Библиографический список
1. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Составители: В.И. Столяров и др. Москва: Физическая культура , 2005; Ч. 2.
2. Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Available at: sdushor-kotovsk.68edu.ru/.../Mesto i rol fizicheskoj kultury i sporta v sovremennom obshh
3. Wohl A. Controversies as to the role of sport and its significance for Contemporary Zivilisation. Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical. Education and Sport. 1987; Vol.1. Polish Scientific Publishers: 97 - 115.
4. Heinemann K. Einführung in die Sociologie des Sports. Schorndorf: Hofmann Verlag, 1980: 198 - 211.
5. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту. Вестник спортивной науки. 2006; 1: 43 - 47.
6. Садовой В.П. Студенческий спортивный клуб как эффективная форма воспитания студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 352 - 354.
7. Садовой В.П. Основные подходы развития студенческого спорта в зарубежных вузах. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 57-8: 192 - 199.
References
1. Hrestomatiya po sociologii fizicheskoj kultury i sporta. Sostaviteli: V.I. Stolyarov i dr. Moskva: Fizicheskaya kul'tura , 2005; Ch. 2.
2. Mesto irol' fizicheskoj kultury i sporta v sovremennom obschestve. Available at: sdushor-kotovsk.68edu.ru/.../Mesto i rol fizicheskoj kultury i sporta v sovremennom obshh
3. Wohl A. Controversies as to the role of sport and its significance for Contemporary Zivilisation. Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical. Education and Sport. 1987; Vol.1. Polish Scientific Publishers: 97 - 115.
4. Heinemann K. Einführung in die Sociologie des Sports. Schorndorf: Hofmann Verlag, 1980: 198 - 211.
5. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestnik sportivnoj nauki. 2006; 1: 43 - 47.
6. Sadovoj V.P. Studencheskij sportivnyj klub kak 'effektivnaya forma vospitaniya studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 352 - 354.
7. Sadovoj V.P. Osnovnye podhody razvitiya studencheskogo sporta v zarubezhnyh vuzah. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 57-8: 192 - 199.
Статья поступила в редакцию 30.04.19
УДК 371
Rajabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Decorative Applied Art and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru
Magomedgadzhieva E.M., senior lecturer, Department of Arts and Crafts and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: radjabov-izo@mail.ru
THE ACTUALIZATION OF THE TRADITION OF FOLK COSTUME IN ART EDUCATION AND AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article deals with issues, especially the tradition of folk costume of Dagestan in art education and aesthetic education of schoolchildren. The role and importance of folk traditions in the education of schoolchildren on the basis of optimal involvement of creative pedagogical potential of folk costume in art education of schoolchildren are emphasized. In the modern era, traditional clothing becomes interesting to scientists, designers, fashion designers and teachers. National costume is the pinnacle of folk decorative art. It focuses on many different crafts. Folk costume is an expression of the essence of the people through the external vestments. The authors conclude that the pedagogical potential of folk art traditions testifies to the possibility of using Dagestan folk costume as an effective means of art education, aesthetic education and formation of aesthetic culture of schoolchildren.
Key words: features of traditions, art education, aesthetic education, folk costume of Dagestan, school students.
И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф. каф. декоративно-прикладного искусства и методики преподавания, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru
Э.М. Магомедгаджиева, ст. преп. каф. декоративно-прикладного искусства и методики преподавания, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО КОСТЮМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье рассматриваются вопросы, особенности традиции народного костюма Дагестана в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников. Особо подчёркивается, роль и значимость народных традиций в воспитании школьников на базе оптимального привлечения творческого педагогического потенциала народного костюма в художественном образовании школьников. В современную эпоху традиционная одежда становится интересна ученым, дизайнерам, модельерам, педагогам. Национальный костюм является вершиной народного декоративного искусства. В нём сфокусировано множество различных ремёсел. Народный костюм служит выражением сущности народа через внешнее облачение. Авторы делают вывод о том, что педагогический потенциал народных художественных традиций свидетельствует о возможности использования дагестанского народного костюма как эффективного средства художественного образования, эстетического воспитания и формирования эстетической культуры школьников.
