Научная статья на тему 'Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы'

Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2248
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET ADDICTION / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / COMPUTER ADDICTION / КИБЕРАДДИКЦИЯ / CYBERADDICTION / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / COMPUTER GAMES / МАССОВЫЕ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ОНЛАЙН-ИГРЫ / MASSIVELY MULTIPLAYER ONLINE GAMES / CYBERSOCIALIZATION / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIGITAL COMPETENCE / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысак И.В.

Понятие «Интернет-зависимость» вошло в научный оборот в середине 1990-х гг., однако до сегодняшнего времени данный вид зависимости не включен в диагностические руководства для медиков и в большинстве стран рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Формированию данного вида аддикции способствуют медико-биологические факторы, в частности, межполушарная асимметрия, повышенная нервно-психическая истощаемость, психологические: чувство одиночества, застенчивость, эмоциональная напряжённость, социальные: внутрисемейные конфликты, недостаток общения со сверстниками, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Сторонники концепции Интернет-зависимости или компьютерной зависимости формулируют ее признаки по аналогии с признаками зависимости от азартных игр. Противники подчеркивают, что Интернет является лишь средством, с помощью которого можно приобрести иные зависимости. Особый исследовательский интерес вызывает игровая компьютерная аддикция, свойственная подросткам и молодёжи. Распространенность компьютерных сетей актуализирует задачу обучения детей технике безопасного использования компьютера и Интернета, формированию у них цифровой компетентности, что позволит снизить число Интернет-зависимых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER AND INTERNET ADDICTION: THE EVOLUTION OF APPROACHES TO STUDYING THE ISSUE

The concept of Internet addiction was first established in scientific research in the mid 90s, but it is not yet included in medical diagnostic guides. In many countries it is considered to be a psychological and pedagogical problem rather than a medical one. The development of this type of addiction is facilitated by medical and biological factors, in particular, interhemispheric asymmetry, increased neuropsychic exhaustion; psychological factors such as a feeling of loneliness, shyness, emotional tension; social factors such as internal family conflicts, a lack of communication with peers, and problems in relationships with the opposite sex. Supporters of the concept of Internet addiction or computer addiction formulate their characteristics by analogy with the characteristics of gambling addiction. Opponents emphasize that the Internet is only an instrument for falling into addictions. There is special research interest in computer gaming addiction, which is particular among teenagers and young people. The spread of computer networks makes it important to teach children how to use computers and the Internet safely, to provide them digital competence in order to reduce the number of people with Internet addiction.

Текст научной работы на тему «Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы»

- техническая переналадка: отрезки повседневности, выраженные в формах, обеспечивающих достижение утилитарных целей (например, тренировка);

- пересадка: допущение того, что имеет место, с одной стороны, удержание участника коммуникации в рамках привычной для него системы фреймов, с другой стороны, имеются достаточно сильные мотивы, выводящие его за пределы привычности (например, участие богатых людей в дешевых распродажах) [2].

Адекватность восприятия ситуации означает ее полное включение в определенную систему фреймов для участника коммуникации. Однако, эта адекватность формируется не только самим субъектом, но и другими участниками коммуникации, что позволяет индивиду скорректировать свою точку зрения, понимая и принимая те системы фреймов, в которых действуют другие участники.

Совокупность социальных ролей определяет сферу коммуникаций индивида. Понятно, что в этой сфере можно выделить как основную линию (например, связанную с профессией, пристрастиями, интересами), так и второстепенную, на которой индивид не сосредоточен, но знает о её существовании, имеет её в виду.

Характер конкретного фрейма деятельности связан с характером той ролевой формулы личности, по которой он организован.

Между этими линиями (потоками) существуют границы, которые определяются маркерами (знаками). Эти маркеры - И. Гофман называет их «специальными наборами пограничных знаков» - обозначают не только границы, но и являются связками различных систем фреймов: любая граница не только разделяет, но и связывает [2].

Библиографический список

Социальные роли личности означают ее взаимодействие, совместную деятельность, коммуникацию с другими. Коммуникацию формирует фрейм совместной деятельности. При этом возможны следующие способы взаимодействия:

- у участников существует единое адекватное понимание ситуации и своего места в ней. В этом случае «возможно простое применение первичных систем фреймов»;

- система фреймов одного из участников взаимодействия доминирует. В этом случае имеет место манипуляция или обман, что угрожает дискредитацией коммуникации.

