Научная статья на тему 'Народная педагогика как основа трудовой социализации человека на века'

Народная педагогика как основа трудовой социализации человека на века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Омарова Бучей Керимовна, Мирзоева Аида Шайдабеговна

Целью исследования являлось обоснование необходимости переосмысления прогрессивных традиций народной педагогики, как важнейшего фактора трудовой социализации человека с рождения до его зрелости. Методы. Раскрыты возможности социально-экономических и хозяйственно-бытовых условий региона, культурно-исторических ценностей народа, произведений устного народного творчества, учебной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы в приобретении трудовых знаний, умений и навыков оптимального формирования морально-этнического облика сельского труженика. Результат. Выявлены и апробированы оптимальные условия рационального определения, осмысления и применения потенциальных возможностей народной педагогики в процессе трудовой социализация детей. Вывод. Использование эффективных традиционных народных средств, форм и методов трудового воспитания позволит максимально оптимизировать процесс трудовой социализации человека с его рождения до зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Омарова Бучей Керимовна, Мирзоева Аида Шайдабеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная педагогика как основа трудовой социализации человека на века»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01:39

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-83-90

Народная педагогика как основа трудовой социализации человека на века

© 2018 Мирзоев Ш. А. * Омарова Б. К. 1 2, Мирзоева А. Ш. 1 3

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Средняя общеобразовательная школа № 1, Рутульский район, Республика Дагестан, Россия;

e-mail: [email protected] 3 Лицей № 5,

Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью исследования являлось обоснование необходимости переосмысления прогрессивных традиций народной педагогики, как важнейшего фактора трудовой социализации человека с рождения до его зрелости. Методы. Раскрыты возможности социально-экономических и хозяйственно-бытовых условий региона, культурно-исторических ценностей народа, произведений устного народного творчества, учебной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы в приобретении трудовых знаний, умений и навыков оптимального формирования морально-этнического облика сельского труженика. Результат. Выявлены и апробированы оптимальные условия рационального определения, осмысления и применения потенциальных возможностей народной педагогики в процессе трудовой социализация детей. Вывод. Использование эффективных традиционных народных средств, форм и методов трудового воспитания позволит максимально оптимизировать процесс трудовой социализации человека с его рождения до зрелости.

Ключевые слова: народная педагогика, трудовая социализация, преемственность, народные традиции, обычаи, трудовое воспитание.

Формат цитирования: Мирзоев Ш. А., Омарова Б. К., Мирзоева А. Ш. Народная педагогика как основа трудовой социализации человека на века // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 83-90. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-3-83-90_

Folk Pedagogy as an Eternal Basis of Man's Work Socialization

© 2018 Shaydabeg A. Mirzoev 1 Buchey K. Omarova 1 2, Aida Sh. Mirzoeva 1 3

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Secondary School No. 1., Rutul Region, Republic of Dagestan, Russia; e-mail: [email protected]

3 Lyceum No. 5, Makhachkaka, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is rationale for rethink of the progressive traditions of folk pedagogy as the important factor of work socialization since birth to maturity. Methods. The possibilities of social, economic and household conditions of the region, culture-historical values of nation, works of verbal folklore, educational, out-of-class and out-of-school educational activity in working knowledge acquired, skills of definitive formation of moral ethnic face of the agriculturist are discovered. Result. The usage of effective

traditional folk means, forms and methods of labor education allows as high as possible optimize the process of work socialization of a man since birth to maturity.

Keywords: folk pedagogy, work socialization, succession, folk traditions, customs, labor education.

For citation: Mirzoev Sh. A., Omarova B. K., Mirzoeva A. Sh. Folk Pedagogy as an Eternal Basis of Man's Work Socialization. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 83-90. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-83-90 (In Russian)

Введение

Общественно-политические, социально-экономические преобразования, постепенная смена ориентиров в системе российского образования, воспитания и обучения наложили свой отпечаток на формирование морально-этического облика подрастающего поколения. Рассматривая социально-экономические и духовно-нравственные постулаты современного общества невозможно не заметить сложившиеся противоречия в сознании и поведении современного человека. С одной стороны, заметна девальвация морально-этнических

ценностей, исторически присущих коренным этносам и народам регионов, в частности Республики Дагестан, что заметно проявляется в определении и соблюдении жизненных принципов молодым поколением. С другой стороны, активное стремление молодого поколения к поиску и определению разумных постулатов

жизнедеятельности на сегодня и перспективу. Надежной опорой, а точнее важнейшим фундаментом оптимального становления личности в этой связи может быть прогрессивный духовно-нравственный потенциал народной педагогики.