Ключевые слова: особенности традиций, художественное образование, эстетическое воспитание, народный костюм Дагестана, учащихся школ.
Традиции имеются в истории и культуре каждого народа, нации и государства. В истоках традиций лежат как географические условия, историческая преемственность, так и влияние социально- экономического уклада общества. Во все времена общество нуждалось не только в преобразовании, но и в усвоении и поддержании существующих традиций, которые являются основным фондом культуры, результатом новаторской деятельности предшествующих поколений. Национально-художественные традиции находятся в постоянном движении: изменения общественной жизни влияют на их развитие и обогащение. Культурные и художественные традиции народа есть тот основной, неисчерпаемый фонд, освоив и используя который художник-созидатель может сотворить нечто новое, достичь еще одной вершины в искусстве. Накопленный народом художественный опыт есть результат творческих усилий, находок целого ряда поколений людей. Он же, в свою очередь, служит основой дальнейших достижений в художественном творчестве. Опыт художественной культуры базируется на историческом общественном развитии, переходе к более совершенным общественно-историческим формациям.
Народная художественная культура включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии всех национальностей, народов нашей Роди-
ны, в их бытовых традициях, особенностях. Наиболее наглядным примером в этом отношении может служить республика Дагестан. Эта республика по-своему уникальна: здесь живёт множество коренных народностей, различных в языковом и культурном отношении. Что особенно характерно для дагестанцев - это удивительно развитое уважение к опыту старших, к наследию предков. Однако это отнюдь не означает какого-то застоя в художественном творчестве: наследие служит опорой, творческой основой для поиска новых форм художественного выражения. Опыт, накопленный предками, позволяет новым поколениям усвоить основные эстетические понятия, практические художественные навыки и умения.
Художественно-ремесленные традиции - это ничем не заменимая школа эстетического воспитания. Они вырабатывают трудолюбие, усидчивость, аккуратность, тщательность, т. е. именно те черты, которые мы должны перенять у педагогической практики народа, так как именно они наиболее ярко выражены в образцах мастеров народного прикладного искусства. Это положение служит основой для того, чтобы мы на сегодняшнем этапе могли работать над более гармоничным развитием учащихся средней общеобразовательной школы.
Их эстетическое воспитание не должно сводиться к выработке и привитию навыков только лишь к одному из видов или жанров изобразительного
искусства. Национальные художественные традиции должны стать не догмой, а самой необходимой ступенью для усвоения основополагающих принципов изобразительного искусства, векового интернационального художественного опыта.
В преподавании изобразительного искусства необходимо стоять на позициях диалектического подхода к соотношению национальных и интернациональных факторов - традиций и исторически сложившихся форм художественной деятельности, и вместе с тем многовекового опыта международной художественной культуры.
На богатейшем и разнообразнейшем фоне художественного творчества народов страны прикладное искусство Дагестана занимает особое место. Оно имеет множество жанров, технических приемов, декоративных мотивов и форм, исторически сложившихся навыков, художественных традиций.
Вершиной народного декоративного искусства является национальный костюм. В нем сфокусировано множество различных ремесел. Они не просто соподчинены между собой, а служат выражением сущности народа через облачения.
Народная одежда, привычно относимая к области материальной культуры, фактически является одним из важнейших проявлений духовной культуры. Одежда представляет в определённом смысле продолжение человеческого тела, наиболее непосредственно воспринимаемую окружающими «внешнюю» часть человеческой личности. Наш костюм отображает тот наглядный, сознательно конструируемый образ, в каком данный человек хочет предстать перед внешним миром, и ту часть его социального окружения, являющуюся ориентиром его притязаний, с которой он ищет отождествления.
Применительно к традиционному дагестанскому костюму нами были изучены такие искусствоведческие аспекты, как поэтика народного костюма, его художественная образность, символичность, система выразительных средств и др., сделан анализ коллекций одежды дагестанских модельеров последних десятилетий, выполненных с использованием народных традиций [1 - 5].
