Научная статья на тему 'Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников'

Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL POTENTIAL / CREATIVE HERITAGE / FEATURES OF TRADITIONS / ART EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION / SCHOOL STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М.

В статье рассматривается педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников. Особо подчёркивается роль и значимость народных традиций в воспитании школьников, а также народного костюма в развитии художественной культуры школьников. Автор делает вывод о том, что педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьника содержит в себе немалый идентификационный ресурс, сущность которого заключается в обеспечении индивида культурными ориентирами, заложенными в социальном опыте его народа и основанными на местной традиции, несущей в себе как её общие черты и закономерности развития, так и собственные уникальные особенности; а также в реализации важнейшей потребности человека в укорененности и принадлежности к традиции через сознание и переживание единства с некой значимой для него общностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC HERITAGE ANCESTORS IN FORMATION OF ARTISTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

The article deals with issues of pedagogical potential, creative heritage of ancestors in shaping artistic culture of schoolchildren. It emphasizes the role and importance of folk traditions in education of schoolchildren that is based on the optimal involvement of the creative pedagogical potential of folk costumes in the development of the artistic culture of schoolchildren. The authors conclude that the pedagogical potential of the creative heritage of the ancestors in the formation of the artistic culture of the student contains a considerable identification resource, the meaning of which is to provide the individual with cultural guidelines laid down in the social experience of his people and based on the local tradition, which carries both its common features and patterns of development, and its own unique features; as well as in the realization of the most important human need for rootedness and belonging to tradition through consciousness and the experience of unity with a certain significant community.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников»

Библиографический список

1. Захаров В.Ф., Маточкин Ю.С. Стратегический менеджмент. Москва: Экономика, 2007.

2. Климанов В.В., Будаева К.В. Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России. Региональные исследования. 2017; 3 (57): 99 - 106.

3. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. Москва: Экономика, 2006: 38 - 65.

4. Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования. Бизнес-журнал. 2010; 5: 23.

5. Edwards L.M. Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations. 2012: p. 2.

6. Neumann Torsten. Strategische Informationsplunung. Wiesbaden: Betriebswirtschaftlicher Verlag Dr. Th. Gabler GmbH, 1992.

7. Рябова Е.В. Формирование готовности студентов к созданию эргономических условий обучения младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2013.

References

1. Zaharov V.F., Matochkin Yu.S. Strategicheskijmenedzhment. Moskva: 'Ekonomika, 2007.

2. Klimanov V.V., Budaeva K.V. Tochki rosta kak 'element strategicheskogo planirovaniya v regionah Rossii. Regional'nye issledovaniya. 2017; 3 (57): 99 - 106.

3. Kuzyk B.N., Kushlin V.l., Yakovec Yu.V. Prognozirovanieistrategicheskoeplanirovaniesocial'no-'ekonomicheskogorazvitiya. Moskva: 'Ekonomika, 2006: 38 - 65.

4. Yakimov A.V. Teoriya i praktika strategicheskogo planirovaniya. Biznes-zhurnal. 2010; 5: 23.

5. Edwards L.M. Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations. 2012: p. 2.

6. Neumann Torsten. Strategische Informationsplunung. Wiesbaden: Betriebswirtschaftlicher Verlag Dr. Th. Gabler GmbH, 1992.

7. Ryabova E.V. Formirovanie gotovnosti studentov k sozdaniyu 'ergonomicheskih uslovij obucheniya mladshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

Статья поступила в редакцию 12.08.19

УДК 371

Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru Magomedgadzhieva E.M., senior teacher, Department of Arts and Crafts and Teaching Methods, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC HERITAGE ANCESTORS IN FORMATION OF ARTISTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN. The article deals with issues of pedagogical potential, creative heritage of ancestors in shaping artistic culture of schoolchildren. It emphasizes the role and importance of folk traditions in education of schoolchildren that is based on the optimal involvement of the creative pedagogical potential of folk costumes in the development of the artistic culture of schoolchildren. The authors conclude that the pedagogical potential of the creative heritage of the ancestors in the formation of the artistic culture of the student contains a considerable identification resource, the meaning of which is to provide the individual with cultural guidelines laid down in the social experience of his people and based on the local tradition, which carries both its common features and patterns of development, and its own unique features; as well as in the realization of the most important human need for rootedness and belonging to tradition through consciousness and the experience of unity with a certain significant community. Key words: pedagogical potential, creative heritage, features of traditions, art education, aesthetic education, school students.

