Научная статья на тему 'Обеспечения стабильного развития предприятий народных художественных промыслов в республике Дагестан'

Обеспечения стабильного развития предприятий народных художественных промыслов в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ТУРИЗМ / МАРКЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ARTISANAL HANDICRAFTS / TOURISM / MARKETING / PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалова Татьяна Абдулкамаловна, Джафарова Эльмира Уллубиевна

Цель работы. Целью статьи является разработка основных направлений стабильного развития предприятий народных художественных промыслов Республики Дагестан на основе применения маркетинговых подходов. Метод и методология проведения работы. При исследовании основополагающим методологическим подходом выступает системный подход. Использованы общенаучные приемы и методы логического и сравнительного анализа, эмпирического исследования, анализа теоретического и практического материала. Результаты. Проведен обзор состояния и проблем развития предприятий народных художественных промыслов Республики Дагестан на современном этапе. Выявлены предпосылки создания и развития в республике производств народных промыслов. Установлено, что препятствием на пути развития предприятий народных художественных промыслов является износ основных производственных фондов, средний срок службы которых на сегодняшний день составляет 30 лет, что превышает нормативы в 3 раза. Развитие туризма в регионе создает дополнительные возможности для увеличения объемов изделий промыслов. В этих условиях сувенирная продукция становится более востребованной. Однако рекреационные ресурсы используются далеко не полностью. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке целевых региональных программ развития предприятий народных художественных промыслов. Выводы. Для решения проблем, существующих сегодня, необходим новый подход к управлению предприятиями народных художественных промыслов с использованием маркетинговых подходов. Предприятиям республики необходимо не только ликвидировать существующее техническое, технологическое и организационное отставание производства, но и профессионально овладеть маркетингом. Для успешного функционирования в современных условиях предприятиям народных художественных промыслов необходимо изучать рынок и реальные потребности покупателей, активно продвигать свою продукцию на рынок, используя различные инструменты маркетинговых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камалова Татьяна Абдулкамаловна, Джафарова Эльмира Уллубиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF ARTISANAL HANDICRAFTS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The goal of the manuscript is developing the main areas of focus of sustainable development of artisanal handicrafts enterprises of the Republic of Dagestan based on using marketing approaches. The systemic approach serves as the foundational methodological approach in this study. We have used general scientific means and methods of logical and comparative analysis, empirical research, analysis of theoretical and practical material. We have reviewed the state and problems of development of enterprises of artisanal handicrafts of the Republic of Dagestan at the modern stage. We have found the prerequisites necessary for creating and developing industries of artisanal handicrafts in the Republic. It has been established that an obstacle on the road of development of enterprises of artisanal handicrafts is the deterioration of the basic production assets, the average term of service of which is presently 30 years, which exceeds the standards by three times. The results of the study completed may be used when developing the targeted regional programs of development of artisanal handicrafts enterprises. In order to solve the problems that exist today, we need to develop a new approach to management of enterprises of artisanal handicrafts using marketing approaches.

Текст научной работы на тему «Обеспечения стабильного развития предприятий народных художественных промыслов в республике Дагестан»

УДК: 338.45.01 КАМАЛОВА ТАТЬЯНА АБДУЛКАМАЛОВНА

к. т. н., профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: kamalova05@mail.ru

