ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
^н а род ная художественная куль тура
в системе профессио наль но го ОБ ра зо ва ния студентов в вузе
УДК 37.013:398
П. Н. Магомедова
Дагестанский государственный педагогический университет
Автор рассматривает проблемы совершенствования содержания профессионального образования студентов, внедрения новых форм организации образовательного процесса в вузах. Ориентация современного образования на формирование гуманитарной культуры личности с позиций общечеловеческих ценностей предполагает создание таких условий, которые будут способствовать проявлению и развитию её потенциальных творческих качеств, определяющих своеобразие личностного участия будущего педагога в культурной жизни. Педагогическое осмысление духовной ценности культуры позволяет активизировать творческую деятельность студентов, найти оптимальное сочетание методов, приёмов и форм обучения, при котором народная художественная культура изучалась бы как определённый эстетический феномен и не потеряла бы своей познавательной сущности. Использование в содержании художественно-педагогического образования ценностного потенциала народной художественной культуры обеспечивает профессиональное становление студентов в вузе, формирование опыта художественно-творческой деятельности и эстетической культуры, что в целом способствует педагогическому творчеству.
Ключевые слова: профессиональное образование, образовательный процесс, формирование личности, общечеловеческие ценности, народная художественная культура.
P. N. Magomedova
Dagestan State Pedagogical University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, M. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation, 367003
FOLK ART CULTURE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS
The author considers the problem of improving the content of vocational education students, introduction of new forms of organization of educational process in the universities. Orientation of modern education on the formation of the humanitarian culture with the view of universal values implies the creation of such conditions that will contribute to the appearance and development of its creative potential qualities which define the originality of the personal participation of a future teacher in cultural life. Pedagogical comprehension ofspiritual values ofculture enables creative activity ofstudents, find the best combination of methods and forms of training, at which the folk art culture taking as a certain aesthetic phenomenon and not lost their cognitive entity. Use in the content of artistic and pedagogical education of the value potential of folk art culture provides the professional development of students, formation of experience of artistic creativity and aesthetic culture, to promote pedagogical creativity.
Keywords: professional education, educational process, formation of the personality, human values, folk art culture.
МАГОМЕДОВА ПАТИМАТ НАБИЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан
288 MAGOMEDOVA PATIMAT NABIEVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Dagestan
State Pedagogical University, Mahachkala, Republic of Dagestan
e-mail: [email protected] © Магомедова П.Н., 2014
^ Образование в сфере культуры
ф
Внимание к проблеме совершенствования содержания профессионального образования студентов, внедрение новых форм организации образовательного процесса в вузах обуславливают необходимость учёта закономерностей развития личности. Реализация задачи формирования личности, обладающей реальным уровнем гуманитарной культуры, способной транслировать общечеловеческие ценности, предъявляет новые требования к профессиональным качествам педагога. В современном обществе востребован не просто учитель-предметник, а «человек культуры», способный, в свою очередь, воспитывать подрастающие поколения на основе ценностей народной художественной культу ры.
Современные подходы к проблеме обновления содержания профессионального обра зова ния студен тов в вузе пре ем ст вен но связаны с гуманистической традицией в педагогике, которая берет начало в глубинных истоках человеческой культуры. Определённое значение при рассмотрении методологических аспектов становления педагога имеют труды учёных, определивших общие закономерности высшего профессионального образования и технологии педагогического образования (С. И. Архангельский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, и др.); разработавших теоретические основы психологии личности и концепции формирования личности учителя (А. Н. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. С. Выготский, Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, А. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.); обосновавших чело-векотворческую функцию культуры (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев и др.). Многие учёные придают большое значение целостной организации процесса образования и воспитания студен тов.
Ориентация современного образования на формирование гуманитарной культуры личности с позиций общечеловеческих ценностей предполагает создание таких условий,
которые будут способствовать проявлению и развитию потенциальных творческих качеств, определяющих своеобразие личностного участия будущего педагога в культурной жизни. Творческий характер профессиональной деятельности педагога-художника должен способствовать как собственному лич ност но му раз ви тию, так и воспи та нию художественно-эстетических потребностей учащихся, формированию их творческой активности.