Сущность народной педагогики и ее предназначение заключаются именно в соблюдении преемственности веками апробированных в жизни и деятельности человека богатейшего народного опыта обучения и воспитания.

Сердцевиной традиционного

народного воспитания на всех этапах развития человечества является формирование морально-этнического, физического и духовного облика образцового труженика. Пословицы народов Дагестана напоминают: «Труд и терпение превращаются в золото»;

наставляют: «Отработав, что полагается, съешь что причитается»; резюмируют: «Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела», «Дерево плодами ценится, человек трудами» и т. д.

Преемственность традиционных прогрессивных идей и жизнедеятельных установок народной педагогической культуры исстари способствовала и нынче способствует сближению и объединению народов, развитию межэтнических отношений, социально-экономических связей на благо нынешних и грядущих поколений. Традиции народной педагогики служат основным фактором созидательного труда, обеспечивают защищенность интересов различных этносов.

Цель данной статьи - всестороннее изучение, восприятие, анализ и осмысление сущности преемственности прогрессивных традиций и обычаев народного воспитания как фактора трудовой социализации человека с его рождения до зрелости.

Методы: изучение и анализ психолого-педагогической, этнографической, культурологической и учебно-методической литературы;

беседы, анкетирования учителей и учащихся; наблюдение за учебно-воспитательной деятельностью

педагогов.

Результаты и обсуждение

На каждом этапе развития общества цель, задачи и содержание воспитания претерпевают многочисленные

изменения, которые в основном удовлетворяют общественно-

экономические условия страны. Но, несмотря на все социально-экономические преобразования в государстве и системе образования, основной целью народной педагогики как было, так и остается формирование полноценного человека с духовно-

нравственными устоями, обладающего качествами настоящего труженика, способного чтить традиции своего народа и соблюдать преемственность потенциала народного воспитания.

Проведенные исследования,

наблюдения показывают, что молодое поколение с каждым годом теряет необходимые знания, умения и навыки в сельскохозяйственном труде. Изменения содержания программ, учебного плана в средней общеобразовательной школе привело к нехватке своевременного пристального внимания к трудовому обучению учащихся и к возникновению проблемы их профессионального самоопределения. В результате отсутствия знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в условиях сельской местности возросла массовая безработица среди молодежи, что привело к их оттоку из сельской местности в города. Все это еще и еще раз говорит о необходимости более продуманной, планомерной трудовой социализации учащихся сельских образовательных организаций.

Обращаясь к прогрессивному опыту народной педагогики Дагестана [5] можно убедиться в том, что во все времена придерживались пословицы «Труд всему голова», которая определяла уважительное отношение к окружающей природе и к ее ресурсам, обеспечивала приобщение к традиционной культуре различных этносов, воспитывала положительное отношение к труду. Все эти условия в народной педагогике становились предпосылками трудовой социализации человека в обществе.

Педагогическая культура была объектом пристального внимания Г. Н. Волкова, К. Д Ушинского, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского и других. К. Д. Ушинский утверждал [8], что «народная педагогика является фундаментом педагогической культуры и живым органом развития общества». Традиционная педагогика народов, в частности культура труда и труженика стали предметом

исследования ученых исследователей Г. С. Виноградова (русский), Я. И.

Ханбикова (татарин), В. А. Афанасьева (якут), А. Ф. Хинтибидзе (грузин), Ш. М-Х. Арсалиева (чеченец), С. М. Омарова, З. М. Магомедовой, Т. Г. Саидова, З. Я. Якубова, Ш. А. Мирзоева (народы Дагестана), что позволяет выявить народные методы, формы и средства воспитания и аргументировать значимость и особенности трудовой социализации человека с рождения до зрелости.

Однако анализ культурологических, исторических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики показывает, что в изучении вопросов трудовой социализации человека от рождения до зрелости встречаются пробелы, в основном касающиеся педагогической культуры малых народов (в частности, таких народов Дагестана, как агульцы, рутульцы, цахуры и многие другие) Так, например, идеи трудового воспитания, веками присущие национальной культуре рутульцев, до сих пор не нашли должное отражение в работах ученых педагогов, учителей и воспитателей.