ДЖАФАРОВА ЭЛЬМИРА УЛЛУБИЕВНА

студентка магистратуры второго года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: d.elmirka2014@mail.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация. Цель работы. Целью статьи является разработка основных направлений стабильного развития предприятий народных художественных промыслов Республики Дагестан на основе применения маркетинговых подходов. Метод и методология проведения работы. При исследовании основополагающим методологическим подходом выступает системный подход. Использованы общенаучные приемы и методы логического и сравнительного анализа, эмпирического исследования, анализа теоретического и практического материала. Результаты. Проведен обзор состояния и проблем развития предприятий народных художественных промыслов Республики Дагестан на современном этапе. Выявлены предпосылки создания и развития в республике производств народных промыслов. Установлено, что препятствием на пути развития предприятий народных художественных промыслов является износ основных производственных фондов, средний срок службы которых на сегодняшний день составляет 30 лет, что превышает нормативы в 3 раза. Развитие туризма в регионе создает дополнительные возможности для увеличения объемов изделий промыслов. В этих условиях сувенирная продукция становится более востребованной. Однако рекреационные ресурсы используются далеко не полностью. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке целевых региональных программ развития предприятий народных художественных промыслов. Выводы. Для решения проблем, существующих сегодня, необходим новый подход к управлению предприятиями народных художественных промыслов с использованием маркетинговых подходов. Предприятиям республики необходимо не только ликвидировать существующее техническое, технологическое и организационное отставание производства, но и профессионально овладеть маркетингом. Для успешного функционирования в современных условиях предприятиям народных художественных промыслов необходимо изучать рынок и реальные потребности покупателей, активно продвигать свою продукцию на рынок, используя различные инструменты маркетинговых коммуникаций.

Ключевые слова: народные художественные промыслы, туризм, маркетинг, продвижение.

KAMALOVA TATYANA ABDULKAMALOVNA

Ph.D., Professor, FGBOU VO "Dagestan State University", e-mail: kamalova05@mail.ru

DZHAFAROVA ELMIRA ULLUBIYEVNA

second year graduate student FSBEI of HE "Dagestan State University", e-mail: d.elmirka2014@mail.ru

камалова Т.А., Джафарова Э.у.

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ __В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН _

ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF ARTISANAL HANDICRAFTS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The goal of the manuscript is developing the main areas of focus of sustainable development of artisanal handicrafts enterprises of the Republic of Dagestan based on using marketing approaches. The systemic approach serves as the foundational methodological approach in this study. We have used general scientific means and methods of logical and comparative analysis, empirical research, analysis of theoretical and practical material. We have reviewed the state and problems of development of enterprises of artisanal handicrafts of the Republic of Dagestan at the modern stage. We have found the prerequisites necessary for creating and developing industries of artisanal handicrafts in the Republic. It has been established that an obstacle on the road of development of enterprises of artisanal handicrafts is the deterioration of the basic production assets, the average term of service of which is presently 30 years, which exceeds the standards by three times. The results of the study completed may be used when developing the targeted regional programs of development of artisanal handicrafts enterprises. In order to solve the problems that exist today, we need to develop a new approach to management of enterprises of artisanal handicrafts using marketing approaches. Keywords: artisanal handicrafts, tourism, marketing, promotion.

Введение. Традиционное художественное ремесло складывается на протяжении длительного времени, его востребованность зависит от его значимости для народа. Переход к рыночным отношениям существенно изменил положение мастеров и народных художественных промыслов (НХП). Снятие юридических запретов, развитие частных форм организации ремесла, расширение рынков реализации художественных изделий способствовали раскрепощению творческого потенциала мастеров, возрождению многих забытых традиций ювелирного дела, обновлению ассортимента изделий [4].

На развитие НХП большое влияние оказывает состояние рыночной инфраструктуры и финансово-кредитной системы. В условиях сильной зависимости от рыночной конъюнктуры дальнейшее развитие НХП возможно только на основе активного использования новых рыночных методов управления.

Методы исследования. В процессе данного исследования были использованы общенаучные приемы и методы системного и сравнительного анализа, эмпирического исследования. Основой данной работы являются наблюдения за реальным состоянием предприятий народных художественных промыслов Республики Дагестан, анализ теоретического и практического материала.

Современные традиционные художественные промыслы и ремесла Дагестана являются важной базой для создания новых рабочих мест в республике [15]. В республике имеется более 20 предприятий, производящих изделия НХП, в т. ч. 7 государственных унитарных предприятий и 4 муниципальных унитарных предприятия. Производством изделий НХП занимается более 500 индивидуальных предпринимателей. Всего в сфере НХП занято более 2500 человек, проживающих в основном в горных и предгорных районах республики. В 2016 году было произведено изделий народных художественных промыслов на сумму 1085,7 млн руб. Республика Дагестан занимает лидирующее положение по производству изделий НХП среди всех субъектов РФ. Дагестан опередил регионы, в которых сосредоточены крупные производства НХП, - Московскую и Нижегородскую области.