- имеет место самообман, выраженный в форме иллюзии, что также может привести к дискредитации взаимодействия.

Для того, чтобы избежать таких сбоев (ошибок взаимодействия) человек, по И. Гофману, должен:

- получить дополнительную информацию;

- внимательно отнестись к ней;

- сопоставить ее с уже имеющейся с целью выявления ошибок и заблуждений.

В результате происходит «когнитивная перестройка сознания человека» и проясняется фрейм событий.

Таким образом, пытаясь охватить в целом концепцию фреймов И. Гофмана, можно сделать следующие выводы:

- основу жизни общества составляет повседневная деятельность людей;

- эта деятельность воспринимается как «серьезная»;

- производными от повседневной деятельности являются «забава, обман, эксперимент, репетиция, мечта, фантазия, ритуал, публичная демонстрация» и пр.;

- в процессе повседневной деятельности общества формируется система первичных фреймов, являющихся основой любого индивидуального или группового взаимодействия.

1. Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б. Социальный конструктивизм Дж. Джерджена. Символ науки. Международный научный журнал. 2017; 3.

2. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Москва, 2004.

3. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев. Под общей редакцией В.А. Ядова, Е. . Даниловой, К. Клеман. Москва, 2010.

4. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. Москва, 2004.

5. Вахштайн В.С. Книга о реальности социальной реальности. Рецензия на книгу: Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. Социологический журнал. 2004; 3 - 4.

6. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. Москва, 2005.

References

1. Kvita G.N., Van'kov S.P., Svarovskaya E.B. Social'nyj konstruktivizm Dzh. Dzherdzhena. Simvol nauki. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017; 3.

2. Gofman I. Analiz frejmov. 'Esse ob organizacii povsednevnogo opyta. Moskva, 2004.

3. Kak lyudi delayut sebya. Obychnye rossiyane v neobychnyh obstoyatel'stvah: konceptual'noe osmyslenie vos'mi nablyudavshihsya sluchaev. Pod obschej redakciej V.A. Yadova, E. . Danilovoj, K. Kleman. Moskva, 2010.

4. Batygin G.S. Kontinuum frejmov: sociologicheskaya teoriya Irvinga Gofmana. Gofman I. Analiz frejmov: 'esse ob organizacii povsednevnogo opyta. Moskva, 2004.

5. Vahshtajn V.S. Kniga o real'nosti social'noj real'nosti. Recenziya na knigu: Gofman I. Analiz frejmov: 'esse ob organizacii povsednevnogo opyta. Sociologicheskij zhurnal. 2004; 3 - 4.

6. Bakulev G.P. Massovaya kommunikaciya: Zapadnye teoriii koncepcii. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 16.04.17

УДК 159.99:616.89-008.48

Lysak I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: ivlysak@sfedu.ru

COMPUTER AND INTERNET ADDICTION: THE EVOLUTION OF APPROACHES TO STUDYING THE ISSUE. The concept of Internet addiction was first established in scientific research in the mid 90s, but it is not yet included in medical diagnostic guides. In many countries it is considered to be a psychological and pedagogical problem rather than a medical one. The development of this type of addiction is facilitated by medical and biological factors, in particular, interhemispheric asymmetry, increased neuropsychic exhaustion; psychological factors such as a feeling of loneliness, shyness, emotional tension; social factors such as internal family conflicts, a lack of communication with peers, and problems in relationships with the opposite sex. Supporters of the concept of Internet addiction or computer addiction formulate their characteristics by analogy with the characteristics of gambling addiction. Opponents emphasize that the Internet is only an instrument for falling into addictions. There is special research interest in computer gaming addiction, which is particular among teenagers and young people. The spread of computer networks makes it important to teach children how to use computers and the Internet safely, to provide them digital competence in order to reduce the number of people with Internet addiction.

Key words: Internet addiction, computer addiction, cyberaddiction, computer games, massively multiplayer online games, cybersocialization, digital competence.