Миссия совре мен ной сис темы образования как одного из важнейших социальных институтов состоит в обеспечении устойчивости, стабильности и целост ности общест ва. Поэтому актуальна задача современного художественного образования, заключающаяся в разработке такой системы образования и воспитания, которая будет способствовать обретению подрастающими поколениями нравственных и эстетических ориентиров на основе комплекса региональных традиций народной художественной культуры.
Система художественного образования нового поколения базируется на положениях государственных документов, учитывающих из ме не ния, про ис ходя щие как в социальной среде, так и в личностной структуре подрастающего поколения. Образовательная система, обеспечивающая социальный заказ общества по воспитанию саморазвивающейся личности, способной к самореализации в этнокультурной среде, должна обеспечивать непрерывность и преемственность образования.
Так, в На циональной док три не раз ви тия образования в Российской Федерации определены приоритетные направления развития образовательного пространства России, сложившие ся на ос нове выс ших гума нисти-че ских цен но стей, соци аль ного и ду ховного опыта общества. В качестве важнейших целевых установок этого проекта обозначены: обеспечение исторической преемственности; сохранение, распространение и развитие национальной культу ры, вос пи та ние бе реж но-го отношения к историческому и культурно-
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
ф
му прошлому; формирование культуры мира и межличностных отношений.
Забота о сохранении единого образовательного пространства потребовала особого подхода к разработке содержания непрерывного образования. В культурологической парадигме нашли отражение главные направления поддержки национальных традиций культуры этносов, разработка механизмов взаимодействия системы образования и общественных институтов.
Все это способствовало появлению новой государственной этнокультурной образовательной политики, ориентированной на целенаправленную деятельность по формированию приоритетных направлений развития современного образования в условиях полиэтничности, многоязычия и многокон-фессиональности состава страны, общности ис тори че ских и ду хов ных ос нов народов и культур России. В России утвердилось качественно новое направление образования, сущность которого отразилась в понятии «этнокультурное образование», и сформировались методологические подходы развития системы этнохудожественного образования как её подсистемы.
В «Концепции этнокультурного образования в Российской Федерации» отмечается, что содержание этнокультурного образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую куль-
туру[7].
Современная преемственная система этнохудожественного образования (Т. Я. Шпика-лова, Т. И. Бакланова, Л. В. Ершова) характеризуется направленностью на формирование и развитие художественной культуры личности в процессе осмысления народного художественного творчества. Народная художественная культура рассматривается в ней как осо бая ду хов ная цен ность, в ко торой сконцентрирован эстетический, художественный, нравственный опыт мировосприятия народа, сложив ший ся на ос но ве взаи модей ст вия народного и профессионально-художественного искусства [3; 7; 8].
Проблема профессионального становления педагога в условиях современного образования исследуется учёными в различных аспектах. Этнохудожественное образование сегодня — это «целенаправленный непрерывный педагоги ческий процесс приобщения учащихся к этнической культуре» [7, с. 8] через освоение художественной культуры своего народа и человечества, один из важней ших спо со бов раз ви тия и фор ми рова ния личности, её творческой индивидуальности, интеллектуального и духовного богатства.
Содержание про фессиональной под го тов-ки студентов на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета определяется комплексом методологических подходов этнохудожественного образования, обозначенных в «Концепции этнокультурного образования в РФ» [7]. Культурно-исторический, системно-деятельный, этнорегиональный подходы осуществляются средствами народного и изобразительного искусства, на основе взаимодействия народного искусства с разными областями профессионального искус ст ва, а так же ин те гра ции раз но образ ных явлений этнохудожественной культуры в целостном педагогическом процессе.
Процесс формирования профессиональных качеств будущих педагогов-художников и моделирования педагогических условий организации учебно-творческого процесса в вузе определяется полифункциональностью искусства, своеобразием художественно-образной структуры разных её видов. Обосновывая необходимость включения широкого спектра народных художественных традиций разных регионов в содержание вузовского обра зо ва ния, вид ный учё ный в об лас ти художественной педагогики Т. Я. Шпикалова отмечает, что «...национально-региональный подход помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными осо бен но стя ми сво его ре гиона, пси хо логию этноса со спецификой национальных обычаев и тра ди ций с худо же ст вен ной культу рой других народов. В итоге это влияет не толь-
ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
ко на формирование национального самосознания, но и на уважительное, толерантное отношение к иным культурам и народам» [8, с. 254].