Среди предприятий НХП наибольший объем продукции выпускает ООО «Кизляр». Киз-лярские ножи стали уже российским и международным брендом, объем их выпуска - около 107 миллионов рублей. Рост объемов производства наблюдается на ГУП «Гоцатлинский художественный комбинат», ГУП «Ботлихская фабрика народных промыслов», ОАО «Унцукульская художественная фабрика», МУП «Сулевкентская керамика» и МУП «Испикская керамика». Львиную долю продукции НХП - около 90 % - производят частные мастера-ювелиры, чьи изделия можно встретить во многих регионах России и Казахстана.

Сегодня можно сказать о том, что начато возрождение НХП. Проведена работа по воз-

рождению сулевкентской и испикской керамики, производства ковров и ковровых изделий из натуральных красителей. Предприятия НХП Республики Дагестан участвуют в реализации государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности». В рамках реализуемой программы ГУП «Кубачинский художественный комбинат», ОАО «Унцукульская художественная фабрика», ООО «Кизляр» 2016 году получили субсидии из федерального бюджета в сумме 25468,3 тыс. руб. В 2016 году индивидуальные предприниматели в сфере народных художественных промыслов получили 19 грантов на общую сумму 4030,0 тыс. руб.

Предприятия НХП регулярно принимают участие во всероссийских и международных выставках-ярмарках: всероссийских выставках-ярмарках изделий НХП «Ладья. Весенняя фантазия» и «Ладья. Зимняя сказка», «Клинок», «Арсенал», в фестивале «Торговый город». Для сохранения и развития сферы НХП необходимы серьезные мероприятия по продвижению, регулярное участие в выставках. Все это требует основательных вложений [19].

В горных районах республики нет промышленных предприятий, население в основном занято сельским хозяйством. Эти работы имеют сезонный характер, что позволяет развивать в республике производство народных промыслов [1, 10].

Уникальность изделий НХП обусловлена специфическими природными ресурсами, которые используются в их производстве. Так, для производства унцукульских изделий используется кизиловое дерево, для ковров - натуральные красители из корней марены [8].

Для развития промышленности необходимы трудовые ресурсы. Республика Дагестан всегда был трудоизбыточным регионом, а сокращение промышленного производства привело к еще большему уменьшению числа занятых [3].

Характерной особенностью изделий промыслов является преемственность и традиционность [12]. Каждое новое поколение развивало и создавало изделия, соответствующие требованиям своего времени [2]. Производство изделий НХП на основе местных природных источников сформировало у мастеров специфические исключительные способности, что также является особым ресурсом (см. табл.).

Таблица 1

Характеристика традиционных народных художественных промыслов на территории Республики Дагестан

№ п/п Наименование населенного пункта, района Производимые изделия народных художественных промыслов

1 с. Агвали и Цумадинский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

2 с. Ахты и Ахтынский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

3 с. Балхар, Акушинский район Художественная керамика

4 с. Батлаич, Хунзахский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

5 с. Гоцатль, Хунзахский район Ювелирные изделия из серебра, художественные изделия из металла

6 г. Дагестанские Огни Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

7 г. Дербент и Дербентский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

8 с. Дылым, Казбековский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

9 с. Ичичали, Гумбетовский район Художественные изделия из металла

10 с. Карата и Ахвахский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

11 с. Касумкент и Сулейман -Стальский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

12 г. Кизляр Художественные изделия из серебра и других металлов

13 с. Киша, Дахадаевский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

14 пос. Кубачи, Дахадаевский район Ювелирные изделия из серебра и чулочно-носочные изделия

камалова Т.А., Джафарова Э.у.

