Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан'

Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
16610
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМИДЖ / ПРОДВИЖЕНИЕ / БРЕНД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / TOURISM / INFRASTRUCTURE / SECURITY / IMAGE / PROMOTION / BRAND / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Камалова Татьяна А., Магомедбеков Гамзат У., Нажмутдинова Саидат А., Абдуллаев Нурмагомед А.

Цель. Определение организационно-экономических аспектов устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан. Методы. Логический анализ, прогнозирование, экономико-статистический метод, метод сравнительных и экспертных оценок, методы социологического опроса, комплексно-факторный метод, SWOT-анализ. Результаты. В соответствии с поставленной целью был проведен анализ состояния туристической отрасли Республики Дагестан, выявлены существующие проблемы. В республике осуществляются мероприятия, направленные на развитие туристской отрасли на основе использования уникального культурно-исторического наследия, природно-климатического потенциала; повышение качества туристских услуг; реализацию приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Несмотря на существующие ресурсы, а также позитивные тенденции последних лет, проявляющиеся и в росте турпотока, и в строительстве новых объектов туристской инфраструктуры, туристический потенциал республики не реализуется полностью. Выводы. Туристско-рекреационный комплекс следует рассматривать как один из наиболее перспективных и приоритетных направлений развития экономики Республики Дагестан. В республике необходимо осуществить комплекс мер, направленных на институциональную, инвестиционную и инфраструктурную поддержку туристско-рекреационного комплекса; усиление кадрового потенциала; поддержку научно-исследовательской деятельности в туристско-рекреационной сфере; повышение уровня безопасности туристских объектов; продвижение туристского продукта Республики Дагестан на российский и мировой рынки. Для формирования позитивного туристского имиджа Республики Дагестан необходимо использовать инструменты туристического маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim is to determine the organizational and economic aspects of sustainable development of the tourist and recreation complex in the Republic of Dagestan. Methods. Logical analysis, forecasting, economic and statistical method, method of comparative and expert assessments, sociological surveys, complex-factor method, SWOT-analysis. Results. In line with the aim of the study, we made an assessment of the state of the tourism industry in the Republic of Dagestan, thus existing challenges were identified. In the republic, measures are being taken in order to develop the tourism industry on the basis of using a unique cultural and historical heritage, natural and climatic potential, improve the quality of tourist services and implement the priority projects for the development of the Republic of Dagestan. Despite the existing resources, as well as the positive trends of recent years that can be seen both in the growth of the tourist flow and the construction of new facilities of tourist infrastructure, the tourist potential of the republic is not fully realized. Conclusions. Tourist and recreation complex should be considered as one of the most promising and priority directions of development of the economy of the Republic of Dagestan. In the republic, it is necessary to implement a set of measures aimed at institutional, investment and infrastructure support of the tourist and recreational complex; strengthen human capacities; support scientific and research activities in the tourist and recreational area; increase the level of safety of tourist facilities; promote the tourist product of the Republic of Dagestan in the Russian and world markets. To form a positive tourist image of the Republic of Dagestan, it is necessary to use the marketing tools in tourism trade.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан»

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ и РЕКРЕАЦИЯ

ECOLOGICAL TOURISM AND RECREATION

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

Экологический туризм и рекреация / Ecological tourism and recreation Оригинальная статья / Original article УДК 338.48

DOI: 10.18470/1992-1098-2017-2-213-228

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Резюме. Цель. Определение организационно-экономических аспектов устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан. Методы. Логический анализ, прогнозирование, экономико-статистический метод, метод сравнительных и экспертных оценок, методы социологического опроса, комплексно-факторный метод, SWOT-анализ. Результаты. В соответствии с поставленной целью был проведен анализ состояния туристической отрасли Республики Дагестан, выявлены существующие проблемы. В республике осуществляются мероприятия, направленные на развитие туристской отрасли на основе использования уникального культурно-исторического наследия, природно-климатического потенциала; повышение качества туристских услуг; реализацию приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Несмотря на существующие ресурсы, а также позитивные тенденции последних лет, проявляющиеся и в росте турпотока, и в строительстве новых объектов туристской инфраструктуры, туристический потенциал республики не реализуется полностью. Выводы. Туристско-рекреационный комплекс следует рассматривать как один из наиболее перспективных и приоритетных направлений развития экономики Республики Дагестан. В республике необходимо осуществить комплекс мер, направленных на институциональную, инвестиционную и инфраструктурную поддержку ту-ристско-рекреационного комплекса; усиление кадрового потенциала; поддержку научно-исследовательской деятельности в туристско-рекреационной сфере; повышение уровня безопасности туристских объектов; продвижение туристского продукта Республики Дагестан на российский и мировой рынки. Для формирования позитивного туристского имиджа Республики Дагестан необходимо использовать инструменты туристического маркетинга.

Ключевые слова: туризм, инфраструктура, безопасность, имидж, продвижение, бренд, устойчивое развитие.

Формат цитирования: Камалова Т.А., Магомедбеков Г.У., Нажмутдинова С.А., Абдуллаев H.A. Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан II Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N2. С.213-228. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-2-213-228

Татьяна А. Камалова *, Гамзат У. Магомедбеков, Саидат А. Нажмутдинова, Нурмагомед А. Абдуллаев

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RECREATION COMPLEX IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Tatyana A. Kamalova*, Gamzat U. Magomedbekov, Saidat A. Nazhmutdinova, NurmagomedA. Abdullaev

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

Abstract. The aim is to determine the organizational and economic aspects of sustainable development of the tourist and recreation complex in the Republic of Dagestan. Methods. Logical analysis, forecasting, economic and statistical method, method of comparative and expert assessments, sociological surveys, complex-factor method, SWOT-analysis. Results. In line with the aim of the study, we made an assessment of the state of the tourism industry in the Republic of Dagestan, thus existing challenges were identified. In the republic, measures are being taken in order to develop the tourism industry on the basis of using a unique cultural and historical heritage, natural and climatic potential, improve the quality of tourist services and implement the priority projects for the development of the Republic of Dagestan. Despite the existing resources, as well as the positive trends of recent years that can be seen both in the growth of the tourist flow and the construction of new facilities of tourist infrastructure, the tourist potential of the republic is not fully realized. Conclusions. Tourist and recreation complex should be considered as one of the most promising and priority directions of development of the economy of the Republic of Dagestan. In the republic, it is necessary to implement a set of measures aimed at institutional, investment and infrastructure support of the tourist and recreational complex; strengthen human capacities; support scientific and research activities in the tourist and recreational area; increase the level of safety of tourist facilities; promote the tourist product of the Republic of Dagestan in the Russian and world markets. To form a positive tourist image of the Republic of Dagestan, it is necessary to use the marketing tools in tourism trade.

Keywords: tourism, infrastructure, security, image, promotion, brand, sustainable development.

