Научная статья на тему 'Социально-гуманистические истоки дагестанской нравственной категории «Уважение»'

Социально-гуманистические истоки дагестанской нравственной категории «Уважение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИУМ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАДИЦИИ / НОРМЫ / ПРАВИЛА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / УВАЖЕНИЕ / ПОЧИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович

Цель. Раскрытие проблем межличностных отношений, базирующихся на нравственной категории «уважение», выявление исторически апробированных форм и методов выражения уважения к родителям, родным и близким, соседям и коллегам, труду и труженикам, социально приемлемым установкам жизнедеятельности человека в обществе. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, выявление, систематизация, обобщение народного опыта. Результат. Определены социально апробированные установки восприятия, осмысления и применения в межличностных отношениях форм и методов уважения. Вывод. Обращение к прогрессивным народным формам и методам уважения оптимизирует позитивные межличностные и межнациональные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманистические истоки дагестанской нравственной категории «Уважение»»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Аида Ибрагимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, email: gazem73@mail.ru

Принята в печать 09.01.2017г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Aida I. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Economic and Social Geography, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gazem73@mail.ru

Received 09.01.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Социально-гуманистические истоки дагестанской нравственной категории - «уважение»

© 2017 Мирзоев Ш. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sixivi@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрытие проблем межличностных отношений, базирующихся на нравственной категории «уважение», выявление исторически апробированных форм и методов выражения уважения к родителям, родным и близким, соседям и коллегам, труду и труженикам, социально приемлемым установкам жизнедеятельности человека в обществе. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, выявление, систематизация, обобщение народного опыта. Результат. Определены социально апробированные установки восприятия, осмысления и применения в межличностных отношениях форм и методов уважения. Вывод. Обращение к прогрессивным народным формам и методам уважения оптимизирует позитивные межличностные и межнациональные отношения.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, социум, духовные ценности, народная педагогика, прогрессивные традиции, нормы, правила, межличностные отношения, воспитание, нравственность, гуманизм, уважение, почитание.

Формат цитирования: Мирзоев Ш. А. Социально-гуманистические установки дагестанской нравственной категории «уважение» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1 . С. 66-73.

Socio-Humanistic Origins of Dagestan Moral Category - "Respect"

© 2017 Shaidabeg A. Mirzoev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sixivi@yandex.ru

ABSTRACT. Aim. The disclosure of the interpersonal relations problems, based on moral category of "respect", revealing of historically proven forms and methods of expression of respect for parents, relatives and friends, neighbors and colleagues, work and workers, socially acceptable settings of human life in society. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, identification, classification, summarizing of national experience. Result. The author of the article defines the social proven arrangement of per-

ception, understanding and application the forms and methods of respect in interpersonal relations. Conclusion. Appeal to the progressive national forms and methods of respect optimizes the positive interpersonal and interethnic relations.

Keywords: human values, society, spiritual values, folk pedagogy, progressive traditions, standards, rules, interpersonal relations, education, morality, humanism, respect, reverence.

For citation: Mirzoev Sh. A. Socio-Humanistic Origins of Dagestan Moral Category - "Respect". Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 66-73. (In Russian)

Введение

В современных условиях общественно-политического, социально-экономического, духовно-нравственного обновления российского общества нет более расшатанной человеческой категории, чем «уважение». Президент России В. В. Путин в журнале «Русский пионер» и в своих выступлениях неоднократно подчеркивает о необходимости достойного уважительного отношения ко всем слоям населения, независимо от национальных, конфессиальных и поликультурных различий, к труженикам, учителям, врачам, об уважении к ученым мужам, к знатным и достойным людям, об их приоритете перед другими и о разъяснении их положения в обществе и т. д.