Педагогическое осмысление духовной ценности культуры позволяет активизировать творческую деятельность студен тов, най ти оптимальное сочетание методов, приёмов и форм обучения, при котором народная художественная культура изучалась бы как определённый эстетический феномен и не потеряла бы своей познавательной сущности.
Народ ное ис кус ст во как древ ней ший вид человеческой деятельности и базис всей культуры обладает богатейшими потенциями в эво лю ции че лове ка в раз но образ ных сферах жизнедея тельности.
Традиционное народное декоративно-прикладное искусство хранит исторический опыт и способно оказать человеку помощь в его противостоянии вызовам современности, формировании оптимистичной предметно-пространственной среды обитания человека, находящегося в полной гармонии с природой, обществом и самим собой. Это искусство помогает человеку сохранять в себе человечность, развивать творческое мышление, ин туи цию, уверен ность в своих си лах, са мо стоя тель ность в ре шени ях, пр. Про из ведения традиционного народного искусства содержат знаково-символическую систему, которая позволяет актуализировать культурно-историческое наследие.
В трудах ведущего искусствоведа М. А. Некрасовой представлен опыт раскрытия основных понятий народного искусства и пара мет ров новой пара диг мы тео рии народ ного искусства. «Народное искусство — целостная сис те ма школ тра ди ций, сис те ма, развивающаяся по своим за конам, как осо бый тип творчества в культуре. На основе местной традиционной культуры... народное искусство функционирует в разных формах как живая тра диция, представляет очаги тра ди-ционной народной культуры. Народное ис-кусст во как целост ность воспроизводит свой образ мира. Утверждает сущностные силы
культуры. Они проявляются и в творчестве, и в спросе, исходящем также из ценностных ориентиров.. В этом сила образовательно-воспитательного значения народного искусства, его духовно-нравственное эстетическое воздействие» [5, с. 82].
Именно в силу этого народное искусство занимает значительное место в образовании, приобре тая в нем все большую вос пи татель-ную роль и педагогическое значение в духов-но-нрав ст вен ном содержа нии.
Формирование национальных особенностей, национального характера культуры происходит на протяжении значительного исторического периода под влиянием целого ряда факторов. Национальное своеобразие и на циональные осо бенности вос при ятия мира на ходят яр кое от ра же ние в ис кус ст ве.
Основной источник национального своеобразия дагестанского народного искусства — социально-историческое бытие во всей её конкретности, особенности духовной жизни общества, национального характера культуры, её традиций. В силу своей целостностной природы, народное искусство обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать психологический склад народа.
Каждый вид народного искусства обладает своими специфически ми возмож ностя ми для воспроизведения национального. Национальное в искусстве обладает устойчиво стью и про яв ляет ся как в содер жа нии, так и в форме художественного произведения. Эти ус той чи вые на цио нальные тра ди ции и вкусы являются факторами, регулирующими предпочтения в процессе отбора и освоения художественных ценностей, созданных другими народами.
Не существует чисто национального искусства, недоступного восприятию другого народа. Чем выше культурный уровень национального бытия художественных традиций, тем более ак тив но народ ное ис кус ст во включает ся в меж культур ные кон так ты, обогащает ся тра диция ми дру гих национальных художественных школ. Взаимообогащение и взаимовлияние национальных художествен-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
ных культур, обусловленные социально-историческими изменениями, интенсивностью меж культурных кон так тов, де ла ют не возможным национальную односторонность и ограниченность. Целостность народного искусства определяется единством общечеловеческих мотивов символов, лежащих в его основе, гуманистической направленностью.
Характеризуя народное искусство как тип художественного творчества, М. А. Некрасова отмечает его значение в народной художе-ст вен ной культу ре, имею щей свои осо бен но-сти исторического, художественного развития. «Каждый народ несёт свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Передаваясь из поколения в поколение как результат коллективного творчества, эти традиции приобретают устойчивые выразитель но-эмоциональные струк ту ры, ко торые проходят сквозь века и далее тысячелетия» [6, с. 42].
В процессе исторического развития народов Дагестана параллельно формировались материальная, духовная, социальная и художественная культура. Народные художествен ные тра ди ции раз ви ва лись, син те зи руя материальную и духовную культуру, тем самым мате риа ли зуя в худо же ст вен ных про из-ведениях традиционное мировоззрение.