For citation: Kamalova T.A., Magomedbekov G.U., Nazhmutdinova S.A., Abdullaev N.A. Problems and prospects of sustainable development of the recreation complex in the Republic of Dagestan. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 2, pp. 213-228. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-2-213228

ВВЕДЕНИЕ

Республика Дагестан (РД) по своим географическим, природным, климатическим условиям, уникальной культуре считается одним из перспективных регионов России для развития туризма. На ее территории находятся богатые рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят экономические, культурные, общественные, спортивные события международного масштаба. Насыщение рынка туристских услуг разнообразными предложениями, острая конкурентная борьба между регионами за потребителей обусловили необходимость и целесообразность использования новых подходов к формированию туристско-рекреационного комплекса

РД.

Для некоторых стран туризм является главной бюджетообразующей отраслью экономики. При достаточной финансовой поддержке туризма возможно устранить существующую на данный момент в России высокую степень диспропорциональности в экономическом развитии регионов. Продвижение регионального туристского продукта позволило бы решить ряд социально-экономических проблем республики, увеличить доходную часть бюджета, уменьшив, таким образом, степень финансовой зависимости от дотаций. Развитие туризма в Республике Дагестан должно оставаться первоочередной задачей, учитывая существенный потенциал региона.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с поставленными в исследовании задачами, был проведен анализ состояния туристической отрасли Республики Дагестан. Методологической основой исследования являются методы логического

анализа и прогнозирования, экономико-статистический метод, метод сравнительных и экспертных оценок, методы социологического опроса, комплексно-факторный метод, SWOT-aнaлиз.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

РЕЗУЛЬТАТЫ

К туристским ресурсам Дагестана, помимо завораживающей природы, захватывающих дух горных ландшафтов, ценных минеральных вод, потрясающего берега Каспия, относятся также своеобразная и неповторимая архитектура горных аулов и уникальные художественные промыслы (ковроткачество, ювелирное и гончарное производство, инкрустация по дереву, мед-ночеканное и лудильно-паяльное производство).

Берег Каспия - это поистине сокровищница и главное богатство республики. Уникальная восточная экспозиция морского побережья позволяет не только получить небывалое удовольствие от чарующего вида морских восходов и закатов, но и насладиться от плавания в теплых водах Каспия. Тем более что условия для этого самые подходящие: глубина на прибрежной полосе не превышает 1,5 м на расстоянии 10-30 м от берега.

Построено и готовится к возведению множество санаториев, курортов, лечебных центров. Наиболее известными санаториями в Дагестане являются: «Золотые пески», «Дагестан», «Каякент», «Чайка», «Каспий», «Ахты», «Берикей» и т.д. В Дагестане множество и детских оздоровительных лагерей, таких как «Лезет», «Гуниб», «Ласточка» и другие. Существующие в республике богатые минеральные источники и лечебные грязи используются в различных лечебницах.

Из природных достопримечательностей Дагестана, являющихся главными факторами привлечения туристов, можно выделить следующие:

- уникальный Самурский лес с единственным в России с субтропическим лиано-вым лесом, отличающимся богатым почвен-но-растительным покровом;

- гора Шалбуздаг, одна из высочайших вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта высотой 4150м над уровнем моря, является священной горой для мусульман. С ее вершины открывается неописуемая по своей красоте и величию панорама восточной части Главного Кавказского хребта;

- гора Ярыдаг («Красная гора»), огромный скальный массив с отвесной стеной по периметру, представляет собой иде-

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

альное место для любителей экстремальных видов спорта и туризма;

- живописный и великолепный Хуч-нинский водопад, которого туристы окрестили «второй Швейцарией»;

- «Эоловый город» (по имени Эола -бога ветров древнегреческой мифологии), представляющий оригинальные по форме останцы в виде башен, столбов, разнообразные по своему виду арки, каменные грибы разной формы, множество пещер, воронок и трещин;

- Гунибское плато, один из завораживающих памятников природы Дагестана, замысловатая фантазия природы, необыкновенная по своей красоте, вобравшая в себя и тихие березовые рощи, и величественные водопады, и загадочные пещеры, и огромное количество памятников времен Кавказской войны XIX века;

- восхищающая и величественная Ка-радахская теснина, которую еще называют «Воротами чудес»;

- Сулакский Каньон, поражающий своей грандиозностью и масштабностью, он по своей глубине (1920м) намного превосходит своего знаменитого «американского собрата», каньон реки Колорадо;

- Сары-Кум», самый большой в Европе песчаный бархан, достигающий в высоту 262 м.;

- пещеры Дагестана, среди которых можно выделить Карабудахкентские пещеры, пещеру Дюрк, пещеры на склонах Цо-лотлинского каньона и многие другие;

- живописный водопад Тобот, гора Пушкин-Тау, имеющая очертания профиля поэта и множество других природных красот, которые не могут оставить равнодушным ни одного человека.

Такое количество разнообразных и неповторимых памятников природы по праву можно считать богатством и главным достоянием Дагестана, не уступающим по своей красоте иным природным достопримечательностям из других регионов и стран. Природа Дагестана достойна восхищения и вполне способна стать одним из главных факторов привлечения туристов при разумном подходе [1].

Фактором привлечения потенциальных туристов в Республику Дагестан также

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

являются многочисленные памятники архитектуры, истории и культуры. В республике расположено более 6,5 тыс. памятников истории, культуры, архитектуры, том числе 1935 объекта федерального значения.

Среди уникальных памятников истории и культуры республики главным «исполином», поражающим воображение своей величественностью и несокрушимостью, безусловно, является 2000-летний Древний Дербент с его цитаделью «Нарын-Кала» (VII-VIII в.), с древнейшей на территории России Джума-мечетью (VIII в.), с мемориальным кладбищем Кирхляр (VII в.), с впечатляющими церковью и синагогой, с узкими улочками, со старинными улицами и зданиями, с огромным количеством исторических памятников, музеев, уникальных по своей архитектуре. «Древний Дербент» занесен во всемирное наследие ЮНЕСКО.

На территории Дагестана большое количество крепостей, многие из которых представляют собой огромную историческую ценность. К примеру, крепость Кала-Корейш - памятник средневекового исламского искусства в Дагестане, Гунибская крепость, построенная во времена Кавказской войны, крепость «Семи братьев и сестры». Также можно выделить боевые и сторожевые башни. Именно в Дагестане башенная архитектура достигла наивысшего развития. Самые древние сохранившиеся башни: боевая башня (XVIIb.) в ауле Ицари (Дахадаев-ский район) и сторожевая башня (XVIII в.) в ауле Корода (Гунибский район). Нельзя не упоминуть и об Гамсутле, ауле-призраке, который безусловно привлекает туристов не только своими изумительными окрестностями, окруженными горами, ущельями, скалами, горными реками, лесами, родниками, но и своей величественной отрешенностью.

