Психолого-педагогические науки
15
• • •
вать. Если в начале игра объединяла 5 мальчиков, то затем в нее включилось еще 5 человек, из них 3 девочки. Выявилось и то, что некоторые ребята наблюдали за игрой, не включаясь в нее. Так, Ася К. подошла к играющим детям в тот момент, когда они рассматривали табасаранские ковры. Затем она включилась в игру других детей, однако снова вернулась и наблюдала за «поездкой в Дербент». Проанализировав причины такого поведения детей, воспитатель пришел к выводу, что желание участвовать в игре у них вступало в противоречие с недостаточным объемом знаний о Дагестане. Другие не включались в игру из-за своей робости (Ренат М.), а третьи не проявляли устойчивого интереса к теме игры (Хадижат Б.).
Анализ игры педагогом вместе с детьми позволил наметить дальнейшую работу по обогащению ее содержанием, привлечению к ней большого числа детей, определению условий воспитания интереса ребят к игре. Для того чтобы побуждать детей к более активному поведению в игре, с ними была проведена беседа о том, какие народности и нации проживают в нашей республике, какой вид деятельности их объединяет. Педагог предложил детям вспомнить и рассказать в следующей игре о своих впечатлениях, о поездке на
Примечания
экскурсию, поделиться с другими детьми тем, как и почему возникают дружба и товарищество. Чтобы заинтересовать отдельных детей игрой и привлечь стеснительных, им предлагались привлекательные роли (шофер, воспитатель, экскурсовод). Для поддержания интереса к игре использовались народные песни, чтение детьми стихов дагестанских поэтов, строительство из песка крепости Нарын-Кала. В результате игра повторялась несколько раз, привлекая все большее число детей.
Проведенная нами работа позволила сделать следующие важные выводы:
- игры с социально-этнической тематикой способствовали воспитанию интереса к людям другой национальности как основы воспитания этнической толерантности;
- игры оказали положительное влияние на поведение детей: проявление ими доброжелательности, заботы друг о друге, уменьшение конфликтов между ними. Группу стала объединять увлеченность общим делом;
- игра явилась одним из действенных средств воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста в многонациональном коллективе.
1. Аникеева П. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1987. 144 с. 2. Выготский А. С. Психология искусства. М. : Лабиринт, 1980. 415 с. 3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. T. 5 / Сост. : Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М. : Педагогика, 1985. 336 с.
Статья поступила в редакцию 15.05.2010 г.
УДК 371.04(470.67)
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
И ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
©гою гаджиагаев А.С., Гаджиагаев Т.С.
Дагестанский государственный педагогический университет
16
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2010
В статье актуализируется значимость использования традиционных игр народов Дагестана в повышении эффективности физического воспитания подростков, приводится анализ этнографического материала, связанного с применением игр в физическом воспитании подростков у народов Дагестана, которые всегда придавали важное значение применению игр в физической подготовке, воспитании морально-волевых качеств подрастающего поколения.
The authors of the article actualize the problem of the usage of positive methodological approaches of Dagestan people’s traditional games in raising the efficiency of teenagers’ physical training. They analyze the ethnographical material, connected with games used in the process of physical training of teenagers in Dagestan. They always attach great importance to the using games in the process of physical training and also in the process of education in new generation’s character moral and strong-willed traits.
Ключевые слова: традиционные игры, дагестанцы, физическое воспитание, подростки, народные средства физического воспитания.
Keywords: traditional games, Dagestan people, physical training, teenagers, national methods of physical training.
Использование традиционной культуры народов Дагестана в целях повышения эффективности физического воспитания приобретает особую актуальность и значимость с позиций необходимости обеспечения подготовки разносторонней личности, способной преодолевать трудности в жизни, ориентированной на здоровый образ жизни и т.д.
Традиционные игры дагестанцев служат важным фактором обеспечения массовости физкультурного движения, особенно в сельской местности, так как их применение не требует особых сооружений, дорогостоящего инвентаря, они обладают широкой популярностью среди местного населения и т.д.
Описанию традиционных игр дагестанцев посвящены исследования Ф.
А. Агапова, Н. А. Асадулаевой, Ш. А.
Ахмедова, С. М. Гаджиагаева, М. А.
Дибирова, В. М. Минбулатова, Ш. А.