Проблемы уважения волновали общество во все времена и у всех, без исключения, народов мира, нашей страны и многонациональных республик. Уважение к личности было объектом пристального внимания мыслителей и просветителей, ученых философов, педагогов и психологов Н. И. Новикова («О воспитании и наставлении детей»), Н. А Добролюбова («О значении авторитета в воспитании»), Д. С.Писарева (Промахи незрелой мысли), Н. И. Пирогова (Быть и казаться), В. Я. Стюнина (Луч света в педагогических потемках), Е. Н. Водовозовой («Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста»), А. С. Макаренко («О родительском авторитете», «Воспитание культурных навыков»), К. Д. Ушинского («О народности и общественном воспитании»), В. А. Сухомлинского («Рождение гражданина») и др. Значение уважения в формировании личности высоко ценили дагестанские мыслители Магомед Ярагский, Абдурах-ман-Хаджи Сагратлинский, Али-Хаджи Акушинский, Гасан Эфенди Алкадарский, Джамалутдин Казикумухский, Али Каяев и другие. Весьма ценные сведения о формах и методах достойного уважения человека можно найти в исследованиях по народной

педагогике академика Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. Ф. Хинтибидзе, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Филонова, А. Э. Измайлова, Г. С. Виноградова, В. С. Кукушина, З. Г. Нигматова, Л. Д. Столяренко, И. А. Шоро-ва, дагестанских ученых М. С. Омарова, З. М. Магомедовой, А. М. Магомедова, Д. М. Маллаева, Ш. А. Мирзоева, Б. Ш. Алиевой, З. Я. Якубова и других, которые выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Однако подавляющее большинство современных граждан, особенно молодое поколение, смутно представляют, поверхностно понимают и в особенности не достаточно сознают и чувствует - что такое уважение. Изглаживая из памяти традиционные прогрессивные народные нормы и правила уважения, определенная часть граждан страны в последние десятилетия зачастую стали воспринимать уважение как непременное и должное чинопочитание, как преклонение перед более состоятельным чиновником, соседом, коллегой, товарищем и т. д.

Игнорируя исторически сформировавшиеся духовно-нравственные и интеллектуальные ценности, веками апробированные морально-этические качества, присущие народному идеалу настоящего человека, зависимые люди все более и более «прилипают» к казнокрадам, лицемерам, насильникам, слепо подражают кем-то сиюминутно выдуманным нормам межличностных отношений. В результате в обществе все более и более появляются подхалимы, холуи, угодники, холопы, раболепствующие и т. д. Дело порою доходит до абсурдности. Даже образованные, казалось бы, на первый взгляд интеллигентные люди, кому доверена судьба малых и больших коллективов, за образец достижения своих личных и клановых целей стали

применять аморальные нормы общения, дискуссии, поведения и т. д. Все это изо дня в день и в обыденной жизни, и на более 100 каналах телевидения становится зеркалом подражания, что впитывается сознанием, формирует чувства и поведение современного молодого поколения. Часть молодежи, не приемлет общество, становящееся все более лицемерным. Кто-то уезжает в другие регионы страны (по данным исследователей за годы реформ из республики Дагестан уехали свыше 120 тысяч молодых этнических дагестанцев), выбирая полную свободу, не скованную лицемерной «моралью». Кто-то искренне, «с головой» уходит в религию, в принципе отвергая порок и лицемерие. И те и другие не желают мириться с тем, что самые жуткие пороки, на словах осуждаемые, на деле теперь доступны во всех сферах обыденной жизни.

Цель и методы исследования

В этой ситуации, на наш взгляд, совершенно очевидно и крайне важна необходимость поиска и возрождения в сознании нынешних и грядущих поколений здоровых традиционных начал межличностных отношений в обществе. В данной статье раскрываются скрытие проблемы межличностных отношений, базирующихся на нравственной категории «уважение», выявлены исторически апробированные формы и методы выражения уважения к родителям, родным и близким, соседям и коллегам, труду и труженикам, социально приемлемым установкам жизнедеятельности человека в обществе. Для достижения цели анализирована этнографическая, культурологическая, педагогическая литература, выявлены социальные условия выражения и восприятия уважения, логически последовательно систематизированы и обобщены формы и методы уважения к окружающим, присущие многовековому народному опыту воспитании подрастающего поколения.