Дагестан богат не только природными и культурно-историческими достопримечательностями, но и живущими тут народами. Каждый этнос образует свое культурное достояние. У каждого народа имеются свои традиции, обычаи, культура, отличающаяся особой самобытностью, неповторимостью, многообразием и богатством. Безусловно, туристам будет интересно ознакомиться с культурой многочисленных народов Дагестана, с их укладом жизни, увидеть соб-

ственными глазами всю красоту кубачин-ских изделий, известных по всему миру; увидеть единственный в своем роде вид декоративно-прикладного искусства, соединивший резьбу по дереву и ювелирное искусство - «унцукульскую насечку металлом по дереву»; увидеть балхарскую керамику, чья высокая художественная ценность известна не только в России, но и за рубежом; увидеть знаменитые табасаранские ковры со своеобразным и самобытным рисунком; надеть на себя дагестанскую бурку, почувствовав себя настоящим джигитом и, наконец, попробовать национальную кухню: чуду, курзе, хинкал и т.д., рецепты которых передавались из поколения в поколения, чей непревзойденный вкус не оставит равнодушного ни одного туриста [2].

Из всего выше изложенного, можно смело утверждать, что Республика Дагестан обладает значительным потенциалом для развития туризма. Сегодня республика готова принять одновременно более 25 тыс. туристов и отдыхающих, обеспечить отдых и оздоровление свыше 70 тыс. детей и подростков. Потенциал же намного высок и позволяет при достаточном уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 1 млн. туристов, довести услуги курортно-туристского комплекса до 60 млрд. рублей в год и создать более 100 тысяч новых рабочих мест [3].

В республике всего 41 туристское предприятие, имеются 191 коллективных средств размещения на 17 тыс. 964 места (116 гостиниц на 3169 койко-мест, 23 санаторно-курортных учреждения на 2,6 тыс. койко-мест, 52 туристические базы на 12195 койко-мест). За 2014-2015 годы в республике построены и введены в строй 13 объектов туристической инфраструктуры на 819 мест за счет частных инвестиций (таблица 1).

В республике функционирует сеть детских оздоровительных учреждений, включающая 65 стационарных объектов, на 17 615 койко-мест. В туристской отрасли работает 7900 человек.

Въездной и внутренний туристский поток в республике продолжает расти из года в год, что говорит о положительной динамике развития туристской отрасли республики (таблица 2).

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и РЕКРЕАЦИЯ

ECOLOGICAL TOURISM AND RECREATION

Таблица 1

Специализированные коллективные средства размещения (КСР) на 01.01.2016 г.

Table 1

Наименование / Name Количество / Number Койко-мест / Number of beds

Санаторно-курортные организации / Sanatorium and resort organizations 23 2600

Туристские базы и зоны отдыха / Tourist and recreation areas 52 12195

Гостиницы и аналогичные средства размещения / Hotels and similar accommodation facilities 116 3169

Всего / Total: 191 17964

Таблица 2

Динамика въездного и внутреннего туристского потока в РД 2012-2015 гг.

Table 2

Таблица 2

Динамика въездного и внутреннего туристского потока в РД 2012-2015 гг.

Table 2

Dynamics of inbound and internal tourist flows in the Republic of Dagestan, 2012-2015

Год/ Year Въездной и внутренний туристский поток, тыс. чел. / Inbound and internal tourist flows, thous. people Темпы роста, % / Rates of growth, %

Цепные / Chain Базисные / Basic

2012 240 -

2013 272 113,3 113,3

2014 330 121,3 137,5

2015 430 130,3 179,2

Так, количество туристов в республике в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 13,3%, в 2014 году рост продолжился, туристов стало на 21,3% больше по сравнению с 2013 годом, что в абсолютном выражении составляет 58 тыс. человек. В 2015 году по сравнению с предыдущим годом количество туристов увеличилось на 30%. В последние годы наблюдается значительный рост туристов. По сравнению с 2012 годом в 2015 году количество туристов больше на 79,2%. В целом, для количества туристов в абсолютном выражении характерна тенденция к росту, стабильность, отсутствие цикличности, что позволяет говорить о наметившихся позитивных явлениях в туристской отрасли республики [3].

Важным показателем развития туризма на территории республики является количество иностранных туристов, въехавших на территорию РД. Успешное продвижение туристского продукта не должно ограничиваться внутренними границами, выход на международную арену туристских услуг должно оставаться одной из важнейших задач.

Согласно данным таблицы 3, в 2015 году количество иностранных туристов, посетивших нашу республику, увеличилось на 9,3% по сравнению с предыдущим годом, и это наибольший прирост иностранного тур-потока за последние 4 года. В целом, для динамики иностранного турпотока в республике характерна цикличность, так в 2014 году турпоток уменьшился на 5,3% по сравнению с 2013 году [3].

Имеющийся рост за последний год хоть и говорит о наметившейся положительной тенденции, но при этом стоит отметить, что потенциал для принятия иностранцев в республике достаточно высок и до конца не реализован, что позволяет надеяться на дальнейший подъем этого показателя в перспективе. Приток иностранных туристов в Дагестан приведет к дополнительному притоку денежных средств, приросту капитала, а, следовательно, и росту денежных доходов населения, что в свою очередь благотворно скажется на всей экономической ситуации в регионе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика количества иностранных туристов, въехавших на территорию РД в 2012-2015 гг.

Table 3

Dynamics of the number of foreign tourists entering the territory _ofthe Republic of Dagestan in 2012-2015^_

Год/ Year Количество иностранных туристов, въехавших на территорию РД, тыс. чел. / The number of foreign tourists who entered the territory of the Republic of Dagestan, thous. people Темпы роста, % Rates of growth, %

Цепные / Chain Цепные / Chain

2012 31,4 - -

2013 34,1 108,6 108,6

2014 32,3 94,7 102,9

2015 35,3 109,3 112,4

Несмотря на существующие ресурсы, а также позитивные тенденции последних лет, проявляющиеся и в росте турпотока, и в строительстве новых объектов туристской инфраструктуры, туристический потенциал республики не реализуется полностью. И причин тому немало. Большинство из них являются зеркальным отображением проблем, характерных для всей экономики Дагестана. Прежде всего, эта устаревшая материально-техническая база, не соответствующая современным требованиям, следствием этого является и неразвитая инфраструктура, далекая от мировых стандартов. Не менее острой проблемой является уровень сервиса и обслуживания, находящийся на довольно невысоком уровне, а в туризме, как и в любой другой сфере, предоставляющей услуги, сервисное обслуживание играет важную роль. Причиной тому во многом является дефицит квалифицированных кадров [4].

Среди основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в настоящее время можно назвать следующие:

1. Отсутствие положительной информации о республике. Сложная политическая и социальная обстановка является одной из главных причин, тормозящих развитие туризма. Негативные события, происходящие в республике, активно освещаются в средствах массовой информации, преувеличивая и во многом искажая реальность. В результате в массовом сознании людей формируется неблагоприятный образ республики, складывается стереотип о Дагестане как «о диком и агрессивном крае». Такой отрицательный имидж республики во многом отталкивает туристов и не позволяет увеличить въездной турпоток.

2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Гостиницы находятся в плачевном состоянии. Во многих селах и аулах, известных своими самобытными ремеслами и необъятной красотой природы, нет ни гостиниц, ни гостевых домов, где бы туристы могли остановиться и ознакомиться с культурой местного населения. Отсутствие дорог с твердым покрытием усложняет посещение туристами сел и аулов.

