Научная статья на тему 'Организация эстетического воспитания младших школьников Республики Дагестан на основе традиционного наследия предков'

Организация эстетического воспитания младших школьников Республики Дагестан на основе традиционного наследия предков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ / CREATIVE HERITAGE OF ANCESTORS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ТРАДИЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ / TRADITIONAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртузалиева П.Ш., Сулейманова З.З.

В статье рассматриваются традиционного наследия предков в эстетическом воспитании младших школьников. Творческое наследие предков накопило и систематизировало много ценных понятий, методов и приемов, которые сохраняют значимость по сей день и с успехом могут быть использованы в практике современной школы. В первую очередь это относится к эстетическому воспитанию. В статье показано, что изучение творческого наследия предков Дагестана имеет неоценимое воспитательное значение, способствует пробуждению творческих способностей, наблюдательности, духовному, эстетическому воспитанию личности, раскрытию понимания культурного феномена народа. Авторы делают вывод о том, что народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, эстетического воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF TRADITIONAL HERITAGE OF THE FORESTS OF DAGESTAN

The article deals with the traditional heritage of ancestors in the aesthetic education of younger schoolchildren. Creative heritage of ancestors has developed and organized many valuable concepts, methods and techniques that preserve the relevance to this day and can be used with success in the practice of modern school. This primarily refers to aesthetic education. It is considered in detail that the study of the creative heritage of the ancestors of Dagestan has invaluable educational significance, contributes to the revival of creative abilities, observance, spiritual, aesthetic education of the individual, the disclosure of the understanding of the cultural phenomenon of people. The authors conclude that folk culture and folk pedagogy are a wide field of activities for teachers, on the basis of which it is possible to create a number of projects with a high final effectiveness and high level of training quality, aesthetic upbringing and socialization that corresponds to modern requirements of education.

Текст научной работы на тему «Организация эстетического воспитания младших школьников Республики Дагестан на основе традиционного наследия предков»

19. Zavalishina O., Zagumennyh N., Internet-addikciya - odna iz aktual'nyh problem sovremennosti, Nauchnyj zhurnal KubGAU, 2015; № 105.

20. Malygin V., Iskandirova A. Internet-zavisimoe povedenie podrostkov. MGMSU im. Evdokimova, 2015.

21. Griffiths M. Behavioral addiction: an issue for everybody. Workplace Learning, 1996.

22. Davis R. Cognitive-behavioral model of pathological internet use. Computers in Human Behavior, 2001: Vol. 17; № 24: 187 - 195.

23. Suler D. The Psychology of Cyberspace. Available at: www.suler/psycyber.html

24. Morgan-Martin J. Internet use and abuse and psychological problems. Oxford: Oxford University Press, 2008.

25. Fenichel M. Available at: http://www.fenichel.com

26. Stern S. Addiction to technologies. Cyber Psychology and Behavior. 2, 419.

27. Titova V., Katkov A. Internet-zavisimost':prichiny imehanizmy formirovaniya, diagnostika, podhody klecheniyuiprofilaktike, Sankt-Peterburg: Pediatr, 2014; T. 5; № 4.

28. Greenfield D. Virtual addiction, New York: Academic Press, 1998: 61 - 75.

29. Zhichkina A. Social'no-psihologicheskie aspekty obscheniya vinternete, Moskva: Dashkov i Ko, 2004.

30. Beard K. Modification in the Proposed Diagnostic Criteria for internet Addiction, Cyberpsychology & Behavior, № 4, 2011.

31. Wade N.J, The first scientific «Selfie?» 2014; 43 (11).

32. Pakay Dr., Shah B. Department of Community Medicine SRMC &RI, SRU Chennai, 116 India.

33. Sandomirskij M. Novaya social'naya 'epidemiya. Moskva: Psihopatologiya i addiktivnaya medicina. 2015; 1: 3 - 17.

Статья поступила в редакцию 22.02.18

УДК 371

Murtuzalieva P.S., Director, Dagestan College of Culture and Arts (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru

Suleymanova Z.Z., Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF TRADITIONAL HERITAGE OF THE FORESTS OF DAGESTAN. The article deals with the traditional heritage of ancestors in the aesthetic education of younger schoolchildren. Creative heritage of ancestors has developed and organized many valuable concepts, methods and techniques that preserve the relevance to this day and can be used with success in the practice of modern school. This primarily refers to aesthetic education. It is considered in detail that the study of the creative heritage of the ancestors of Dagestan has invaluable educational significance, contributes to the revival of creative abilities, observance, spiritual, aesthetic education of the individual, the disclosure of the understanding of the cultural phenomenon of people. The authors conclude that folk culture and folk pedagogy are a wide field of activities for teachers, on the basis of which it is possible to create a number of projects with a high final effectiveness and high level of training quality, aesthetic upbringing and socialization that corresponds to modern requirements of education.

Key words: aesthetic education, creative heritage of ancestors, junior schoolchildren, traditional heritage.

П.Ш. Муртузалиева, директор ГБПОУ РД «Дагестанский колледж культуры и искусств, г. Махачкала,

E-mail: radjabov-izo@mail.ru

З.З. Сулейманова, преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: radjabov-izo@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ

В статье рассматриваются традиционного наследия предков в эстетическом воспитании младших школьников. Творческое наследие предков накопило и систематизировало много ценных понятий, методов и приемов, которые сохраняют значимость по сей день и с успехом могут быть использованы в практике современной школы. В первую очередь это относится к эстетическому воспитанию. В статье показано, что изучение творческого наследия предков Дагестана имеет неоценимое воспитательное значение, способствует пробуждению творческих способностей, наблюдательности, духовному, эстетическому воспитанию личности, раскрытию понимания культурного феномена народа. Авторы делают вывод о том, что народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, эстетического воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, творческое наследие предков, младшие школьники, традиционное наследие.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чём остановить свое внимание? Какой из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

По нашему мнению, ответы на эти вопросы лежат в изучении такого важного направления в развитии личности - как эстетическое воспитание школьников. Анализ литературы по данной теме помог нам выработать собственное мнение.

Дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. «В духовной жизни, - отмечает Э.В. Ильенкова, - повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль» [1, с. 92]. При этом красотой доставляется удовольствие и наслаждение, стимулируется трудовая активность, делаются приятные встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, а комическое помогает бороться с недостатками.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в каче-

стве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

«Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом. Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способно-стей»[2, с. 69].

Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.

Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и силь-

ным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.

«Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности» [3, с. 49].

Эстетическое воспитание способствует формированию эстетических чувств, эстетического сознания и развитию творческих способностей личности. «Эстетические чувства, - отмечает М.А. Верб, - формируются на основе восприятия, эмоций; эстетическое сознание включает эстетическое знание (теорию), эстетические взгляды, идеал и др.; эстетические способности реализуются в деятельности»[4, с. 41].

Наиболее продуктивно эстетическое воспитание осуществляется в младшем школьном возрасте, т. к. он является периодом активного формирования эмоционально-образного мышления, чувственного познания окружающего мира. Эти возрастные особенности младших школьников способствуют плодотворному эстетическому воспитанию средствами искусства, природы, в процессе межличностного общения и деятельности при условии грамотно выстроенного педагогического процесса. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии», - подчеркивал в своих педагогических трудах В.А. Сухом-линский [5, с. 23].

«Слова о прекрасном доходят лишь тогда, - отмечает Н.В. Черникова ,- когда ребёнок сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного - это первое окошко в мир красоты. Это уроки видения прекрасного. Дети учатся видеть, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его, любоваться им. Красота - один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь» [6, с. 44].

Логично в этом плане значение творческого наследия предков, благодаря которому народ проносит через века свою культуру, обычаи, язык, остается самим собой. Именно наследие предков накопило специфические пути, методы, приёмы обучения и воспитания, именно оно сопровождает человека всю жизнь: сначала он учится у старших, затем, становясь старшим, учит подрастающее поколение.

Сегодня в педагогических трудах проблема творческого наследия предков рассматривается как одна из форм эстетического воспитания личности, приобщение детей к национальной и региональной культурам. Важное достоинство творческого наследия предков заключается в том, что в нем заложены гуманные идеи единства человека и природы, мудрость цикличности жизни, как части мира, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт характера, таких как трудолюбие, милосердие, верность слову, мужество, любовь к родной земле.