Периодизация материала

Если внимательно заглянуть в историко-философскую и психолого-педагогическую литературу, то мы увидим, что уважение - это важнейшая составляющая достойных и комфортных отношений между людьми. Так же это основа ведения дел в любой сфере. Без него невозможно достичь никакой цели. Кроме того, уважение - это прекрасное чувство, которое живёт в сердце человека и даёт ему важную составляющую счастья и достоинства. Именно ува-

жение даёт человеку ощущение и состояние достоинства, уважение к себе и другим людям. По мнению академика М. Ю. Миа-ние: «Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. Уважение - одно из важнейших требований этики. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие» [5].

В современных условиях нестабильного развития общества подавляющее большинство здравомыслящих родителей, учителей, воспитателей прикладывают значительные усилия в формировании морально-этического облика подрастающих поколений, сознают нравственную ценность категории «уважение», стремятся прививать его своим детям и воспитанникам, приучают их уважать близких, прислушиваться к советам старших и мудрых, беречь моральные установки и материальные ценности общества. Однако в целом, казалась бы благонамеренные многолетние стремления воспитателей, не всегда дают ожидаемые результаты.

Исследования показывают, что в большинстве своем наши родители и педагоги воспитательное воздействие сводят к наставлениям типа «уважайте», «прислушивайтесь», «будьте внимательные». Не вникая в социальную важность проблемы воспитания, а может быть, в силу явной методической неподготовленности, а также достаточно глубоко и всесторонне не воспринимая и не сознавая, в данном случае смысловой и содержательной значимости нравственной категории «уважение», часть воспитателей не в силах объяснять детям главное - почему, как, где, когда, за что, для чего следует уважать человека, коллектив, моральные и материальные ценности общества, в чем заключается социально-этическая значимость и безусловная необходимость уважения. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания людей, норм поведения, традиций и обычаев, ис-торико-педагогической культуры народов республики и Отечества.

Как результат таких упущений - очевидное расшатывание традиционно общепринятых в здравомыслящем обществе

морально-этических норм, проявляющееся в такой форме аморального поведения, как наркомания, публичное курение и употребление спиртных напитков, неподобающее поведение перед старшими, в общественных местах, неумение выбрать и соблюдать тон, темп и стиль разговора, демонстративное игнорирование разумных требований взрослых, порою даже родных, близких и органов правопорядка. Не зная веками сложившихся форм поведения, норм культуры речи, часть детей, подростков и молодежи на справедливые замечания родителей, педагогов и старших реагирует болезненно, иногда даже агрессивно.

По мнению народа, уважение - это традиционно присущая для здорового социума обязательная для каждого здравомыслящего человека форма проявления достойной и заслуженной оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности родных, близких, коллектива, да и всех граждан общества. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе, к своему внешнему эстетическому и внутреннему духовно-нравственному облику, к манере поведения в обществе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других», - гласят народные пословицы.

В этой связи весьма поучительна дагестанская народная легенда. Говорят, как то три товарища пришли к богатому хозяину, чтобы наняться в чабаны. Тот, идя им на встречу, предложил пасти овец, предварительно насыпав в обувь песок. Товарищи обрадовались быстрой удаче и поступили так, как им велел хозяин. К обеду ноги чабанов были уже в крови. Двое быстро осознали, проклиная хозяина за глупое указание, высыпали песок, вымыли ноги, вновь намотали портянки и продолжили пасти стадо. Третий же решил проявить полное послушание. К концу дня хозяин, встречая чабанов, спросил об их состоянии. Первые двое объяснили, как было, а третий лишь показал окровавленные ноги, мол не жалея себя пас овец. Хозяин принял на работу тех, что вернулись с пастбища целыми и здоровыми. А третьему сказал: «Тот, кто не бережет себя, не будет беречь и моих овец, найди себе другую работу».

