яние качества преподавания; уровень требований, предъявляемых к обучаемому в образовательном процессе; принятый стандарт образования; установившиеся нормы поведения, принятые в данном учебном заведении; стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник [3; 4].
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для конца прошлого - начала нового века, создает невиданные ранее условия интерактивного информационного взаимодействия с использованием распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет, что определяет появление нового понятия «информацион-но-коммуникационная среда».
Стратегическое направление развития образования - создание ИКТ-насыщенной образовательной среды:
- модернизация оборудования;
- подключение каждого рабочего места сотрудника к глобальной сети Интернет;
- оснащение библиотечного фонда научной, научно-методической и периодической литературой, что обеспечивает самообразовательную деятельность как обучающихся, так и обучаемых;
- расширение числа источников учебной информации: базы данных, информационно-справочные системы, электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы;
- приобретение и использование лицензионного программного обеспечения;
- формирование ИКТ-компетентности.
Таким образом, дидактическая компьютерная среда - системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Назначение этой среды - создание условий и предоставление ресурсов, которые обеспечивают содержание образовательного процесса, организацию деятельности и управление образовательным учреждением; взаимодействие участников образовательного процесса.
Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации. Использование мультиме-
диа-технологий для занятий является современным и эффективным подходом к процессу обучения, который намного повышает качество самого процесса для достижения целей образования. Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности студентов, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью занятия, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому студенту работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Тестирование облегчает и ускоряет самостоятельную работу, дает возможность осознать, насколько усвоен материал; студент сам может корректировать процесс своего обучения.
Современный специалист должен иметь представление о структуре и содержании виртуальной предметной среды, эффективно применять цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе. Эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубока интеграция новых и традиционных технологий. Немаловажную роль в образовании и обучении играет самообразование. Некоторые темы курса математики студентам можно рекомендовать изучать самостоятельно с помощью программных продуктов фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение» и др. Еще один путь к самообучению - это презентация. Она дает студентам возможность логически мыслить, создавать действующие модели, представлять конечный результат и достижение цели, используя PowerPoint.
Медленное внедрение в образование ИКТ при изучении дисциплин объясняется тем, что многие преподаватели считают нецелесообразным заменять традиционные схемы преподавания новыми; изучение интерфейса компьютерных математических систем требует немалого времени, которое не предусмотрено учебными планами; установка и сопровождение таких систем связаны с существенными дополнительными материальными затратами.
Реализация дидактической компьютерной среды вуза во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения.
Библиографический список
1. Малиатаки В.В. Проблема определения содержания понятия «информационная образовательная среда» в педагогике. Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008; Ч. 2: 148 - 150.
2. Мозолин В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
3. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования. Kant. 2016; № 3 (20): 24 - 29.
4. Петрова Н.П. Компьютерная анимация как средство визуального мышления. Школьные технологии. 1998; 4: 216.
References
1. Maliataki V.V. Problema opredeleniya soderzhaniya ponyatiya «informacionnaya obrazovatel'naya sreda» v pedagogike. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2008; Ch. 2: 148 - 150.
2. Mozolin V.P. Teoreticheskie osnovysozdaniya uchebnojinformacionnojsredy telekommunikacionnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
3. Bondareva G.A., Petrova N.P. Informacionnaya nasyschennost' obrazovatel'nogo processa v vuze v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya. Kant. 2016; № 3 (20): 24 - 29.
4. Petrova N.P. Komp'yuternaya animaciya kak sredstvo vizual'nogo myshleniya. Shkol'nye tehnologii. 1998; 4: 216.
Статья поступила в редакцию 27.02.18
УДК 378
Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Law), Professor, State and Legal Disciplines Department, Vladimir Institute of Law (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
Matyukhina O.S., postgraduate, Department of Psychology and Special Education Department, Vladimir State University (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
RESEARCH OF PROBLEMS OF VIRTUAL ADDICTIONS AMONG MINORS IN RUSSIAN AND FOREIGN SCIENCE. The
article analyzes the etiology, mechanisms of development, clinic, highlights the main forms of virtual dependencies, some areas of prevention of virtual addiction of minors. The paper describes symptoms and risk factors for the development of virtual addictions and characteristics of behavior and psychological profile of an Internet-dependent personality. The work shows results of scientific schools of Russian, Korean, Chinese, American researchers of this phenomenon. Prospects and consequences of the decision and not the solution of the studied problem are designated.
