Научная статья на тему 'Дагестанская народная игра как средство физического и нравственного воспитания подростков'

Дагестанская народная игра как средство физического и нравственного воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО / УМСТВЕННОГО / ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиагаев Сираджудин Магомедович, Гаджиагаев Темирджан Сираджудинович, Рагимова Наида Шакировна

Цель исследования заключается в освещении вопроса важности роли организации и применения народных игр на уроках физкультуры в общеобразовательных школах Дагестана, что является одним из средств нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод. Результаты. Исследование показало, что использование традиционных игр народов Дагестана способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности подростков, устранению учебной перегрузки и укреплению их здоровья. Выводы. Народные игры богаты по своему содержанию и предназначены в своей совокупности для физического развития всех частей тела. Они также являются средством нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Особое место в физическом воспитании детей занимают подвижные игры, которые тесно связаны с укладом жизни, видами труда и культурными народными традициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиагаев Сираджудин Магомедович, Гаджиагаев Темирджан Сираджудинович, Рагимова Наида Шакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дагестанская народная игра как средство физического и нравственного воспитания подростков»

References

1. Magarramov M. D, Bagandov M. G., Kurbanov M. A. About the methodology of execution the pedagogical researches. Vestnik sov-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Багандов Магомед Газилабагандович,

старший преподаватель кафедры правоведения и прав человека (ППЧ), факультет права, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, профессор кафедры ППЧ, факультет права, ДГПУ; ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ) Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru

Курбанов Махач Ахмедович, кандидат экономических наук, доцент кафедры ППЧ, декан факультета права, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Принята в печать 26.08.2016 г.

remennoy nauki [Proceedings of the Modern Science]. 2016. No 2 (14). Pp. 105-110. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Magomed G. Bagandov, senior lecturer, the chair of Law and Human Rights (LHR), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of LHR, DSPU; leading researcher, Regional Center of Ethno-Political Studies (RTSEI), Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (DSC of RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Makhach A. Kurbanov, Ph. D. (Economy), assistant professor, the chair of LHR, the dean of the faculty of Law, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Received 28.08.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37

Дагестанская народная игра как средство физического

и нравственного воспитания подростков

©2016 Гаджиагаев С. М., Гаджиагаев Т. С., Рагимова Н. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Vgadzhiagaeva@mail.ru, naida-ragimova@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования заключается в освещении вопроса важности роли организации и применения народных игр на уроках физкультуры в общеобразовательных школах Дагестана, что является одним из средств нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод. Результаты. Исследование показало, что использование традиционных игр народов Дагестана способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности подростков, устранению учебной перегрузки и укреплению их здоровья. Выводы. Народные игры богаты по своему содержанию и предназначены в своей совокупности для физического развития всех частей тела. Они также являются средством нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Особое место в физическом воспитании детей занимают подвижные игры, которые тесно связаны с укладом жизни, видами труда и культурными народными традициями.

Ключевые слова: народные игры, физические качества, физическое развитие, физическое воспитание, средство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Формат цитирования: Гаджиагаев С. М., Гаджиагаев Т. С., Рагимова Н. Ш. Дагестанская народная игра как средство физического и нравственного воспитания подростков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 38-43.

Dagestan National Game as the Means of Teenagers' Physical and Moral Education

©2016 Siradzhudin M. Gadzhiagaev, Temirdzhan S. Gadzhiagaev,

Naida Sh. Ragimova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Vgadzhiagaeva@mail.ru, naida-ragimova@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The aim of the research contains the questions about importance of the role of organization and practice of the national games at the sport lessons in the secondary schools of Dagestan, because it is one of moral, intellective, esthetic and labor aspects of education. Methods. Analysis of theoretical and pedagogical literature, observation and experimental method. Results. Practicing traditional national Dagestan helps to develop the physical preparation and efficiency of the teenagers, elimination of school overwork and strengthening their health. Conclusions. National games are rich in their content and ar-eaimed to physical development of all parts of the body. They have destination of being means of moral, intellective, esthetic and labor education. Mobile games, which closely connected with everyday life, aspects of work and cultural national traditions, take especial place in the physical education of children.