3. Отсутствие достаточного уровня поддержки и взаимодействия туриндустрии со стороны муниципальных образований и органов местного самоуправления. Зачастую муниципальные власти препятствуют реализации инвестиционных проектов, в том числе и с участием иностранных инвесторов. Коррупционная составляющая и сложная политическая обстановка в республике, ее клановость также являются причиной, сдерживающей развитие туризма.

4. Правовые проблемы и проблема обеспечения безопасности в развитии туризма.

5. Невысокий уровень сервисного обслуживания, несоответствие цен предлагаемых услуг их качеству.

6. Неразвитая рекламно-информационная деятельность и недостаточное использование комплекса маркетинга, его методов и способов для продвижения туристических услуг.

7. Значительная ориентированность субъектов турбизнеса на выездной туризм. Данная проблема характерна не только Дагестана, но и для всей России. Выездной поток значительно превышает въездной и внутренний туризм, несмотря на имеющийся туристический потенциал.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

8. Плохое санитарное состояние территорий объектов показа. Многие гостиничные комплексы, а также оздоровительные санатории не отвечают нормам и требованиям Роспотребнадзора, условия проживания зачастую лишены комфорта.

9. Тяжелая экологическая ситуация в республике. Многие уникальные природные достопримечательности республики загрязнены бытовым мусором. Ярким примером экологической проблемы служит Самурский лес, где мусор и отходы буквально заполонили лес и ставят под угрозу существование единственного в России субтропического реликтового леса. Не менее плачевна ситуация и с проблемой водоотведения. В результате отсутствия, перегрузки водоотводящих сетей, их изношенности ежегодно в реки Дагестана и Каспийское море с территорий сел, городов сбрасываются сотни миллионов куб. метров загрязненных сточных вод. Это приводит к вымиранию и последующему исчезновению ценных пород рыб Каспийского моря. Такое варварское отношение к собственной природе способно оттолкнуть любого туриста. Данная проблема требует пристального внимания со стороны региональных властей и принятия срочных мер по ее

решению, ведь природа Дагестана - это ее главное богатство и сохранить ее является первоосновной задачей.

Одним из важных факторов для развития туристской отрасли является толерантность принимающей стороны к туристам, которая очень осложнена в республике в связи и религиозными особенностями, политической обстановкой и прочими аспектами общественной жизни республики. Толерантность предполагает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур внешнего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [5].

По результатам проведенного опроса, каждый шестой дагестанец считает горский менталитет преградой для развития туризма. Но более значимыми дагестанцы признают другие причины - отсутствие финансирования (35 %), специалистов турбизнеса (29 %), туристической инфраструктуры (21 %). Мониторинг общественного мнения должен стать одним из основных элементов социально-экономического механизма, обеспечивающего стабильное развитие туризма в регионе [6].

15%

35%

21%

29%

V

Г

Отсутствие финансирования / Lack о: funding

Отсутствие специалисток гурбюнеса ■ Lack иГ specialists in tourist business

Отсутствие туристической инфраструктуры / Lack of tourist infrastructure

Другие причины I Other reasons

Рис. 1. Причины, сдерживающие развитие туризма в РД (по мнению дагестанцев) Fig. 1. The reasons restraining the development of tourism in the Republic of Dagestan (in the opinion of the Dagestanis)

Одним из распространенных методов оценки экономической ситуации является SWOT-aнaлиз. В таблице 4 приведены ре-

зультаты анализа сильных и слабых сторон туристической отрасли РД, а также возможностей и угроз развития туризма.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

SWOT-анализ туристического потенциала Республики Дагестан SWOT-analysis of the tourist potential of the Republic of Dagestan

Таблица 4 Table 4

Сильные стороны / Strengths

Слабые стороны / Weaknesses

1. Благоприятные природно-климатические условия, высокий природно-ресурсный потенциал / Favorable natural and climatic conditions, high natural-resource potential.

2. Выгодное географическое положение / Favorable geographical location.

3. Наличие всех видов транспорта / Availability of all modes of transport.

4. Наличие свободной рабочей силы для привлечения в развивающуюся туристскую индустрию / Availability of idle labor force that can be attracted to the developing tourist industry.

5. Информационная работа (РД - один из восьми учредителей туристско-информационного центра страны) / Information work (Republic of Dagestan is one of the eight founders of the tourist information center of the country).

6. Формирование бренда РД / Development of the brand.

7. Развитость пищевой промышленности и сельского хозяйства / Development of the food industry and agriculture.

8. Культурное и национальное многообразие / Cultural and national diversity.

9. Высокий предпринимательский потенциал / High entrepreneurial potential

Ю.Политика всесторонней поддержки инвесторов органами региональной власти / Policy of comprehensive support of investors by regional authorities.

1. Политическая ситуация на Северном Кавказе. Сложившийся отрицательный имидж РД / Policy of comprehensive support of investors by regional authorities.

2. Недостаточная развитость инфраструктуры / Insufficient infrastructure development.

3. Слабое финансирование отрасли на федеральном и региональном уровне / Weak financing of the tourism industry at the federal and regional levels.

4. Физический и моральный износ материально-технической базы туризма / Significant functional and moral depreciation of the equipment and technical base of tourism.

5. Отсутствие оценки звездности гостиничного хозяйства, системы классификации пляжей и горнолыжных трасс / Lack of star rating systems for the hotel industry, as well as the system of classification of beaches and ski slopes.

6. Нехватка профессиональных кадров / Lack of professional staff.

7. Слабая система рекламно-информационного обеспечения продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках / Weak system of advertising and information support for the promotion of tourist products in the domestic and foreign markets.

8. Исключительная сезонность (только летний период) / Exceptional seasonality (only summer period)._

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Risks)

1. Создание на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа / Creation of a special economic zone of a tourist-recreational type in the territory ofDagestan.

2. Масштабные и системные привлечения инвестиций в туристскую отрасль республики при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности / Large-scale and systematic attraction of investments in the tourist industry of Dagestan when implementing measures to increase investment attractiveness.

3. Разработка и внедрение технологий по бережному использованию природного потенциала дестинации и его сохранению / Development and introduction of technologies for the careful use of the natural potential of the destination and its conservation.

4. Улучшение имиджа дестинации / Improving the image of the destination._

1. Конкуренция на аналогичных отечественных и зарубежных рынках туризма (снижение инвестиционной привлекательности РД по сравнению с соседними регионами) / Competition in similar domestic and foreign tourism markets (discouragement of investment decisions in comparison with neighboring regions).

2. Разработка стройматериалов в прибрежной зоне может отрицательно отразиться на ее туристской привлекательности / The development of construction materials in the coastal zone may adversely affect its tourist attractiveness.

3. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация на Северном Кавказе / Difficult socio-economic and political situation in the North Caucasus.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

Как видно из проведенного анализа, решить существующие проблемы в развитии туризма республики возможно. Инвестиции, активная поддержка властей, а также их взаимодействие с туристскими организациями, изменение отношения населения к туристам и осознание важности этой отрасли для республики, проведение грамотной имиджевой политики, использование методов маркетинга способны преодолеть ряд существующих проблем в туризме.

