СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им А. А. Тахо-Годи (ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи), Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Литвинова Ирина Васильевна, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е mail: [email protected]
Принята в печать 11.07.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Marat M. Bayrambekov, Doctor of Pedagogy, the head of the sector of Dagestan People's Culture and Art, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientifiv Research Institute of Pedagogy (A. A. Takho-Godi DSRIP), Makhachkala, Russia; e mail; [email protected]
Irina V. Litvinova, postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e mail: [email protected]
Received 11.07.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Педагогическое значение дагестанских игр
© 2017 Гаджиагаев С. М. 1, Рагимова Н. Ш. 1, Гаджиагаев Т. С. 1, Ибрагимов А. Д. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный аграрный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является рассмотрение воспитательного значения дагестанских игр для формирования физических и нравственных качеств подростков. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, наблюдение и эксперимент. Результат. Исследование выявило, что применение дагестанских, имеющих воспитательный и развивающий потенциал, традиционных подвижных игр на уроках физической культуры в общеобразовательной школе имеет большие возможности для развития физических и нравственных качеств подростков. Вывод. Дагестанские народные подвижные игры, одновременно являясь видом двигательной деятельности и одним из важнейших средств традиционной духовно-нравственной культуры, оказывают незаменимое влияние на воспитание и развитие личности подростка, поскольку они способствуют решению комплекса воспитательных и нравственных задач, формируя и совершенствуя физические и интеллектуальные способности подростков.
Ключевые слова: дагестанские народные подвижные игры, физическое воспитание, нравственное воспитание, физические качества, подростки.
Формат цитирования: Гаджиагаев С. М., Рагимова Н. Ш., Гаджиагаев Т. С., Ибрагимов А. Д. Педагогическое значение дагестанских игр // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 57-61.
Pedagogical Significance of Dagestan Games
© 2017 Siradzhudin M. Gadzhiagaev 1, Naida Sh. Ragimova 1, Temirdzhan S. Gadzhiagaev 1, Abukai D. Ibragimov 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
2 Dagestan State Agrarian University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is to study the education importance of the dagestan games for the teenagers'physical and moral qualities formation. Methods. Analysis of the theoretical and pedagogical literature, supervision, experiment. Result. The research shows that using the dagestan traditional outdoor games at sports lessons in school, which have the educational and developmental potential, has great opportunities for the physical and moral qualities formation. Conclusions. Dagestan folk outdoor games as a mean of moral and spiritual culture, as the main form of motor activities have unexpendable impact on the education and development of teenager's personality, folk outdoor games are the indispensable mean of physical and moral education. They contribute to solving complex educational tasks of schoolchildren's physical education, the development and improvement of diverse and intellectual abilities.
Key words: dagestan folk outdoor games, physical education, moral education, physical quality, teenagers.
For citation: Gadzhiagaev S. M., Ragimova N. Sh., Gadzhiagaev T. S., Ibragimov A. D. Pedagogical Significance of Dagestan Games. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 57-61. (In Russian)
Введение
Большинство этносов мира в течение многих веков практиковали свои народные игры в воспитании подростков. Дагестан в этом плане не исключение. Многие дагестанские исследователи подчеркивали популярность подвижных игр и игровых упражнений у молодежи. Дагестанские подвижные игры и упражнения нацелены на воспитание качеств, востребованных в социальной жизни (дисциплина, коллективизм, ответственность, взаимовыручка и т. п.), а также для формирования физических качеств, необходимых для будущей жизнедеятельности человека.
В ходе работы над вопросом применения народной игры нами были проанализированы научные исследования дагестанских ученых Г. М. Алиевой, М. Н. Алиева, Ш. А. Ахмедова, А. Г. Гусейнова, Д. М. Мал-лаева и других, в которых авторы правомерно подчеркивают важность роли народной игры в воспитании молодого поколения. Вслед за указанными исследователями, мы также полагаем, что нам не следует предавать забвению дошедшее до нас бесценное наследие, а применять его на практике, тем самым сохраняя и преумножая его. Для выявления значимости применения дагестанских народных игр для повышения физического и нравственного развития подростков нами был проведен педагогический эксперимент в 9-х классах средней общеобразовательной школы селения Рубас Дербентского района, в 20162017 учебном году. По итогам педагогического эксперимента мы установили, что учащиеся обоих сравниваемых классов повысили свои спортивные показатели, но у учащихся экспериментального класса
спортивные показатели и работоспособность по сравнению с подростками контрольного класса оказались выше.
Цель исследования - рассмотрение воспитательного значения дагестанских игр для формирования физических и нравственных качеств подростков.
Методы - анализ теоретической и педагогической литературы, наблюдение и эксперимент.