Key words: virtual addiction, addicts, Internet, selfie, predicate, online communication.
Л.К. Фортова, д-р пед. наук, канд. юр. наук, проф. каф. Государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, г. Владимир, E-mail: [email protected] О.С. Матюхина, аспирант каф. психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. Александра Гоигорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ
В данной статье анализируются этиология, механизмы развития, клиника, выделены основные формы виртуальных зависимостей, некоторые направления превенции виртуальной аддикции несовершеннолетних. Раскрываются симптомы развития и факторы риска формирования виртуальных аддикций, описываются особенности форм поведения и психологический портрет интернет-зависимой личности. Показан срез результатов научных школ отечественных, корейских, китайских, американских исследователей данного феномена. Обозначены перспективы и последствия решения и не решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: виртуальная аддикция, аддикты, интернет, селфи, предикт, онлайн-общение.
Под виртуальными аддикциями мы понимаем зависимость от социальных сетей, интернета, компьютерных игр, когда лишение индивида возможности осуществлять свою деятельность с их помощью, заметно сказывается на качестве жизни, приводя к фрустрации, депрессии, абулии (патологическому безволию), прострации. Проблема виртуальных аддикций приобрела свою актуальность с момента получения человечеством возможности общения - не лично с собеседником, не посредством телефонной связи, факсимильной почты, пейджеров, а через интернет. Планета вошла в эру виртуального общения. Все новое всегда вызывает интерес, в первую очередь, у молодежи и в подростковой среде.
С момента опубликования первых авторитетных работ (К. Янг, И. Голдберг, А. Войскунский, Л. Фортова, С. Завражин) по данной теме, прошло много лет. Никто в начале этого пути не предполагал, что человечество вскоре окажется в плену у кибер-пространства.
Исследуя этиологию возникновения виртуальных аддикций, учёные во всем мире пытаются найти предикт, объясняющий природу этой проблемы и помогающий успешно и эффективно искать пути их профилактики.
Научные исследования, подходы отечественных ученых всегда отличались самобытностью, оригинальностью, глубиной познания. (М. Бредихина, Л. Колесникова, В. Фролов, Е. Зманов-ская, О. Овчинников, Л. Фортова, С. Завражин).
Исторически сложилось, что компьютерный бум пришел изначально на страны Запада. Это позволило зарубежным исследователям первыми прикоснуться к сути проблемы интернет зависимости. (К. Янг, М. Грифитс, Д. Хоффман, Д. Бекер, Ю. Клейберг, Э. Дюргейм, М. Берсон).
Отмечая все возрастающий интерес педагогов, психологов, социологов, философов, врачей всего мира к проблеме виртуальных аддикций, мы видим необходимость сравнить взгляды зарубежных и отечественных исследователей на данную проблему.
Несмотря на достаточное количество проведённых исследований, научное сообщество не пришло к согласию в интерпретации понятий, формулировок, критериев оценок. Нет однозначного мнения о причинах возникновения, распространения и профилактики виртуальных аддикций. Тем важнее и интереснее представляется нам дальнейшая работа по изучению данной тематики.
Родоначальниками изучения феномена интернет-аддикций стали ученые К. Янг и И. Гольдберг. И. Гольдбергу принадлежит термин «интернет - аддикция»[1].
К. Янг в 1996 году, используя интернет, как площадку для проведения своего исследования, опубликовала тест для выявления интернет-зависимых лиц [2]. Несколько позже вышла ее монография по данной проблеме ,Kimberly Yang «Caugt in the Net» [3]. В Европе одним из первых этим вопросом занялся венский психотерапевт Х. Циммерль [4]. В 1998 г. он представил общественности исследование об аддиктивной зависимости от чатов. Далее А. Хан и М. Иерусалем [5] провели крупное исследование в Германии.