Значительный вклад в изучение народного искусства и культуры и, прежде всего, декоративно-прикладного творчества внесли исследования П.П Богатыревой, В.М. Василенко, Т.Я. Шпикаловой, М.А. Некрасовой, Д.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова, отражающие осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно-эстетическом, этнографическом и воспитательных аспектах.
Народный костюм как феномен культуры рассмотрен в работах Э.М. Андросовой, Т.И. Игнатьевой, М. Калашниковой, ПС. Масловой, Ю.В. Одношовиной, ПА. Плужниковой, П.Н. Прытковой и др.
Большое значение в исследование русско-национального костюма внесли Е.Н. Студенцской, ПС. Масловой, О.А. Сухоревой, Н.А. Лебедевой, Л.А. Молчановой, Т.А. Крюковой, С.В. Иванова, В.С. Зеленчука, И.Я. Богуславской, Б.А. Рыбакова и др.
Изучение теоретических аспектов проблемы потребовало обращения к трудам отечественных ученых-этнографов С.А. Токарева, Е.М. Шиллинга, С.Ш. Пад-жиевой, ПА. Сергеевой, А.П Булатовой, искусствоведом В.И. Воронов, В.М. Василенко, П.М. Дибирова, ПЯ. Мовчана, С.О. Хан-Магомедова, М.М. Маммаева, Д.А. Чиркова, Э.В. Кильчевской, Д.М. Атаева и др.
Отдельные аспекты изучения костюма и использование деятельности по его созданию рассматривались в исследованиях Т.В. Пановой, Е.В. Плотниковой, Л.В. Стратоновой, Е.В. Ковешниковой, Ю.В. Коваленко, в которых выступал как средство активизации творческого поиска, развития эстетической культуры обучаемого и дизайнерского мышления. Т.Н. Тропина рассматривала русский народный костюм в контексте народной художественной культуры.
С.П. Исенкой исследовала эстетику русского народного костюма и проблемы его сценического воплощения.
Особый научной-методический интерес в плане возрождения нравственной, этнопедагогический, национально-художественной культуры, представляют работы ученых-педагогов республики Дагестан, М.М. Байрамбекова, И.М. Рад-жабова, А.М. Магомедова, Д.М. Мамаева, З.З. Сулейманова, Ш.А. Мирзоева,
A.Н. Нюдюрмагомедова, С.М. Паджимурадова, П.Н. Магомедовой, С.Р. Дамада-новой и др.
Дагестанский национальный костюм как историко-этнографический объект материальной художественной культуры рассмотрен в трудах ученых-этнографов Д.Н. Анучина, И. Березина, С. Броневского, В. Вилльера Де Лиль - Адама, Л.В. Виноградова, С.Ш. Паджиевой, Н. Дубровина, Е. Маркова, А.Л. Натасона, П.С. Пржецлавского, П. Петухова, П. Свиридского, Н. Семенова, Н.П. Соболевой, Э.П Торчинской, Е.М. Шиллинга и др.
Значимым для педагогов-дизайнеров является коллективный труд А.П Булатовой, С.Ш. Паджиевой и ПА. Сергеевой и др.
Следует отметить, что современные дагестанские художники такие, как
B.М. Агошкина, А.Б. Джетере, П Умаханова, Ш. Алиханов, З.П Паниева и др., также постоянно проявляют интерес к дагестанскому этническому костюму, создавая свои модели, коллекции.
Некоторые вопросы контрактивно-композиционных решений в дагестанской одежде и возможностей их использования в современном моделировании посвящены исследования Р.П. Паджихановой, М.И. Алибековой, М.К. Султановой.
Большое значение для нас имеют наброски и зарисовки национальных костюмов, выполненные художниками Г Гагариным, Т. Горшельтом, В. Тиммом, Е. Лансере, М. Джамалом, М. Хизроевым, Г Крулевым, В. Черемушкиным.
Художественная система традиционного дагестанского костюма рассматривается в совокупности всех её составляющих: образно-выразительных средств, особенностей различных школ, места костюма в эстетическом пространстве общественного и частного быта, перспектив использования народных традиций в современном моделировании.
