70
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
УДК 37 (470/67)
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НЕИССЯКАЕМЫЙ
ИСТОЧНИК ОПТИМИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
THE ETHNIC PEDAGOGY AS AN INEXHAUSTIBLE SOURCE OF OPTIMIZING THE PATRIOTIC EDUCATION
© 2015 Мирзоев Ш. А., Джамиева Н. З.
. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Mirzoev Sh. A., Dzhamieva N. Z.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья характеризует позитивные и негативные аспекты современного состояния патриотического воспитания, освещает прогрессивный народный опыт великих трудовых и боевых патриотических свершений, акцентирует внимание на высокий уровень патриотического настроя у людей, наблюдавшийся при целенаправленной ориентации их сознания на глубокие корни героико-патриотического прошлого.
Abstract. The authors of the article characterize the positive and negative aspects of the modern state of the patriotic education, highlight the progressive people's experience of the great labor and military patriotic achievements, focus on the high level of the people’s patriotic attitude, observed during the purposeful orientation of their consciousness to deep roots of the heroic patriotic past.
Rezjume. Stat'ja harakterizuet pozitivnye i negativnye aspekty sovremennogo sostojanija patrioti-cheskogo vospitanija, osveshhaet progressivnyj narodnyj opyt velikih trudovyh i boevyh patrioti-cheskih svershenij, akcentiruet vnimanie na vysokij uroven'patrioticheskogo nastroja u ljudej, nablju-davshijsja pri celenapravlennoj orientacii ih soznanija na glubokie korni geroiko-patrioticheskogo proshlogo.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, родина, отечество, культура, педагогическая культура, народная педагогика, духовные ценности, нравственность, личность, гражданин, общество, народ, государство.
Keywords: patriotism, patriotic education, motherland, fatherland, culture, pedagogical culture, ethnic pedagogy, spiritual values, morality, personality, citizen , society, nation, state.
Kljuchevye slova: patriotizm, patrioticheskoe vospitanie, rodina, otechestvo, kul'tura, pedagogi-cheskaja kul'tura, narodnaja pedagogika, duhovnye cennosti, nravstvennost', lichnost', grazhdanin, obshhestvo, narod, gosudarstvo.
Патриотическое воспитание - это неотъемлемая часть общегражданского воспитания личности. Оно опирается на общечеловеческие и национально специфические ценности (жизнь, здоровье, духовность, человеческие нравы, права и свобода личности). Оно направлено на воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов.
Сегодня вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливает значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Спасение и возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях.
Психолого-педагогические науки •••
Этот пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовнонравственная, государственно-право-вая, политическая, религиозная, эстетическая и т. д. В наше время, в эпоху реформирования российского общества, процесс осознания себя патриотом идет неоднозначно и весьма противоречиво. «Превращение России из супердержавы в нищую страну нанесло удар по национальной гордости, национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросших на высших пределах гордости за свою страну» [1. С. 7].
Сегодня средства массовой информации, особенно электронные, представляют нам перспективу мрачного будущего, что никак не отвечает установкам старших поколений, знающим самоотверженность во имя будущего на собственном опыте.
В этой весьма непростой ситуации крайне важно верно осмысливать, понимать и правильно осознавать сущность и смысловую значимость понятия «патриотизм». В последние годы значительные публикации в области воспитания отмечают чрезвычайную необходимость и важность патриотического воспитания. Это осознают абсолютное большинство ученых педагогов и педагогов-практиков российской школы. В связи с этим следует понимать, что воспитание патриотизма - это не одна из многих составных частей воспитания - это основа воспитания как такового. Потому считаем целесообразным, прежде всего, коснуться содержательной стороны проблемы, т. е. патриотического воспитания.
Понятие «патриотическое воспитание» широко охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни:
1. Приобщение учащихся к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства.
2. Воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества.
3. Формирование интереса к истории и культуре своего края, своей малой родины.
4. Формирование у ребят представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему.
71
5. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны.
6. Помощь молодежи в выборе смысла жизни в новых условиях, в раскрытии потенциала личности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству.
7. Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни.
8. Формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т. д.
Патриотизм - это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно - на формировании отношения учащихся к родной и дагестанской культуре.
Патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции. Как справедливо заметил К. Д. Ушинский, патриотизм - это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся...Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью [6. С. 158]. Не случайно идея воспитания, удаленная в первой половине 90-х годов из государственной системы образования, возвращается сегодня, прежде всего, под знаком патриотического воспитания.
Практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, которые в своей работе умело опираются на прогрессивный опыт старших поколений, привлекают самые разнообразные взаимодополняющие, высокоэффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. В опыте наиболее преуспевавших школ республики: Махачкалинской
№ 8, Каспийской № 7, Буйнакской № 5, Ах-тынской № , Юхаристальской, Герейханов-ской, Белиджинской, Геджухской, Огнин-ской и другие в качестве эффективных форм патриотического воспитания уже многие годы оправдывают себя встречи с ветеранами войны и труда, слеты трех поколений,
72
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
слеты солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, "Дни призывника", "Дни памяти", военизированные игры "Зарница", "Орленок", соревнования между школами под девизом "А ну-ка, парни", тематические вечера: "Офицер-профессия героическая", "Слава героям войны и труда", торжественные проводы призывников и встречи молодых воинов. Последовательному формированию патриотических чувств способствует создание в школах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы народа, стендов, выставок, фотомонтажей о конкретных формах патриотического почина. Оборудование в школах, например, галерей славы по строгому принципу исторической хронологии: «Герои
гражданской войны», «Дагестанцы - стахановцы первых пятилеток», «Герои Советского Союза», «Дагестанцы - герои Великой Отечественной войны», «Наши сельчане-участники войны», «Герои Социалистического Труда», «Они строили БАМ, КАТЕК, АТОММАШ», «Славные труженики нашего села», «Наши выпускники - защитники Отечества» и др. позволяет эффективно проводить экскурсии буквально по каждому участку героического пути наших отцов и дедов, оснастить агитационным материалом, способствует развитию патриотических эмоций и формированию чувства гордости за историческое прошлое и настоящее нашей республики и Родины [4; 5].
Однако при всем разнообразии форм и методов патриотического воспитания, их эффективности в отдельно взятых школах, предприятиях, населенных пунктах, в целом многие из них страдают неполнотой содержания. Мы имеем в виду, прежде всего, границы патриотического опыта, охватываемого проводимыми мероприятиями. Наши многолетние наблюдения, анализ учебновоспитательных материалов ряда школ Дагестана показывают, что в подавлявшем большинстве мероприятий патриотическое воспитание детей и молодежи ограничивается в рамках раскрытия событий и героических свершений Великой Отечественной, от силы гражданской войн. В определенной степени внимание детей акцентируется на конкретные формы проявления патриотизма гражданами страны в годы первых и послевоенных пятилеток. Все это, несомненно, оправдано, если считать, что наибольший порыв народного патриотизма проявлялся
именно в эти трудные и суровые для страны годы. Но оправдано ли это с точки зрения истории народов нашей страны, истории Дагестана, с точки зрения сохранения логической структуры понятия "патриотизм".
Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное изучение наглядной агитации, материалов поурочных, внеклассных, внешкольных воспитательных мероприятий показывают, что в большинстве сельских школ среди наглядности отсутствуют материалы, наиболее полно и последовательно отражающие патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патриотический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и Родину. Учителя непростительно слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых веками упрочившиеся в сознании дагестанского труженика нормы патриотического статуса, т. е. нравственного долга человека перед семьей, семьи перед родом, рода перед аулом (джамаатом), аула перед народом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством.
Аналогичные недочеты наблюдаются в большинстве форм патриотического воспитания, практикуемых в наших школах, предприятиях и населенных пунктах. Вследствие таких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодическими событиями, картинами проявления героизма и патриотизма, в целом неплохо зная историю вообще, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа, иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками жизнестойкий закон патриотической преемственности.
Опыт великих трудовых и героических свершений в жизни нашей страны показывает, что наиболее высокий уровень патриотического настроя у людей наблюдается, когда целенаправленно ориентируешь их сознание на глубокие корни героического прошлого трудящихся масс, подводишь их к истине через все пережитое народом. Яркий пример: в годы Великой Отечественной войны выразительные статьи и речи писателей А. Толстого ("Родина", "Что мы защищаем",
Психолого-педагогические науки •••
"Откуда пошла Русская земля"), В. Вишневского ("Уроки истории", "Победа", "Россия"), В. Иванова ("Мое Отечество", "Русское поле"), К. Симонова («Русское сердце»), И. Эренбурга ("Сердце человека", "О патриотизме") и др. последовательно отразившие героическую историю русского народа вызывали горячий отклик защитников Родины. Так, после речи В. Вишневского "Мы можем победить, должны победить и победим" перед молодежью Ленинграда 14 сентября 1941 года около пятисот тысяч человек ушло на фронт добровольцами. В речи упоминалось о молодом Ленинграде, которому душой и телом присягали Николай Островский, Павел Корчагин, Маяковский, Багрицкий, Чапаев, «Максим с Выборгской», моряки Кронштадта, "профессор-депутат Балтики" и другие. Обращения и призывы народных поэтов Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Анвара Аджиева, старейшин, тружеников и матерей, воплотившие в себе всю патриотическую историю Дагестана, послужили для воинов-дагестанцев и защитников тыла путеводной звездой к самоотверженному героизму и патриотизму в борьбе с гитлеровским фашизмом. Все это как нельзя лучше говорит о прогрессивном значении не только героического вчерашнего, ближайшего настоящего, но и всего прогрессивного опыта, выработанного в этом аспекте на протяжении веков вашими отцами, дедами и прадедами. Ничто из героико-патриотического прошлого трудящихся масс не может оставаться сегодня вне поля зрения педагогов, родителей, воспитателей и широкой общественности.