Экспансия интернета привела к тому, что в реальную жизнь каждого человека вошли новые навыки - покупка товаров онлайн, бронирование билетов, номеров отелей, оплата банковских платежей, знакомство с новостями и т. д. Но главное, общение, которое ранее предполагало личное участие каждого,
теперь переместилось в виртуальные сообщества, где нет необходимости называть себя, присутствует добровольность, возможность выбора любого числа контактов для онлайн-об-щения. Отсутствует запрет на ненормативное поведение, есть возможность проявить себя в совершенно ином поведенческом аспекте, что невозможно в реальной жизни по определенным этическим правилам. Кроме того, присутствует возможность не применять язык body language, голос, интонацию, а использовать графические символы для выражения эмоций, настроения или тестовые комментарии к происходящему в онлайн-общении. Все это делает чрезвычайно привлекательным такое общение для подростков, поскольку отсутствуют психологические барьеры и запреты, преодолевается коммуникативный голод. При этом регулярное общение в сети и отсутствие реальных социальных контактов, приводит к формированию стремления проводить все личное время в виртуальном пространстве. Одиночество подростков играет роль посредника в виртуальной зависимости. Ф. Флорес [6], исследуя взаимосвязь между привязанностью и зависимостью предположил, что зависимость является результатом проблем привязанности подростков к чему либо и должна рассматриваться как альтернатива преодолению трудностей в отношениях. C. Катандзаро и Д. Мернс [7, с. 306 - 312] настаивают на том, что подростки, способные хорошо справляться или регулировать свои негативные эмоции, менее склонны к интернет-зависимости.
Мы разделяем точку зрения Г. Кристелла [8] в том, что ад-диктивное поведение выступает одной из форм деструктивного поведения, проявляющееся в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
Особенностью виртуальных аддикций на современном этапе развития общественных отношений являются, по выражению М. Пренски «Цифровые аборигены» [9]. Нынешнее поколение подростков можно смело называть таковыми. Общество не может игнорировать эти новые условия развития. Интернет-общение - это огромная часть жизни современных подростков, их повседневная реальность, размещение контента, фотографий. Участие в онлайн форумах и сообществах при простом щелчке мыши, создание индивидуальных персональных профилей, позволяет создавать все более широкие социальные сети.
К. Янг как пионер исследований в области интернета, считает, что расширение его сферы и привело к очевидной проблеме зависимости, нарушающей просоциальные модели поведения, распорядок дня и социальную жизнь пользователя. Были выделены типы интернет-зависимости [10].
1. Навязчивое желание работать за компьютером.
2. Навязчивый интернет-серфинг.
3. Патологическая привязанность к интернету.
4. Зависимость от социальных применений интернета - общение в чатах, играх.
5. Страсть к интернет-играм и биржевым-торгам.
6. Зависимость от «киберсекса» (порнографических сайтов в Интернете, обсуждение сексуальной тематики в чатах).
Выделенные исследователем типы интернет-зависимости предполагают определённые направления превенции исследуемого феномена.
Доктором М. Орзак были выделены психологические и физиологические симптомы, характерные для интернет-зависимости [11].
1. Психологические - эйфория от онлайн-общения, невозможность сокращения или ограничения такого общения, возникающие в связи с этим проблемы с семьей
2. Физические - соматический болевой синдром, снижение остроты зрения, туннельный синдром, обусловленный колоссальной нагрузкой на лучезапястный сустав и т.д.
3. Поведенческие - непреодолимое желание войти в интернет сеть, тяга к поиску в интернет пространстве и т. д.
В. Лоскутова в своем исследовании полностью подтвердила эти утверждения. Она также выделила три группы проявления интернет-зависимости [12].