И.В. Лысак, д-р филос. наук, проф. Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: ivlysak@sfedu.ru

КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Понятие «Интернет-зависимость» вошло в научный оборот в середине 1990-х гг., однако до сегодняшнего времени данный вид зависимости не включен в диагностические руководства для медиков и в большинстве стран рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Формированию данного вида аддикции способствуют медико-биологические факторы, в частности, межполушарная асимметрия, повышенная нервно-психическая истощаемость, психологические: чувство одиночества, застенчивость, эмоциональная напряжённость, социальные: внутрисемейные конфликты, недостаток общения со сверстниками, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Сторонники концепции Интернет-зависимости или компьютерной зависимости формулируют ее признаки по аналогии с признаками зависимости от азартных игр. Противники подчеркивают, что Интернет является лишь средством, с помощью которого можно приобрести иные зависимости. Особый исследовательский интерес вызывает игровая компьютерная аддикция, свойственная подросткам и молодёжи. Распространенность компьютерных сетей актуализирует задачу обучения детей технике безопасного использования компьютера и Интернета, формированию у них цифровой компетентности, что позволит снизить число Интернет-зависимых.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, компьютерная зависимость, кибераддикция, компьютерные игры, массовые многопользовательские онлайн-игры, киберсоциализация, цифровая компетентность.

В середине 1990-х гг., когда понятие «Интернет-зависимость» только входило в научный оборот, Интернет-технологии были доступны немногим в силу дороговизны, а персональными компьютерами пользовались, преимущественно, люди, которым они были необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности. С тех пор многое изменилось. Удешевление технических устройств и технологий связи привели к тому, что многие привычные повседневные действия все чаще переносятся в Интернет-пространство: уплата налогов, приобретение товаров и услуг, обучение и трудовая деятельность для многих уже немыслимы без современных компьютерных технологий. Компьютер и Интернет стали привычным фоновым окружением повседневности, без которых не мыслят себя не только студенты и программисты, но и пенсионеры, и домохозяйки. В высокотехнологичном обществе человек, не умеющий пользоваться компьютером, часто чувствует себя неполноценным: без посторонней помощи он не может приобрести билеты на самолет, записаться на прием к врачу, оплатить коммунальные услуги. Подключение к Интернету становится жизненной необходимостью, что, безусловно, заставляет пересматривать традиционные подходы к Интернет-зависимости. Критерии, сформулированные 20 лет назад, такие как «побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег» [1, с. 92] или «навязчивое желание проверить e-mail» [2] в настоящее время утратили свою актуальность. Однако исследовательский интерес к проблеме Интернет-зависимости в последние годы только возрастает. Рассмотрим краткую историю изучения данного вида зависимости и современное состояние ее исследования.

Как известно, одними из первых к изучению Интернет-зависимости обратились американские ученые-психиатры И. Голдберг (I. Goldberg), К. Янг (K. Young), Д. Гринфилд (D. Greenfield) и К. Суррат (C. Surratt), предложившие набор диагностических критериев, позволяющих выявлять Интернет-зависимость, а также опубликовавшие на основе проведённых исследований первые монографии. Следует отметить, что изначально И. Голдберг использовал понятие «Интернет-зависимость» в шутку, не считая её подлинной зависимостью, однако, когда он создал группу психологической поддержки Интернет-аддиктов, к нему обратились сотни людей, заявлявших, что им требуется профессиональная помощь для преодоления зависимости. Именно с легкой руки И. Голдберга термин прижился и стал использоваться в научном обороте. К основным критериям, позволяющим диагностировать Интернет-зависимость, перечисленные выше исследователи относили: нежелание даже на короткое время отвлечься от деятельности в Интернете; плохое самочувствие, повышенную раздражительность и возбудимость в случае, если это приходится делать; увеличение денежных трат на обеспечение работы Интернета; стремление преуменьшать длительность нахождения в сети; уменьшение физической активности, пренебрежение качеством употребляемой пищи и личной гигиеной, вызванные нежеланием тратить на это время в ущерб времени, проведенному в Интернете. По мнению И. Голдберга, психологическая зависимость от Интернета проявляется в синдроме отмены, напоминающем тот, который возникает у курильщиков или наркоманов, с той разницей, что в нём отсутствует физиологический компонент [3]. На первый план при Интернет-зависимости выходит патологическое изменение потребностей и мотивов, смыслообразу-ющим мотивом становится именно потребность нахождения в Интернете, все остальные отходят на второй план.