Мирзоева и других, по мнению которых использование народных средств физического воспитания играет важную роль в оптимизации учебного процесса в общеобразовательных школах, особенно в условиях многонациональной Республики Дагестан с его климатическими, географически-
ми и этнографическими особенностями, дефицитом необходимой материальной базы и высококвалифицированных кадров. Существенное значение в этой связи приобретает проблема внедрения народных средств физического воспитания и игр в практику физического воспитания школьников общеобразовательных школ, в частности, в сельской местности.
Следует отметить, что традиционные игры дагестанцев богаты по своему содержанию и ориентированы по своей сути на физическое развитие личности, выступают средством нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. При этом особое место в физическом воспитании подростков занимают игры, тесно связанные с укладом жизни, видами труда и культурными народными традициями.
Народные физические игры всегда были составным элементом праздников, в которых демонстрировались и оценивались такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость, а также решительность, храбрость и т.д.
Многие виды народных игр начинаются с жеребьевки и завершаются поощрением победителя, наказани-
Психолого-педагогические науки • • •
ем проигравшего или нарушителя правил. Жеребьевка определяет порядок и проводится в различных формах. Наиболее популярными являются считалки, когда игроки становятся в круг, вытянув кулаки, а «счетовод» ведет по кругу счет, слегка ударяя по выставленным кулакам в ритм, произнося слоги или слова. На чей кулак падает последнее слово или слог, тот убирает кулак. Так продолжается до тех пор, пока не остается последний кулак, обладатель которого становится водящим. Если игроков мало, можно выставить не по одному, а сразу два кулака, чтобы дольше шел счет.
Текстовое содержание считалки, применяемой для жеребьевки, может быть связным изложением или составлять набор слов, где строго обязательно соблюдение ритма. Ритмика выступает в данном случае главным содержанием считалки.
Жеребьевки часто проводятся и с помощью палки, которая в зависимости от количества игроков может быть различной длины. Однако можно пользоваться при этом и соломинкой любой длины, стебельком растения или ремешком, заменяющим палку [8].
Значительными компонентами большинства народных игр выступают поощрение и наказание, выносимые в основном в финале игры, формами которых выступают присуждаемые очки, пронесение «победителя» на спине побежденного, благодарственные возгласы в честь игрока-победителя или команды-победительницы и т.д. Традиционные игры дагестанских подростков включают в себя арсенал многообразных двигательных действий, среди которых бег, прыжки и перегибания всего тела, приводящие к напряжению почти всех мышечных групп организма и представляющие собой средство для привития волевых качеств. В традиционных играх всегда присутствует цель, достижение которой обычно сопряжено с препятствиями. Преодоле-
17
вая их, подросток учится преодолевать жизненные препятствия, достигать жизненных целей, трудовых успехов, бороться за свои идеалы, без страха и с умением ориентироваться в ситуации. Подросток руководствуется мнением большинства, учится соблюдать общественные правила поведения, различать добро и зло, дозволенное и недозволенное, к этому готовят неукоснительные правила парной и групповой игры [1].
В чрезвычайном многообразии игр народов Дагестана особенно заметное место занимают игры, включающие в себя бег с различной скоростью на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, лазание или сочетающие одновременно различные элементы соревновательности. Например, в бег с препятствиями включает и лазание, и прыжки в высоту и длину и т.д. В народной педагогике прыжки тщательно отрабатывались при переходе бурных рек искусным перепрыгиванием по разбросанным в русле камням. Оступиться означало трагически погибнуть. Можно привести множество примеров из быта дагестанцев, где прыжки отчетливо представляются элементом многих видов общественных и домашних работ. Дагестанцы не чувствовали недостатка в выполнении движений, связанных с прыжками, так как они приобретали этот навык с самого детства.
Подростки, начиная играть, ставили камень на отмеренном расстоянии и соревновались, кто дальше от камня прыгнет. Иногда вместо камня избирался стожок сена на пастбище или деревянная плетеная ограда известной высоты. Дагестанским подросткам была известна и другая незамысловатая игра в прыжки, когда ведущий игрок быстро вращал вокруг себя ветку, описывая круг по земле. Остальные игроки должны были успеть перепрыгнуть через ветку. Зазевавшегося ветка больно била по ногам. Ведущий мог и не описывать круга, а по ограниченной игровой
18
Известия ДГПУ, №2, 2010
площадке гоняться со своим «снарядом», подбивая его под ноги убегающим от него игрокам, и только своевременный и высокий подскок спасал от удара веткой по ногам. Игра незамысловатая, но столько в ней содержания, связанного с точным расчетом времени, усилиями мышц разных групп: икроножных, спинно-пояснич-ных, мышц рук, которые в совокупности обеспечивают равновесие тела в прыжках.