По мнению исследователя, истинная виртуальная зависимость проявляется при наличии всех вышеперечисленных групп признаков.
Китайские ученые, под руководством Р. Тао [13, с. 556 - 564], также обозначили критерии диагностики интернет-зависимости, используя для этого позиции DSM-V (Американской психиатрической ассоциации) по диагностике химической зависимости:
• Озабоченность интернетом
• Симптом отмены. Присутствуют дисфория (озлобленность), тревога, раздражительность.
• Толерантность.
• Настойчивое желание и\или неудачные попытки контролировать использование интернета.
• Продолжение использования интернета, несмотря на присутствие периодических или постоянных физических или психологических проблем, которые вызваны или усугубляются при использовании Интернета.
• Потеря интереса к предыдущим увлечениям.
• Использование Интернета для избегания плохого настроения.
• Снижение социальной, учебной активности.
• Использование интернета более 6 часов в день.
Корейскими исследователями [14, с. 728 - 733] были опубликованы параметры, позволяющие выявлять интернет аддикции у подростков. Эти показатели совпали с китайскими разработками.
Исследования коллектива ученых под руководством Е. Жу [15, с. 92 - 95], выявили у интернет-зависимых подростков низкую плотность серого вещества в коре левой гемисферы головного мозга. Это позволяет внести коррективы в тактику изучения интернет-зависимости у подростков и иначе оценивать патогенез интернет-зависимого поведения.
Отсюда следует, что необходимо отметить большой интерес медицинского сообщества в изучении проблемы виртуальных аддикций. В этом контексте необходимо обратить внимание на возможную проблему гипердиагностики интернет-зависимости.
Нельзя не согласиться с исследователем А.Ю. Егоровым [16, с. 29 - 55], считающим, что зависимость от Интернета представляет собой сборную группу зависимостей, где компьютер является только средством осуществления планов аддикта.
По мнению А.Е. Войскунского [17, с. 90 - 100], при вовлеченном доступе в интернет у подростка происходит изменение состояния сознания, при котором, все, что происходит в онлайн сети, кажется абсолютно реальным.
Мы не можем согласиться с мнением С.А. Шапкина [18, с. 86 - 102], что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми завышена. Увлекаясь деструктивными компьютерными играми, подросток, незаметно для себя переносит виртуальную реальность в реальную жизнь, путая правомерное и криминальное поведение.
Очевидно, назрела острая необходимость дополнительных исследований, создание специальных шкал для внедрения критериев оценки степеней интернет-зависимости. Обусловлено это, в том числе, и неоднозначностью подходов к формам ин-тернет-аддикции. Так, например, исследования О.В. Завалиши-ной, Н.А. Загуменных [19] отрицают возможность выделения из группы подростков с интернет зависимым поведением, индивидуумов, склонных к интернет-эротомании. Учёные считают, что интернет-зависимые подростки обмениваются исключительно информацией, новостями, оценками событий.
Сегодня реальность такова, что число пользователей интернетом растёт и пополняется именно молодыми сетевыми посетителями, соответственно, неуклонно увеличивается число интернет-зависимых в подростковой среде. Крупные исследования для выявления виртуальных аддиктов в России до настоящего времени не проводились. По данным В. Малыгина и А. Исканди-ровой [20], 4.3.% московских подростков страдают интернет-зависимостью, 29.3.% опрошенных - находятся в группе риска.
М. Гриффитс [21] - считает преждевременным отказ от множества формулировок интернет зависимости, таких как компьютерная зависимость, нетаголизм, интернет-поведенческая зависимость, интернетомания, в пользу какого-то одного единственного термина. Это обусловлено тем, что до сей поры результаты исследований относительно причин и последствий сверхмерного увлечения виртуальным пространством, во многом различны или даже противоречивы. Ученый считает, что часть патологически увлеченных интернетом людей, не находятся в зависимости непосредственно от Интернета. Для этих пользователей интернет-посредник для поддержания иных зависимостей. Необходимо дифференцировать зависимость непосредственно от интернета и других аддикций, которые реализуются при использовании онлайн сети. При этом учёный признаёт, что большая часть индивидуумов пользуются специфическими функциями интернета, которых нет вне этого пространства -специализированные чаты или игры. Пользователи испытывают зависимость именно от интернета, используя киберпространство как уникальный виртуальный мир, со своими оригинальными свойствами. Вопрос о конкретных свойствах интернета, которые приводят индивидуума к личной зависимости пока, по мнению исследователя, не ясен. Учёный выделяет критерии, которые в совокупности определяют виртуальную зависимость.
