнической культуре. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит принятым социальным установкам. Последние формируются из общности совместного бытования с русским и северокавказскими народами. Их общими ментальными этническими ценностями являются глубокая любовь к детям, забота о стариках. Схожим является гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоит судьба всего рода-тухума, на втором - судьба своей семьи, собственная судьба. Названные народы высоко ценят родственные связи, приходят на помощь друг другу. Разнообразные средства решения воспитательных задач в семье: слово, родительский авторитет, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное

46

Известия ДГПУ, №3, 2014

мнение, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, спорт, праздники, символы и др.

В коллективных культурах принято «пожаловаться» соседу, друзьям на свои неприятности, взять денег взаймы - что в западных странах немыслимо. Сложившиеся веками и сохранившиеся до наших дней традиции взаимовыручки, взаимной помощи и поддержки способствуют укреплению родственных связей.

Все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т. д. всегда вырастали на народной почве, из народных традиций.

Единым свойством является трудолюбие, труд во благо семьи и родного края. Важнейшей заповедью нравственности русского и дагестанского народов является любовь к труду и людям труда; это внушается детям с малолетства. По схожим народным обычаям родители учили детей трудиться, давали, как говорится, «хлеб в руки». Интегральным качеством является общинность, именуемая у русских соборностью. Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием как Православной церкви, так и Мусульманской мечети, общинный.

В современных реалиях возникает острая необходимость особенного внимания к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям общества, а также их выявления, осмысления, возрождения и применения в ценностной ориентации подрастающего поколения.

Ведущая роль в реализации этой директивы принадлежит образованию. Поэтому сегодня важнейшей задачей российского образования становится разработка и внедрение стратегий и механизмов, позволяющих формировать ценностное отношение к семье.

Ряд документов (закон «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты) регламентируют взаимоотношения школы и семьи. Основная задача школы в контексте исследуемой проблемы - обеспечить гармоничное развитие детей, дать им знания о семье, семейном воспитании, о правах и обязанностях семьи, ее членов, воспитать их в духе уважения к этим правилам, привить им человеческие основы морали, нравственные ценности. Перед школьным образованием стоит важная задача - «научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении».

В то же время немаловажным является то, что за последние годы в школах Дагестана наметились позитивные тенденции, которые выражаются в расширении автономии, демократичности учреждений общего образования, внедрении разноуровневых и вариативных подходов к содержанию образования, введении новых учебных предметов, разработке программ, востребованных в изменившихся социально-экономических условиях, повышении интереса к гуманитарному знанию, осуществлении дифференциации школ, появлении негосударственных общеобразовательных учреж-

дений, создании в школах попечительских советов.

Вместе с тем в ходе исследования выявлены негативные тенденции в школьном образовании в контексте семейного воспитания. Ни учебно-образовательный план, ни программы вуза, ни программы курса подготовки и переподготовки педагогических кадров к работе со старшеклассниками и семьей зачастую не содержат новых технологий, практических диагностик проблем семьи, современных методических рекомендаций по усовершенствованию процесса формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к семье.

Занижено отношение общеобразовательных учреждений к проблемам воспитания, вопросам семьи и семейного воспитания, что в немаловажной степени сказывается на проявлении бездуховности в подростковой среде. Наблюдается неудовлетворенность значительной части родителей из-за отсутствия возможности получать дополнительные платные образовательные услуги в силу неблагополучного материального положения семьи. В современном обществе отмечается ценностный вакуум, обусловленный крахом официальной идеологии и еще не сформировавшимися ценностями. В этих условиях, наряду с семьей, активным субъектом семейного воспитания, основной государственной структурой, способной сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание подрастающего поколения, является средняя общеобразовательная школа [4. С. 56].

Дагестанская семейная педагогика представлена в подготовленной Ш. А. Мирзоевым программе «Культура, традиции народов Дагестана» как специального предмета, предусмотренного в качестве национального компонента в учебном плане дагестанской школы, программах «Подготовка девушек к жизни», «Подготовка юношей к жизни». Программы разработаны как систематический курс, рассчитанный на учащихся IV - VII классов.

Основными целями курса «Культура, традиции народовДагестана», как указывается в объяснительной записке, являются приобщение учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, к его традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, формирование у них устойчивого интереса к национальной материальной и духовной культуре, воспитание чувства патриотизма, восхищение талантом, мастерством и мудростью народа, формирование на основе многовековой традиции педагогической культуры истинно национальных черт личности дагестанских детей. Основными целями программ «Подготовка девушек к жизни» и «Подготовка юношей к жизни» являются подготовка девушек и юношей к жизни и деятельности с максимальным учетом особенностей пола, социально - экономических, национально - культурных и географических особенностей региона, прогрессивных человекообразующих традиций, обычаев и обрядов народов Дагестана.