Сегодняшним детям яснее нужно показать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриоти-ческого воспитания, самобытными традициями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма, из уст в уста передали имена, свершения героев, сохранили впечатляющие формы патриотического почина (наказы, клятвы призыва и обращения, проводы и встречи героев). Многие из них, уместно используемые, в полной мере оправдали себя в годы суровых испытаний гражданской и Великой Отечественной войн и сегодня успешно используются в передовой практике патриотического воспитания. Долг педагогов шире выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма.
Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной сте-
73
пени тормозящие патриотическое становление наших детей. В чем же они заключаются?
Прежде всего, именно в том, что в последние годы мы недостаточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль (а порою, и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых дагестанских семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Даже в семьях некоторых ученых местной национальности встречаются дети, не знающие своего родного языка, совершенно не владеющие культурой родной речи. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей благородной возможности читать родную литературу, периодическую печать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери радиопередачи и народные театры.
Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочисленные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов, по нашим подсчетам занимают слова, всесторонне выражающие героико-патрио-тические качества дагестанцев. А между тем, наши целенаправленные беседы с учащимися городских и многих сельских школ показали, что школьники не знают даже 30 % слов родного языка, выражающие различные патриотические качества человека. Естественно, они не в полной мере ощущают патриотические чувства старших поколений, не готовы еще проявлять патриотизм в труде, спорте, и если нужно в бою.
Любовь к Родине начинается с любви к родному языку, к своей семье, к своему дому, к своей школе. Основываясь на них, она перерастает в любовь к своему селу, к своему городу, к родной природе, до самой смерти, любовь к своей республике, стране и ее народу. Как отметил великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами
74
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы
- весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах в устах народных поэтов» [6. С. 163].
Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» руководителя антиколониального освободительного движения в Дагестане Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата, высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность легендарных народных героев Шарвели, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»); удивительно естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов «Молы-Насреддина, Заялал-Киши, Кара-Гиши, Акул-Али; искреннюю, кристально чистую любовь Анхил-Марин, Стал Саяд и многое другое [5. С. 16-17].
Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре неоднократно говорили выдающиеся поэты Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, об этом напоминают в своих трудах известные ученые нашей республики профессора А. Г. Агаев, А. Г. Гюльмагомедов, З. М. Загиров, Р. М. Магомедов, Г. И. Магомедов, М. Ч. Черчиев и др. Равнодушие к родному языку, культуре и традициям беспокоит аксакалов наших сел. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно уже, не откладывая вернуть родному языку его историческое назначение
- быть первым воспитателем молодого поколения.
Ощутимые всходы патриотического настроя масс могли бы дать обязательное и повсеместное введение в городские школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества, оборудование наглядной агитации в школах, праздничных транспарантов, плакатов и ло-
зунгов с крылатыми мудрыми изречениями на родных языках Дагестана.
Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые отнесутся к наследию отцов, как они берегут и преумножают добрые традиции своих предшественников, так и дети берут это примером для подражания [2. С. 4146].
Какому же примеру, очень часто вынуждены подражать ваши дети?
Приведем такой пример. Недавно нам пришлось задать педагогам ряда школ один и тот же вопрос: "Что вами лично и бескорыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?". К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, говорить о добровольном участии в общественно полезных работах села.
Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством, насовсем забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье, и даже, о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учителей не волнуют. Отдельные смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».
А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Такие, например, как добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярное участие в помощи сельчанам в своевременной уборке урожая, безусловная и неотложная помощь при стихийных бедствиях: пожаре, наводнении, снежных обвалах, лавинах, угрозе со стороны врага и т. д. [3. С. 17].