Keywords: national games, physical qualities, physical development, physical education, means of moral, intellective, esthetic and labor education.

For citacion: Gadzhiagaev S. M., Gadzhiagaev T. S., Ragimova N. Sh. Dagestan National Game as the Means of Teenagers' Physical and Moral Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 38-43. (In Russian)

Введение

Народные игры, игры-забавы с фольклором, различными игровыми заданиями и движениями использовались горцами с давних времен как в качестве средства физического и нравственного воспитания, так и в качестве метода активного отдыха и развлечения. В своих исследованиях дагестанские ученые-педагоги Р. М. Абдулаева, М. Н. Алиев, М. А. Дибиров, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзоев выявили, что в играх народов Дагестана имеются большие возможности для физического и нравственного воспитания подростков. Анализ этнографического материала, истории развития и становления практики и теории народных игр также это подтверждает.

Традиционные дагестанские детские подвижные игры представляют собой сокровищницу разнообразных двигательных качеств. Это и бег, и прыжки, и перегибания всего тела, напряжение почти всех мышечных групп юношеского организма, кроме того, они представляют собой чрезвычайно эффективное средство для привития и развития волевых качеств.

Крайне редкое использование традиционных игровых упражнений и игр народов

Дагестана на школьных уроках физкультуры объясняется, по-видимому, слабой изученностью и недостаточным вниманием к вопросу современного состояния теории и практики народных игр, учитывающих региональные условия и национальные традиции, культуру и быт дагестанских народов.

Цель

Нашей целью является проведение анализа особенностей дагестанских народных игр с установкой на целесообразность их проведения на уроках физической культуры в средних образовательных учреждениях Дагестана. Определить цель исследования помогли следующие факторы: отсутствие научно обоснованных педагогических рекомендаций для учителей средних школ по использованию народных игр Дагестана, недооценка педагогами воспитательного и развивающего потенциала дагестанских народных подвижных игр и национальных видов спорта для физического и нравственного воспитания подростков.

Методы

В процессе работы над данной статьей нами были использованы современные методы анализа теоретической и педагогиче-

ской литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод.

Результаты

Нашим исследованием установлено, что использование традиционных игровых упражнений и игр народов Дагестана способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности школьников, устранению учебной перегрузки, укреплению их здоровья, а также народные подвижные игры и игры-эстафеты оказывают положительное влияние на нравственное воспитание и на развитие нравственно-волевых качеств учащихся.

Обсуждение

Обстоятельство, подтолкнувшее нас к данной теме, заключается в первую очередь в интересе к воспитательному значению игры. Как известно, играя, ребенок узнает, как соблюдать общественные правила поведения, как руководствоваться мнением большинства, как научиться различать добро и зло, дозволенное и недозволенное, так как неукоснительные правила парной и групповой игры этому хорошо готовят с детства. Более того, в педагогическом арсенале народов Дагестана присутствуют игры, в которых достижение цели обычно сопряжено с препятствиями. Беря эти препятствия, чтобы достичь игровой цели, ребенок исподволь учится брать препятствия в своей жизни, достигать жизненных целей, трудовых успехов, бороться за свои идеалы, без страха и с умением ориентироваться [4].

При исследовании данной проблемы нами был проведен ряд экспериментов. Исследование проводилось в двух параллельных шестых классах средней общеобразовательной школы селения Куллар, Дербентского района. При этом один из классов был выбран в качестве контрольной группы, а другой класс в качестве экспериментальной. На каждом занятии по физкультуре в экспериментальной группе нами вводились народные игры или их элементы, а в контрольной группе занятия проходили по традиционной методике.