И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru Э.М. Магомедгаджиева, ст. преп. каф. декоративно прикладного искусства и методики преподавания, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников. Особо подчёркивается роль и значимость народных традиций в воспитании школьников, а также народного костюма в развитии художественной культуры школьников. Автор делает вывод о том, что педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьника содержит в себе немалый идентификационный ресурс, сущность которого заключается в обеспечении индивида культурными ориентирами, заложенными в социальном опыте его народа и основанными на местной традиции, несущей в себе как её общие черты и закономерности развития, так и собственные уникальные особенности; а также в реализации важнейшей потребности человека в укорененности и принадлежности к традиции через сознание и переживание единства с некой значимой для него общностью.

Ключевые слова: педагогический потенциал, творческое наследие, особенности традиций, художественное образование, эстетическое воспитание, учащихся школ.

Введение

Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников состоит в содействии развития их творческого потенциала.

Выявленные за последние десятилетия большие воспитательные возможности и ресурсы народной культуры привели к выявлению и активному исследованию творческого наследия предков и его влияния на подрастающее поколение. Педагогический потенциал творческого наследия предков и его влияние на формирование и развитие личности, в отечественной психолого - педагогической науке представлен в работах И.А. Ореховой, ПН. Манасовой, Л.И. Левкиной, Е.Б. Макушиной, Т.Я. Приставкиной, А.А. Столица, О.Я. Фишуковой, М.А. Чистяковой, Л.А. Шестаковой и многих других.

Основное содержание статьи

Учёные [1 - 3] под педагогическим потенциалом понимают совокупность возможностей, способностей, ресурсов. В.А. Митрахович описывает педагогический потенциал как атрибут бытия и присущую всякой системе совокупность параметров, действие которых может быть направлено на формирование художественной культуры при определённых педагогических средствах и условиях [1].

По мнению И.В. Малыгиной, творческое наследие предков - важная, и значительная часть каждой национальной культуры, однако не всегда вполне осознаваемая и понимаемая, если его рассматривать только с точки зрения современности. Поэтому для постижения самобытного образа мира того или

иного народа, требуется расширение временных рамок исследования культуры [3].

Каждый народ имеет свои особенности развития и бытия. Но на эти особенности также влияют различные факторы.

- исторические предпосылки развития региона;

- географическое положение,

- климатические условия развития данной местности.

Каждая нация находит свои формы самовыражения с определённой идеей и смыслом. При этом народные мастера в своих произведениях раскрывают не только определённые отношения к трудовой деятельности, быту, а так же личное мировоззрение, представления о красоте, культуре.

Народное искусство предполагает отражение личного опыта мастера, который основан на многовековом опыте предыдущих поколений.

По мнению Д.С. Лихачева, отношение к творческому наследию предков формирует собственный национальный облик. «Каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера, он является частью общества и частью его истории» [4]. Не сохранив в самом себе память прошлого, он может погубить часть своей личности, а в отрыве себя от национальных, семейных и личных корней - обречь себя на преждевременное увядание.

Изучая истоки народного творчества, которые подпитывают его, исследователи отмечают ряд особенностей, характерных черт народного искусства, определяющих его как самостоятельную «культурную целостность», это синкретич-

ность, коллективность, традиционность, эстетизация предметов, связь с жизнью и реальностью, которая окружает ребёнка с малых лет в условиях региона его проживания.

По мнению Л.С. Маметьевой, «традиция неотделима не только от культурной деятельности народа, но и от самого человека как вечной проблемы. Традиция оказывается той связью, которая формирует знания человечества в опыт Эта связь пронизывает историю народа, связывая в единое все человечество. Она неотделима от современного, потому что современное определяет её жизнь» [5].Творческое наследие отдельного народа специфично, поэтому, несмотря на то, что все нации разные, всех их связывает смысл, идея высоконравственного, художественного видения мира.