Следует отметить, что выносливость воспитывают игры и упражнения на лазание. Молодые джигиты вырастали из простых мальчиков, проявлявших богатую фантазию в упражнениях с элементами лазания, при этом снарядом служили различные объекты: крыша сакли, каменная ограда, дерево, а для самых ловких и выносливых - веревка, смазанная бараньим жиром, которую вывешивали в праздничные дни [3].
Любимой игрой дагестанских подростков было вращение на одной ноге с сохранением равновесия при длительном вращении, да еще при стараниях ведущего сбить их на ошибку. Кроме устойчивости еще необходимы были и неослабное внимание и верная реакция. В играх дагестанские подростки демонстрировали умение сохранять равновесие, став вниз головой и опираясь только на свои ладони или локти. Иные крепыши в этом неудобном положении делали шаги на руках так ловко и легко, как будто шагали на своих ногах [5].
Канатохождение, являясь одним из древнейших видов искусства народов Дагестана, одновременно представляет собой вид физических упражнений, где акробатическая подготовка занимает большое место в обучении и тренировке. Неслучайно их называют «небесными акробатами». Искусство хождения по канату было развито в ряде районов Дагестана, где днем рождения мальчика считался день, когда он впервые прошел по канату (селение Цовкра).
В Дагестане в настоящее время проводятся ежегодные конкурсы, в которых сельские подростки соревнуются в хождении по ограниченной площади опоры (скамейка гимнастическая, бревно, жердь, канат). Ценность таких упражнений заключается в том, что развиваются функции органов равновесия, икроножных центров мышц нижних конечностей и т.д. [5].
В народной системе физического воспитания дагестанцев заметное место занимали игры на воде, поскольку солнце, воздух и вода выступают в качестве трех важнейших природных средств укрепление здоровья. Прыжки же в воду и в воде представляют собой излюбленные упражнения подростков.
Дагестанцы рано начинают приучать мальчиков к верховой езде. На торжественных скачках наездниками в основном выступают мальчики-подростки, которым поручалась подготовка коня к состязаниям. Подросток кормил, купал коня, обеспечивал самый тщательный уход за ним, а повсеместное распространение конноспортивных состязаний и наездничества у дагестанцев играло весьма важную роль в физическом воспитании подростка.
Обязательным атрибутом особых торжеств, справляемых в доме дагестанцев, являлись качели, на которых катались женщины, юноши, девушки, для чего на сиденье прикреплялось корыто. Если катались вечером, то держали в руках факелы, создающие красивое зрелище.
Среди мальчиков и девочек подросткового возраста широко практиковалась такая форма качелей: высоко к столбу или длинному стволу дерева подвязывали канат, нижний конец которого свешивался до земли. Подросток, крепко ухватив нижний конец каната руками, описывал круг вокруг столба, не касаясь земли ногами, а вращательные движения осуществлялись одновременно вокруг двух осей: себя и столба. При этом боль-
Психолого-педагогические науки • • •
шая силовая нагрузка падала на руки, а те, кому трудно было удержаться на руках, садились на канат, обхватив его ногами, а смельчаки крутились, выбрав позу вниз головой [2].
Все народы Дагестана имели в арсенале деревянные копья, лук и стрелы, что породило метание на дальность, в цель и в высоту копья и стрелы и являлось излюбленной забавой подростков. Дагестанские мальчики проводили перед началом игры линию на земле, с которой метали копье. Позволялось делать разбег до линии. Победителем считался тот, чья палка упадет дальше других. Игра имела и усложненные варианты, требовавшие сочетания дальности с меткостью, для чего упражнялись в способности далеко послать отточенную палочку-стрелу. Посылали стрелу и в высоту, нередко стреляли в мишень, для чего углем чертили на доске 2-3 круга. Кто трижды подряд или больше всех из установленного числа попыток попадал в цель, тот выходил победителем [7].
