••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37
Нравственное воспитание осужденных подростков
на традициях народной педагогики
© 2016 Мирзоева А. Ш., Мирзоев Ш. А., Мирзоева Р. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Резюме. В статье рассматриваются потенциальные возможности национально-региональных традиций и обычаев, в нравственном воспитании осужденных подростков, представлены социально апробированные нормы и правила жизнедеятельности человека, вытекающие из требований педагогической культуры народов Дагестана.
Ключевые слова: духовно-нравственные, жизненные ценности, подростки, традиции, обычаи, моральный кодекс дагестанцев, народная педагогика, морально-этические нормы и правила.
Формат цитирования: Мирзоева А. Ш., Мирзоев Ш. А., Мирзоева Р. А. Нравственное воспитание осужденных подростков на традициях народной педагогики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 64-69.
The Convicted Teenagers' Moral Education on Traditions of the Ethnic Pedagogy
© 2016 Aida Sh. Mirzoeva, Shaydabeg A. Mirzoev, Rafiga A. Mirzoeva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. The authors of the article consider the potential of the national regional traditions and customs in the moral education of convicted teenagers; represent the socially tested norms and rules of human vital ac-tivcity resulting from the requirements of Dagestan peoples' pedagogical culture.
Keywords: spiritual and moral life values, teenagers, traditions, customs, Dagestan people's moral code, ethnic pedagogy, moral ethical norms and rules.
For citation: Mirzoeva A. Sh., Mirzoev Sh. A., Mirzoeva R. A. The Convicted Teenagers' Moral Education on Traditions of the Ethnic Pedagogy. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 64-69. (In Russian)
Нравственное воспитание - это важнейшее направление формирования морально-этического облика личности, таких устойчивых человеческих качеств, как честность, доброта, правдивость, гуманность, преданность, патриотизм, культура межличностных и межнациональных отношений, чувств, сознания и поведения, опирающего на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
Проблема нравственного воспитания на сегодняшний день является одной из актуальных на современном этапе общественного развития. В связи с этим данная про-
блема требует пристального внимания и неотложного решения. Весьма значимым при этом является учет возрастных и индивидуальных особенностей развития и становления личности. Проблематичность более всего в современных условиях связана с нравственным воспитанием детей подросткового возраста.
Подростковый возраст различными учеными именуется «критическим», «трудным», «переходным», «кризисным». Прежде всего это связано с тем, что в этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности
подростка, протекают кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Кроме того на подростков влияют общественно-политические и социально-экономические изменения, происходящие в обществе. Все это приводит к отторжению подростками традиционных форм поведения и востребованности ими новых духовно-нравственных ценностей.
Для подросткового периода характерно изменение отношения к учебе. Подросток может относиться к обучению и ответственно, и безразлично; он то заботится о расширении своего кругозора, то ничем не интересуется; то самостоятельно выполняет задания, то готов списать их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и одновременно озорничать и шалить.
Противоречивость личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуамость его поведения и делает данный возраст педагогически трудным.
Один из ведущих факторов формирования личности подростка - его общение со сверстниками. «Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважение, признание в ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие» [1]. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорт, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают его на поиск нового окружения в другой среде.
Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии, нередко побуждают подростка к нарушению дисциплины, толкают на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к сверстникам, что и способствует совершению подростками правонарушений, а порой даже и преступлений.
Изучение и анализ нормативно-инструктивных документов показывают, что большинство уголовно-наказуемых деяний совершается подростками в возрасте 15 и 17 лет. Примерно 16 % преступлений, совершенных в последние годы в Республике Дагестан, приходится на 16-летних подростков, и столько же - на 14-летних [3].
Что же побуждает несовершеннолетних подростков к совершению преступлений?
Социально - педагогический опрос, проведенный нами среди воспитателей Ки-зилюртовской воспитательной колонии, а также и самих осужденных подростков показал следующие результаты:
а) влияние со стороны (взрослых, сверстников) - 69 %;
б) материальные трудности, нехватка денежных средств - 57 %;
в) наличие психических отклонений различного характера - 43 %;
г) желание выделиться среди сверстников - 39 %;
д) проблемы в семье, недостаточное внимание родителей - 48 %;
е) негативная информация, получаемая через СМИ - 22 %;
ж) любопытство - 13 %;
з) употребление спиртных напитков и других психоактивных веществ - 13 %;
и) равнодушие со стороны общества -12 %.