Близкими по смыслу к понятию «Интернет-зависимость» являются термины «кибераддикция», «компьютерная аддикция» или «компьютерная зависимость». Под последней понимается «патологическое пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми» [4, с. 22]. Следует учитывать, что признаком зависимости является не время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов человека, отказ от других видов деятельности [5]. Современные исследования компьютерной зависимости показывают, что её нельзя отождествлять с зависимостью от психоактивных веществ. Так, наркотическая аддикция с течением времени постепенно возрастает, для неё характерна монотонная динамика. Компьютерная аддикция, напротив, усиливается только до определенного максимума, после которого она снижается [6, с. 169]. Динамика снижения зависит от индивидуальных особенностей личности, а также от её социального окружения.

Исследователи, занимающиеся изучением Интернет-зависимости, уделяют пристальное внимание выявлению факторов, способствующих ее возникновению. Как правило, выделяют медико-биологические и психологические факторы, приводящие к аддикции. К медико-биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению Интернет-зависимости относят функциональную межполушарную асимметрию, наличие минимальной мозговой дисфункции, повышенную нервно-психическую исто-щаемость, слабость функций активного внимания, нарушение манипулятивно-игровой деятельности и др. [7]. Среди психологических факторов выделяют чувство одиночества, застенчивость, эмоциональную напряженность, замкнутость, приводящую к проблемам в непосредственном межличностном общении [8, с. 495]. Как правило, аддикты характеризуются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, неприятием своего физического облика, наличием фрустрированных потребностей. Среди социальных причин Интернет-зависимости можно выделить неблагополучие семейных отношений, внутрисемейные конфликты, недостаток общения со сверстниками, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом.

Следует отметить, что далеко не все специалисты склонны выделять Интернет-зависимость и компьютерную зависимость в качестве самостоятельных разновидностей аддиктивного поведения. Например, английский психиатр Ф. Ленихэн (Р Lenihan) критикует существующие подходы к Интернет-зависимости, акцентирующие внимание на выделении ее негативных последствий [9]. Он подчёркивает, что Интернет является лишь средством, с помощью которого можно пристраститься, например, к азартным играм, многопользовательским компьютерным играм или порнографии. Если это произошло, следует говорить о сформировавшейся зависимости от азартных игр или от порнографии, а не относить таких людей к одной общей категории зависимых от Интернета, основываясь только на опосредующем механизме. Ф. Ленихэн пишет, что никому не приходит в голову считать мужчин, которые слишком быстро ездят на автомобиле, тех, кто ездит вдоль обочины дороги в поисках проституток, или тех, кто едет на автомобиле в магазин, чтобы купить спиртное, страдающими единым болезненным пристрастием к автомобилю. Однако, в случае с Интернет-зависимостью происходит подмена цели и средств: опосредующий механизм объявляется причиной зависимости [9, с. 32]. По мнению Ф. Ленихэна, Интернет

- не более чем механизм, посредством которого могут формироваться зависимости. Таким образом, противники использования терминов «Интернет-зависимость» или «компьютерная зависимость» утверждают, что существующие у индивида зависимости от азартных игр, общения в социальных сетях, от шоппинга в Интернете или от компьютерных игр, реализуются посредством компьютера и Интернета. Компьютер и Интернет являются всего лишь средствами для реализации других аддикций.

В настоящее время диагнозы «Интернет-зависимость» и «компьютерная зависимость» отсутствуют в официальной классификации болезней. Их нет в ныне действующей Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), а также в американском Пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-5), опубликованном в 2013 г. Между тем, Американская психиатрическая ассоциация (APA) поместила в III раздел DSM-5, в котором содержатся личностные расстройства, нуждающиеся в дальнейшем изучении и рассмотрении на предмет возможного включения в перечень в будущем, игровую Интернет-зависимость (Internet Gaming Disorder) [10].

В ряде стран, например, в Китае компьютерная зависимость официально признана заболеванием в 2008 г. Еще с 2006 г. китайские власти стали финансировать 8 клиник, занимающихся оказанием помощи Интернет-зависимым, а в Пекине был создан первый реабилитационный центр по лечению компьютерной зависимости. В настоящее время в Китае действует более 300 специализированных учреждений, занимающихся лечением зависимости от Интернета [11]. Интернет-зависимость в Китае рассматривается как одна из разновидностей психоза. В стране разработан ряд методик для диагностики этого заболевания. Так, согласно шкале, разработанной Центральным военным госпиталем Пекинского округа, человек, проводящий в Интернете свыше 6 часов в сутки в течение 3 месяцев, признается аддиктом, если эта деятельность не связана с работой или учебой [11, с. 118].