1. Приоритетность - погружение в интернет приобретает первостепенное значение. Преобладает в мыслях и поведении.
2. Изменение настроения.
3. Толерантность - для достижения привычного эффекта необходимо увеличение времени интернет-сеансов.
4. Симптом отмены - изменение физиологических параметров при сокращении или отсутствии возможности работы в интернете (снижение жизненных функций, абстиненция).
5. Конфликт - межличностные и внутриличностные противоречия.
Р. Дэвис [22, с. 187 - 195] формулирует две формы интер-нет-аддикций.
- специфическое патологическое использование интернета - онлайн покупки, аукционы, гемблинг;
- общее патологическое использование интернета - общение в чатах, постоянное использование электронной почты.
Исследователь проблемы виртуальных аддикций Д. Сулер [23] проанализировал симптомы и социальные последствия этой зависимости. Ученый обеспокоен ситуацией, когда человечество создает и развивает технологии, для того, чтобы обеспечить контроль за происходящим в мире. При этом технологии оказались способными контролировать нас.
Наши изыскания коррелируют с данными исследователя интернет-зависимости Джанет Морэйхан-Мартин [24], как специалиста по психическому здоровью, считающей проблему виртуальных аддикций крайне противоречивой. Ставится под сомнение реальность самого феномена таковой зависимости. При этом исследователь соглашается с фактом, что небольшой, по её мнению, процент пользователей Интернета во всем мире подвержен разрушительному действию интернета, привносящему в их жизнь реальные проблемы. Вопрос критериев, терминологии, которые разрабатывают специалисты всего мира, не решен и не принят сообществом. Исследователь утверждает, что у всех, кто демонстрирует проблематичные варианты применения Интернета, присутствуют коморбидные расстройства личности, такие как депрессия, биполярное расстройство, тревожность, стеснительность в социальном окружении, дефицит внимания и гиперактивность. Виртуальные аддикции являются симптомом других зависимостей или заболеваний, и поэтому профилактика интернет зависимости как отдельной проблемы, означает игнорирование первичных проблем индивидуума.
М. Фенишел [25] отмечает, что критерии зависимости, применяемые чаще всего, опираются на соотношение времени, проведенного онлайн и времени, которое уделяется семье, работе, полноценному сну, а также на симптомы, включающиеся в случае отмены возможности войти в киберпространство. При этом у науки нет, на данный момент, стандартной и объективной процедуры измерения физиологической зависимости отмены при невозможности использования интернета.
С. Стерн [26, с. 419 -424] стоит на позиции отрицания проблемы виртуальных аддикций, считая, что интернет - такое же всепроникающее средство, какими были телефон и телевидение в момент их создания. Учёный рассматривает Интернет исключительно как передаточное средство, как посредника в реализации других реальных зависимостей.
Мы разделяем мнение отечественных исследователей В.В. Титовой, А.Л. Катковой [27], что фактор времени, проведённого за компьютером, не может рассматриваться в качестве основного или единственного критерия виртуальных аддикций. Виртуальная зависимость возникает как удовлетворение потребности к доступу в виртуальное пространство и это позволяет компенсировать коммуникативный дефицит и удовлетворить любые нереализованные потребности. Возникает замкнутый круг подростковых проблем. Виртуальные аддикты проявляют неспособность строить и развивать дружеские отношения, а это усугубляется отсутствием опыта общения с реальными людьми и навыков решения коммуникативных задач.