На каждом уроке физкультуры в экспериментальной группе учитель проводил игру или элемент игры из арсенала народной педагогики Дагестана. Играть можно парами, группами или командами в составе из учащихся класса. При этом подвижные виды игр начинались, как правило, с жеребьевки, а завершались наказанием нару-

шителя правил или проигравшего и поощрением победителя. Справедливость и порядок устанавливаются жеребьевкой, более того, жеребьевка лишает возможности некоторых игроков от нечестных поступков. Жеребьевку можно проводить в различных формах. Примером таких популярных жеребьевок являются считалки и рифмы. Дети становятся в круг, вытягивают кулаки, а водящий считает по кругу, включая свои кулаки тоже, несильно ударяет по выставленным кулакам, произнося одновременно слова или слоги. В тех случаях, когда игроков немного, выставляют сразу оба кулака, чтобы продлить счет [3].

Содержанием текста считалки может выступать как набор слов, так и связное предложение. При этом строго обязательно следует соблюдать ритм.

Анализируя быт дагестанцев, можно понять, почему в педагогической копилке дагестанских народов значительное место, причем в чрезвычайном разнообразии, занимают игры, которые включали в себя бег на различные дистанции с различной скоростью, прыжки в длину и высоту, лазание или сочетающиеся одновременно элементы различных игр. Зачастую прыжки в высоту и длину, лазание и перепрыгивание входили в бег с препятствиями. Причем на отработку прыжков в дагестанской народной педагогике всегда обращали особое внимание, т. к. мостов в прежние времена было мало, и они не играли существенной роли в обеспечении коммуникаций, поэтому горцам часто приходилось переходить бурные речки, перепрыгивая по камням, при этом любое неверное движение могло обернуться бедой. Вот почему дагестанцам было жизненно необходимо приобретать навык выполнения движений, связанных с прыжками с самого детства.

Ввиду этого обстоятельства, мы посчитали целесообразным порекомендовать учителю физкультуры экспериментальной группы наиболее популярные народные игры для применения их на уроках.

Была известна такая незатейливая игра в прыжки: ведущий описывал круг по земле, быстро вращая вокруг себя веткой дерева. Остальные дети должны были успеть перепрыгнуть через эту ветку. Тот, кто зазевался, получал удар ветки по ногам. Ведущему игроку позволялось, не описывая круга, просто гоняться со своей веткой по определенной игровой площадке, подбивая ее под ноги убегающим от него ребятам. От удара веткой по ногам мог спасти

только высокий и своевременный подскок. В этой незамысловатой игре много пользы и содержания, т. к. в ней задействованы мышцы разных групп, это и икроножные, и спинопоясничные, и мышцы рук. Результатом этих усилий является обеспечение равновесия тела в прыжках и точный расчет времени [1].

Дети ставили камень на отмеренном расстоянии и соревновались, кто дальше прыгнет от этого камня. Но бывало, что вместо камня выбирали стог сена или каменный забор определенной высоты.

Как известно, игры и упражнения на лазание воспитывают выносливость. В недавнем прошлом для лазания использовались разные сельские объекты, например: крыша сакли, каменная ограда, дерево, для самых ловких и выносливых - веревка, смазанная бараньим жиром, которую вывешивали в особые праздничные дни. В лазании упражнялись без вспомогательных средств. Во время эксперимента учителем предлагалось лазать по канату, по столбу, по горам, по деревьям.

Любимым способом сохранять равновесие у дагестанской ребятни были вращения на одной ноге. Разумеется, не так-то легко, причем при стараниях ведущего сбить на ошибку, вращаться довольно продолжительное время на одной ноге, потому что, кроме устойчивости необходимы еще и неослабное внимание и верная реакция.

Учащиеся экспериментального класса научились сохранять равновесие, стоя вниз головой на руках, причем самые тренированные дети могли проделать несколько шагов на руках.

Дети - участники нашего эксперимента полюбили хождение по гимнастическим скамейкам, бревну, жерди, канату. Этот вид физических упражнений чрезвычайно эффективен, поскольку у детей развиваются не только икроножные центры мышц нижних конечностей, но и функции органов равновесия.

Заметное место в традиционной сокровищнице физического воспитания дагестанцев занимали игры на воде. Чистая вода, свежий воздух, яркое солнце - три важнейших составляющих природных средства значительно укрепляют здоровье детей. Подростки из нашей экспериментальной группы полюбили прыжки в воду и в воде Самур-Дербентского канала.