Какие бы причины не рассматривались в отдельности, наиболее важными факторами, влияющими на поведение подростков, на наш взгляд, остаются социально-педагогические условия, в которых формируется личность: материальная обеспеченность, уровень жизненных потребностей, межличностные отношения в семье (родители-дети, старшие-младшие, родственники и т. д.), занятость и увлечения подростка.
Причиной аморальных поступков и преступлений подростков было и остается, прежде всего, отсутствие содержательной и методической базы и целенаправленной организации нравственного воспитания, основанного на прогрессивных народных традициях, обычаях, нормах и правилах поведения человека в обществе.
Каковы же духовно-нравственные ценности, которые должны усваивать современные подростки и, прежде всего, осужденные для целенаправленного формирования своих нравственных чувств, сознания и поведения?
Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие:
- мировоззренческие ценности, наиболее значимыми среди которых являются
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 2. 2016
представления о цели и смысле жизни, ве-роубеждение, честь, совесть, личное и национальное достоинство и т. д.;
- социальные ценности, среди которых основными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу своей Родины, служение Отечеству, чувство долга и общественное признание;
- жизненные ценности, среди которых главными являются отношение к самому себе, родителям, своей семье, родным и близким;
- ценности межличностных отношений, среди которых приоритетными являются любовь, дружба, коллективизм, доброта, преданность, честность, порядочность, милосердие, сострадание, гостеприимство и куначество [4; 5].
Не претендуя на полноту освещения средств и методов восприятия и осмысления всех без исключения духовно-нравственных ценностей, в данной статье попытаемся характеризовать духовно-нравственные ценности, присущие культуре, а точнее - историко-педагогической культуре народов Дагестана.
Культурное наследие народа - это уникальная лаборатория социального опыта. Особенно уникально оно в Дагестане. Духовно-нравственное оздоровление общества и в целом подрастающего поколения, в том числе подростков, а тем более осужденных, в условиях Дагестана выдвигает задачу пристального внимания ко всем сферам нашей многонациональной и общечеловеческой культуры. Возникает необходимость глубокого и всестороннего познания дагестанцами богатой исторической культуры добрых межличностных и межнациональных отношений, культуры традиционного труда (животноводческого, земледельческого, садоводческого, ремесленного), культуры дагестанского быта, культуры поведения (дагестанской этики), культуры родного языка (речи, письма), правовой культуры (межличностных правовых норм, канонов, адатов), экологической культуры (народных правил бережного отношения к растительному и животному миру, природным ресурсам), музыкально-художественной культуры, физической культуры (культуры здоровья) и т. д.
Целенаправленное восприятие, осмысление и понимание всех без исключения
материальных и духовных аспектов культуры, уяснение ее национальных и общечеловеческих ценностей позволит подрастающему поколению приобрести свой статус, стать полноценным выразителем поистине прогрессивной национальной и общечеловеческой культуры. Однако прежде необходимо возрождение традиционного, незаслуженно забытого народного механизма реального восприятия, осмысления, понимания, не сиюминутного, а постоянного заботливого применения культурных ценностей в повседневной жизни подростков.
В связи с этим особую важность приобретает народная педагогика - выразитель самой существенной сферы национальной культуры - культуры педагогической. Народная педагогика предлагает национально специфические, удивительно мудрые механизмы выработки, сбережения и дальнейшего развития национальной культуры. Народная педагогика - это зеркало всей прогрессивной педагогической деятельности народа на протяжении многих столетий.
Прогрессивные представители всех времен и народов свои жизнедеятельные идеи выводили из народной педагогики, черпали их в кладезе общечеловеческой культуры. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях», - писал К. Д. Ушинский [10].
Вследствие деформации системы образования, слаженной системы воспитания личности в последние годы не используется, а порою и игнорируется народный опыт воспитания и обучения. При некотором внимании к отдельным народным традициям полностью была предана забвению народная самобытная практика воспитания настоящего сына (дочери), труженика (трyжeницы), друга (подруги), семьянина, отца (матери), хозяина (хозяйки), наставника (наставницы). Потеряны, а порою и нарушены исторически апробированные позитивные связи между основными звеньями (человек-человек, человек-общество, человек-природа), основные функции и правила гуманных межнациональных, межличностных и деловых отношений, забыты основные принципы народного воспитания.