Изучение творческого наследия предков имеет неоценимое воспитательное значение, способствует пробуждению творческих способностей, наблюдательности, духовному, эстетическому воспитанию личности, раскрытию понимания культурного феномена народа. Искусство всегда выступало в качестве комплексного воспитателя. В эстетическом воспитании в органическом единстве взаимодействуют воспитание действительностью, средствами искусства, в том числе и музыкального искусства. Созданные народом и передаваемые из поколения в поколение на протяжении многих лет мелодии, песни, плачи и сегодня поражают проникновенностью, мудростью, гармоничностью, богатством оттенков, что свидетельствует о высоком художественном вкусе, мастерстве и таланте предков.

Наши наблюдения свидетельствуют, что только те учителя, кто в должной мере изучил творческое наследие предков, народные методы, средства, формы и приемы эстетического воспитания, могут гармонически, творчески сочетать опыт народа с рекомендациями ученых-педагогов и достигают максимальных успехов в своем нелегком труде.

Творческое наследие предков, народов Дагестана заслуживает самого пристального внимания и творческого примене-

ния к эстетическому воспитанию детей. Учет местных условий, национальной специфики воспитания в максимальной степени будет способствовать возрождению подлинно народной системы форм, методов развития и формирования ребенка, подростка.

Творческое наследие предков с семейно-локально-регио-нальными возможностями позволяет с детства использовать в эстетическом воспитании детей народные песни, игры, сказки, разнообразные игрушки, вводящие их в мир, знакомящие с основами эстетики, народной и национальной этики, морали, музыкальной и художественной культуры.

Знание национальной культуры - это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.

Проблема эстетического воспитания и развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных проблем. В современных условиях она предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности воспитанников с педагогами, общение со сверстниками, с родителями, взаимодействие с предметно-пространственной средой. Не менее важна роль педагога в формировании мировоззрения воспитанников.

В Концепции Художественного образования в Российской Федерации отмечено, что художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры всего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Такие направления, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, музыка помогают в духовном развитии воспитанников, в их эстетическом воспитании. Ведь творческое наследие предков, знакомство с ним на практике не только дают детям определенные знания, но приобщают их к культурному наследию, приобщают к труду.

Необходимым, исторически оправданным условием повышения эффективности как теоретического использования, так и практического применения творческого наследия предков в школьном образовании является, по нашему мнению, тесная взаимообогащающая связь семьи, дошкольных учреждений, школ и общественности села.

Творческое наследие предков накопило и систематизировало много ценных понятий, методов и приемов, которые сохраняют значимость по сей день и с успехом могут быть использованы в практике современной школы. В первую очередь это относится к эстетическому воспитанию. Проведенное исследование, на наш взгляд, убедительно показывает актуальность рассматриваемой проблемы.

Развитие и формирование эстетической сферы есть одновременно процесс воспитания гражданских чувств. Музыкальное направление в силу своего специфически-эстетического содержания играет важную роль в социальном и эстетическом воспитании детей.

«Через историко-этнографическое и историко-культурное знание происходит знакомство обучающихся с духовно нравственными ориентирами, включенными в общий контекст традиционного жизненного уклада народа, проявляющимися в нравах обычаях, в нормах поведения, что немаловажно при формировании моральных и эстетических качеств личности» [6, с. 55]

Таким образом, через всё богатство творческого наследия предков происходит эстетическое воспитание, социализация личности, с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением [7; 8].

Учитывая специфику нашего исследования, отметим, что преподаватель дисциплин изобразительного цикла должен в полной мере осознать важность умелого использования педагогического потенциала творческого наследия предков в эстетическом воспитании младших школьников средних общеобразовательных школ Республики Дагестан.

Творческое наследие предков, народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, эстетического воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования.

Библиографический список

1. Ильенкова Э.В. К беседе об эстетическом воспитании. Школа должна учить мыслить. Москва: Воронеж, 2002.

2. Марченко Е.А. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств. Искусство в школе. 2008; 5: 69.

3. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя. Под редакцией Н.А. Кумаева. Москва, 1986.

4. Верб М.А. Эстетическая культура школьника. Дидактика. 2002; 3: 41.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.