В недавнем прошлом качели являлись обязательным атрибутом особых торжеств, справляемых в доме дагестанцев. И тогда

на них катались и женщины, и юноши, и девушки. На сиденье нередко прикреплялось корыто, при этом качели делались двойными, чтобы обхватывали корыто по обе стороны. Учащиеся экспериментальной группы практиковали такую форму качелей, которую под руководством учителя сделали следующим способом: высоко к стволу дерева подвязали канат так, чтобы нижний конец каната свешивался до земли. Мальчики, крепко ухватив нижний конец каната руками, делали вращательные движения одновременно вокруг двух осей: себя и столба, не касаясь земли ногами. Большая силовая нагрузка падает при этой игре на руки. Те, кому трудно было удержаться на руках, садились на канат, обхватив его ногами. Самые смелые крутились вниз головой [5].

Все народы Дагестана имели в системе физического воспитания лук и стрелы, а также деревянные копья. Метание на дальность, в цель и в высоту копья и стрел являлось излюбленной забавой подростков. Мальчики из экспериментального класса вместе с учителем изготовили остроконечные палки, затем провели перед началом игры линию на земле, с которой и выбрасывали «копье». Учитель разрешил делать разбег до линии, с которой метали. Победителем признавался тот, чья палка летела дальше других палок. У этой игры существуют также и усложненные варианты, требующие сочетания меткости с дальностью. Шестиклассники сами приготовили палочки, необходимые и при игре в метание стрел из лука: тугие палочки согнули в дугу, на концах палочки сделали насечки, на получившиеся насечки крепко привязали тонкий ремешок. Соревновались, кто сможет дальше метнуть свой «лук» или стрелу. Можно было посоревноваться, кто выше пошлет свою стрелу, а если на доске мелом начертить несколько кругов, то можно выбрать самого меткого. Победителем считается тот, кто больше всех из установленного числа попыток попадает в цель [2].

Игры с мячом, конечно, занимают первое место у юных дагестанцев. «Травяной мяч» - любимая игра дагестанских подростков, при игре в которой происходит развитие нравственных и волевых качеств, ответственности. Мальчики экспериментальной группы до начала игры выбрали ровную лужайку, на ее двух противоположных концах на расстоянии приблизительно 100 м друг от друга поставили две скамейки, которые послужили ограничи-

тельными знаками. Отметили также и центр поля. Затем участники игры разделились на две команды, во время игры каждая команда защищает свою половину поля. Учитель физкультуры был судьей. Судья положил мяч в центр поля, помеченный ограничительным знаком. Игроки обеих команд стремились увести клюшками, т. е. палками с крючком на конце, мяч на поле противника, за их ограничительный знак. В этой игре нет ни ворот, ни вратарей. Все игроки одновременно являются и защитниками, и нападающими. Победила команда, которой удавалось выбить мяч за ограничитель на краю поля команды-соперницы. Во время эксперимента нами были сохранены все правила этой игры.

Конечно, значительным компонентом большинства подвижных игр являются поощрения и наказания, которые объявляются в основном в финале игры. Формами поощрения служат присуждаемые очки.

Заключение

Народные игры дагестанцев несомненно являются важнейшим компонентом традиционной системы физического воспитания Дагестана и частью созданной народом

1. Абдулаева Р. М. Воспитательный потенциал дагестанских народных подвижных игр. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002. 22 с.

2. Алиев М. Н. Воспитание физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов. Махачкала, 2009. 98 с.

1. Abdulaeva R. M. Vospitatel'nyy potentsial dagestanskikh narodnykh podvizhnykh igr [Educational potential of Dagestan national outdoor games]. Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, 2002. 22 р. (In Russian)

2. Aliev M. N. Vospitanie fizicheskikh i nrav-stvennovolevykh kachestv u yunykh sportsmenov [Education of physical and moral qualities of young sportsmen]. Makhachkala, 2009. 98 р. (In Russian)

3. Dibirov M. N. Narodnye igry i sport v Dage-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гаджиагаев Сираджудин Магомедович,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных единоборств (СЕ), факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ), Дагестанский государственный педагогиче-

этнокультуры. То обстоятельство, что народный педагогический опыт воспитания является проверенным временем, здоровым, рациональным и прогрессивным, а арсенал народных средств воспитания чрезвычайно богат, как безгранично богат и сам народный разум, обязывает нас использовать его как верное средство для полноценного воспитания подрастающего поколения.