В Дагестане представлены практически все виды туристических услуг, которые так популярны в мире и притягивают миллионы туристов. Но существующие перспективные направления не развиты, несмотря на имеющийся потенциал и резервы для роста. Перспективными направлениями развития туристических услуг в РД являются:

- лечебно-оздоровительный;

- экстремальный и горнолыжный;

- культурно-познавательный и этнический;

- сельский и экологический;

- въездной и внутренний туризм;

- пляжный.

Дагестан богат минеральными источниками и лечебными грязями. Лечебные грязи озер Махачкалинское, Большое и Малое Турали, озеро Ак-Гель, Берикей, озеро Дип-сус, расположенное на территории курорта «Каякент» пользуются наибольшей популярностью. Кроме того, на территории Дагестана находятся более 300 источников термальных и минеральных вод, основными из них являются Ахтынский, Губденский, Тал-гинский, Махачкалинский, Манаскентский, Ачи-Су, Избербашский, Берикейский Ка-якентский и Рычал-Су. Во многом по своим лечебным свойствам наши минеральные источники ничем не уступают источникам в Кисловодске, в Ессентуках или в Пятигорске, куда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов для оздоровления. Подобные санатории, успешно функционирующие в указанных городах, можно организовать и на территории республики. Для этого необходимо сформировать грамотную ценовую политику, расширить ассортимент предлагаемых услуг, повысить их качество и, прежде всего, организовать грамотную рекламную кампанию.

В республике есть все условия для развития приобретающих все большую популярность экстремальных видов туризма и отдыха: альпинизма, дельтапланеризма, горнолыжного спорта, рафтинга, кайтсерфинга и др. В южной части республики находится горный комплекс, представляющий значительный интерес для альпинистов (Шалбуз-даг - 4149 м, Базардюзи - 4466 м, Ярыдаг -4100 м над уровнем моря), где имеются все условия для проведения общероссийских соревнований по всем категориям сложности

[7].

Не менее известным видом экстремального спорта является рафтинг, завоевавший большую популярность среди туристов. Наличие в Дагестане таких крупных рек, как Терек, Сулак и Самур способствуют развитию рафтинга, который при должном внимании и вложении способен стать визитной карточкой. Уже сегодня на горной реке Кора-Койсу уже осуществляются сплавы длиной в 15 километров, и все желающие могут на себе прочувствовать всю гамму острых ощущений. Тем более что маршрут признан как один из самых безопасных.

Еще один экстремальный вид водного туризма - кайтсерфинг. Благодаря климатическим особенностям, в частности постоянным ветрам вдоль побережья Каспия, высоким волнам и песчаным пляжам, этот вид экстремального туризма имеет все шансы стать одним из самых популярных и, кроме того, способен привлечь кайтсерфингистов и просто любителей экстрима со всей России.

Большие возможности для активного отдыха появились с открытием горнолыжного комплекса «Чиндирчеро» в Акушинском районе, недалеко от селения Гинта. Комплекс предлагает провести активно время на заснеженных трассах, используя для этих целей горные лыжи, сноуборд либо сноукай-тинг. Для желающих остановиться подольше имеется гостиница. Тем не менее, имеются ряд проблем, не позволяющих стать «Чиндирчеро» горнолыжной базой высокого уровня. Прежде всего, это низкий уровень обслуживания и недостаточный уровень безопасности горнолыжных трасс и несоответствие соотношения цены-качества, характерная в целом всей российской туристкой отрасли.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

Большие надежды на развитие горнолыжного туризма в Дагестане возлагается на Матлас в Хунзахском районе, чья площадь свыше 10 тысяч гектаров, содержит и горные склоны, и минеральные источники. Он находится в 120 км от берега Каспийского моря и в 180 км от столицы республики. Планируется, что курорт «Матлас» будет соответствовать мировым стандартам, современным тенденциям развития горнолыжного комплекса, который будет притягивать как профессионалов, так и любителей горных лыж не только со всей России, но и со всего мира.

Постоянные ветры и наличие многочисленных горных склонов на высокогорье Дагестана создают прекрасные условия для занятий парапланеризмом и дельтапланеризмом. Для полетов на параплане не нужны ни аэродромы, ни моторы. Этот вид спорта популярен и среди приезжих туристов и среди местных спортсменов - экстремалов. Горы в районе сел Башлыкент, Мекеги и, конечно, вблизи города Избербаша (гора Пуш-кин-тау) идеальные условия для занятия этим видом туризма.

В начале в 90-х г. XX века во Франции появился новый вид увлечений - каньонинг, предусматривающий спуск и подъемы по склонам каньона. Россияне ежегодно уезжают в Италию и Францию заниматься данным видом активного отдыха, в то время как в Дагестане огромное количество вертикальных горных коридоров и мощных водопадов. Сулакский каньон, состоящий из трех каньонов, значительно превосходит каньон Колорадо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В республике много прекрасных пещер для увлекающихся спелеологией. Можно им предложить священную пещеру Дюрк (Табасаранский район), Гапшимские пещеры (Акушинский район) и Цудахарские пещеры (Левашинский район). На возвышенности Эльдамо (Карабудахкентский район) находятся три пещеры («Живая», «Мертвая», «Золотая») суммарной протяженностью свыше 400 м. Несмотря на имеющийся огромный потенциал, экстремальный вид туризма абсолютно не развивается в республике.

Все большую популярность в мире приобретает культурно-исторический и этнический туризм. Дагестан обладает культурно-историческим потенциалом, ориенти-

рованным на развитие туристской отрасли. Однако сегодня региону пока не удается сформировать готовый конкурентоспособный продукт, основанный на объектах культурного показа [8].

Население Дагестана - это уникальное этническое сообщество со своим этнолингвистическим обликом, которое сохранило свои народные промыслы, традиции в укладе и экономике, жизни, в труде. В связи с этим в республике имеются все предпосылки для развития этнотуризма, который позволит ознакомить туристов с бытом и традициями народов Дагестана.

С понятием сельский туризм схоже понятие экологического туризма. Развитие экотуризма основывается на стремлении свести к минимуму изменение окружающей среды. В то же время данный вид туризма характеризуется меньшей ресурсоёмкостью из-за меньшего объема необходимой туристской инфраструктуры из расчета на одного туриста. Специальные программы по развитию экологического туризма ориентированы на восстановление и сохранение традиционного образа жизни местного населения, его культуры и этнографических особенностей.

На основе французского опыта развития регионов, в разработке мер по устойчивому развитию территорий Республики Дагестан, в том числе и горных, возможно применение подхода, связанного с понятием терруар. Терруар подразумевает территории, позволяющие создавать продукцию, обладающую яркой индивидуальностью, основанной на использовании комплекса свойственных только для конкретного региона факторов, влияющих на производственную цепочку (от почвенно-климатических условий до конечного продукта). Понятие терруар способствует повышению имиджа региона и развитию тем самым механизма защиты места происхождения продукта [9].