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ __В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН _

Продолжение таблицы 1

№ п/п Наименование населенного пункта, района Производимые изделия народных художественных промыслов

15 с. Кумух, Лакский район Художественные изделия из металла

16 с. Курах и Курахский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

17 с. Куруш, Хасавюртовский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

18 г. Махачкала Ковры и ковровые изделия, художественные изделия из серебра и других металлов

19 с. Рахата, Ботлихский район Бурки наплечные, ковровые изделия

20 с. Рутул и Рутульский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

21 с. Сулевкент, Хасавюртовский район Художественная керамика

22 с. Терекли-Мектеб и Ногайский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

23 с. Тлярата и Тляратинский район Ковровые и чулочно-носочные изделия

24 с. Унцукуль, Унцукульский район Художественные изделия из дерева

25 с. Усухчай и Докузпаринский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

26 с. Харбук, Дахадаевский район Чулочно-носочные изделия

27 с. Хив и Хивский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

28 с. Хучни и Табасаранский район Ковры, ковровые и чулочно-носочные изделия

Главным препятствием на пути развития предприятий НХП является износ основных производственных фондов, средний срок службы которых на сегодняшний день составляет 30 лет, что превышает нормативы в 3 раза [16].

Слабо развивается туризм в регионе, отсутствует туристическая инфраструктура в горной местности. Дальнейшее развитие туристической отрасли позволит увеличить производство изделий НХП. Изделия НХП вызывают интерес у туристов. Рост туристических потоков позволит увеличить объемы продаж этих товаров, которые закупают туристы как сувениры на память о пребывании в республике. Поэтому туристические маршруты должны проходить через места производства изделий НХП [7].

Основные направления государственной поддержки НХП обозначены в законе РД «О народных художественных промыслах». Правительством утверждена Республиканская целевая программа развития народных художественных промыслов. В результате принятых мер удалось добиться значительного роста объемов производства изделий НХП. Однако из -за ограниченности бюджетных средств не были реализованы все мероприятия по развитию НХП, предусмотренные в Республиканской целевой программе.

Результаты. На сегодняшний день существует еще целый ряд проблем, для решения которых необходим новый подход к управлению с использованием маркетинговых подходов. Предприятиям республики необходимо не только ликвидировать существующее техническое, технологическое и организационное отставание производства, но и профессионально овладеть маркетингом - концепцией управления производством и сбытом товаров на основе изучения рынка и реальных потребностей покупателей [5].

Одной из форм государственной поддержки НХП является помощь предприятиям народных промыслов для участия в выставках и ярмарках. Участие в них позволяет определить реальные потребности в изделиях НХП [6]. Но осуществление маркетингового подхода не ограничивается только участием в выставках и ярмарках. Оно предполагает активное проведение маркетинговых исследований, формирование конкурентоспособного ассортимента продукции, разработку ценовых стратегий, создание оптимальных каналов сбыта, использование всех видов продвижения продукции. Причем формирование маркетингового микса должно осуществляться как на уровне министерства, так и на уровне отдельных предприятий [9].

Высококвалифицированный профессионал по сбыту изделий народных художественных

промыслов должен обладать солидный информацией о ценах, включая и цены на продукцию возможных конкурентов, хорошо знать условия и порядок коммерческих сделок, различные способы и пути продвижения изделий к непосредственным потребителям, быть в состоянии обслуживать сразу многих выгодных клиентов, выявлять потенциальных покупателей [13, 18].

Маркетинг предполагает ориентацию народных художественных промыслов на рынки сбыта их изделий, оперативность принятия и реализации управленческих решений при наличии у руководителей промысла готового пакета возможных стратегий: непрерывность сбора и обработки информации о рынках сбыта, возможность активного воздействия самих промыслов на рынки сбыта их продукции, постоянное появление и использование творческой инициативы художников и работников по сбыту, ориентацию не на сегодняшний, а на долговременный финансовый успех [11, 17].

Потребительский рынок Республики Дагестан заполнен местными видами художественных изделий, а за пределами их почти нет. Для расширения рынков сбыта изделий НХП можно предложить использовать разъездную торговлю [14].

За рубежом практикуется открытие в музеях киосков по продаже сувениров и изделий народных промыслов [20]. Такие музейные киоски можно было бы организовать и в нашей республике. Посетители музеев могли бы приобретать сувениры на память.