А.И. Арнольдов считает, что «творческое наследие каждого народа является фундаментальной основой общественного развития, одним из продуктивных средств формирования и становления человека» [6].

Творческое наследие предков отражает духовно-нравственные, эстетические процессы через человека, что определяет их возможности воспитательного воздействия на школьника, т. к. в воспитании у него уважительного отношения к народному костюму, успешно формируется его нравственное отношение к культурному наследию своего народа. Значительна роль творческого наследия предков также в формировании художественной культуры школьников. При этом следует отметить, что под формированием художественной культуры понимается, прежде всего, пробуждение в учащихся творческого начала, воспитание эстетического отношения к явлениям жизни, системе общечеловеческих ценностей.

Немалую роль в формировании художественной культуры школьников играет проявление интереса детей к народному творчеству родного края. Воспитание интереса к предметам декоративно - прикладного искусства, к народной мелодии, изобразительному творчеству, к народному костюму способствует всестороннему развитию художественно-эстетического восприятия и приобщения детей к художественной культуре. В нашу эпоху кризиса одностороннего направления образовательной системы взоры многих обратились в сторону народного искусства. На протяжении своей истории дагестанские народы создали определенные морально - этнические и эстетические нормы. Взгляды народа на жизнь, понятия добра и зла, прекрасного и безобразного складывались в результате длительных наблюдений, умозаключений и переживаний в комплексе составляющий его духовный облик. Культурное наследие того или иного народа едва ли может быть полностью освоено без изучения, например, орнаментального искусства, созданного народом на протяжении его многовековой истории. Дагестанский орнамент является одним из богатейших разделов народного искусства. Самобытное, национальное по форме, дагестанское орнаментальное искусство развивалось столетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда. И теперь еще можно встретить в Дагестане рукодельниц, сохранивших образцы и традиции древних вышивок, которыми украшались платья, черкески, бешметы, головные уборы и башлыки, обувь, предметы быта.

Воздействуя на чувства и эмоции школьников, творческое наследие предков способно вызвать самые разнообразные переживания, связанные с сознанием тех или иных явлений. Однако, их изучению и познанию должна способствовать предварительная подготовка школьников к встрече с ними, а также соответствующая установка, определенный багаж знаний, готовность воспринимать творческое наследие предков.

В учебном процессе должны формироваться нравственные качества школьников, среди которых особенно актуальны такие как:

- любовь к Малой Родине и к своей стране в целом,

- почитание и любовь, гордость за свой народ,

- формирование художественной культуры, основанной на лучших образцах как культуры своего народа, так и народов своей страны, мировой культуры.

Окружающая ребёнка обстановка связывает развивающую и взрослеющую личность с национальными корнями, родными местами, творческим наследием предков, оказывая решающее влияние на формирование личности учащихся.

Формирование художественной культуры у учащихся - это длительный процесс, направленный на постоянное развитие творческого начала школьников, в том числе на основе изучения творческого наследия предков.

В этой связи одной из первоначальных задач учителей, особенно связанных с преподаванием гуманитарных, в том числе творческих, дисциплин, должно стать создание прочного фундамента в освоении детьми собственной национальной культуры как многоуровневого, многопланового процесса.

Традиционно подобная работа активно проводится в учебных учреждениях Республики Дагестан. За период советской власти в национальной школе республики Дагестан были заложены традиции, связанные с воспитанием учащихся на основе культуры народов, населяющих республику. В настоящий момент эти традиции успешно продолжаются.

Библиографический список

Дагестан сложен и интересен в этнографическом отношении. «Взять хотя бы одежду, - пишет С.Ш. Гаджиева, - особенно женскую, больше других сохранившую свои архаические черты. Так, по способу ношения платья, платка, а иногда по их форме и расцветке, по видам обуви, головным уборам и украшениям нередко можно безошибочно определить не только этническую принадлежность женщины, но и сказать, из какого она общества или аула» [7].