Если для равнинной зоны Дагестана объектами терруар, без сомнения, могут выступать Кизлярский коньячный комбинат или винодельческий совхоз «Геджухский», то в горных районах территориями, способными производить продукцию яркой индивидуальности, могут быть села, в которых развиты народные художественные промыслы - Балхар, Кубачи, Унцукуль и другие. Во всем мире известны ювелиры из Кумуха,

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

златокузнецы из Кубани, Гоцатля, мастера по дереву из Унцукуля, канотоходцы из Цовкра. Однако на сегодняшний день состояние народных промыслов и декоративно-прикладного искусства в республике критическое, и нуждается в государственной поддержке. Производство и продажа национальных сувениров способны приносить стабильную прибыль и выступать доходной статьей бюджета [10].

Развитие этнотуризма, экотуризма или сельского туризма позволит решить ряд проблем социально-экономического характера: позволит возродить сельскую архитектуру, сохранить традиционный уклад жизни, приведет к возрождению и к развитию народно-художественных промыслов, снизит безработицу, что в целом положительно повлияет на развитие отдельных сельских районов и горных территорий.

Для развития этого направления туризма необходимо сформировать туристические маршруты по основным объектам природного и культурно-исторического наследия, профессионально организованные и с квалифицированными гидами. При осуществлении выбора маршрута для целей экологического туризма важно, прежде всего, выяснить основные с точки зрения расположения, отношения к заповедной зоне, специфики воздействия источники антропогенных влияний.

Основная роль в формировании конкурентоспособной, эффективной и процветающей туристской дестинации должна отводиться государству. Обращаясь к опыту западноевропейских стран, легко выявить зависимость между государственной поддержкой туристской отрасли и успехом этой же отрасли: чем больше государство содействует развитию туризма, инвестируя и регулируя эту отрасль экономики, тем больше ее рентабельность и популярность не только в пределах собственной страны, но и далеко за ее пределами. Во многих европейских странах созданы благоприятные условия для развития туризма, в частности предусмотрены налоговые преференции, льготы, облегчена процедура прохождения через границу, снижены таможенные пошлины, проводятся меры по созданию благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма, увеличиваются статьи государственных расходов по

части развития туризма, проводятся широкомасштабные рекламные кампании в зарубежных средствах массовой информации.

В настоящее время Правительством РД проводится определенная работа по развитию туризма, в частности проводятся мероприятия, направленные на создание благоприятного образа республики, что является приоритетной задачей. Проделана огромная работа в рамках реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан. В частности была проведена реконструкция туристского центра «Золотые пески» Дербентского района, были проведены работы по созданию туристического комплекса в Бежтинском участке и созданию туристско-рекреационного кластера «Горная здравница».

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» от 02.08.2011 г. № 644 в число инвестиционных проектов вошли: создание туристско-рекреационного комплекса «Золотые дюны» в с. Крайновка Кизлярского района; создание бальнеологической туристской базы «Живой родник» в с. Кардоновка Кизлярского района; реконструкция туристского центра «Золотые пески» в с. Мичурино Дербентского района; создание туристско-рекреационного комплекса на берегу озера Большой Ачиколь в Кизлярском районе; создание туристско-рекреационного комплекса «Цамаури» в Тляратинском районе; создание агро-туристического комплекса «Эколенд» в Хунзахском районе; создание туристско-оздоровительного комплекса «Алмак» в Каз-бековском районе.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 г. № 620 в республике реализуется государственная программа Республики Дагестан «Развитие туристско-

рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы». В 2015 году из республиканского бюджета РД выделены средства в размере 12,8 млн. рублей на реализацию мероприятий данной госпрограммы. Целью госпрограммы РД является формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан, как приоритетного направления развития Республики Дагестан, обеспечива-

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

ющего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах.

Несмотря на существующие программы и концепции, направленные на развитие туризма, на деле степень реализации государственных программ остается низкой. Это объясняется недостаточной активностью территориальных и муниципальных органов власти в деятельности по формированию туристской инфраструктуры, регулированию отношений собственности и т.д.

Основной проблемой развития туризма в Дагестане является отрицательный имидж республики, создаваемый СМИ. Именно из-за негативного образа республики в информационном поле страны большинство туристов отказываются приезжать в Дагестан, несмотря на огромный туристский потенциал региона, не уступающий лучшим курортам России. Решением данной проблемы является проведения мер по очищению и обелению имиджа республики посредством использования маркетинга территорий и интернет - маркетинга [11; 12].

В республике принята концепция «Бренд нового Дагестана», содержащая в себе основные положения по формированию принципиально нового бренда республики, узнаваемого по всей России. В концепции также спланированы основные мероприятия по продвижению бренда с целью повышения инвестиционной привлекательности и увеличению турпотока.

Улучшение и формирование положительного имиджа и уровня привлекательности республики для других регионов РФ, а также для международных организаций возможно посредством территориального бренда. Рациональный и системный подход к осуществлению проекта позволит наладить гармоничные и взаимовыгодные отношения с основными целевыми группами: инвесторами, населением, туристами, средствами массовой информации. Успех брендинга во многом будет определен тем, как отечественные и зарубежные предприниматели будут воспринимать образ республики, насколько сильно они будут убеждены, что Дагестан - это современная республика, идущая в ногу со временем, в которой можно проводить деловые совещания и конференции различного уровня. Во многом от

отношения к республике, будут зависеть дальнейшие инвестиционные проекты, в том числе и в области туризма.

Формирование позитивного туристского имиджа, основанного на природных и культурных богатствах, может стать одним из важных источников регионального дохода Республики Дагестан в развитии въездного туризма. Процесс создания имиджа начинается с восприятия человеком отдельных внешних и внутренних характеристик какого-либо объекта: турфирмы, турпродукта, потребителей услуг, культуры обслуживания, страны пребывания, путешествия и т. д. [13].

Только при тщательной проработке и дальнейшей реализации эффективной имиджевой стратегии, выбора модели нужного имиджа региона на основании изучения целевого сегмента и выявлений основных предпочтений и желаний потенциальных клиентов можно надеется на успех в проведении кампании по формированию благоприятного имиджа региона. В целом, это довольно кропотливый процесс, который может занять не один год, особенно учитывая специфику Дагестана и сложную ситуацию, сложившуюся вокруг республики. Формирование положительного имиджа республики - процесс долгий и сложный, требующий к себе особого внимания со стороны региональных властей и системного подхода. Стоит учитывать и то, что средства, вложенные в мероприятия по брендингу и имиджированию, с течением времени многократно себя окупят посредством увеличения въездного турпотока и соответствующим притоком денежных средств и тем самым позволит вдохнуть новую жизнь в туристскую отрасль республики.

Основным фундаментом для нового бренда и для формирования положительного имиджа республики является ее особое географическое положение, историко-культурное наследие, народные промыслы и ремесла, национальная кухня, природные достопримечательности, традиции дагестанцев. Надо проводить регулярные пресс-туры для журналистов и блоггеров из разных регионов России, активизировать работу в СМИ по освещению всего положительного, что происходит в республике, рассказывать о результатах инвестиционной деятельности.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

Формирование положительного имиджа Дагестана должно стать системной задачей, а не разовыми мероприятиями. Задачу формирования положительного образа республики существенно смог бы решить инструмент интернет-маркетинга.