История дагестанского искусства развивалась в близком взаимодействии с культурами сопредельных других народов. В культурах народов Кавказа наблюдаются общие черты сложения традиций народного искус-ст ва. Вме сте с тем, худо же ст вен ное насле дие народов Дагестана отличается самобытными чер та ми, харак тер ко торых во мно гом оп ре-деляется требованиями различных религиозных верований и обрядов, через которые про шли все да ге стан ские народы, а так же длительным сохранением феодальной сис-те мы. Все эти осо бен но сти ис тори че ско го процесса наложили своеобразие на духовную жизнь да ге стан цев.
Как отмечают дагестанские историки, этнографы М. М. Маммаев, П. М. Дебиров, Д. М. Магомедов, А. Д. Амирбеков, в Дагестане
сложилась самобытная культура, накопившая опыт соз да ния за ме чатель ных па мят ников искусства. Сохранению традиций неповторимости и своеобразия художественных систем традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства в условиях по стоян ных кон так тов и взаи мовлия ний спо соб ст вова ли, с од ной сторо ны, соци аль-ные условия бытового уклада жизни горцев, а с другой — относительная устойчивость художественных традиций [1]. Художественно-образная структура памятников народного творчества, заключающая в себе значения эстетического, этнического порядка, ценна тем, что способствует выявлению в традиционной культуре этносов исключительного многообразия типов, видов, форм произведений; материалов, технических средств и приёмов изготовления; бытового применения, раз лич ных функ ций.
Этническая культура, как составляющая культуры любой нации, несёт в себе древней шие тра ди ции, про яв ляю щие ся в особенностях бытового уклада, фольклора, народных промыслов и пр. Вместе с тем, в научных источниках национальная культура не сводится к этнической. Народный, этнический опыт жизнедеятельности — исходный базис национальной культуры, определяю щий её свое обра зие и непо вто ри мость. Консерватизм, уходящая в далёкое прошлое преемственность, ориентация на сохранение истоков — характерные черты этнической культу ры.
А. С. Кармин, раскрывая свой взгляд на роль и место этнической культуры в современности, пишет: «Этническая культура все больше переселяется в музеи. Её надо знать и изучать, но жить — в современной культу ре.
Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться, и не все из этнической культуры должно быть исключено из неё. Но забо та о сохра не нии или вос ста нов ле нии каких-то незаслуженно забытых плодов древней народной мудрости должна диктоваться не одной только любовью к прошлому, а
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
пре ж де все го лю бовью к буду ще му, не стремлением во что бы то ни стало удержать специфику, отличающую данный народ от другого, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры» [4, с. 147].
Некоторые элементы этнической культуры, так на зы вае мые эт ни че ские сти ли (Кармин), есть у любого народа. Они проявляются в осо бен но стях фольк лора, народ ных про-мы слов, оде ж ды и пр. Так, специфи ка да ге-станской народной культуры в значительной степени связана со спецификой труда и быта горцев и природной средой, зависимость от которой в прошлом была велика.
Дагестанская культура представляет собой древнейшую культуру народов, населявших её со все ми раз но образ ны ми, вхо дя щи-ми в неё яв ления ми ду хов ной и матери аль-ной культуры, и включает произведения народного искусства: устный и музыкальный фольклор, обряды, обычаи, приметы, верования и др.
Сегодня проблема сохранения и развития тра ди ций в цен трах худо же ст вен ных промыслов приобретает особую актуальность. Народное искусство и, в частности, народные художественные промыслы переживают слож ное вре мя. Про из ве де ния тра ди-ционного прикладного искусства содержат исторические черты национальных культур, которые неизбежно утрачиваются, трансформируются.
Народная художественная культура обладает специфически ми потенция ми в разви-
тии человека, помогающими противостоять вызовам современного глобализующегося мира. В си лу сво ей специфи ческой при роды народная художественная культура может оказывать мощное воздействие на все сферы дея тель но сти и соз на ния че ловека, разви вать его творческие способности, способствовать гармонизации человека с природой, обществом и с самим собой.