Психолого-педагогические науки •••

В целях обогащения теоретической подготовки старшеклассников по основам семейного воспитания, расширения их знаний о семье, тенденциях ее развития в современном обществе, нами был осуществлен анализ учебных программ по курсам общественных дисциплин (русская и дагестанская литература, обществознание и технологии). Однако содержание учебного материала предлагает учащимся знания о человеке и обществе в основном в теоретической форме, что не создает, на наш взгляд, практико-ориентированной деятельности.

Анализируя содержание учебных программ и учебников, мы пришли к выводу, что не в полной мере реализуются цели образования по достижению определенных компетенций в семейно-бытовой сфере и межличностных отношениях, в сфере отношений в национальном и конфессиональном обществе. Недостаточно показаны взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей, роль религии в решении многих общественно-политических и морально-этических проблем.

Так, в содержании раздела «Семья и общество» по обществознанию не в полной мере показаны взаимосвязь науки, религии и этно-культуры в формировании у старшеклассников отношения к семье как ценности. В программах по технологиям, в разделах «Технология изготовления изделий народного ремесла», «Технологии ковроткачества», «Прикладное искусство» недостаточно используется этнопедагоги-ческий потенциал Дагестана.

Мы полагаем, что одним из факторов повышения эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье является усиление акцента на воспитании семейных ценностей с опорой на национальные традиции, многовековой жизненный опыт народа. В результате выявились неиспользованные резервы совершенствования этнопедагогической системы формирования у старшеклассников отношения к семье как к ценности. Для этого необходима корректировка содержания учебного материала по предметам: «обществознание», «технологии», «русская и дагестанская литература», изучаемым в старших классах, использование интерактивных форм и методов обучения.

В формировании эмоциональноценностного отношения к семье в этнокультурной среде должны быть созданы условия для учета школой многовекового опыта народного семейного воспитания, помощи семье в осмыслении и оценке этнопедагогических семейных традиций и актуализация тех из них, которые позволяют сочетать мудрость предшествующих поколений с культурными достижениями современности.

Нами был организован факультативный курс на базе «Гимназии № 1» города Хасавюрт, в рамках которого осуществлялась авторская программа «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме». Факультативный курс был рассчитан на 34 часа.

Нами был разработан и апробирован специальный комплекс занятий, проведение которых

47

способствовало формированию эмоциональноценностного отношения к семье. В корпусе этих занятий формировались нравственные представления о семье, высоком статусе женщины, значимости материнства и отцовства. Старшеклассники знакомились с основами этнопедагогических знаний в области семейного воспитания.

В процессе работы факультатива мы смогли выявить ряд объективных затруднений: отсутствие часов в учебных планах, отведенных на изучение факультатива как школьного предмета; несогласованность в практике школ традиционных и инновационных форм обучения; отсутствие компетентных специалистов, способных в полной мере реализовать задачи факультатива.

Для аргументации содержательной части факультатива приведем анализ его наиболее значимых тем:

«Семья и социум». Раскрываются взаимоотношения и взаимодействие двух социальных институтов в воспитании детей, показана значимость государства в семейной политике. Обосновываются принципы, способствующие выходу из кризиса, аргументируются законы, программы государственной семейной политики, а также технологии педагогического взаимодействия по проблемам семьи, семейного воспитания.

Внимание учащихся заостряется на таких важных понятиях как благородство, долг, уважение к родителям. Отступление от традиций, разрыв связей между поколениями представляют собой трудности современной семьи. Духовный опыт, духовные традиции семьи в современной литературе отражены недостаточно, что актуализирует дополнительное изучение этого материала.

«Исторические корни моей семьи». Старшеклассники вместе с родителями собирают старые фотографии, изучают семейные архивы, составляют родовое древо своей семьи. Ведется диалог о семейных реликвиях, о значении родительских заветов, завещаний, о роли семейных ценностей в доме.

В процессе работы деятельность учителя была направлена на выполнение информационной и ценностно-ориентационной функций.

Получение и осмысление обучающимся новой информации началось с когнитивного компонента, что предполагало влияние на испытуемого поступавшей информации о семье, его активность в поиске новой информации. Повысился уровень заинтересованности испытуемых в плане получения знаний о семье. Особое внимание было уделено содержанию материала. При его отборе учитывался возраст испытуемых, их познавательный интерес.