Благодаря техническому прогрессу рассказывать и рекомендовать понравившиеся услуги стало намного проще. Таким образом, туристы могут не просто рассказать при личной беседе своим друзьям и знакомым об опыте их путешествия, но и сделать пост в блоге, социальных сетях. Скорость распространения информации, как положительной, так и отрицательной, возросла, поэтому компания, активно развивающаяся и создающая бренд на любом рынке, должна следить за удовлетворенностью клиента. Ряд исследователей в туристической сфере показал, что именно удовлетворенность - сильный индикатор в намерениях людей еще раз вернуться и порекомендовать туристические продукты другим людям. Рекомендации от друзей воспринимаются как самый надежный источник информации. Если туристы удовлетворены туристическим продуктом или сервисом, то они с большей вероятностью захотят поделиться этим опытом с друзьями и знакомыми, запуская тем самым эффект «из уст в уста».

Интернет-ресурсы и социальные медиа создали новые возможности и пути развития туроператоров, гостиниц и других игроков индустрии гостеприимства в первую очередь за счет формирования новых каналов информационного обеспечения потребителей услуг. Компании, действующие в индустрии гостеприимства и туризма, существуют фактически в новой коммуникационной системе. Гостиницы могут взаимодействовать со своими клиентами в таких социальных СМИ, как Facebook, Flickr, Twitter,

YouTube, Booking, Tripadvisor, Instagram и путем обмена информацией с клиентами контролировать качество своего сервиса, исправлять допущенные в работе ошибки и недочеты, а также уточнять реальный имидж и позиционирование своих брендов [14].

С учетом современных механизмов развития туризма в качестве элементов общего процесса долгосрочного устойчивого развития в целом, необходимо ввести туризм в модель общей политики в области планирования и развития страны и региона. Создание такой интеграции разрешит, например, любые потенциальные конфликты, связанные с использованием определенных ресурсов или мест для различных областей развития. Также обеспечит использование многоцелевой инфраструктуры туризма в регионе на благо местных потребностей населения и туристов. Особое внимание должно уделяться разработке и принятию планов развития туризма для конкретного региона, что позволит управлять принятием решений по вопросам содействия продвижению туристического продукта. Механизмы развития должны быть гибкими и адаптироваться к изменениям окружающей среды, так как слишком жесткие механизмы особенно со стороны государства, не могут позволить реагировать на изменения. При гибких механизмах нельзя забывать о своих целях и основных задачах, даже если изменения касаются конкретной модели развития, путей и методов реализации задач.

Туристско-рекреационный комплекс следует рассматривать как один из наиболее перспективных и приоритетных направлений развития экономики Республики Дагестан. Туризм как один из ключевых компонентов сектора услуг имеет потенциал роста, так как регион имеет уникальный рекреационный ресурс.

Наиболее перспективными направлениями развития туристических услуг в РД являются: лечебно-оздоровительный, экстремальный и горнолыжный, культурно-познавательный и этнический, сельский и экологический, пляжный. Развитие турист-ско-рекреационного комплекса предполагает разработку комплекса целей, включая как структурные изменения, так и системные

процессы в сфере туризма и отдыха. Стратегическими направлениями совершенствования туристско-рекреационного комплекса должны стать:

1. Институциональная поддержка туристско-рекреационного комплекса, которая позволит создать эффективную систему взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного са-

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

моуправления и бизнес-структур в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

2. Привлечение инвестиций в перспективные проекты туристической отрасли.

3. Создание современной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса.

4. Улучшение кадрового обеспечения отрасли за счет развития сети учреждений профессионального образования, готовящих специалистов по востребованным отраслью направлениям, а также введения независимой системы сертификации работников туристско-рекреационного комплекса.

5. Поддержка научно-исследовательской деятельности в турист-ско-рекреационной сфере.

6. Повышение уровня безопасности туристских объектов, подготовка информационных изданий по безопасному пребыванию на территории Республики Дагестан.

7. Использование маркетингового подхода для развития туристического сектора, разработка и применения инструментов туристического маркетинга для формирования позитивного туристского имиджа Республики Дагестан.

Развитие маркетинга туризма в Республике Дагестан потребует значительных инвестиций в строительство гостиниц, дорог, коммуникаций, должны быть использованы новые формы туризма и отдыха во всех сферах социально-экономической жизни общества. При этом основной акцент должен быть сделан на следующие маркетинговые мероприятия в туристической деятельности: - разработка, юридическая регистрация и продвижение туристских брендов Республики Дагестан;

- создание видеопродукции о туристско-рекреационном потенциале республики;

- разработка и тиражирование путеводителей по маршрутам этнокультурного туризма на русском и английском языках;

- организация ознакомительных и рекламных туров по Республике Дагестан для российских и зарубежных журналистов, представителей туристского бизнеса и профессионалов в сфере туризма;

- участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях российского и международного уровней;

- организация совместных туристских проектов с республиками Северного Кавказа и странами Каспийского бассейна (сквозные маршруты, круизный туризм);

- использование инструментов интернет-маркетинга.

Новые тенденции, в том числе позитивные результаты последних лет, подтверждают, что рост индустрии туризма Дагестана, который был отмечен еще несколько лет назад, становится все более и более стабильным и долгосрочным. Эти и другие позитивные события рассматриваются как необходимое условие для привлечения инвесторов. Основная задача на сегодняшний день - это создание и развитие новых объектов туристической инфраструктуры, дальнейшее развитие индустрии отдыха и оздоровления. Формирование механизма регулирования и поддержки развития рынка туризма Дагестана будет способствовать росту доходов республиканского бюджета, созданию дополнительных рабочих мест в секторе и увеличению денежных доходов населения. Это в конечном итоге превратит индустрию туризма в высокодоходную сферу дагестанской экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Камалова Т.А., Исмаилова Э.А. Туристско-рекреационный потенциал Республики Дагестан как туристической дестинации II Экономика и предпринимательство. 2014. N10. С. 402-405.

2. Гусенова Д.А. Этнотуризм в Дагестане: проблемы и перспективы развития II Теория и практика общественного развития. 2013. N12.122 с.

3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2015 г. II Публикации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Даге-

стан. URL:

http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagsta t/ru/publications/official_publications/electronic_versions /(датаобращения: 11.10.2016).

4. Камалова Т.А., Нажмутдинова С.А. Маркетинговые подходы к формированию региональной инфраструктуры сферы туризма II Вопросы структуризации экономики. 2013. N2. С. 74-77.

5. Атаева Т.А. Значение макрофакторов в развитии туризма в Республике Дагестан II Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

«Актуальные вопросы развития современного общества», Курск, 18 апреля, 2014. С. 58-61.

6. О развитии туристской индустрии в Республике Дагестан II Отчеты Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан. URL: http://dagtourism.e-dag.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/ (Дата обращения 15.10.2016).

