УДК 330
Шахшаева Лиана Магомедовна
старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции
Дагестанского государственного института народного хозяйства
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Shakhshaeva Liana Magomedovna
Senior Lecturer, Marketing and Commerce Department, Dagestan State Institute of National Economy
TOURISM MARKETING AS A TOOL OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Аннотация:
В статье затронута проблема туристской привлекательности Республики Дагестан, представлены основные направления развития туристско-рекреационного комплекса республики. Детально описана современная ситуация, сложившаяся в туристской сфере РД, намечены перспективы ее развития. Особое внимание уделено тому факту, что вопросы развития туристской отрасли решаются на республиканском уровне (постановления правительства РД «О государственной программе Республики Дагестан "Развитие турист-ско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы"», «О Концепции имиджевой политики Республики Дагестан»).
Ключевые слова:
туризм, рекреация, индустрия отдыха, инвестиции, перспективы, маркетинг, туристический маркетинг, Республика Дагестан, туристско-рекреа-ционный комплекс, продвижение туристского продукта, инфраструктура туристических объектов.
Summary:
The article considers attractiveness of the Republic of Dagestan as a travel destination, discusses the main directions of the travel and recreation industry development in the republic. The author describes in detail the current situation in the travel industry of Dagestan, outlines its development prospects. Particular attention is paid to the fact that the questions of the travel industry development are considered at the republican level (Government Decree of the Republic of Dagestan "Concerning the state program of the Republic of Dagestan "Development of travel and recreation industry in the Republic of Dagestan for 2014-2018", "Concerning the image policy conception of the Republic of Dagestan").
Keywords:
tourism, recreation, recreation industry, investments, prospects, marketing, tourist marketing, Republic of Dagestan, travel and recreation industry, promotion of the travel product, infrastructure of tourism facilities.
В настоящее время туризм является одним из ключевых социально-экономических и политических явлений в жизни общества и государства. В данной сфере сочетаются культурные и транспортные составляющие, вопросы безопасности и международного сотрудничества, экологические факторы, уровень занятости населения, актуальность развития гостиничного сервиса, санаторных и курортных учреждений. Туризм является одной из важнейших и высокодоходных отраслей экономики, фактором социально-культурного развития как региона, так и страны в целом, от которого зависят уровень и качество жизни населения.
Развитие туристско-рекреационного комплекса предполагает постановку комплекса подцелей, затрагивающих как структурные преобразования, так и системные процессы в туристско-рекреационной сфере:
- развитие пляжного и морского туризма;
- развитие лечебно-оздоровительного туризма;
- развитие горного туризма;
- развитие научно-познавательного туризма;
- развитие индустрии спорта и развлечений;
- кадровое обеспечение отрасли напрямую связано с образовательной структурой и рынком труда республики;
- создание инфраструктуры в туристско-рекреационном комплексе обусловлено развитием малого предпринимательства;
- безопасность туристов - это комплексная проблема, на решении которой должны быть сосредоточены усилия силовых ведомств при добровольном содействии населения республики;
- развитие бальнеологической базы туристско-рекреационного комплекса определяется качеством системы здравоохранения;
- привлечение туристов на зрелищные мероприятия обусловлено уровнем развития спорта и культуры.
- B6 -
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основные направления развития туристско-рекреационного комплекса представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Направления развития туристско-рекреационного комплекса [1]
Для позиционирования Республики Дагестан как региона, благоприятного для туризма и отдыха, необходимы активные маркетинговые мероприятия, комплексная рекламно-информационная программа по продвижению туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках и повышению инвестиционной привлекательности республики.
Формирование целенаправленного механизма регулирования и поддержки развития туристического рынка Дагестана будет способствовать росту доходов республиканского бюджета, созданию дополнительных рабочих мест в данной отрасли и повышению уровня денежных доходов населения. Данные обстоятельства подталкивают к разработке маркетингового подхода в развитии туристической сферы.
Среди факторов туристической привлекательности Дагестана можно выделить относительную его доступность, уникальность природно-климатических условий, доброжелательное отношение местного населения к отдыхающим, сравнительно невысокий уровень цен, наличие широких спортивных, рекреационных и образовательных ресурсов. По данным Комитета по туризму Республики Дагестан, в 2013 г. количество обслуженных туристов выросло с 240 до 272 тыс., из них более 30 тыс. иностранных туристов. Внутренний туристский поток стабильно растет в последние годы и составляет 4-7 % в год. На территории республики насчитывается 35 туристских предприятий, 110 гостиниц, 23 санатория, 51 туристическая база. Общее количество занятых в туристской отрасли на постоянной основе достигает 6,5 тыс. человек.