История становления и развития народов Дагестана показывает, что в педагогической культуре каждого отдельно взятого народа большое значение придается трудовой социализации человека. Сам термин социализация связан с именем американского социолога Ф. Г. Гиддингса [9], который в книге «Теория социализации» раскрыл это понятие как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Народная педагогика рассматривает понятие «социализация» как педагогическое явление и суть социализации представляет как взаимодействие человека с духовными и материальными ценностями общества, а также развитие его коллективных отношений, формирование у него социального опыта, ценностных ориентаций.

Как отмечается в психолого-педагогической и социологической литературе процесс социализации личности человека начинается еще в раннем возрасте с 3-5 лет. Именно этот

возраст является основной переломной точкой формирования асоциального опыта детей, что предполагает прежде всего запечатление эмоциональной базы, которая несет в себе все нормы и культурно-исторические ценности

общества. Все, что впитывает в себя ребенок из накопленного опыта человечества, начиная с раннего детства, формирует развитие и благополучие всех необходимых сфер общественной деятельности: социально-педагогической, социально-

экономической, научной, медицинской, художественной и др.

Педагогическая характеристика аспекта социализации рассматривается пятью подходами: социологический, факторно-институциональный, интерекционистский, интериоризационный, интраиндивидуальный [7]. Учитывая особенности социализации личности в условиях Республики Дагестан, где проживают более 2-х миллионов человек, более 30 коренных и более 100 иных национальностей, большое значение имеет реализация этих подходов в современной теории и практике народного образования. Именно такой подход дает, на наш взгляд, еще одну возможность обеспечить трансляцию веками сложившегося человеческого опыта, который направлен на формирование морально-этнического и физического облика человека.

Трудовое воспитание является сердцевиной народной педагогики. Именно трудовое воспитание обеспечивает интегративное

воздействие на подрастающее поколение как основной фактор социализации личности. Трудовая социализация человека предполагает приобщение к добровольному, бесплатному труду, целью которого всегда было принятие участия в жизни общества, особенно в условиях сельской местности, в оказании помощи в труде любому, кто нуждался в этом. Тем самым формирование коллектива с общими устойчивыми моральными ценностями

способствовало сплочению людей в обществе и нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В народной педагогике при трудовой социализации личности акцентировали внимание на более раннем приобщении ребенка к трудовой деятельности и уделяли внимание формированию позитивного отношения к труду. При этом методы, формы и средства народной педагогики с детства воспитывали чувство принадлежности к своему народу, к своей нации, чувство смелости и безопасности, что имело еще и психологическую значимость для становления здоровой и трудолюбивой личности.

Обращая внимание на традиции трудового воспитания в народной педагогике, важно отметить какими способами народ отражал свое отношение к труду и определял процесс передачи устоявшихся форм трудового воспитания. И здесь особое внимание уделяется фольклорно-этнографическим источникам. В отзывах

путешественников, исследователей горского быта отмечается

необыкновенное трудолюбие горцев Дагестана. Тульчинский Н. П. в своей книге «Пять горских обществ Кабарды» отмечает, что горец еще с колыбели сроднился с трудом. «... Вся семья горца знает, - пишет он, - где лежит каждый камешек на их кормилице - пашне, границы этих участков знают не только мужчины, но и их дети».

Идеи трудовой социализации в народной педагогике весьма ярко отражены в колыбельных песнях. С первых дней рождения ребенок, будь он девочка или мальчик, воспринимался как будущий искусный труженик. Качая ребенка в колыбели, мать уже пела ребенку колыбельную о том, что славен лишь тот, кто трудолюбив. Если рождался мальчик, то в народе поговаривали: «косарь родился», если девочка: «родилась чесальщица шерсти, вязальщица, искусная мастерица».

В отечественной социальной психологии понятие трудовой и профессиональной социализации служит

одним из важнейших факторов трудовой социализации личности человека. В социальной психологии Андреевой Г. М. [1] аспект трудовой социализации личности рассматривается прежде всего через усвоение социального опыта общества в ходе трудовой деятельности. Андреева Г. М. определила три стадии трудовой деятельности: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Каждая стадия охватывает психологические особенности

социализации личности в зависимости от возрастного периода: а) дотрудовая стадия социализации личности

охватывает социализации, деятельности; охватывает человеческого в) послетрудовая рассматриваются

ранний период до начала трудовой б) трудовая стадия период зрелости возраста, стадия, где психологические

особенности социализации личности в пожилом возрасте. Именно, анализируя психологические особенности развития личности человека на каждом этапе стадий, ученые утверждают, что для становления личности, важной ступенью является трудовая стадия социализации

Род занятий жителей Рутульского

личности, через ее непосредственное взаимодействие с общественной трудовой деятельностью. В зависимости от содержания и целей трудовой деятельности становится очевидным, через какую социальную группу личность входит в социальную среду, как она психологически развивается и какие виды ценности она усваивает.