Нельзя забывать, что именно, приумножая добрые традиции старших поколений, первые дагестанские педагоги, труженики наших колхозов, совхозов, промышленных предприятий самоотверженно и бескорыстно трудились на строительстве школ и культурных учреждений (собирали строительные камни, добровольно готовили и привозили для школы саманные кирпичи, топливо), совместно с учащимися оборудовали классные комнаты, изготавливали посильный им учебный инвентарь, мебель, наглядные по-
Психолого-педагогические науки •••
собия. Таких примеров можно привести сотни и сотни.
Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриотические чувства способны привить детям только те родители и педагоги, кто не словами, а личными качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками являются патриотами села, школы района, города, республики и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь и преданность Родине и идеалам человечности не может быть созерцательной и «платонической», а должны выступать могучей силой обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств [4].
Настоящий патриотизм сегодняшних детей точно также, как и многих их предшественников, нельзя развивать в совершенстве без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам,
75
мостам, горным тропам и пастбищам, историческим памятникам и культурным сооружениям родного народа, без внесения человеком конкретного и ощутимого вклада в благоустройство, прежде всего, своей школы, своего села и города. Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации детей и молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине [3. С. 18-19].
Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству - тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут [1. C. 5].
Чем глубже и всесторонне освещаем мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее развиваются у них привязанность к родине.
Литература
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма. Волгоград, 2005. 120 с. 2. Магомедова З. Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса // «Стандарты и мониторинг в образовании». М., 2012. № 4. С. 41-46. 3. Мирзоев Ш. А., Османова З. Н. Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2010. № 4. С. 15-21. 4. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Героические истоки и историко-педагогические предпосылки формирования дагестанского народного патриотизма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2009. № 2 (7). С. 50. 5. Улубекова Н. Ш., Мирзоев Ш. А. Этнопедагогический потенциал как
фактор формирования мировоззрения учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2010. № 1. С. 70-77. 6. Умом и сердцем: мысли о воспитании (составитель д.п.н. Н. И. Монахов) 4-е издание. М. : Политиздат, 1986. 368 с.
References
1. Vyrshchikov A. N., Kusmartsev M. B. Service to the Fatherland as a sense of the Russian patriotism. Volgograd, 2005. 120 p. 2. Magomedova Z. Sh. Formation of spiritual and moral values of adolescents in the sphere of the ethnicity influence //Standards and monitoring in education. M., 2012, # 4. P. 41-46. 3. Mirzoev Sh. A., Osmanova Z. N. Local history as a factor of pupils' patriotic education // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychologo-Pedagogical Sciences. Makhachkala, 2010, # 4. P. 1521. 4. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. Heroic origins and historical pedagogical preconditions for developing the Dagestan people's patriotism // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychologo-Pedagogical Sciences. Makhachkala, 2009. # 2 (7). P. 50. 5. Ulubekola N. Sh., Mirzoev Sh. A. Ethnic pe-
dagogical potential as a factor of formation of pupils' world-view // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychologo-Pedagogical Sciences. Makhachkala, 2010, # 1. P. 70-77. 6. Mind and
heart: thoughts on education (compiled by N. I. Monakhov, Doctor of Pedagogy 4th edition. M. : Politizdat, 1986. 368 p.
Literatura
1. Vyrshhikov A. N., Kusmarcev M. B. Sluzhenie Otechestvu kak smysl Rossijskogo patriotizma. Volgograd, 2005. 120 c. 2. Magomedova Z. Sh. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej podrostkov v sfere vlijanija jetnosa // «Standarty i monitoring v obrazovanii». M., 2012. № 4. S. 41-46. 3. Mirzoev Sh. A., Osmanova Z. N. Kraevedenie kak faktor patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2010. № 4. S. 15-21. 4. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. Geroicheskie istoki i istoriko-pedagogicheskie predposyl-
76
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ki formirovanija dagestanskogo narodnogo patriotizma // Izvestija Dagestan-skogo gosudarstvennogo pe-dagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2009. № 2 (7). S. 50. 5. Ulubekova N. Sh., Mirzoev Sh. A. Jetnopedagogicheskij potencial kak faktor for-mirovanija mirovozzrenija uchashhihsja // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2010. № 1. S. 70-77. 6. Umom i serdcem: mysli o vospitanii (sosta-vitel' d.p.n. N. I. Monahov) 4-e izdanie. M. : Politizdat, 1986. 368 s.
Статья поступила в редакцию 11.12.2014 г.