Ведущей воспитательной задачей учителей республики Дагестан является стремление к формированию у учащихся представления о народном костюме как явлении многофункциональном, связанным с жизнью человека в условиях самобытного региона. При этом учащиеся должны очень чётко понимать, что в костюме, как части народной культуры, отражены специфика и установка народа, тем самым «народный костюм является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания» [8].

В тоже время многие исследователи последних лет констатируют, что в погоне за современной модой национальный костюм постепенно «усредняется», тем самым теряется его самобытность и уникальность.

К.В. Чистов, являясь этнографом-фольклористом, отметил, что в последнее время даже фольклорные ансамбли нередко одеты «в одну сценическую униформу, подобно солдатам одного полка или пожарным из одной команды» [9]. Тем самым постепенно утрачиваются элементы, создающие неповторимый колорит народного костюма.

В тоже время пренебрежение традициями национального костюма отрицательно влияет на общее восприятие искусства, уничтожает индивидуальность и как следствие не только не пробуждает интереса к народному костюму, а подчас и отталкивает, особенно молодёжь, от творческого наследия предков.

Рассматривая творческое наследие предков с точки зрения художественной культуры, нужно отметить мнение Т. И. Полевщиковой о его достаточно сильном эмоционально-эстетическом влиянии на подрастающее поколение. «Одной из важнейших задач педагога, - пишет Т.И. Полевщикова, - является обеспечение трансляции подрастающему поколению опыта многовековой традиции художественной культуры, чтобы новые поколения в ходе воспитания научились быть хранителем и продолжателем народных художественных традиций» [10].

Выводы

Как показал анализ литературы, в том числе наши исследования и опыт многолетней практической деятельности, формирование художественной культуры школьников средствами творческого наследия предков возможно при соблюдении ряда условий:

- включение учащихся в творческую деятельность, связанную с различными видами народного искусства;

- создание на занятиях с детьми специальной атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного искусства;

- организация общения учащихся с подлинными образцами народного искусства;

- создание предметно-развивающей среды на основе народного искусства, которая предоставила бы учащимся возможность каждому учащемуся проявить свои индивидуальные склонности и способности;

- создание общей направленности всего процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного искусства и др.

Творческое наследие предков учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как народный костюм, фольклор, обычаи и пр. Приобщение к творческому наследию предков на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Творческое наследие предков является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность творчества предков является самобытность, яркость красок, народность.

Таким образом, можно заключить, что педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьника содержит в себе немалый идентификационный ресурс, сущность которого заключается:

- в обеспечении индивида культурными ориентирами, заложенными в социальном опыте его народа и основанными на местной традиции, несущей в себе как ее общие черты и закономерности развития, так и собственные уникальные особенности;

- в реализации важнейшей потребности человека в укоренённости и принадлежности к традиции через сознание и переживание единства с некой значимой для него общностью;

- в обеспечении индивидов самобытными образами идентичности, этнически окрашенными способами уникальности и самобытности культуры.

1. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008; 10: 16.

2. Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1999.

3. Малыгина И.В. Культурная идентичность в современной России: поиск новых моделей. Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2011; 3: 44.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Москва, 1996.

5. Маметьева Л.С. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/08/06/ pedagogicheskiy-potentsial-narodnogo-dekorativno

6. Арнольдов Л.И. Национальные культуры: современное видение. Москва: МГИК, 1992.

7. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. XlX-начало ХХ в. Москва, 1981.

8. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. Москва, 1977.

9. Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования. Советская этнография. 1981; 2: 105.

10. Полевщикова Т.И. Использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании молодежи. Вестник Марийского государственного университета. Педагогические науки. 2015; 2: 64.

References

1. Mitrahovich V.A. Potencial kak pedagogicheskaya kategoriya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; 10: 16.

2. Galkina M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'esteticheskoj kul'tury studentov pedvuzov sredstvami dizajna narodnogo kostyuma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

3. Malygina I.V. Kul'turnaya identichnost' v sovremennoj Rossii: poisk novyh modelej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstva. 2011; 3: 44.