Обсуждение
В трудах, анализированных нами, подчеркивается важность и целесообразность применения этнических дагестанских игр на уроках физической культуры, поскольку воспитание и развитие многих поколений дагестанцев состоялось во многом благодаря этническим подвижным играм, обладающим огромным воспитательным, образовательным и оздоровительным потенциалом. Как известно, дети и подростки, играя, учатся наблюдать, анализировать, сопоставлять и сравнивать, а соблюдение установленных игровых правил в дагестанских играх благотворно влияет на повышение культуры поведения, выдержку, воспитывают умение управлять своими эмоциями, сдерживать отрицательные порывы, возникающие в ходе соревновательной игровой деятельности. В командных играх индивидуальные возможности каждого участника служат общей победе, развивают чувство коллективизма, приучают подростков к дисциплине, коллективным согласованным действиям, что способствует достижению цели игры и победе. На наш взгляд, воспитание этих положительных качеств не теряет своей актуальности и в настоящее время. Однако, недостаточная осведомленность учителей общеобразова-
тельных школ о пользе внедрения традиционных игр народов Дагестана в систему физического и нравственного воспитания подростков, а также нехватка научно-обоснованных педагогических рекомендаций по их организации и проведению определили необходимость исследования данной проблемы. Исходя из актуальности вышеизложенного, для более детального изучения целесообразности применения дагестанских этнических игр при воспитании подрастающего поколения, мы провели педагогический эксперимент, в котором нам помогли учитель физкультуры и учащиеся двух девятых классов Рубасской средней школы, за что мы им очень благодарны. Один из классов послужил нам в качестве экспериментального, а другой -контрольного. В начале учебного года, приступив к педагогическому эксперименту, мы совместно с учителем физической культуры провели в обоих девятых классах констатирующий этап, в рамках которого был проведен ряд срезов по исследованию исходной степени физической подготовки (забеги на 60 м, 500 м, прыжки в высоту, в длину, подтягивание, отжимание, метание мяча). Итоги срезов были зафиксированы в рабочей тетради. Тогда же, для участия в командных играх, полагая, что мальчики имеют неоспоримое физическое преимущество перед девочками, мы сочли целесообразным укомплектовать в экспериментальном классе две команды с равным количеством мальчиков и девочек в каждой. В течение формирующе обучающего эксперимента занятия по физкультуре в контрольном классе проводились по традиционной школьной программе, в то время как на каждом уроке физкультуры в экспериментальном классе преподаватель вводил разнообразные этнические игры или их элементы, способствующие повышению физических качеств и воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения. Так, дагестанские игры «Падающая палка», «Вызов номеров», «Пустое место», «День и ночь», «Мяч водящему», «Кто выше», «Достань папаху» и т. п. развивают у подростков двигательную реакцию. Требующиеся от участников команды такие физические качества, как смена перехода от одного действия к другому, координационные способности, а также такие нравственные качества, как дисциплина, ответственность и коллективизм воспитываются благодаря постоянно изменяющейся обстановке и внезапно возникающим ситуа-
циям, заложенным в таких дагестанских играх с элементами спорта, как «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах», «Выталкивание силой из круга», «Пройди, не урони», «Придумай сам», «Достань папаху» и т. п.
В течение формирующе обучающего этапа эксперимента особой популярностью у учащихся нашего экспериментального класса пользовались дагестанские игры на школьной спортивной площадке, проводившиеся в теплое время года: «Кто быстрее», «Кто выше», «Мяч водящему» «Борьба за мяч», «Мяч капитана», «Перестрелка», «Эстафета с лазанием, прыжками и подтягиванием», «Эстафета с ведением, передачей и ловлей мяча» и другие. Например, в игре «Кто быстрее»: две заранее укомплектованные группы учащихся сначала строятся в колонны, далее по сигналу ведущего, те подростки, которые стоят впереди колонн, прыгая на двух ногах, добираются до финиша (примерно 6-8 м). Та колонна, чьи игроки смогли перепрыгнуть линию финиша раньше, считается победительницей. Также популярностью у нашего экспериментального класса пользовались игры с мячом. Приведем одну из них: «Мяч водящему»: две классные команды становятся в две колонны; перед первыми игроками, стоящими в колонне, проводится мелом черта, через которую по правилам запрещено переступать. У каждой команды имеются водящие, каждый из которых с расстояния 1, 5 - 2 метра бросает большой мяч своему участнику, стоящему первым в колонне, а тот возвращает его обратно и пробегает в конец колонны, тогда водящий бросает мяч второму игроку колонны. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока первый участник одной из команд, оказавшись на своем исходном месте раньше первого игрока из соперничающей команды, не поднимет руки и не произнесет «мяч пришел». Эта команда объявляется победителем. Приведем еще одну популярную игру, проводившуюся на школьной спортивной площадке в теплую погоду «Кто выше»: натягивается бечевка или планка на доступной для всего класса высоте. Подростки преодолевают планку поточным методом, один за другим. Преодолевшие планку подростки продолжают перепрыгивать ее на последующей высоте, те же учащиеся, которые потерпели неудачу, не сумев перепрыгнуть на очередной высоте, выходят из игры. Участник, оставшийся последним, объявляется победителем. В
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
народной педагогической копилке имеется значительное количество игр и для холодного времени года. Например, игра «Пройди, не урони», одна из целей данной игры это умение держать правильную осанку и сохранять равновесие, проходя на носках по гимнастическому бревну, удерживая мешочек с песком на голове. Подросток, потерявший равновесие или уронивший мешочек, выбывает из игры. Качество выполнения данного упражнения играет немаловажную роль при выявлении победителя. Суть игры «Придумай сам» состоит в том, что учащиеся, которых называет водящий, поочередно выходят в центр зала и быстро показывают три движения. Участникам игры нельзя повторять движения друг друга. Если это происходит, команда получает штрафное очко. Команда - победительница определяется по меньшему количеству штрафных очков. Одной из популярных народных игр является игра «Достань папаху», в которую с удовольствием играли и наши учащиеся. Подвешивается шапка на высоте 50-60 см от вытянутой руки, учащиеся по очереди подпрыгивают, чтобы в прыжке прикоснуться к шапке. Подростки, которым не удалось выполнить заданное движение, выбывают из игры. Побеждает команда, из которой большее количество игроков смогли прикоснуться к шапке.