В результате многолетнего игнорирования образовательно-воспитательных возможностей родных языков, многие коренные народности Дагестана теряют традиционные морально-этические и интеллектуальные понятия, постоянно отходят от народной системы обучения и образования детей, дети и молодежь не получают совокупности веками апробированных народных знаний о природе (естествознание, метеорология, география и геология), о человеке и обществе (народная история, философия, психология, медицина), не ощущают должным образом красоту и изящество, привносимых в сознание жизнедеятельными средствами народного воспитания: колыбельными песнями, пастушками, прибаутками, считалками, загадками, пословицами, поговорками, сказками, легендами, преданиями, играми и игрушками, танцами и мелодиями и т.д. В итоге вот уже несколько поколений дагестанцев не обучены горскому этикету. Не понимают слов о сбережении извечных нравственных истин жизни людей, взаимной любви и милосердии, мире и дружбе, извечно ценимых религиозными верованиями. Поколения, воспитанные вне традиций народной педагогики, затрудняются воспринимать, осмысливать и понимать такие ключевые понятия дагестанской человечности, как намус (честь, совесть), сабур (терпение), маслиат (мир, согласие), баракат (благодать), не могут выражать чувства радости, горести, сопричастности, долга и ответственности, перестали руководствоваться морально-этическими нормами народа, традиционными народными правилами добропорядочности, хорошего тона, приличия [6; 7].
В этих условиях возникает прежде всего чрезвычайно острая необходимость повысить требования к профессиональной подготовке, переподготовке и переориентации педагогической общественности как в педагогических колледжах, вузах, институтах разработки учебно-методической продукции и повышения квалификации педагогических кадров республики. Возникает острая необходимость повышения педагогической культуры процесса преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, процесса восстановления межличностных отношений (ребенок-родитель, учитель-ученик, стар-
ший-младший и т. д.) на прогрессивном опыте и добрых традициях народной педагогики. Народная педагогика располагает закономерно необходимыми для каждого человека знаниями, умениями, навыками, рекомендует оригинальные средства, формы и методы их познания и применения в разных сферах жизни и деятельности человека.
Не вникая в подробности в различные направления и сферы дагестанской народной педагогической культуры, отметим лишь некоторые необходимые для нашего исследования взгляды народов Дагестана на нравственную культуру личности подростка.
Нравственная культура человека является краеугольным камнем всей системы дагестанского народного воспитания. Весьма точно выражает это народная пословица: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее» [6].
Любая деятельность человека, всякое проявление его интеллектуальных и физических качеств расценивается в народе с точки зрения соответствия нравственным понятиям «честь», «совесть», «достоинство», «благородство», «доблесть», «заветы дедов» и др.
Наиболее ярко народные представления о нравственности человека отражены в Моральном кодексе дагестанцев [9], нашедшем свое выражение в пословицах и поговорках народов Дагестана.
Моральный кодекс наставляет:
- Будь предан Родине и народу! («Родина - мать, а чужбина - мачеха»).
- Будь трудолюбив! («Дерево плодами ценится, а человек - трудом»).
- Будь правдив и честен! («Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть», «Сидеть можно и криво, но говори только прямо»).
- Будь скромен! («Не задирай голову: расшибешься о скалу»).
- Будь добр! («Злому ослу - тяжелая ноша», «Спесь губит достоинство»).
- Будь мужественным! («Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута -дважды», «Мужество не спрашивает, высока ли гора»).
- Будь с народом! («Колос к колоску -сноп получается»).
- Будь дружным! («Коль есть друзья, так сбереги: не сбережешь - они враги», «Дружба братьев крепче каменной стены»).
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 2. 2016
- Будь уважителен к старости! («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»).
- Будь рассудительным! («Была бы голова; а папаха найдется»).
- Знай меру словам, поступкам и вещам! («Раз говори, два слушай», «Не в меру прыткий, быстро состарится», «Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем»).
Моральный кодекс народа весьма просто и доходчиво освещает обязательные для человеческого общежития нормы и правила поведения, нравственные взгляды и качества, обеспечивающие благополучие каждого человека и в целом всего нашего многонационального, многоконфессионального и поликультурного дагестанского социума.
Касательно проблемы нравственного воспитания осужденных подростков, следует отметить, что для эффективной и целенаправленной работы с осужденными подростками, формирования у них нравственного сознания, чувств и поведения необходимо наполнить содержание проводимых с ними воспитательных мероприятий общекультурными, национальными духовно-нравственными ценностями. Прежде всего, следует определить нравственно-правовой потенциал обычаев и традиций народов Дагестана, выдвинуть в их «содержании общегуманистические идеи на первый план. Как отмечает исследователь Курбанова Д. А., «Следует пристально взглянуть на проблему толкования традиций, обычаев и их сущности, учитывая при этом не только национально-установившиеся обычные нормы, но и их современное звучание» [3].