4. Lihachev B.T. Pedagogika. Moskva, 1996.

5. Mamet'eva L.S. Pedagogicheskij potencial narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/08/06/ pedagogicheskiy-potentsial-narodnogo-dekorativno

6. Arnol'dov L.I. Nacional'nye kul'tury: sovremennoe videnie. Moskva: MGIK, 1992.

7. Gadzhieva S.Sh. Odezhda narodov Dagestana. XIX-nachalo HH v. Moskva, 1981.

8. Kiyaschenko N.I. Suschnost'prekrasnogo. Moskva, 1977.

9. Chistov K.V. Tradiciya, «tradicionnye obschestva» i problema var'irovaniya. Sovetskaya 'etnografiya. 1981; 2: 105.

10. Polevschikova T.I. Ispol'zovanie sredstv narodnoj hudozhestvennoj kul'tury v 'esteticheskom vospitanii molodezhi. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2015; 2: 64.

Статья поступила в редакцию 01.08.19

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University, Moscow Region (Insulator, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Podgrebelnaya N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Secondary Special School of Olympic Reserve № 2 (College) (Moscow, Russia), E-mail: vvalna@yandex.ru

THE USE OF MODERN COMPUTER AND INTERNET TECHNOLOGIES INTO THE RESEARCH ACTIVITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article is sanctified experience of organization of independent and, as its highest form, research work, shows its role in the training of specialists in the field of physical culture. The article describes a specific example of the research work of a student of the Olympic reserve school using the latest computer programs and Internet technologies. The calculation of statistical characteristics in this study is carried out using specialized data processing software, in particular with the help of a computer program KINOVEA. All video material is received on the websites of the International Association of Athletics Federations and on the website of the European athletics Association. The authors conclude that the use of modern computer and Internet technologies allows conducting research at the level of requirements that are recommended in the world educational practice of training specialists in the field of physical culture and sports.

Key words: schools of Olympic reserve, research work, kinovea computer program, Internet technologies, specialists of physical culture and sports.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская область, поселок Электроизолятор; проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.И. Подгребельная, канд. пед. наук, доц., Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2 (колледж)», E-mail: vvalna@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье освещён опыт организации самостоятельной работы и, как её высшей формы, научно-исследовательской работы, показана её роль в подготовке специалистов в области физической культуры. В статье описан конкретный пример проведения исследовательской работы учащегося училища олимпийского резерва с применением новейших компьютерных программ и Интернет-технологий. Расчёт статистических характеристик в приведённом исследовании осуществлялся с использованием специализированного программного обеспечения обработки данных, в частности с помощью компьютерной программы KINOVEA. Весь видеоматериал был получен на сайтах Международной Ассоциации Легкоатлетических Федераций и на сайте Европейской легкоатлетической ассоциации. Авторы делают вывод о том, что использование современных компьютерных и Интернет-технологий позволяет проводить исследование на уровне требований, которые рекомендованы в мировой образовательной практике подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: училища олимпийского резерва, научно-исследовательская работа, компьютерная программа KINOVEA, Интернет-технологии, специалисты в области физической культуры и спорта.

Введение

Специфика деятельности училищ олимпийского резерва (УОР) заключается в решении двуединой задачи: подготовке высококлассных спортсменов и педагогов по физической культуре и спорту. Наряду с постоянным повышением уровня спортивного мастерства, обучающиеся должны овладевать целым комплексом разнообразных компетенций будущей профессиональной деятельности.

Решение этой задачи требует постоянного поиска путей оптимальной организации учебного процесса в средних профессиональных учебных заведениях спортивного профиля. Например, широкое внедрение современных компьютерных технологий в образовательный процесс в значительной степени совершенствуют его. Но, очевидно, что обучение в данных условиях предполагает акцентирование на самостоятельной работе обучающихся, многие из которых на момент обучения являются действующими спортсменами, выступают на соревнованиях,

участвуют в тренировочных сборах, в связи с чем нередко вынуждены заниматься самостоятельно, используя методические рекомендации преподавателя, компьютерные и Интернет-технологии [1].

Основное содержание статьи

Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Научить работать обучающихся самостоятельно -одна из основных задач учебного процесса. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т. д., активному участию в научной-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.