Ближе к концу учебного года, а точнее в мае 2017 года, нами был проведен завершающе обобщающий этап эксперимента, в рамках которого мы провели срезы, аналогичные тем, что мы прово-
1. Алиева Г. М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. 22 с.
2. Ахмедов Ш. А. Дагестанские национальные игры. Махачкала: Даггосиздат, 1970. 207 с.
1. Alieva G. M. Igrovaya deyatel'nost' kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov [Outdoor games activity as a means of moral education of junior schoolchildren]. Extended abstract of diss. Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala. 2008. 22 p. (In Russian)
2. Akhmedov Sh. A. Dagestanskie natsion-al'nye igry [Dagestan folk games]. Makhachkala, Daggosizdat Publ., 1970. 207 p. (In Russian)
дили в ходе констатирующего эксперимента в сентябре 2016 года по установлению исходной степени или состояния физической формы и работоспособности (забеги на 60 м, 500 м, прыжки в высоту, в длину, подтягивание, отжимание, метание мяча). Сравнив полученные данные, мы выявили, что за время учебного года, пока длился формирующе обучающий педагогический эксперимент, результаты контрольных срезов у подростков обоих девятых классов улучшились, однако прирост показателей достигнутых за это время у подростков экспериментального класса оказался выше практически по всем физическим аспектам, и мы это увязываем с воспитательным значением этнических игр, активизирующих и закрепляющих нравственно-волевые и личностные качества подростков, необходимые для жизни в человеческом обществе.
Таким образом, итоги педагогического эксперимента дали возможность подтвердить наше предположение, что этнические игры продолжают оставаться результативным средством физического и нравственного воспитания подростков. Занятия этническими играми дают практическую возможность не только развивать и совершенствовать движения в разнообразных двигательных действиях, но и вызывают положительные эмоции - радость от достижения успеха, поднимают настроение, развивают волю, сообразительность, смелость, решительность, быстроту реакции, и что немаловажно, интерес к истории своего региона.
3. Гусейнов А. Г. Воспитание нравственных качеств у детей средствами физической культуры // Педагогика. 2008. № 1. С. 67-73.
4. Маллаев Д. М. Теоретические проблемы игровой деятельности // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. 1999. № 1. С. 16-25.
3. Guseynov A. G. Education of moral qualities of children by means of physical culture. Pedagog-ika [Pedagogy]. 2008. No. 1. Pp. 67-73. (In Russian)
4. Mallaev D.M. Theoretical problems of game activity. Vestnik Dagestanskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Dagestan State Pedagogical University]. 1999. No. 1. Pp. 22-28. (In Russian)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Гаджиагаев Сираджудин Магомедович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра спортивных единоборств (СЕ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Рагимова Наида Шакировна, соискатель, кафедра СЕ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Гаджиагаев Темирджан Сираджуди-нович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Ибрагимов Абукай Джамалудинович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Дагестанский государственный аграрный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 11.07.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Siradzhudin M. Gadzhiagaev, Ph. D.
(Pedagogy), professor, the chair of Combat Sports (CS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Naida Sh. Ragimova, applicant, the chair of CS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Temirdzhan S. Gadzhiagaev, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of CS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Abukai D. Ibragimov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Physical Training, Dagestan State Agrarian University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 11.07.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 371.9
Рефлексивные технологии реализации компетенций
в подготовке будущих педагогов дошкольного образования
© 2017 Гасанова Д. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение проблемы внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс вуза. Методы. Представлена программа реализации компетенций в процессе изучения дисциплины. Представлены рефлексивные методы в соответствии с формируемыми компетенциями. Результат. Компетентностно-ориентированнная модель подготовки выпускников с высшим образованием предполагает внедрение рефлексивных методов, направленных на осознание студентами тактических и стратегических целей образования. Вывод. Внедрение рефлексивных технологий позволит сделать образовательный процесс для студентов личностно значимым, в котором каждый студент сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить профессиональные способности.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), рефлексивная технология, компетенция, рефлексивные методы и задания, самообразование, самовоспитание.
Формат цитирования: Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии реализации компетенций в подготовке будущих педагогов дошкольного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 61-66.