Человеческие качества ценятся в народе не только по отношению к себе, но более всего по отношению человека к своим род-

ным и близким. Народ издревле приметил: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего, кроются в самосознании. В этой связи социально значимы и весьма поучительны дагестанские народные формы проявления уважения к родителям:

- прислушиваться к тому, что говорят родители;

- принимать и ценить точку зрения родителей;

- участвовать в разговорах с родителями с их разрешения;

- смотреть на родителей с уважением;

- благодарить родителей за их добрые отношения и поддержку;

- делиться с родителями хорошими новостями;

- избегать того, чтобы не огорчать родителей плохими новостями;

- хорошо отзываться о друзьях и кунаках родителей;

- всегда помнить хорошие поступки и отношения родителей;

- не тащить с собой из прошлого плохие воспоминания;

- если родители, рассказывая что-то, повторяются, слушать так, будто слышите это впервые;

- избегать сторонних разговоров при родителях;

- не перебивать, когда говорят родители;

- сидеть рядом с родителями в подобающей манере;

- уважайте возраст и социальный статус родителей (отца и матери);

- избегать наказания и поучения их внуков в присутствии родителей;

- следовать советам и наставлениям родителей;

- давать родителям возможность быть лидерами в вашем обществе;

- не повышать голос на родителей;

- не переходить дорогу родителям;

- не приступать к еде за столом раньше родителей;

- не смотреть свирепо и злостно на родителей.

- гордиться родителями, даже когда они считают, что не заслуживают этого;

- не сидеть спиной к родителям;

- никогда не говорить плохо о родителях;

- избегать выглядеть уставшими или заскучавшими при родителях;

- не смеяться над промахами и ошибками родителей;

- выполнять нужду родителей до того, как они попросят об этом;

- регулярно навещать родителей и помогать им в хозяйстве;

- с осторожностью подбирать слова, когда общаетесь с родителями;

- называть родителей ласковыми именами, которые им нравятся;

- сделать родителей самым главным приоритетом вашей жизни.

Только человек, осознавший себя, свое место и функциональные обязанности в семье, обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить правдивое уважение ко всем окружающим, понять необходимость уважения как старших, так и тех, кто моложе себя.

Необходимость уважения старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно: история Дагестана не знает семьи, общины, аулы, города, где не было бы заботливого старшего. В народных сказках мудрый аксакал появляется там, где молодому трудно понять, какую из трех дорог выбрать, в каком из трех царств находится «живая» вода и т. д. Старший, всезнающий мудрец во все времени оказывался путеводной звездой для подрастающего поколения [6].

Под старшим у дагестанцев мыслятся многие: родители (отец и мать), дедушка с бабушкой, старшие по возрасту, словом, все, кто раньше тебя появился на свет. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», - гласит народная мудрость Дагестана.

Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, советы, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум наставляет: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».

Народная педагогика рекомендует прививать чувства уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет

народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».

Мудрые люди уважали, прежде всего, младенцев и детей, заботились о них еще до рождения. Вспоминаются слова матери об удивительно прозорливом поступке дяди Нажмудина: «Всегда, когда мы садились обедать, дядя выделял почему-то беременной мне две порции. Одна тебе, - говорил он, - другая тому, кто в утробе. Ты должна есть лучше, чтобы «достался» и ему».

К такой же форме уважения будущего дитя можно отнести повседневную заботу, проявляемую семьей, родственниками, соседями о беременной женщине в любом уголке Дагестана. И еще, в гости к многодетному кунаку у народа рекомендуется пойти со сладостями, подарками для детей. Такое отношение к младенцам, малышам, доброе общение с ними как с равными, развивает в детях незабываемое чувство признательности, уважения и привязанности к старшим.

Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Бережное отношение к хлебу как продукту нелегкого труда исстари развивали в человеке. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб - это добро, и его надо беречь [6; 7].

В своих наставлениях и советах старшие обычно не бывают голословны. Они на деле показывают, что нельзя пройти мимо оброненного на землю куска хлеба. Поднимая хлеб с земли, они как бы извиняются за выронившего его неряху и, очищая хлеб от пыли и грязи, кладут его на возвышенное, чистое, не доступное человеческой ноге место. Хлеб - это святое, говорят горцы. Матери всегда месили тесто, осторожно подбирая каждый его комочек, упавший на скатерть или прилипший к подносу. От пекарни хлеб несли, прижав его к груди, как младенца. Заворачивали в чистую скатерть и, заботясь о его свежести, держали хлеб на специальном деревянном подносе. Все эти яркие примеры взрослых сами по себе положительно влияют на формирование сознания и поведения молодых людей, развивают чувство уважения

к труду хлеборобов, своих родителей, обеспечивающих семью хлебом.

Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам семьи, рода, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние [1; 2]. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.

Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Гостя встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость - не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие. «Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся - это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их, ни встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими», - наставляет народная педагогика Дагестана.

Резюмируя вышесказанное, можно конкретизировать следующие выводы, т. е. примерные народные правила, установки и рекомендации уважения:

1. По отношению к родным и близким:

- Заботься о родителях, будь к ним внимателен, уважай и почитай их.

- Кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

- Уважай женщину, она мать детей и хранительница очага.

- Если любишь свою мать, не брани мать другого человека.

- Добрыми делами заслужи благословение родителей.

- Проявляй почтительное и уважительное отношения к отцовским и материнским родственникам.

- Проявляй милосердие, терпение и любовь к ближнему.

2. По отношению к старшим и старикам:

- Почтительно относись к старшим по годам, прислушайся к их советам.

- Как бы ни был старик беспомощен и сед, цени его, он даст тебе совет.

- Кто не почитает старших, сам не достоин почтения.

3. По отношению к друзьям и коллегам:

- Если у тебя есть друг, то навещай его почаще, не то дорога, ведущая к нему, зарастет травой.

- Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив с гостем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Спеши с сообщением доброй вести.

- Умей достойно стоять, ходить, говорить без жестов и интонаций.

- Держи себя с людьми необыкновенно просто и доступно.

4. По отношению к морально-этическим нормам народа:

- Если дал слово - умри, но сдержи. Не сдержишь - нет тебе места среди настоящих мужчин.

- Избегай безнравственных и бесчестных поступков.

- Кто не с людьми, тот словно и не родился.

- Не задирай голову: расшибешь о скалу.

- Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто потерял достоинство.

- Не допускай вольности в манерах поведения в общественных местах.

- Ставь чистую совесть выше всякой выгоды.

- Стремись совершать благородные поступки.

- Там, где совесть - там и стыд; там, где стыд - там и свет.

- Проявляй вежливость и предупредительность - это норма поведения воспитанного человека.

- Хорошее воспитание - лучшее наследство.

Заключение

Народная педагогика приурочивает советы, рекомендации буквально ко всем случаям жизни. Их можно услышать, когда ребенка впервые вводят в круг детей, когда берут в гости, когда сын, став мужчиной, выходит в люди и т. д. Формы горского уважения многообразны и весьма уместно привязаны ко всем без исключения условиям социума, а также индивидуально-возрастным функциям, правам и обязанностям человека. В одной статье немыслимо раскрывать многочисленные формы уважения, исторически присущие

всем народам многонационального, мно-гоконфессиального и поликультурного Дагестана. Но важно, на наш взгляд, подчеркнуть, что детям нужна мудрость и забота взрослых. Родителям и воспитателям не прожить без радости детей, их уважения и сердечной отзывчивости. Такое отношение - чрезвычайно необходимый и неотъемлемый элемент современного воспитания.

1. Гаджиева С. Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1967. 104 с.

2. Лугуев С.А. Культура поведения и этикет дагестанцев XIX - начало XX века. Махачкала,

2006. 303 с.

3. Лугуев С. А. Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана в XIX - начале XX века. Махачкала,

2007. 168 с.

4. Магомедова М. З. Роль дагестанской семьи в формировании культуры межнациональных отношений. Махачкала, 2005. 77 с.