Рассматривая условия трудовой социализации общества, особенно в условиях сельской местности Республики Дагестан, можно удостовериться в том, что практически половина безработных - это молодое поколение. Из-за нестабильности общества, когда подрастающее поколение осуществляет выбор между моральными ценностными устоями и развивающимся стилем жизненных условий, то возникает межкультурное недопонимание и неопределенность в социализации подрастающего

поколения. Вся эта ситуация усугубляется возникающим

противоречием на рынке труда между высокими профессиональными

потребностями молодых людей и возможностью их удовлетворения.

Таблица 1

района в зависимости от возраста, в %

Возрастные разграничения и вид трудовой деятельности 20-25 лет 25-30 лет 30-35 лет 35-40 лет 40-45 лет

1. Студент дневного вуза 40% 5% - - -

2. Временно не работает, ищет работу 30% 20% 15% 25% 30%

3. Не работает по состоянию здоровья 5% 5% 20% 15% 10%

4. Временно не работает 10% 2% 10% 5% -

5. Занимается фермерским хозяйством - 2% 2% 5% 5%

6. Работает по своей специальности 5% 10% 10% 30% 35%

7. Работает не по своей специальности и на заработках в другом городе 10% 46% 43% 20% 20%

Кроме того, при возникшем диссонансе в образовательной системе и на экономическом рынке потребности в высококвалифицированных специалистах, даже высшее

профессиональное образование не служит в последнее время гарантом трудоустройства. На основе анализа трудовой и профессиональной социализации населения Рутульского района Республики Дагестан нами была составлена таблица (табл. 1),

отражающая трудовую и

профессиональную деятельность

молодого поколения с учетом возраста от 20 до 45 лет на рынке сельскохозяйственного труда и в других сферах трудовой деятельности.

Таким образом, анализируя сферу занятости населения Рутульского района, можно убедиться в том, что большинство молодых людей уезжают на заработки в другие города. Тем самым они имеют наименьший опыт в

профессиональной и

сельскохозяйственной деятельности.

На данном этапе развития общества для сложившейся ситуации стало характерным социальное расслоение общества, что предполагает фильтрацию населения на имущих и неимущих. Это однозначно определяет неодинаковое положение отдельных групп общества и людей во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, девальвация культурно-исторических ценностей из-за постоянного поиска общества альтернативных форм социального поведения и нового стиля жизни приводит к исчезновению веками сформировавшегося морально-

этнического облика труженика и труженицы.

Однако, никакая модернизация общества, экономики, образования не мыслима без обобщения и трансформации многовекового опыта народа. Вся мобильность социального опыта человечества в динамично развивающемся социуме основана на исторических фактах, основанных на формах, методах и средствах народной педагогики. Преемственность, которую обеспечивали поколения народа, еще В. Г. Белинский видел в его самобытности. Самобытность народа во всем: в песнях, музыке, танцах, ремесле, родном языке, в орудиях труда, даже в обычаях гостеприимства. Народная педагогика означала врастание человека в его национальную культуру, тем самым усвоение моральных устоев, ценностей, норм поведения и уклада жизни общества.

Особую роль в трудовой социализации детей у народов Республики Дагестан играет семья. Семья является одним из главных институтов общества в системе государства и образования. Именно от взаимодействия и сплоченности семьи, общества и системы образования зависит отношение к рассматриваемой проблеме. Поэтому, истоки трудового воспитания и социализации человека, начиная с его рождения, зависят от выполнения семьей веками

предусмотренных социальных функций.

На протяжении всей истории развития народов, например рутульцев, трудовая социализация человека протекала под влиянием жизненного уклада семейной общины, которая составляла в давние времена 40-70 человек. В дальнейшем, впоследствии социально-экономического влияния, община распадалась на отдельные семейные единицы, но не теряла родственную связь с родовой общиной. Семейная община рутульцев объединяла представителей 4-5 поколений и 5-6 женатых мужчин, обладавших общим земельно-скотоводческим хозяйством. Руководил этими семьями старший из семьи мужчина: отец или дед, который имел право представлять свою семью на общественном годекане (место схода старших) и распределять трудовые обязанности в семье. Традиции трудового воспитания детей в семейной общине предполагали, прежде всего, строгое отношение к детям и к их воспитанию.