Выводы. Для успешного функционирования в современных условиях предприятиям народных художественных промыслов необходимо активно продвигать свою продукцию на рынок, используя различные инструменты маркетинговых коммуникаций. В этой связи для повышения эффективности использования маркетинговых коммуникаций предприятиям необходимо:

- создание службы маркетинга на предприятиях и обеспечение ее работы в соответствии с концепцией маркетинга;

- формирование товарного ассортимента в соответствии с запросами и требованиями покупателей;

- проведение продуманной ценовой политики;

- повышение эффективности деятельности по сбыту продукции и ее продвижении на рынке;

- целенаправленная работа по созданию и размещению рекламы продукции в средствах массовой информации.

- усиление пропаганды и популяризации народных художественных промыслов в средствах массовой информации, а также посредством организации выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли изделиями народных художественных промыслов.

Литература

1. Абакаров М., Аскеров Н., Талибов А. О перспективах развития малого предпринимательства: на примере народных художественных промыслов Дагестана / РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 1. - С. 209-215.

2. Алексеева И. В. Основы теории декоративно-прикладного искусства / И. В. Алексеева, Е. В. Оме-льяненко. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 184 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240956 (Дата обращения: 21.011.2018) , свободный. - Загл. с экрана.

3. Ахмедова М. Ю. Развитие народных художественных промыслов в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4 (65). - С. 300-303.

4. Ахметшина Р. Г. Предприятия народных художественных промыслов в рыночной экономике // Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - № 4 (28). - С. 22-28.

5. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг. -М.: ОАО «Изд-во экономика», 2011. - 718 с.

6. Вострикова М. П. Методика управления региональным маркетингом для повышения инвестиционной привлекательности региона //Вестник ОГУ. - 2014. - № 8. - С. 128-133.

7. Газимагомедов Г. Г. Роль народных художественных промыслов Дагестана в закреплении и расширении туристско-экскурсионных маршрутов // Юг России: экология, развитие. - 2017. - Т. 12. -№ 1. - С. 161-175.

8. Гусейнов А. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Дагестана // Народы Дагестана. - 2000. - № 6. - С. 57.

9. Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга. - 2-е изд. - М.: МЦФЭР, 2007. - 1176 с.

10. Магомедов А. Д. Традиционное художественное ремесло Дагестана XIX- начала XX в. - Махач-

камалова Т.А., Джафарова Э.у.

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ __В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН _

кала: Изд. ДНЦ РАН, 1999. - 205 с.

11. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / под ред. Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 446 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=418086 (21.11.2018) , свободный. - Загл. с экрана.

12. Набиева З. М. Традиционные ремесла Дагестана // Народы Дагестана. - 2008. - № 1.

13. Попова В. В. Проблемы развития предприятий народно-художественных промыслов России // Модернизация экономики и инновационное развитие России: векторы, проблемы, приоритеты. -Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». - 2016. - С. 119-124.

14. Синицкая Р. С. Структурно-функциональное моделирование в сфере народных художественных промыслов: основные экономические аспекты // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. - 2015. - № 8. - С. 30-39.

15. Тихомиров С. А., Дмитриева Л. В. Народные художественные промыслы как ресурс устойчивого регионального развития //Вопросы культурологии. - 2018. - № 10. - С. 12-20.

16. Ханбабаева З. М., Курбанова К. К., Даитов В. В. Народные художественные промыслы Дагестана // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2009. - № 3. - С. 54-59.

17. Шевченко Д. А. Маркетинг народно-художественных промыслов/ Практический маркетинг. -2017. - № 9 (247). - С. 3-6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Akhmetov L. G., Badaev V. S., Komelina V. A., Kuzmin V. K. National arts and crafts in the content of art education of Russia //Review of European Studies. 2015. Т. 7. No. 1. P. 1-4.

19. Groot M. Crossing the borderlines and moving the boundaries: high arts and crafts, cross-culturalism, folk art and gender // Journal of Design History. 2006. Т. 19. No. 2. P. 121.