5. Миание М. Ю. Проект "Духовное Возрождение Человека и Общества" URL: dv.msyst. org>doklad-akademika-mianie-m-yu/ (дата обращения: 18.11.2016)

1. Gadzhiyeva S. Sh. Sem'ya i semeynyy byt narodov Dagestana [Family and family life of Dagestan people]. Makhachkala, 1967. 104 p. (In Russian)

2. Luguev S. A. Kul'tura povedeniya i etiket da-gestantsev XIX - nachalo XX veka [Behavioural philosophy and etiquette of Dagestanis in XIX -beginning of XX century]. Makhachkala, 2006. 303 p. (In Russian)

3. Luguev S. A. Traditsionnye normy mezhlich-nostnogo i gruppovogo obshcheniya narodov Dagestana vXIX - nachaleXX veka [Traditional norms of interpersonal and group communication among people of Dagestan in XIX - beginning of the XX century]. Makhachkala, 2007. 168 p. (In Russian)

4. Magomedova M. Z. Rol' dagestanskoy sem'i v formirovanii kul'tury mezhnatsional'nykh ot-nosheniy [The role of the Dagestan family in formation of inter-ethnic relations culture]. Makhachkala, 2005. 77 p. (In Russian)

5. Meanie M. Y. Proekt "Dukhovnoe Vozrozhdenie Cheloveka i Obshchestva" [Project "Spiritual Revival of a Human and Society" URL: dv.msyst.org> doklad-akademika-mianie-m-yu/ (accessed: 18.11.2016)

Морально-этические категории, ценимые народами Дагестана, во все времена служили дагестанцам практическим руководством в укреплении межличностных и межнациональных отношений. Они не могут быть искажены и как-то и кем-то игнорированы, потому как они прошли испытание веками, апробированы поколениями и переданы нынешним и грядущим поколениям для непременного руководства.

6. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз. 1992. 210 с.

7. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Лотос, 2009. 185 с.

8. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Нравственная культура личности в системе дагестанских народных этических традиций // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 66-73.

9. Мирзоева А. Ш., Мирзоев Ш. А., Мирзоева Р. А. Нравственное воспитание осужденных подростков на традициях народной педагогики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 2. 2016. С. 64-69.

6. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika Dagestana [Folk pedagogy of Dagestan]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ.. 1992. 210 p. (In Russian)

7. Mirzoev Sh. A. Kul'tura i traditsii narodov Dagestana [Culture and traditions of Dagestan people]. Makhachkala, Lotos Publ., 2009. 185 p. (In Russian)

8. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. Moral culture of a personality in the system of Dagestan People's ethical traditions. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. No. 2. Pp. 66-73. (In Russian)

9. Mirzoeva A. Sh, Mirzoyev Sh, A., Mirzoyeva R. A. Moral education of convicted juveniles in the traditions of folk pedagogy. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. Vol. 10. No. 2. Pp. 64-69. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Мирзоев Шайдабег Айдабегович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sixivi@yandex.ru

Принята в печать 20.09.2016 г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Shaidabeg A. Mirzoev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sixivi@yandex.ru

Received 20.09.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01

Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе

© 2017 Мунгиева Н. З., Багичева Ж. Б.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Georgia1972@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цели. Раскрыть технологии (условия, средства, формы, методы, приемы), оптимизирующие процесс духовно-нравственного воспитания учащихся; осветить потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры через историческое, литературное, географическое краеведение, способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся с учетом национально-региональной и социальной среды обитания. Метод. Анализ психолого-педагогической литературы, передовой педагогической практики духовно-нравственного воспитания учащихся. Результаты. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом. Одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания учащихся является краеведение, которое учителя используют на уроке. Также важным этапом работы по краеведению является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Вывод. В данной статье подчеркивается необходимость безусловного возрождения традиционного народного механизма восприятия, понимания, осмысления и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Ключевые слова: технология, духовно-нравственное воспитание, культура народа, народная педагогика, народные традиции, моральный кодекс.

Формат цитирования: Мунгиева Н. З., Багичева Ж. Б. Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 73-78.

Technologies of the Pupils' Spiritual and Moral Features Formation in Education Process

© 2°i7 Nina Z. Mungieva, Zhasmira B. Bagicheva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: Georgia1972@mail.ru

ABSTRACT. Aim. To find out the technologies (conditions, means, forms, methods, techniques), which optimize the process of pupils' spiritual and moral education; to highlight the potentialities of national and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.