ческое наследие А. С. Макаренко и проблемы воспитания осужденных. Рязань: РВШ МВД СССР, 1998. С. 83-86.
2. Герасимов С. А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи. М., 1985. 384 с.
3. Курбанова Д. А. Традиции и обычаинаро-дов Дагестана в системе мер предупреждения преступности. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 218 с.
4. Костина А. В. Национальная культура -этническая культура - массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. М., 2009. 214 с.
5. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Лотос, 2009. 185 с.
Духовно-нравственные традиции и обычаи народа, утверждающие подлинно гуманистические ценности, идеи добра и справедливости, законы высокой нравственности, устраняющие проявление моральной деградации, относятся к воспитательным мерам общесоциальной профилактики. Поэтому нравственное воспитание подростков еще при обучении и воспитании их в общеобразовательных учебных заведениях нужно осуществлять путем использования таких инструментов, как семья, ближайшее окружение, религия, культура, СМИ и т. д. [8]. Это определяет необходимость целенаправленной
реализации содержания учебных программ и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» в учреждениях различного типа, целесообразность которого, как показало исследование, признается большинством респондентов.
Таким образом, учитывая многообразие культур, самобытность и духовность народов Дагестана, их вековые традиции и обычаи, важнейшим шагом духовно-нравственного воспитания осужденных подростков, на наш взгляд, является создание специальных институтов, где сконцентрированы усилия родителей, семьи, старейшин, опытных педагогов-воспитателей, для активного включения идейно-гуманистического потенциала национальных традиций и обычаев, единой мобилизации общественных сил по социальному контролю над состоянием формирования нравственного сознания, чувств и поведения осужденных подростков.
станского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 2. 2014. С. 66-73.
7. Мирзоев Ш. А., Османова З. Н. Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 4. 2010. С. 1521.
8. Мунгиева Н. З. Интернациональное воспитание как один из факторов межнационального общения // Инновации в образовании. М., 2015. № 6. С. 116-123.
9. Ушинский К. Д. Педагогические идеи. М., 1971. 80 с.
Литература
1. Андриенко В. К проблеме повышения эффективности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Педагоги-
6. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Нравственная культура личности в системе дагестанских народных этических традиций // Известия Даге-
References
1. Andrienko V. K. The problem of improving the efficiency of educational work with convicted minors. Pedagogicheskoe nasledie A. S. Makarenko i problemy vospitaniya osuzhdennykh [Pedagogical heritage of A. S. Makarenko and the problems of convicts' education]. Ryazan, RHS of Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1998. Pp. 83-86. (In Russian)
2. Gerasimov S. A. Lyubit cheloveka: Kul'tura i nravstvenno-esteticheskoe vospitanie molodezhi [To love a human: Culture, moral and aesthetic education of youth]. Moscow, 1985. 384 p. (In Russian)
3. Kurbanova D. A. Traditsii i obychai narodov Dagestana v sisteme mer preduprezhdeniya prectupnosti [Traditions and customs of Dagestan peoples in the framework of crime prevention]. Ph. D. Dissertastion (Juridical Science). Moscow, 2011. 218 p. (In Russian)
4. Kostina A. V. Natsional'naya kul'tura - et-nicheskaya kul'tura - massovaya kul'tura: «balans interesov» v sovremennom obshchestve [National culture - ethnic culture - mass culture: "balance of interests" in modern society]. Moscow, 2009. 214 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Мирзоева Аида Шайдабеговна, старший преподаватель кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Мирзоев Шайдабег Айдабегович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Мирзоева Рафига Абдуллаевна, аспирант кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2015 г.
5. Mirzoev Sh. A. Kul'tura i traditsii narodov Dagestana [Culture and traditions of the peoples of Dagestan]. Makhachkala, Lotos Publ., 2009. 185 p. (In Russian)
6. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. Moral culture of personality in the system of the Dagestan people's ethical traditions. Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 2. 2014. Pp. 66-73. (In Russian)
7. Mirzoev Sh. A., Osmanova Z. N. Regional studies as a factor of pupils' patriotic education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 4. 2010. Pp. 15-21. (In Russian)
8. Mungieva N. Z. International education as one of the factors of interethnic communication. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. Moscow, 2015. No. 6. Pp. 116-123.
9. Ushinsky K. D. Pedagogicheskie idei [Pedagogical ideas]. Moscow, 1971. 80 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Aida Sh. Mirzoeva, senior teacher, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Shaydabeg A. Mirzoev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Rafiga A. Mirzoeva, postgraduate, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Article was received 30.10.2015.