Традиционная художественная культура сегодня вос тре бова на, пре ж де все го, как культура духовная в силу присущих различным видам народного искусства эстетических и ду ховно-нрав ст вен ных цен но стей, способных обогащать культуру.
Постигая народную культуру во взаимосвязях, изучая художественно-стилистическую структуру произведений народного творчества, способов декоративной трактовки образов, семантики орнаментального строя, студен ты при ходят к од новремен ному постижению содержания народного мировосприятия, художественного образа в народном искусстве, этнического своеобразия народной культуры и искусства.
Использование в содержании художественно-педагогического образования ценностного потенциала народной художественной культуры обеспечивает профессиональное ста нов ле ние студен тов в вузе, фор ми-рование опыта художественно-творческой деятельности и эстетической культуры, что в целом способствует педагогическому творчеству.
Ф
Примечания
1. Амирбеков А. Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала, 1999.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество : [учебно-методическое пособие] / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. Москва, 2000.
3. Ершова Л. В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика. Шуя, 2004.
4. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. Санкт-Петербург, 1997.
5. Народное искусство России в современной культуре / автор-составитель, научный редактор М. А. Не кра со ва. Мо ск ва, 2003.
6. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. Москва, 1983.
7. Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В. Концепция этнокультурного образования в РФ. Шуя, 2006.
8. Шпикалова Т. Я. Деятельностная парадигма этнохудожественного образования в профессиональ-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
ной подготовке студентов в вузе культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество» // Преемственность инновационных технологий в системе «детский сад — школа — вуз» : [материалы Всероссийской научно-практической конференции]. Махачкала, 2009.
References
1. Amirbekov A. Dzh. Traditsionnoe khudozhestvennoe remeslo Dagestana [Traditional arts and crafts of Dagestan]. Makhachkala, 1999.
2. Shpikalova T. Ya., Porovskaya G. A., eds. Vozvrashchenie k istokam: Narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo [Back to basics: the Folk art and children's creative work]. Moscow, 2000.
3. Ershova L. V. Stanovlenie nepreryvnoy i preemstvennoy sistemy etnokhudozhestvennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Establishment of continuous and successive system of ethnic art education: theory and practice]. Shuia [Shuya], 2004.
4. Karmin A. S. Osnovy kulturologii: morfologiya kultury [Fundamentals of Cultural Studies: Culture morphology]. St. Petersburg, 1997.
5. Nekrasova M. A., ed. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoy kuVture [Folk art of Russia in the modern culture]. Moscow, 2003.
6. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast kuVtury [Folk art as part of culture]. Moscow,1983.
7. Shpikalova T. Ya., Baklanova T. I., Ershova L. V. Kontseptsiya etnokulturnogo obrazovaniya v RF [Concept of ethno-cultural education in the Russian Federation]. Shuia [Shuya], 2006.
8. Shpikalova T. Ya. Activity paradigm of ethnic art education in professional training of students at the University of culture and arts majoring in «Folk art». Continuity innovative technologies in the system of «kindergarten — school — University». Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference. Makhachkala, 2009. (in Russian)
Э
% ГЛ ф
тнохудожественный компонент
в системе ОБразования студентов вуза:
теория и практика
УДК 37.013:398 О. К. Рашидов
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема приобщения молодёжи к народному творчеству и традициям народной художественной культуры, которая позволяет наполнить образование духовно-практическим, нравственно-ценностным содержанием. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, объективное и ценное для педагогической теории и практики. Возрождение народного мировосприятия, сохранение художественных традиций позволит решить ряд задач общекультурного, экологического, интернационального и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Духовное общение отдельных личностей, учителя и ученика основано на преемственности поколений. В декоративно-прикладном искусстве Дагестана под воздействием субъективных и объективных факторов наблюдаются ничем невосполнимые потери, вытеснение некоторых отраслей, угасание многих древнейших центров художественных промыслов. Особо остро это воспринимается в специальных учебных учреждениях, занимающихся изучением данной проблемы. По нашему мнению стал
РАШИДОВ ОСМАННУРИ КАМИЛЬПАШАЕВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, Республика Дагестан
RASHIDOV OSMANNURI KAMIL'PASHAEVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, Head of Department of decorative and applied art, Dagestan State Pedagogical University, Mahachkala, Republic of Dagestan
e-mail: [email protected] © Рашидов О. К., 2014