20. Shokorova L. V., Nikolaevna Turlyun L. The problem of synthesis of traditions and innovations in the art of woodwork/ World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. No. 3. P. 408-412.

References:

1. Abakarov M., Askerov N., Talibov A. On the prospects for the development of small business: the example of folk art trades in Dagestan /RISK: Resources, information, supply, competition. 2015. No. 1. P. 209-215.

2. Akhmedov M. Yu. Development offolk arts and crafts in the Republic of Dagestan / Economics and en-trepreneurship. 2015. No. 12-4 (65). P. 300-303.

3. Akhmetshina R. G. National crafts enterprises in a market economy / Modern economy: problems and solutions. 2012. No. 4 (28). P. 22-28.

4. Alekseeva I. V. Fundamentals of the theory of arts and crafts /1. V. Alekseeva, E. V. Omelyanenko. Rostov-on-Don / D: Southern Federal University Publishing House, 2016. 184 p. [An electronic resource]. Access mode: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240956 (21.011.2018), free. Heading from the screen.

5. Bagiev G. L., Tarasevich V. M., Ann H. Marketing. Moscow: Publishing House of Economics, 2011. 718 p.

6. Gazimagomedov G. G. The role offolk arts and crafts of Dagestan in consolidating and expanding tourist excursion routes / South of Russia: ecology, development. 2017. V. 12. No. 1. P. 161-175.

7. Groot M. Crossing the borderlines and moving the boundaries: high arts and crafts, cross-culturalism, folk art and gender // Journal of Design History. 2006. Т. 19. No. 2. Р. 121.

8. Guseinov A. Traditions and Modernity in the Art of Folk Art Crafts of Dagestan / Peoples of Dagestan. 2000. No. 6. P. 57.

9. Khanbabaeva Z. M., Kurbanova K. K., Daitov V. V. Folk artistic crafts of Dagestan // Modern problems of service and tourism. 2009. No. 3. P. 54-59.

10. Landrevi J., Levi J., Lyndon D. Mercator. Theory and practice of marketing. 2nd ed. M .: MCFER, 2007. 1176 p.

11. Magomedov A.D. Traditional art craft of Dagestan XlX-early XX centuries. Makhachkala: Ed. DSC of RAS, 1999. 205 с.

12. Marketing in industries and fields of activity / ed. Yu. V. Morozova, V. T. Grishina. M.: Dashkov and Co. ° Publishing and Trading Corporation, 2016. 446 p. [An electronic resource]. Access mode: // biblioclub.ru/index.php?page=book&id=418086 (11/21/2018), free. Heading from the screen.

13. Nabiyeva Z. M. Traditional crafts of Dagestan /Peoples of Dagestan. 2008. No. 1.

14. Popova V. V. Problems of development of enterprises of national art crafts of Russia / In the collection: Modernization of the economy and innovative development of Russia: vectors, problems, priorities. Collection of scientific papers based on the I International Scientific and Practical Conference. NOO «Professional science». 2016. P. 119-124.

15. Shevchenko D. A. Marketing of folk arts and crafts /Practical marketing. 2017. No. 9 (247). P. 3-6.

16. Shokorova L. V., Nikolaevna Turlyun L. The problem of synthesis of traditions and innovations in the art of woodwork/ World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. No. 3. Р. 408-412.

17. Sinitskaya R. S. Structural and functional modeling in the field offolk arts and crafts: the main economic aspects // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2015. No. 8. P. 30-39.

18. Tikhomirov S. A., Dmitrieva L. V. Folk arts and crafts as a resource for sustainable regional development // Cultural studies issues. 2018. No. 10. P. 12-20.

19. Vostrikova M. P. The method of managing regional marketing to increase the investment attractiveness of the region / Bulletin of OSU. 2014. No. 8. P. 128-133.

20. Akhmetov L. G., Badaev V. S., Komelina V. A., Kuzmin V. K. National arts and crafts in the content of art education of Russia/Review of European Studies. 2015. Т. 7. No. 1. Р. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.