Для лечения Интернет-зависимости в Китае используются психотропные средства, в частности прозак, применяются средства народной медицины, например, мушмула японская, эффективным средством считается электросудорожная терапия, разработанная изначально для лечения шизофрении, а также психотерапия. Считается, что наиболее действенным способом излечения от компьютерной зависимости является закрытая госпитализация. Получили распространение в Китае и трудовые оздоровительные центры для Интернет-зависимых подростков, в которых полувоенная дисциплина, занятия спортом и физический труд сочетаются с применением электрошоковой терапии и гипноза. С такими центрами связан скандал, разразившийся в китайском обществе после того, как 2 августа 2010 г. в одном из них умер подросток. Расследование его смерти, внимание к которой привлекли китайские диссиденты, показало, что в подобных центрах распространены избиения и ограничение питания [12].

Несмотря на то, что вопрос об отнесении Интернет-зависимости к заболеваниям остается открытым, специализированные клиники по лечению данного вида аддикции существуют в США, а также в Южной Корее, Таиланде, Вьетнаме. В этих же странах широко применяется система так называемого «родительского контроля» за использованием Интернета, заключающаяся в автоматическом его отключении после пяти часов непрерывного использования. В Финляндии Интернет-зависимость рассматривается как одна из возможных причин предоставления отсрочки от военной службы. Во многих странах ведется консультативная работа с аддиктами. Психологическая помощь им направлена прежде всего на снижение тревожности, воспитание волевых качеств, формирование новых жизненных увлечений, улучшение отношений с социальным окружением. Для снижения зависимости применяется семейная психотерапия и аутогенные тренировки.

Отдельного внимания заслуживает игровая компьютерная аддикция (гейм-аддикция, кибераддикция, кибернетическая лу-домания), усилившаяся после появления сетевых многопользовательских игр. Под игровой компьютерной аддикцией понимают нехимическую зависимость, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми, в которых играющий отождествляет себя с виртуальным персонажем и действует от его имени. О зависимости от компьютерных игр можно говорить в том случает, если в угоду игре человек начинает уклоняться от других видов активности: учебы, работы, общения с социальным окружением. Увлеченность игрой у аддиктов граничит с фанатизмом,

вызывает агрессию в отношении того, что препятствует игре. Геймеры оценивают реальный мир как неинтересный, но необходимый, а виртуальный как захватывающее подобие реальности. Как правило, аддикт ощущает дискомфорт в реальной жизни и стремиться уйти от существующих проблем в виртуальную среду, степень контроля над которой у него значительно выше. Игра является способом ухода от проблем, существующих в реальной жизни. Она позволяет смоделировать такие ситуации, в которых человек никогда не был и не сможет побывать, но которые являются для него весьма привлекательными. В компьютерных играх возможности информационных технологий соединяются с присущим человеку стремлением к развлечениям. Игра служит средством снижения уровня депрессии, снятия стресса, хотя порой и сама может являться стрессогенным средством. Кроме того, создание компьютерных игр в настоящее время превратилось в мощную индустрию с оборотами в миллиарды долларов, представители которой заинтересованы в широком распространении своей продукции. Разработчики игр делают все для того, чтобы пользователь проводил в игре как можно больше времени, создавая длительные миссии, предлагая ежедневно меняющиеся задания, изобретая систему различных вознаграждений и стимулов. Причем вознаграждения могут быть не только виртуальными. Во многих играх можно заработать реальные деньги, продавая виртуальные товары и персонажей, развитых до высокого уровня. Широко используется создателями игр также дух состязательности, соперничества, присущий человеку. Можно сказать, что создатели современных компьютерных игр заинтересованы в формировании зависимости от их продукции, ведь это приносит им существенные доходы. Популяризации компьютерных игр способствуют и проходящие в различных странах мира турниры геймеров, призовые фонды которых доходят до миллиона долларов.

Согласно исследованиям психологов, зависимость от компьютерных игр существует у 5 % современных детей [13]. Пик зависимости приходится на возраст от 12 до 15 лет, причем на одну страдающую зависимостью девочку приходится около 10 мальчиков. Это, вероятно, обусловлено тем, что кризис подросткового возраста ярче проявляется именно у мальчиков. Подростки, испытывающие трудности с адаптацией к реальной социокультурной среде, часто имеющие заниженную самооценку, в виртуальном пространстве чувствуют себя намного увереннее, ощущают собственную значимость и способность влиять на происходящее. Зависимость от компьютерных игр чаще формируется у городских жителей, которые находятся в высокотехнологичной среде, сельские жители, живущие в соответствии с ритмами природы, менее склонны к данному виду аддикции. Кроме того, и технические возможности участия в массовых многопользовательских онлайн-играх на селе не всегда имеются.