Обучающимся сообщалась деятельность, ориентированная на осознание ими личной значимости изучавшегося материала. Выполняя задания, старшеклассники анализировали полученную информацию и процесс ее усвоения на предмет соответствия или несоответствия собственным взглядам и семейным ценно-

48

Известия ДГПУ, №3, 2014

стям. Этот вид работы способствовал развитию критичности, умению и способности самоуправления и самореализации. В процессе усвоения, осмысления и оценки семейных этно-педагогических традиций использовались информационные сообщения школьников, диалоговые, коллективные, интерактивные формы и методы.

Деятельность испытуемых была ориентирована на усвоение знаний о семье на основе личной оценки ими этнопедагогических традиций, раскрывавших ценность семьи. Накопление знаний о семье, способность к ценностным суждениям стали путем к ее эмоциональному восприятию. Знакомясь с новым материалом, старшеклассник вел непрерывный диалог с самим собой, отыскивал в своем внутреннем мире место новому знанию, находил его соответствие с прежним. Формирование эмоциональных отношений шло в рамках перцептивноэмоционального компонента, что способствовало изменению эмоционально окрашенных представлений и повышало уровень эмоционального отношения к семье.

Деятельность обучающихся была организована таким образом, чтобы она приносила позитивные эмоции. В процессе работы создавались ситуации новизны, успеха, решались проблемные ситуации, способствовавшие развитию познавательной потребности (осознание школьниками ценности семьи для себя). В процессе работы использовались следующие методы: рассказ с элементами эвристической беседы, этическое просвещение «рассказ об истории рода».

Вопросы, касавшиеся поддержания позитивного отношения к семье, раскрывали ее ценность, что способствовало проявлению к ней интереса и формировало познавательную потребность в усвоении ее ценности. Это определило дальнейшее формирование ценностного отношения к семье согласно практическому компоненту.

Целесообразным считаем организовать и стимулировать практическую деятельность на основе отобранных этнопедагогических семейных ценностей. (Они становятся действенными и регулируют поведение, когда утверждаются человеком как образец, идеал, исходя из необходимости их применения в жизни). Решались педагогические ситуации, максимально приближенные к реальной действительности и позволявшие выявить соответствие между уровнем теоретических знаний старшеклассников и их ценностными ориентациями и поступками старшеклассников нами были включены следующие педагогические ситуации:

Игра «Пресс-конференция». За несколько минут до проведения игры группа делится на две команды. Первая - «корреспонденты», представляющие различные газеты, журналы, радио -и телевизионные передачи; вторая -«родители», «учителя», «ученики» и др.

- Игра «Дополни и реши». Обучающимся предлагается дополнить и завершить пробле-

мы, сделать из представленной преподавателем информации заключение, вывод.

- Игра «Войди в образ семейной жизни». Успешность проведения игры определяют: инициативность, фантазия и жизненный опыт игроков; осознание участниками смысла ситуации - без этого не удастся проиграть роль; сюжет, представленный одной - двумя стандартными проблемными ситуациями. Сюжет вводится с помощью конкретных данных, построенных на реальных отношениях между людьми в данной ситуации. Сценарий игры составляют сами ее участники.

- Игра: «Путешествие - мой Дагестан». Участникам игры предстоит посетить различные станции: «Фольклор», «Традиции и обряды», «Народные ремесла и промыслы», «Национальная кухня», «Семейные праздники».

Обеспечивался целенаправленный характер активности личности, что в конечном итоге приводило к формированию осознанных поступков, вызывавших чувство эмоционального удовлетворения. Нами были проведены следующие мастер-классы: «Духовно-творческая личность», «Преемственность поколений в семье», групповая парковая скульптура «Дагестанская семья». Названные мероприятия стимулировали эмоциональный интерес у обучающихся к семье.

Такого рода деятельность носила исследовательский характер, содействовала формированию эмоционально-ценностного отношения к семье, а использование фольклора, семейных этнопедагогических традиций обогащало содержание работы. Таким образом, в процессе практической деятельности выбранные ценности утверждались подростками как образец, идеал и являлись основой ценностной ориентации старшеклассников.

В целях развития у педагогов творческого подхода к семейному воспитанию значительное внимание уделялось следующим аспектам программы: разнообразие коллективных форм взаимодействия и индивидуальный подход к обучающимся, последовательность, комплексность в апробации содержательных аспектов программы с учетом возрастных и личностных особенностей старшеклассников, их жизненных реалий, интересов и потребностей, эмоционального отзыва, этнокультурной направленности.