Д. Гринфилд [28, с. 61 - 75] отмечает, что интернет-зависимость неоднородна: это и стремление к новизне, тенденция к смене чувств, глубинная внутренняя привязанность к онлайн -общению, желание осознавать себя сетевым гением.
Тест для определения степени интернет-зависимости предложила А.Е. Жичкина [29], считая основными критериями интернет-зависимости эмоциональную зависимость от сети, снижение социальной, учебной и рабочей активности в реальной жизни.
К. Бирд [30] определяет те же критерии интернет-зависимости, постоянные непреходящие мысли об интернете, реше-
Библиографический список
ние проблем посредством погружения в виртуальную реальность.
В современном мире особой популярностью пользуется феномен одержимости от «селфи». Оксфордский словарь английского языка назвал «Селфи» словом 2013 года. [31]. Соответствует ли селфи критериям виртуальной зависимости? Исследователи М. Гриффитс и Джанартанан Баликришнан отвечают: « Да, а также нет. Да, потому что это явление вписывается в имеющиеся критерии зависимости. Нет, поскольку пока нет точного определения явления и диагностики» [32].
М. Сандомирский [33, с. 3 - 17] в своем исследовании относит селфи к новой социальной эпидемии. Обозначает данное явление как селфимания, селфицид.
Таким образом, все ученые, исследующие проблемы виртуальных аддикций, едины в том, что степени проявления зависимости могут быть различны. Безусловно, задача превенции состоит в том, чтобы не допустить появление подростковой интернет-зависимости или выявить проблему на ранней стадии. На наш взгляд, этому может способствовать теория реактивного сопротивления, базирующаяся на развитии социального иммунитета, социальной зрелости личности, защищенной нравственности и четком осознании подростка своего места в жизни.
1. Goldberg I. Internet addiction disorder. 1996.
2. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир интернета. 2000.
3. Young K.S. Caught in the Net, 1998.
4. Zimmerl H. B. Panocsh, Innsbruck, 1998.
5. Han D. Bupropion in the treatment of problematic online game play in patients with major depressive disorder, J. Psychoopharmacol, 2012; Vol. 26; № 5: 689 - 696.
6. Флорес Ф. Групповая психотерапия зависимостей. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2014.
7. Catanzaro S., Mearns J. Journal of counseling Psychology, Vol. (37)3, Jul. 1990: 306 - 312.
8. Кристалл Г. Интеграция и самоисцеление. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2014.
9. Пренски М. Аборигены и иммигранты цифрового мира. 2001. Availabte at: http//www.marcpencky.com
10. Young K. Internet addiction: symptoms evolution and treatment, Sarosta: Professional Resource Press, 1999, Vol 17.
11. Merresa H. Orzak Ph.D. Web Publishing. 1996 - 1999.
12. Лоскутова В. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивныхрасстройств. Автореферат диссертации ... кандидата медицинских наук. Новосибирск, 2004.
13. Tao R. Proposed diagnostic criteria for internet addiction. Addiction, 2010: 556 - 564.
14. Ko C., Yen J. Proposed diagnostic criteria of internet addiction for adolescents. J. Nerv Ment Dis., 2005: Vol. 193; № 11: 728 - 733.
15. Zhou Y. Gray matter abnormalities in internet addiction. European Journal of Radiology. 2011: Vol. 79; № 1: 92 - 95.
16. Егоров А. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамикам развития. Москва: Акрополь, 2009: 29 - 55.
17. Войскунский А. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета, Психологический журнал , 2004: Т. 25 (1): 90 - 100.
18. Шапкин С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований, Психологический журнал, 2009; Т. 20 (1): 86 - 102.
19. Завалишина О., Загуменных Н., Интернет-аддикция - одна из актуальных проблем современности, Научный журнал КубГАУ, 2015; № 105.
20. Малыгин В., Искандирова А. Интернет-зависимое поведение подростков. МГМСУ им. Евдокимова, 2015.