Объем платных туристских услуг в 2013 г. составил 4 610 млн руб., объем платных услуг гостиниц - 590 млн руб. и за 1-е полугодие 2014 г. - 2 934 млн руб. Объем налоговых отчислений предприятий туристской отрасли за два года вырос вдвое. Так, в 2011 г. отчислялось 160,0 тыс. руб., в 2013-м - 359,0 тыс. руб.
Введены в строй дома отдыха и туристско-развлекательные центры на побережье Каспийского моря: ДО «Малибу», ДО «Дельфин», РК «Москва», гостиница «Каспий», ДО «Джами» и другие. Отметим, что цены на услуги этих гостиниц и домов отдыха колеблются в интервале от 1 000 до 4 000 руб. в сутки. В Махачкале, на побережье, введены в эксплуатацию отель «Метрополь» (53 номера на 100 мест) и туристическая база «Бригантина» (43 номера на 110 мест); в Кумтор-калинском районе, вблизи г. Махачкалы, построен четырехзвездочный отель «Сарыкум» (54 номера на 110 мест); в городе Избербаше, на побережье - отель «Кассиопея» (26 номеров на 70 мест); в Дербенте, на берегу Каспийского моря, построена гостиница «Заря» (16 номеров на 40 мест) и культурно-развлекательный центр «Алые паруса» (14 номеров на 42 места) [2].
В 2014 г. республиканским бюджетом на реализацию туристской деятельности в республике предусмотрено 134 млн руб. Правительством Республики Дагестан в ноябре 2013 г. было принято постановление № 620 «О государственной программе Республики Дагестан "Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы"» с финансированием в размере 59,131 млн руб. [3].
Пять инвестиционных проектов были включены в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: три объекта в Кизлярском районе: туристско-рекреационный комплекс «Золотые дюны» в с. Крайновка, бальнеологическая туристская базы «Живой родник» в с. Кардоновка, туристско-рекреационный комплекс на берегу озера Большой Ачиколь, а также туристский центр «Золотые пески» в с. Мичу-рино Дербентского района, оздоровительный комплекс «Алмак» в Казбековском районе. На строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры этих инвестиционных проектов в порядке
софинансирования из федерального бюджета планируется выделение средств в размере 509,15 млн руб. [4].
Отмеченные факторы подчеркивают необходимость разработки и применения инструментов туристического маркетинга в Республике Дагестан для повышения уровня социально-экономического развития данного региона.
Приоритетные проекты развития Республики Дагестан предполагают улучшение имиджа региона. В декабре 2013 г. принято постановление правительства «О Концепции имиджевой политики Республики Дагестан». Была выработана стратегия формирования привлекательного туристского имиджа и бренда Республики Дагестан, которая предполагает развитие въездного туризма в республике. Для этого необходимо: активное участие в международных и региональных туристских выставках и форумах; тесное сотрудничество с туристскими СМИ и интернет-порталами; разработка и издание красочной рекламно-полиграфической продукции; активная работа в социальных сетях; проведение ознакомительных пресс-туров для журналистов и блогеров.
Складывающиеся тенденции, в том числе положительные результаты последних лет, убеждают в том, что подъем туристической отрасли Дагестана, наметившийся несколько лет назад, все больше приобретает устойчивый и долгосрочный характер. Эти и другие позитивные процессы рассматриваются как важнейшее условие привлечения инвесторов. Главная задача на сегодняшний день - это создание и развитие новой инфраструктуры объектов туризма, дальнейшее развитие индустрии отдыха и оздоровления. Это позволит в перспективе превратить туризм в высокодоходную отрасль дагестанской экономики и интегрировать ее в российскую и мировую индустрию. И тогда отдых в Дагестане станет для многих россиян не менее привлекательным, чем в Анталии или на Кипре.
Ссылки:
1. Шахшаева Л.М. Перспективы развития туристического маркетинга в Республике Дагестан // Маркетинг: реальность и взгляд в будущее : сб. материалов междунар. конф. Варна, 2012.
2. Дагестан: развитие туризма [Электронный ресурс] // МК в Дагестане. 2014. 14 нояб. 11Р1_: http://mkala.mk.ru/arti-cles/2014/11/14/dagestan-razvitie-turizma.html (дата обращения: 28.04.2015).
3. Там же.
4. Там же.