Если вопрос об отнесении Интернет-аддикции и её разновидностей к заболеваниям на сегодняшний день остается открытым, то её негативное воздействие на психику человека не вызывает сомнений. Зависимость приводит к искаженному восприятию как собственной личности, так и окружающей действительности, способствует социальной дезадаптации.

Актуальность проблемы зависимости от Интернета в целом, и от массовых многопользовательских онлайн-игр в частности возрастает в связи с увеличением числа пользователей компьютерных сетей. Так, по данным Всероссийского омнибуса GfK, в 2016 г. аудитория Интернет-пользователей в России в возрасте от 16 лет и старше составляла около 84 млн. человек или 70,4 % от общего числа жителей этой возрастной категории [14]. Как отмечает директор Фонда развития Интернет Г. В. Сол-датова, за последние три года количество детей с высоким уровнем Интернет-активности, проводящих в сети 8 часов, увеличилось в два раза. Если в 2013 г. треть жизни в Сети проводил каждый седьмой подросток, то в 201б г. - почти каждый третий (32 %) [15]. Интернет современные дети рассматривают не как технологию, а как своего рода «среду обитания», они живут одновременно в двух мирах: реальном и цифровом, виртуальном. В условиях виртуализации образа жизни актуальной задачей является не изоляция детей и подростков от Интернета, а обучение их поведению в компьютерных сетях, для обозначения которой используется термин «киберсоциализация» [6, с. 167]. Необходимо научить детей технике безопасного использования компьютера и Интернета, сформировать у них цифровую компетентность - способность эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности. Это позволит уменьшить негативные по-

следствия влияния Интернета на личность и снизить число Интернет-зависимых.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречивые взгляды на проблему Интернет-зависимости или компьютерной зависимости. Одни исследователи считают ее самостоятельным видом аддикции и добиваются включения в медицинские диагностические руководства. Другие, напротив, полагают, что Интернет и компьютер являются не более чем средствами формирования зависимостей иного рода. В ряде стран, в частности в Китае, Интернет-зависимость признается заболеванием, в других - рассматривается как психолого-педагогическая

Библиографический список

проблема, требующая внимания специалистов. Поскольку в случае с Интернет-аддикцией отсутствует физиологическое привыкание к объекту зависимости, именно психолого-педагогическая коррекция данного вида аддикции представляется наиболее эффективной. Снижению числа аддиктов, особенно среди детей школьного возраста, может способствовать формирование у них цифровой компетентности и навыков безопасной работы в Интернете, что, в свою очередь требует повышения информационной культуры педагогов и родителей, часто отстающих от своих детей в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал. 2004; Т. 25, № 1: 90 - 100.

2. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир Интернет. 2000; 2: 24 - 29.

3. Goldberg I. Internet addiction disorder: Diagnostic criteria. Available at: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/supportgp.html

4. Дроздикова-Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика. Казань: Отечество, 2012.

5. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий. Естествознание в школе. 2005; 4: 35 - 39.

6. Ким В.С. Компьютерные игры и виртуальные миры. Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2011; 4: 166 - 172.

7. Антропова Л.К., Андронникова О.О., Куликов В.Ю., Козлова Л.А. Интернет-зависимость и ее взаимосвязь с межполушарной асимметрией и поведенческими особенностями личности. Медицина и образование в Сибири: Сетевое научное издание. 2011; № 3. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=485

8. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков. Образовательные технологии и общество. 2013; Т. 16, № 4: 493-503.

9. Lenihan F. Computer addiction - a sceptical view: Invited commentary on: Lost online. Advances in Psychiatric Treatment. 2007; Vol. 13: 31 - 33.

10. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-V, 2013 Available at: https://psicovalero.files.wordpress. com/2014/06/dsm-v-manual-diagnc3b3stico-y-estadc3adstico-de-los-trastornos-mentales.pdf

11. Ван Ш.-Л., Войскунский А.Е., Карпухина А.И. Психолого-медицинские аспекты применения интернета в Юго-Восточной Азии. Интернет и современное общество: ТрудыXIVВсероссийской объединенной конференции. Под редакцией А.В. Чугунова. Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2011: 117 - 120.