6. Черникова Н.В. Формирование эстетической культуры личности в условиях образовательной среды: теория и практика: монография. Минск, 2010.

7. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: коллективная монография. Москва, 2017.

8. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Il'enkova 'E.V. K besede ob 'esteticheskom vospitanii. Shkola dolzhna uchit'myslit'. Moskva: Voronezh, 2002.

2. Marchenko E.A. Vospriyatie edinogo 'emocional'nogo tona raznymi vidami iskusstv. Iskusstvo vshkole. 2008; 5: 69.

3. Osnovy 'esteticheskogo vospitaniya: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej N.A. Kumaeva. Moskva, 1986.

4. Verb M.A. 'Esteticheskaya kul'tura shkol'nika. Didaktika. 2002; 3: 41.

5. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev, 1974.

6. Chernikova N.V. Formirovanie 'esteticheskojkul'tury lichnosti vusloviyah obrazovatel'nojsredy: teoriya ipraktika: monografiya. Minsk, 2010.

7. Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Gunasheva M.A., Zinchenko A.S., Isakieva Z.S., Kanevskaya Zh.O., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kul'kina I.V., Yakubova A.B., Magomedhanova U.Sh., Magin V.A., Mirzoev Sh.A., Martirosyan R.M., Naga-eva I.A., Petrova N.P., Radzhabov I.M., Sautieva F.B. i dr. Sovremennye tendencii obucheniya i vospitaniya v rossijskoj sisteme obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

8. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A., Martirosyan R.M., Muradova P.R., Nagaeva I.A., Petrova N.P., Sadovoj V.P. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshejshkole:problemy iperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 16.02.18

УДК 364.054:001.891.3(470+571+1-87)

Olenina G.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: ustlama@mail.ru

HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF CHARITY AND MERCIFULNESS IN RUSSIA AND ABROAD. The author analyses a process of historical development of the charity and mercifulness in Russia and abroad. The paper gives a review of the views of Western, American and Russian philosophers, writers, politicians, and philanthropists on a society's need for charity and its usefulness. Does organized charity cause an economic dependent mood in a society? The author considers the question from several points of view, such as negativistic, utilitarian and ethical theories of charity noting that the negativistic theory considers the philanthropy as an activity that does not help to poor and disadvantaged people, but worsens their life situation. The utilitarian and ethical approaches to comprehension of the philanthropy phenomenon add much to each other. Ethical criticism of charitable work considers the latter as an indicator of a person's moral maturity, but not as a mark of his perfection. The utilitarian criticism of charitable work is connected with social ethics of justice and good sense, and both are on the service of increasing of the whole society's welfare. The author also notes that the charity doctrine historically preceded a concept of a person's civic participation in the social affairs, which formed a basis of the today's voluntary movement.

Key words: charity, mercifulness, volunteering, charity theories, philanthropy, pragmatic aspect of charity, precious of mercy.

Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: ustlama@mail.ru

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

В статье анализируется проблема развития благотворительности и милосердия за рубежом и в России в историческом прошлом. Приводимые автором статьи точки зрения и подходы философов, публицистов, писателей, политических деятелей, филантропов-практиков экономически развитых стран Запада, а также США и России показывают противоречивость взглядов представителей научно-философской мысли и практических деятелей по вопросу нужна ли обществу благотворительность как таковая и если нужна, то насколько обоснована её полезность. Не порождает ли организованная благотворительность иждивенческие настроения в обществе? Автор статьи анализирует проблему на основе характеристик негативист-ской, утилитаристской и этической концепций благотворительности, отмечая, что негативистская концепция рассматривает филантропию как деятельность, которая не исправляет, а усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Утилитаристский и этический подходы к филантропии существенно дополняют друг друга. Этическая критика благотворительности указывает на то, что в благотворительности проявляется нравственная зрелость, но не совершенство человека. Утилитаристская критика благотворительности ориентируется на социальную этику справедливости и здравого смысла, поставленные на службу увеличения блага общества в целом.

В статье отмечается, что доктрина благотворительности исторически предшествовала концепции гражданского участия личности в делах общества, на которой строится современное волонтёрское движение.

Ключевые слова: благотворительность, милосердие, волонтёрство, концепции благотворительности, филантропия, прагматизм благотворительности, ценности милосердия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.