Мы можем сделать вывод, что этнокультурная среда - это область социальной и культурной деятельности народа, его образ жизни, сфера передачи социального опыта, национальных обычаев и традиций. Этнокультурная среда старшеклассника предполагает доминирование микросреды, выполняющей связующую роль между ребенком и макросредой. Макросреда включает различные элементы общественной и культурной жизни этноса, транслирующие нормы, правила бытования его членов. Микросреда транслирует ценности, фигурирующие в макросреде и выполняет связующую роль между внешним миром и объектом воспитания.

Психолого-педагогические науки

49

Этнокультурная среда Республики Дагестан специфична в силу исторической обособленности горских народов, их этнического многооб-

разия, консерватизма, влияния исламской ре лигии на ментальность, ценностные приорите ты, семью.

Литература

1. Алибекова З. Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды: Дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 200 с. 2. Алибекова З. Н. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников эмоциональноценностного отношения к семье // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2012. № 2. С. 5-9. 3. Алиева Б. Ш. Этнопедагоги-ка дагестанской семьи. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 288 с. 4. Волков Г. Н. Этнопедагогический манифест // Этнопедагогические и этнопсихологические проблемы воспитания толерантного поведения в полиэтническом обществе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 19 - 20 декабря 2002 г. Махачкала, 2002. С. 8-34. 5. Магомедов А. М. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2005. 340 с. 6. Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: ГУП Дагкнигоиздат, 2001. 568 с. 7. Магомедова З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигиздат,1980. 75 с. 8. Менг Т. В. Инновационная образовательная среда университета: педагогическое измерение // Известия Российской академии образования. 2009. № 2. С. 55-62. 9. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 184 с. 10. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 3-10. 11. Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1976. 123 с. 12. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в про-

странстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М. : Иннова-тор,1997. С. 177-184. 13. Супрунова Л. Л. Поликультурный подход к использованию идей этнопедаго-гики в современной российской школе // Мир образования - образование в мире. М. : Изд. дом РАО, 2004. № 4 (16). С. 71-78. 14. Тугаринов В. П. Жизненные ценности нового человека // Личность и

общество. М. : Мысль, 1965. 191 с. 15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

References

1. Alibekova Z. N. Developing the senior pupils' emotional and value attitude to the family in the ethnocultural environment: Dis. ... Cand. Ped. Science. Makhachkala, 2012. 200 p. 2. Alibekova Z. N Psychopedagogical bases of developing the senior pupils' emotional and value attitude for the family // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. Makhachkala,

2012. # 2. P. 5-9. 3. Alieva B. Sh. Ethnopedagogy of Dagestan family. Pyatigorsk: PSLU, 2006. 288 p.

4. Volkov G. N. Ethnopedagogical Manifest // Ethnopedagogical and ethnopsychological problems of the tolerant behaviour development in the multi-ethnic society: Collectied papers of All-Russian scientific and practical conference, December, 19-20, 2002. Makhachkala, 2002. P. 8 - 34. 5. Magomedov A. M. Ethnopedagogical culture of Dagestan. Makhachkala: "Peoples of Dagestan" Publishing house, 2005. 340 p.

6. Magomedov R. M. Dagestan. Historical sketches. Makhachkala: Dagknigoizdat SUE, 2001. 568 p.

7. Magomedova Z. M. Progressive traditions of Dagestan peoples. Makhachkala: Dagknigizdat, 1980. 75 p.

8. Meng T.V. Innovative educational environmenrt of university: pedagogical measurement // Proceedings of Russian Academy of Education. 2009. # 2. P. 55-62. 9. Mirzoev Sh. A. Ethnic pedagogy of Dagestan. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1992. 184 p. 10. Nikandrov N. D. Values as a basis for the purposes of education // Pedagogy. 1998. # 3. P. 3-10. 11. Ruchka A. A. Value-based approach in the system of sociological knowledge. Kiev: Naukova Dumka, 1976. 123 p. 12. Slobodchikov V. I. Educational environment: achieving the educational goals in the cultural space // New values of education: cultural models of schools. Issue 7. M. : Innovator, 1997. P. 177-184. 13. Suprunova L. L Multicultural approach to the idea of the ethnopedagogy in modern Russian school // The world of education - education in the world. M. : Publishing House. RAE, 2004. # 4 (16). P. 71-78. 14. Tugarinov V. P. Life values of new humans // Personality and Society. M. : Mysl, 1965. 191 p. 15. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to projecting. M. : Smysl, 2001. 365 p.