В ходе исследования установлено, что народные подвижные игры и игры-эстафеты, проводимые по разработанной нами методике, оказали положительное влияние на воспитание и на развитие физических и нравственно-волевых качеств подростков. Подростки из экспериментальной группы на 24 % опередили ребят контрольной группы при выполнении тестовых спортивных нормативов. Родители и дети экспериментальной группы, отвечая на вопросы анкеты, высоко оценили работу учителя по внедрению народных дагестанских игр в практику преподавания физической культуры в средней общеобразовательной школе.

3. Дибиров М. А. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 46 с.

4. Маллаев Д. М. Роль подвижных игр народов Дагестана в нравственном и физическом воспитании детей. Махачкала, 1984. 124 с.

5. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. 82 с.

stane [Dagestan national games and sport]. Makhachkala, 1968. 46 p. (In Russian)

4. Mallaev D. M. Rol' podvizhnykh igr narodov Dagestana v nravstvennom i fizicheskom vospitanii detey [The role of Dagestan national outdoor games in moral and physical education of children]. Makhachkala, 1984. 124 p. (In Russian)

5. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika Dagestana [Dagestan national pedagogics]. Makhachkala, 1986. 82 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Siradzhudin M. Gadzhiagaev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Sport Combat (SC), faculty of Physical Training and Safety (PTS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: Vga-dzhiagaeva@mail.ru

Литература

References

ский университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: Vgadzhiagaeva@mail.ru

Гаджиагаев Темирджан Сираджудино-вич, кандидат исторических наук, доцент кафедры СЕ, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: Vgadzhiagaeva@mail.ru

Рагимова Наида Шакировна, соискатель кафедры СЕ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: naida-ragimova@mail.ru

Temirdzhan S. Gadzhiagaev, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of SC, faculty of PTS, DSPU, Makhachkala, Russia; email: Vgadzhiagaeva@mail.ru

Naida Sh. Ragimova, applicant, the chair of the SC, DSPU, e-mail: naida-ragimova@mail.ru

Принята в печать 14.09.2016 г.

Received 14.09.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 377 / UDC 377

Использование информационно-коммуникационной технологии в астрономической подготовке

будущего учителя физики

©2016 Гайдаев А. А., Зуллиев А. М., Мирзаева М. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: aidislovo@mail.ru, alilzulliev@inbox.ru, mir-maryam@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть роль и возможности использования информационных технологий в процессе преподавания астрономии в педагогическом вузе. Методы. Теоретические: анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование. Результаты. На основе многолетнего опыта подготовлены рекомендации по использованию информационно-коммуникационной технологии в процессе преподавания астрономии при подготовке бакалавра физики. Выводы. Использование информационно-коммуникационной технологии способствует более глубокому усвоению астрономии, совершенствует методику ее преподавания, усиливает познавательный и профессиональный интерес студентов, развивает наглядно-образное мышление.

Ключевые слова: астрономическое образование, информационные технологии, методика преподавания астрономии.

Формат цитирования: Гайдаев А. А., Зуллиев А. М., Мирзаева М. М. Использование информационно-коммуникационной технологии в астрономической подготовке будущего учителя физики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 43-48.

Using the Information and Communication Technology in Future Physics Teacher's Astronomical Training

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©2016 Abidi A. Gaidaev, Alil M. Zulliev, Mariyam M. Mirzaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: aidislovo@mail.ru, alilzulliev@inbox.ru, mir-maryam@yandex.ru

ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to consider the role and opportunities of using information technologies in the process of astronomical training in pedagogical university. Methods. Theoretical: analy-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.