12. Ван Ш.-Л. Проблема интернет-зависимости в Китае: психология, культура, политика. Психология и психотехника. 2012; 12: 53 - 63.

13. Conrad B. What percentage of teens and children are addicted to video games? Available at: http://www.techaddiction.ca/child-video-game-addiction.html

14. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России. Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/ issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/

15. Солдатова Г. Цифровое детство: новые риски и безопасность. Available at: http://files.runet-id.com/2017/csf17/07feb.csf17-3.3--soldatova.pdf

References

1. Vojskunskij A.E. Aktual'nye problemy psihologii zavisimosti ot Interneta. Psihologicheskij zhurnal. 2004; T. 25, № 1: 90 - 100.

2. Yang K.S. Diagnoz - Internet-zavisimost'. Mir Internet. 2000; 2: 24 - 29.

3. Goldberg I. Internet addiction disorder: Diagnostic criteria. Available at: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/supportgp.html

4. Drozdikova-Zaripova A.R., Valeeva R.A., Shakurova A.R. Pedagogicheskaya korrekciya komp'yuternoj zavisimosti u podrostkov gruppy riska: teoriya, praktika. Kazan': Otechestvo, 2012.

5. Pribylova Yu.O. Psihologicheskie problemy sovremennyh shkol'nikov v oblasti informacionnyh tehnologij. Estestvoznanie v shkole. 2005; 4: 35 - 39.

6. Kim V.S. Komp'yuternye igry i virtual'nye miry. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. 2011; 4: 166 - 172.

7. Antropova L.K., Andronnikova O.O., Kulikov V.Yu., Kozlova L.A. Internet-zavisimost' i ee vzaimosvyaz' s mezhpolusharnoj asimmetriej i povedencheskimi osobennostyami lichnosti. Medicina i obrazovanie v Sibiri: Setevoe nauchnoe izdanie. 2011; № 3. Available at: http://ngmu. ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=485

8. Maslova Yu.V. Pozitivnye i negativnye aspekty ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij u detej i podrostkov. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2013; T. 16, № 4: 493-503.

9. Lenihan F. Computer addiction - a sceptical view: Invited commentary on: Lost online. Advances in Psychiatric Treatment. 2007; Vol. 13: 31 - 33.

10. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-V, 2013 Available at: https://psicovalero.files.wordpress. com/2014/06/dsm-v-manual-diagnc3b3stico-y-estadc3adstico-de-los-trastornos-mentales.pdf

11. Van Sh.-L., Vojskunskij A.E., Karpuhina A.I. Psihologo-medicinskie aspekty primeneniya interneta v Yugo-Vostochnoj Azii. Internet i sovremennoe obschestvo: Trudy XIV Vserossijskoj ob'edinennoj konferencii. Pod redakciej A.V. Chugunova. Sankt-Peterburg: Fakul'tet filologii i iskusstv SPbGU, 2011: 117 - 120.

12. Van Sh.-L. Problema internet-zavisimosti v Kitae: psihologiya, kul'tura, politika. Psihologiya ipsihotehnika. 2012; 12: 53 - 63.

13. Conrad B. What percentage of teens and children are addicted to video games? Available at: http://www.techaddiction.ca/child-video-game-addiction.html

14. Issledovanie GfK: Tendencii razvitiya Internet-auditorii v Rossii. Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/

15. Soldatova G. Cifrovoe detstvo: novye riski i bezopasnost'. Available at: http://files.runet-id.com/2017/csf17/07feb.csf17-3.3--soldatova.pdf

Статья поступила в редакцию 06.06.17

УДК 159

Raeva D.A., postgraduate, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: dar.raewa2010@yandex.ru Cheremisova I.V., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: cheremisova.iv@gmail.com

"ECOLOGICAL I-IMAGE": THEORETICAL UNDERSTANDING AND PRACTICAL RESEARCH. The article reveals a problem of theoretical understanding and practical study of the "ecological I-image" of an individual. The work presents an analysis and systi-matization of the understanding of the "ecological I-image" of a personality as a psychological phenomenon. The theoretical analysis has shown that it is necessary to distinguish between the concepts of "ecology" and "ecological", since they carry a different semantic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.