21. Griffiths M. Behavioral addiction: an issue for everybody. Workplace Learning, 1996.
22. Davis R. Cognitive-behavioral model of pathological internet use. Computers in Human Behavior, 2001: Vol. 17; № 24: 187 - 195.
23. Suler D. The Psychology of Cyberspace. Available at: www.suler/psycyber.html
24. Morgan-Martin J. Internet use and abuse and psychological problems. Oxford: Oxford University Press, 2008.
25. Fenichel M. Available at: http://www.fenichel.com
26. Stern S. Addiction to technologies. Cyber Psychology and Behavior. 2, 419.
27. Титова В., Катков А. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике, Санкт-Петербург: Педиатр, 2014; Т. 5; № 4.
28. Greenfield D. Virtual addiction, New York: Academic Press, 1998: 61 - 75.
29. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в интернете, Москва: Дашков и Ко, 2004.
30. Beard K. Modification in the Proposed Diagnostic Criteria for internet Addiction, Cyberpsychology & Behavior, № 4, 2011.
31. Wade N.J, The first scientific «Selfie?» 2014; 43 (11).
32. Pakay Dr., Shah B. Department of Community Medicine SRMC &RI, SRU Chennai, 116 India.
33. Сандомирский М. Новая социальная эпидемия. Москва: Психопатология и аддиктивная медицина. 2015; 1: 3 - 17. References
1. Goldberg I. Internet addiction disorder. 1996.
2. Yang K. Diagnoz - Internet-zavisimost'. Mir interneta. 2000.
3. Young K.S. Caught in the Net, 1998.
4. Zimmerl H. B. Panocsh, Innsbruck, 1998.
5. Han D. Bupropion in the treatment of problematic online game play in patients with major depressive disorder, J. Psychoopharmacol, 2012; Vol. 26; № 5: 689 - 696.
6. Flores F. Gruppovaya psihoterapiya zavisimostej. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2014.
7. Catanzaro S., Mearns J. Journal of counseling Psychology, Vol. (37)3, Jul. 1990: 306 - 312.
8. Kristall G. Integraciya isamoiscelenie. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2014.
9. Prenski M. Aborigeny i immigranty cifrovogo mira. 2001. Available at: http//www.marcpencky.com
10. Young K. Internet addiction: symptoms evolution and treatment, Sarosta: Professional Resource Press, 1999, Vol 17.
11. Merresa H. Orzak Ph.D. Web Publishing. 1996 - 1999.
12. Loskutova V. Internet-zavisimost' kak forma nehimicheskih addiktivnyh rasstrojstv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata medicinskih nauk. Novosibirsk, 2004.
13. Tao R. Proposed diagnostic criteria for internet addiction. Addiction, 2010: 556 - 564.
14. Ko C., Yen J. Proposed diagnostic criteria of internet addiction for adolescents. J. Nerv Ment Dis., 2005: Vol. 193; № 11: 728 - 733.
15. Zhou Y. Gray matter abnormalities in internet addiction. European Journal of Radiology. 2011: Vol. 79; № 1: 92 - 95.
16. Egorov A. Internet-zavisimost': psihologicheskaya priroda i dinamikam razvitiya. Moskva: Akropol', 2009: 29 - 55.
17. Vojskunskij A. Aktual'nye problemy psihologii zavisimosti ot Interneta, Psihologicheskij zhurnal , 2004: T. 25 (1): 90 - 100.
18. Shapkin S. Komp'yuternaya igra: novaya oblast'psihologicheskih issledovanij, Psihologicheskij zhurnal, 2009; T. 20 (1): 86 - 102.
19. Zavalishina O., Zagumennyh N., Internet-addikciya - odna iz aktual'nyh problem sovremennosti, Nauchnyj zhurnal KubGAU, 2015; № 105.
20. Malygin V., Iskandirova A. Internet-zavisimoe povedenie podrostkov. MGMSU im. Evdokimova, 2015.
21. Griffiths M. Behavioral addiction: an issue for everybody. Workplace Learning, 1996.
22. Davis R. Cognitive-behavioral model of pathological internet use. Computers in Human Behavior, 2001: Vol. 17; № 24: 187 - 195.