Большое место в традиционных играх дагестанцев занимают игры с мячом. «Травяной мяч» выступает любимой игрой, для проведения которой до начала игры выбирали ровную лужайку, на ее двух противоположных концах на расстоянии приблизительно 100 м друг от друга ставили какие-нибудь два предмета, служивших ограничительными знаками, и отмечался центр поля. По жеребьевке участники игры делились на две команды. У каждой команды -половина поля, и один из участников - судья. В руках игроков - клюшки, т.е. палки с крючкообразным концом. Судья ставил мяч в центр, помеченный ограничительным знаком, а игроки обеих команд стремились увести клюшками мяч на поле противника, за их ограничительный знак. В этой игре не было ворот и вратарей, и все игроки одновременно играли роли защитников и нападающих. Побеждала команда, которой удавалось
19
выбить мяч за ограничитель на краю поля команды-соперницы [4].
Для исследования эффективности использования традиционных игр в физическом воспитании на базе сельской школы селения Куллар Дербентского района был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого выявлена эффективность воздействия предлагаемых нами игр на развитие физических качеств подростков. После года занятий нами были получены достоверные результаты, согласно которым результаты физической подготовленности в экспериментальном классе превышали данные контрольного класса, в котором занятия проводились по общепринятой программе. Достаточно большие сдвиги были получены по таким показателям, как подтягивание на перекладине, прыжки с места в длину, бег 60 м со старта, становая и кистевая динамометрия и т.д.
Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод о том, что традиционные игры и физические упражнения в силу их высокой эмоциональности, легкости в усвоении правил, простоты инвентаря пользуются большой популярностью, выступают ценнейшим материалом оптимизации процесса физического воспитания школьников.
Использование традиционных игр в физическом воспитании дагестанцев в соответствии с общими закономерностями теоретических и методических основ физического воспитания позволяет более эффективно реализовать программнонормативные требования и с полным основанием утверждать, что они являются действенными средствами оптимизации процесса физического воспитания школьников. На наш взгляд, применение традиционных игр позволило повысить эффективность нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развить и овладеть основными двигательными навыками и умениями, внедрить физическую культуру в
20
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2010
повседневный быт школьников, что плодотворно сказывается на качестве организации всего учебновоспитательного процесса учащихся сельской общеобразовательной школы республики.
Таким образом, можно сделать вывод, что арсенал традиционных
Примечания
средств воспитания чрезвычайно богат, игры же дагестанцев выступают неотъемлемой частью этно-культуры, отражают здоровый, рациональный, прогрессивный опыт, что обязывает нас использовать их как средство полноценного воспитания подрастающего поколения.
1. Агапов Ф. А. Физическая культура и спорту горских народов Северного Кавказа. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1971. 276 с. 2. Асадулаева Н. А. Развивающий потенциал традиционных игр народов Дагестана. Махачкала, 1998. 24 с. 3. Ахмедов Ш. А. Дагестанские национальные игры. Махачкала : Даггосиздат, 1970. 207 с. 4. Гаджиагаев С. М. Национальные виды спорта и игры народов Дагестана. Махачкала, 2007. 23 с. 5. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 174 с. 6. Минбулатов В. М. Национальное и интернациональное в содержании общего среднего физкультурного образования школьников. Махачкала, 1991. 48 с. 7. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 184 с.
Статья поступила в редакцию 22.05.2010 г.
УДК 370
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
®2010 Гаджиев Г.М., Алижанова Х.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье анализируются причины проблем, возникших при введении предмета экономики в курс школьного обучения.
The authors of the article analyze the causes of problems of introducing the subject of the Economy into the schooling course.
Ключевые слова: экономическое образование, профильная подготовка, предпрофильная подготовка, программные проблемы, методические проблемы, проблемы восприятия.
Keywords: economic education, specialized training, pre-specialized training, program problems, methodological problems, perceptional problems.
Экономика в школьном курсе - относительно новый предмет, преподавание которого связано со многими вопросами, требующими если не быстрого решения, то, по крайней
мере, детального рассмотрения с учетом перспектив в будущем.
Анализ причин возникновения проблем и вопросов в процессе введения экономики в качестве школьного предмета предполагает рассмотрение