Специфика дагестанского народного костюма определяется его принадлежностью к народному искусству, что делает его неотъемлемой частью предметного мира человека, частью его повседневной жизни и в то же время выделяет его в самостоятельный вид народного искусства по присущим ему художественно-эстетическим особенностям. «Любая мода, в какой бы стране она не рождалась, должна трансформироваться под влиянием культурных традиций, этнических и социальных факторов, присущих этой стране или региону» - считает Анна Джетере [4].
Эти особенности выражаются в системе существовавших традиционных эстетических принципов, которые определяли взгляд народа на красивую одежду вообще. К ним относятся удобство одежды, яркость и нарядность ткани, крой, дающий четкий силуэт, выразительный декор, яркий и жизнеутверждающий колорит, обостряющий декоративное звучание костюма. Таким образом, в народной одежде объединились глубокая целесообразность и красота. Подобное единство позволяет нам; использовать его свойства и педагогический потенциал в процессе художественного образования эстетического воспитания школьников.
Специфические особенности дагестанского народного костюма как объекта эстетически, познавательной и художественной деятельности выражаются в особенностях его образного содержания, несущего в себе глубокое эстетическое и образовательное содержание.
Проблема использования традиций народного искусства в художественном образовании подрастающих поколений является одной из приоритетных. Специалисты, художники, педагоги едины во мнении, что народные художественные традиции имеют огромный педагогический потенциал и востребованы в практике эстетического воспитания и формирован художественной культуры школьников.
Не являются исключением и художественные традиции искусства Дагестана, которыми славится наша республика. Одним из важных видов народного традиционного искусства и культуры Дагестана является народный костюм, использование которого в преподавании основ изобразительного искусства в школе, может способствовать формированию гармонически развитой личности. Рассмотрим педагогический потенциал традиций изготовления народного костюма народами Дагестана.
С древних времён человек прикрывал свое тело, но не только для того, чтобы защитить от различных климатических воздействий и злых сил, но и чтобы выделить себя из всей окружающей толпы, выразить свою индивидуальность и превосходство.
В отношении народного костюма требуется подчеркнуть, что они выполняют функцию организации ментальной сущности человека. И применительно к костюму «архетип может быть понят не как определенный мотив или психологическая структура, но как система мироощущения с присущей ей внутренней логикой» [1, с. 10]. Такой вывод делает П.Р. Гамзатова, анализируя вопросы методологии архетипического в декоративно-прикладном искусстве. Нельзя не согласиться с мнением автора, аргументировано доказывающего, что канонизированных художественных системах «архаики» человек не просто делает и использует предметы, вещи, но и ощущает их непосредственное влияние на себя, структуру своего локуса, природу и космос в целом, их внутреннюю сгармонированность с тектоническим, пространственным, духовным и другими космическими системами, с космическими ритмами» [1, с. 43].
Поэтому первостепенной задачей изучения народного костюма в учебных заведениях является высвечивание того, что в своей конструкции и декоративном оформлении национальная одежда заключает в себе картину мира. Более того, как и другие вещи - произведения архаического искусства, костюм создает человека и «человеческое».
«Костюм народный и современный модный костюм формируются по противоположным законам. Если основные принципы композиции народной одежды сохраняются веками (время вносит что-то новое лишь в отдельные элементы), то главная задача моды - как можно чаще изменять внешний облик человека», -отмечает известный исследователь костюма М. Мерцалова [5, с. 13]. Народный костюм в наши дни превратился в звено, которое связывает художественное прошлое народа с его настоящим и будущим, не допуская легкомысленных, поверхностных обращениями интерпретаций. К счастью, это хорошо понимает большинство современных дагестанских художников-модельеров, не в меру декорированных. Такой упрощенный и растиражированный народный костюм принес больше вреда, нежели пользы и если даже популяризировался, то, скорее, со знаком минус.
Не надо быть большим специалистом в данной области, чтобы знать, как при всей своей общности сложен и интересен Дагестан в этнографическом плане.
Ярким примером, иллюстрирующим это, как раз и является традиционная женская одежда. В отличие от мужского костюма, почти идентичного на всей тер-