23. Suler D. The Psychology of Cyberspace. Available at: www.suler/psycyber.html
24. Morgan-Martin J. Internet use and abuse and psychological problems. Oxford: Oxford University Press, 2008.
25. Fenichel M. Available at: http://www.fenichel.com
26. Stern S. Addiction to technologies. Cyber Psychology and Behavior. 2, 419.
27. Titova V., Katkov A. Internet-zavisimost':prichiny imehanizmy formirovaniya, diagnostika, podhody klecheniyuiprofilaktike, Sankt-Peterburg: Pediatr, 2014; T. 5; № 4.
28. Greenfield D. Virtual addiction, New York: Academic Press, 1998: 61 - 75.
29. Zhichkina A. Social'no-psihologicheskie aspekty obscheniya vinternete, Moskva: Dashkov i Ko, 2004.
30. Beard K. Modification in the Proposed Diagnostic Criteria for internet Addiction, Cyberpsychology & Behavior, № 4, 2011.
31. Wade N.J, The first scientific «Selfie?» 2014; 43 (11).
32. Pakay Dr., Shah B. Department of Community Medicine SRMC &RI, SRU Chennai, 116 India.
33. Sandomirskij M. Novaya social'naya 'epidemiya. Moskva: Psihopatologiya i addiktivnaya medicina. 2015; 1: 3 - 17.
Статья поступила в редакцию 22.02.18
УДК 371
Murtuzalieva P.S., Director, Dagestan College of Culture and Arts (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Suleymanova Z.Z., Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF TRADITIONAL HERITAGE OF THE FORESTS OF DAGESTAN. The article deals with the traditional heritage of ancestors in the aesthetic education of younger schoolchildren. Creative heritage of ancestors has developed and organized many valuable concepts, methods and techniques that preserve the relevance to this day and can be used with success in the practice of modern school. This primarily refers to aesthetic education. It is considered in detail that the study of the creative heritage of the ancestors of Dagestan has invaluable educational significance, contributes to the revival of creative abilities, observance, spiritual, aesthetic education of the individual, the disclosure of the understanding of the cultural phenomenon of people. The authors conclude that folk culture and folk pedagogy are a wide field of activities for teachers, on the basis of which it is possible to create a number of projects with a high final effectiveness and high level of training quality, aesthetic upbringing and socialization that corresponds to modern requirements of education.
Key words: aesthetic education, creative heritage of ancestors, junior schoolchildren, traditional heritage.
П.Ш. Муртузалиева, директор ГБПОУ РД «Дагестанский колледж культуры и искусств, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
З.З. Сулейманова, преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ
В статье рассматриваются традиционного наследия предков в эстетическом воспитании младших школьников. Творческое наследие предков накопило и систематизировало много ценных понятий, методов и приемов, которые сохраняют значимость по сей день и с успехом могут быть использованы в практике современной школы. В первую очередь это относится к эстетическому воспитанию. В статье показано, что изучение творческого наследия предков Дагестана имеет неоценимое воспитательное значение, способствует пробуждению творческих способностей, наблюдательности, духовному, эстетическому воспитанию личности, раскрытию понимания культурного феномена народа. Авторы делают вывод о том, что народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, эстетического воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, творческое наследие предков, младшие школьники, традиционное наследие.
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чём остановить свое внимание? Какой из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.
По нашему мнению, ответы на эти вопросы лежат в изучении такого важного направления в развитии личности - как эстетическое воспитание школьников. Анализ литературы по данной теме помог нам выработать собственное мнение.
Дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. «В духовной жизни, - отмечает Э.В. Ильенкова, - повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль» [1, с. 92]. При этом красотой доставляется удовольствие и наслаждение, стимулируется трудовая активность, делаются приятные встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, а комическое помогает бороться с недостатками.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в каче-
стве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
«Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом. Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способно-стей»[2, с. 69].
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и силь-