7. Аванесов С.С., Магомедов A.M. Потенциал развития экстремального туризма в Дагестане II Вопросы структуризации экономики. 2014. N1. С. 294-296.

8. Даитов В.В. Перспективы развития культурно-исторического туризма в Республике Дагестан в контексте социологического исследования отрасли II Наука и мир. 2015. Т.1. N11(27). С. 137-139.

9. Леонова Н.В., Чайка В.П. Политика устойчивого развития сельских территорий ЕС II Международный сельскохозяйственныйжурнал. 2008. N1. С. 3-9.

10. Шахшаева Л.М. Туристический маркетинг как инструмент социально-экономического развития горных территорий II Материалы l-ой Международ-

ной научно-практической конференции «Горные территории: вопросы сохранения самобытности и обеспечения устойчивого развития», Махачкала, 3 апреля, 2015. С. 175-177.

11. Анисимова А.О., Калякина И.М., Курганова А.Ю. Сущность и проблемы маркетинга в туризме II Современные наукоемкие технологии. 2014. N7-2. С. 153-154.

12. Симонян Г.А., Сарян A.A. О некоторых особенностях построения системы туристического маркетинга территории II Современная научная мысль. 2015. N1. С. 113-119.

13. Атаева Т.А. Влияние туризма на создание положительного образа бренда Республики Дагестан II Теория и практика общественного развития. 2015. N14. С.57-59.

14. Былина В.Ю., Голик B.C. Использование социальных сетей в маркетинге взаимоотношений II Маркетинг в России и за рубежом. 2015. N2 (106). С. 113-119.

REFERENCES

1. Kamalova T.A., ismailova E.A. Tourist recreation potential of the Republic of Dagestan as the tourist destination. Ekonomika i predprinimatei'stvo [Economy and Business], 2014, no. 10, pp. 402-405. (In Russian)

2. Gusenova D.A. Ethno-tourism in Dagestan: Problems and Prospects. Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2013, no. 12,122 p. (In Russian)

3. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Dagestan za yanvar'-dekabr' 2015 g. [Socio-economic situation of the Republic of Dagestan in January-December 2015] Available at:http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dag stat/ru/pubiications/officiai_publications/electronic_versi ons/(accessed 11.10.2016).

4. Kamalova T.A., Nazhmutdinova S.A. Marketing approaches to the formation of tourism regional infrastructure. Voprosy strukturizatsii ekonomiki [Structurization Questions of Economy], 2013, no. 2, pp. 74-77. (In Russian)

5. Ataeva T.A. Znachenie makrofaktorov v razvitii turizma v Respubiike Dagestan [The value of the macro factors in the development of tourism in the Republic of Dagestan], Materialy 4-oi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obshchestva», Kursk, 18 aprelya, 2014 [Proceedings of the 4th International Scientific-practical Conference "Actual Problems of Development of Modern Society", Kursk, 18 April 2014]. Kursk, 2014, pp. 5861. (In Russian)

6. O razvitii turistskoi industrii v Respubiike Dagestan [Development of the tourism industry in the Repub-

lic of Dagestan], Available at: http://dagtourism.e-dag.ru/deyateinost/statistika-i-otchety/ (accessed 15.10.2016).

7. Avanesov S.S., Magomedov A.M. The potential for development of extreme tourism in Dagestan. Voprosy strukturizatsii ekonomiki [Structurization Questions of Economy], 2014, no. 1, pp. 294-296. (In Russian)

8. Daitov V.V. Prospects of development of cultural-historical tourism in the Republic of Dagestan in the context of sociological research of industry. Nauka i mir [Science and World], 2015, vol. 1, no. 11(27), pp. 137139. (In Russian)

9. Leonova N.V., Chaika V.P. The policy for stable development in rural areas of the EU. Mezhdunarodnyi sei'skokhozyaistvennyi zhurnal [International Agricultural Journal], 2008, no. 1, pp. 3-9. (In Russian)

10. Shakhshaeva L.M. Turisticheskii marketing kak instrument sotsiai'no-ekonomicheskogo razvitiya gornykh territorii [Travel Marketing as a tool for socioeconomic development of mountain areas], Materialy I-oi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Gornye territorii: voprosy sokhraneniya samobytnosti i obespecheniya ustoichivogo razvitiya», Makhachkala, 3 aprelya, 2015 [Proceedings of the 1st International Scientific and Practical Conference "Mountain areas: the Conservation of identity and Stable Development", Makhachkala, 3 April 2015]. Makhachkala, 2015, pp. 175177. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Anisimova A.O., Kaiyakina I.M., Kurganova A.Yu. The essence and problems of marketing in tourism.

Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High gestan. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya

Technologies], 2014, no. 7-2, pp. 153-154. (In Russian) [Theory and Practice of Social Development], 2015, no.

12. Simonyan G.A., Saryan A.A. Some features of the 14, pp. 57-59. (In Russian)

construction of tourism marketing system of the territo- 14. Bylina V.Yu., Golik V.S. The use of social net-

ry. Sovremennaya nauchnaya mysi' [Modern Scientific works in the relationship marketing. Marketing v Rossii i

idea], 2015, no. 1, pp. 113-119. (In Russian) za rubezhom [Marketing in Russia and Abroad], 2015,

13. Ataeva T.A. The impact of tourism on the creation no. 2 (106), pp. 113-119. (In Russian) of a positive image of the brand of the Republic of Da-

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ и

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 2 2017 /• -Ж РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.2 2017 f jf ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Принадлежность к организации

Татьяна А. Камалова* - к.т.н., профессор кафедры коммерции и маркетинга Дагестанского государственного университета, тел. +79882900057, ул. Батырая, 4, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

Гамзат У. Магомедбеков - к.э.н., доцент кафедры менеджмента Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Россия. Саидат А. Нажмутдинова - к.э.н., профессор кафедры коммерции и маркетинга Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Россия.

Нурмагомед А. Абдуллаев - к.э.н., доцент кафедры коммерции и маркетинга Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Россия.

Критерии авторства

Татьяна А. Камалова сформулировала концепцию, организовала исследование. Все авторы участвовали в сборе, обработке материала и анализе полученных данных. Все авторы в равной степени ответственны при обнаружении плагиата.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 27.10.2016 Принята в печать 07.11.2016

AUTHORS INFORMATION Affiliations

Tatyana A. Kamalova* - Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Commerce and Marketing, Dagestan State University, tel. +79882900057, Batyraya Street, 4, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Gamzat U. Magomedbekov - Candidate of Economic Sciences, docent of the Department of Management, Dagestan State University, Makhachkala, Russia. Saidat A. Nazhmutdinova - Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Commerce and Marketing, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.

Nurmagomed A. Abdullaev - Candidate of Economic Sciences, docent of the Department of Commerce and Marketing, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.

Contribution

Tatyana A. Kamalova formulated the concept, organized the research. All authors took part in collecting, processing and analyzing of information. All authors are equally responsible in case of plagiarism.

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Received 27.10.2016 Accepted for publication 07.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.