Анализ истории трудовой

социализации человека с рождения до его зрелости в народной педагогике рутульцев показывает, что воспитанием детей, начиная с раннего возраста, занимались в основном бабушки и дедушки. Старшие члены семьи проявляли заботу об их духовно-нравственном и трудовом воспитании. Основную роль в воспитании играли поучительные истории, пословицы, поговорки, народные притчи, а также методы убеждения, принуждения и поощрения. Образец такого воспитания накладывал свои отпечатки на последующую трудовую социализацию человека в обществе.

Основным фактором трудовой социализации человека в народной педагогике являются многовековые обычаи и традиции, которые соблюдались не только в повседневной жизни, но и при выполнении различных сельскохозяйственных работ. Одним из таких обычаев народов Дагестана, в том числе и рутульцев, является обычай взаимопомощи - (мел). Обычай отражал коллективное отношение к труду, заключающееся в оказании

безвозмездной помощи односельчан

друг другу: во время работы в поле, при севе, уборке урожая, строительстве дома и т. д.

Помимо этого, рутульцы выработали свою культуру земледелия и животноводства. Культура земледелия у рутульцев охватывает совокупность традиций, обычаев и пожеланий, соблюдение которых, по мнению жителей сельской местности, может принести хороший урожай хозяину: «Чтобы осенью все хранилища зерна были заполнены», «Чтобы моей поспешностью в каждом ряду вырос хороший урожай», «Пусть посев принесет баракат (благо) и здоровье семье».

Начало посевных работ совпадало с традиционным праздником Первой борозды, который носил национальное название «Эр», а на рутульском языке сук-севед йигь (день посева зерна). С тружениками вместе в посевных работах участвовали и дети, что способствовало их раннему вовлечению в сельскохозяйственный труд. Совместный труд детей и старших сопровождался поучительными поговорками и пословицами: «Что посеешь то и пожнешь», «Чтобы найти хлеб для еды, надо рано встать и поле вспахать», «Кто зерно не посеял, тому придется занимать очередь, чтобы испечь хлеб».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В народной педагогике обучение детей каждому виду земледельческой профессии (особенно в сельской местности) было обязательным условием, так как именно это обеспечивало полноценное трудовое воспитание, привитие умений и навыков сельскохозяйственного труда.

Воспитательная и социальная функции народной педагогики наиболее глубоко отражаются в пословицах, определяющих непосредственное отношение к трудовому воспитанию детей: «Учи теленка пока на веревке, а ребенка еще в колыбели», «Трудолюбие матери отражается в характере дочери, а отца, в характере сына», «За ребенком нужен присмотр, как посевам уход».

Этапы трудовой

Таким образом, становится очевидным, что народная педагогика рутульцев, как и многих народов, также основана на преемственности народного воспитания. Методы, формы и средства народной педагогики становились необходимым рычагом для трудовой социализации личности человека в обществе и тем самым для его качественного психологического

развития.

Народная педагогика и современная педагогика в системе образования связаны прочной диалектической связью. Педагогическая наука основана на народной педагогике, что позволяет использовать ее формы, методы и средства обучения и воспитания на уроках в средней общеобразовательной школе. Средняя общая образовательная школа несет ответственность за обучение и воспитание учащихся. Основной целью взаимодействия семьи и школы, учитывая условия сельской местности, является обеспечение трудовой социализации учащихся во время обучения и после окончания школы.

В этой связи следует соблюдать три взаимосвязанных этапа трудовой социализации личности учащегося во время обучения:

а) накопление знаний и представлений о сельскохозяйственной трудовой деятельности и о сельскохозяйственных профессиях;

б) последовательное приобщение к сельскохозяйственному труду, начиная с первого класса обучения и постепенное овладение умениями, навыками, необходимыми в сельскохозяйственной деятельности;

в) овладение отраслью конкретной сельскохозяйственной профессии.

Всестороннее осмысление и планомерная реализация сущности и содержания каждого этапа гарантирует эффективную подготовку к

самостоятельной профессионально-трудовой социализации учащихся (табл. 2).