Literatura

1. Alibekova Z. N. Formirovanie jemocional'no-cennostnogo otnoshenija starsheklassnikov k sem'e v uslovi-jah jetnokul'turnoj sredy: Dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2012. 200 s. 2. Alibekova Z. N. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovanija u starsheklassnikov jemocional'no-cennostnogo otnoshenija k sem'e // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2012. № 2. S. 5-9. 3. Alieva B. Sh. Jetnopedagogika dagestanskoj sem'i. Pjatigorsk: PGLU, 2006. 288 s. 4. Volkov G. N. Jetnopedagogicheskij manifest // Jetnopedagogicheskie i jetnopsiho-logicheskie problemy vospitanija tolerantnogo povedenija v polijetnicheskom obshhestve: Sbornik materia-lov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 19-20 dekabrja 2002. Mahachkala, 2002. S. 8 - 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Magomedov A. M. Jetnopedagogicheskaja kul'tura Dagestana. Mahachkala: Izd. dom «Narody Dagesta-

50

Известия ДГПУ, №3, 2014

na», 2005. 340 s. 6. Magomedov R. M. Dagestan. Istoricheskie jetjudy. Mahachkala: GUP Dagknigoizdat,

2001. 568 s. 7. Magomedova Z. M. Progressivnye tradicii narodov Dagestana. Mahachkala: Dagknigiz-dat,1980. 75 s. 8. Meng T. V. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda universiteta: pedagogicheskoe izme-renie // Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija. 2009. № 2. S. 55-62. 9. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pe-dagogika Dagestana. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1992.184 s. 10. Nikandrov N. D. Cennosti kak osnova celej vospitanija // Pedagogika. 1998. № 3. S. 3-10. 11. Ruchka A. A. Cennostnyj podhod v sisteme soci-ologicheskogo znanija. Kiev: Naukova dumka, 1976.123 s. 12. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkol. Vyp. 7. M. : Innovator,1997. S. 177-184. 13. Suprunova L. L. Polikul'turnyj podhod k ispol'zovaniju idej jetnopedagogiki v sovremennoj rossijskoj shkole // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. M. : Izd. dom RAO, 2004. № 4 (16). S. 71-78. 14. Tugarinov V. P. Zhiznennye cennosti novogo cheloveka // Lich-nost' i obshhestvo. M. : Mysl', 1965. 191 s. 15. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M. : Smysl, 2001. 365 s.

Статья поступила в редакцию 11.06.2014 г.

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

INNOVATIVE METHODS OF IMPROVING THE QUALITY

STUDENTS’ BIOLOGICAL EDUCATION

© 2014 Зубаирова П. Ю., Разаханова В. П., Джамалутдинова Т. М.

Дагестанский государственный педагогический университет © 2014 Zubairova P. Yu., Razakhanova V. P., Dzhamalutdinova Т. М.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий обучения: традиционной и инновационной. Инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к адаптации в быстро меняющемся социуме за счет развития способностей к творчеству. Такой тип обучения, помимо поддержания существующих традиций, вызывает активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.

Abstract. The most significant feature of the current situation in the education system is the coexistence of two learning strategies: traditional and innovative ones. The innovative learning is interpreted as a learning focused on creating the individual’s readiness for adapting in the rapidly changing society through the development of abilities to be creative. This type of training, in addition to maintaining the existing traditions, promote the active response of problem situations occurring both with the individual and the society.

Rezjume. Naibolee znachimoj osobennost'ju soOremennoj situacii □ sisteme obrazovanija javljaetsja sosushhestvovanie dvuh strategij obuchenija: tradicionnoj i inno^acionnoj. Innovacionnoe obuchenie traktuetsja kak orientiro^annoe na sozdanie gotovnosti lichnosti k adaptacii □ bystro menjajushhemsja sociume za schet razvitija sposobnostej k tvorchestvu. Takoj tip obuchenija, pomimo podderzhanija sush-hestvujushhih tradicij, vyzyvaet aktivnyj otklik na voznikajushhie kak pered otdel'nym chelovekom, tak i pered obshhestvom problemnye situacii.

Ключевые слова: инновации, модернизация, технологии, компетенции, федеральный стандарт.

Keywords: innovations, modernization, technologies, competences, Federal standard.

Kljuchevye slova: innovacii, modernizacija, tehnologii, kompetencii, federal'nyj standart.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.