Таблица 2

социализации

Теоретическое обеспечение трудовой социализации

Передача знаний и формирование представлений о сельскохозяйственной трудовой деятельности

Оценка значимости трудовой деятельности в обогащении содержания профессиональной деятельности и для полноценного

Наблюдение за трудовыми действиями тружеников, их профессионализмом и достижениями в сельскохозяйственном производстве

Формирование знаний о связи трудовой деятельности с развитием экономики и с нуждами общества

Развитие способностей и стремления к профессиональному мастерству в сельскохозяйственном производстве

Практическое овладение трудовыми знаниями, умениями и навыками

Так как основой всестороннего воспитания человека является трудовая социализация, то она и служит ключевым фактором социально-экономической стабильности страны, исходя из чего и возникает острая необходимость как теоретической, так и практической трудовой социализации подрастающего поколения, начиная еще со школьной скамьи.

Изучение и анализ учебных программ по региональным общеобразовательным предметам: Истории Дагестана, География Дагестана, Родной язык, Родная литература, Культура и традиции народов Дагестана, показывают оптимальную направленность тематики и содержания программ и учебников на раскрытие социальной значимости традиционного историко-культурного наследия народа в формировании полноценной личности. Здесь же представлена возможность изучения и

осмысления прогрессивного народного опыта трудовой социализации человека с рождения до его зрелости. Только совместные усилия семьи и школы, направленные на приобщение детей к традиционному сельскохозяйственному труду, могут оптимально способствовать наиболее успешной их социализации.

Выводы

Анализ и обобщение идей и установок, отраженных в этнографических, психолого-педагогических, историко-

культурологических исследованиях,

материалы устного народного творчества и здоровое общественное мнение старших поколений позволяют судить о наличии в народной педагогике колоссального потенциала эффективных средств, форм и методов, веками апробированной, поэтапно реализуемой теоретически и практически продуманной трудовой социализации человека с его рождения до зрелости.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2001. 290 с.

2. Алиев А. К. Народные традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1968. 290 с.

3. Гуртуева М. Б. Народная педагогика молодому учителю. Нальчик: Эльбрус, 2003. 168 с.

4. Мирзоев Ш. А., Магарамова Б. К. Формирование труженика в педагогической

культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана. Махачкала: Алеф, 2011. 185 с.

5. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 210 с.

6. Прахова Ж. В. Интегральная природа социализации личности. Дисс. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2001. 133 с.

7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М. : 1985. Т. 2. 196 с.

8. Giddings F. H. (1896). The Principles of Sociology: an Analysis of the Phenomena of

Association and of Social Organization. 3rd edn. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. xxvi.

References

1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya. Uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Social psychology. Textbook for higher education institutions]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 290 p.

2. Aliev A. K. Narodnyye traditsii i ikh rol' v formirovanii novogo cheloveka [Folk traditions and their role in the formation of a new person]. Makhachkala, Daggiz Publ., 1968. 290 p.

3. Gurtueva M. B. Narodnaya pedagogika molodomu uchitelyu [Folk pedagogy for a young teacher]. Nalchik, Elbrus Publ., 2003. 168 p.

4. Mirzoev Sh. A., Magaramova B. K. Formirovaniye truzhenika v pedagogicheskoy kul'ture lezginoyazychnykh narodov Yuzhnogo Dagestana [Formation of a worker in the pedagogical culture of the Lezgin-speaking peoples of southern Dagestan]. Makhachkala, Alef Publ., 2011. 185 p.

5. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika Dagestana [Folk Pedagogy of Dagestan]. Makhachkala. 1992. 210 p.

6. Prakhova Zh. V. Integral'naya priroda sotsializatsii lichnosti [Integral nature of personality socialization]. Diss. ... Ph. D. (Philosophy). Nizhniy Novgorod, 2001. 133 p.

7. Ushinsky K. D. Sobraniye sochineniy [Collected edition]. Moscow, 1985. Vol. 2. 196 p.

8. Giddings F. H. (1896). The Principles of Sociology: an Analysis of the Phenomena of Association and of Social Organization. 3rd edn. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. xxvi.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Мирзоев Шайдабег Айдабегович,

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Омарова Бучей Керимовна, учитель физики, Рутульская Средняя

общеобразовательная школа № 1, Рутульский район, Республика Дагестан, Россия; аспирантка, ДГПУ, Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

Мирзоева Аида Шайдабеговна, педагог-психолог, Лицей № 5; старший преподаватель, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Shaydabeg A. Mirzoev, Ph. D

(Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Buchey K. Omarova, teacher of Physics, Rutul Secondary School No. 1, Rutul Region, Republic of Dagestan, Russia; postgraduate, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Aida Sh. Mirzoeva, educational psychologist, Lyceum No. 5; senior lecturer, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Принята в печать 06.08.2018 г.

Received 06.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.